Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 15 ноября 1995 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена, с участием сторон - судьи Петрозаводского городского народного суда М.В.Гришкевич, представителя Председателя Правительства Республики Карелия А.И.Киннера, представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия депутата Е.М.Морозова, заместителя заведующего юридическим отделом Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия М.И.Фокина, руководствуясь статьей 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 3 части 1 статьи 2, статьей 51 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Карельской АССР от 12 ноября 1991 года N XII-10/225 "О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью вследствие трудового увечья" и частей 2, 3 статьи 34 Закона Республики Карелия от 6 декабря 1994 года N 25-ЗРК "Об охране труда".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Петрозаводского городского народного суда о проверке конституционности вышеназванных правовых норм и о признании их подлежащими применению (либо неприменению) при принятии решения по конкретному спору.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросах о том, соответствуют ли указанные нормы статьям 2, 12, 40 - 42 Конституции Республики Карелия.
Заслушав объяснения сторон, выступления приглашенных - заместителя Министра юстиции Республики Карелия - Рехяова А.Н., адвоката Залкинда Б.И., старшего помощника Прокурора Республики Карелия Кордюковой Т.Н., государственного правового инспектора труда по Республике Карелия - Кононова В.Н., изучив материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия
установил:
1. В производстве Петрозаводского городского народного суда находится гражданское дело по иску Григович И.И. к Карельскому научному центру Российской Академии наук о возмещении вреда и взыскании единовременного пособия по случаю потери профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья, полученного 3 ноября 1993 года.
Суд, рассмотревший данное дело по первой инстанции, иск о взыскании единовременного пособия удовлетворил, применив Закон Карельской АССР "О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью вследствие трудового увечья".
В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия об отмене состоявшегося решения рекомендовано суду первой инстанции при новом рассмотрении этого спора исследовать вопрос о возможности применения федеральных законов о выплате единовременного пособия.
Судья Петрозаводского городского народного суда, в производстве которого находится в настоящее время дело по иску Григович И.И., в своем запросе в Конституционный Суд указывает, что законодательные акты Республики Карелия, регулирующие порядок и размер выплаты единовременной денежной компенсации, относятся к трудовому законодательству и при соответствии федеральным законам подлежат применению по смыслу Конституции Республики Карелия.
Неприменение их, особенно в части большего по размеру единовременного пособия, нарушает конституционное право работников на охрану труда.
Закон Карельской АССР от 12 ноября 1991 года с момента опубликования Закона Республики Карелия "Об охране труда",- с 21 декабря 1994 года, утратил силу, вследствие чего запрос содержит ходатайство о проверке конституционности обоих вышеназванных актов по вопросам определения размера единовременного пособия и правомерности при этом учета вины в трудовом увечье работодателя и работника.
Согласно части 3 статьи 43 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" суд "не может отказать в рассмотрении дела, а начатое производство продолжается, хотя бы нормативный ... акт, конституционность которого подлежит проверке, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела".
Следовательно, запрос судьи, правомочного по гражданско-процессуальному законодательству единолично рассматривать данное гражданское дело и действующего от имени суда, является допустимым в полном объеме, а его разрешение подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
2. Согласно статье 42 (пункт 9) Конституции Республики Карелия трудовое законодательство относится к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия. Статьями 2 (часть 5), 41 Конституции Республики Карелия, частью 2 статьи 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (31 марта 1992 года) установлено, что "Республика Карелия в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляет собственное правовое регулирование".
Статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в этом случае не могут противоречить федеральным законам.
На момент принятия Закона Карельской АССР "О единовременной денежной компенсации ..." 12 ноября 1991 года законодательством РСФСР данный вопрос урегулирован не был.
Нормы гражданского законодательства (Гражданский кодекс, а затем и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик) не предусматривают выплаты потерпевшему, а в случае его смерти - его иждивенцам, единовременного пособия, не включают его в перечень видов возмещения вреда.
В главе 10 "Охрана труда" КЗоТ РСФСР аналогичная норма также отсутствует.
Таким образом, принятие Закона от 12 ноября 1991 года повысило на территории Карельской АС СР уровень правовых гарантий для граждан, получивших трудовое увечье, в том числе га смертельным исходом, по вине предприятия.
3. В федеральном законодательстве выплата единовременного пособия предусмотрена единственным нормативным актом - Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года и введенными в действие с 1 декабря 1992 года (статьи 7, 8, 24, 29".
Правила содержат целый ряд принципиальных отличий от Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и Гражданского Кодекса, главное из которых заключается в дополнительном специальном условии, выделяющем ответственность по Правилам из общей ответственности за причинение вреда.
Таким дополнительным условием является причинение вреда при исполнении трудовых обязанностей, что свидетельствует о регулировании Правилами отношений не только в области гражданского, но и трудового права.
Из Правил усматривается, что единовременное пособие не является составной частью тех выплат, которые по гражданскому законодательству обязан возместить потерпевшему причинитель вреда.
Кроме того, согласно Правилам единовременное пособие выплачивается независимо от наличия вины потерпевшего в полном размере.
Размер единовременного пособия определяется:
- исходя из установленного (на день выплаты) минимального размера оплаты труда за 5 лет, в том числе для потерпевшего - в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности.
Размеры единовременной денежной компенсации по Закону Карельской АССР от 12 ноября 1991 года и единовременного пособия по части 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" превышают установленные Правилами.
Однако их выплата обусловлена и ограничена особыми обстоятельствами:
- по Закону от 12 ноября 1991 года - виной предприятия в повреждении здоровья работника; трудовым увечьем работника, повлекшим его смерть либо утрату профессиональной трудоспособности;
- по Закону Республики Карелия "Об охране труда"- смертельным исходом либо инвалидностью работника.
Рассматриваемые законодательные акты Республики Карелия регулируют специфические отношения: предприятия и работника, работодателя и работника, возникающие в области охраны труда.
В соответствии со статьями 2, 3 Основ законодательства об охране труда, действующими с 1 сентября 1993 года, республики в составе Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать своими законодательными актами дополнительные гарантии реализации права работников на охрану труда, обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, применения экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда.
Законодатель Республики Карелия, осуществляя реализацию этого права, обязан следовать требованиям статей 55 Конституции Российской Федерации, 11, 13, 16 Конституции Республики Карелия о недопустимости умаления законами прав и свобод человека и гражданина, в том числе установленных законодательными актами Российской Федерации.
Рассматриваемые законы приняты в развитие и дополнение существующих федеральных законов, в обеспечение конституционного права жителей Республики Карелия на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (статья 17), с целью реализации статей 2 (часть 5), 5 (часть 1) Конституции Республики Карелия об охране государством здоровья людей и поддержке семьи, инвалидов.
Эти нормы относятся к области трудового права, обеспечивают при определенных условиях получение пострадавшими на производстве работниками единовременного пособия в больших размерах, по сравнению с предусмотренными Правилами, что не противоречит вышеназванным федеральным законам, не упраздняет и не умаляет юридической силы последних на территории Республики Карелия.
Таким образом, Закон Карельской АССР от 12 ноября 1991 года и часть 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" соответствуют Конституции Республики Карелия как с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Карелия и Российской Федерации, так и по содержанию - в части установления порядка выплаты и размеров единовременного пособия.
4. Частью 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" определен минимальный размер единовременного пособия:
- при смертельном исходе - не менее 10 годовых заработков;
- при установлении инвалидности:
1 группы - не менее 5 годовых заработков;
2 группы - не менее 3 годовых заработков;
3 группы - не менее 1 годового заработка.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" "единовременное пособие рассчитывается и назначается работодателем лишь после... установления степени вины работодателя и пострадавшего". Неопределенность юридического содержания данной нормы, отсутствие механизма ее реализации допускают не единообразное толкование и применение как части 3, так и части 2 статьи 34, что влечет различные правовые последствия для потерпевших, нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом (статья 12 Конституции Республики Карелия, статья 19 Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 6, 31, 33, 43 (пункт 6 часть 1), 56 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия
постановил:
1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия Закон Карельской АССР от 12 ноября 1991 года N XII-10/225 "О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью вследствие трудового увечья" и часть 2 статьи 34 Закона Республики Карелия от 6 декабря 1994 года N 25 - ЗРК "Об охране труда".
2. Признать не соответствующим статье 12 Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению положение части 3 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" о расчете и назначении единовременного пособия "после установления степени вины работодателя и пострадавшего".
3. Петрозаводскому городскому народному суду при принятии решения по иску Григович И.И. к Карельскому научному центру Российской Академии наук в части взыскания единовременного пособия исходить из положений, содержащихся в настоящем Постановлении.
4. Согласно части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит опротестованию и обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
5. В силу статей 24 (часть 7), 31 (часть 2), 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание Законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд Республики Карелия
г. Петрозаводск
15 ноября 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 15 ноября 1995 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 1996 г., N 1