В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.2131), и решений Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1999 г. N 17), а также в соответствии с Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, Госстрой России постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
2. Управлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Дронов А.А.) обеспечить в 1999 году издание и доведение указанного Порядка до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и оказание содействия регионам в вопросах проведения экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях создания единого методологического подхода экспертиз тарифов и повышения их эффективности довести Порядок до предприятий и организаций ЖКХ.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.
Председатель |
Е.В.Басин |
Порядок
проведения финансовых и технологических экспертиз
тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации
(утв. постановлением Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. N 39)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации определяет проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, с целью повышения эффективности и качества соответствующих проверок хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Порядок разработан в развитие действующих отраслевых нормативно-правовых актов:
- Положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13;
- Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24;
- Методики проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142.
1.3. Основные понятия, использованные в настоящем Порядке, идентичны основным понятиям, определенным Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13.
II. Порядок проведения экспертизы тарифов
2.1. Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.
2.2. Финансирование работ по экспертизе тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет хозяйствующих субъектов. Возможна смешанная форма оплаты с указанием порядка оплаты из разных источников.
Конкретный источник финансирования определяется заказчиком.
2.3. Регулирующий орган самостоятельно определяют процедуру проведения экспертизы. С целью создания единого методологического подхода экспертиз тарифов и повышения их эффективности регулирующие органы в процедуре проведения экспертизы должны определить:
- перечень тарифов, подлежащих экспертизе;
- перечень хозяйствующих субъектов, представляющих в регулирующие органы расчеты и обоснования на утверждение тарифов;
- основные направления финансовых и технологических экспертиз тарифов;
- назначения и особенности проведения экспертизы по каждому виду тарифов;
- объем требуемой экспертизы по ее назначениям;
- сроки и периодичность проведения экспертизы тарифов;
- источник и порядок оплаты.
2.4. Условия, при наличии которых проводится экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги, устанавливаются регулирующим органом. В дополнение к п.6 "Положения о проведении экспертизы экономически обоснованных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг" от 11.11.98 N 13 такими условиями могут быть:
- изменение величины уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;
- включение в Реестр (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 154) хозяйствующих субъектов, участвующих на рынках услуг тепло-, электро, водо-, газоснабжения и др. и по своим признакам относящихся к естественным и локальным естественным монополиям;
- инициативное обращение хозяйствующих субъектов в регулирующие органы об изменении тарифов в течение регулируемого периода;
- окончание регулируемого периода, в течение которого действуют тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
2.5. При проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, экспертные организации и хозяйствующие субъекты должны руководствоваться федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющими порядок регулирования ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также положениями, инструкциями, правилами и нормами технической эксплуатации объектов ЖКХ и настоящим Порядком.
2.6. Заключение экспертной организации, проводящей проверку обоснованности уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги, должно содержать выводы и практические рекомендации, позволяющие:
- установить достоверность финансово-экономической и производственно-технологической информации по обоснованию уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- оценить соблюдение хозяйствующими субъектами установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов;
- определить мероприятия по снижению себестоимости производства и поставки потребителю услуги;
- выявить внутренние резервы предприятия или организации в целях повышения эффективности производства и обеспечения энергоресурсосбережения;
- определить обоснованность расчетов с потребителями коммунальных услуг, включая население (по приборам учета и контроля, по нормативам потребления).
2.7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя в соответствии с Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (протокол N 1 от 22 января 1999 года, раздел I), контроль за величиной тарифов в муниципальных образованиях, вправе запросить данные о величинах тарифов по регулируемым видам деятельности, сведения о проведении экспертизы тарифов и заключение экспертной организации.
2.8. Проведение экспертизы экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть осуществлено, как самим хозяйствующим субъектом (внутренняя экспертиза), так и независимой экспертной организацией (внешняя экспертиза).
2.9. Для экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги экспертными организациями в соответствии с целями проверок могут проводиться и финансовые, и технологические экспертизы.
2.10. Проверка экономически обоснованной величины тарифа на жилищно-коммунальные услуги должна охватывать следующие основные аспекты ценообразования на различные виды жилищно-коммунальных услуг:
по финансовой экспертизе:
- организационно-правовой статус хозяйствующего субъекта, его основные функции и права;
- образование финансовых потоков;
- экономическая стратегия;
- ценообразование и регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов:
- социально-экономические аспекты установления показателей уровня оплаты ЖКУ населением;
- наличие дифференцированных тарифов;
- покрытие затрат хозяйствующего субъекта действующими тарифами (по группам потребителей);
- наличие и влияние перекрестного субсидирования и динамики его изменения;
- анализ финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, организации;
- обоснованность расчетов прибыли и рентабельности, включаемых в тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
по технологической экспертизе:
- наличие механизма начисления штрафных санкций в договорных отношениях при нарушении качества энергоресурсов, поставляемых потребителям;
- анализ обоснованности расчетов:
- объемных показателей выработки, расходов на собственные нужды, подачи в сеть, отпуска и потребления энергоресурсов;
- потерь энергоресурсов;
- формирование системы ППР предприятия, организации и контроль выполнения;
- информационно-нормативная база производственно-технических служб предприятия, организации;
- оценка работы оперативно-диспетчерских служб хозяйствующего субъекта;
- анализ плана технического вооружения и развития предприятия, источников его финансирования;
- наличие приборного учета энергоресурсов, автоматизированных систем диспетчерского оборудования, анализ использования данных приборного учета в прямых расчетах с потребителями.
2.11. Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии с "Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденным постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24.
О создании Реестра аккредитованных экспертных организаций см. постановление Госстроя РФ от 10 августа 1999 г. N 7
См. справку о перечнях экспертных организаций, аккредитованных при Госстрое РФ, для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг
При необходимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и руководители хозяйствующих субъектов различных форм собственности могут получить информацию об аккредитованной экспертной организации в Комиссии по аккредитации экспертных организаций для проведения экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг Госстроя России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. N 39 "Об утверждении Порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был