Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 26 ноября 2004 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной, руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 3 (часть 1, пункт 1, подпункт "а"), 83 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия отдельных положений Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство прокурора Республики Карелия.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия положения части первой статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании", содержащиеся в словах "с обязательной регистрацией".
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.А.Cоюнена, объяснения прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Карелия И.В.Яковлева, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия М.А.Куликовской, представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.М.Вороновой, а также приглашенных от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - и.о. начальника отдела социального и экономического законодательства М.Л.Свинкину, от Администрации г.Петрозаводска - заместителя начальника нормативно-правового управления Н.Н.Редькину, исследовав материалы дела, суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 19 февраля 1997 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 25 февраля 1997 года, опубликован в газете "Карелия" N 11 от 14 - 20 марта 1997 года и в настоящее время действует в редакции от 7 октября 2003 года.
В соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Закона учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту постоянного жительства с обязательной регистрацией в органах местного самоуправления и по месту работы граждан на предприятиях, в организациях, учреждениях.
Прокурор Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений части 1 статьи 26 оспариваемого Закона, содержащиеся# в словах "с обязательной регистрацией".
По его мнению, исходя из указанного правового положения, обязательным условием постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является наличие регистрации по месту жительства. В обоснование данного вывода он ссылается на правоприменительную практику органов местного самоуправления республики.
Прокурор Республики Карелия считает, что оспариваемые правовые предписания республиканского Закона противоречат статье 31 (часть 1) Жилищного кодекса РСФСР и статье 3 (часть 2) Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которые не связывают право граждан на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с наличием либо отсутствием у них регистрации по месту жительства. Поскольку оспариваемое положение части 1 статьи 26 республиканского Закона, содержащееся в словах "с обязательной регистрацией", в соответствии с позицией прокурора Республики Карелия противоречит федеральному законодательству, он просит признать его не соответствующим части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия.
При рассмотрении ходатайства Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права, принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления путем предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации, статья 26 Конституции Республики Карелия). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законах и иных нормативных актах.
Согласно статье 72 (часть 1, пункт "к") Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (статья 3) возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений. На основании статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства, под которым согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" понимается место постоянного или преимущественного проживания лица в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом место жительства гражданина, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 октября 2000 года по жалобе гражданина A.M.Кушнарева, может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Как следует из вышеуказанных норм федерального законодательства, оно предусматривает право граждан быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, что соответствует также праву граждан на свободу перемещения, выбор места пребывания и жительства, установленному Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12).
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ее конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту его пребывания или жительства. Согласно статье 3 данного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Данные выводы сделаны Конституционным Судом Российской Федерации в результате неоднократного рассмотрения конституционности нормативных положений, касающихся регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года, от 2 июля 1997 года, от 15 января 1998 года, от 2 февраля 1998 года).
3. В соответствии с частью 1 статьи 74 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Исследуя конституционно-правовой смысл, заключенный в оспариваемой норме в словах "с обязательной регистрацией", суд исходит из того, что имеются различные виды регистрационных учетов граждан, в зависимости от их назначения. Требования по их осуществлению также являются различными. Общим для всех видов регистрационных учетов является фиксация тех или иных фактов или явлений с целью придания им официального статуса.
С точки зрения буквального толкования, оспариваемое положение части 1 статьи 26 республиканского Закона предусматривает обязательную регистрацию только тех граждан, кто заявился, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, и только с этой целью.
Требование об обязательной регистрации граждан в соответствии с Федеральным законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" распространяется на всех граждан и имеет целью их учет по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, что свидетельствует о различном назначении рассматриваемых видов регистрации.
Устанавливая оспариваемым положением части 1 статьи 26 республиканского Закона обязательность регистрации лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодатель республики далее по тексту нормы предписывает, где такая регистрация должна осуществляться - в органах местного самоуправления и по месту работы граждан, на предприятиях, в организациях, учреждениях.
Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что в рассматриваемой норме регламентируются вопросы регистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не регистрации по месту жительства.
Оценивая оспариваемое правовое предписание в их системной связи с правовыми предписаниями статей 27, 28 того же республиканского Закона, регламентирующими вопросы принятия на учет и снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что в указанных нормах нет предписания об обязательности регистрации по месту жительства или месту пребывания, как одного из условий постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что правовые предписания части 1 статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании", содержащиеся в словах "с обязательной регистрацией", не нарушают конституционных прав граждан на жилище, свободу их передвижения и выбор места пребывания и жительства, что соответствует федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
Суд считает необходимым также отметить, что в судебном заседании нашел подтверждение довод прокурора республики о том, что в Республике Карелия распространена практика, когда граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, уясняя конституционно-правовой смысл оспариваемого правового предписания части 1 статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании", суд отмечает, что наличие такой практики не является самостоятельным, решающим основанием для признания этого правового предписания неконституционным.
Однако правоприменители, реализуя свои полномочия, связанные с принятием на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, впредь не могут придавать положению части первой статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Республики Карелия в настоящем постановлении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3 (часть 1, пункт 1, подпункт "а"), 6, 72 (часть 1), 73-75, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Признать правовые предписания части первой статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании", содержащиеся в словах "с обязательной регистрацией", соответствующими Конституции Республики Карелия.
2. Конституционно-правовой смысл положения, заключающегося в словах "с обязательной регистрацией" части первой статьи 26 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании", выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование правоприменителями.
3. Согласно статьям 77 (часть 1), 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", статье 6 (часть 1), статье 27 (часть 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. В соответствии со статьей 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
г.Петрозаводск
26 ноября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2004 г.
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 11 декабря 2004 г. N 140, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2004 г., N 11 (2), ст.1389