Приказ Минстроя РФ от 21 декабря 1995 г. N 17-134
"Об организации методической работы по лицензированию деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов"
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено лицензирование деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, в связи с чем настоящий приказ фактически прекратил действие
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2.11.95 N 1073 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов" приказываю:
1. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Министерства, Федеральному лицензионному центру при Минстрое России принять к руководству и исполнению постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1073.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (Авдееву), Управлению лицензирования (Балыбердину) осуществлять методическую работу по вопросам специфики деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, возникающих при лицензировании этой деятельности.
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (Авдееву):
a) включить в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства строительства Российской Федерации со сроком разработки - II квартал 1996 г. следующие нормативные документы:
методические рекомендации по вопросам специфики деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, возникающих при лицензировании этой деятельности, технической готовности к выполнению соответствующих работ;
рекомендации по требованиям, характеризующим профессиональную пригодность персонала к выполнению работ, подлежащих лицензированию;
рекомендации о порядке проведения экспертизы и основные требования к экспертным заключениям органов лицензирования;
провести в 1996 году региональные совещания с представителями субъектов Российской Федерации, руководителями лицензионных служб по вопросам реализации постановления Российской Федерации от 02.11.95 N 1073;
в) осуществлять на договорной основе:
комплектацию правилами эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов;
работу по проведению добровольного лицензирования (сертификации) руководящих работников и специалистов жилищно-коммунального хозяйства на базе Центрального межведомственного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства при Московском Государственном строительном университете, Московского института коммунального хозяйства и строительства, Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова и других учреждений профессионального образования;
организацию семинаров и обучение работников органов лицензирования.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе "Генерального соглашения о взаимодействии Минстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства";
а) привести местные правовые акты по вопросам лицензирования в соответствие с "Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1073;
б) осуществлять лицензирование указанных видов деятельности, как правило, на базе действующих органов лицензирования;
в) определить физических и юридических лиц, занимающихся деятельностью по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, и составить графики лицензирования их деятельности.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Авдеева В.В.
Министр |
Е.В.Басин |
Рекомендации
о порядке проведения экспертизы материалов и документов, представляемых заявителями для получения лицензий на деятельность по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов
1. Общие положения и понятия
1.1. Настоящие рекомендации содержат условия, порядок и сроки проведения экспертизы материалов и документов представляемых заявителями для получения лицензий на деятельность по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов (в дальнейшем - инженерных систем) и предназначены для применения органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, и привлекаемыми для рассмотрения соответствующих материалов экспертными организациями и экспертами, а также заявителями - лицензиатами по данному виду деятельности.
1.2. Под "экспертными организациями" и "экспертами" в настоящих рекомендациях понимаются: отраслевые или специализированные организации, институты, органы государственного контроля, органы по сертификации, информационно-консультационные центры, другие организации и отдельные специалисты, имеющие необходимые лицензии или разрешения на проведение экспертных работ и осуществляющие принцип независимой третьей стороны.
1.3. Под "экспертными работами" ("экспертизой") понимается проведение обследования для проверки наличия у заявителя условий выполнения лицензируемого вида деятельности.
Экспертиза материалов и документов, представляемых заявителями для получения лицензий проводится только в случаях предусмотренных настоящими Рекомендациями.
1.4. По результатам экспертных работ оформляются заключения экспертизы - отзывы экспертных организаций и экспертов, с учетом которых органами лицензирования принимаются решения о выдаче лицензий на деятельность по эксплуатации инженерных систем.
Заключения экспертизы являются обязательными документами для исполнения как заявителями-лицензиатами, так и другими заинтересованными или находящимися в организационных технико-экономических и финансовых связях с заявителем организациями.
1.5. Экспертиза проводится в целях предотвращения использования и эксплуатации объектов инженерных систем, не отвечающих требованиям государственных норм и правил или наносящим ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природо-охраняемой политики.
1.6. Оплата услуг экспертных организаций и экспертов не включается в плату за рассмотрение и выдачу лицензий и возмещается лицензиатами отдельно.
Стоимость работ по экспертизе и составлению экспертного заключения определяются договором между экспертной организацией (экспертом) и заявителем.
2. Порядок организации проведения экспертизы
2.1. Решение о проведении экспертизы материалов и документов, предоставляемых заявителями для получения лицензии принимается органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности (в дальнейшем органами лицензирования) в каждом конкретном случае.
2.2. Не требуется проведение экспертизы в случаях, объединяющих следующие условия:
- наличие положительных заключений государственных органов контроля о соответствии условий выполнения работ установленным требованиям, нормам и правилам;
- наличие положительных отзывов о деятельности заявителя от административных территориальных органов, заказчиков, потребителей услуг;
- достаточная организационно-техническая и нормативно-методическая оснащенность заявителя для осуществления лицензируемой деятельности ;
- достаточный уровень квалификации специалистов и рабочих для выполнения лицензируемых работ;
- низкий уровень (или отсутствие) аварийности и производственного травматизма на лицензируемых объектах;
- достаточный уровень готовности к выполнению работ в аварийных ситуациях.
Наличие в представленных заявителем документах несоответствия одному из этих условий, а также возникновение у органов лицензирования сомнений (на объективной основе) по достоверности представленных в материалах показателей и данных, органами лицензирования может быть назначена экспертиза документации заявителя как по отдельным вопросам деятельности, так и в целом.
2.3. Обязательное проведение экспертизы определяется следующими отдельными условиями:
- отсутствие в материалах и документах заявителя необходимой информации;
- наличие в заключениях государственных органов контроля особых предписаний по осуществлению лицензированной деятельности или отрицательных заключений этих органов;
- низкое качество эксплуатации инженерных систем (высокая интенсивность аварий, отказов и повреждений);
- отсутствие мероприятий по повышению уровня качества эксплуатации;
- несоответствие представленных в материалах и документах заявителя информации требованиям, установленным для получения лицензии;
- наличие неоднократных жалоб и претензий к заявителю на качество оказываемых им услуг, потребителей, заказчиков;
- наличие претензий к заявителю со стороны административных территориальных органов о несоблюдении их требований и распоряжений в отношении деятельности заявителя;
- низкий уровень организации заявителем деятельности по эксплуатации инженерных систем (отсутствие необходимых квалификационных требований к специалистам и рабочим, ответственных исполнителей за организацию деятельности, наличие показателей производственного травматизма);
- представление материалов и документов для получения лицензий заявителями - вновь организуемыми для осуществления деятельности по эксплуатации инженерных систем юридическими или физическими лицами.
2.4. Для проведения экспертизы на соответствие деятельности лицензиата условиям, необходимым для осуществления соответствующей деятельности и условиям безопасности органы лицензирования по решению органов исполнительной власти их образовавшихся, производят аккредитацию Экспертного базового центра.
2.5. Для проведения независимой экспертизы могут привлекаться на договорной основе экспертные организации и эксперты:
- отраслевые, специализированные и экспертные организации (проектные, проектно-технологические, научно-исследовательские, изыскательские, заводы-изготовители соответствующих видов устройств, оборудования и установок);
- территориальные (региональные) подразделения органов государственного контроля, государственной вневедомственной экспертизы и аккредитованные ими экспертные центры;
- отдельные специалисты, представляющие органы государственного управления и контроля, экспертные и специализированные организации, комитеты (объединения, организации) жилищно-коммунального хозяйства, имеющие соответствующую квалификацию и необходимые разрешения и допуски на проведение отдельных работ.
К экспертизе не могут привлекаться коммерческие организации, а также отдельные эксперты, состоящие с заявителем в хозяйственных или финансовых отношениях.
2.6. Экспертный базовый центр (ЭБЦ):
- организует по поручению органа лицензирования комплексную экспертизу или экспертизу отдельных вопросов по материалам и документам заявителя-лицензиата;
- определяет необходимость проведения дополнительно, в том числе независимой экспертизы;
- подготавливает и представляет в орган лицензирования сводное экспертное заключение на получение заявителем лицензии;
- согласовывает с органами государственного контроля возможности заявителя по выполнению отдельных требований норм и правил установленных этими органами, сроки и мероприятия по устранению имеющихся на лицензируемых объектах нарушений действующих требований;
- рассматривает разногласия по вопросам экспертизы материалов и документов заявителей, проведенной экспертными организациями и экспертами;
- осуществляет выборочный контроль за качеством работ по эксплуатации инженерных систем по поручению органов лицензирования;
- организует по договорам с лицензиатами выполнение актов-предписаний государственных органов контроля и организационно-технических мероприятий по повышению уровня осуществления лицензируемой деятельности.
2.7. Специализированные экспертные организации и эксперты;
- проводят по поручению органа лицензирования или ЭБЦ экспертизу отдельных вопросов по материалам и документам заявителя-лицензиата, относящимся к их компетенции;
- выносят предложения о проведении дополнительно, в том числе, независимой экспертизы;
- подготавливают и представляют в орган лицензирования и ЭБЦ экспертное заключение на получение заявителем лицензии;
- подготавливают предложения о возможности заявителя по выполнению отдельных требований норм и правил, установленных органами государственного контроля; о сроках и мероприятиях по устранению имеющихся на лицензируемых объектах нарушений действующих требований;
- участвуют по договорам с лицензиатами и ЭБЦ в выполнении актов-предписаний государственных органов контроля и организационно-технических мероприятий по повышению уровня осуществления лицензируемой деятельности.
2.8. При рассмотрении материалов и документов, представленных для получения лицензии и возникновении условий необходимости проведения экспертизы, органы лицензирования оформляют направления материалов на экспертизу в зависимости от количества подлежащих рассмотрению вопросов:
- при необходимости проведения экспертизы по отдельным вопросам деятельности заявителя - в специализированные экспертные организации, в чьей компетенции рассмотрение соответствующих вопросов или ЭБЦ;
- при необходимости проведения комплексной экспертизы по нескольким вопросам деятельности заявителя или в целом - в ЭБЦ.
2.9. По соглашению между ЭБЦ и экспертными организациями (экспертами), а также, когда требуется проведение экспертизы у заявителя двумя и более экспертными организациями, генподрядный договор с заявителем заключается ЭБЦ, либо, по его поручению, одной из экспертных организаций.
2.10. Решение о проведении дополнительной, в том числе независимой, экспертизы принимается органом лицензирования или ЭБЦ при следующих условиях;
- возникновение спорных вопросов при выдаче лицензий;
- наличие в экспертных заключениях рекомендаций по проведению экспертизы отдельных направлений деятельности другими специалистами;
- выявление фактов несоответствия требований, предъявляемых органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, к содержанию экспертных заключений;
- необходимость проведения лицензиатами дополнительных мероприятий по устранению выявленных экспертными заключениями фактов, несоответствующих требуемым нормам и правилам.
2.11. Экспертиза материалов и документов, представляемых заявителями для получения лицензии, может осуществляться не только по решению органа лицензирования но и по решению заявителя на добровольной основе: как перед подачей заявления на получение лицензии, так и в период его рассмотрения. При этом, по просьбе заявителя, рассмотрение документации может проводиться как в полном объеме, так и отдельных вопросов, что определяется договором на проведение экспертизы.
3. Порядок представления заявителем документации на экспертизу
3.1. Заявителями представляется в ЭБЦ (или специализированные экспертные организации) направление органа лицензирования (или ЭБЦ) и весь объем документации представляемый для получения лицензии.
3.2. Объем документации, подлежащий рассмотрению в порядке проведения экспертизы, определяется экспертной организацией.
При необходимости экспертная организация по вопросам, относящимся к ее компетенции, имеет право запросить у лицензиата дополнительную информацию по рассматриваемой деятельности.
3.3. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу и содержанию проверяется экспертной организацией в 5-ти дневный срок с даты их получения.
3.4. При установлении некомплектности документации или неполного ее содержания экспертная организация уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих материалов, документов или данных. В этом случае экспертной организацией может быть принято решение об отклонении рассмотрении документации до ее укомплектования.
3.5. Если в период проведения экспертизы документации заявителя обнаруживается недостоверность сведений, представленных в документах на лицензирование, экспертиза прекращается, и документы возвращаются заявителю. Новый срок рассмотрению документов исчисляется с момента повторной их подачи.
3.6. При повторной экспертизе представляются:
- пояснительная записка к доработанным по замечаниям экспертной организации документам с уточненными данными и сведениями;
- документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
4. Основные требования к экспертным заключениям
4.1. Экспертные организации, осуществляющие экспертизу документации заявителя, подготавливают экспертное заключение по рассматриваемым ими вопросам лицензируемой деятельности.
4.2. ЭБЦ, осуществляющие комплексную экспертизу, подготавливают сводное экспертное заключение по рассматриваемой документации заявителя в целом с учетом заключений экспертных организаций, принимавших участие в рассмотрении материалов и документов заявителя.
4.3. Экспертное заключение должно содержать:
- краткую характеристику заявителя, выполняемой им лицензируемой деятельности, а также условий ее осуществления;
- оценку состава и комплектность представленных материалов, полноты и качества изложенной информации;
- конкретные замечания и предложения по рассматриваемым материалам и документам, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;
- оценка возможности осуществления заявителем лицензируемой деятельности с учетом технической, экологической, санитарно-эпидемиологической, противопожарной безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности выполняемых работ и оказываемых заявителем услуг, социальной значимости объектов, на которых осуществляется лицензируемая деятельность и т.п.;
- предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности инженерных систем, безопасности работ, более рациональному использованию ресурсов;
- рекомендации по дополнительной проработке отдельных вопросов по осуществляемой деятельности при последующем лицензировании;
- рекомендации о разрешении или отказе в выдаче лицензии на рассматриваемую деятельность;
- рекомендации по срокам действия лицензий исходя из объективной оценки возможностей конкретных лицензиатов.
4.4. При проведении комплексной экспертизы экспертное заключение должно содержать информацию предусмотренную п. 4.3. по каждому представленному заявителем документу и материалу согласно п. 5.1. "Методических рекомендаций по выдаче лицензий на деятельность по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов";
По результатам проведения выборочной экспертизы экспертное заключение, согласно п. 4.3. составляется по всем представленным заявителем документам и материалам, относящимся к рассматриваемому вопросу.
4.5. По документации заявителя, рассматриваемой в порядке выборочной экспертизы, подготавливаются рекомендации о разрешении или невозможности осуществления заявителем лицензируемой деятельности в целом.
При этом указывается необходимость доработки соответствующей документации.
По объектам, находящимся в эксплуатации, указываются отдельные виды работ, которые могут выполняться заявителями до доработки ими необходимых материалов и документов.
4.6. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение эксплуатационных технических характеристик объектов или создать иные аварийные ситуации, экспертным органам вносится предложение об отказе в выдаче лицензии, приостановлении или аннулировании ее действия, а также готовятся необходимые предписания в государственные органы контроля и управления.
4.7. Заключение утверждается руководителем экспертной организации и направляется заявителю и органу лицензирования (или ЭБЦ), оформившему направление на экспертизу.
При проведении комплексной экспертизы документации заявителя сводное экспертное заключение утверждается руководителями всех экспертных организаций, участвующих в рассмотрении отдельных вопросов деятельности заявителя по одному пакету документов.
4.8. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации быть принят другой порядок оформления экспертного заключения. Однако, в любом случае, подпись руководителя экспертной организации, утверждающей выводы экспертизы, является обязательной.
4.9. Экспертные заключения рассматриваются органом лицензирования в присутствии экспертов, подготовивших заключение, и представителя лицензиата которому направляется официальное приглашение. Отсутствие на заседании представителя лицензиата не является основанием для переноса рассмотрения заявления. Заключение экспертизы является определяющим для принятия соответствующего решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии.
5. Сроки проведения экспертизы
5.1. Сроки проведения экспертизы материалов и документов, представляемых заявителями для получения лицензий, определяются в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, и устанавливаются договором между заявителем и экспертной организацией.
5.2. Сроки проведения экспертизы не должны превышать сроки, установленные для представления экспертных заключений.
5.3. Для принятия решения органами лицензирования о выдаче или отказе в выдаче лицензии, экспертные заключения (включая сводные - по результатам комплексной экспертизы) должны представляться в эти органы не позднее следующих сроков со дня подачи лицензиатом заявления с необходимыми документами:
- 25 дней - в случаях необходимости проведения экспертизы;
- 45 дней - в случаях необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой экспертизы.
- 75 дней - в отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов.
5.4. Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководителем экспертной организации плана ее проведения или подписания договора на экспертизу, а окончания - дата отправки заключения лицензиату и в орган лицензирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минстроя РФ от 21 декабря 1995 г. N 17-134 "Об организации методической работы по лицензированию деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов"
Текст приказа официально опубликован не был
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено лицензирование деятельности по эксплуатации инжинерных систем городов и населенных пунктов, в связи с чем настоящий приказ фактически прекратил действие