Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 9 января 2002 г.
Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Карелия А.И.Киннер
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей А.И.Киннера, В.П.Наговицына, П.А.Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68, частью 1 статьи 18 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 2 статьи 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.В.Старченко.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.И.Киннера, представителей сторон: Л.В.Старченко, с одной стороны, первого заместителя Министра труда Республики Карелия В.К.Дубровского, представляющего интересы Председателя Правительства Республики Карелия, консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Титова, представляющего интересы Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, с другой стороны, а также главного специалиста Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия М.В.Корчемкину, исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 25 декабря 1996 года, в соответствии с действовавшими в этот период правовыми предписаниями статьи 61 Конституции Республики Карелия подписан Председателем Палаты Республики 10 января 1997 года, опубликован в газете "Карелия" 17 января 1997 года и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" N 2 за 1997 год, статья 134.
Статья 21 этого Закона устанавливает доплату государственным служащим к государственной пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях Российской Федерации", Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации".
Часть 2 этой статьи предоставляет государственным служащим право выбора месячного должностного оклада для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего права на государственную пенсию по старости (по возрасту).
Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" N 259-ЗРК от 11 февраля 1998 года часть 2 этой статьи дополнена правовым предписанием "не ранее 1 января 1997 года".
Заявительница полагает, что это правовое предписание ограничивает ее право выбора месячного должностного оклада, противоречит статье 19 Конституции Республики Карелия, гарантирующей равенство всех перед законом.
Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного постановления исходит из предмета, указанного в обращении. Суд при этом решает исключительно вопросы права и не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
2. Конституционным Судом Республики Карелия неоднократно оценивались правовые предписания Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия", касающиеся ежемесячной доплаты государственным служащим к пенсии по старости.
Правовые позиции по этому вопросу выражены Конституционным Судом Республики Карелия в постановлениях от 25 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности части 3 статьи 22 и части 2 статьи 40 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" и от 16 апреля 2001 года по делу о проверке конституционности некоторых положений статей 18, 19 и 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия".
Согласно части 2 статьи 25 Конституции Республики Карелия в республике может устанавливаться в соответствии с законом дополнительное социальное обеспечение.
Установленная статьей 21 рассматриваемого республиканского Закона доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией для государственных служащих Республики Карелия, временно установленной и предоставленной им за счет средств республиканского бюджета помимо государственной пенсии по старости.
Оценивая соответствие оспариваемых положений рассматриваемого Закона Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд исходит из того, что регулирование вопросов государственной службы в республике находится в ее ведении и республиканский законодатель в рамках предоставленных ему полномочий вправе устанавливать права и обязанности государственных служащих, в том числе определять объем дополнительных гарантий и круг лиц, на которых они распространяются.
Устанавливая право выбора месячного должностного оклада по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости (по возрасту), но не ранее 1 января 1997 года, республиканский законодатель в целях достижения ясности и четкости правовых предписаний части 2 статьи 21 правомерно дополнил ее оспариваемым положением и единообразно урегулировал положение лиц, находящихся на государственной службе на день введения Закона в действие.
С этого момента они приобретают равные права и несут равные обязанности в соответствии с установленным Законом статусом государственного служащего.
Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Республики Карелия, выраженной в пункте 6 мотивировочной части постановления от 25 февраля 1998 года по делу о проверке части 3 статьи 22 и части 2 статьи 40 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия".
Оспариваемое положение отвечает конституционным установлениям об обеспечении государством защиты прав и свобод граждан, в том числе права на дополнительное социальное обеспечение (статьи 17 и 25 Конституции Республики Карелия), о законодательном регулировании отношений, связанных с государственной службой (статья 20 Конституции Республики Карелия) и не нарушает конституционного принципа равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Республики Карелия).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:
1. Признать правовые предписания части 2 статьи 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия", содержащиеся в словах: "но не ранее 1 января 1997 года", соответствующими статье 19 Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Карелия А.И.Киннер
Конституционный Суд Республики Карелии своим решением от 9 января 2002 года признал соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания части 2 статьи 21 Закона РК "О государственной службе Республики Карелия".
Часть 2 статьи 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" устанавливает, что "месячный должностной оклад с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях государственного служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости (возрасту), но не ранее 1 января 1997 года".
Правовое предписание, выраженное в словах: "но не ранее 1 января 1997 года" внесено в Закон "О государственной службе Республики Карелия" Законом N 259-ЗРК от 11 февраля 1998 года. Конституционность именно этого правового предписания и оспаривалась Л.В.Старченко.
Суд пришел к выводу, что внесенные дополнения были направлены на достижение ясности и четкости правовых предписаний части 2 статьи 21, при этом республиканский законодатель единообразно урегулировал положение лиц, находящихся на государственной службе на день введения Закона в действие. По мнению Суда с этого момента они приобретают равные права и несут равные обязанности в соответствии с установленным Законом статусом государственного служащего.
Я не могу разделить позицию большинства судей в силу следующих обстоятельств.
Во-первых, согласно правовым предписаниям оспариваемой нормы, одни государственные служащие обладают правом выбора должностного оклада для исчисления доплаты к пенсии, то есть обладают двумя правомочиями (либо по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы, либо по должности на день достижения пенсионного возрастя#), а другие - те, кто достиг пенсионного возраста до 1 января 1997 года, имеют только одно правомочие (по должности на день прекращения государственной службы) и, следовательно, права выбора лишены. Для меня является очевидным, что налицо неравенство, так как два никак не может быть равно одному.
Права и свободы человека и гражданина определяет# смысл, содержание и применение законов. Обеспечение и защита прав и свобод является основной обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления (статья 17 Конституции Республики Карелия). Эти конституционные предписания обязывают законодательную власть при осуществлении законодательного регулирования общественных отношений соблюдать конституционный принцип равенства всех перед законом и соответственно равенство прав и свобод каждого.
Принцип правового равенства носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении). Данный принцип определяет внутреннее содержание всех прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности конституционного строя российского государства. Поэтому законодатель обязан обеспечивать не только формальное равенство прав и свобод, но и равные возможности по их реализации.
Выбор должностного оклада, на основании которого производится исчисление, доплаты к государственной пенсии, является правом государственного служащего Республики Карелия, находящегося на государственной службе. В связи с этим, исходя из принципа равенства всех перед законом, оба правомочия в равной мере должны распространяться на всех лиц, занимающих государственные должности (формальное равенство). При этом каждому должны быть обеспечены равные возможности по реализации этих правомочий (фактическое равенство).
Всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, пола, происхождения, а также всякое иное различие, не направленное на достижение правомерных целей, является дискриминацией и нарушением конституционного принципа равенства всех перед законом.
Фактическое отсутствие права выбора должностного оклада для исчисления доплаты к пенсии у государственных служащих, достигших пенсионного возраста до 1 января 1997 года, и ставит их в неравное положение перед более молодыми. Тем самым, по моему мнению, осуществляется дискриминация по признаку возраста, что недопустимо.
Во-вторых, при осуществлении правового регулирования общественных отношений законодатель Республики Карелия обязан учитывать также действующее федеральное законодательство с тем, чтобы не допускать необоснованной дискриминации одних категорий людей относительно других. Так, в соответствии с федеральным законодательством, пенсионный возраст, дающий право на получение пенсии по старости, у женщин наступает раньше, чем у мужчин. По Республике Карелия это 50 (женщины) и 55 (мужчины) лет. Таким образом, исходя из установленного оспариваемым Законом ограничения, обусловленного определенной датой (1 января 1997 года), мужчина и женщина, находясь в абсолютно одинаковых условиях (нахождение на государственной службе, одинаковый возраст, например 56 лет, одновременный выход в отставку), ставятся в неравное правовое положение, так как мужчина при выходе в отставку в 2001 году имеет право выбора должностного оклада для исчисления размера пенсии, а женщина нет, так как пенсионного возраста она достигла до 1997 года, то есть мужчина имеет больше прав, чем женщина. Такие правовые предписания являются дискриминацией женщин. Дискриминация по половому признаку запрещена статьей 19 Конституции Республики Карелия.
В-третьих, выводы Суда основаны на том, что республиканский законодатель правомерно установил дату (1 января 1997 года), с которой у государственных служащих возникают права, предусмотренные частью 2 статьи 21 Закона "О государственной службе Республики Карелия". Видимо, Суд полагает, что до момента вступления в силу данного республиканского Закона работа в органах государственной власти Республики Карелия государственной службой не являлась.
Это не соответствует Конституции Республики Карелия и Конституции Российской Федерации, поскольку вопросы государственной службы регулируются не только республиканским законодательством, но и федеральными законодательными актами. Так уже 31 июля 1995 года, то есть задолго до принятия Закона Республики Карелия, был подписан Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", который вступил в силу со дня его официального опубликования 3 августа 1995 года (часть 1 статьи 30). В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона работа в органах государственной власти субъектов Российской Федерации признавалась государственной службой. Эти правовые предписания имеют прямое действие.
В связи с этим признание права выбора должностного оклада для исчисления размера доплаты к пенсии только за теми государственными служащими, кто достиг пенсионного возраста после 1 января 1997 года, как это следует из решения Суда, противоречит федеральному законодательству и ущемляет права граждан, так как лишает часть государственных служащих, тех, кто достиг пенсионного возрастя# после вступления в силу Федерального закона, прав, предусмотренных оспариваемой нормой республиканского Закона.
Следовательно, правовые предписания, выряженные# в словах: "но не ранее 1 января 1997 года" противоречат федеральному законодательству, а также конституционным требованиям равенства всех перед законом и не соответствуют положениям статей 5 и 19 Конституции Республики Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 9 января 2002 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2002 г., N 1, ст.82, в издании "Конституционный Суд Республики Карелия. Сборник документов. Итоги работы за 10 лет"