Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Е.М.Переплесниной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" предварительное изучение обращения, объяснения Т.К.Ивановой и представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта социального отдела О.С.Старцеву, установил:
1. Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" 25 декабря 2004 года.
В соответствии с частью 1 статьи 3 этого Закона социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Действие данной нормы распространяется на категорию граждан, являющихся ветеранами труда, к которым относится заявительница (пункт 1 статьи 2 названного Закона).
Т.К.Иванова полагает, что ее конституционные права и свободы нарушаются положением этой нормы в части ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей, поскольку эта сумма не компенсирует в полном объеме ранее предоставлявшиеся в натуральной форме в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льготы, такие как: бесплатный проезд в городском и пригородном автотранспорте, 50% оплаты за пользование телефоном и радиоточкой, освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. В обоснование своих доводов заявительницей приводится расчет, на какие виды льгот и в каком размере приходится компенсационная выплата, предусмотренная оспариваемым положением. По мнению заявительницы, законодатель Республики Карелия при осуществлении настоящего правового регулирования не реализовал предписания преамбулы Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. В частности, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации не выполнил обязанность о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Заявительница считает, что в связи с изложенными в обращении доводами оспариваемая норма нарушает конституционные права ветеранов труда, а потому просит признать весь Закон Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК противоречащим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (части 1 и 2), 5 (части 1 и 2), 16 (часть 1).
В судебном заседании заявительница сократила заявленные требования до проверки конституционности правовых предписаний части 1 статьи 3 этого Закона, содержащихся в словах: "социальная поддержка граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей".
2. Российская Федерация, в исключительном ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития (пункт "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации), в настоящее время осуществляет переход на новую систему социальной поддержки граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, приводит ее в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Переход к новой системе социальной защиты граждан основан на положениях Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Названным Федеральным законом среди прочих внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", которым система мер по социальной поддержке ветеранов частично изменена. Федеральным законодателем отменены дополнительные права и льготы, предусмотренные пунктами 5-8 части 1 статьи 13, и в полном объеме отменены меры социальной защиты ветеранов труда, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" в прежней редакции, в том числе бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов и многие другие права и льготы.
В новой редакции этого Закона в пункте 1 статьи 13 в систему мер по социальной поддержке ветеранов включены: пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг, медицинское и протезно-ортопедическое обслуживание. Кроме того, дополнительно предусмотрено получение ежемесячной денежной выплаты без указания цели ее назначения и размеров.
Оценка конституционности действий федерального законодателя по отмене дополнительных прав и льгот вышеуказанным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и отсутствия на федеральном уровне компенсаторного механизма при замене их денежным эквивалентом не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия. Иное означало бы нарушение конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Карелия (часть 2 статьи 7 Конституции Республики Карелия).
3. Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ был принят Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", в статье 3 которого среди иных мер социальной поддержки граждан, являющихся ветеранами труда, предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей.
Конституционным Судом Республики Карелия ранее был рассмотрен запрос Петрозаводской общественной организации "Попечительский совет Древлянки" о проверке конституционности некоторых положений статьи 3 (частей 1 и 2) Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", включающих в себя и оспариваемые заявительницей правовые предписания.
При этом судом было установлено, что законодателем Республики Карелия осуществляется правовое регулирование постепенного перехода к замене льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, на денежные компенсации в соответствии с предоставленными субъекту Российской Федерации полномочиями, исходя из экономических возможностей республики и соблюдения конституционного баланса конкурирующих прав и интересов.
В отношении довода заявительницы о том, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации республиканский законодатель не выполнил обязанность о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, судом была выработана правовая позиция, сохраняющая свою силу, изложенная в Определении Конституционного Суда Республики Карелия от 14 марта 2005 года по вышеназванному делу. Суд в частности указал, что установление денежного эквивалента льгот, предоставлявшихся до 1 января 2005 года в натуральной форме, его соразмерность с денежной компенсацией и льготами, предоставляемыми после этой даты, исследование фактических обстоятельств дела как в отношении каждой категории лиц, так и в отношении отдельных льготополучателей, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия. Разрешение этих вопросов судом фактически означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодателя и повлекло бы нарушение конституционных принципов осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть 1 статьи 6 Конституции Республики Карелия).
Регулирование вопросов, связанных с предоставлением конкретных льгот, дифференциацией предоставляемых льгот по их видам, субъектам получения, объемам, а также регламентация вопросов, связанных с возможностью замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, является прерогативой законодателя, а не Конституционного Суда Республики Карелия, который разрешает исключительно вопросы права.
В соответствии с изложенным, поставленные в обращении вопросы Конституционному Суду Республики Карелия неподведомственны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 41 (пункт 1), 71, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Ивановой Тамары Константиновны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК, содержащихся в словах: "социальная поддержка граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей", в виду неподведомственности Конституционному Суду Республики Карелия вопроса, поставленного в обращении.
2. Настоящее определение Конституционного Суда Республики Карелия окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Ивановой Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия"
Текст определения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2005 г., N 4 (2), в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005 г., N 6