Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 30 апреля 2004 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнен,
с участием представителя Союза юристов Республики Карелия И.А.Оникиенко, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Титова,
руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, статьями 2, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Союза юристов Республики Карелия о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в части положения о запрете для судей Конституционного Суда Республики Карелия входить в руководящий состав общественных организаций, не преследующих политических целей.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия указанное законоположение пункта 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Глава Республики Карелия представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, объяснения представителей сторон, а также выступления представителя от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия М.В.Корчемкиной, представителя Прокурора Республики Карелия Т.Н.Кордюковой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" N XII-24/650 принят Верховным Советом Республики Карелия 17 марта 1994 года, опубликован в Ведомостях Верховного Совета Республики Карелия N 5-6 за 1994 год. В последующем в этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время этот Закон действует в редакции от 23 апреля 2003 года.
Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" определяет порядок организации и деятельности суда, полномочия суда, статус судей, финансирование и другие вопросы.
Статья 14 этого Закона содержит перечень обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Карелия, а также содержит определенные ограничения для судей, в том числе: в соответствии с пунктом 3 части 2 судья не вправе быть депутатом, членом политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, а также входить в руководящий состав организаций, не преследующих политических целей.
По мнению заявителя, вхождение судей Конституционного Суда Республики Карелия в руководящий состав общественных организаций, не преследующих политических целей, как, например, в Правление Союза юристов Республики Карелия, не умаляет авторитет судебной власти, не нарушает конституционных принципов правосудия: справедливости, независимости и объективности. По этим основаниям заявитель считает, что законодателем Республики Карелия неправомерно расширен перечень обязательных требований, предъявляемых к судьям Конституционного Суда Республики Карелия, что не соответствует статье 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", части 2 статьи 5, статье 67 Конституции Республики Карелия.
Конституционный Суд Республики Карелия при принятии решения по данному делу исследует исключительно вопросы права и не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
К ведению Российской Федерации Конституцией Российской Федерации отнесены такие вопросы, как установление системы федеральных органов судебной власти, установление всей судебной системы в целом, которая определяется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также судоустройство (пункты "г" и "о" статьи 71, часть 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации).
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей (статья 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (статья 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статья 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
Статья 119 Конституции Российской Федерации устанавливает требования к судьям судов Российской Федерации, перечень которых может быть расширен федеральным законом.
Такие требования перечислены в статье 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в том числе:
- при исполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
- судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Таким образом, как федеральные суды, так и суды субъектов Российской Федерации входят в единую судебную систему Российской Федерации, судьи обладают единым статусом, и к судьям всех судов в Российской Федерации предъявляются требования, установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами.
3. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (статья 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Так, например, должности мировых судей и конституционные уставные суды создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством (статья 12, часть 2 статьи 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено регулирование и других вопросов, касающихся порядка формирования и деятельности конституционных (уставных) судов и порядок назначения и деятельности мировых судей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 марта 2003 года N 103-О по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" указал, что перечень полномочий, установленный частью 1 статьи 27 указанного Федерального конституционного закона не является исчерпывающим. Субъекты Российской Федерации в своих конституциях (уставах) вправе закрепить и другие полномочия конституционных (уставных) судов, если они не вторгаются в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов. При этом перечень полномочий конституционных (уставных) судов в разных субъектах Российской Федерации не обязательно должен быть единообразным. Кроме того, субъекты Российской Федерации с учетом федерального регулирования вправе самостоятельно определять порядок организации и деятельности этих судов (пункт 2 названного определения Конституционного Суда Российской Федерации).
О том, что законодатели субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов указал также в своем постановлении Президиум Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края о признании недействительными ряда статей Закона Красноярского края "Об уставном суде Красноярского края".
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также статей 12, 17 (части 2, 4), 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также статей 5, 6-1 (часть 10), 8, 11 (часть 4) Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" следует, что законодатель Республики Карелия в Законе Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" вправе самостоятельно определять порядок организации и деятельности суда, в том числе вопросы статуса судей, с учетом федерального регулирования.
4. Конституционный Суд Республики Карелия оценивает оспариваемое правовое предписание республиканского Закона на соответствие Конституции Республики Карелия исходя из его места в системе федеральных и республиканских законодательных актов, регулирующих эти правовые отношения, а также из его буквального смысла и сложившейся правоприменительной практики.
В соответствии с оспариваемым положением пункта 3 части 2 статьи 14 рассматриваемого республиканского Закона судья Конституционного Суда Республики Карелия не вправе "входить в руководящий состав общественных организаций, не преследующих политических целей".
По смыслу указанного законоположения судья Конституционного Суда Республики Карелия вправе быть членом общественных организаций, не преследующих политических целей. Это согласуется и с федеральными законоположениями, регулирующими вопросы статуса судей Российской Федерации.
Так, например, в общественной организации, Союзе юристов Республики Карелия, не преследующей политических целей, состоят судьи Конституционного Суда Республики Карелия, судьи федеральных судов, работники Прокуратуры Республики Карелия, адвокаты, юристы, занимающие государственные должности и должности государственной службы в органах государственной власти Республики Карелия, а также юристы различных организаций.
Общественная организация Союз юристов Республики Карелия - самоуправляемая, добровольная, некоммерческая, профессионально-творческая организация, созданная с целью объединения усилий юристов Республики Карелия для содействия процессу формирования правового государства, укрепления законности и правопорядка, преодоления ведомственной разобщенности юристов, удовлетворения и защиты их профессиональных и общегражданских интересов (статьи 1 и 2 Устава).
В соответствии с оспариваемым положением и практикой его применения, если член Правления этой общественной организации избирается судьей Конституционного Суда Республики Карелия, то он не вправе далее состоять в Правлении этой организации.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" дает понятие общественного объединения - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5).
В соответствии со статьями 6 и 17 этого Федерального закона члены общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности, имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.
Конституциями Российской Федерации (часть 2 статьи 19) и Республики Карелия (часть 2 статьи 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от обстоятельств, перечисленных в этих конституционных нормах, в том числе от должностного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия законы, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия.
Оспариваемое законоположение республиканского Закона противоречит федеральному законодательству, нарушает конституционный принцип равенства, так как судьи Конституционного Суда Республики Карелия находятся в неравном положении по отношению к другим членам общественной организации Союза юристов Республики Карелия, а также допускает вмешательство в деятельность этой организации указанием на то, кто не может быть избран в руководящий орган (Правление).
Следовательно, законоположение пункта 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", устанавливающее, что судьи Конституционного Суда Республики Карелия не вправе "входить в руководящий состав общественных организаций, не преследующих политических целей", не соответствует статьям 5 (часть 2), 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 31, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать правовое предписание пункта 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", заключающееся в словах "а также входить в руководящий состав общественных организаций, не преследующих политических целей", не соответствующим статьям 5 (часть 2) и 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 30 апреля 2004 г.
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 15 мая 2004 г. N 51, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2004 г., N 4, ст.484, опубликован в издании "Конституционный Суд Республики Карелия. Сборник документов. Итоги работы за 10 лет"