Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной, руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
с участием сторон: заявителя С.А.Ильина, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия М.А.Куликовской, представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия С.В.Чеус
рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия некоторых положений части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина С.А.Ильина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П.Наговицына, объяснения сторон, выступления представителей Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - главного специалиста О.М.Гребеневой, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия - начальника Территориального городского отдела N 3 Л.И.Гольд и Администрации г.Петрозаводска - заместителя начальника нормативно-правового управления аппарата Администрации Н.Н.Редькиной, исследовав материалы дела, суд установил:
1. Земельный кодекс Республики Карелия утвержден постановлением Верховного Совета Республики Карелия от 21 ноября 1991 года N XII-10/250. В последующем в него вносились изменения и дополнения. Данный Кодекс утратил силу на основании Закона Республики Карелия от 13 декабря 2001 года N 475-ЗРК "О признании утратившим силу Земельного кодекса Республики Карелия".
Ильин С.А. обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с запросом о признании несоответствующим Конституции Республики Карелия правового предписания части 7 статьи 30 названного Кодекса, содержащегося в предложении: "Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта устанавливает орган, его принявший, но не более трех лет".
Как следует из запроса и объяснений С.А.Ильина, постановлением Главы самоуправления г.Петрозаводска от 04.03.1999 N 862 "О предварительном согласовании места размещения и разрешении проектирования" ему было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса "Товары для дома" на земельном участке площадью 5346 кв. метров на пересечении улиц Чкалова и Чапаева в г.Петрозаводске.
Однако в последующем, 30 мая 2005 года, на основании оспариваемого положения заявителю отказано в заключении договора аренды указанного земельного участка в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Различными инстанциями арбитражного суда при рассмотрении споров о праве на данный земельный участок между Администрацией города Петрозаводска и Ильиным С.А. применяется правовое предписание части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия.
По мнению заявителя, на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения его объекта Земельный кодекс РСФСР не предоставлял органу местного самоуправления, осуществлявшему предварительное согласование места размещения объекта, право устанавливать какой-либо ограничительный срок действия решения о предварительном согласовании, а Земельный кодекс Республики Карелия предоставил уполномоченному органу возможность установления такого срока и определил предельный срок такого ограничения, что противоречит части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия, предусматривающей обязательность соответствия законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в Республике Карелия, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия.
Кроме того, Ильин С.А. считает, что оспариваемое предписание является препятствием в заключении с Администрацией города Петрозаводска договора аренды земельного участка под строительство торгового комплекса, чем нарушает его конституционное право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статье 16 (части 1 и 2).
Предполагаемое заявителем нарушение конституционных прав явилось основанием к принятию обращения к рассмотрению Конституционным Судом Республики Карелия в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.
Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в полномочия других судов или иных органов.
При принятии решения суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституция Республики Карелия, на соответствие которой заявитель просит проверить оспариваемое положение, действует в редакции Закона Республики Карелия от 12.02.2001 N 473-ЗРК с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с частью 2 статьи 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" проверка на соответствие Конституции Республики Карелия нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, принятых до вступления в силу Конституции Республики Карелия, производится Конституционным Судом только по содержанию.
2. Определяя конституционно-правовой смысл рассматриваемой нормы, суд исходит из того, что принцип правовой определенности является частью нормативного содержания конституционного принципа верховенства права. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 19 Конституции Республики Карелия), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы правоприменителями.
При отсутствии в оспариваемом заявителем правовом предписании указания на срок допускалась бы возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, следствием которого мог быть произвол со стороны уполномоченных органов, а значит, нарушение конституционных принципов равенства и верховенства права.
Правовое предписание части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта устанавливает орган, его принявший, но не более трех лет, диктуется, прежде всего, целями достижения правовой определенности, юридической безопасности субъектов регулируемых земельных правоотношений, имеет своей целью обеспечить конституционно-правовой режим стабильности условий хозяйствования, выводимый из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации и статьи 8 (часть 3) Конституции Республики Карелия.
3. Свобода экономической деятельности провозглашена Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (часть 1 статьи 8).
Статья 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Земельный кодекс Республики Карелия принят на основании Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, статьи 15 и 16 которого определили компетенцию республик, входящих в состав РСФСР, в области регулирования земельных отношений.
Действовавший в тот период Земельный кодекс РСФСР регулировал вопросы предварительного согласования места размещения объекта, но не предусматривал срока действия решения о предварительном согласовании. Однако частью 11 статьи 28 этого Кодекса республикам, входящим в состав РСФСР, было предоставлено право устанавливать иной порядок предварительного согласования в соответствии с законодательством этих республик.
Законодатель Республики Карелия в рамках предоставленных полномочий предпринял собственное правовое регулирование, касающееся установления уполномоченным органом срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, ограничив его трехлетним сроком.
При определении конституционно-правового смысла рассматриваемого правового предписания в системной связи с другими нормативными установлениями в этой сфере, в том числе с действующим земельным и градостроительным законодательством, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма, предписывает органу, принимающему решение о предварительном согласовании места размещения объекта, необходимость установления срока действия этого решения. При этом законодатель республики придал этому сроку лишь общее, рамочное значение.
Продолжительность этого срока является максимальным периодом, основанным на строительных нормах и правилах, достаточным для разработки и утверждения проектно-сметной документации любого по сложности объекта. Три года, которыми ограничен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, являются разумным и оптимальным периодом, о чем свидетельствует установление такого же срока действия этого решения в действующем в настоящее время Земельном кодексе Российской Федерации.
Процедура предварительного согласования места размещения объекта является одним из этапов в процессе предоставления земельного участка под строительство. В рамках этой процедуры как у уполномоченного органа, так и у лица, ходатайствующего о предоставлении земельного участка, существуют обязанности по выполнению определенных юридически значимых, в том числе взаимозависимых действий (разработка проектно-сметной документации, ее согласование в установленном порядке, проведение проектно-изыскательских работ и т.д.), приводящих к возникновению длящихся правоотношений, завершением которых является принятие уполномоченным органом решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка. По своему характеру эти правоотношения являются административно-правовыми. В связи с чем установленный законом срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта следует рассматривать как ограничительный, в первую очередь, для уполномоченного органа, который в течение этого срока обязан принять соответствующее решение.
Данный срок установлен с целью обеспечения баланса частных и публичных интересов всех участников этих правовых отношений, равных условий их правовой защиты, а также защиты конституционно-правового режима рационального использования земли, стабильности хозяйственной деятельности в условиях добросовестной конкуренции, что соответствует требованиям статьи 8 Конституции Республики Карелия.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание по его буквальному содержанию и конституционно-правовому смыслу направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не препятствует заинтересованным лицам в свободе экономической деятельности, не противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" выработанная в настоящем постановлении правовая позиция носит общий характер, является обязательной для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 72 (часть 1), 73-75, 84 (часть 2), 85 (части 1, 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать правовое предписание части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия, содержащееся в предложении: "Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта устанавливает орган, его принявший, но не более трех лет", соответствующим Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению.
3. В соответствии со статьей 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 16 декабря 2005 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия в связи с обращением гражданина Ильина Сергея Александровича"
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 24 декабря 2005 г. N 145, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2005 г., N 12 (2), ст.1427