Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 25 июня 2004 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, статьями 2, 39 (часть 1) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений частей 4 и 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Прокурора Республики Карелия.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия положения частей 4 и 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (в редакции Закона Республики Карелия от 5 июня 2003 года N 671-ЗРК).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.М.Переплесниной, объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Карелия И.В.Яковлева, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Т.Н.Жевнеровой, представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.Н.Хотиной, а также приглашенных от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - главного специалиста управления О.В.Богданову, от Военного комиссариата Республики Карелия - начальника отдела социального обеспечения М.Н.Писарек, от Карельской общественной республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане - Г.И.Федорова, В.М.Жаринова, А.В.Туваева, исследовав материалы дела, суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 28 декабря 1999 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 30 декабря 1999 года. Законами Республики Карелия в него неоднократно вносились изменения. Части 4 и 5 статьи 6 в настоящее время действуют в редакции Закона Республики Карелия от 25 ноября 2003 года N 718-ЗРК.
Правовые предписания части 4 статьи 6 названного Закона освобождают от уплаты транспортного налога ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, на которых зарегистрированы автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры. В соответствии с частью 5 этой статьи лица, на которых зарегистрированы те же транспортные средства, уплачивают налог по налоговой ставке, уменьшенной на 50 процентов, если они относятся к следующим категориям:
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названного Закона следует читать как "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
граждане, получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
граждане, получающие социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
инвалиды.
Положения статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", действовавшие до 1 января 2003 года, освобождали от уплаты налога с владельцев транспортных средств инвалидов всех категорий, имеющих мотоколяски и автомобили. По мнению прокурора, при введении на территории Республики Карелия транспортного налога, имеющего те же элементы налогообложения, эти льготы были отменены без равноценной замены, что противоречит требованиям части 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" и, соответственно, части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия.
Как указано в ходатайстве, положение инвалидов, не являющихся инвалидами Великой Отечественной войны, при этом было ухудшено, и оспариваемыми положениями нарушен конституционный принцип равенства, гарантированный частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Республики Карелия.
В связи с изложенным Прокурор Республики Карелия просит проверить части 4 и 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" на соответствие Конституции Республики Карелия (ее статьям 5 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 31).
При этом, как усматривается из ходатайства и пояснений представителя Прокурора Республики Карелия в судебном заседании, положения статьи 6 названного Закона оспариваются лишь в той части, которая касается предоставления льгот по транспортному налогу инвалидам Великой Отечественной войны (часть 4) и иным категориям инвалидов (абзац 5 части 5). Правовые предписания части 4 статьи 6 об освобождении от уплаты налога ветеранов Великой Отечественной войны и части 5 этой статьи о снижении налога на 50 процентов иным категориям граждан, кроме инвалидов, Прокурором Республики Карелия не оспариваются.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правовые предписания части 4 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" об освобождении от уплаты транспортного налога инвалидов Великой Отечественной войны и абзаца 5 части 5 этой статьи о снижении налоговой ставки на 50 процентов иным категориям инвалидов.
Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.
2. При проверке оспариваемых правовых предписаний Конституционный Суд Республики Карелия принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых норм, так и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе федеральных и республиканских правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог на территории Республики Карелия установлен рассматриваемым республиканским Законом и введен в действие с 1 января 2003 года.
До этого времени с владельцев транспортных средств взимался налог в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Статьей 6 этого Закона устанавливались основные элементы налогового обязательства (кроме сроков уплаты, которые устанавливались субъектами Российской Федерации), а также налоговые льготы. От уплаты этого налога освобождались определенные законом категории налогоплательщиков, в том числе колхозы, совхозы,различные организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции; организации, осуществляющие перевозку пассажиров; инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, и многие другие.
С введением в действие главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (Транспортный налог) положения статьи 6 этого Федерального закона утратили свою силу.
Транспортный налог является региональным налогом, поэтому все основные элементы налогового обязательства в соответствии с Налоговым кодексом устанавливаются региональным законодателем. Существенно расширен перечень наименований объектов налогообложения, изменилась налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.
Следовательно, взимаемый в настоящее время транспортный налог отличается от прежнего федерального налога с владельцев транспортных средств не только своим названием, но и всеми сущностными характеристиками, а потому республиканский законодатель не связан положениями Федерального закона, утратившими силу, в том числе и в отношении установления льгот.
3. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов за счет средств собственных бюджетов (пункт 14 части 1 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Из буквального смысла этих законоположений в системной связи с частью 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что региональный законодатель вправе при определении налоговых льгот установить их как в отношении всех категорий инвалидов, так и в отношении отдельных категорий инвалидов.
Законодатель Республики Карелия счел возможным полностью освободить от уплаты транспортного налога только ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (на которых зарегистрированы автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры). Иные категории инвалидов, на которых зарегистрированы те же транспортные средства, освобождены от уплаты 50 процентов этого налога.
Освобождение от уплаты налогов по своей правовой природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Такая правовая позиция изложена в ряде постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Покладова С.И. на нарушение его конституционных прав положениями подпунктов 2, 3 и 4 пункта 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", Постановление от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и др.).
Так как транспортный налог является региональным, только законодатель Республики Карелия, устанавливая и вводя его на своей территории, был вправе установить или не установить льготы по этому налогу. Учитывая, что льготы всегда носят адресный характер, законодатель Республики Карелия был вправе определить круг лиц, на которых распространил налоговые льготы, определить различный объем этих льгот отдельным категориям инвалидов, что согласуется с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, законодатель Республики Карелия имел право на дифференциацию различных групп инвалидов, руководствуясь их заслугами перед государством и обществом, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных принципов справедливости и равенства перед законом и не является нарушением прав инвалидов на социальное обеспечение, установленное федеральным законодательством и гарантированное статьей 25 Конституции Республики Карелия.
Таким образом, оспариваемое правовое предписание части 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" принято законодателем Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий, согласуется с принципами справедливости и равенства и не противоречит Конституции Республики Карелия.
4. Федеральный закон "О ветеранах" содержит понятие "инвалиды войны", включающее в себя как инвалидов Великой Отечественной войны, так и инвалидов боевых действий. Статья 4 названного Закона содержит перечень лиц, отнесенных к данной категории инвалидов, а статья 14 - гарантирует им одинаковые меры социальной защиты. Ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит критериев, согласно которым можно было бы отграничить инвалидов Великой Отечественной войны от инвалидов боевых действий.
Оспариваемое законоположение республиканского Закона не содержит четкого определения, кого из лиц, являющихся "инвалидами войны", законодатель Республики Карелия относит к группе "инвалиды Великой Отечественной войны".
Формулировка части 4 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" не исключает возможности произвольного толкования правоприменителями понятия "инвалиды Великой Отечественной войны", позволяет им по своему усмотрению включать или не включать в число лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога, любую из групп инвалидов войны, перечисленных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах".
Пункт 2 названной статьи, определяет, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (инвалидам войны) относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем законе. В Приложении к указанному Закону, содержащему перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, перечислены: периоды гражданской войны (с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года), боевых действий в Испании (1936-1939 годы), войны с Финляндией (с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года), Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года), боевых действий на реке Халхин-Гол (с 11 мая по 16 сентября 1939 года), периоды боевых действий в Алжире (1962-1964 годы), во Вьетнаме (с января 1961 по декабрь 1974 года), в Анголе (с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года), в Афганистане (с апреля 1978 по 15 февраля 1989 года), выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (с декабря 1994 года по декабрь 1996 года), и многие другие.
Использование республиканским законодателем понятия "инвалиды Великой Отечественной войны", не имеющего четкого определения, кто из инвалидов войны относится к этой группе, порождает неопределенность юридического содержания оспариваемого положения части 4 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга").
Оспариваемое положение части 4 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в той мере, в которой позволяет правоприменителям произвольно толковать понятие "инвалиды Великой Отечественной войны", создает правовую неопределенность, а, следовательно, в этой части может привести к нарушению принципов равенства в сфере социальной защиты инвалидов, что не соответствует статьям 19, 25 Конституции Республики Карелия.
5. Признание вышеуказанного положения неконституционным с момента провозглашения настоящего постановления (немедленно) может повлечь нарушение прав тех инвалидов войны, которые в соответствии с частью 4 статьи 6 рассматриваемого Закона освобождались налоговыми органами от уплаты транспортного налога в полном объеме.
Во избежание этого Конституционный Суд Республики Карелия предоставляет законодателю Республики Карелия срок для приведения указанных правовых предписаний в соответствие со статьями 4 и 14 Федерального закона "О ветеранах" и правовой позицией, выработанной Конституционным Судом Республики Карелия в пункте 4 мотивировочной части настоящего постановления, до 1 января 2005 года. При этом законодателем должны быть соблюдены требования статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 51, 35, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать правовое предписание части 4 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в той мере, в которой оно позволяет правоприменителям произвольно толковать понятие "инвалиды Великой Отечественной войны", несоответствующим статьям 19, 25 Конституции Республики Карелия.
2. Законодательному Собранию Республики Карелия в срок до 1 января 2005 года указанные правовые предписания привести в соответствие со статьями 4 и 14 Федерального закона "О ветеранах" и правовой позицией, выработанной Конституционным Судом Республики Карелия в пункте 4 мотивировочной части настоящего постановления.
3. Признать правовое предписание части 5 статьи 6 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", касающееся предоставления инвалидам 50 процентов льготы по уплате транспортного налога не противоречащим Конституции Республики Карелия.
4. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
5. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
г.Петрозаводск
25 июня 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 25 июня 2004 г.
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 10 июля 2004 г. N 74, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2004 г., N 6, ст.770