Председательствовал: Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Густов
Присутствовали:
члены Правительственной комиссии по - Е.В.Басин, В.В.Авдеев,
реформированию жилищно-коммунального В.А.Аверченко, В.Н.Ампилогов,
хозяйства в Российской Федерации И.В.Бычковский, А.Д.Василевский,
А.Г.Голов, В.Н.Горин, А.В.Киц,
Н.Б.Косарева, Ю.В.Котляров,
А.Г.Кузнецов, А.А.Латкин,
Б.И.Минц, В.И.Овченков,
З.Н.Ойкина, Л.Н.Чернышов,
П.Б.Шелищ, М.М.Шогенов
заместители руководителей, - Н.Д.Бойко, А.А.Дронов, И.И.Дуда,
ответственные работники федеральных А.Н.Голомолзин, Н.Н.Жуков,
органов исполнительной власти Д.А.Зимин, Ю.В.Коковихин,
А.Д.Кочегаров, В.М.Локтионов,
С.А.Михайлов, И.А.Новожилов,
М.Н.Сидоров, А.И.Терещенко,
С.М.Тихонов, Л.К.Чемерицкий,
Н.Д.Яшин
заместители руководителей, - М.С.Гавунас, Г.К.Касюк,
ответственные работники органов А.Н.Лихачев, В.А.Попов,
исполнительной власти субъектов Г.Ф.Терехов
Российской Федерации, местного
самоуправления
ответственные работники Аппарата - А.А.Прокопьев, С.В.Бугаев,
Правительства Российской Федерации А.Ф.Гореленко, А.А.Лесников,
В.В.Шилов
Представители научно-исследовательских и общественных организаций,
фондов, средств массовой информации
I. О проекте Концепции ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
(Чернышов, Басин, Ойкина, Овченков, Голов, Киц, Горин, Котляров,
Коковихин, Прокопьев, Василевский, Лихачев, Густов)
1. Принять к сведению информацию Госстроя России о проекте Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, отметить ее своевременность и необходимость для определения единого отраслевого подхода ценообразования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Считать важным направлением дальнейшего реформирования ценовой и тарифной политики соблюдение баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг на основе учета уровня развития регионов, связанных с природно-климатическими и социально-экономическими особенностями территорий, реальной платежеспособности населения, состояния основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и процессов их реструктуризации и демонополизации.
Госстрою России в месячный срок доработать проект Концепции с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Комиссии, согласовать с МАП России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, и представить в январе 1999 года на утверждение Комиссии.
Определить перечень документов по нормативно-правовому обеспечению ценового регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве на федеральном уровне, а также рекомендаций, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, подлежащих разработке в 1999 году, и утвердить его в установленном порядке.
2. Госстрою России в двухмесячный срок проработать в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предложения об отмене налога на добавленную стоимость для предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на основе разработанной Концепции:
в 1999 году завершить проведение необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
разграничить полномочия в сфере установления цен и тарифов на услуги ЖКХ, шире использовать методы регулирования, не допуская значительных (в десятки раз) расхождений в уровне цен на одноименные виды услуг на закрепленной территории;
продолжить формирование собственных правовых и нормативно-методических баз по вопросам ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
II. О выводе на федеральный (общероссийский) оптовый
рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) предприятий
коммунальной энергетики на примере ПЭГУП "Псковоблэнерго"
(Авдеев, Бойко, Голомолзин, Овченков, Попов, Шогенов,
Касюк, Гавунас, Василевский, Ойкина, Густов)
1. Принять к сведению информацию Госстроя России, ФЭК России и МАП России о выводе на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) предприятий коммунальной энергетики на примере ПЭГУП "Псковоблэнерго" и подготовки необходимых обоснований и расчетов по выводу ГУП "Ставрополькоммунэлектро".
Отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (ст.1), коммунальные энергетические предприятия являются энергоснабжающими организациями. Положениями ряда ранее вышедших постановлений Правительства Российской Федерации организациям коммунальной энергетики устанавливается статус потребителя, что ограничивает права предприятий, устраняет их с оптового рынка электроэнергии и ставит в неравные условия по отношению к предприятиям РАО "ЕЭС России". Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления даны установки на ликвидацию коммунальных энергопредприятий и передачу их функций энергосбыта АО-энерго.
Вместе с тем, в регионах, где произошла передача функций сбыта, как правило, происходит повышение тарифов на энергоресурсы, резко снижается собираемость платежей, городским электросетям перечисляется от 30 до 7% от договорных сумм, что приводит к росту в них задолженности по зарплате, несвоевременной выплате налогов в местный бюджет, ухудшается надежность электроснабжения и управляемость энергосистемой. В конечном итоге страдает потребитель - население.
Одной из мер создания равных с АО-энерго условий для коммунальных энергопредприятий является вывод их на (ФОРЭМ). Это позволит значительно снизить их затраты (по предварительным расчетам они снизятся в ПЭГУП "Псковоблэнерго" на 14%, а в ГУП "Ставрополькоммунэлектро" - на 18%), уменьшить стоимость электроэнергии, что увеличит удельный вес платежей населения до уровней, предусмотренных Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
В то же время, вывод на ФОРЭМ коммунальных предприятий сдерживается нерешенностью ряда вопросов, включая несовершенство нормативно-правовой базы, системы учета электрической мощности, невысоким уровнем диспетчеризации, наличием кредиторской и дебиторской задолженности за полученную и отпущенную электроэнергию и другие.
2. ФЭК России:
оформить вывод на ФОРЭМ ПЭГУП "Псковоблэнерго" в 1 квартале 1999 года в порядке эксперимента и подготовить необходимые обоснования и расчеты по выводу на ФОРЭМ ГУП "Ставрополькоммунэлектро", определить для данных предприятий порядок расчетов за поставленную с ФОРЭМ электроэнергию и мощность по среднему тарифу;
при утверждении тарифов на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ предприятиям коммунальной энергетики, учитывать структуру потребления и тарифов по группам конечных потребителей, присоединенных к их электрическим сетям;
внести в 1 квартале 1999 года в утвержденный от 06.01.97 Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) дополнения и уточнения с учетом особенностей предприятий коммунальной энергетики.
3. Региональным энергетическим комиссиям Псковской области и Ставропольского края с участием ФЭК России:
оказывать содействие предприятиям ПЭГУП "Псковоблэнерго" и ГУП "Ставрополькоммунэлектро" в защите экономически обоснованного (в том числе среднего) тарифа и абонентной платы при их выводе на ФОРЭМ;
при расчете тарифов на электроэнергию устанавливать применяемый АО-энерго уровень рентабельности, обеспечивающий самоокупаемость и развитие предприятия.
4. Госстрою России совместно ФЭК России и МАП России:
внести в 1 квартале 1999 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об исключении из постановлений Правительства Российской Федерации: от 04.02.97 г. N 121, от 21.08.97 г. N 988, от 27.06.97 г. N 603 и от 24.07.97 г. N 927 положений о ликвидации "организаций-перепродавцов" и передачи АО-энерго функций коммунальных энергетических предприятий по энергосбыту;
проанализировать в течение 1999 года работу ПЭГУП "Псковоблэнерго" и ГУП "Ставрополькоммунэлектро" в качестве субъектов ФОРЭМ с целью подготовки условий для вывода (начиная с 2000 года) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии коммунальных энергетических предприятий в других регионах Российской Федерации;
отработать экономический и организационно-технический механизмы функционирования коммунальных предприятий-абонентов ФОРЭМ и разработать соответствующие рекомендации для субъектов Российской Федерации, которые готовы к выводу предприятий коммунальной энергетики на ФОРЭМ;
провести в первом полугодии 1999 года анализ изменений в состоянии платежей (в том числе и населения) за поставляемую электроэнергию в тех субъектах Российской Федерации (Приморский и Хабаровский края, Курская и Кировская области и др.), где функции коммунальных энергетических предприятий по сбыту электроэнергии переданы региональным АО-энерго и о результатах проинформировать Правительство Российской Федерации.
5. Рекомендовать администрациям Псковской области и Ставропольского края оказать поддержку в ликвидации дебиторской задолженности ПЭГУП "Псковоблэнерго" и ГУП "Ставрополькоммунэлектро", а также их задолженности перед АО-энерго, в оснащении приборами учета электроэнергии и мощности и системами диспетчеризации.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
приостановить передачу функций энергосбыта от коммунальных энергетических предприятий организациям системы РАО "ЕЭС России", а также не предпринимать других преобразований в коммунальной энергетике, ведущих к усилению монополизации в этой сфере, повышению тарифов для потребителей, подрывающих бюджеты городов и финансовое состояние коммунальных организаций, ухудшению надежности энергоснабжения населения и другим негативным последствиям;
принять необходимые меры по повышению статуса коммунальных энергетических предприятий и стабилизации их финансового состояния.
III. О работе Комиссии в 1998 году и плане работы на 1999 год
(Густов, Чернышов, Шелищ, Басин, Киц, Ойкина)
1. Принять к сведению информацию об итогах работы Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 1998 году.
2. Одобрить в основном представленный на рассмотрение проект плана работы Комиссии на 1999 год.
3. Госстрою России до 15 января 1999 г. доработать в соответствии с высказанными замечаниями и предложениями проект плана работы Комиссии на 1999 год и представить его на утверждение в установленном порядке.
С учетом состоявшегося обсуждения на заседании Комиссии поручить Госстрою России внести в Правительство Российской Федерации предложения по изменению состава Комиссии, а также регламента ее работы - считать целесообразным проводить заседания Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4. Рекомендовать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-исследовательских и общественных организаций, ответственным за подготовку вопросов по плану работы Комиссии, обеспечить своевременное представление в секретариат Комиссии необходимых для рассмотрения материалов и согласованных решений в срок не позднее, чем за 20 дней до даты их рассмотрения, а также в установленные сроки информации о выполнении принятых решений Комиссии.
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
В.Густов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол заседания Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 6
Текст протокола официально опубликован не был