Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" (Ведомости Верховного Совета Республики Карелия, 1994, N 3-4, ст.611; N 5-6, ст.654, 673; Собрание законодательства Республики Карелия, 1994, N 1, ст.10), изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Карелия
О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия
1. Выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия проводятся по избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов является добровольным.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия
Законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия составляют Конституция Российской Федерации, Конституция (Основной Закон) Республики Карелия, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящий закон и иные нормативные правовые акты Республики Карелия, принимаемые в соответствии с настоящим законом.
Статья 3. Избирательные права
1. Право избирать депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет, проживающим на территории соответствующего избирательного округа.
2. Кандидатами в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие на момент назначения выборов возраста 21 года и постоянно проживающие в Республике Карелия не менее одного года.
3. Кандидатами в депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие возраста 21 года и постоянно проживающие в Республике Карелия не менее одного года.
4. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 4. Назначение выборов депутатов Законодательного Собрания
1. Выборы депутатов Законодательного Собрания назначаются Законодательным Собранием Республики Карелия не позднее чем за четыре месяца до истечения полномочий его депутатов.
2. Законодательным Собранием может быть принято решение о досрочных выборах. В этом случае выборы назначаются не позднее чем за три месяца до дня выборов.
Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
Статья 5. Право выдвижения кандидатов в депутаты
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания принадлежит: избирательным объединениям, их блокам, непосредственно избирателям. Гражданам предоставляется право самовыдвижения.
2. Избирательным объединением является общественное объединение, Устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами и законами Республики Карелия, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Полномочным органом избирательного объединения является выборный орган общественного объединения.
3. Избирательным блоком является добровольное объединение двух или более указанных выше общественных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.
Статья 6. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах
1. Лица, у которых должность или занятия не совместимы, в соответствии с Конституцией Республики Карелия, действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, с мандатом депутата Законодательного Собрания, дают при регистрации в качестве кандидата в депутаты письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности.
2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также влечет за собой признание судом избрания соответствующих лиц депутатами недействительным.
Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей
Статья 7. Образование избирательных округов для выборов депутатов Палаты Республики
1. Для выборов депутатов Палаты Республики образуются одномандатные избирательные округа, охватывающие в совокупности всю территорию Республики Карелия, с нормой представительства один депутат от 30000 избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.
2. При образовании на территории административно-территориальной единицы нескольких избирательных округов соблюдается примерное равенство по числу избирателей, указанных в части 1 настоящей статьи, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов.
3. На территории, совпадающей с границами Прионежского района на 1 января 1994 года, образуются два одномандатных избирательных округа, один из которых включает территорию вепсских национальных административно-территориальных единиц. Другой избирательный округ включает остальную территорию.
Статья 8. Образование избирательных округов для выборов депутатов Палаты Представителей
Для выборов депутатов в Палату Представителей образуются 18 многомандатных избирательных округов с нормой представительства 2 депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.
Статья 9. Границы избирательных округов
1. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Карелия по представлению администраций самоуправляющихся территорий и утверждаются Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия не позднее чем за 70 дней до дня выборов.
2. Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются в печати Центральной избирательной комиссией Республики Карелия не позднее пяти дней после их образования.
Статья 10. Образование избирательных участков
1. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления самоуправляющейся территории по согласованию с окружной (территориальной) избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Командование войсковой части обязано предоставить военнослужащему по его просьбе возможность явиться на избирательный участок в день выборов с 8 до 22 часов по московскому времени. В войсковых частях избирательные участки могут образовываться по решению окружной (территориальной) избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
4. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования публикуются окружными (территориальными) избирательными комиссиями в местной печати не позднее чем за 55 дней до дня выборов и вывешиваются на информационных стендах в течение десяти дней после принятия решения об образовании избирательных участков.
Статья 11. Списки избирателей
1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местного самоуправления. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местного самоуправления. Данные об избирателях глава местного самоуправления направляет в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
2. Уточнение списков избирателей завершается не позднее 15 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после указанного срока либо не включенные в список в силу других обстоятельств, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
3. В список избирателей включается гражданин Российской Федерации, отвечающий на день выборов требованиям частей 1 и 4 статьи 3 настоящего закона и проживающий на территории соответствующего избирательного участка.
4. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 1 настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в плавании, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов.
Списки избирателей, находящихся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
5. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Списки избирателей подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
6. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
7. Вносить изменения в списки избирателей после завершения голосования избирателей запрещается.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 12. Виды избирательных комиссий
1. Для подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания образуются избирательные комиссии:
- Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания;
- территориальные избирательные комиссии;
- окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания;
- окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания;
- участковые избирательные комиссии.
2. При совпадении территории округов по выборам депутатов Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания образуются единые окружные (территориальные) избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания.
Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Республики Карелия
1. Центральная избирательная комиссия Республики Карелия формируется в соответствии с Конституцией Республики Карелия, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", законом Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".
2. После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Члены Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Статья 14. Порядок формирования окружных (территориальных) избирательных комиссий
1. Окружная (территориальная) избирательная комиссия формируется в каждом избирательном округе по выборам депутатов Законодательного Собрания не позднее чем за 70 дней до выборов в составе 7 - 9 членов.
2. Состав окружной (территориальной) избирательной комиссии формируется представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной (территориальной) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
3. При определении кандидатур в состав окружной (территориальной) избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформировал состав окружной (территориальной) избирательной комиссии в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, формирование окружной (территориальной) избирательной комиссии производится Центральной избирательной комиссией.
4. В состав окружных (территориальных) избирательных комиссий в округах, в которых баллотируются кандидаты, не могут входить супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.
5. После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую окружную (территориальную) избирательную комиссию.
Статья 15. Порядок формирования участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5 - 13 человек.
2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформировал состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей окружной (территориальной) избирательной комиссией.
4. В состав участковых избирательных комиссий избирательных участков в округах, в которых баллотируются кандидаты, не могут входить супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.
5. После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат в депутаты по соответствующему округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
6. Помимо этого, в день выборов избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты вправе направить в определенную участковую избирательную комиссию по одному наблюдателю.
Указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии. В компетенцию наблюдателей входит контроль за соблюдением настоящего закона на избирательном участке в день голосования.
Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии не допускается.
Наблюдатели не имеют права участвовать в погашении избирательных бюллетеней и работе с ними, при подсчете голосов, в определении результатов и составлении протокола по итогам голосования.
Статья 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Карелия
1. Центральная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", законом Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия":
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
- руководит деятельностью окружных (территориальных) избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания;
- формирует состав окружных (территориальных) избирательных комиссий в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего закона;
- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания, обеспечивает единообразное применение настоящего закона;
- издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов в депутаты;
- заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
- устанавливает единую нумерацию избирательных округов на территории Республики Карелия;
- устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;
- утверждает образцы печатей избирательных комиссий и порядок пересылки и хранения избирательных документов;
- распределяет средства, выделенные из республиканского бюджета на подготовку и проведение выборов, контролирует их целевое использование;
- контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
- устанавливает единый порядок обработки итогов голосования;
- устанавливает результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и публикует их в печати;
- передает документы, связанные с подготовкой и проведением выборов, в архивы;
- организует повторные выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия;
- назначает выборы депутатов Законодательного Собрания вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом и федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
2. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Карелия, а также их должностных лиц.
Статья 17. Полномочия окружных (территориальных) избирательных комиссий
1. Окружные (территориальные) избирательные комиссии:
- дают разъяснения о порядке применения настоящего закона, обеспечивают его единообразное исполнение;
- руководят деятельностью участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания;
- формируют состав участковых избирательных комиссий в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 15 настоящего закона;
- рассматривают заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
- в случаях, предусмотренных настоящим законом, издают инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
- регистрируют инициативные группы избирателей;
- регистрируют кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, их доверенных лиц и наблюдателей, выдают вышеуказанным кандидатам, доверенным лицам и наблюдателям удостоверения установленного образца, публикуют сообщения о зарегистрированных кандидатах;
- обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений и кандидатов;
- осуществляют контроль за законностью проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, в случае выявления нарушения законодательства о выборах принимают решение об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты;
- обеспечивают участковые комиссии бланками избирательных документов, устанавливают порядок их хранения, утверждают текст бюллетеней для голосования, обеспечивают печатание и снабжение ими участковых комиссий;
- распределяют выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролируют их целевое использование;
- рассматривают вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
- устанавливают результаты голосования по соответствующему округу и публикуют их в печати, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
- регистрируют избранных депутатов: выдают им удостоверения об избрании, публикуют в печати списки избранных депутатов;
- организуют выборы депутатов вместо выбывших и повторные выборы депутатов Законодательного Собрания;
- контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. В случае выявления окружной (территориальной) избирательной комиссией нарушений в ходе выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания комиссия не регистрирует гражданина, выдвинутого кандидатом в депутаты.
3. В случае обнаружения нарушений после регистрации, но не позднее дня до выборов, окружная (территориальная ) избирательная комиссия обязана рассмотреть вопрос о правильности регистрации кандидата (кандидатов) и при необходимости отменить свое решение о регистрации.
4. В случае выявления фактов нарушения кандидатами в депутаты порядка проведения агитации, установленного действующим законодательством, окружная (территориальная) избирательная комиссия обязана в трехдневный срок со дня поступления в ее адрес соответствующего письменного заявления, а в день выборов - незамедлительно, проверить факты и принять по ним решение.
5. Полномочия окружной (территориальной) избирательной комиссии заканчиваются через 35 дней после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
1) на основании сведений об избирателях, представленных главой местного самоуправления, составляет список избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;
7) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, соответственно в окружную (территориальную) избирательную комиссию;
8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 19. Организация работы окружных (территориальных) и участковых избирательных комиссий
1. Решение о формировании избирательной комиссии и решение избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря доводятся до сведения избирателей.
2. В решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их дрлжностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
4. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
5. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель.
6. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или, по его поручению, заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
7. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о финансовом обеспечении подготовки и проведении выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
8. По решению избирательных комиссий члены комиссии могут осуществлять свои обязанности в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы с оплатой в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
9. Решения избирательной комиссии подписываются председателем (а в случае его отсутствия - заместителем) и секретарем.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
10. На заседаниях комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации.
11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
12. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
13. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать, избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
1. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Республики Карелия могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
3. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним решения не позднее чем в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 21. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Выдвижение кандидата в депутаты Законодательного Собрания проводится на съезде (конференции) избирательных объединений, на собрании местных отделений этих избирательных объединений, полномочными органами избирательных объединений.
2. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений входящих в избирательный блок.
3. Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвинуть не более одного кандидата в депутаты Палаты Республики и не более двух кандидатов в депутаты Палаты Представителей по каждому избирательному округу.
4. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
5. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную (территориальную) избирательную комиссию протокол с решением съезда (конференции), собрания местных отделений этих избирательных объединений о выдвижении кандидата. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.
6. Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Республики Карелия, зарегистрированный Устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
7. Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях 5 и 6 настоящей статьи, представляют в окружную (территориальную) избирательную комиссию избирательного округа протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.
Статья 22. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания непосредственно избирателями проводится путем инициативы избирателя, группы избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Инициатива избирателя, группы избирателей по выдвижению кандидата осуществляется в соответствующем округе путем создания инициативной группы избирателей, которая действует в течение избирательной кампании.
2. Инициативная группа избирателей обращается в окружную (территориальную) избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания о создании инициативной группы избирателей по выдвижению кандидата в депутаты, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.
В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.
3. Инициативная группа избирателей может выдвинуть не более одного кандидата в депутаты Палаты Республики и не более двух кандидатов в депутаты Палаты Представителей по соответствующему избирательному округу.
4. Окружная (территориальная) избирательная комиссия, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего закона, в течение пяти дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.
5. В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается мотивированное постановление окружной (территориальной) избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
6. Гражданин, обладающий правом быть избранным депутатом Законодательного Собрания, может выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата в депутаты.
В случае самовыдвижения гражданин представляет личное заявление в двух экземплярах в окружную (территориальную) избирательную комиссию. Один экземпляр с регистрацией даты его поступления остается в окружной (территориальной) избирательной комиссии. Другой экземпляр, заверенный печатью окружной (территориальной) избирательной комиссии или подписями двух ее членов, возвращается представившему заявление гражданину.
Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты производится в порядке, установленном статьей 24 настоящего закона.
Статья 23. Сроки выдвижения кандидатов
Выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Статья 24. Сбор подписей в поддержку кандидатов
1. Для регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее одного процента, но не более двух процентов от числа избирателей округа.
2. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, адрес места жительства, род занятий, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением).
3. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи. Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены избирателем собственноручно.
4. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего, его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных.
5. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
6. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Статья 25. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания не позднее 27 дней до дня выборов в окружную (территориальную) избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства.
2. Подписные листы представляются в окружную (территориальную) избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Окружная (территориальная) избирательная комиссия в течение трех дней со дня поступления документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона, после этого в течение трех дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации сообщаются всем заинтересованным средствам массовой информации.
3. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам депутатов Законодательного Собрания.
4. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе не останется ни одного кандидата, а в двухмандатном избирательном округе останется кандидатов меньше установленного числа мандатов, день выборов переносится по решению Центральной избирательной комиссии на срок до 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.
Статья 26. Проверка подлинности подписей
1. Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется окружными (территориальными) избирательными комиссиями.
2. Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу.
3. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп, а также сами кандидаты.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует соответствующую дополнительную проверку подписных листов, в том числе может принять решение о направлении подписных листов в органы дознания и следствия.
4. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям, блокам избирательных объединений. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, блокам избирательных объединений, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.
5. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.
6. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
7. Недействительными считаются:
- недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
- подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;
- фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.
8. Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.
9. Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.
10. Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.
Статья 27. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно федеральному закону и закону Республики Карелия, регулирующим основы государственной службы Российской Федерации и Республики Карелия, государственные должности категории "А", не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием зарегистрированным кандидатом преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости от зарегистрированного кандидата, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата в случае, когда все иные зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
в) использование для осуществления деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления ;
г) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользование транспортом которых регулируется федеральным законодательством о государственной охране;
д) проведение предвыборной агитации в ходе служебных (т.е. оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств), командировок, поездок;
е) преимущественный доступ зарегистрированного кандидата (по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами) в целях проведения предвыборной агитации к государственным и муниципальным средствам массовой информации.
4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А", вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.
Нарушение зарегистрированным кандидатом правил, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены Центральной избирательной комиссией Республики Карелия решения о регистрации кандидата.
5. По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить кандидату, по его желанию, неоплачиваемый отпуск с момента регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 10 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда ежемесячно, выплачивается кандидату в депутаты окружными (территориальными) избирательными комиссиями из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
6. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены На другую работу по инициативе администрации (работодателя).
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
7. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах избирательного округа, по которому он баллотируется (кроме такси), из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
8. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.
9. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора Республики Карелия к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
10. Кандидат в депутаты Законодательного Собрания может иметь до 5 доверенных лиц, зарегистрированных окружными (территориальными) избирательными комиссиями. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 3 настоящего закона. Доверенные лица получают от окружных (территориальных) избирательных комиссий удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части 5 настоящей статьи период администрации (работодатели) обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив окружную (территориальную) избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Доверенные лица кандидатов не могут быть членами избирательных комиссий.
11. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и прочее), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные средства на предвыборную агитацию.
12. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отменить решение о выдвижении им зарегистрированного кандидата, и, если не истек установленный настоящим законом срок регистрации, внести на регистрацию в окружную (территориальную) избирательную комиссию нового кандидата. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и прочее), избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные средства на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и (или) замене кандидатов в депутаты не позднее трех дней публикуется окружными (территориальными) избирательными комиссиями в печати и сообщается в иные средства массовой информации.
Глава 5. Предвыборная агитация
Статья 28. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане, кандидаты в депутаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные материалы:
- органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим при исполнении ими служебных обязанностей;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям;
- членам избирательных комиссий.
3. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой представлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Статья 29. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).
2. В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Статья 30. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещения для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, установленном окружными (территориальными) избирательными комиссиями.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
4. Владельцы государственных и муниципальных общественных залов обязаны по требованию окружных (территориальных) избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на согласованное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом окружные (территориальные) избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации
1. В течение 3 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Законодательного Собрания.
3. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радиовещанию устанавливается окружными (территориальными) избирательными комиссиями по согласованию с руководителями центров такого вещания и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
Журналистам, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются доверенными лицами кандидатов или членами избирательных комиссий.
Статья 32. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Избирательные объединения, участвующие в выборах, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные и печатные материалы должны содержать следующую информацию об организациях, избирательных объединениях и лицах, ответственных за их содержание и выпуск: название организации, избирательных объединений, данные о лицах, ответственных за выпуск, их адрес, тираж издания, дату издания.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленное унижение их чести и достоинства.
3. Окружные (территориальные) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные органы с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, Республики Карелия, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника (владельца) этих объектов или уполномоченных им органов.
Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.
6. В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материалы может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Глава 6. Финансирование выборов
Статья 33. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия
1. Финансирование выборов депутатов Законодательного Собрания осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Расходы на проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в бюджете. Средства на проведение выборов поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно после ее сформирования и распределяются ею между окружными (территориальными) избирательными комиссиями.
2. Порядок перечисления денежных средств окружным (территориальным) избирательным комиссиям устанавливается Центральной избирательной комиссией совместно с Национальным банком Республики Карелия.
3. Председатели окружных (территориальных) избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов перечисляются на счет Центральной избирательной комиссии.
Статья 34. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, порядок их создания
1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в отделении Сберегательного банка Российской Федерации.
Отделения Сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе сообщения в письменной форме окружной (территориальной) избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям или кандидатам.
2. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в равных размерах на предвыборную агитацию окружными (территориальными) избирательными комиссиями;
б) собственных средств кандидата или избирательного объединения, избирательного блока;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Привлечение других средств на избирательную кампанию не допускается.
3. Сумма пожертвований отдельного физического лица в фонд кандидата не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 30-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 300 раз.
Общая сумма денежных средств, аккумулированных в избирательных фондах, не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в 300 раз.
4. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов, международных организаций и международных общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений.
5. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренные настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход Республики Карелия.
Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
6. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов, а также значков, специально подготовленных для избирательной кампании за счет средств избирательного фонда.
Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 28 декабря 1998 г. пункт 7 статьи 34 настоящего Закона признан не соответствующим статьям 2 (часть 5), 3, 4 (часть 3), 12 (часть 1), 41 Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению
7. Если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, использовал иные денежные средства, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов - немедленно.
8. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Центральная избирательная комиссия может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
9. Центральная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением.
Статья 35. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность
1. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания, средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков определяется Центральной избирательной комиссией в соответствии с законодательством.
2. Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной избирательной комиссией в соответствии с законодательством.
3. Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее чем через 7 дней со дня выборов. Копии указанных финансовых отчетов передаются Центральной избирательной комиссией средствам массовой информации.
4. Участковые избирательные комиссии представляют окружным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.
5. Окружные (территориальные) избирательные комиссии представляют финансовый отчет Центральной избирательной комиссии не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов выборов.
6. Центральная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств республиканского бюджета Законодательному Собранию Республики Карелия не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в официальном печатном органе и передан средствам массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления Законодательному Собранию.
7. Кандидат в депутаты не позднее чем через 7 дней после дня выборов возвращает Центральной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему Центральной избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства, по указанию Центральной избирательной комиссии, перечисляются отделениями Сберегательного банка Республики Карелия на счет Центральной избирательной комиссии в бесспорном порядке.
8. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда после завершения выборов перечисляются на расчетные счета юридических лиц и текущие счета физических лиц, перечисливших денежные средства в избирательный фонд, пропорционально суммам пожертвований.
Глава 7. Голосование и определение результатов выборов
Статья 36. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрацией самоуправляющейся территории. Оплата и возмещение убытков за аренду помещений производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также пути от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Количество стационарных избирательных ящиков на избирательном участке определяется решением окружной (территориальной) избирательной комиссии по предложению участковых комиссий.
Статья 37. Избирательный бюллетень
1. Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень, форма которого устанавливается Центральной избирательной комиссией.
2. Избирательный бюллетень для голосования по избирательному округу по выборам депутатов Законодательного Собрания содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и данные каждого кандидата, включающие его дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также сведения о том, кем выдвинут кандидат. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" расположенным справа от него пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке заполнения бюллетеня. Текст разъяснения утверждается окружной избирательной комиссией.
3. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружной (территориальной) избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от окружных (территориальных) избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 1 процент. На лицевой стороне, в правом верхнем углу бюллетеня ставятся печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
4. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию окружной (территориальной) избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Статья 38. Порядок голосования
1. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов. На избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 22 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени за пятнадцать - четыре дня до выборов в помещении окружной (территориальной) или участковой (за три - один день до дня выборов) избирательных комиссиях так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной (территориальной) избирательной комиссии, то на выдаваемых ему избирательных бюллетенях ставится печать окружной (территориальной) избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной (территориальной) или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной (территориальной) или участковой избирательных комиссий либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные (территориальные) избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан.
Досрочное голосование в труднодоступных и удаленных от избирательных комиссий местностях осуществляется в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи и по решению Центральной избирательной комиссии, принятому не ранее чем за 20 дней до дня выборов.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени.
4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или удостоверения личности и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе, с разрешения участковой избирательной комиссии, пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, доверенного лица или наблюдателя.
6. Для голосования за кандидатов в депутаты Законодательного Собрания избиратель получает комплект бюллетеней, в который входят:
бюллетень для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Республики;
бюллетень для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Представителей.
В бюллетене для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Республики избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". В этом бюллетене избиратель имеет право проголосовать за одного кандидата в депутаты.
В бюллетене для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Представителей избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". В этом бюллетене избиратель имеет право проголосовать за двух кандидатов в депутаты.
7. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они пытаются повлиять на волеизъявление избирателя или нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
9. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
10. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему не менее двух членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.
Количество переносных избирательных ящиков на избирательном участке определяется решением окружной (территориальной) избирательной комиссии по предложению участковых комиссий.
Статья 39. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.
3. По каждому избирательному округу прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не заверенные участковой избирательной комиссией, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие бюллетени, по выборам депутатов в Палату Республики, в которых крест либо любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, либо такие бюллетени, по выборам депутатов в Палату Представителей, в которых любой знак (знаки) проставлены более чем в двух квадратах или не проставлены ни в одном квадрате.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке.
В протоколе указывается:
а) число зарегистрированных избирателей, включая число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, включая проголосовавших досрочно в окружной избирательной комиссии;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г) число погашенных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;
л) число голосов, поданных против всех кандидатов.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней, обнаруженных в стационарных и переносных избирательных ящиках.
Решение о признании избирательных бюллетеней недействительными оформляется отдельным протоколом участковой избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
5. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К протоколу прилагаются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
6. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
7. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию, второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
Третий экземпляр протокола представляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
8. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов голосования.
Статья 40. Установление результатов выборов
1. Окружная (территориальная) избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий округа производит подсчет голосов, поданных по избирательному округу по выборам в Палату Республики и Палату Представителей, путем суммирования данных, содержащихся в соответствующих протоколах.
Окружная (территориальная) избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) число зарегистрированных избирателей, включая число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
г) число погашенных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;
л) число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов";
м) одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата в депутаты Палаты Республики, получившего наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По избирательному округу, по выборам депутатов Палаты Представителей, избранными становятся те, кто набрал наибольшее, по сравнению с другими, число голосов избирателей. В случае получения двумя кандидатами в депутаты Палаты Республики наибольшего равного количества голосов избирателей в срок не позднее одного месяца в соответствующем округе проводится повторное голосование. В избирательный бюллетень в этом случае включаются два кандидата, получившие наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае получения двумя кандидатами в депутаты Палаты Представителей наибольшего равного количества голосов на один из мандатов в срок не позднее одного месяца в соответствующем округе проводится повторное голосование для доизбрания в двухмандатном округе второго депутата;
- признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число действительных голосов, поданных за всех кандидатов.
2. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения прилагаются к первому экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола окружной (территориальной) избирательной комиссии направляется в Центральную избирательную комиссию.
Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной (территориальной) избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола.
3. Копия протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
4. Вся документация участковых и окружных (территориальных) избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в администрации местного самоуправления в течение одного года после выборов, а протоколы избирательных комиссий - до назначения даты следующих выборов.
Статья 41. Регистрация избранных депутатов
1. Окружные (территориальные) избирательные комиссии после подписания протокола об итогах выборов извещают об этом избранного кандидата. В соответствии с требованиями настоящего закона избранный депутат в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Законодательного Собрания.
2. Окружные (территориальные) избирательные комиссии после подписания протокола об итогах выборов регистрируют избранных депутатов при условии выполнения ими требований части 1 настоящей статьи и не позднее чем через 10 дней после выборов публикуют в печати сообщение об итогах выборов.
3. После опубликования итогов выборов депутатов Законодательного Собрания окружная (территориальная) избирательная комиссия производит выдачу депутатам удостоверений об избрании.
Статья 42. Использование автоматизированной информационной системы
1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы окружная (территориальная) избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены окружной (территориальной) избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему и выводимой из нее.
2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола Центральной избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий в Центральную избирательную комиссию.
3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации.
Глава 8. Ответственность за нарушение настоящего закона
Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства о выборах
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом Законодательного Собрания, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства, несут установленную законом ответственность.
Статья 44. Ответственность кандидата за нарушения законодательства о выборах
1. В случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата (до дня голосования) или регистрации кандидата депутатом может быть обжаловано в суд в месячный срок.
2. Окружная (территориальная) избирательная комиссия обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом Законодательного Собрания в случаях:
- признания в судебном порядке незаконным в соответствии с частью 1 настоящей статьи решения о регистрации кандидата или о его избрании;
- неисполнения обязательства о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата Законодательного Собрания, в двухнедельный срок со дня официальной публикации общих итогов выборов.
Статья 45. Последствия отмены решений о регистрации депутатов
В случае отмены решения о регистрации депутата Законодательного Собрания по основаниям, предусмотренным настоящим законом, окружная (территориальная) избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то окружная (территориальная) избирательная комиссия назначает повторные выборы по соответствующему округу.
Статья 46. Оспаривание списков избирателей
1. Любой избиратель может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Решения участковой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, в суд в установленном порядке, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Глава 9. Повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших
Статья 47. Повторные выборы
Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. При этом они могут принять решение о необходимости проведения выборов окружными (территориальными) и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, уточненным на день голосования.
Статья 48. Проведение выборов депутатов вместо выбывших
1. В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, в случае досрочного прекращения полномочий в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего закона.
2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата менее чем за 1 год до истечения срока полномочий выборы вместо выбывшего депутата не проводятся".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Карелия от 24 октября 1997 г. N 228-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.