Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 14 сентября 2004 г. N 407 р-П
В целях реализации государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Республики Карелия, достойного выступления карельских спортсменов на российских и международных соревнованиях:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Карелия на период до 2010 года (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия при планировании и осуществлении мероприятий по физической культуре и спорту учитывать положения Концепции.
Глава Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
г. Петрозаводск
14 сентября 2004 г.
N 407р-П
Концепция
развития физической культуры и спорта в Республике Карелия на период
до 2010 года
(одобрена распоряжением Правительства РК от 14 сентября 2004 г. N 407 р-П)
I. Введение
Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Карелия представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере физической культуры и спорта.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия и на основе Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 1507-р.
Настоящая Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений при решении вопросов, касающихся развития физической культуры и спорта в Республике Карелия, объединять их усилия для повышения эффективности деятельности физкультурно-спортивных организаций, способствовать оптимизации использования имеющихся ресурсов.
II. Характеристика современного состояния физической культуры и
спорта в Республике Карелия
В Республике Карелия удельный вес лиц, занимающихся физической культурой и спортом, выше, чем в целом по Северо-Западному федеральному округу, и составляет 13,4 процента от общего числа населения (101 тысяча человек), однако в экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей привлечены к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в общем объеме консолидированного бюджета Республики Карелия составляет всего 0,18 процента. По Северо-Западному федеральному округу этот показатель составляет 0,48 процента.
Вместе с тем в Республике Карелия отмечается неблагополучная демографическая ситуация, ухудшение физического здоровья населения, увеличение количества людей, злоупотребляющих алкоголем, курением и наркотическими средствами, особенно в молодежной среде.
Недостаточны объем и качество физкультурно-оздоровительных услуг, крайне недостаточно развита сеть спортивных объектов по месту жительства, за небольшим исключением отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта.
В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в производственных коллективах.
Введение платы за физкультурно-оздоровительные услуги и ее регулярное повышение делают занятия физической культурой недоступными для отдельных категорий граждан.
Система управления физической культурой и спортом в Республике Карелия не является оптимальной, недостаточно развиты механизмы государственного регулирования, проявляется межведомственная разобщенность при решении вопросов, касающихся развития физической культуры и спорта, слабо используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
В настоящее время организационной основой физкультурно-спортивного движения в Республике Карелия являются государственные и муниципальные органы управления физической культурой и спортом и физкультурно-спортивные учреждения. Не способствует развитию отрасли разобщенность в деятельности спортивных обществ, физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских клубов, детско-юношеских спортивных школ, а также спортивных центров, предлагающих на бесплатной и платной основе разнообразные физкультурно-спортивные услуги.
В Республике Карелия сложилась определенная система по развитию физической культуры детей и молодежи и массового спорта. Неоспоримы успехи карельских спортсменов на российском и международном уровне в таких видах спорта, как лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика, настольный теннис, самбо. Ведущая роль в этой системе принадлежит детско-юношеским спортивным школам, Школе высшего спортивного мастерства, республиканским федерациям и региональным отделениям российской федерации по этим видам спорта. Однако практически отсутствуют современные, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем спортивные сооружения для подготовки к соревнованиям спортсменов высокой квалификации.
III. Цель, задачи, основные принципы
Целью настоящей Концепции является укрепление здоровья населения, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, воспитание здорового и физически развитого поколения средствами физической культуры и массового спорта.
Задачами Концепции являются:
- обеспечение жителям Республики Карелия возможности заниматься физической культурой и спортом;
- приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- совершенствование деятельности спортивных организаций, физкультурно-спортивных обществ, клубов и создание молодежных спортивных центров досуга;
- увеличение количества, ассортимента и повышение качества общедоступных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- создание условий для успешного выступления карельских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих принципах:
- доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп населения;
- непрерывность и преемственность процесса физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- взаимодействие органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и общественных организаций в вопросах развития физической культуры и спорта;
- дифференцированный подход к организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом специфики Республики Карелия и целевой установки на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
IV. Направления деятельности по развитию физической культуры и
спорта
Основными направлениями деятельности по развитию физической культуры и спорта являются:
- формирование здорового образа жизни населения;
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
- совершенствование механизмов финансирования в сфере физической культуры и спорта;
- кадровая политика;
- развитие массового физкультурно-спортивного движения и системы услуг физической культуры и спорта для всех слоев населения;
- совершенствование физического воспитания детей и молодежи;
- развитие спорта высших достижений;
V. Меры по реализации Концепции
Основными мерами по реализации Концепции являются:
- изучение и внедрение передового опыта организации и управления физической культурой и спортом# имеющегося в других субъектах Российской Федерации и побратимских регионах зарубежных стран;
- определение следующих направлений деятельности муниципальных органов управления физической культурой и спортом в качестве приоритетных:
- физическая культура и массовый спорт по месту жительства и в трудовых коллективах;
- детско-юношеский спорт и подготовка спортивного резерва;
- адаптивная физкультура;
- массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
-пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- разработка и внесение предложений по лицензированию услуг в области физической культуры и спорта;
- совершенствование деятельности Совета при Главе Республики Карелия по физической культуре и спорту по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- создание новых и развитие существующих общественных институтов управления физической культурой и спортом (Совет председателей спортивных федераций, Совет руководителей муниципальных органов управления физической культурой и спортом, общественные Советы при органах управления физической культурой и спортом муниципальных образований республики и так далее) для взаимодействия и координации деятельности общественных организаций;
- совершенствование мониторинга развития физической культуры и спорта и анализ информации о деятельности физкультурно-спортивных организаций на территории Республики Карелия;
- планирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий посредством составления ежегодного единого календарного плана массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в Республике Карелия на основе согласованных предложений физкультурно-спортивных организаций;
- создание информационных программ и консультативных пунктов для обучения населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности, популяризации самостоятельных занятий;
- размещение информации о развитии физической культуры и спорта в Республике Карелия в средствах массовой информации и ее постоянное обновление в сети Интернет;
- создание информационной системы, баз данных о наличии и качестве физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для населения;
- мониторинг физической подготовленности и развития физического здоровья различных категорий и групп населения;
- проведение инвентаризации, анализ состояния и эффективности использования спортивных сооружений;
- разработка и реализация мер, направленных на реконструкцию старых и создание современных, технически оснащенных спортивных сооружений, особенно физкультурно-оздоровительных комплексов и баз в соответствии с климатическими особенностями Республики Карелия и республиканскими социальными нормативами в сфере физической культуры и спорта;
- укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта;
- привлечение для развития физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений, средств различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства;
- стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
- анализ и прогнозирование потребности в различных категориях физкультурно-спортивных работников;
- формирование системы целевого заказа на подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов для работы с дошкольниками, учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами, пенсионерами и так далее;
- разработка программы непрерывного повышения квалификации специалистов физической культуры, а также специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины;
- создание информационной базы данных с постоянным учетом движения кадров, анализом кадрового состава, вакансий;
- повышение социальной защищенности работников физической культуры и спорта;
- совершенствование системы оплаты труда работников физической культуры и спорта;
- осуществление обмена опытом специалистов физической культуры и спорта Республики Карелия и других субъектов Российской Федерации, а также зарубежных стран;
- оказание методической помощи некоммерческим организациям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
- создание условий для устойчивого развития и повышения эффективности деятельности государственных, муниципальных и общественных физкультурно-спортивных учреждений и организаций;
- сохранение и развитие традиций физической культуры и спорта в Карелии с учетом региональных особенностей и современных тенденций;
- для привлечения населения к ежедневным занятиям физической культурой и спортом увеличение количества доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения;
- поддержка новых форм работы, способствующих вовлечению населения в физкультурно-спортивное движение;
- создание благоприятных условий для направления средств организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности на мероприятия по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта;
- принятие мер по повышению эффективности использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья и уменьшении воздействия негативных факторов на работоспособность и самочувствие работников;
- включение производственной физкультуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда и снижение профессиональной заболеваемости;
- создание условий для развития всего многообразия предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- обеспечение населения общедоступными услугами организаций физической культуры и спорта;
- создание зон отдыха (оздоровительные трассы, тропы, спортивные городки, туристско-оздоровительные комплексы) для проведения досуга детей совместно с родителями;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом лиц пожилого возраста и пенсионеров;
- использование физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов;
- предоставление детям, инвалидам и пенсионерам льготных условий по оплате занятий физической культурой и спортом;
- совершенствование содержания, форм и методов физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов;
обеспечение стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физической культуре в общеобразовательных учреждениях;
- создание условий для введения третьего урока физкультуры в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия;
- оснащение спортивных залов и площадок учебных заведений современным оборудованием и обеспечение их эффективной эксплуатации во внеучебное время;
- кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности образовательных учреждений;
- развитие студенческого спорта;
- проведение дополнительных (факультативных) занятий;
- вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время;
- улучшение условий для эффективного функционирования существующих детско-юношеских спортивных школ;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства;
- обеспечение условий для занятий физической культурой детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- развитие материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ и Школы высшего спортивного мастерства;
- подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта, улучшение условий деятельности детско-юношеских спортивных школ;
- совершенствование системы отбора перспективных спортсменов;
- активизация работы спортивных федераций и объединений по подготовке спортивного резерва и высококвалифицированных спортсменов;
- создание условий для эффективного функционирования Центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины и повышение эффективности медицинского обеспечения подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации;
- создание системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации (Центр спортивной подготовки, Училище олимпийского резерва, спортинтернат и другие);
- совершенствование работы Школы высшего спортивного мастерства;
- совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов и тренеров;
- повышение социальной значимости побед карельских спортсменов на соревнованиях различного ранга;
- разработка и реализация международных проектов и программ в сфере физической культуры и спорта;
- организация обмена опытом между специалистами Республики Карелия и зарубежных стран;
- организация международных спортивно-массовых мероприятий в Республике Карелия;
- участие карельских спортсменов в международных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых на территории зарубежных стран;
- проведение совместно с зарубежными специалистами спортивных лагерей и учебно-тренировочных сборов.
VI. Механизмы реализации Концепции
Механизмами реализации Концепции являются:
- разработка и реализация нормативных правовых актов, целевых программ и проектов, направленных на развитие физической культуры и спорта;
- включение основных положений Концепции в программы социально-экономического развития территорий муниципальных образований;
- активное сотрудничество физкультурно-спортивных организаций со средствами массовой информации;
- исполнение социальных и финансовых нормативов в сфере физической культуры и спорта.
VII. Ожидаемые результаты и индикаторы эффективности
Ожидаемые результаты:
- увеличение показателей привлечения населения республики к массовым занятиям физической культурой и спортом;
- улучшение физического состояния населения;
- повышение уровня физического и нравственного развития детей и молодежи;
- снижение показателей асоциального поведения молодежи;
- укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
- увеличение количества, разнообразия и улучшение качества услуг, оказываемых населению в области физической культуры и спорта;
- социальная и физическая адаптация инвалидов;
- увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования отрасли;
- подготовка спортсменов высокого класса и их успешные выступления на соревнованиях различного уровня.
Индикаторы эффективности:
- данные ежегодного мониторинга физической подготовленности и развития физического здоровья различных категорий и групп населения (дошкольники, школьники, студенты, призывники, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды);
- данные статистической отчетности:
- количество занимающихся физической культурой и спортом в Республике Карелия, в том числе инвалидов, детей, студентов, работников организаций;
- появление в республике новых коллективов физической культуры, в том числе на производстве, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, общественных организаций (в том числе юридически зарегистрированных);
- количество спортивных сооружений (особенно спортивных залов, бассейнов, плоскостных спортивных сооружений) и его соответствие республиканским социальным нормативам;
- введение в строй новых спортивных сооружений, в том числе физкультурно-оздоровительных комплексов для различных групп населения;
- количество подготовленных за год спортсменов массовых разрядов, мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта;
- объем финансовых средств, выделенных из бюджетов всех уровней, а также средств, полученных из внебюджетных источников;
- сведения о количестве правонарушений среди несовершеннолетних, уровне детской безнадзорности, наркомании и алкоголизма в республике;
- количество проведенных физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятий;
- количество учащихся Школы высшего спортивного мастерства, количество карельских спортсменов - членов сборных команд России по различным видам спорта;
- уровень результатов выступлений карельских спортсменов;
- количество спортивных передач на радио и телевидении, публикаций в средствах массовой информации, пресс-конференций и так далее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 14 сентября 2004 г. N 407 р-П
Текст распоряжения опубликован в газете "Карелия" от 30 сентября 2004 г. N 109, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2004 г., N 9, ст.1107