Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства
1. Общие положения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
Введение
Настоящая подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологии, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа исходного состояния. Анализируется обеспеченность городского и сельского населения региона тепло-, электро- и водоресурсами: численность городского и сельского населения, удельные показатели энерго-, водопотребления городского и сельского населения, удельные показатели энерго-, водопотребления городского и сельского населения на современном уровне и в ретроспективе в сопоставлении с нормативами энерго-, водопотребления, возможность обеспеченности населения энергоресурсами на перспективу до 2010 г., рассматривается техническое состояние тепловых и водопроводных сетей и оборудования.
На основе анализа существующего положения обосновывается необходимость осуществления работ по повышению уровня энерго- и водообеспеченности населения, формулируется содержание конкретных проблем для региона в целом и по отдельным районам и населенным пунктам, анализируются причины их возникновения и значимость проблемы для населения региона. Обосновывается необходимость решения проблем программным методом.
Приводятся данные о принятых федеральными, региональными и другими органами решений по вопросам обеспечения населения региона энергоснабжением и питьевой водой.
Приводятся материалы федеральных и других региональных программ, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к обеспечению населения субъектов Российской Федерации энергоресурсами и водой, эксплуатации и модернизации объектов инженерной инфраструктуры.
3. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Главными целями региональной целевой программы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение обеспечения населения тепловой энергией и питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить: финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий, условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых коммунальных услуг, инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса.
4. Система программных мероприятий
Основой программы является система взаимоувязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающих достижение программных целей.
В целях наиболее эффективного выбора современных и перспективных технологий и технических средств при решении вопросов обеспечения населения тепловой энергией и питьевой полой в региональных программах рекомендуется разработка инвестиционных подпрограмм, при этом особое внимание уделяется обоснованию первоочередных мероприятий по каждому направлению работ.
Инвестиционные подпрограммы
4.1. Развитие систем инженерной инфраструктуры городов и поселков городского типа
4.1.1. Современное состояние городских централизованных систем обеспечения тепло- и водоснабжения (по каждому городу и поселку городского типа), наличие и состояние децентрализованных систем.
Количество тепла и воды, потребляемой жилищно-коммунальным хозяйством на одного городского жителя, структура, расход тепла и воды на коммунально-бытовые нужды.
Характеристика и состояние тепловых и водопроводных сетей и инженерных сооружений в городах и поселках городского типа, потери воды и тепла при транспортировке, технологии подготовки питьевой и подпиточной воды.
4.1.2. Мероприятия по развитию городских централизованных систем тепло-, водоснабжения.
Строительство и реконструкция тепловых и водопроводных инженерных сооружений: рассматриваются вопросы строительства, реконструкции и модернизации тепловых и водопроводных систем, строительство теплоисточников и регулирующих емкостей. Особое внимание уделяется расширению использования подземных вод для питьевого водоснабжения, в том числе как источника резервного водообеспечения и альтернативным источникам теплоснабжения.
Внедрение комплекса мероприятий по рациональному использованию и экономии тепловой энергии и питьевой воды, который должен включить в себя развитие систем учета с использованием контрольных расходомеров в диктующих точках сети и тепло-, водосчетчиков у потребителей, прежде всего, в жилищном фонде, а также снижение утечек в сетях лимитирования производственного тепло-, водопотребления и др.
Реконструкция и техническое перевооружение теплоэнергетического оборудования, водозаборных сооружений, водоочистных станций, систем подачи и распределения, использование современных технологий приготовления питьевой воды.
Восстановление пропускной способности трубопроводов с использованием бестраншейной технологии, применение труб с современной теплоизоляцией и из современных и долговечных материалов, строительство и совершенствование производственно-эксплуатационных баз.
4.1.3. По каждому из мероприятий обосновывается стоимость работ и источники финансирования, в том числе, обосновывается необходимость финансирования из федерального бюджета в целом и по этапам. Более детально обосновываются первоочередные мероприятия 1-го этапа (2002-2003 гг.), необходимые для снятия напряженности с тепло-, водообеспечением населенных пунктов, имеющих дефицит тепла и неудовлетворительное качество питьевой воды.
4.2. Научно-техническое и нормативно-правовое обеспечение
Научно-техническое и нормативно-правовое обеспечение программы в региональных Программах должно разрабатываться применительно к решению местных проблем за счет средств региона. Рекомендуется разработка направлений по освоению комплекса мероприятий по рациональному использованию и экономии тепловой энергии и питьевой воды, поисково-оценочным работам для расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении и альтернативной энергетике, реализации пилотных проектов по реконструкции систем тепло-, водоснабжения жилых зданий, совершенствованию систем контроля за потреблением тепла и питьевой воды, а также другие подпрограммы, учитывающие местные особенности. При этом определяется стоимость работ, оценивается экономическая и экологическая эффективность их реализации.
В региональной программе могут быть даны предложения по разработке законодательных и нормативных правовых актов по вопросам использования, охраны водных ресурсов, совершенствования схем управления в области тепло-, водоснабжения и канализации на федеральном уровне. Также в программе обосновывается необходимость разработки региональных законодательных и нормативных правовых актов с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводится перечень намечаемых к разработке законодательных и нормативных правовых актов и стоимость разработки.
5. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсы на целевую программу определяются исходя из условий ее полной реализации в течение установленного срока исполнения. Выделяются следующие основные виды ресурсов:
финансовые, материально-технические (машины, оборудование, материалы, сырье, топливо) и трудовые (рабочая сила, квалифицированные кадры). К ресурсам относятся также научно-техническое и информационное обеспечение реализации программы.
Общая потребность в указанных видах ресурсов оценивается по всем основным мероприятиям программы с разбивкой по этапам и на ближайшие 1-2 года программного периода с использованием соответствующих затратных показателей.
Финансовые ресурсы распределяются по возможным источникам финансирования:
- федеральный бюджет (дотации, субвенции, налоговые и другие виды льгот государственный кредит и гарантии);
- бюджет муниципальных образований;
- внебюджетные средства, в том числе средства участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, кредиты банков и частный капитал, средства фондов и общественных организаций, иностранные инвестиции и другие источники.
Финансовые расходы по мероприятиям подразделяются на единовременные капитальные вложения, стоимость научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), прочие текущие расходы, не учтенные в затратах на капитальное строительство и НИОКР.
Затраты оцениваются как совокупность прямых финансовых вложений в собственно мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы, например, на компенсацию негативных последствий реализации программы. Исчисление затрат на программу производится по полному кругу всех источников финансирования.
Для расчета затрат на осуществление мероприятий применяются в зависимости от полноты имеющейся информации методы нормативных затрат, статистического прогнозирования, аналогов, экспертных оценок и другие.
Стоимость целевой программы складывается из стоимости входящих в ее состав подпрограмм, проектов, заданий.
В целевых программах необходимо обеспечить увязку объемов финансовых ресурсов со всеми программными мероприятиями, сроками и очередностью их выполнения, а также обеспечить согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач обеспечения населения тепловой энергией и питьевой водой.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы должен предусматривать применение широкого спектра экономических, организационных и нормативно-правовых мер. Целесообразно использовать такие рычаги экономической политики, как кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему, налоговое законодательство, лизинг, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, ассигнования и субсидии государственного бюджета.
Необходимо обосновать прямые и косвенные льготы исполнителям мероприятий, в том числе, льготы по налогу на прибыль (доход), льготные условия кредитования, потребность в целевых дотациях и субсидиях из бюджета.
На реализацию программных мероприятий, особенно по строительству и реконструкции централизованных систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в городских и сельских населенных пунктах, следует направлять собственные средства (прибыль, амортизация) предприятий по тепло-, водоснабжению и канализации, а также специальные отчисления от прибыли предприятий промышленности и агропромышленного комплекса.
Рекомендуется использовать возможность приобретения на условиях лизинга оборудования, приборов, машин для мероприятий по строительству и реконструкции систем тепло-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, заводов по разливу питьевой воды, что, с одной стороны, даст дополнительные экономические выгоды лизингополучателю, а с другой оптимизирует динамику финансирования мероприятий.
Учитывая высокую социальную значимость мероприятий по обеспечению теплом и питьевой водой, следует предусмотреть выпуск региональных и муниципальных целевых займов с распространением облигаций среди населения и предприятий, осуществление мер по привлечению средств населения в инвестирование объектов строительства и реконструкции систем водоснабжения и канализации путем выпуска акций предприятий тепло-, водоснабжения и канализации.
Организация финансирования мероприятий регионального и местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для консолидации средств по всем источникам финансирования и повышения эффективности их использования рекомендуется предусмотреть создание специального фонда реализации региональной программы и выбрать уполномоченный банк.
Между государственным заказчиком целевой программы и ее исполнителями подписываются соглашения (договоры) о намерениях.
Отбор исполнителей целевой программы независимо от форм собственности предприятий осуществляется государственным заказчиком - администрацией субъекта Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации работ, закупке товаров, оказании услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
Ежегодно при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом хода выполнения мероприятий программы уточняются размеры государственной поддержки и меры по привлечению средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
При необходимости для нормативно-правового обеспечения реализации программы следует предусмотреть принятие соответствующих нормативных и правовых актов органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их прав и полномочий и внесение предложений по корректировке нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и федерального законодательства.
Раздел: Критерии выделения средств из федерального бюджета
Модернизация объектов ЖКХ, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, должно осуществляться преимущественно за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
Федеральный бюджет выделяется на модернизацию объектов ЖКХ имеющих важное значение для Российской Федерации, республики, края и области, а также на крупные объекты по которым осуществляется финансирование из республиканского, краевого, областного и городского бюджетов.
Таблица N 1
Сведения о состоянии коммунальных отопительных котельных
Наиме- нование городов |
Мощность отопитель- ных котельных, Гкал/час |
Установленные котлы (энергоустановки), выработавшие ресурс (подлежат замене) |
Физический износ отопитель- ных котельных, % |
Остаточная балансовая стоимость отопитель- ных котельных, млн.руб. |
Дефицит мощности отопительных котельных (источников теплоснабже- ния), % |
Удельный расход тепловой энергии на отопление 1 кв.м отапливаемой площади, Гкал/кв.м |
Расход топлива на производство 1 Гкал твердого, жидкого, газообразного (кг и куб.м) |
|
Суммарная мощность Гкал/час |
Количество ед. |
|||||||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
и т.д. |
Таблица N 2
Сведения о состоянии тепловых сетей и сооружений
Наиме- нование городов |
В двухтрубном исчислении | |||||||||
Тепловых сетей, км | Физический износ % | Остаточная балансовая стоимость, млн.руб. |
||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Срок эксплуатации, лет | Срок эксплуатации, лет | |||||||
до 15 | до 20 | свыше | до 15 | до 20 | свыше | до 15 | до 20 | свыше | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
и т.д. |
Наиме- нование городов |
В двухтрубном исчислении | |||||||||
Квартальные (уличные) сети и ЦТП, км/ед |
Физический износ % | Остаточная балансовая стоимость, млн.руб. |
||||||||
Всего | Срок эксплуатации, лет | Срок эксплуатации, лет | Срок эксплуатации, лет | |||||||
до 15 | до 20 | свыше | до 15 | до 20 | свыше | до 15 | до 20 | свыше | ||
1 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
и т.д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.