2. В соответствии с Законом Республики Карелия "О республиканских целевых программах" от 1 апреля 1996 года N 111-ЗРК (Собрание законодательства Республики Карелия, 1996, N 6, ст.773) одобрить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы" (далее - Программа) и представить ее на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия вместе с проектом республиканского бюджета на 2000 год.
3. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре, спорту и туризму.
4. Министерству финансов Республики Карелия при формировании республиканского бюджета на 2000-2002 годы предусматривать необходимые средства на реализацию данной Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия разработать и принять районные и городские программы развития туризма на соответствующий период.
Председатель Правительства |
С.Л.Катанандов |
План
мероприятий по развитию туризма в Республике Карелия на 1999 год
(утв. постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 16 марта 1999 г. N 144)
/-----------------------------------------------------------------------\
|N п/п| Наименование мероприятия | Сроки |Ответственные|
| | |исполнения | исполнители |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1. Нормативно-правовая область |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Доработка Республиканской целевой| март | ГКФСТ РК |
| |программы "Развитие туризма в| | |
| |Республике Карелия на 2000-2002 годы" | | |
| | | | |
|1.2. |Подготовка поправок в Закон Республики|I полугодие| ГКФСТ РК |
| |Карелия "О туризме" | | |
| | | | |
|1.3. |Подготовка предложений в Правительство|I полугодие| ГКФСТ РК |
| |Республики Карелия по развитию в| |Минэкономики |
| |республике производства туристического| | РК |
| |оборудования и сувениров | | |
| | | | |
|1.4. |Разработка предложений по развитию|I полугодие| ГКФСТ РК |
| |транспортного обеспечения туризма в| |Минэкономики |
| |республике | | РК |
| | | | |
|1.5. |Подготовка предложений по проходу|I полугодие| ГКФСТ РК |
| |иностранных маломерных и спортивных| |Минэкономики |
| |судов по внутренним водным путям| | РК |
| |России, включая ББК | | |
| | | | |
|1.6. |Подготовка предложений по увеличению|I полугодие|МВС РК ГКФСТ |
| |пропуска туристов через ТПП "Суоперя" | | РК |
| | | | |
|1.7. |Разработка программ развития туризма в| в течение | ГКФСТ РК |
| |Беломорском, Медвежьегорском и| года | Органы |
| |Пряжинском районах, на о.Валаам | | местного |
| | | |самоуправле- |
| | | | ния |
| | | | |
|1.8. |Разработка системных мер по обеспечению| в течение | ГКФСТ РК |
| |безопасности в сфере туризма | года |Госкомитет по|
| | | | делам ГО ЧС |
| | | | РК МВД РК |
| | | | Минздрав РК |
| | | | |
|1.9. |Заключение соглашений о сотрудничестве| в течение | ГКФСТ РК |
| |в области туризма с субъектами| года | |
| |Российской Федерации и международными| | |
| |организациями | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 2. Регулирование туристической деятельности и управление развитием |
| туризма |
|-----------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Сертификация туристических услуг и| в течение | Карельский |
| |услуг гостиниц | года | центр |
| | | |стандартиза- |
| | | | ции, |
| | | |метрологии и |
| | | |сертификации |
| | | | ГКФСТ РК |
| | | | |
|2.2. |Лицензирование туристической| в течение | ГКФСТ РК |
| |деятельности | года | |
| | | | |
|2.3. |Подготовка предложений по образованию| I квартал | ГКФСТ РК |
| |природного парка "Валаамский архипелаг"| |Госкомлес РК |
| |и разработка "Правил посещения| |Госкомприроды|
| |Валаамского архипелага" | | РК, |
| | | | Минкультуры |
| | | | РК |
| | | | |
|2.4. |Подготовка предложений по регулированию| I квартал | Минкультуры |
| |туристической деятельности в| | РК ГКФСТ РК |
| |музее-заповеднике "Кижи" | | |
| | | | |
|2.5. |Распределение квот на посещение| апрель | ГКФСТ РК |
| |туристами островов Кижи и Валаам | | |
| | | | |
|2.6. |Подготовка туристического раздела| апрель | ГКФСТ РК |
| |выставки "Карелия-99", проводимой в| | Совет |
| |рамках Дней Республики Карелия в| |руководителей|
| |г.Москве | | турфирм |
| | | | |
|2.7. |Участие в организации и проведении| по | Минкультуры |
| |фольклорных фестивалей и праздников,|отдельному | РК ГКФСТ РК |
| |посвященных 150-летию полного издания| плану | |
| |карело-финского эпоса "Калевала" | | |
| | | | |
|2.8. |Подготовка и проведение парусной регаты| по | ГКФСТ РК |
| |"Онего-99" и международного фестиваля|отдельному |Морской центр|
| |"Голубое Онего-99" | плану | |
| | | | |
|2.9. |Организация и проведение туристических| по | ГКФСТ РК |
| |лагерей и соревнований по детскому и|отдельному |Минобразова- |
| |юношескому туризму | плану | ния и по |
| | | | делам |
| | | | молодежи РК |
| | | | Центр |
| | | | детского и |
| | | | юношеского |
| | | | туризма |
| | | | |
|2.10.|Организация и проведение рабочих| апрель, | ГКФСТ РК |
| |совещаний с руководителями турфирм| ноябрь | Совет |
| |республики | |руководителей|
| | | | турфирм |
| | | | |
|2.11.|Осуществление международного| в течение | МВС РК |
| |сотрудничества в области туризма в| года | ГКФСТ РК |
| |рамках программ "ТАСИС" и "Интеррег" | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 3. Содействие развитию материальной базы туризма |
|-----------------------------------------------------------------------|
|3.1. |Подготовка инвестиционных предложений| I квартал | Госстрой РК |
| |по строительству гостиницы| | ГКФСТ РК |
| |международного класса на 400 мест в| | |
| |г.Петрозаводске | | |
| | | | |
|3.2. |Подготовка и защита в ГКФТ РФ бюджетных| май, | ГКФСТ РК, |
| |заявок на ассигнования из федерального| сентябрь |Минэкономики |
| |бюджета для финансирования федеральных| | РК |
| |целевых программ "Развитие туризма в| | |
| |Российской Федерации" и "Развитие| | |
| |курортов федерального значения на 2000| | |
| |год" | | |
| | | | |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названной федеральной целевой программы следует читать как "Развитие курортов федерального значения"
|3.3. |Подготовка и реализация антикризисных| в течение | ГКФСТ РК |
| |мероприятий по туркомплексу| года |Мингоссобст- |
| |"Киви-Койву" | | венности РК |
| | | | |
|3.4. |Создание информационного банка| в течение | ГКФСТ РК |
| |инвестиционных проектов в области| года | |
| |туризма года | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 4. Рекламно-информационное обеспечение |
|-----------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Участие Республики Карелия единым| по | ГКФСТ РК |
| |стендом на международных туристских|отдельному | Совет |
| |ярмарках и выставках | плану |руководителей|
| | | | турфирм |
| | | | |
|4.2. |Подготовка и издание туристической| I квартал | ГКФСТ РК |
| |карты "Карелия для путешественников" | | |
| | | | |
|4.3. |Подготовка и издание туристического|I полугодие| ГКФСТ РК |
| |путеводителя по Вепсской национальной| | |
| |волости | | |
| | | | |
|4.4. |Подготовка и издание туристического|III квартал| ГКФСТ РК |
| |путеводителя по Республике Карелия | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 5. Кадровое обеспечение |
|-----------------------------------------------------------------------|
| |Содействие дальнейшему становлению| в течение | ГКФСТ РК |
| |единой системы непрерывного образования| года |Минобразова- |
| |в сфере туризма | | ния и по |
| | | | делам |
| | | |молодежи РК, |
| | | | учебные |
| | | | заведения |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 6. Научное обеспечение |
|-----------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Содействие в разработке программ| в течение |ГКФСТ РК КНЦ |
| |развития туризма на самоуправляющих| года | РАН |
| |территориях | | |
| | | | |
|6.2. |Разработка программы развития|IV квартал |ГКФСТ РК КНЦ |
| |экологического туризма в Республике| | РАН |
| |Карелия | | |
| | | | |
|6.3. |Подготовка и проведение| по |ГКФСТ РК КНЦ |
| |научно-практических конференций по|отдельному | РАН |
| |ключевым проблемам развития туризма | плану | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Республиканская целевая программа
"Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы"
(одобрена постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 16 марта 1999 г. N 144)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия"
Наименование - Республиканская целевая программа "Развитие
Программы туризма в Республике Карелия"
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от 22
разработки Программы декабря 1995 года N 1284 "О реорганизации и
развитии туризма в Российской Федерации",
постановление Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 1996 года N 177 "О Федеральной
целевой программе "Развитие туризма в Российской
Федерации"
Государственный - Государственный комитет Республики Карелия по
заказчик, директор и физической культуре, спорту и туризму
разработчик Программы
Цели и задачи - создание в Республике Карелия современного
Программы туристического комплекса, обеспечивающего
широкие возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных граждан в
разнообразных туристических услугах
Основные задачи Программы:
совершенствование нормативно-правовой базы
развития туризма в республике и системы
государственного регулирования туристической
деятельности
упорядочение отношений собственности в сфере
туризма с учетом особенностей характера
туристической деятельности
формирование в республике современного
туристического рынка на основе развития
конкуренции, углубления специализации и
кооперации в работе туристических предприятий
защита карельского туристического рынка путем
предоставления налоговых льгот, государственных
гарантий и иных мер государственной поддержки
создание условий для развития внутреннего и
въездного туризма
обеспечение развития в Республике Карелия
социального и самодеятельного туризма
поддержка и развитие предпринимательства в сфере
туризма, в частности, малого предпринимательства
стимулирование развития материальной базы
туризма (средств размещения и инфраструктуры)
путем привлечения отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции и нового
строительства туристических объектов
создание условий для возрождения и развития
традиционных центров туризма в Республике
Карелия, освоения новых туристических районов с
богатым природным и историко-культурным
потенциалом
интеграция Республики Карелия в систему
российского туристического рынка и развитие
международного сотрудничества в области туризма
реализация в Республике Карелия концепции
устойчивого развития туризма как экологически
безопасной формы использования природных и
культурных ресурсов
разработка и внедрение на карельском
туристическом рынке прогрессивных технологий
туристического обслуживания
совершенствование системы информационного
обеспечения в области туризма
осуществление базовых научных исследований в
области туризма с участием научных учреждений
Республики Карелия
создание в республике современной системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров в сфере туризма
проведение активной рекламной деятельности,
направленной на формирование образа Республики
Карелия как региона, благоприятного для развития
туризма
Сроки реализации - 2000-2002 годы
Программы
(подпрограмм и
конкретных проектов
по туризму)
Перечень основных - система программных мероприятий охватывает
мероприятий следующие направления
нормативно-правовая область
регулирование туристической деятельности и
управление развитием туризма в республике
содействие развитию материальной базы туризма
рекламно-информационное обеспечение продвижения
карельского турпродукта на внутреннем и внешнем
рынках
кадровое обеспечение
научное обеспечение
благоустройство территорий объектов показа
Исполнители основных - Госкомспорттуризм РК совместно с
мероприятий заинтересованными министерствами, ведомствами
республики, органами местного самоуправления,
научные и другие организации по профилю
предусматриваемых мероприятий
Объемы и источники - общий объем финансовых средств республиканского
финансирования (в бюджета, необходимых для реализации Программы,
ценах 1998 года) составляет 8,60 млн. рублей, в т.ч. в 2000 году
- 3,61 млн. рублей
Финансирование инвестиционных проектов развития
инфраструктуры туризма предполагается
осуществлять преимущественно за счет привлечения
внебюджетных источников. Общая сумма - около 400
млн. рублей
Ожидаемые конечные - формирование современного туристического
результаты реализации комплекса в Республике Карелия, увеличение
Программы доходов республиканского и местных бюджетов, в
том числе валютных поступлений, стимулирование
развития таких секторов экономики, как
строительство, транспорт, связь, торговля,
производство товаров народного потребления и
др., создание новых рабочих мест в сфере туризма
и сопряженных отраслях, привлечение иностранных
инвестиций в экономику Республики Карелия,
сохранение и возрождение объектов культурного и
природного наследия, удовлетворение потребностей
населения республики в активном и полноценном
отдыхе, укрепление здоровья жителей Республики
Карелия, приобщение их к культурным и духовным
ценностям, воспитание подрастающего поколения
Период, основание и - корректировка Программы производится
порядок корректировки государственным заказчиком ежегодно после
Программы разработки прогноза социально-экономического
развития Республики Карелия и утверждения
республиканского бюджета на очередной год, а
также после внесения изменений и дополнений в
отраслевые, городские и районные целевые
Программы. Одновременно с корректировкой
Программы государственным заказчиком
разрабатываются мероприятия и первоочередные
меры по реализации целевой Программы на
очередной год по форме, утвержденной
Министерством экономики Республики Карелия
Организация контроля - информация и доклады о ходе выполнения Программы
за исполнением и об использовании бюджетных средств
Программы представляются в установленном порядке
1. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической основы для формирования современного туристического комплекса в Республике Карелия, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 177, и международных правовых актов в области туризма.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и небюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из республиканского бюджета в пределах ежегодных ассигнований.
Программа подготовлена с участием республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и туристических организаций Республики Карелия.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. По прогнозам зарубежных ученых и специалистов к 2000 году туризм в экспорте выйдет на первое место, обойдя экспорт нефтепродуктов и автомобилей. Высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2010 году - количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
В странах европейского Союза туризм также является одной из важнейших отраслей экономики и обеспечивает работой свыше 9 миллионов человек, или 6 процентов рабочей силы. Доля туризма в валовом продукте составляет 5,5 процента.
Не являются исключением и северные страны, в частности, Финляндия. Валовой оборот туриндустрии в этой стране составляет ежегодно около 21 млрд. марок, из которых до 70 процентов приходится на ресторанно-гостиничный сектор, экспорт туристических услуг приносит около 7 млрд. марок. К этому можно добавить 3 млрд. марок от продажи билетов на поездки в другие страны. Туризм обеспечивает работой 74000 человек.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития туризма являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Такая поддержка турфирмам варьируется от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Однако в отдельных регионах страны туризм развивается довольно высокими темпами. К их числу следует отнести прежде всего г.Москву и г.Санкт-Петербург, а также Краснодарский край, район Байкала, Приморский край. Одним из таких туристических центров может и должна стать Республика Карелия.
Среди туристов бывшего Советского Союза Республика Карелия заслуженно пользовалась широкой популярностью, на ее турбазах, многочисленных базах отдыха, теплоходах, природных маршрутах проводили свои отпуска и каникулы до миллиона человек ежегодно.
Туристский потенциал Карелии исключительно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество (около 4 тысяч единиц) памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными, а некоторые включены (или заслуживают включения) в список Всемирного наследия; красота и многообразие природных ландшафтов и памятников природы; сравнительно благоприятная экологическая среда; выгодное геополитическое положение. Последнее объясняется относительной близостью республики к крупнейшим центрам страны (г.Москва, г.Санкт-Петербург), легкой транспортной доступностью, а также протяженной (около 700 км) границей с Финляндией и выходом через нее в другие страны Европейского Союза. В последние годы роль Республики Карелия как туристического региона значительно возросла в связи с потерей Российской Федерацией многих курортных областей Прибалтики и Причерноморья. Это увеличивает перспективы для развития в республике внутреннего и въездного туризма.
Сдерживающими факторами дальнейшего наращивания туристического потока в Республику Карелия являются общая нестабильность экономического и политического положения в стране, а также слабое развитие туристической инфраструктуры: гостиничного и дорожного хозяйства, транспорта и связи, бытовых услуг и системы информации.
Важнейшие объекты инфраструктуры туризма, требующие значительных объемов финансовых средств, непосильных в настоящее время для бюджета республики, включены в раздел 11. Вопросы их финансирования должны решаться отдельно в каждом случае путем поиска инвесторов и предоставления им государственных гарантий и льгот.
За рамки Программы вышли объекты гостиничного комплекса - наиболее слабого звена в инфраструктуре карельского туризма. Исключение составили лишь три гостиницы, включенные в федеральную программу развития туризма. Положение с гостиницами в районах республики примерно одинаковое: оно определяется несоответствием уровня предоставляемых гостиничных услуг сложившимся международным стандартам. Администрации самоуправляющихся территорий в своих планах развития туризма должны уделять вопросам гостиничного хозяйства первоочередное внимание.
Настоящей Программой определена система организационных, технических и научных мероприятий, реализация которых позволит не только стабилизировать карельский туризм на достигнутом уровне, но создаст стимулы и предпосылки для его дальнейшего развития.
3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Главная цель Программы - создание в Республике Карелия современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в экономику республики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Республики Карелия.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
создание в республике современного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития в Республике Карелия социального и самодеятельного туризма;
упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма в Республике Карелия, освоение новых туристических районов с богатым природным и историко-культурным потенциалом;
интеграция Республики Карелия в систему российского туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в Республике Карелия концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
содействие в разработке и внедрении на карельском туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма, проведение активной рекламной деятельности;
создание в республике современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
осуществление комплекса научных исследований в области туризма с участием научных учреждений Республики Карелия.
Программа рассчитана на 2000-2002 годы.
4. Основные направления туристских потоков
К настоящему времени достаточно четко сложились пять основных направлений туристских потоков в Республику Карелия:
1. Санкт-Петербург - Ладога - Онего - Петрозаводск. По этому направлению в республику попадает не менее половины контингента как российских, так и иностранных туристов. Это исключительно теплоходные круизные туры. Их преимущество в том, что они не связаны с необходимостью наличия на берегу гостинично-ресторанного комплекса.
Это направление подразделяется на две ветви: зону Ладожского бассейна (Валаам - Сортавала) и зону Онежского бассейна (Кижи - Петрозаводск).
Основные лимитирующие факторы - недостаточность рекламного обеспечения и низкое качество либо отсутствие причалов.
2. Вяртсиля - Сортавала - Олонец - Петрозаводск. Это туристское направление осуществляется по линии Голубой дороги, связывающей Норвегию, Швецию, Финляндию и Карелию, по которому в республику прибывает около 20% туристов - преимущественно жителей названных стран.
Основной недостаток - слабая развитость придорожной инфраструктуры (кемпинги, кафе-бары) и низкий технический уровень путепроводов в местах пересечения с железной дорогой.
3. Люття - Костомукша. Как и в предыдущем случае, туристский контингент составляют исключительно иностранные туристы, преимущественно из средней Финляндии и северной Швеции. Их доля в туристском потоке составляет около 15%.
В г.Костомукше этот поток распределяется по трем направлениям - на Калевалу и далее на Пяозерский; на Кемь с выходом на Соловецкие острова; на Петрозаводск (преимущественно по железной дороге).
Необходимы развитие придорожной инфраструктуры и реконструкция дорог.
4. Суоперя - Пяозерский - НП "Паанаярви". Основной контингент составляют туристы из северной Финляндии и северной финской и шведской Приботнии. На их долю приходится 3-5% туристского потока в Республику Карелия, но в перспективе эта доля может значительно вырасти. Основной лимитирующий фактор - низкая пропускная способность ТПП Суоперя-Кортесалми.
5. Меридианальное направление по линии железной и автомобильной дорог, связывающих г.Санкт-Петербург с г.Мурманском. По этому направлению в Республику Карелия прибывает (как с юга, так и с севера) до 10% туристов, преимущественно российских.
Необходимо развитие придорожной инфраструктуры.
За рамки приведенной схемы выходят туры в НП "Водлозерский", осуществляемые из разных направлений через г.Петрозаводск, а также по Беломорско-Балтийскому каналу на Соловецкие острова.
НП "Водлозерский" посещают ежегодно до четырех тысяч российских и иностранных туристов, а линия Беломорско-Балтийского канала в настоящее время практически не задействована по причине кризисной ситуации в экономике и чрезвычайно высокой стоимости транспортных издержек. Небольшое число туристов попадает на Соловки через г.Беломорск, следуя до этого города по линии железной дороги.
5. Центры туристской активности и пути их развития
1. Наиболее крупным туристским центром Республики Карелия, в котором пересекаются почти все туристские потоки, является г.Петрозаводск. Ежегодно в нем бывает до 60-65% от общего числа туристов, посещающих Республику Карелия. Город привлекает туристов и сам по себе (здесь есть что посмотреть), и своей близостью к острову Кижи - туристскому объекту мирового уровня, занесенному ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия.
В туристском плане г.Петрозаводск и о.Кижи удачно дополняют друг друга - почти все туристские теплоходы, следующие на о.Кижи посещают г.Петрозаводск и, наоборот, практически все туристы, прибывающие в г.Петрозаводск сухопутным или воздушным транспортом, стремятся побывать в Кижах.
В туристскую орбиту г.Петрозаводска входят ряд других привлекательных для туристов объектов. К их числу относятся:
первый российский курорт "Марциальные воды" и его музей;
знаменитый водопад Кивач, находящийся на территории заповедника "Кивач";
величественная Успенская церковь (1774 г.) в г.Кондопоге;
этнографический музей в селе Шелтозеро Вепсской волости.
Из г.Петрозаводска на эти объекты регулярно проводятся автобусные экскурсии. Назрела необходимость создания в городе специализированного туристического транспортного предприятия.
Известнейшим памятником древней эпохи являются петроглифы Бесова Носа, расположенные на восточном берегу Онежского озера. Несмотря на их значительную удаленность от г.Петрозаводска (около 100 км по озеру), к ним из города организуются экскурсии на небольших быстроходных судах. Одновременно проводится посещение Муромского монастыря (основан в XIV веке), расположенного южнее Бесова Носа.
В туристском плане все перечисленные объекты важны благодаря тому, что появляется возможность "растянуть" время пребывания туристов в г.Петрозаводске и создать дополнительные экономические выгоды.
Для наращивания потока туристов в г.Петрозаводск необходимо выполнить ряд мероприятий, усиливающих привлекательность столицы Республики Карелия. К ним относятся:
строительство в г.Петрозаводске современного гостиничного комплекса не ниже уровня 4-х звезд. Уровень сервиса в имеющихся петрозаводских гостиницах не соответствует общепринятым международным стандартам, что снижает имидж города в глазах туристов и деловых людей;
открытие современного международного аэропорта, что резко увеличит доступность Республики Карелия для туристов из отдаленных регионов России и стран зарубежья;
завершение строительства горнолыжного спортивно-туристского комплекса в д.Ялгубе. Этот комплекс призван не только создать условия для активного отдыха петрозаводчан, но и быть объектом туристского осмотра и времяпровождения;
благоустройство территорий "загородных" туристских объектов, особенно первой зоны охраны курорта "Марциальные воды" и зоны осмотра водопада Кивач, а также строительство причалов у Бесова Носа и Муромского монастыря. На Бесовом Носу необходимо оборудовать стоянку для туристов и определить режим охраны петроглифов.
2. Вторым по значению туристским центром Республики Карелия является г.Сортавала, тесно связанный с о.Валаам, являющимся, как и о.Кижи, туристским объектом мирового уровня.
Основной контингент туристов на о.Валаам прибывает на круизных теплоходах со стороны г.Санкт-Петербурга и сравнительно небольшая часть, около 20%, на малых судах с Сортавальского направления.
Специфика Валаама такова, что здесь может осуществляться только кратковременный (однодневный) экскурсионный туризм - к вечеру теплоходы покидают о.Валаам и уходят либо на о.Кижи и г.Петрозаводск, либо на г.Санкт-Петербург. Город Сортавала для больших круизных теплоходов недоступен и для города это экономически не выгодно.
Выход из этого положения видится в организации природного парка "Ладожские шхеры". Создание этого парка планируется на территории трех районов, но так как основная часть его площади (изначально - около 80%) приходится на территорию Сортавальского горсовета, парк может быть создан только в его границах. Административно-информационным центром парка может стать дача Винтера.
С организацией парка "Ладожские шхеры" решаются следующие задачи:
создаются предпосылки для увеличения притока туристов на территорию Северного Приладожья;
появляется реальная возможность развития в парке в непосредственной близости от Валаама, разнообразных видов туризма и туристской инфраструктуры, вплоть до строительства причала для круизных теплоходов и гостиницы, что привлечет "валаамских" туристов на "сортавальский" берег;
создаются прекрасные условия для развития в регионе круглогодичного туризма, вплоть до вовлечения в этот процесс о.Валаам;
произойдет оживление туризма на всей акватории Ладожского озера.
В настоящее время на территории будущего парка отмечается за летний сезон до 10 тысяч "диких" туристов, обслуживаемых "пиратскими" судами.
Сортавала - первый карельский город, куда приводит из Скандинавии Голубая дорога туризма. Это дает городу определенные преимущества и накладывает серьезные обязательства. В частности, по нему судят об уровне предоставляемых туристских услуг, особенно в области ресторанно-гостиничного комплекса, с чем здесь, к сожалению, не все благополучно. Необходимо, как минимум, осуществить в г.Сортавале реконструкцию гостиницы "Ладога", включенную в "Программу развития туризма в Российской Федерации".
3. Костомукша. Самый молодой и самый приграничный город Республики Карелия. Через него проходит весь поток людей и товаров, пересекающих границу на ТПП "Люття - Вартиус". В городе удовлетворительно развито ресторанно-гостиничное хозяйство и автосервис, но почти нет объектов показа туристам. В основном город выполняет транзитно-распределительную роль: в нем формируются туристские потоки на Калевалу - Паанаярви, Кемь - Соловки и г.Петрозаводск.
Туристскими объектами г.Костомукши являются заповедник "Костомукшский", по экологическим тропам которого ежегодно проходит до 500-700 иностранных туристов; самая "карельская" деревня Вокнаволок (свыше 90% населения составляют карелы), представляющая интерес в архитектурно-планировочном отношении и как родина известных рунопевцев; объекты Костомукшского ГОКа, комплекс деревянных зданий на берегу озера Каменное, где проходили встречи премьер-министра СССР и президента Финляндии, связанные со строительством города и ГОКа.
Туристская привлекательность г.Костомукши может значительно вырасти в случае реализации международного проекта "Дома Юменкеко", предложенного финским обществом "Культурная горница Кухмо" и карельским "Фондом Архиппа Перттунена". Проект направлен на изучение и пропаганду карело-финского эпоса Калевала - литературного памятника мирового значения.
При реализации проекта должно быть выполнено одно непременное условие - его карельская часть должна осуществляться либо непосредственно в г.Костомукше, либо в д.Вокнаволок.
4. Пос.Пяозерский - НП "Паанаярви". Пяозерский - единственный в Республике Карелия поселок лесозаготовителей, напоминающий по своей архитектуре и удобствам маленький город. Его туристская привлекательность связана с НП "Паанаярви", административный центр которого располагается в этом поселке. Отсюда организуются экскурсии в парк. Сейчас он принимает в течение года до 2 тысяч иностранных и российских туристов.
Специфика НП "Паанаярви" состоит в том, что он, помимо своей выдающейся ландшафтной привлекательности, очень выгодно расположен по отношению к финской коммуне Куусамо, в которой туризм составляет основу ее экономического благополучия: коммуна принимает в год до одного миллиона туристов.
В основе туристской привлекательности Куусамо лежат горнолыжный центр "Рука" и НП "Оуланка", непосредственно граничащий с "Паанаярви".
Часть куусамских туристов готова была бы посетить НП "Паанаярви", но для этого приходится делать огромный крюк через Костомукшу - Калевалу, что мало кого устраивает. Все предпочитают находящийся "под боком" пункт упрощенного пропуска Суоперя - Кортесалми, статус которого не позволяет ему пропускать сколько-нибудь значительные туристские потоки.
Назрела настоятельная необходимость придать этому ТПП международный статус. Это не только резко увеличит приток туристов в НП "Паанаярви", но и вообще в Лоухский район, откуда, через Чупу, они могли бы попадать и на Соловецкие острова.
Вообще туристский потенциал Лоухского района выше куусамского, но для его реализации необходимо выполнить ряд условий:
"расширить" ТПП "Суоперя - Кортесалми";
организовать приморский парк "Карельский берег", который мог бы иметь статус природного парка, либо филиала НП "Паанаярви";
провести реконструкцию дороги Суоперя - Пяозерский - Лоухи - Чупа;
построить гостиницу на 60-70 мест в п.Пяозерский;
создать горнолыжный комплекс близ границ НП "Паанаярви".
5. Кемь. Имеет статус исторического города и ряд объектов, достойных внимания самых взыскательных туристов. Однако туристская судьба города определяется его близостью к Соловкам (45 км). Исторически г.Кемь - наиболее удобный и короткий путь на эти всемирно известные острова.
Первоочередными объектами развития туристской инфраструктуры являются:
автокемпинг на пересечении калевальского тракта и дороги "Кола"; пассажирский причал в п.Рабочеостровский;
гостиница на 60-70 мест в г.Кеми.
6. Беломорск. Три фактора привлекают туристов в г.Беломорск:
петроглифы "Бесовы Следки" и "Залавруга", представляющие собой интереснейший памятник искусства древних людей;
шлюзовые сооружения Беломорско-Балтийского канала, являющегося памятником новейшей истории;
возможность сравнительно легкого доступа на Соловецкие острова (75 км).
Роль г.Беломорска как туристского центра может значительно вырасти в случае реализации проекта "Северное сияние", предложенного Норвегией и представляющего собой круизный маршрут по северным морям, включая Белое и Балтийское, с проходом теплоходов по Беломорско-Балтийскому каналу.
Основное внимание должно быть уделено реконструкции павильона над группой петроглифов "Бесовы следки", оборудованию смотровых площадок и подходов к ним, охране петроглифов, а также строительству в Беломорске гостиницы.
7. НП "Водлозерский". Привлекательные факторы - обширные массивы нетронутых лесов, ставших редкостью для стран Западной Европы; прекрасный ансамбль Ильинского погоста (1798 г.) на одном из островов озера Водлозеро; отличные возможности для организации водно-спортивных видов туризма. Основной недостаток - трудная транспортная доступность и отсутствие хорошей гостиницы в прибрежной зоне озера Водлозеро. В итоге наращивание туристского потока в парк проходит медленно - до тысячи туристов в год.
Ближайшие задачи - улучшение качества дорог в Пудожском районе и развитие придорожной инфраструктуры; строительство гостиницы на 30-40 мест в д.Куганаволок.
8. Олонец. Старейший город Республики Карелия, бывший центр Олонецкой губернии, имеет статус исторического города, богат культурно-историческими объектами, выгодно расположен на пересечении дорог "Кола" и Голубой дороги. Является центром южных карелов. Ежегодно принимает до 10 тысяч туристов. Через село Видлица имеет выход на о.Валаам.
Важнейшим мероприятием, которое усилит привлекательность г.Олонца для туристов, явится создание этнографического музея под открытым небом на месте Олонецкой крепости, в котором будут демонстрироваться постройки и предметы быта карелов-ливвиков.
9. Медвежьегорский район. В его составе - Заонежский полуостров, чрезвычайно привлекательный в природно-ландшафтном плане, а также по обилию культурно-исторических, архитектурных, археологических и природных объектов, имеющих нередко уникальное значение. Через село Великая Губа поддерживается постоянная связь с о.Кижи.
Богатейшие туристские ресурсы этого края до сих пор востребованы в незначительной степени. Кардинальным решением проблемы могла бы стать организация природного парка "Заонежский", хорошо обоснованного в научном отношении, но не подкрепленного организационными мероприятиями.
10. Практически во всех районах Республики Карелия имеются прекрасные условия для организации охотничьего и рыболовного туризма. Для развития этих видов туризма необходимо строительство благоустроенных мест ночлега - небольших домиков коттеджного типа.
6. Система программных мероприятий
Исходя из целей и задач Программы, а также реально сложившейся ситуации в сфере туризма, разработана система программных мероприятий по ее реализации, которая включает:
нормативно-правовую область;
регулирование туристской деятельности и управление развитием туризма в республике;
содействие развитию материальной базы туризма;
рекламно-информационное обеспечение продвижения карельского туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
кадровое обеспечение развития туризма;
научное обеспечение туризма;
обустройство территорий туристского показа.
Туристическая деятельность в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия "О туризме". Однако ряд положений этого Закона реализуется не в полной мере. В развитие Закона Республики Карелия "О туризме" необходимо разработать и утвердить целый ряд нормативных актов, регламентирующих туристическую деятельность в республике.
Особое значение имеет работа по созданию системы сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие туристической инфраструктуры и размещение финансовых средств.
Основные мероприятия рекламно-информационного обеспечения развития туризма направлены прежде всего на популяризацию туристических возможностей Республики Карелия. Для их реализации будут активно привлекаться внебюджетные средства.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма в Республике Карелия включает:
определение потребности в кадрах специалистов;
определение перечня туристических профессий и соответствующих учебных специальностей;
подготовку и переподготовку кадров, специализирующихся в сфере детско-юношеского и молодежного туризма;
разработку учебных программ и методических пособий;
содействие в формировании сети специализированных учебных заведений и в подготовке кадров преподавателей.
Все эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.
Программа развития туризма в Республике Карелия требует надлежащего научного обеспечения. В соответствии с задачами Программы намечены перспективные направления научных исследований, включающие разработку программ развития специализированных видов туризма: социального, экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного, водного и др.
Важнейшее место в системе программных мероприятий отводится благоустройству территорий объектов показа, без которого их использование в туристских целях становится проблемным и поэтому благоустройство должно стать предметом первоочередного внимания в сфере туристского бизнеса.
Предусматриваются содействие в разработке программ развитие туризма на самоуправляющих территориях, подготовка соответствующих методических материалов, проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала республики.
Полный перечень программных мероприятий приведен в разделе 10.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
Средства федерального бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов;
средства республиканского и местных бюджетов.
Общий объем финансовых средств республиканского бюджета, необходимых для реализации системы программных мероприятий, составляет 8,6 млн. рублей (в ценах 1998 года).
8. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом выполнения Программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием Программы.
Ответственность за выполнение Программы несет Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре, спорту и туризму. Он организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные и республиканские органы исполнительной власти с ходатайством о представлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
С целью координации работ по реализации Программы создается Координационный совет по вопросам развития туризма в Республике Карелия, возглавляемый заместителем Председателя Правительства Республики Карелия, курирующим социальную сферу.
Госкомспорттуризм Республики Карелия ежегодно рассматривает на своей коллегии и направляет в Правительство Республики Карелия информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
9. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Программа состоит из двух частей: системы мероприятий, рассчитанных на бюджетное финансирование, и перечня важнейших объектов туристской инфраструктуры, строительство которых должно вестись за счет кредитных и инвестиционных ресурсов.
Выполнение системы намеченных мероприятий приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов, позволит существенно усовершенствовать нормативную и организационную базу для осуществления туристской деятельности.
Планируемое увеличение потока туристов в Республику Карелия и объема платных туристских услуг характеризуется следующими показателями:
Наименование показателя | 1998 г. отчет |
1999 г. прогноз |
2000 г. прогноз |
2001 г. прогноз |
2002 г. прогноз |
Количество организованных туристов, обслуженных турфирмами (тыс.чел.) Объем туристских услуг, оказанных турфирмами (млн.руб.) |
210 39 |
220 46 |
231 51 |
245 57 |
255 60 |
Принимая во внимание, что туризм, как никакая другая сфера экономики, способен оказывать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров потребителя и др.), реализация Программы будет способствовать общему оздоровлению экономики республики, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
10. Программные мероприятия
N п/п | Нaименование мероприятий | Необходимый объем финансирования (млн.руб., в ценах 1998 года) |
Ответственные исполнители |
|||
Всего | в том числе | |||||
2000 | 2001 | 2002 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Нормативно-правовая область | | | | | | 1.1. |Подготовка предложений и| - | - | - | - |ГКФСТ РК |замечаний к проектам| | | | | |федеральных и| | | | | |республиканских законов и| | | | | |программ в части, касающейся| | | | | |развития туризма | | | | | | | | | | | 1.2. |Разработка предложений по| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |обеспечению кредитования| | | | |Минфин РК |туристических проектов и| | | | | |предоставлению | | | | | |соответствующих | | | | | |правительственных гарантий | | | | | | | | | | | 1.3. |Подготовка предложений по| - | - | - | - |ГКФСТ РК, Совет |льготному налогообложению в| | | | |руководителей |сфере социального и| | | | |турфирм, |детско-юношеского и| | | | |Минобразования |молодежного туризма | | | | |и по делам | | | | | |молодежи РК | | | | | | 1.4. |Разработка системы мер,| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |обеспечивающих безопасность| | | | |Госкомитет РК |в сфере туризма | | | | |по делам ГО и | | | | | |ЧС, МВД РК, | | | | | |Минздрав РК | | | | | | 1.5. |Разработка системы|0,14 |0,05|0,05|0,04|ГКФСТ РК, |статистической отчетности в| | | | |Госкомстат РК |сфере туризма, выпуск| | | | | |статсборников по туризму | | | | | | | | | | | 1.6. |Подготовка нормативной базы|0,02 |0,02| - | - |ГКФСТ РК, КНЦ |по квотированию посещаемости| | | | |РАН, Госцентр |туристических объектов,| | | | |по охране |особо охраняемых природных и| | | | |памятников |рекреационных территорий,| | | | | |памятников истории и| | | | | |культуры | | | | | | | | | | | 1.7. |Подготовка предложений в| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |Правительство РК по| | | | |Минэкономики |привлечению промышленных| | | | |РК, Совет |предприятий республики для| | | | |руководителей |производства туристического| | | | |турфирм |инвентаря, оборудования,| | | | | |сувениров | | | | | | | | | | | 1.8. |Разработка предложений по| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |развитию транспортного| | | | |Минэкономики РК |обеспечения туризма в| | | | | |республике | | | | | | | | | | | 1.9. |Подготовка предложений по| - | - | - | - | - " - |организации прохода| | | | | |маломерных и спортивных| | | | | |судов под флавами| | | | | |иностранных государств .по| | | | | |внутренним водным путям| | | | | |Российской Федерации,| | | | | |включая | | | | | |Беломорско-Балтийский канал | | | | | | | | | | | 1.10 |Подготовка предложений о| - | - | - | - |ГКФСТ РК, МВС |безвизовом въезде в Карелию| | | | |РК |граждан Финляндии | | | | | | | | | | | 1.11 |Подготовка и заключение|0,02 |0,02| - | - |ГКФСТ РК |соглашений о сотрудничестве| | | | | |в области развития туризма с| | | | | |субъектами Российской| | | | | |Федерации, регионами,| | | | | |уполномоченными ведомствами| | | | | |и организациями зарубежных| | | | | |стран | | | | | | | | | | | Итого |0,18 |0,09|0,05|0,04| | | | | | 2. Регулирование туристической деятельности и управление развитием туризма | | | | | | 2.1. |Осуществление комплекса| - | - | - | - |Карельский |мероприятий по| | | | |центр |стандартизации туристических| | | | |стандартизации, |услуг и услуг гостиниц | | | | |метрологии | | | | | |исертификации, | | | | | |ГКФСТ РК | | | | | | 2.2. |Лицензирование туристической| - | - | - | - |ГКФСТ РК |деятельности | | | | | | | | | | | 2.3. |Реализация мер по защите| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |прав потребителей в сфере| | | | |Карельское |туризма и ограничению| | | | |управление ГКАП |монополистической | | | | |России |деятельности на туристском| | | | | |рынке | | | | | | | | | | | 2.4. |Организация единых стендов|0,28 |0,1 |0,06|0,12|ГКФСТ РК, Совет |Республики Карелия на| | | | |рководителей |международных туристических| | | | |турфирм |ярмарках и выставках | | | | | | | | | | | 2.5. |Участие в организации и|0,08 |0,02|0,02|0,04| - " - |проведении туристических| | | | | |выставок в Карелии | | | | | | | | | | | 2.6. |Осуществление международного|0,08 |0,02|0,02|0,04|ГКФСТ РК, МВС |сотрудничества в области| | | | |РК, |туризма | | | | |Госкомавтодор | | | | | |РК, Минкультуры | | | | | |РК, КНЦ РАН, | | | | | |туристические | | | | | |организации | | | | | | 2.7. |Участие в организации и|0,08 |0,02|0,02|0,04|ГКФСТ РК, |проведении фольклорных| | | | |Минкультуры РК, |фестивалей и праздников,| | | | |Морской центр |парусных регат и| | | | | |международных фестивалей| | | | | |парусных судов "Голубое| | | | | |Онего" | | | | | | | | | | | 2.8. |Организация и проведение|0,08 |0,02|0,02|0,04|Минобразования |туристических лагерей и| | | | |и по делам |соревнований по детскому и| | | | |молодежи РК, |юношескому туризму | | | | |Республиканский | | | | | |центр детского | | | | | |и юношеского | | | | | |туризма, ГКФСТ | | | | | |РК | | | | | | 2.9. |Проведение международных|0,02 | - |0,01|0,01|ГКФСТ РК, МВС |семинаров и конференций по| | | | |РК |ключевым проблемам развития| | | | | |туризма | | | | | | | | | | | 2.10.|Организация и проведение| - | - | - | - |ГКФСТ РК |ежегодных совещаний с| | | | | |руководителями турфирм| | | | | |республики | | | | | | | | | | | Итого |0,62 |0,18|0,15|0,29| | | | | | 3. Содействие развитию материальной базы туризма | | | | | | 3.1. |Обеспечение условий для|0,2 |0,1 |0,1 | - |ГКФСТ РК, |реализации федеральной| | | | |Минэкономики РК |программы развития туризма в| | | | | |Российской Федерации в| | | | | |части, касающейся| | | | | |строительства и| | | | | |реконструкции туристических| | | | | |объектов Карелии | | | | | | | | | | | 3.2. |Разработка |0,42 |0,22|0,2 | - |ГКФСТ РК, |организационно-финансовых | | | | |Минфин РК, |схем осуществления| | | | |Госстрой РК, |реконструкции и| | | | |Минэкономики |строительства туристических| | | | |РК, органы |объектов в городах и районах| | | | |местного |Республики Карелия | | | | |самоуправления | | | | | | 3.3. |Создание информационного|0,2 |0,05|0,05|0,1 |ГКФСТ РК, |банка данных инвестиционных| | | | |Минэкономики РК |проектов в области туризма | | | | | | | | | | | 3.4. |Содействие реализации|0,08 |0,02|0,02|0,04|ГКФСТ РК, |инвестиционных проектов,| | | | |Госстрой РК, |направленных на развитие| | | | |Минэкономики РК |материальной базы туризма | | | | | | | | | | | Итого |0,9 |0,39|0,37|0,14| | | | | | 4. Рекламно-информационное обеспечение продвижения карельского туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках | | | | | | 4.1. |Подготовка и издание|0,8 |0,4 |0,4 | - |ГКФСТ РК, МВС |базового пакета| | | | |РК |информационно-рекламных | | | | | |материалов о возможностях| | | | | |туристического рынка| | | | | |Республики Карелия | | | | | | | | | | | 4.2. |Проведение рекламных|0,4 |0,1 |0,1 |0,2 |МВС РК, ГКФСТ |кампаний в российской и| | | | |РК, Совет |зарубежной прессе с целью| | | | |руководителей |формирования образа| | | | |турфирм |Республики Карелия как| | | | | |региона, благоприятного для| | | | | |туризма | | | | | | | | | | | 4.3. |Создание информационных|0,3 |0,1 |0,1 |0,1 |ГКФСТ РК, |банков данных туристических| | | | |Минкультуры |средств размещения, фирм,| | | | | |туров, туристических| | | | | |объектов и маршрутов | | | | | | | | | | | 4.4. |Создание единого|0,7 |0,5 |0,2 | - |ГКФСТ РК, Совет |информационного | | | | |руководителей |туристического центра| | | | |турфирм |Республики Карелия | | | | | | | | | | | Итого |2,20 |1,1 |0,8 |0,3 | | | | | | 5. Кадровое обеспечение | | | | | | 5.1. |Разработка предложений по| - | - | - | - |ГКФСТ РК, |созданию в Карелии единой| | | | |Минобразования |системы непрерывного| | | | |и по делам |образования в сфере туризма | | | | |молодежи РК, | | | | | |ПетрГУ, КГПУ | | | | | | 5.2. |Содействие формированию сети|0,15 |0,05|0,05|0,05|ГКФСТ РК, |учебных учреждений,| | | | |Минобразования |специализирующихся в области| | | | |РК, ПетрГУ, |подготовки туристических| | | | |КГПУ |кадров | | | | | | | | | | | Итого |0,15 |0,05|0,05|0,05| | | | | | 6. Научное обеспечение | | | | | | 6.1. |Базовые научные исследования|0,4 |0,1 |0,1 |0,2 |ГКФСТ РК, КНЦ |туристического потенциала| | | | |РАН |Республики Карелия | | | | | | | | | | | 6.2. |Рагзработка экономического и|0,05 | - |0,05| - |ГКФСТ РК, |правового механизма| | | | |Минэкономики |приоритетной поддержки| | | | |РК, |въездного, внутреннего,| | | | |Минобразования |социального, | | | | |и по делам |детско-юношеского и| | | | |молодежи РК, |молодежного туризма | | | | |МИнсоцзащиты | | | | | |РК, КНЦ РАН | | | | | | 6.3. |Содействие в разработке|0,4 |0,2 |0,2 | - |ГКФСТ РК, |программ развития туризма на| | | | |Минэкономики |самоуправляющихся | | | | |РК, Минкультуры |территориях | | | | |РК, МВС РК, КНЦ | | | | | |РАН, Совет | | | | | |руководителей | | | | | |турфирм | | | | | | 6.4. |Разработка программ развития|0,4 |0,1 |0,1 |0,2 |ГКФСТ РК, КНЦ |специализированного туризма| | | | |РАН, Совет |в Республике Карелия| | | | |руководителей |(экологического, | | | | |турфирм |социального, детского и| | | | | |юношеского, | | | | | |спортивно-оздоровительного, | | | | | |культурно-познавательного, | | | | | |яхтинга, морского туризма и| | | | | |др.) | | | | | | | | | | | Итого |1,25 |0,40|0,45|0,4 | | | | | | 7. Мероприятия по обустройству территорий туристских объектов показа | | | | | | 7.1. |Водопад Кивач |0,5 |0,2 |0,3 | - |администрация | | | | | |Кондопожского | | | | | |района, | | | | | |дирекция | | | | | |заповедника | | | | | |Кивач | | | | | | 7.2. |Гора "Сампо" в Прионежском|0,1 |0,1 | - | - |администрация |районе | | | | |Прионежского | | | | | |района | | | | | | 7.3. |Источники минеральной воды в|0,4 |0,2 |0,2 | - |администрация |санатории "Марциальные воды"| | | | |курорта | | | | | |"Марциальные | | | | | |воды" | | | | | | 7.4. |Успенская церковь в|0,2 |0,1 |0,1 | - |администрация |г.Кондопоге | | | | |Кондопожского | | | | | |района | | | | | | 7.5. |Петроглифы "Бесов Нос" в|0,4 |0,2 |0,1 |0,1 |администрация |Пудожском районе | | | | |Пудожского | | | | | |района | | | | | | 7.6. |Петроглифы "Бесовы следки" и|0,5 |0,2 |0,1 |0,2 |администрация |"Залавруга" в Беломорском| | | | |Беломорского |районе | | | | |района | | | | | | 7.7. |Остров Валаам: обустройство|0,7 |0,2 |0,2 |0,3 |администрация |туристских маршрутов | | | | |г.Сортавалы, | | | | | |Валаамский | | | | | |монастырь | | | | | | 7.8. |Успенский собор в г.Кеми |0,3 |0,2 |0,1 | - |администрация | | | | | |Кемского района | | | | | | 7.9. |"Зеленая" стоянка на шлюзе N|0,2 | - |0,2 | - |администрация |11 Беломорско-Балтийского| | | | |Беломорского |канала | | | | |района | | | | | | Итого |3,3 |1,4 |1,3 |0,6 | | | | | | Всего по системе мероприятий: |8,60 |3,61|3,17|1,82| |
11. Объекты инфраструктуры, имеющие важнейшее значение для развития туризма в Республике Карелия
N п/п |
Наименование объектов | Примечачие |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. |
Строительство 4-звездочной гостиницы на 300 мест в г.Петрозаводске Завершение строительства международного аэропорта в г.Петрозаводске Строительство международного ТПП "Суоперя" в Лоухском районе Организация природного парка "Ладожские шхеры" в Северном Приладожье Организация природного парка "Заонежский" в Медвежьегорском районе Организация природного парка "Карельский берег" в Лоухском районе Организация музейно-этнографического центра карелов в г.Олонце Реализация проекта "Дома Юменкеко" на территории Костомукшского горсовета Реконструкция туркомплекса "Карелия" в г.Петрозаводске Реконструкция гостиницы "Ладога" в г.Сортавале Строительство малой гостиницы в НП "Водлозерский" Строительство информационного центра с ресторанно-гостинич-ным комплексом в НП "Паанаярви" (п.Пяозерский) Строительство горнолыжного комплекса на горе Пяйнур в Лоухском районе Строительство спортивно-оздоровительного и туристского центра в д.Ялгубе Строительство туристско-оздоровительного комплекса на оз.Плотичье в Медвежьегорском районе Строительство туркомплекса на оз.Толвоярви в Суоярвском районе Реконструкция павильона над группой петроглифов "Бесовы следки" в Беломорском районе Реконструкция двух путепроводов в местах пересечения "Голубой дороги" с железной дорогой на территории Сортавальского горсовета Реконструкция пассажирского причала в п.Рабочеостровский Кемского района Строительство причала у Муромского монастыря Пудожского района Строительство причала в Усть-Видлице Олонецкого района Строительство автокемпингов: в г.Кеми в г.Беломорске в п.Калевала в п.Пяозерский в г.Медвежьегорске в г.Пудоже в с.Шелтозеро в с.Видлица в г.Суоярви в г.Лахденпохья в д.Вокнаволок |
* ** ** ** * * * ** ** ** ** |
* Объекты, вошедшие в Федеральную целевую программу "Развитие туризма в Российской Федерации".
** Объекты, финансируемые по линии ведомственных программ, фондов, программы ТАСИС или инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.