Определение Конституционного Суда Республики Карелия
от 14 марта 2005 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной,
руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 3 (частей 1 и 2) Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Петрозаводской общественной организации "Попечительский совет Древлянки".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения статьи 3 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.А.Союнена, объяснения представителя заявителя Г.В.Копнина, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Н.А.Смирновой, представителей Главы Республики Карелия - заместителя министра финансов Республики Карелия И.И.Ахокас, консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия С.В.Чеус, а также выступления представителя Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия - начальника отдела правовой и кадровой работы Л.В.Борисовой, представителя Прокуратуры Республики Карелия - прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства И.В.Яковлева, суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" 25 декабря 2004 года.
Указанный Закон принят на основании Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Положениями статьи 3 (части 1 и 2) рассматриваемого республиканского Закона с 1 января 2005 года установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 250 рублей категориям граждан, указанным в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 2 этого Закона, и в размере 300 рублей - гражданам, указанным в пункте 3 статьи 2 того же Закона, наряду с социальной поддержкой в форме оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Заявитель считает, что указанные ежемесячные денежные выплаты не в полной мере обеспечивают компенсацию некоторых видов ранее предоставлявшихся льгот, а значит, понижают прежний уровень социальной защищенности указанных категорий граждан и тем самым нарушают требования вышеуказанного Федерального закона и положения статей 4 (часть 2), 5 (часть 2) Конституции Республики Карелия.
2. Органы государственной власти Республики Карелия осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статья 7 (часть 2) Конституции Республики Карелия).
Российская Федерация, в исключительном ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития (пункт "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации), в настоящее время осуществляет переход на новую систему социальной защиты граждан.
Федеральный законодатель в Законе "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ определил законодательные основы приведения системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Названным Федеральным законом в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) полномочия по установлению и финансированию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с 1 января 2005 года переданы субъектам Российской Федерации, которые должны произвести замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации, в том числе с соблюдением условий, изложенных в преамбуле названного Федерального закона.
Республиканский законодатель, обладая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении данного правового регулирования, связан обязанностью при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, не допускать уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат и ухудшения условий их предоставления (пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ). При этом он не вправе превысить уровень реальных экономических возможностей республики, исходя из необходимости соблюдения конституционного баланса конкурирующих прав и интересов. Иное означало бы декларативное провозглашение дополнительных социальных гарантий, которые реально не могли быть реализованы.
Судом установлено, что определение размера денежных компенсаций льготным категориям граждан осуществлено законодателем республики в соответствии с предоставленными полномочиями и с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации, выработанных на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации по результатам рассмотрения вопроса о законодательной работе субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ (протокол от 4 октября 2004 года N МФ-П 12-22 пр).
На указанном совещании органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано осуществлять определение размера денежных компенсаций, исходя из возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и определения Министерством финансов Российской Федерации расчетной потребности субъекта Российской Федерации в дотациях на сбалансированность бюджетов регионов на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Законодательное Собрание Республики Карелия, исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета, определило ежемесячные выплаты ветеранам труда и тыла в размере 250 рублей, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в размере 300 рублей с частичным сохранением льгот, указанных в частях 1 и 2 статьи 3 рассматриваемого республиканского Закона.
В целом расходы республиканского бюджета в 2005 году на социальную политику составят 889659 тыс. рублей (Закон Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2005 год"). Для сравнения, в 2004 году расходы республиканского бюджета на социальную политику были предусмотрены в размере 384373 тыс. рублей (Закон Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2004 год" в редакции от 18.12.2003 года).
Приведенные показатели расходных статей бюджета Республики Карелия на социальную поддержку отдельных категорий граждан свидетельствуют о том, что совокупный объем финансирования льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, а в 2005 году частично предоставляемых в ином порядке, не только не уменьшен, но и значительно увеличен, в то время как число льготополучателей не возросло.
Необходимо отметить, что в соответствии с рассматриваемым республиканским Законом оспариваемые правовые предписания носят характер временного регулирования на период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года, которое направлено на обеспечение постепенного перехода к замене натуральных льгот денежными компенсациями в целях приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
3. При принятии решения по настоящему делу, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, мнение специалистов, суд приходит к следующему выводу.
Основным доводом заявителя, изложенным в обращении и подтвержденным в судебном заседании, является нарушение оспариваемыми законоположениями права граждан, проживающих в Республике Карелия, на соразмерную компенсацию некоторых льгот, установленных федеральным и республиканским законодательством и действовавших до 1 января 2005 года.
При проверке этого довода суд должен был бы определить размер денежного эквивалента каждой льготы для каждой отдельной категории граждан, указанной в пунктах 1-9 статьи 2 рассматриваемого республиканского Закона, для установления соразмерности льгот, предоставлявшихся до 1 января 2005 года, с денежной компенсацией и льготами, предоставляемыми после этой даты, а также исследовать фактические обстоятельства в отношении каждой категории лиц, получавших льготы. Однако установление указанного денежного эквивалента и исследование фактических обстоятельств дела находятся за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.
Регулирование вопросов, связанных с дифференциацией предоставляемых льгот по их видам, субъектам получения, объемам, а также регламентация вопросов, связанных с возможностью замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, является прерогативой законодателя, а не Конституционного Суда Республики Карелия, который разрешает исключительно вопросы права.
Кроме того, по существу требования заявителя сводятся к необходимости увеличения ежемесячного размера выплат отдельным категориям граждан, что фактически означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодателя и повлекло бы нарушение конституционного принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть 1 статьи 6 Конституции Республики Карелия).
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 41 и статьей 68 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд считает необходимым производство по данному делу прекратить ввиду неподведомственности разрешения вопроса, поставленного в обращении, Конституционному Суду Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 41 (пункт 1), 68, 71, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд определил:
1. Прекратить производство по настоящему делу по обращению Петрозаводской общественной организации "Попечительский Совет Древлянки" о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" от 17 декабря 2004 года в части правовых предписаний статьи 3 (части 1), содержащихся в словах: "Социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 2 настоящего Закона осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей"; в части правовых предписаний статьи 3 (части 2), содержащихся в словах: "Социальная поддержка граждан, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей" в виду неподведомственности вопроса, поставленного в обращении, Конституционному Суду Республики Карелия.
2. Согласно статье 77 (часть 1) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", статье 6 (часть 1), статье 27 (часть 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 14 марта 2005 г.
Текст определения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2005 г., N 3, в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005 г., N 5, часть 1