Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС "Об утверждении Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года"

2. Направить настоящее постановление в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

Республики Карелия

Н.И.Левин

 

Петрозаводск

19 мая 2004 г.

N 1170-III ЗС

 

Республиканская целевая программа
по энергосбережению на период до 2006 года
(утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС,
одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 марта 2004 г. N 119 р-П)

 

Паспорт
Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года

 

/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы|- Республиканская    целевая     программа    по|
|                      |энергосбережению на период до 2006 года         |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Нормативно-правовое   |- постановление     Правительства     Российской|
|обеспечение Программы |Федерации от 17  ноября  2001  года   N  796  "О|
|                      |федеральной целевой программе "Энергоэффективная|
|                      |экономика на 2002-2006  годы и на перспективу до|
|                      |2010  года";                                    |
|                      |Закон Республики Карелия "Об энергосбережении"; |
|                      |постановление     Федеральной     энергетической|
|                      |комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003|
|                      |года N 66-э/1 "О предельных уровнях  тарифов  на|
|                      |электрическую и тепловую энергию на 2004 год"   |

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Здесь и далее по тексту название вышеупомянутого постановления следует читать "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года"

|----------------------+------------------------------------------------|
|Государственный       |- Региональная      энергетическая      комиссия|
|заказчик Программы    |Республики Карелия - координатор Программы;     |
|                      |Министерство экономического развития  Республики|
|                      |Карелия  -  энергосбережение  в  промышленности,|
|                      |энергосбережение         в              отраслях|
|                      |топливно-энергетического              комплекса,|
|                      |энергосбережение          на         транспорте,|
|                      |энергосбережение  в   организациях (учреждениях)|
|                      |республиканской  бюджетной  сферы,  контроль  за|
|                      |эффективным                       использованием|
|                      |топливно-энергетических ресурсов;               |
|                      |Государственный комитет  Республики  Карелия  по|
|                      |лесному   и   горнопромышленному    комплексу  -|
|                      |энергосбережение            в           отраслях|
|                      |топливно-энергетического комплекса;             |
|                      |Государственный комитет  Республики  Карелия  по|
|                      |реформированию жилищно-коммунального хозяйства -|
|                      |энергосбережение     в      жилищно-коммунальном|
|                      |хозяйстве,      энергосбережение    в   отраслях|
|                      |топливно-энергетического комплекса              |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основные  разработчики|- Региональная      энергетическая      комиссия|
|Программы             |Республики Карелия;                             |
|                      |Государственный комитет  Республики  Карелия  по|
|                      |реформированию жилищно-коммунального хозяйства; |
|                      |федеральное      государственное      учреждение|
|                      |"Управление   государственного   энергетического|
|                      |надзора по Карело-Кольскому  региону"  (далее  -|
|                      |УГЭН)                                           |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Цели      и     задачи|- повышение      эффективности     использования|
|Программы,   важнейшие|топливно-энергетических    ресурсов  и  создание|
|показатели            |условий     для     перевода    экономики     на|
|                      |энергосберегающий путь развития;                |
|                      |существенное   снижение    объема    потребления|
|                      |республикой топливно-энергетических ресурсов  за|
|                      |счет использования энергосберегающих  технологий|
|                      |и оборудования;                                 |
|                      |уменьшение  негативного   воздействия   объектов|
|                      |топливно-энергетического комплекса на окружающую|
|                      |природную среду;                                |
|                      |снижение   бюджетных    расходов    на    оплату|
|                      |энергоресурсов,      потребленных      объектами|
|                      |социальной сферы (учреждениями  здравоохранения,|
|                      |образования, культуры и др.);                   |
|                      |создание топливной  базы  республики  на  основе|
|                      |местных видов топлива (торфа, древесной  щепы  и|
|                      |отходов деревопереработки);                     |
|                      |повышение надежности энергетического обеспечения|
|                      |региона.                                        |
|                      |Основными  показателями   Программы   выступают:|
|                      |стоимость     (затраты       на      проведение)|
|                      |энергоэффективных мероприятий и ожидаемый от них|
|                      |эффект (экономия  в  натуральных  и  стоимостных|
|                      |показателях)                                    |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Срок        реализации|2004-2006 годы                                  |
|Программы             |                                                |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основные   направления|-  энергосбережение  в  сфере   производства   и|
|Программы             |потребления:                                    |
|                      |энергосбережение в промышленности;              |
|                      |энергосбережение в ОАО "Карелэнерго";           |
|                      |энергосбережение     в      жилищно-коммунальном|
|                      |хозяйстве;                                      |
|                      |энергосбережение на транспорте;                 |
|                      |энергосбережение в сельском хозяйстве;          |
|                      |энергосбережение  в  организациях  (учреждениях)|
|                      |республиканской бюджетной сферы                 |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Исполнители Программы |-  органы   исполнительной   власти   Республики|
|                      |Карелия,   органы    местного     самоуправления|
|                      |муниципальных образований Республики Карелия (по|
|                      |согласованию), организации (по согласованию)    |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Объем   и    источники|- общий    объем     средств     финансирования,|
|финансирования        |необходимый для реализации Программы  за  период|
|Программы             |2004-2006  годов  -  2,329  млрд.  рублей, в том|
|                      |числе за счет средств:                          |
|                      |бюджета Республики Карелия - 194,7 млн. рублей; |
|                      |местных бюджетов - 17,6 млн. рублей;            |
|                      |внебюджетных  источников  (кредитов   финансовых|
|                      |организаций,  средств  предприятий  и  т.п.)   -|
|                      |2266,3 млн. рублей;                             |
|                      |средства федерального бюджета - 45 млн. рублей  |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Ожидаемый             |- всего за период 2004-2006 годов - 276,92  тыс.|
|экономический   эффект|тонн условного топлива (далее - т.у.т.),        |
|от           внедрения|в том числе в пересчете на т.у.т.:              |
|мероприятий Программы |по тепловой энергии - 4,954 тыс.т.у.т.;         |
|                      |по электроэнергии - 8,85 тыс.т.у.т.;            |
|                      |по котельно-печному топливу - 263,117 тыс.т.у.т.|
|                      |при    цене   тонны   условного   топлива   2610|
|                      |руб./т.у.т. экономический эффект составит  722,8|
|                      |млн. рублей                                     |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Организация и контроль|- ответственность за организацию и  контроль  за|
|за         исполнением|исполнением     Программы     возлагается     на|
|Программы             |Государственный комитет  Республики  Карелия  по|
|                      |реформированию жилищно-коммунального  хозяйства,|
|                      |Региональную энергетическую комиссию  Республики|
|                      |Карелия,  Министерство  экономического  развития|
|                      |Республики  Карелия  и  соответствующие   органы|
|                      |исполнительной  власти    Республики    Карелия,|
|                      |администрации      местного       самоуправления|
|                      |муниципального   образования   республики    (по|
|                      |согласованию), государственные органы надзора  и|
|                      |инспекции  топливно-энергетического   комплекса,|
|                      |действующие на территории Республики Карелия (по|
|                      |согласованию)                                   |
\-----------------------------------------------------------------------/

 

1. Введение

 

Разработка Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года производилась на основании Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закона Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК "Об энергосбережении", распоряжения Правительства Республики Карелия от 12 августа 2002 года N 192 р-П. Для разработки Программы указанным распоряжением была образована рабочая комиссия в составе представителей органов государственной власти (Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре), федерального государственного учреждения "Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону", крупнейших промышленных предприятий республики (ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "Карельский окатыш", ОАО "Надвоицкий алюминиевый завод", ОАО "Петрозаводскбуммаш"), Петрозаводского государственного университета и Карельского научного центра Российской академии наук.

По сравнению с 1990 годом энергоемкость отечественной экономики возросла на 22% и в настоящее время в 3-3,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и в США.

По сравнению с российским в Республике Карелия уровень потребления на душу населения топлива выше на 23%, тепловой энергии - на 45%, электроэнергии - на 64%. Повышенная удельная энергоемкость экономики Карелии усугубляет дефицит топливно-энергетических ресурсов.

С ростом цен на энергоносители возрастают финансовые затраты на энергию и топливо, получаемые из других регионов России. Сохранение нынешнего уровня энергоемкости промышленного производства приводит к неконкурентоспособности выпускаемой продукции.

В последнее десятилетие в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

- не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;

- не удалось добиться технического перевооружения как "большой", так и коммунальной энергетики;

- не произошло снижение энергоемкости экономики республики;

- диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

- в стадии формирования находится целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.

Программа призвана обеспечить реализацию государственной энергетической стратегии и предусматривает участие органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики республики, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду.

Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Реализация Программы позволит уменьшить потребность в энергоресурсах на 276,92 тыс.т.у.т. (8,8% от общего объема первичных топливно-энергетических ресурсов), снизить затраты на производство продукции и оказание коммунальных услуг.

2. Основные показатели Программы

 

Анализ итогов работы по энергосбережению за период с 1997-2002 годов

 

Работа в Республике Карелия в области энергосбережения принимает все более системный характер. В 2000 году завершила свое действие целевая республиканская программа "Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года". В процесс энергосбережения на территории республики были вовлечены практически все отрасли экономики республики: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сфера, транспорт, сельское хозяйство.

Однако работа по энергосбережению на территории республики в данный промежуток времени по разным причинам не приобрела значительных масштабов, о чем говорят итоги выполнения программы. Потенциал энергосбережения, имеющийся в Республике Карелия, используется в незначительной мере. Основными причинами, сдерживающими использование всего потенциала энергосбережения, является несовершенство нормативно-правового обеспечения энергосбережения, недостаточная освоенность предлагаемых инновационных технологий, недостаточность информации о внедрении конкретных энергосберегающих проектов.

За период 1997-2000 годы в энергосбережение было вложено 239,22 млн. рублей, что составило 27% от программного показателя. При этом энергетическая эффективность программы составила 58,47 тыс.т.у.т., а экономическая эффективность 31,44 млн. рублей.

Таким образом, реализация программы "Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года" не оказала решающего значения на использование потенциала энергосбережения Республики Карелия, оцененного программой в 2 млн.т.у.т. В настоящее время Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации и, в частности, комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения.

В отраслях ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

не создан благоприятный инвестиционный климат для широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;

не произошло снижения энергоемкости выпускаемой продукции, которая возросла на 20% по сравнению с 1990 годом;

не сформирована целостная система законодательных и правовых нормативных актов, регулирующих деятельность энергоснабжающих организаций ТЭК в разработке и реализации энергосберегающих мероприятий и проектов.

Очевидная и многократно проверенная в мировой практике хозяйствования политика экономии энергоресурсов не стала у нас определяющим направлением в жилищно-коммунальной и других сферах.

Цель, задачи и основные положения Программы

 

Целью Программы является:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;

- существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;

- уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;

- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);

- создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов деревопереработки);

- повышение надежности энергетического обеспечения региона.

В рамках данной Программы будет продолжаться осуществление решения задачи привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также республиканских структур, отвечающих за финансовое сопровождение Программы.

В Программу включены технические и организационно-технические мероприятия.

Основными показателями Программы выступает стоимость (затраты на проведение энергосберегающих мероприятий и ожидаемая от них экономическая и другая дефективность).

Характеристика топливно-энергетического комплекса

 

Электроэнергетика

 

Основу топливно-энергетического комплекса Республики Карелия составляют предприятия по производству электрической и тепловой энергии, входящие в систему ОАО "Карелэнерго", дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". Основная часть электроэнергии в республике вырабатывается 17 гидроэлектростанциями (6 из которых малые), Петрозаводской ТЭЦ и блок-станциями, принадлежащими предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности.

 

Структура генерирующих мощностей Республики Карелия

 

N
п/п
Наименование электростанции Установленная
мощность, МВт
  Гидроэлектростанции  
1. Кондопожская 25,6
2. Пальеозерская 25,0
3. Ондская 80,0
4. Палокоргская 30,0
5. Маткожненская 63,0
6. Выгостровская 40,0
7. Беломорская 27,0
8. Путкинская 84,0
9. Подужемская 48,0
10. Кривопорожская 180,0
11. Юшкозерская 18,0
12. Хямекоски 2,7
13. Харлу 3,0
14. Суури-йоки 1,3
15. Пиени-йоки 1,3
16. Игнойла 2,7
17. Питкякоски 1,2
  Всего по ГЭС 632,8
  Тепловые электростанции  
  Петрозаводская ТЭЦ
- электроэнергия
- теплоэнергия, тыс.Гкал

280,0
689 Гкал/час
  Дизельные электростанции  
  ДЭС на о.Валаам 1,0
  Всего по дизельным электростанциям 1,0
  Всего по ОАО "Карелэнерго" 915,3
  Блок-станции  
1. ТЭЦ ОАО "Кондопога" 108
2. ТЭЦ ОАО "Сегежский ЦБК" 66
3. ТЭЦ ОАО "Целлюлозный завод "Питкяранта" 24
  Всего по блок-станциям 198
  Всего по Республике Карелия 1113,3

 

Наиболее крупными источниками электрической энергии в составе ОАО "Карелэнерго" являются Петрозаводская ТЭЦ, Кривопорожская ГЭС, Путкинская ГЭС и Ондская ГЭС. Кроме того, ТЭК республики представлен блок-станциями предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, на которых в 2002 году было произведено 557,7 млн.кВт.ч электроэнергии (7% от годовой потребности республики).

 

Баланс производства и потребления электроэнергии в 1998-2002 годах

 

Показатели Электроэнергия, млн.кВт.ч
1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Выработано электроэнергии,
всего
в том числе:
4697,2 4291,6 4334,5 4260,8 3754,3
- электростанциями ОАО
"Карелэнерго"
4346,4 3867,9 3882,2 3797,8 3196,6
- блок-станциями промпред-
приятий
350,8 423,7 452,3 463,0 557,7
- получено с федерального
оптового рынка электро-
энергии и мощности
2111,0 2993,5 3309,3 3435,1 3785,9
Потребление электроэнер-
гии, всего
6808,2 7285,1 7643,8 7695,9 7764,7

 

Электроснабжение промышленности, сельского хозяйства и населения обеспечивают Южно-Карельские, Западно-Карельские и Северные электрические сети ОАО "Карелэнерго", общая протяженность которых составляет более 13 тыс.км линий электропередачи различного напряжения. Централизованным электроснабжением в республике охвачено 99% территории.

 

Структура потребления электроэнергии в Республике Карелия в 1998-2002 годах

 

Показатели Электроэнергия, млн.кВт.ч
1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Общее потребление, в том
числе по потребителям:
6808,2 7285,1 7643,8 7695,9 6984,0
- промышленность 4149,8 4554,3 4775,8 4843,0 4889,2
- транспорт 339,0 368,2 364,2 383,2 431,5
- сельхозпотребители 107,3 106,6 98,3 93,7 86,1
- население 604,4 608,1 617,6 626,3 672,0
- ЖКХ 393,5 398,1 389,2 367,3 339,6
- прочие отрасли 357,8 367,5 590,6 653,1 709,3
- потери в электросетях,
собственные нужды системы
856,4 885,3 808,1 729,3 637,0

 

Наибольший удельный вес по потреблению электроэнергии среди отраслей промышленности занимает лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (39% к общему промышленному потреблению) и цветная металлургия - 24%.

 

Энергопотребление крупных предприятий Республики Карелия

 

Наименование предприятий Электропотребление, млн.кВт.ч
1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
ОАО "Сегежский ЦБК" 345,6 424,4 441,8 444,8
ОАО "Кондопога" 1252,2 1306,8 1324,8 1330,4
ОАО "Карельский окатыш" 1273,1 1354,9 1248,4 1267,8
ОАО "НАЗ" 1111,4 1178,1 1221,0 1252,9
ЗАО "Петрозаводскмаш" 79,7 85,4 89,0 81,9
ОАО "ЦЗ "Питкяранта" 63,7 82,3 81,7 82,3
ОАО "ОТЗ" 43,3 39,1 26,3 22,4
Итого 4168,9 4471,0 4432,9 4482,5
Вся промышленность республики 4554,3 4775,8 4843,0 4889,2

 

Повышение надежности электрообеспечения потребителей республики предусматривается за счет увеличения электроэнергетических мощностей и введения новых блоков на действующих ТЭЦ. Другим, не менее значимым фактором увеличения надежности и экономичности электроснабжения потребителей, является ее рациональное использование.

 

Теплоэнергетика

 

Источниками теплоснабжения на территории Республики Карелия являются:

- 5 ТЭЦ с суммарной теплофикационной мощностью 1643 Гкал/час, из которых Петрозаводская ТЭЦ принадлежит ОАО "Карелэнерго", а оставшиеся - предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности;

- 10 крупных котельных (мощностью более 100 Гкал/час) с суммарной установленной мощностью 1958 Гкал/час, принадлежащие крупным предприятиям городов Петрозаводска, Кондопоги, Сегежи, Костомукши, п.Надвоицы;

- 34 котельные средней мощности (более 10 Гкал/час) с общей установленной мощностью 1115,2 Гкал/час, принадлежащие в том числе и коммунальным энергопредприятиям;

- около 465 мелких котельных, находящихся в основном на балансе муниципальных предприятий и учреждений, подведомственных министерствам образования и по делам молодежи, здравоохранения, труда и социального развития Республики Карелия.

ТЭЦ и крупные котельные являются основными источниками теплоснабжения потребителей для городов Петрозаводска, Сегежи, Кондопоги, Костомукши, Сортавалы, Питкяранты и п.Надвоицы. От средних и мелких котельных осуществляется теплоснабжение городов Олонца, Кеми, Беломорска, Медвежьегорска, Пудожа, Суоярви, Лахденпохьи и поселков городского типа на территории республики. В населенных пунктах сельского типа от мелких котельных осуществляется теплоснабжение социальной сферы (школ, больниц, детских садов), а в жилищном фонде в основном используется печное отопление.

В целом по республике 66,3% жилищного фонда (в пересчете на м2) оборудовано центральным отоплением, причем для городских поселений этот показатель равен 82,5%, а для сельских поселений - 23,9%.

 

Выработка и потребление тепловой энергии Республики Карелия
(по данным статотчетности)

 

(млн.Гкал)

Показатели 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Выработано, всего
в том числе
ОАО "Карелэнерго"
9,8

1,7
9,8

1,6
10,1

1,6
9,8

1,62
Потребление 9,0 9,1 9,3 9,0

 

Структура выработки тепловой энергии по категории источников

 

Наименование млн.Гкал Проценты
Предприятия ОАО "Карелэнерго" 1,75 17,6
Крупные градообразующие предприятия 5,52 55,7
Прочие предприятия 1,65 16,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,0 10,0

 

61% от выработанной тепловой энергии расходуется непосредственно на предприятиях, осуществляющих выработку тепловой энергии. Основным потребителем собственной тепловой энергии являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.

Из объема отпущенной тепловой энергии 2/3 передается конечным потребителям через тепловые сети коммунальных предприятий-перепродавцов.

 

Структура потребления отпущенной на сторону тепловой энергии

 

По категории источников Проценты
Население 68,0
Бюджетные потребители, в том числе: 18,2
- федерального бюджета 2,5
- республиканского бюджета 5,4
- местных бюджетов 10,7
Прочие потребители 13,8

 

Потребление тепловой энергии носит очень неравномерный характер по городам и районам республики. Пять наиболее промышленно развитых административных единиц (города Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Костомукша, Питкяранта) истребляют 85% всей тепловой энергии, г.Петрозаводск потребляет около одной третьей от общего потребления тепловой энергии по республике.

Наиболее крупные резервы энергосбережения заключены именно в теплоснабжении. Основными мероприятиями по сдерживанию роста теплопотребления в республике являются:

- снижение удельных норм потребления тепловой энергии в промышленности;

- реконструкция существующего жилищного и общественного фондов, сооружение внешних ограждающих конструкций, строительство новых домов с высокой теплоизоляцией;

- оплата за фактически потребленное тепло путем внедрения приборов учета тепловой энергии.

 

Топливообеспечение

 

Годовая потребность Республики Карелия в топливно-энергетических ресурсах составляет:

 

Вид топлива Единица изме-
рения
Потребность в топливе для выработки
тепловой энергии
общая потребность по
республике
в том числе для жи-
лищного фонда и
объектов социальной
сферы
Каменный уголь тонн 623400 167513
Топочный мазут тонн 784600 204660
Дизельное топ-
ливо
тонн 248025 3616
Торф тонн 53333 53333
Топливная щепа м3 154056 141466
Дрова плотных м3 609000 - котельные
720600 - население
183552 - котельные
Сжиженный газ тонн 36000 33439
Природный газ млн.м3 422 (702*)) 3 - сетевой газ для
жилищного фонда

 

------------------------------

*) Потребность после ввода в эксплуатацию газопровода "Петрозаводск-Кондопога"

 

Наиболее рациональным направлением в области обеспечения привозными видами топлива на период до 2006 года является: выполнение централизованного закупа основных объемов топлива и создание необходимых запасов всех видов топлива в межотопительный период, а также использование на территории республики централизованных топливных складов, которые позволят не только обеспечить необходимый запас топлива, но и оперативно распределять его между потребителями, исходя из реальной обстановки в течение отопительного сезона.

Необходимость использования существующих и строительство новых централизованных топливных складов для жидкого и твердого топлива вызвана отсутствием в большинстве районов возможности создавать необходимый запас топлива, используя благоприятные условия на топливном рынке, и производить в кратчайшие сроки разгрузку подвижного состава, а также отпуск топлива потребителям.

Необходимо обеспечивать дальнейшее развитие в Республике Карелия собственной топливной отрасли на основе местных сырьевых ресурсов, в том числе:

- рациональное использование передвижных рубительных комплексов для производства топливной щепы (в том числе приобретенных в 2003 году в количестве 2-х единиц) для централизованного обеспечения топливом существующих щеповых котельных и при дальнейшем выполнении программы перевода муниципальных котельных на потребление местных видов топлива;

- формирование муниципальных заказов на поставку дров по согласованным ценам для дровяных котельных, для производства топливной щепы и для бытовых нужд населения. Выполнение указанных муниципальных заказов лесозаготовительными предприятиями должно стать обязательным условием выделения лесосечного фонда лесопользователям на территории республики;

- необходимо переходить к использованию комбинированных видов топлива в осенний и весенний периоды при благоприятных погодных условиях;

- до 2006 года развивать начатое в 2003 году в Пряжинском районе производство топливного торфа в Олонецком, Лахденпохском, Пудожском районах и г.Сортавале, а в перспективе и в других районах республики.

Оценка потенциала энергосбережения

 

Суммарный экономический эффект на период до 2006 года составит 276,92 тыс.т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эффекта, в частности экологического и других.

В результате осуществления в полном объеме запланированных энергосберегающих мероприятий ожидаемое снижение объемов выбросов вредных веществ (в основном NOx) в воздушный бассейн республики составит 340 тонн (нарастающим итогом относительно базового 2002 года) исходя из показателя 2,8 кг на 1 т.у.т. удельных выбросов в воздушную среду энергетическими предприятиями республики.

Одним из социальных последствий реализации Программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к стопроцентной системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.

 

Оценка затрат на реализацию Программы и направления их расходования

 

Реализация Программы потребует затрат в объеме 2529 млн. рублей. Финансирование энергосберегающих мероприятий предполагается за счет средств бюджета Республики Карелия и местных бюджетов, федерального бюджета (в виде частичного софинансирования строительства и реконструкции объектов коммунальной энергетики), внебюджетных средств (кредиты северной экологической финансовой корпорации "НЕФКО", средств предприятий и т.п.).

Кроме того, успешная реализация Программы невозможна без привлечения интеллектуальных и трудовых ресурсов.

Направления использования денежных средств для выполнения республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года представлены в разделе 3 "Инвестиционные мероприятия".

 

Нормативно-правовое обеспечение Программы

 

К настоящему времени Федеральный закон "Об энергосбережении" выполнил свою основную функцию. Завершено формирование идеологии энергосбережения. Необходим переход к планомерному и последовательному решению практических задач энергосбережения в регионе.

На данном этапе необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Карелия "Об энергосбережении" и разработать подзаконные нормативно-правовые акты, позволяющие реализовать на практике основные положения законов Российской Федерации и Республики Карелия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 утверждена федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2006 годы и на перспективу до 2010 года" (далее - ФЦП), предусматривающая выполнение целого ряда мероприятий по Республике Карелия. Затраты на реализацию этих программных мероприятий оценены в 82,7 млрд. рублей. Базовые показатели могут быть скорректированы в соответствии с энергетической стратегией России до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р.

С целью реализации основных положений ФЦП и энергетической стратегией России необходима разработка целого ряда нормативных правовых актов на региональном уровне, в том числе:

- о порядке консолидации и использования потребителями средств в целях финансирования энергосберегающих проектов;

- о разработке схем энергообеспечения районов и населенных пунктов;

- о разработке программ энергосбережения в районах Республики Карелия и на предприятиях;

- о введении республиканских и применении федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы;

- об использовании местных энергетических ресурсов;

- об установке приборов учета расхода энергоресурсов в учреждениях, финансируемых из бюджета Республики Карелия.

 

Стандартизация энергопотребления и сертификация оборудования

 

Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" предусмотрено включение показателей энергоэффективности в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию, в том числе по показателю удельного расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции, что должно стать преградой для производства малоэффективного оборудования. Показатели энергопотребления в обязательном порядке должны включаться в технические паспорта и нормативную документацию на все виды производимой энергопотребляющей продукции. Нормативные расходы тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах и правилах. Соответствие электробытового оборудования требованиям государственных стандартов в части показателей энергопотребления должны подтверждаться путем обязательного маркирования продукции.

Также закон предусматривает внедрение системы энергетических стандартов на основное энергопотребляющее оборудование и энергетическую бытовую технику массового использования, на теплоизоляционные материалы и строительные конструкции.

В Законе Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК "Об энергосбережении" в развитие Федерального закона "Об энергосбережении" предусмотрено введение республиканских и применение федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, технических объектов, продукции, технологических процессов, производства и работ, входящих в сферу действия целевых программ энергосбережения.

Минэнерго России и Госстандарт России утвердили в 1997 году меры по реализации положений Федерального закона "Об энергосбережении" в части стандартизации, сертификации и метрологии.

В частности, к номенклатуре сертифицированных энергетических ресурсов отнесены и топливные ресурсы. Сертификацию энергетических ресурсов следует осуществлять на соответствие нормативным показателям удельного теплосодержания (теплотворной способности).

Сертификация электроустановок зданий по условиям электробезопасности показателям энергоэффективности осуществляется в соответствии с Порядком проведения сертификации в Российской Федерации.

Нормы точности измерений при учете потребляемых энергоресурсов, а также требования к маркированию энергопотребляющих бытовых приборов определяются соответствующими государственными стандартами.

Сертификация энергопотребляющего оборудования и приборов учета расхода энергоресурсов осуществляется в обязательном порядке в соответствии с законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", "Номенклатурой продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации", а также Правилами проведения сертификации продукции в Российской Федерации, Порядком проведения сертификации в Российской Федерации.

 

Проведение ценовой и тарифной политики

 

Ценовая политика на энергоресурсы в период до 2006 года призвана устранить перекосы цен на топливо и энергию и постепенно перейти к структуре мировых цен на энергоресурсы. Проведенное в последние годы повышение цен лишь в малой степени изменило долю энергетических затрат в цене конечного продукта с 3-5% до 7-9%. Дальнейшая либерализация цен на энергоносители будет являться средством изменения соотношения цен на топливо и энергию и иную продукцию, что сделает энергосбережение более выгодным.

 

3. Инвестиционные мероприятия (энергосбережение в сфере производства и потребления)

 

3.1. Энергосбережение в промышленности

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
ОАО "Карельский окатыш"
1. Производство
электроэнергии
на центральной
котельной, ус-
тановка турбо-
генераторов Ка-
лужского тур-
бинного завода
мощностью
2 х 3500 кВт.
Выработка со-
ставит 40 млн.
кВт/год
ОАО "Ка-
рельский
окатыш"
сен-
тябрь
2006
59 млн.руб. -
собственные
средства
8,3 тыс.т.у.т.
ОАО "Кондопога"
2. Перевод энерге-
тических котлов
с угля и мазута
на природный
газ
ОАО "Кондо-
пога"
2004 20 млн.руб. -
собственные
средства
9 тыс.т.у.т.
16000 тыс.кВт.ч
3. Реконструкция
прямоточных ко-
тлов "Зульцер-
60" с увеличе-
нием производи-
тельности с 40
т/ч до 60 т/ч
ОАО "Кондо-
пога"
2005 5 млн.руб. -
собственные
средства
1,5 тыс.т.у.т./
год
4. Восстановить
теплорекупера-
цию на всех бу-
магоделательных
машинах
ОАО "Кондо-
пога"
2006 1 млн.руб. -
собственные
средства
12 тыс.Гкал
5. Внедрение сис-
тем частотного
регулирования
электроприводом
вентиляторов,
дымососов, пи-
тательных насо-
сов на ТС-1,
ТЭС-2, утилиза-
ционной котель-
ной общей уста-
новленной мощ-
ностью 4,5 МВт
ОАО "Кондо-
пога"
2004-
2006
23,49 млн.руб. -
собственные
средства
22 млн. рублей
ОАО "Петрозаводскмаш"
6. Перевод котла
ДЕ-25 с мазута
на газ
ОАО "Петро-
заводскмаш"
2004 15 млн.руб. -
собственные
средства
3,0 тыс.т.у.т.
7. Внедрение пре-
бразователя#
ППЧ-160-2,4 на
литейном заводе
ОАО "Петро-
заводскмаш"
2004-
2005
0,3 млн.руб. -
собственные
средства
69 тыс.кВт.ч
ОАО "НАЗ"
8. Реконструкция
цеха электроли-
за алюминия с
переводом на
обожженные ано-
ды
ОАО "НАЗ" 2003-
2006
336 млн.руб. -
собственные
средства
1500 тыс.кВт.ч
Перевод котельных на сжигание природного газа
9. Перевод котель-
ной ГУП РК
"Птицефабрика
"Петрозавод-
ская" на сжига-
ние природного
газа
ГУП РК
"Птицефаб-
рика "Пет-
розавод-
ская"
2004 5,7 млн.руб. -
ГУП РК "Птицефа-
брика "Петроза-
водская"
0,804
тыс.т.у.т.
10. Перевод котель-
ной ОАО "Петро-
заводский хле-
бокомбинат" на
сжигание при-
родного газа
ОАО "Петро-
заводский
хлебокомби-
нат"
2006 16 млн.руб. -
ОАО "Петрозавод-
ский хлебокомби-
нат"
2,7 тыс.т.у.т.
11. Перевод котель-
ной ФГП ПЛВЗ
"Петровский"
ФГП ПЛВЗ
"Петров-
ский"
2006 16 млн.руб. -
ФГП ПЛВЗ "Пет-
ровский"
2,75 тыс.т.у.т.
12. Перевод котель-
ной ОАО "Пиво-
варенный завод
"Петрозавод-
ский" на сжига-
ние природного
газа
ОАО "Пиво-
варенный
завод "Пет-
розавод-
ский"
2006 20 млн.руб. -
ОАО "Пивоварен-
ный завод "Пет-
розаводский"
3,448 тыс.т.у.т
13. Перевод котель-
ной ОАО "Онеж-
ский тракторный
завод" (ОАО
"ОТЗ") на сжи-
гание природно-
го газа
ОАО "ОТЗ" 2006 90 млн.руб. -
ОАО "ОТЗ"
(в том числе
60,5 млн.руб.
на газопровод
среднего
давления от
ул.Достоевского
до "ОТЗ-1")
20 млн.руб. -
средства
федерального
бюджета,
5,0 млн.руб. -
местный бюджет,
20,5 млн.руб. -
средства
предприятия,
44,5 млн.руб. -
внебюджетные
источники
10,8 тыс.т.у.т.
  Всего по разде-
лу 3.1
    584 млн.руб. 42,3 тыс.т.у.т.
17569 тыс.кВт.ч
12 тыс.Гкал

 

3.2. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
ОАО "Карелэнерго"
1. Начало строи-
тельства ди-
зельной элек-
тростанции на
о.Валаам или
реализации
внешнего элек-
троснабжения
подводным кабе-
лем от сетей
ОАО "Карелэнер-
го"
ОАО "Карел-
энерго"
2005-
2006
239 млн.руб. 1,571
тыс.т.у.т.
2. Реконструкция
гидротехничес-
ких сооружений
на Кондопожской
ГЭС. Замена же-
лезобетонных
водоводов на
металлические,
аккумуляторная,
кабельный канал
ОАО "Карел-
энерго
2006 40 млн.руб. повышение на-
дежности элек-
троснабжения
3. Реконструкция
теплотрасс по
ул.Ведлозер-
ской, ул.Фурма-
нова, пр.Комсо-
мольскому
ОАО "Карел-
энерго"
2004-
2006
12,2 млн.руб. 1,5 тыс.т.у.т.
за счет сниже-
ния потерь теп-
лоэнергии, уве-
личения надеж-
ности тепло-
снабжения, эко-
номии
4. Внедрение на
Петрозаводской
ТЭЦ регулируе-
мого электро-
привода
ОАО "Карел-
энерго"
2004-
2006
5,0 млн.руб. 1500 тыс.кВт.ч
повышение на-
дежности тепло-
и электроснаб-
жения
  Итого       296,2 млн.руб.
Развитие производства кускового торфа
5. Развитие произ-
водства куско-
вого торфа в
объеме 160
тыс.тонн
Министерст-
во экономи-
ческого
развития
Республики
Карелия,
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления,
Государ-
ственный
комитет
Республики
Карелия по
реформиро-
ванию жи-
лищно-ком-
мунального
хозяйства
2004-
2006
30 млн.руб.
бюджет Респуб-
лики Карелия:
2004 г. -
1,1 млн.руб.,
2005 г. -
2,0 млн.руб.,
2006 г. -
3,0 млн.руб.;
местный бюджет:
2005 г. -
0,1 млн.руб.,
2006 г. -
0,1 млн.руб.
внебюджетные
источники:
2005 г. -
11,7 млн.руб.,
2006 г. -
12 млн.руб.
30 тыс.т.у.т.
(ТЭО развития
торфозаготовок
в Пряжинском и
Олонецком рай-
онах разработа-
но ЗАО "Мелио-
проект")
  Итого     30,0 млн.руб. 30 тыс.т.у.т.
Применение электрической энергии для отопления отдельно стоящих жилых
и общественных зданий
6. Обеспечение по-
требителей теп-
ловой энергией
на цели отопле-
ния за счет
применения теп-
ловых аккумуля-
торов
Региональ-
ная энерге-
тическая
комиссия
Республики
Карелия,
Государ-
ственный
комитет
Республики
Карелия по
реформиро-
ванию жи-
лищно-ком-
мунального
хозяйства,
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
городов и
районов
республики
2004-
2006
100 млн.руб.
внебюджетные
источники:
2004 г. -
40,0 млн.руб.,
2005 г. -
30 млн.руб.,
2006 г. -
30 млн.руб.
3 тыс.т.у.т.
  Всего по разде-
лу 3.2
    426,2 млн.руб. 36,071
тыс.т.у.т.
1500 тыс.кВт

 

3.3. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
Источники тепловой энергии
1. Окончание
строительства
котельной мощ-
ностью 2,5 МВт,
п.Ряймеля Пит-
кярантского
района
ГУП РК МЭО,
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
Питкярант-
ского райо-
на
2004 1,5 млн.руб. -
бюджет
Республики
Карелия
0,81 тыс.т.у.т.
2. Реконструкция
муниципальной
котельной N 12
мощностью 3
МВт, г.Пудож
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Пудожа,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2004 16,4 млн.руб.,
в том числе:
10,4 млн.руб. -
бюджет
Республики
Карелия,
6,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,66 тыс.т.у.т.
3. Строительство
котельной мощ-
ностью 5 МВт,
п.Эссойла Пря-
жинского района
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
пгт.Пряжа,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2005 15 млн.руб.,
в том числе:
2004 г.
3,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
4,0 млн. рублей
- внебюджетные
источники;
2005 г.
5,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
3,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
1,6 тыс.т.у.т.
4. Строительство
совхозной ко-
тельной мощ-
ностью 4,6 МВт,
п.Видлица Оло-
нецкого района
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Олонца,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2005 16,5 млн.руб.,
в том числе:
2004 г.
1,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
4,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники,
2005 г.
4,5 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
1,0 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации,
3,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,66 тыс.т.у.т.
5. Реконструкция
совхозной ко-
тельной мощ-
ностью 8 МВт,
по ул.Володар-
ского, г.Олонец
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Олонца,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2006 24 млн.руб.,
в том числе:
2005 г.
5,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
2,0 млн.руб. -
федеральный
бюджет,
3,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
2006 г.
7,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
2,8 млн.руб. -
федеральный
бюджет,
4,2 млн.руб. -
внебюджетные
источники
1,991
тыс.т.у.т.
6. Реконструкция
поселковой ко-
тельной мощ-
ностью 2,4 МВт,
п.Кайпа Суоярв-
ского района
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Суоярви,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2006 8,5 млн.руб,
в том числе:
2005 г.
1,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия
2006 г.
3,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
0,8 млн.руб. -
местный бюджет,
1,7 млн.руб. -
федеральный
бюджет,
2,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,799
тыс.т.у.т.
7. Строительство
котельной мощ-
ностью 9 МВт,
п.Калевала
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
п.Калевала,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2006 29 млн.руб.,
в том числе:
2005 г.
6,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
2,0 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации,
2,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники,
2006 г.
6,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
3,8 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации.
2,2 млн.руб. -
местный бюджет,
7,0 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,207
тыс.т.у.т.
8. Окончание ре-
конструкции ко-
тельной мощно-
стью 6 МВт,
п.Хелюля,
г.Сортавала
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Сортава-
лы, УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2006 6,8 млн.руб.,
в том числе:
бюджет Респуб-
лики Карелия:
2005 г. -
3,1 млн.руб.,
2006 г. -
3,7 млн.руб.
1,799
тыс.т.у.т.
9. Реконструкция
котельной мощ-
ностью 4 МВт,
п.Кааламо
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Сортава-
лы, УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2006 14,0 млн.руб.,
в том числе:
2005 г.
3,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
2,0 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации,
1,0 млн.руб. -
местный бюджет,
2006 г.
4,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
1,8 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации,
1,4 млн.руб. -
местный бюджет,
0,8 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,52 тыс.т.у.т.
10. Строительство
котельной мощ-
ностью 1,6 МВт,
п.Кестеньга
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
Лоухского
района, УКС
при Гос-
строе Рес-
публики Ка-
релия
2006 6,4 млн.руб.,
в том числе
2006 г.:
4,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
1,3 млн.руб. -
бюджет Россий-
ской Федерации,
0,6 млн.руб. -
местный бюджет,
0,5 млн.руб. -
внебюджетные
источники
0,27 тыс.т.у.т.
  Итого     135,1 млн.руб. 9,316
тыс.т.у.т.
Тепловые сети
11. Реконструкция
тепловых сетей
с использова-
нием предизоли-
рованных труб,
69 км
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
городов
Медвежье-
горска, Бе-
ломорска,
Пудожа,
Кондопоги,
Лахденпо-
хьи, Сорта-
валы, по-
селков Муе-
зерский,
Калевалы,
Чупы, УКС
при Гос-
строе Рес-
публики Ка-
релия
2004-
2006
186 млн.руб.
86 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия
(2004 г. -
6 млн.руб.,
2005 г. -
30 млн.руб.,
2006 г. -
50 млн.руб.).
5 млн.руб. -
местный бюджет
95 млн.руб. -
внебюджетные
источники
(средства ОАО
"Кондопога")
сокращение теп-
ловых потерь в
тепловых сетях
- 85 тыс.Гкал
12. Проведение на-
ладочных работ
на тепловых се-
тях
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2004-
2006
0,6 млн.руб. -
собственные
средства
предприятий и
местные бюджеты
12 тыс.Гкал
  Итого     186,6 млн.руб. 97 тыс.Гкал
Сети электроснабжения
13. Строительство и
реконструкция
сетей электро-
снабжения 0,38
кВ в населенных
пунктах сель-
ской местности
протяженностью
13,5 км
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2006 2,3 млн.руб. -
местный бюджет,
3 млн.руб. -
бюджет Республи-
ки Карелия
55 тыс.кВт.ч
обеспечение на-
дежного элек-
троснабжения
потребителей
14. Реконструкция и
техническое пе-
ревооружение
ТП-10 (6,0)/0,4
кВ с заменой
устаревшего
оборудования
(12 ед.)
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2006 4 млн.руб. -
бюджет Республи-
ки Карелия,
8 млн.руб. -
внебюджетные
источники
48 тыс.кВт.ч
обеспечение на-
дежного элек-
троснабжения
потребителей
15. Реконструкция и
техническое пе-
ревооружение
ВЛ-10 кВ с за-
меной устарев-
шего оборудова-
ния
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2006 8,5 млн.руб. -
бюджет Республи-
ки Карелия,
16,9 млн.руб. -
внебюджетные
источники
25 тыс.кВт.ч
обеспечение на-
дежного элек-
троснабжения
потребителей
  Всего     42,7 млн.руб. 128 тыс.кВт.ч
Установка регуляторов температуры на системах отопления домов
16. Установка регу-
ляторов темпе-
ратуры на сис-
темах отопления
домов отечест-
венной застрой-
ки и объектах
г.Костомукши,
находящихся в
муниципальной
собственности,
в том числе по
годам:
- 19 комплектов
- 25 комплектов
- 16 комплектов
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Костомук-
ши













2004
2005
2006
1,5 млн.руб. -
средства мест-
ного бюджета,
амортизационные
средства
5,352 тыс.Гкал
Установка частотного регулирования электроприводов
17. Установка час-
тотного регули-
рования на обо-
рудовании ко-
тельных РЭБ и
центральной
г.Петрозаводска
ПМУП "Теп-
ловые сети"
2004-
2006
2,7 млн.руб. -
внебюджетные
источники,
ПМУП "Тепловые
сети"
800 тыс.кВт.ч
увеличение сро-
ка службы обо-
рудования ко-
тельных и теп-
ловых сетей
18. Установка час-
тотно-регули-
руемого привода
на шести водо-
насосных стан-
циях (ВНС-2,
ВНС-3, ВНС-5,
ВНС-6, ВНС-7,
ВНС-8)
МУП "Водо-
канал"
2004-
2005
5,6 млн.руб. -
собственные
средства
2041 тыс.кВт.ч
19. Установка час-
тотного регули-
рования на на-
сосных станциях
г.Петрозаводска
ПМУП "Теп-
ловые сети"
2004
2005
2006
2,7 млн.руб. -
внебюджетные
источники,
ПМУП "Тепловые
сети"
1310 тыс.кВт.ч
увеличение сро-
ка службы обо-
рудования ко-
тельных и теп-
ловых сетей
20. Установка час-
тотно-регули-
руемых приводов
на оборудовании
центральной ко-
тельной г.Сор-
тавалы
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Сортавалы
МУП "Тепло-
вые сети"
г.Сортавалы
2005 1,0 млн.руб. -
собственные
средства
предприятия
408 тыс.кВт.ч
21. Установка час-
тотно-регули-
руемых приводов
на насосных ус-
тановках стан-
ций 1 и 2
подъема г.Кон-
допоги
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Кондопо-
ги, Кондо-
пожское МП
ЖКХ
2004 2,25 млн.руб. -
местный бюджет,
собственные
средства
предприятия
1530 тыс.кВт.ч
  Итого     14,25 млн.руб. 6089 тыс.кВт.ч
Установка паровых турбогенераторов
22. Установка 2-х
паровых турбо-
генераторов по
500 кВт в цент-
ральной котель-
ной г.Сортавалы
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Сортава-
лы, МУП
"Тепловые
сети"
г.Сортавалы
2006 1,6 млн.руб. -
собственные
средства
предприятий,
бюджет Респуб-
лики Карелия
(0,2 млн.руб.) и
местный бюджет
1632 тыс.кВт.ч
Газификация
23. Перевод котель-
ных ПУМ "Петро-
заводские теп-
ловые сети" на
сжигание при-
родного газа:
- котельная
птицефабрики,
- котельная
п.Сайнаволок,
- котельная
РЭБ,
- центральная
котельная
ПМУП "Теп-
ловые сети"






2004

2005

2005

2006
37 млн.руб. -
внебюджетные
источники,
ПМУП "Тепловые
сети", местный
бюджет
110,5
тыс.т.у.т.
снижение себе-
стоимости выра-
ботки тепловой
энергии
24. Перевод котель-
ной п.Мелиора-
тивный на сжи-
гание природно-
го газа
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
Прионежско-
го района,
УКС при
Госстрое
Республики
Карелия
2004-
2006
10 млн.руб,
9,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
в том числе:
2004 г. -
0,8 млн.руб.,
2005 г. -
4,0 млн.руб.,
2006 г. -
1,8 млн.руб.;
местный бюджет
1,724
тыс.т.у.т.
снижение себе-
стоимости выра-
ботки тепловой
энергии
25. Реконструкция
сетей газоснаб-
жения микро-
района "Ключе-
вая" в г.Петро-
заводске с пе-
реводом жилищ-
ного фонда на
использование
природного газа
администра-
ция местно-
го самоуп-
равления
г.Петроза-
водска, УКС
при Гос-
строе Рес-
публики Ка-
релия
2004-
2006
12 млн.руб.,
в том числе:
6 млн.руб. -
местный бюджет,
6,0 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
в том числе:
2004 г. -
2,0 млн.руб.,
2005 г. -
2,0 млн.руб.,
2006 г. -
2,0 млн.руб.
1,5 млн.руб.
обеспечение на-
дежности газо-
снабжения насе-
ления
  Итого     56,6 млн.руб. 112,2
тыс.т.у.т.
  Всего по разде-
лу 3.3
    438,35 млн.руб. 121,5
тыс.т.у.т.
102,35 тыс.Гкал
7849 тыс.кВт.ч

 

3.4. Энергоснабжение на транспорте

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
1. Окончание работ
по переводу на
электротягу по-
движного соста-
ва железной до-
роги в пределах
Петрозаводского
отделения
Октябрьской
железной дороги
ОАО "РЖД"
филиал
"Октябрь-
ская желез-
ная дорога"
2004-
2006
1058 млн.руб.
ОАО "РЖД" филиал
"Октябрьская
железная дорога"
60000 т.у.т.
  Всего по разде-
лу 3.4
    1058 млн.руб. 60000 т.у.т.

 

3.5. Энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
1. Поэтапная заме-
на устаревших
котлов и обору-
дования в ко-
тельных на сов-
ременное обору-
дование
Министерст-
во труда и
социального
развития
Республики
Карелия,
Министерст-
во здраво-
охранения
Республики
Карелия
2005-
2006
1,5 млн.руб. -
бюджет Республи-
ки Карелия,
в том числе:
0,75 млн.руб. -
на объекты Ми-
нистерства труда
и социального
развития Респуб-
лики Карелия,
0,75 млн.руб. -
на объекты Ми-
нистерства здра-
воохранения Рес-
публики Карелия
обеспечение
стабильного
теплоснабжения
объектов со-
циального зна-
чения
  Всего по разде-
лу 3.5
    1,5 млн.руб. 0,2 тыс.т.у.т.

 

3.6. Контроль за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов

 

N
п/п
Наименование
мероприятий
Исполнитель Срок
выпол-
нения
(годы)
Средства, необ-
ходимые для реа-
лизации меро-
приятий, источ-
ники финансиро-
вания
Ожидаемая эко-
номия (в расче-
те на год)
1 2 3 4 5 6
Внедрение приборов учета
1. Установка при-
боров учета
расхода тепло-
вой энергии
Министерст-
во здраво-
охранения
Республики
Карелия,
Министерст-
во культуры
Республики
Карелия,
Министерст-
во труда и
социального
развития
Республики
Карелия
2004-
2006
1,4 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия,
в том числе:
0,47 млн.руб. -
Министерство
здравоохранения
Республики
Карелия,
0,45 млн.руб. -
Министерство
культуры
Республики
Карелия,
0,48 млн.руб. -
Министерство
труда и социаль-
ного развития
Республики
Карелия
 
2. Установка при-
боров учета
расхода холод-
ной и горячей
воды
-"- 2005-
2006
0,2 млн.руб. -
бюджет Респуб-
лики Карелия
 
3. Установка при-
боров учета
энергоресурсов
(АСКУЭ)
ОАО "Карел-
энерго"
2004-
2006
4,0 млн.руб. сокращение ком-
мерческих по-
терь
4. Установка при-
боров учета
тепловой энер-
гии на источни-
ках тепловой
энергии, в том
числе по годам:
- 13 ед.
- 15 ед.
- 12 ед.
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний







2004
2005
2006







0,65 млн.руб.
0,75 млн.руб.
0,6 млн.руб.
(местный бюджет,
собственные
средства
предприятий)
 
5. Установка при-
боров учета
тепловой энер-
гии на вводах в
жилых зданиях
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2004-
2006
3 млн.руб. -
местные бюджеты,
собственные
средства
предприятий
 
6. Установка узлов
учета энергоре-
сурсов (тепло-
вой энергии и
холодной воды)
администра-
ции местно-
го самоуп-
равления
муниципаль-
ных образо-
ваний
2004 0,15 млн.руб. -
за счет
амортизационных
средств
 
  Всего по разде-
лу 3.6
    10,75 млн.руб.  
Энергетические обследования
1. Обязательное
энергетическое
обследование 10
предприятий ЖКХ
УГЭН 2004-
2006
0,85 млн.руб. -
средства
предприятий
выявление не-
нормированных
потерь энерго-
ресурсов и раз-
работки меро-
приятий по их
устранению
2. Энергетические
обследования
бюджетной сферы
(10 предприя-
тий)
УГЭН 2004-
2006
средства УГЭН выявление не-
нормированных
потерь энерго-
ресурсов и раз-
работки меро-
приятий по их
устранению
3. Обязательные
энергетические
обследования 21
промышленного
предприятия
УГЭН 2004-
2006
2 млн.руб. -
средства
предприятий
выявление не-
нормированных
потерь энерго-
ресурсов и раз-
работки меро-
приятий по их
устранению
4. Обязательное
энергетическое
обследование
2-х предприятий
УГЭН 2004-
2005
0,17 млн.руб. -
средства
предприятий,
МПС ФГУП
"Октябрьская
железная дорога"
выявление и
устранение не-
нормированных
потерь энерго-
ресурсов

 

Примечания: 1. Объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия подлежат ежегодному уточнению исходя из возможности бюджета.

2. Перечень объектов, финансируемых из бюджета Республики Карелия, подлежит ежегодному уточнению исходя из ежегодно формируемой инвестиционной программы Республики Карелия.

4. Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива

 

В республике имеются возможности для развития ветроэнергетики, общий технический потенциал оценивается достаточно высоко. К наиболее благоприятным районам его использования относятся широкая полоса побережья Белого моря, побережье и мелководные акватории крупных озер республики, возвышенные места континентальной части Карелии, отличающиеся особыми ветровыми режимами, где среднегодовой показатель скорости ветра составляет 5,3-6,5 м/сек.

Для получения энергии в республике успешно используется сульфатный щелок, представляющий горючие отходы целлюлозного производства. Сульфатный щелок занимает 3,3% общего топливопотребления республики.

Возможности использования на территории республики отходов животноводства и солнечной энергии невелики. В целом нетрадиционные источники энергии в период до 2006 года не окажут существенного влияния на энергообеспечение республики и снижение ее зависимости от поступления энергоресурсов извне. Более существенную роль в энергообеспечении республики играют вторичные энергоресурсы и прежде всего отходы лесопромышленного, целлюлозно-бумажного и металлургического производства.

Реальный общий объем древесных отходов лесозаготовительных предприятий республики оценивается в 4,5 млн.м3 в год, в том числе технически пригодный для энергетических целей (в основном пни и сучья) - 2,1 млн.м3.

В настоящее время имеющийся потенциал использования местных видов топлива (древесных отходов и торфа) в республике используется не в полной мере. Использование биотоплива в Республике Карелия представлено программой "Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном биотопливе на территории Республики Карелия", утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 26 ноября 1998 года N 814. Реализация программы рассчитана до 2005 года и предусматривает строительство и реконструкцию 47 котельных с переводом их работы на сжигание биотоплива. Экономический эффект за счет разницы в цене топлива при реализации программы в полном объеме составит 33674 тыс. рублей в год.

5. Инвестиционные мероприятия (первоочередные инвестиционные проекты)

 

Перечень и основные показатели первоочередных энергосберегающих инвестиционных проектов приведены в разделе 3 "Инвестиционные мероприятия".

Представленные инвестиционные проекты имеют четко выраженную энергосберегающую направленность. Они предусматривают энергоэффективные, экологически безопасные технологии и оборудование с последующим их внедрением. Срок окупаемости проектов, как правило, не превышает 5 лет.

6. Источники и механизмы финансирования Программы

 

Сложившаяся в настоящее время в стране и в республике экономическая обстановка, к сожалению, не имеет предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов в развитии энергосберегающего направления. Поэтому успешная реализация Программы предполагает финансовую поддержку со стороны Правительства Республики Карелия. Предполагается также использовать средства федерального бюджета путем участия энергосберегающих проектов в реально действующих федеральных программах, однако объем их невелик и составляет от 5 до 9 процентов общей стоимости проекта.

Программа также предусматривает привлечение внебюджетных средств под гарантии финансово устойчивых предприятий республики. Внебюджетные средства, вовлекаемые в данную Программу, представлены:

- собственными средствами предприятий (средства на капитальный ремонт, реконструкцию и т.д.);

- средствами предприятий и организаций, предоставляющих услуги энергосервиса, в первую очередь услуги по установке и обслуживанию узлов учета потребления тепла и воды;

- средства льготных займов, предоставляемых различными фондами и финансовыми организациями как зарубежными, так и российскими.

7. Информатизационное обеспечение Программы энергосбережения. Подготовка кадров. Реклама и пропаганда

 

Одной из основных задач информационного обеспечения настоящей Программы является оперативное получение объективных данных о ходе выполнения энергосберегающих мероприятий, а также сбор и обобщение информации о научно-технических достижениях в решении проблем энергосбережения как в России, так и за ее пределами. Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:

- обсуждения федеральных, республиканских и местных программ в области энергосбережения;

- координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

- организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;

- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

- пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов с привлечением средств массовой информации;

- периодического издания материалов по распространению передового опыта в области энергосбережения.

В целях отработки перспективных технологий и оборудования, экономических механизмов по стимулированию энергосбережения в Республике Карелия будет создана демонстрационная зона высокой энергетической эффективности в составе 8-10 демонстрационных проектов.

Намечается разработать информационную базу данных, позволяющую накапливать, систематизировать сведения по широкому кругу вопросов, в том числе и вопросов, связанных с реализацией данной программы. Такая база в значительной мере упростит работу широкому кругу пользователей, непосредственно занимающихся разработкой, производством, поставками, внедрением и эксплуатацией энергоемких технологий и оборудования в производственной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Решению задач информационной поддержки Программы способствует работа Карельской ассоциации "Центр энергетической эффективности" (далее - КЦЭЭ), деятельность которого направлена на оказание практической помощи местным потребителям энергоресурсов в повышении эффективности их использования, в том числе и за счет привлечения иностранных заимствований. Центр также является одним из организаторов различных конференций и семинаров по обмену передовым опытом в области энергосбережения, обучения специалистов по энергосбережению.

Государственный университет г.Петрозаводска приступил к подготовке специалистов по специальности "промышленная теплотехника", которая предусматривает изучение основ эффективного использования энергоресурсов, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, что, безусловно, способствует появлению на рынке труда специалистов, способных заниматься проблемами энергосбережения.

Планируется разработка для школ, средних специальных учебных заведений и вузов Республики Карелия учебных программ по теме "Энергосбережение".

 

Перечень
мероприятий, способствующих информационному обеспечению производителей и потребителей энергоресурсов на территории Республики Карелия

 

N
п/п
Наименование работ Сроки
выполнения
(годы)
Исполнители
1 2 3 4
1. Организация выпуска в рес-
публике бюллетеня "Энерго-
сбережение"
2004 УГЭН
2. Создание и ведение баз
данных:
- по системам и приборам
учета расходования энерго-
ресурсов;
- по эффективным проектам
энергосбережения;
- по результатам реализации
данной Программы
2004-2005 Региональная энерге-
тическая комиссия Рес-
публики Карелия, Госу-
дарственный комитет
Республики Карелия по
реформированию жилищно-
коммунального хозяйства,
КЦЭЭ
3. Проведение специализирован-
ной выставки "Энергетика
Карелии"
ежегодно УГЭН, Региональная энер-
гетическая комиссия
Республики Карелия,
Государственный комитет
Республики Карелия по
реформированию жилищно-
коммунального хозяйства,
ООО "Промышленный вест-
ник"
4. Участие во Всероссийской
специализированной выставке
"Энергосбережение в регио-
нах России"
ежегодно Министерство экономи-
ческого развития Респуб-
лики Карелия, предприя-
тия Республики Карелия
5. Проведение семинаров по
энергосбережению
ежегодно УГЭН, КЦЭЭ
6. Разработка для школ,
средних специальных учебных
заведений и вузов Республи-
ки Карелия учебных программ
по курсу "Энергосбережение"
2004-2006 ПетрГУ
7. Выпуск буклетов, организа-
ция различных конкурсов по
энергосбережению среди де-
тей дошкольного и школьного
возраста
2004-2006 КЦЭЭ
8. Выпуск буклетов, брошюр,
плакатов, листовок по
энергосбережению для насе-
ления
2004-2006 КЦЭЭ
9. Выступления на радио, теле-
видении и в печати по
вопросам энергосбережения и
энергоэффективности
2004-2006 Региональная энергетиче-
ская комиссия Республики
Карелия, Государственный
комитет Республики Каре-
лия по реформированию
жилищно-коммунального
хозяйства, УГЭН, ПетрГУ

 

8. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы

 

Сберегающие мероприятия у производителей энергоресурсов, проводимые за счет их собственных средств, обеспечивают некоторое снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии. Так, по системе ОАО "Карелэнерго" в период до 2006 года снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии составит в пределах 0,1% (оценка). Незначительность снижения себестоимости производства энергии в ОАО "Карелэнерго" объясняется действием удорожающих факторов, в частности, включением и структуру себестоимости затрат на обязательные энергетические обследования, ростом стоимости топлива и так далее.

Соответственно в краткосрочной перспективе энергосбережение у производителя не повлияет существенно на уровень тарифов. Тенденция к снижению себестоимости тарифов (примерно на 5-7%) проявится только за временным горизонтом данной Программы.

Раздел Программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" является по существу подпрограммой энергосбережения у потребителя энергоресурсов. Потенциал экономии энергетических ресурсов здесь оценивается, примерно, в 30 процентов. Проведение энергосберегающих мероприятий в области теплоснабжения населения, бюджетных организаций и муниципальных предприятий позволяет значительно снизить величину бюджетных дотаций и высвободить средства для осуществления социальных программ. Уменьшение спроса со стороны данного сектора хозяйства позволит "перебросить", предложить дополнительные объемы энергии выходящему из кризисного состояния промышленному сектору республики. В итоге, в условиях нормальной общехозяйственной ситуации ресурсоснабжающие предприятия республики смогут сохранить или даже нарастить объемы реализации своей продукции.

Экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме 276,92 тыс.т.у.т. эквивалентна 722,8 млн. рублей при текущей цене тонны условного топлива 2610 руб./т.у.т. Соответственно, бюджетные и иные затраты окупаются по расчетам ориентировочно за 2-5 лет.

9. Управление энергосбережением в Республике Карелия

 

Энергосберегающая политика в Республике Карелия и управление энергосбережением на ее территории осуществляется на основе реализации федеральных, республиканских и муниципальных программ в области энергосбережения за счет:

- финансовой поддержки энергосбережения за счет бюджетных и внебюджетных средств республики;

- организации учета и контроля расхода энергоресурсов;

- проведения энергетических обследований организаций;

- проведения энергетической экспертизы проектной документации;

- реализации экономических, информационных, образовательных и иных направлений деятельности на территории Республики Карелия в области энергосбережения.

Управление энергосбережением на территории республики в пределах предоставленных им полномочий осуществляют:

- Законодательное Собрание Республики Карелия, которое формирует законодательную базу республики в соответствии с федеральным законодательством, утверждает и вводит в действие республиканские программы энергосбережения, принимает участие в организации международного и межрегионального сотрудничества в области энергосбережения и его информационном обеспечении;

- Правительство Республики Карелия (уполномоченный им республиканский орган государственного управления энергосбережением), который организует разработку и реализацию республиканских программ энергосбережения в соответствии с действующим законодательством;

- органы местного самоуправления, которые обеспечивают разработку, утверждение и реализацию местных (городских, районных) программ энергосбережения;

- федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону", в основные функции которого входит осуществление надзора и контроля за рациональным использованием энергоресурсов, проведение энергетических обследований энергопредприятий и, кроме того, территориальный орган госэнергонадзора участвует в разработке и контроле за выполнением республиканских и местных программ энергосбережения;

- Республиканский сертификационный центр Госстандарта России, осуществляющий сертификацию оборудования на территории республики.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС "Об утверждении Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2004 г., N 5