Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 12 мая 2003 г.
Конституционный Суд Республики Карелия
в составе
Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена,с участием заявителя А.И.Мазура и его представителя адвоката В.В.Дейниченко, представителей Законодательного Собрания Республики Карелия: заместителя Председателя Конституционного комитета депутата Ю.А.Шабанова и консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания И.В.Титова; представителя Главы Республики Карелия - консультанта Государственно-правового управления Л.Н.Хотиной,
руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, частью 1 статьи 39, статьей 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданина Мазура Александра Ивановича о проверке конституционности некоторых положений пункта 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое в запросе правовое предписание Конституции Республики Карелия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия М.В.Корчемкиной, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Н.Ф.Бариновой, исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 05.07.01, одобрен Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 11.07.01, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 19.07.01, опубликован в газете "Карелия" N 82 от 26.07.01. В последующем в этот Закон в установленном порядке вносились изменения и дополнения. В настоящее время он действует в редакции от 24.07.02.
Мазур Александр Иванович обратился в Конституционный Суд с ходатайством о признании не соответствующим Конституции Республики Карелия правового предписания пункта 5 статьи 50 указанного Закона, устанавливающего, что при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
28 апреля 2002 года Мазур А.И. принял участие в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления Прионежского района по одномандатному избирательному округу. Кроме Мазура А.И. в представительный орган местного самоуправления Прионежского района баллотировались еще 3 кандидата.
При определении результатов выборов территориальной избирательной комиссией Прионежского района было установлено, что А.И.Мазур и еще один кандидат в депутаты получили равное количество голосов избирателей.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", территориальная избирательная комиссия признала избранным в представительный орган местного самоуправления Прионежского района кандидата, зарегистрированного ранее заявителя.
По мнению заявителя, оспариваемое правовое предписание нарушает принцип всеобщего равного избирательного права, не обеспечивает равные и справедливые возможности для всех кандидатов в депутаты и не соответствует статьям 2, 3, 4, 5 и 16 Конституции Республики Карелия.
Конституционный Суд при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.
2. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Республике Карелия согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 16 (часть 1) и 17 Конституции Республики Карелия).
Высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статьи 3 (части 2 и 3), 20 (части 1 и 2) Конституции Республики Карелия). Эти конституционные нормы корреспондируют положениям пункта "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Чтобы обеспечить соблюдение вышеуказанных демократических принципов избирательного права граждан, федеральный и республиканский законодатели обязаны установить такой механизм организации и проведения выборов, который гарантировал бы реализацию гражданином как активного, так и пассивного избирательного права.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3 Постановления от 25 апреля 2000 года N 7-П по делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав граждан и важнейший элемент их правового статуса в демократическом обществе. Устанавливаемые законодателем правила не должны искажать существо этого права, создавать необоснованные препятствия для его реализации, нарушать принцип равного избирательного права.
3. Конституционный Суд Республики Карелия, принимая решение по данному делу, оценивает как буквальный смысл оспариваемой нормы, так и смысл, придаваемый ей сложившейся правоприменительной практикой, в системной связи с другими нормами рассматриваемого закона, иными республиканскими и федеральными законами, а также с нормами международного права, регулирующими эти правовые отношения.
Статья 50 рассматриваемого республиканского Закона регулирует вопросы установления итогов голосования и определения результатов выборов. Часть 5 этой статьи состоит из двух правовых предписаний. В соответствии с первым - избранным в представительный орган местного самоуправления признается зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по сравнению с другим кандидатом. Согласно второму - при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
Первое правовое предписание этой нормы в соответствии с вышеуказанными конституционными установлениями, принципами и нормами международного права определяет, что конечные результаты выборов зависят от волеизъявления избирателей. При этом предполагается, что кандидаты должны неукоснительно следовать предписаниям избирательного законодательства. В противном случае, могут наступить последствия, предусмотренные статьями 76, 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 56 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия".
В соответствии со вторым (оспариваемым) правовым предписанием окончательные результаты выборов отражают не только действительную волю избирателей, но и зависят от времени регистрации кандидатов. При этом на время регистрации могут влиять случайные обстоятельства, не зависящие от воли кандидатов.
Согласно статьям 24, 25, 26 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления обязаны не позднее чем за 30 дней до дня голосования представить в соответствующую избирательную комиссию документы в соответствии с перечнем, указанным в законе. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 дней после постановления документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Каждому зарегистрированному кандидату территориальная избирательная комиссия выдает удостоверение о регистрации.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также законы Республики Карелия о выборах допускают совмещенное проведение выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Поэтому в избирательные комиссии поступают документы как от кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, так и от кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности глав местного самоуправления Избирательные комиссии после проведения соответствующей проверки представленных кандидатами документов назначают время и дату регистрации кандидатов.
Рассматриваемый Закон не содержит положений о том, в какой очередности должна проходить регистрация (в порядке поступления документов от кандидатов или в порядке их очередности в помещении избирательной комиссии).
Кандидаты, даже если они пришли к одному времени, указанному избирательной комиссией, не могут быть зарегистрированы одновременно или под одним номером. Иное толкование противоречило бы буквальному смыслу оспариваемого правового предписания, содержащегося в словах "зарегистрированный ранее".
Так, заявитель и другие кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления Прионежского района пришли к назначенному избирательной комиссией времени для регистрации. Разница по времени регистрации между заявителем и кандидатом, победившим на этих выборах, составила 9 минут, при этом заявитель пришел на регистрацию первым, но уступил свою очередь кандидату - женщине, которая в результате именно этого обстоятельства была признана избранной, поскольку оба кандидата набрали одинаковое количество голосов.
Аналогичная ситуация возникла и в ряде других районов республики при подведении итогов голосования по выборам в органы местного самоуправления.
В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных, свободных и справедливых выборах, а государство должно устанавливать равные условия для соперничества в ходе выборов (статьи 1 и 4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой на 154 сессии Совета Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года). При этом принцип справедливости заключается именно в обеспечении государством равных условий для всех участников избирательного процесса.
Законодатель Республики Карелия, регламентируя реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, должен определить такие правила, которые исключали бы необоснованные и не совместимые с конституционными установлениями преимущества одних граждан по сравнению с другими, соответствовали бы принципу юридического равенства, были бы соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключали бы возможность их произвольного толкования и применения.
В соответствии с оспариваемой нормой момент регистрации определяется не только волей самого кандидата, но и не зависящими от него обстоятельствами - временем, в течение которого избирательная комиссия осуществляет проверку представленных документов, решением избирательной комиссии о назначении даты и времени регистрации, состоянием здоровья кандидата, нахождением в командировке, отдаленностью места жительства кандидата от места работы избирательной комиссии, состоянием транспортного сообщения и так далее. Одним из обстоятельств, также влияющим на время регистрации кандидата, может явиться его материальное положение: возможность внесения залога, что освобождает его от сбора подписей избирателей и сокращает время, необходимое для решения вопроса избирательной комиссией о его регистрации в качестве кандидата.
В данном случае последующее признание кандидата неизбранным в связи с его более поздней регистрацией, несмотря на ее совершение в установленный законом срок, носит характер меры ответственности, возлагаемой на кандидата при отсутствии с его стороны действий, свидетельствующих хотя бы о незначительном нарушении избирательного законодательства.
Между тем меры юридической ответственности могут устанавливаться законодателем лишь за нарушение избирательного законодательства участниками избирательного процесса, должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не должны приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан (пункт 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 7-П от 25 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Принцип равного избирательного права на любой стадии избирательного процесса в силу статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия предполагает юридическое равенство и равный правовой статус всех кандидатов независимо от материального положения, места проживания, состояния здоровья (кроме случаев, указанных в законе), нахождения в командировке, служебного положения и так далее, то есть именно тех обстоятельств, которые могут явиться решающими при подведении итогов голосования в указанном случае и ограничивают избирательное право граждан.
Ни одно из этих обстоятельств также не может расцениваться как достаточное основание для введения ограничений по обеспечению целей, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое правовое предписание части 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", содержащееся в словах: "При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее", необоснованно ограничивает активное и пассивное избирательное право граждан, поскольку определение результатов выборов зависит не только от волеизъявления избирателей, но и от обстоятельств, не отвечающих требованиям юридического равенства и справедливости, устанавливающих необоснованные преимущества одних кандидатов перед другими, что нарушает принципы равного избирательного права и свободных выборов и потому не соответствует статьям 3 (часть 3), 19 (часть 2), 20 (части 1 и 2) Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 33, 40, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать правовое предписание пункта 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", устанавливающее: "При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее", не соответствующим статьям 3 (часть 3), 19 (часть 2), 20 (части 1 и 2) Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2003 г.
Текст постановления опубликован в издании "Конституционный Суд Республики Карелия. Сборник документов. Итоги работы за 10 лет"