Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства сообщает.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает передачу многоквартирного дома как объекта недвижимого имущества собственникам помещений, вновь выбранной управляющей организации или созданному товариществу собственников жилья. Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена только передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
В соответствии со статьей 36 Кодекса, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких многоквартирных домах находится в общей долевой собственности всех собственников помещений.
Учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и/или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. Такой учет не может являться основанием для требования о передаче многоквартирного дома по акту приема-передачи.
Жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете списываются с баланса унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Многоквартирные дома, помещения в которых принадлежат двум и более различным собственникам, подлежат списанию со счетов бухгалтерского учета организаций, исключению из реестра учета муниципального (государственного) имущества и из состава муниципальной (государственной) казны. В указанных многоквартирных домах только жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной (государственной) собственности, могут быть объектом бухгалтерского учета муниципальных (государственных) организаций (при закреплении на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), объектом учета муниципального (государственного) имущества и состоять в муниципальной (государственной) казне (при отсутствии закрепления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
При смене управляющей организации или выборе иного способа управления многоквартирным домом, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, передача многоквартирного дома или общего имущества в многоквартирном доме по акту новой управляющей организации, товариществу собственников жилья или жилищному кооперативу не производится.
При смене управляющей организации целесообразно составить двусторонний акт состояния общего имущества в многоквартирном доме. Такой акт подписывается уполномоченным представителем организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом, и уполномоченным представителем организации, которая будет управлять многоквартирным домом в дальнейшем. Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы организации, управлявшей многоквартирным домом до момента составления акта, а также для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящее письмо до организаций жилищно-коммунального хозяйства, товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и при необходимости организовать их разъяснение.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства |
Р.Э. Мукумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен вопрос, касающийся передачи (как объекта недвижимого имущества) многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, при выборе способа управления собственниками помещений.
Законодательство не предусматривает передачу многоквартирного дома как объекта недвижимости собственникам помещений, вновь выбранной управляющей организации или созданному ТСЖ. Передаче подлежит только техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких домах находится в общей долевой собственности всех собственников помещений.
Жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, списываются с баланса унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учет указанного многоквартирного дома в реестре муниципального (государственного) имущества и/или бухгалтерский учет дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. Такой учет не может являться основанием для требования о передаче дома по акту приема-передачи.
При смене управляющей организации или выборе иного способа управления многоквартирным домом передача дома или общего имущества в многоквартирном доме по акту новой управляющей организации, ТСЖ или жилищному кооперативу не производится. В тоже время для оценки результативности работы управляющей организации, для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту целесообразно составить двусторонний акт состояния общего имущества в доме. Приведен рекомендуемый порядок оформления указанного акта.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления"
Текст письма опубликован в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", февраль 2007 г., N 7, в Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации, 2007 г., N 4, в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", апрель 2007 г., N 4 (часть II)