Постановление Председателя Правительства Республики Карелия
от 31 января 2000 г. N 30
"О Службе медицины катастроф Республики Карелия"
Указом Главы Республики Карелия от 16 августа 2003 г. N 149 настоящее Постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", Законом Республики Карелия "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с целью ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и координации деятельности медицинской службы Республики Карелия по вопросам организации своевременной медицинской помощи пострадавшему населению постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Службе медицины катастроф Республики Карелия.
2. Министерству здравоохранения Республики Карелия внести соответствующие изменения и дополнения в Устав Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская больница им. В.А.Баранова" Министерства здравоохранения Республики Карелия и зарегистрировать их в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Карелия.
Председатель Правительства
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
г. Петрозаводск
31 января 2000 г.
N 30
Положение
о Службе медицины катастроф Республики Карелия
(утв. постановлением Председателя Правительства РК от 31 января 2000 г. N 30)
I. Общие положения
1. Служба медицины катастроф Республики Карелия (далее - Служба) входит в состав Всероссийской службы медицины катастроф (далее - ВСМК) и предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для организации и оказания экстренной медицинской помощи населению.
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Карелия, решениями Республиканской межведомственной координационной комиссии Службы медицины катастроф Республики Карелия, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи
3. Основными задачами Службы являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор и анализ информации о медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций, обмен и представление такой информации заинтересованным организациям;
- организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от ведомственной принадлежности, координация их деятельности;
- совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
- разработка и постоянное совершенствование системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- создание, при участии заинтересованных министерств и ведомств, системы управления Службы, поддержание ее в постоянной готовности;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов Службы;
- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для Службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
III. Руководство Службой и ее организационная структура
4. В соответствии со структурой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой ВСМК Служба представлена: государственным учреждением здравоохранения "Республиканская больница им. В.А.Баранова" Министерства здравоохранения Республики Карелия, выполняющим функции Территориального центра медицины катастроф Республики Карелия (далее - ТЦМК), учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Карелия, учреждениями здравоохранения городов и районов Республики Карелия, формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Республики Карелия и участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.
В районах, городах Республики Карелия Служба создается по территориальному принципу на базе существующих органов и учреждений здравоохранения.
5. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуации на территориальном, местном и объектовом уровнях привлекаются имеющиеся бригады Скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские); специализированные бригады Скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические и др.); бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские), санитарно-эпидемиологические и противоэпидемические бригады; станции и отделения переливания крови городов и районов республики; санитарный транспорт автохозяйства Министерства здравоохранения Республики Карелия; санитарный транспорт лечебно-профилактических учреждений городов и районов республики; санитарный транспорт, выделяемый по плану взаимодействия от других министерств, ведомств и предприятий.
Профиль, количество, сроки готовности формирований лечебно-профилактических учреждений, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя соответствующего учреждения-формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение Территориального центра медицины катастроф Республики Карелия.
6. Руководящими органами Службы является Республиканская межведомственная координационная комиссия Всероссийской службы медицины катастроф и Территориальный центр медицины катастроф Республики Карелия, который одновременно выполняет функции штаба Службы.
Руководящими органами Службы в районах и городах являются соответствующие координационные комиссии Службы медицины катастроф и штабы Службы (штабы медицинской службы гражданской обороны лечебно-профилактических учреждений). Штабы Службы подчиняются руководителю соответствующего звена здравоохранения.
Министр здравоохранения Республики Карелия осуществляет руководство Службой непосредственно через штаб Службы и существующие органы управления здравоохранением городов и районов республики. В пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми подчиненными службами, учреждениями и формированиями.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Распоряжения, указания Министра здравоохранения Республики Карелия, руководителя ТЦМК по вопросам планирования, реализации плана медико-санитарного обеспечения населения являются обязательными для всех руководителей служб районов и городов Республики Карелия. В вопросах ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций все лечебно-профилактические учреждения, дислоцирующиеся на территории Республики Карелия, выполняют распоряжения Министра здравоохранения Республики Карелия, руководителя ТЦМК, независимо от ведомственной принадлежности.
Отчеты о проделанной работе по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций представляются в адрес Министерства здравоохранения Республики Карелия от начальника Управления здравоохранением г. Петрозаводска, заведующих отделами здравоохранения районов (городов), главных врачей центральных районных больниц республики, других лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории Республики Карелия, независимо от ведомственной принадлежности, в объеме указаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами Службы при участии органов управления силами и средствами других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подписывается председателем Республиканской межведомственной координационной комиссии Службы медицины катастроф, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающий четкий и своевременный перевод Службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и должен включать:
- краткую географическую, социально-экономическую характеристику республики, территориального здравоохранения и оценку возможной медико-санитарной обстановки;
- мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий (календарный план перевода Службы в различные степени готовности, частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций).
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляет Министерство здравоохранения Республики Карелия, на местном уровне - заведующие районными (городскими) отделами здравоохранения, главные врачи центральных районных больниц Республики Карелия.
В соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях лечебные, санитарно-профилактические и другие учреждения Министерства здравоохранения Республики Карелия разрабатывают свои планы работы при чрезвычайных ситуациях.
ТЦМК взаимодействует с имеющимися на территории Республики Карелия органами управления, формированиями и учреждениями Министерства обороны России, Государственным комитетом Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другими органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности.
IV. Организация деятельности Службы
7. В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трех режимах:
- режим повседневной готовности;
- режим повышенной готовности;
- режим чрезвычайной ситуации.
Решение о введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления и руководители объектов.
8. В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
В режиме повседневной деятельности:
- участие в организации наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зоне возможных стихийных бедствий;
- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организация обучения правилам оказания первой медицинской помощи;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение эффективного постоянного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация экстренной медицинской помощи населению;
- организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
- поддержание взаимодействия между входящими в Службу органами управления, формированиями и учреждениями;
- контроль за освежением, хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
- участие в организации медицинской подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- представление донесений, ведение учета и отчетности.
В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- сбор, обобщение и анализ данных, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовки предложений председателю Республиканской межведомственной координационной комиссии Службы по организации работы Службы;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- организация выполнения органами, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
- создание и направление, при необходимости, оперативной группы центра медицины катастроф на место возможной чрезвычайной ситуации;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности Службы;
- усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий;
- представление донесений вышестоящему руководителю Службы.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и доклад председателю Республиканской межведомственной координационной комиссии Службы предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, по указанию председателя Республиканской межведомственной координационной комиссии медицины катастроф;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативной группы ТЦМК, формирований Службы;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организация судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных;
- организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
9. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает:
- лечебно-эвакуационное;
- санитарно-гигиеническое;
- противоэпидемическое обеспечение;
- медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- снабжение медицинским имуществом.
10. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Во всех случаях до эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа в отношении пораженных (пострадавших) должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих в данный момент жизни, предупреждающие развитие осложнений и обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их состояния.
Лечебные учреждения, а также бригады специализированной медицинской помощи, приданные для усиления лечебно-профилактических учреждений, работают, как правило, 15 суток. Лечение пораженных (пострадавших) до наступления конечного исхода и реабилитация возлагается на лечебно-профилактические учреждения.
Розыск пораженных, извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (объекта, очага), зараженных радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняются аварийно-спасательными формированиями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
11. Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения являются:
- оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и участие в санитарно-эпидемиологическом надзоре за условиями размещения населения и спасателей в районе чрезвычайной ситуации, их питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе чрезвычайной ситуации;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, его обеспечение специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
- участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;
- организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и населения в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
12. Противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения заболеваний среди населения, а в случае их появления - локализация и ликвидация эпидемических очагов.
Оно включает организацию и проведение санитарно-эпидемиологической разведки, мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону чрезвычайной ситуации, активное, раннее выявление, изоляцию инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей.
Соблюдение противоэпидемиологического режима на этапах медицинской эвакуации; выявление подвергшихся риску заражения лиц, организация наблюдения за ними, изоляционно-ограничительные мероприятия, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, профилактические прививки и экстренную профилактику, санитарно-разъяснительную работу.
13. Мероприятия по медицинской защите проводятся для предупреждения или максимального ослабления воздействия поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
Они включают: содействия обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т. п.), участие в обучении пользования ими;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- участие в психологической подготовке населения и спасателей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического заражения личного состава, а также выполнения других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Службы.
14. Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы и организуется в соответствии с действующим законодательством.
V. Финансирование Службы и ее материально-техническое обеспечение
15. Финансирование Службы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия, бюджетов городов и районов Республики Карелия, средств заинтересованных организаций.
16. Резерв финансовых, материально-технических ресурсов (медицинского имущества, санитарно-хозяйственного имущества, специального имущества и оборудования) создается:
- на республиканском (территориальном) уровне за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия;
- резерв местного уровня за счет средств соответствующих бюджетов городов и районов Республики Карелия;
- объектовый резерв - за счет собственных средств организации.
17. Порядок создания, расходования, номенклатура и объем резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяется органом (организацией) их создающим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 31 января 2000 г. N 30 "О Службе медицины катастроф Республики Карелия"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2000 г., N 1, ст.81
Указом Главы Республики Карелия от 16 августа 2003 г. N 149 настоящее Постановление признано утратившим силу