Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 19 декабря 2002 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей А.И.Киннера, В.П.Наговицына, П.А.Союнена рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданина В.А.Илющенко. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия правовые предписания данного закона.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.И.Киннера; представителей сторон: от Законодательного Собрания Республики Карелия депутата А.М.Папченкова и начальника юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания М.И.Фокина; от Главы Республики Карелия консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.Н.Хотину;
а также: начальника отдела Министерства труда и социального развития Республики Карелия Г.Г.Геккина, заместителя Главы местного самоуправления города Кондопоги и Кондопожского района по экономике и финансам И.П.Алешина, главного специалиста отдела юридического сопровождения деятельности Администрации города нормативно-правового управления аппарата Администрации города Петрозаводска О.В.Ломакину, рассмотрев представленные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия
установил:
1. Закон Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 18.12.2000 г. N 452-ЗРК принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 14.12.2000 г., подписан Председателем Правительства Республики Карелия 18.12.2000 г. и опубликован в газете "Карелия" от 23.12.2000 г. N 99 (698).
Указанным законом внесены изменения в статью 14 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", предусматривающие новый порядок определения размера должностного оклада главы местного самоуправления, размера надбавки к должностному окладу муниципального служащего за квалификационный разряд. Ранее расчет производился от минимального размера оплаты труда. После изменений он должен производиться в зависимости от базовой величины, равной 160 рублям.
Илющенко В.А. утверждает, что правовые предписания оспариваемого закона противоречат федеральному законодательству (статьи 25 и 85 Кодекса законов о труде Российской Федерации), в соответствии с которым об изменении существенных условий труда муниципальные служащие должны были быть предупреждены не менее, чем за два месяца до их введения. По его мнению эти требования не были соблюдены, что привело к ущемлению права граждан, гарантированного федеральным законодательством. Илющенко В.А. просит проверить оспариваемый им закон на соответствие Конституции Республики Карелия.
Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в ходатайстве, разрешает исключительно вопросы права и не связан основаниями и доводами заявителя.
2. Закон Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" состоит из двух статей. Статья 1 содержит нормы материального права, статья 2 определяет порядок вступления их в законную силу.
Правовые предписания статьи 1 этого закона вносят изменения в редакцию частей 3 и 4 статьи 14 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", поэтому уяснение смысла этих правовых предписаний возможно только в их взаимосвязи. Эти правовые нормы ограничивают максимальный размер месячного должностного оклада главы местного самоуправления. В соответствии с их буквальным содержанием оклад не должен превышать базовой величины, равной 160 рублям, умноженной на коэффициент, зависящий от численности населения муниципального образования (часть 3 статьи 14). Закон также ограничивает максимальный размер надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд муниципальных служащих, который не должен превышать 7 базовых величин (часть 4 статьи 14).
Правовые предписания, устанавливающие порядок определения размера должностного оклада главы местного самоуправления, отменены Законом Республики Карелия "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" от 3 января 2001 года.
Таким образом, указанные правовые предписания в данном законе утратили силу до обращения Илющенко В.А. в Конституционный Суд Республики Карелия. Однако в соответствии со статьей 43 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" у суда отсутствуют законные основания для прекращения в этой части производства по данному делу.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления "органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти".
Закрепляя местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации (статьи 12 и 132) гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, предполагает закрепление иных, нежели в условиях централизации и концентрации власти, основ взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституция Республики Карелия гарантирует местному самоуправлению самостоятельное исполнение местного бюджета и самостоятельное решение вопросов местного значения (статьи 70 и 71). К этим вопросам относится и определение конкретных сумм, выплачиваемых в качестве вознаграждения за труд за счет средств местного бюджета. Указанный вывод подтверждается и действующим федеральным и республиканским законодательством. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 3 части 2 статьи 6), Закон Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" (пункт 3 части 2 статьи 6) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения относят к вопросам ведения местного самоуправления. В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджета.
Поэтому законодательное регулирование, осуществляемое Республикой Карелия в отношении муниципальных образований, должно быть таковым, чтобы этот конституционный принцип самостоятельности не нарушался.
Финансирование расходов по заработной плате глав местного самоуправления и муниципальных служащих осуществляется за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления вправе определять приоритеты своей деятельности. Они должны иметь возможность самостоятельно определять и свои бюджетные приоритеты и сохранить свободу управлять своим бюджетом.
Экономическая политика органов местного самоуправления состоит в том, чтобы эти органы в соответствии со своим уставом сами могли определить все выгоды для местного населения какого-либо конкретного решения и нести ответственность за его финансовые издержки.
С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что правовые предписания, ограничивающие право органов местного самоуправления определять максимальный размер средств, расходуемых на оплату труда глав местного самоуправления и квалификационный разряд муниципальных служащих, противоречат Конституции Республики Карелия, ее статьям 70 (часть 1) и 71 (части 1 и 2).
4. Вследствие признания правовых предписаний статьи 1 рассматриваемого республиканского закона не соответствующими Конституции Республики Карелия, правовые предписания статьи 2, устанавливающие срок вступления данного закона в силу, не имеют самостоятельного юридического значения, а потому не требуют оценки их конституционности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд
постановил:
1. Признать правовые предписания статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 18.12.2000 г. N 452-ЗРК, вносившие изменения в части 3 и 4 статьи 14 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", не соответствующими Конституции Республики Карелия (часть 1 статьи 70, части 1 и 2 статьи 71).
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд Республики Карелия
г.Петрозаводск
19 декабря 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2002 г.
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 18 января 2003 г. N 5, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2002 г., N 12