Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 18*
Обязательное
Расчет
ортотропной плиты проезжей части по прочности и устойчивости
1. Метод расчета ортотропной плиты должен учитывать совместную работу листа настила, подкрепляющих его ребер и главных балок.
2. Ортотропную плиту допускается условно разделять на отдельные системы - продольные и поперечные ребра с соответствующими участками листа настила (см. чертеж).
Усилия в ортотропной плите при работе на изгиб между главными балками
3. Изгибающие моменты в продольных ребрах ортотропной плиты следует определять по формуле
, (1)
- изгибающий момент в отдельном продольном ребре полного сечения, включающего прилегающие участки листа настила общей шириной, равной расстоянию а между продольными ребрами (см. чертеж, в), рассматриваемом как неразрезная балка на жестких опорах; момент определяется от нагрузки, расположенной непосредственно над этим ребром;
М - изгибающий момент в опорном сечении продольного ребра при изгибе ортотропной плиты между главными балками, определяемый при загружении поверхности влияния нагрузкой, прикладываемой в узлах пересечения продольных и поперечных ребер.
Нагрузку, передаваемую с продольных ребер на узлы пересечения с поперечными ребрами, следует определять с помощью линии влияния опорной реакции неразрезной многопролетной балки на жестких опорах.
В пределах крайних третей ширины ортотропной плиты автопроезда и в ортотропной плите однопутных железнодорожных пролетных строений с ездой поверху следует принимать М = 0.
Ординаты поверхности влияния для вычисления изгибающего момента М в опорном сечении продольного ребра над "средним" поперечным ребром 1 (см. чертеж, а) следует определять по формуле
, (2)*
где - принимаемые по табл. 1 (с умножением на l) ординаты линии влияния изгибающего момента в опорном сечении продольного ребра над "средним" поперечным ребром 1 при расположении нагрузки над поперечным ребром i;
l - пролет продольного ребра (см. чертеж, б);
L - пролет поперечного ребра (см. чертеж, в);
u - координата положения нагрузки от начала поперечного ребра.
Таблица 1
Номер попереч- ного реб- ра i |
M_1i Ординаты линии влияния ---- при z l |
||||
0 | 0,1 | 0,2 | 0,5 | 1,0 | |
1 2 3 4 5 6 |
0 0 0 0 0 0 |
0,0507 -0,0281 0,0025 0,0003 -0,0001 0 |
0,0801 -0,0400 -0,0016 0,0016 0 0 |
0,1305 -0,0516 -0,0166 0,0015 0,0014 0,0001 |
0,1757 -0,0521 -0,0348 0,0046 0,0025 0,0012 |
В табл. 1 обозначено: z - параметр, характеризующий изгибную жесткость ортотропной плиты и определяемый по формуле 4 I L sl z = 0,0616 -- x ---, 3 aI l s где I - момент инерции полного сечения продольного ребра относительно sl горизонтальной оси y_1 (см. чертеж в); a - расстояние между продольными ребрами; I - момент инерции полного поперечного ребра - с прилегающим s участком настила шириной 0,2 L, но не более l - относительно горизонтальной оси x_1 (см. чертеж, а). Примечание. В табл. 1 принята следующая нумерация поперечных ребер i: ребра 2-6 расположены на расстоянии l одно от другого в каждую сторону от "среднего" поперечного ребра 1 (см. чертеж, а). |
4. В железнодорожных пролетных строениях лист настила ортотропной плиты проезжей части следует рассчитывать на изгиб, при этом прогиб листа настила не проверяется.
При устройстве пути на балласте наибольшие значения изгибающих моментов в листе настила над продольными ребрами следует определять по формулам:
в зоне под рельсом
; (3)
в зоне по оси пролетного строения
, (4)
где - нагрузка на единицу длины, принимаемая по п. 2 обязательного приложения 5*.
Расчет элементов ортотропной плиты по прочности
5. Для проверки прочности элементов ортотропной плиты необходимо получить в результате расчетов в предположении упругих деформаций стали в сечениях I, II, III и точках А, В, С, , , , указанных на чертеже, нормальные напряжения в листе настила, продольных и поперечных ребрах, а также касательные напряжения в листе настила, от изгиба ортотропной плиты между главными балками , и и совместной работы ее с главными балками пролетного строения , и .
6. Проверку прочности растянутого при изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне отрицательных моментов неразрезных главных балок в сечении I-I посредине пролета l среднего продольного ребра (см. чертеж, а - точка А) по формулам:
; (5)
, (6)
где , - расчетное и нормативное сопротивления металла продольного ребра;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*;
, - коэффициенты условий работы; для автодорожных и городских мостов, а также для автодорожного проезда совмещенных мостов их следует принимать по табл. 2*; для железнодорожных и пешеходных мостов, а также для железнодорожного проезда совмещенных мостов ; при этом проверка по формуле (6) не выполняется;
- коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый - для крайнего нижнего волокна продольного ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и - для продольного ребра в виде сварного тавра;
, - коэффициенты, определяемые по пп. 4.28* и 4.26*.
Таблица 2*
сигма_xc/сигма_xp | Значения коэффициентов m_1 и m_2 для полосовых ребер | |
m_1 | m_2 | |
0 0,25 0,45 0,65 |
0,55 0,40 0,25 0,13 |
1,40 1,50 1,60 1,60 |
Примечание. Коэффициенты m_1 и m_2 для промежуточных значений сигма_xc/сигма_xp следует определять линейной интерполяцией. |
7. Проверку прочности сжатого при местном изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне положительных моментов неразрезных главных балок в опорном сечении II-II среднего продольного ребра (см. чертеж, а - точка В) по формуле
, (7)
где , - коэффициенты, определяемые по пп. 4.28* и 4.26*;
- коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый - для крайнего нижнего волокна ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и - для ребра в виде сварного тавра;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*.
8. Проверку прочности крайнего нижнего волокна поперечной балки следует выполнять в сечении III-III посредине ее пролета (см. чертеж, в - точка C) по формуле
, (8)
где - коэффициент, определяемый по формулам (143) и (144);
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*.
9. Расчет по прочности листа настила следует выполнять в точках , , (см. чертеж, б) по формулам:
; (9)
, (10)
где
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*;
- коэффициент, равный 1,15 при или 1,10 при ;
- коэффициент условий работы, принимаемый равным 1,05 - при проверке прочности листа настила в точке ортотропной плиты автодорожных и городских мостов и 1,0 - во всех остальных случаях.
При выполнении данной проверки допускается принимать в качестве расчетных загружения, при которых достигает максимального значения одно из действующих в данной точке ортотропной плиты напряжений , или .
Расчет элементов ортотропной плиты по устойчивости
10. Местная устойчивость листа настила между продольными ребрами, продольных полосовых ребер, свесов поясов тавровых продольных и поперечных ребер должна быть обеспечена согласно пп. 4.45* и 4.47, а стенки тавровых ребер - согласно обязательному приложению 16*. При этом следует выбирать наиболее невыгодную комбинацию напряжений от изгиба ортотропной плиты между главными балками и совместной ее работы с главными балками пролетного строения.
11*. Общая устойчивость листа настила, подкрепленного продольными ребрами, должна быть обеспечена поперечными ребрами.
Момент инерции поперечных ребер (см. п. 3) сжатой (сжато-изогнутой) ортотропной плиты следует определять по формуле
, (11)*
где - коэффициент, определяемый по табл. 2, а*;
- коэффициент, принимаемый равным: 0,055 при k = 1; 0,15 при k = 2; 0,20 при ;
k - число продольных ребер рассчитываемой ортотропной плиты;
L - расстояние между стенками главных балок или центрами узлов геометрически неизменяемых поперечных связей;
l - расстояние между поперечными ребрами;
- момент инерции полного сечения продольного ребра (см. п. 3);
- действующие напряжения в листе настила от совместной работы ортотропной плиты с главными балками пролетного строения, вычисленные в предположении упругих деформаций стали;
- напряжение, вычисленное по табл. 68* по значению .
Допускается также определять по следующей формуле
.
Примечание. Коэффициент определяется по формуле , где следует находить по табл. 3* п. 12 при .
Таблица 2а*
омега | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,95 | 1 |
альфа | 0 | 0,016 | 0,053 | 0,115 | 0,205 | 0,320 | 0,462 | 0,646 | 0,872 | 1,192 | 1,470 | 2,025 |
Для сжатой ортотропной плиты, не воспринимающей местной нагрузки, в формуле (11)* коэффициент следует принимать равным 2,025, что обеспечивает равенство расчетной длины продольных ребер расстоянию между поперечными ребрами l.
12*. Расчет по общей устойчивости ортотропной плиты в целом (сжатой и сжато-изогнутой) при обеспечении условия (11)* следует выполнять по формуле
, (12)*
где - см. п. 11*;
- коэффициент продольного изгиба, принимаемый по табл. 3* в зависимости от гибкости ;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60* п. 4.19*.
Гибкость следует определять по формуле
, (13)*
где - расчетная (свободная) длина продольных ребер, определяемая из выражения . Коэффициент находят из табл. 2а* по значению ;
, и l - см. п. 3;
- расстояние между продольными ребрами;
- толщина листа настила;
- коэффициент, принимаемый равным 1,0 - для ортотропной плиты нижнего пояса и по табл. 4* - для плиты верхнего пояса коробчатых главных балок;
А - площадь полного сечения продольного ребра;
- (здесь - момент инерции полного сечения продольного ребра при чистом кручении).
Сжато-изогнутую ортотропную плиту железнодорожных мостов на общую устойчивость следует проверять по формуле (167), принимая гибкость по формуле (13)* при .
Таблица 3*
Гибкость ламб- да_0, ламбда_1 |
Коэффициент фи_0 для стали марок | ||
16Д | 15ХСНД | 10ХСНД, 390-14Г2АФД, 390-15Г2АФДпс |
|
0 41 44 50 53 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 |
1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 0,95 0,83 0,73 0,64 0,59 0,53 0,47 0,41 0,36 0,32 0,29 0,26 0,23 0,21 0,20 |
1,00 1,00 1,00 0,92 0,87 0,76 0,64 0,56 0,50 0,44 0,39 0,34 0,30 0,26 0,23 0,21 0,19 0,17 0,15 0,14 |
1,00 1,00 0,96 0,88 0,83 0,72 0,59 0,49 0,43 0,38 0,33 0,28 0,25 0,22 0,20 0,17 0,16 0,14 0,13 0,11 |
Таблица 4*
f/i | Коэффициент кси |
0 0,01 0,05 0,10 f - прогиб продольного реб i - радиус инерции полного |
1,00 0,75 0,70 0,66 а между поперечными ребрами; сечения продольного ребра. |
13. Тавровые продольные ребра (см. чертежи, в, г) сжатой ортотропной плиты нижнего пояса коробчатых главных балок при изгибно-крутильной форме потери устойчивости следует рассчитывать по формуле (12)*, принимая коэффициент продольного изгиба в зависимости от гибкости .
Гибкость следует определять по формуле
, (14)
где ;
I - см. п. 3;
- высота стенки ребра толщиной (см. чертеж, г);
е - расстояние от центра тяжести полки шириной , толщиной до центра тяжести таврового продольного ребра (см. чертеж, г);
, - соответственно момент инерции сечения таврового продольного ребра относительно горизонтальной оси y и вертикальной оси z;
;
.
;
Для обеспечения местной устойчивости элементов таврового сечения продольного ребра толщина полки и стенки должна удовлетворять требованиям п. 4.45*:
при продольное ребро полного сечения следует считать двутавром, при - тавром;
при требования к толщине стенки определяются по линейной интерполяции между нормами для двутавра и тавра .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.