Строительные нормы и правила СНиП 3.08.01-85
"Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов"
(утв. постановлением Госстроя СССР от 22 августа 1985 г. N 134)
Срок введения в действие 1 июля 1986 г.
Взамен СН 78-79
Постановлением Госстроя РФ от 18 февраля 1999 г. N 8 настоящие нормы признаны утратившими силу с 1 июня 1999 г.
См. ГОСТ Р 51248-99 "Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования", введенный в действие названным постановлением
Настоящие нормы и правила устанавливают порядок организации, производства и приемки работ по устройству и содержанию рельсовых путей строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН (32,5 тс).
Требования данных норм не распространяются на рельсовые пути стреловых кранов, а также на специфические условия эксплуатации строительных башенных кранов, при которых рельсовые пути должны устраиваться по специальным проектам.
К специфическим условиям относится эксплуатация башенных кранов:
в местностях с карстовыми явлениями;
на слабых или переувлажненных грунтах и заболоченных местах;
на макропористых просадочных грунтах;
на путях со снежными балластными призмами и в районах вечномерзлых грунтов;
на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;
непосредственно на конструкциях строящихся объектов;
на участках перегона кранов от объекта к объекту;
на криволинейных участках пути.
При разработке специальных проектов должны быть учтены требования и рекомендации настоящих норм и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации башенных кранов.
Рельсовые пути башенных кранов, типы которых не указаны в настоящих нормах и правилах, следует устраивать как для кранов, имеющих аналогичные ходовую часть и нагрузку от колеса на рельс.
Элементы верхнего строения рельсовых путей, в том числе тупиковые упоры, изготовленные до введения в действие настоящих норм в соответствии с требованиями СН 78-79, допускается использовать до их полной амортизации при условии обеспечения безопасной работы кранов в соответствии с требованиями настоящих норм.
Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсовых путей допускается по согласованию с Госстроем СССР. На согласование необходимо представлять рабочую документацию, акт испытания и расчет экономической эффективности предлагаемой конструкции.
1. Возведение земляного полотна
1.1. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна рельсового пути.
При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового пути, разработчиком проекта производства работ или другой организацией, одной из функций которой является проектирование оснований и подземных сооружений, должен быть выполнен расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разработан специальный проект их перекрытия.
1.2. Протяженность земляного полотна рельсового пути следует принимать из условия обслуживания башенным краном всей зоны работ, предусмотренной проектом их производства. Протяженность рельсового пути должна быть не менее двух рельсовых звеньев длиной по 12,5 м.
Ширину земляного полотна В, мм, определяют по формуле (см. чертеж обязательного приложения 1)
, (1)
где А - колея рельсового пути, мм;
- требуемая толщина балласта под опорными элементами, мм;
S - размер опорного элемента поперек рельсового пути, мм.
Расположение рельсового пути должно обеспечивать возможность размещения монтируемых частей крана.
1.3. Площадку рельсового пути до начала возведения земляного полотна следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда.
1.4. Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003.
Поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,010 и иметь направление от строящегося объекта или котлована.
Земляное полотно, сложенное из дренирующего или скального грунта, допускается выполнять горизонтальным.
1.5. Производство работ по планировке земляного полотна допускается только при наличии проекта планировки. Планировку земляного полотна, как правило, следует начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована.
1.6. Допускается возводить земляное полотно полностью из насыпного грунта, а также частично - из насыпного, частично - из основного грунта с откосами в месте примыкания насыпного грунта 1:1,5. В последнем случае насыпной грунт должен быть песчаным или однородным с основным.
1.7. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщина слоев определяется применяемыми машинами и оборудованием для уплотнения грунта.
1.8. При возведении земляного полотна из насыпного грунта не допускается:
применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
применять недренирующий грунт (глину, суглинок) в смеси с дренирующим;
прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;
укладывать мерзлый грунт, а также талый в смеси с мерзлым;
вести отсыпку земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;
уплотнять грунты поливкой водой в зимнее время.
1.9. Плотность (объемный вес скелета) грунта земляного полотна должна быть, , не менее, для:
мелких и пылеватых песков - 1,7;
супесей и суглинков - 1,65;
тяжелых суглинков - 1,55;
пылеватых суглинков - 1,5;
глин - 1,5.
1.10. Проверять плотность грунта земляного полотна следует по ГОСТ 5180-84 или любым другим современным методом под обеими рельсовыми нитями. При устройстве путей с деревянными полушпалами плотность грунта следует проверять не реже чем через 12,5 м, при устройстве путей с железобетонными балками - под каждой балкой. Результаты проверки необходимо заносить в акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию.
1.11. Грунт земляного полотна необходимо доуплотнить, если его плотность менее указанной в п.1.9.
При недостижении в процессе уплотнения требуемой плотности грунта подготовку земляного полотна следует производить по специальному проекту.
1.12. Уплотнение земляного полотна следует производить при оптимальной естественной влажности грунта. Оптимальная влажность грунтов приведена в табл.1.
Таблица 1
Грунт | Оптимальная влажность, % |
Грунт | Оптимальная влажность, % |
Песок Супесь Суглинок |
8-12 9-15 12-18 |
Тяжелый суглинок Пылеватый суглинок Глина |
15-22 17-23 18-25 |
Определять естественную влажность грунта следует по ГОСТ 5180-84.
Если естественная влажность грунта земляного полотна превышает оптимальную, перед его уплотнением необходимо удалить верхний переувлажненный слой.
1.13. Пылеватые и глинистые грунты следует уплотнять укаткой или трамбованием, за исключением мест примыкания земляного полотна к бровке котлована, в которых следует применять только трамбование.
Песчаные и малосвязные грунты с содержанием пылеватых и глинистых фракций не более 60% нужно уплотнять укаткой или вибрацией.
Не требуют уплотнения грунты всех видов в зимнее время при устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха.
1.14. Число проходов (ударов) грунтоуплотняющих машин должно быть одинаковым. Повторное уплотнение при необходимости следует производить после того, как вся ширина земляного полотна охвачена следами предыдущих проходов. Предыдущий след необходимо перекрывать последующим не менее чем на 100 мм.
1.15. Засыпку и уплотнение траншей, канав и пазух, находящихся в пределах, ограниченных площадкой рельсового пути, следует производить с соблюдением норм и правил, предусмотренных для земляного полотна.
1.16. Поверхностные воды с земляного полотна следует отводить с помощью продольных водоотводных канав, которые необходимо устраивать на всю длину земляного полотна.
Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, противоположной возводимому объекту или котловану, и включать в общий водоотвод строительной площадки.
1.17. Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы глубиной не менее 0,35 м и шириной по дну не менее 0,25 м с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, при остальных грунтах - 1:1. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0,25 м с откосами 1:0,2.
В условиях повышенной влагонасыщенности грунта сечение водоотводных канав допускается увеличивать.
1.18. Допускается засыпка водоотвода высокодренирующим материалом (щебнем, гравием, крупнозернистым песком и т.п.).
1.19. В песчаных грунтах районов с засушливым климатом водоотвод рельсового пути допускается не устраивать.
1.20. До начала работ по устройству верхнего строения пути заезд машин и механизмов на подготовленное земляное полотно не допускается.
2. Устройство верхнего строения пути
2.1. Основные данные по верхнему строению рельсовых путей с деревянными полушпалами и железобетонными балками приведены в обязательных приложениях 1 и 2.
Общий вид и размеры отдельных элементов верхнего строения рельсовых путей приведены в справочном приложении 3.
2.2. Оси рельсового пути и рельсовых нитей на подготовленном земляном полотне следует намечать с использованием теодолита.
2.3. В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень из естественного камня, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или среднезернистый пески, гранулированный или доменный шлаки, зерновой состав которых приведен в табл.2.
Таблица 2
Вид балластного материала |
Размер зерен фракции, мм |
Содержа- ние зерен фракции по массе, %, не менее |
Допуски | |||
макси- мальный размер зерен, мм |
содержание зерен по массе, % |
|||||
более верхнего предела крупности фракции |
менее нижнего предела крупности фракции |
разме- ром от 0,63 до 3 мм |
||||
Щебень из есте- ственного камня Гравий Гравийно-песчаная смесь Песок крупнозер- нистый Песок среднезер- нистый Шлак гранулиро- ванный Шлак доменный |
25-70 25-60 25-50 5-40 5-25 3-60 3-60 1-3 0,5-1 0,5-3 3-60 |
90 90 85 90 85 41-80 0-80 50 50 90 50-80 |
90 70 60 70 40 100 100 - - - 80 |
5 5 10 5 10 10-15 10-15 50 50 5 20 |
5 5 5 5 5 - - 50 50 10 30 |
- - - - - 49 100 - - - - |
Вид балластного материала |
Допуски | Примечание | ||
содержание зерен по массе, % |
||||
размером от 0,14 до 0,63 мм |
размером менее 0,14 мм |
песка разме- ром до 3 мм |
||
Щебень из есте- ственного камня Гравий Гравийно-песчаная смесь Песок крупнозер- нистый Песок среднезер- нистый Шлак гранулиро- ванный Шлак доменный |
- - - - - 27 57 - - - - |
1,5 1,5 1,5 2 2 10 16 - - 4 4 |
- - - - - - - - - - 20-50 |
- - - - - Содержание илистых, глини- стых и пылеватых частиц допускается до 2% по массе То же, до 3% по массе То же, до 10% по массе, в том числе глинистых - не более 2% То же - Прочность на сжатие должна быть не менее 400 кПа (4 кгс/см2) |
2.4. При устройстве рельсового пути у неукрепленного котлована, траншеи или другой выемки расстояние по горизонтали от края дна выемки до нижнего края балластной призмы (см. чертеж обязательного приложения 1) должно быть не менее для:
песчаных и супесчаных грунтов - 1,5 глубины выемки плюс 400 мм;
остальных грунтов - глубины выемки плюс 400 мм.
Эти же требования необходимо выполнять при расположении выемки с торцов рельсового пути.
Установку кранов у зданий с подвалами или другими пустотными сооружениями на расстоянии от указанных сооружений до нижней кромки балластной призмы менее минимально допускаемого расстояния от края дна неукрепленной выемки до нижней кромки балластной призмы следует согласовывать с проектной организацией - автором проекта здания (сооружения).
2.5. Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 200 мм. Откосы боковых сторон балластной призмы - 1:1,5.
2.6. Расход балласта , , на участок рельсового пути длиной 12,5 м определяют по формуле
, (2)
где 1,2 - коэффициент, учитывающий уплотнение балласта и его потери при устройстве балластных призм;
2 - число раздельных балластных призм;
- требуемая толщина балласта под опорными элементами, м;
S - размер опорного элемента поперек рельсового пути, м;
0,4 - удвоенная ширина плеча балластной призмы, м.
2.7. При устройстве рельсового пути в летний и зимний периоды верх балластной призмы следует устраивать в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.
В весенний и осенний периоды верх балластной призмы, как правило, необходимо устраивать не менее чем на 50 мм выше уровня нижних поверхностей опорных элементов (подсыпку балласта следует производить после укладки инвентарных секций рельсового пути), при этом расход балласта по сравнению с указаниями п.2.6 увеличивается не менее чем на 20%.
2.8. Балластные призмы следует устраивать с равномерным уплотнением по всей площади.
Допускается песчаный балласт в летнее время уплотнять поливкой распыленной струей воды.
2.9. Работы по устройству песчаных балластных призм в зимнее время должны быть организованы таким образом, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания. Время до начала смерзания песчаного балласта в зависимости от температуры окружающего воздуха определяют по табл.3.
Таблица 3
Температура окружающего воздуха, °С |
Время до начала смерзания песчаного балласта, мин |
Температура окружающего воздуха, °С |
Время до начала смерзания песчаного балласта, мин |
Минус 5 " 10 |
90-100 60-80 |
Минус 20 " 30 |
40-50 30-40 |
2.10. При погрузке, разгрузке и распределении балластного материала необходимо исключить возможность его загрязнения и засорения.
2.11. Инвентарные секции рельсового пути следует, как правило, собирать на базах механизации. Допускается сборка секций рельсового пути из отдельных элементов непосредственно на строительной площадке.
Перед сборкой инвентарных секций рельсы, скрепления и опорные элементы должны быть проверены (по паспортам или сертификатам) на соответствие их качества требованиям государственных стандартов или технических условий.
2.12. Для изготовления инвентарных секций должны применяться новые рельсы или старогодные рельсы I и II групп годности в соответствии с классификацией ТУ32 ЦП-1-84, прошедшие проверку и ремонт на рельсосварочных предприятиях Министерства путей сообщения или на ведомственных предприятиях.
2.13. Деревянные полушпалы для рельсовых путей следует изготовлять путем распиливания на две равные части деревянных шпал 1-го и 2-го сортов для железных дорог широкой колеи по ГОСТ 78-65*.
См. ГОСТ 78-2004 "Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2004 г. N 124-ст
Допускается изготовлять полушпалы из древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра), а также из березы.
Допускается изготовлять полушпалы из деревянных брусьев по ГОСТ 8486-66** и из бревен с отесанными поверхностями шириной, равной ширине стандартных полушпал.
Взамен ГОСТ 8486-66 постановлением Госстандарта СССР от 30 сентября 1986 г. N 2933 с 1 января 1988 г. введен в действие ГОСТ 8486-86
Взамен ГОСТ 8486-66, раздела 1 в части размеров, постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1980 г. N 5731 с 1 января 1981 г. введен в действие ГОСТ 24454-80
Деревянные полушпалы должны иметь длину не менее 1375 мм.
2.14. Не допускается применение полушпал:
с сучками в местах опирания подкладок;
с гнилостными пятнами размером свыше 20 мм в местах опирания подкладок и свыше 60 мм на остальных поверхностях;
с внутренней гнилью;
с червоточинами глубиной более 50 мм;
с поперечными трещинами длиной по торцу свыше его половины и продольными трещинами глубиной более 50 мм и длиной свыше 300 мм.
2.15. В полушпалах следует сверлить отверстия диаметром 12 и глубиной 130 мм для костылей или диаметром 18 и глубиной 155 мм для путевых шурупов.
2.16. Под рельсы на деревянные полушпалы следует устанавливать плоские металлические подкладки. Рельсы к полушпалам следует прикреплять через подкладки путевыми шурупами по ГОСТ 809-71* с прижимами или костылями по ГОСТ 5812-82.
Допускается укладывать под рельсы железнодорожные подкладки по ГОСТ 7056-77, ГОСТ 12135-75* и ГОСТ 8194-75* с уклоном подрельсовой части 1:20 при условии его направления внутрь колеи рельсового пути.
2.17. Полушпалы необходимо располагать перпендикулярно оси рельса с прикреплением его к полушпалам полным комплектом путевых шурупов или костылей.
2.18. Для предохранения шурупов от самовывинчивания в отверстия полушпал перед закручиванием шурупов рекомендуется заливать расплавленный тугоплавкий битум.
2.19. При изготовлении инвентарных секций не допускается:
прикреплять рельсы к деревянным полушпалам шурупами без установки прижимов и забивать шурупы молотками;
сверлить в рельсах отверстия для стыковых болтов через накладки;
удлинять ручку ключа для завинчивания болтовых соединений.
2.20. Готовые инвентарные секции перед отправкой на строительные объекты следует комплектовать стыковыми рельсовыми скреплениями, стяжками и деталями для их прикрепления.
2.21. Транспортные средства, используемые для перевозки инвентарных секций, должны иметь приспособления, обеспечивающие надежное крепление секций при перевозке.
2.22. Рельсы инвентарных секций должны стыковаться между собой двумя двухголовыми стыковыми накладками по ГОСТ 19127-73, ГОСТ 19128-73* и ГОСТ 8193-73* с помощью путевых стыковых болтов по ГОСТ 11530-76*, одновитковых пружинных шайб по ГОСТ 19115-73* и гаек к стыковым болтам по ГОСТ 11532-76.
Рельсы типа Р50 инвентарных секций рельсовых путей башенных кранов КБ-674А и КБ-676 должны стыковаться между собой двумя специальными четырехдырными накладками, изготовленными из стали марки Ст3 по ГОСТ 535-79 в виде пластин размером 516х70х10 мм.
Взамен ГОСТ 535-79 постановлением Госстандарта СССР от 23 марта 1988 г. N 677 с 1 января 1990 г. введен в действие ГОСТ 535-88
2.23. Стыки рельсов пути с деревянными полушпалами следует располагать между полушпалами. Стыки рельсов пути с железобетонными балками рекомендуется смещать относительно зазора между балками на длину не менее половины длины двухголовой стыковой накладки.
Рекомендуется смещать стык одной рельсовой нити относительно другой на длину не менее длины двухголовой стыковой накладки плюс 10 мм.
2.24. Рельсовые стыки должны быть сболчены полным числом болтов. Болты должны быть смазаны и поставлены гайками поочередно внутрь и наружу колеи пути.
2.25. Величина зазора в стыке между рельсами не должна превышать 12 мм.
Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане не должно превышать 2 мм, по высоте - 3 мм.
2.26. Инвентарные секции поперек пути необходимо попарно связывать не менее чем одной металлической стяжкой.
2.27. Размер колеи следует проверять на каждом рельсовом звене в его средней части и в зоне болтовых стыков стальной рулеткой с ценой деления 1 мм. Предельные отклонения от номинального размера колеи не должны превышать мм.
2.28. Прямолинейность рельсового пути следует проверять натянутой струной или теодолитом. Допускаемое отклонение от прямолинейности рельсового пути на длине 10 м составляет для кранов с жесткими ходовыми рамами не более 20 мм, с балансирными ходовыми тележками - не более 25 мм.
2.29. Горизонтальность рельсового пути следует проверять нивелировкой по головке рельса с установкой рейки на каждой инвентарной секции в средней части и в зоне болтовых стыков.
Продольный и поперечный уклоны рельсового пути на всем протяжении не должны превышать 0,004.
2.30. При отклонении размеров колеи, прямолинейности и горизонтальности рельсового пути от допускаемых величин следует производить его рихтовку и выправку по уровню. При этом бровки балластных призм необходимо выравнивать параллельно рельсовым нитям, обеспечивая одинаковый откос и необходимый размер плеча балластных призм на всем протяжении рельсового пути.
2.31. На рельсовом пути следует предусматривать участок длиной 12,5 м с допускаемыми поперечным и продольным уклонами не более 0,002 для стоянки крана в нерабочем состоянии. Около участка нужно выставлять табличку с надписью "Место стоянки крана".
2.32. Для облегчения разборки рельсовых путей в зимнее время рекомендуется применять изолирующие многослойные прокладки, укладываемые под опорные элементы таким образом, чтобы прокладки охватывали их нижнюю и частично боковые поверхности.
В качестве прокладок следует применять куски бывшего в употреблении рубероида, толя, картона или другие материалы, пропитанные битумом, отработанным машинным маслом, нигролом или солидолом.
2.33. На концах рельсовых нитей должны быть установлены и закреплены четыре инвентарных тупиковых упора на расстоянии не менее 500 мм от концов рельсов при железобетонных балках или до центра последней полушпалы при деревянных полушпалах.
Устанавливать тупиковые упоры необходимо таким образом, чтобы в аварийной ситуации наезд крана происходил одновременно на два тупиковых упора. Устройство перед тупиковыми упорами тормозных балластных призм не допускается.
2.34. На обоих концах рельсового пути должно быть установлено и закреплено по одной выключающей линейке для концевых выключателей механизма передвижения крана.
Выключающие линейки следует устанавливать таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии до тупиковых упоров не менее полного пути торможения крана, указанного в его паспорте.
Выключающие линейки следует изготовлять по чертежам предприятий - изготовителей кранов, приведенным в инструкциях по эксплуатации и монтажу кранов, и окрашивать в отличительный цвет.
Текст пункта приводится с учетом поправки, опубликованной в журнале "Бюллетень строительной техники" N 9, 1987 г.
2.35. При отсутствии на кране кабельного барабана на участке расположения электрокабеля, питающего кран, вдоль рельсового пути необходимо установить лоток или спланировать грунт в целях снижения износа кабеля, отвода атмосферных осадков и внешних вод.
2.36. Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407-78.
При отсутствии инвентарных ограждений рельсовые пути следует ограждать согласно проекту производства работ.
2.37. Вдоль рельсового пути необходимо выставлять знаки безопасности с поясняющими табличками, имеющими надпись "Входить на рельсовый путь посторонним запрещается", выполненные по ГОСТ 12.4.026-76.
Места расположения знаков безопасности следует устанавливать согласно проекту производства работ.
3. Устройство заземления
3.1. Рельсовые нити в обоих концах пути, а также концы стыкуемых рельсов должны быть соединены между собой перемычками и присоединены к заземлителю (заземлены), образуя непрерывную электрическую цепь.
3.2. 3аземление рельсового пути надлежит устраивать независимо от существующей системы электроснабжающей сети - глухозаземленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов).
3.3. При глухозаземленной нейтрали заземление следует осуществлять путем соединения металлоконструкций крана и рельсового пути с заземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.
В этом случае для устройства заземления необходимо:
проложить соединительный проводник между подключаемым пунктом (распределительным щитом, рубильником и т.п.) и рельсовым путем с присоединением концов проводника к корпусу подключаемого пункта и рельсу. Корпус подключаемого пункта должен быть присоединен к нулевому проводу питающей линии;
выполнить очаг заземления естественными или искусственными заземлителями и подсоединить его к рельсам.
Схемы заземления рельсовых путей искусственными заземлителями приведены на черт.1.
3.4. При изолированной нейтрали заземление следует осуществлять путем подсоединения рельсов к заземляющему контуру питающей подстанции или путем устройства очага заземления.
3.5. Для выполнения заземляющего устройства (очага) в качестве заземлителей в первую очередь следует использовать постоянные стальные трубопроводы, проложенные в грунте, обсадные трубы, металлические и железобетонные конструкции зданий и сооружений, имеющие соединения с землей.
Заземляющими проводниками не могут служить трубопроводы чугунные, временные на строительных площадках, с горючими жидкостями или газом.
3.6. При отсутствии естественных заземлителей, перечисленных в п.3.5, должны применяться искусственные заземлители.
В качестве искусственных заземлителей следует использовать переносные инвентарные заземлители, некондиционные стальные трубы диаметром 50-75 мм, угловую сталь с полками размерами 50х50 и 60х60 мм или стальные стержни диаметром 10-20 мм. Длина заземлителей должна быть не менее 2,5 м.
3.7. Очаг заземления рекомендуется устраивать из трех стержней, расположенных по треугольнику или по прямой линии (см. черт.1).
Заземлители следует забивать или завинчивать в предварительно отрытый приямок глубиной от 500 до 700 мм таким образом, чтобы оставались концы длиной от 100 до 200 мм, к которым необходимо приваривать соединительные проводники (черт.2).
Перед засыпкой траншеи необходимо составлять акт освидетельствования скрытых работ.
При сроке эксплуатации крана на одном объекте не более 3 мес допускается забивать или завинчивать заземлители в грунт без устройства приямка. При этом длина выступающих частей заземлителей должна составлять не менее 100 мм.
3.8. Очаг заземлемия с помощью двух проводников должен присоединяться к обеим рельсовым нитям (см. черт.1).
3.9. Для соединительных проводников и перемычек в стыках рельсов надлежит применять круглую сталь диаметром 6 - 9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм с площадью поперечного сечения не менее 48 .
Применение изолированных проводов для соединительных проводников и перемычек не допускается.
3.10. Приваривание перемычек и соединительных проводников следует производить к промежуточной стальной пластине, которую предварительно надлежит приварить к шейке рельса по его нейтральной оси (черт.3). Длина пластины должна обеспечивать возможность приваривания перемычек и соединительных проводников с длиной сварного шва не менее 30 мм, а ширина и толщина пластины должны быть соответственно не менее 30 и 3 мм.
3.11. Все соединения заземляющей системы следует производить сваркой внахлестку. Качество сварки следует проверять с помощью молотка.
3.12. Выступающие части заземлителей, соединительные проводники и перемычки следует окрашивать в черный цвет.
3.13. После устройства заземления рельсового пути необходимо проверить сопротивление растеканию тока заземляющей системы. Оно должно быть для крана, питающегося от распределительного устройства с глухозаземленной нейтралью, не более 10 Ом, с изолированной нейтралью - не более 4 Ом. Результаты измерения сопротивления заземляющей системы должны заноситься в акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию.
При сопротивлении заземляющей системы более указанных величин необходимо устраивать повторный очаг заземления или увеличивать число заземлителей.
3.14. Рельсовый путь не требует заземления при питании крана через четырехжильный кабель от отдельной передвижной электростанции, находящейся на расстоянии не более 50 м от рельсового пути и имеющей собственное заземляющее устройство. В этом случае нулевой провод кабеля должен присоединяться к рельсам.
4. Сдача рельсового пути в эксплуатацию
4.1. Рельсовый путь, оборудованный системой заземления, тупиковыми упорами и выключающими линейками, следует не менее 10 раз обкатать краном без груза и не менее 5 раз - с максимальным рабочим грузом, после чего необходимо провести нивелирование рельсового пути по головке рельса и просевшие участки выправить подбивкой балласта под опорные элементы.
4.2. Перед началом эксплуатации крана следует составлять акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию (по форме согласно обязательному приложению 4), к которому необходимо прилегать документально оформленные результаты нивелирования, а также схему нивелирования поперечного и продольного профилей рельсового пути.
5. Содержание рельсового пути
5.1. При эксплуатации крана следует вести постоянное наблюдение за состоянием рельсового пути и особенно за участком пути для стоянки крана в нерабочем состоянии.
5.2. Плановую проверку состояния рельсового пути производит лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, после каждых 20 - 24 смен работы крана, отмечая результаты проверки в сменном журнале крана.
При плановой проверке состояния рельсового пути необходимо проверять размер колеи, прямолинейность и горизонтальность рельсового пути, с помощью нивелира выборочно измерять упругую просадку рельсовых нитей под колесами крана, а также производить осмотр состояния элементов верхнего строения пути и водоотвода.
5.3. При осмотре рельсов следует обращать внимание на шейку рельса, особенно верхнюю ее часть, поверхность головки и концы рельсов, где чаще всего появляются трещины.
Дефектные рельсы могут быть замечены по следующим признакам: местному уширению головки; темным продольным полосам на поверхности катания; красноте под головкой; тонким продольным или поперечным трещинам на верхней или боковой поверхностях головки; ржавым или синим полосам в местах сопряжения шейки с подошвой или на полке подошвы; выщербинам на головке рельса и т.п.
5.4. Не допускается эксппуатация крана на рельсовом пути при:
продольном или поперечном уклонах свыше 0,01;
отклонении размера колеи и прямолинейности пути от допускаемых величин, приведенных в разд.2;
упругой просадке рельсовых нитей под колесами крана свыше 5 мм; просадку следует измерять при подъеме максимального рабочего груза и угле поворота стрелы крана в плане относительно оси пути 45° без передвижения крана;
горизонтальном износе головки рельса Р43 свыше 10 мм, Р50 - свыше 11 мм и Р65 - свыше 13 мм;
вертикальном износе головки рельса Р43 свыше 8 мм, Р50 - свыше 9 мм и Р65 - свыше 10 мм;
плавных вмятинах и забоинах рельсов свыше 4 мм;
плавном местном износе кромки подошвы рельсов от костылей свыше 5 мм;
уменьшении толщины подошвы рельсов от ржавления свыше 4 мм;
суммарном равномерном наплыве металла на боковых гранях головки рельсов без признаков трещин и расслоений свыше 6 мм;
трещинах в головке, шейке, подошве, местах перехода шейки в головку или подошву, у болтовых отверстий рельсов;
выколе подошвы или головки рельсов;
провисших концах рельсов, включая смятие на 5 мм при измерении просвета между рельсом и линейкой длиной 1 м, укладываемой на головку рельса;
прикреплении рельсов к опорным элементам неполным числом прикрепителей;
изломе деревянных полушпал;
сквозных поперечных трещинах в железобетонных балках;
обнажении рабочей арматуры или стержней закладных подрельсовых деталей железобетонных балок с обрывом или деформацией одного стержня и более;
отсутствии тупиковых упоров и выключающих линеек или их установке, не соответствующей указаниям пп.2.33 и 2.34;
отсутствии или неисправности заземления.
5.5. По результатам плановой проверки состояния рельсового пути при необходимости следует:
произвести рихтовку и выправку пути по уровню;
заменить дефектные рельсы, рельсовые скрепления и опорные элементы;
восстановить поперечный профиль балластной призмы с заменой заросшего и загрязненного балласта чистым балластным материалом;
подтянуть ослабленные путевые шурупы или добить ослабленные костыли;
подтянуть ослабленные болтовые соединения;
отрегулировать зазоры в стыках рельсов;
смазать болтовые соединения в стыках рельсов;
восстановить поврежденные соединительные проводники и перемычки заземления и окрасить их в черный цвет;
очистить от грязи и балласта поверхности рельсов, рельсовых скреплений, опорных элементов и открытых перемычек заземления;
обеспечить правильность установки и укрепить тупиковые упоры и выключающие линейки;
очистить водоотвод от мусора и посторонних предметов.
5.6. Кроме плановых проверок состояния рельсового пути следует производить дополнительные его осмотры при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, снежных заносах, таянии снега и т.д.), а также при наличии неустойчивых участков пути (в пазухах фундаментов, в местах прохождения подземных коммуникаций и т.п.).
5.7. В зимний период рельсы, рельсовые скрепления, поверхности опорных элементов, тупиковые упоры, выключающие линейки, соединительные проводники и перемычки заземления следует очищать от снега.
Во время таяния снега следует тщательно очищать водоотвод.
5.8. Перед началом смены машинист крана должен произвести осмотр состояния элементов рельсового пути в объеме, предусмотренном производственной инструкцией, при обнаружении неисправностей не приступать к работе и поставить об этом в известность лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии.
5.9. Измерение сопротивления заземления рельсового пути следует производить не реже одного раза в год в период наименьшей электропроводимости почвы: летом - при наибольшем ее просыхании или зимой - при наибольшем ее промерзании.
Измерения сопротивления заземления рельсового пути надлежит производить также после каждого ремонта рельсового пути, производимого по результатам плановой проверки его состояния.
5.10. Складирование строительных материалов, размещение временных сооружений и оборудования на рельсовом пути, проезд автотранспорта и других машин и механизмов по нему не допускаются. При необходимости переезд для автомобильного и железнодорожного транспорта через рельсовый путь допускается устраивать по специальному проекту, обеспечивающему безопасность эксплуатации крана. Проект должен быть согласован с организацией, эксплуатирующей рельсовый путь.
5.11. Демонтаж рельсового пути надлежит производить в последовательности, обратной его устройству. В случае, если кран продолжает эксплуатироваться на одном из участков демонтируемого рельсового пути, последними следует демонтировать инвентарные секции, к рельсам которых присоединена заземляющая система, а также участок для стоянки крана в нерабочем состоянии.
5.12. Устройство, эксплуатацию и демонтаж рельсового пути надлежит производить с применением соответствующих средств механизации, перечень которых приведен в рекомендуемом приложении 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Строительные нормы и правила СНиП 3.08.01-85 "Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов" (утв. постановлением Госстроя СССР от 22 августа 1985 г. N 134)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России, ГУП ЦПП, 1998 г.
Срок введения в действие 1 июля 1986 г.
Постановлением Госстроя РФ от 18 февраля 1999 г. N 8 настоящие СНиП признаны утратившими силу с 1 июня 1999 г.
См. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51248-99 "Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования", введенный в действие вышеупомянутым постановлением
Разработаны ЦНИИОМТП Госстроя СССР (канд. техн. наук В.И. Богданов)
Внесены ЦНИИОМТП Госстроя СССР
Подготовлены к утверждению Отделом механизации и автоматизации строительства Госстроя СССР (Г.А. Котов)
С введением в действие СНиП 3.08.01-85 "Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов" с 1 июля 1986 г. утрачивает силу "Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей строительных башенных кранов" (СН 78-79)
Согласованы с Госгортехнадзором СССР (письмо от 12 мая 1985 г. N 06-20/187-225)
В п.2.35 внесена поправка, опубликованная в журнале "Бюллетень строительной техники" N 9, 1987 г.