Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 23 января 2006 г.
"По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов" и некоторых положений пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Карелия"
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной, с участием сторон: депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Г.Н.Погудаловой и представителя Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.М.Вороновой, руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "б" пункта 1 части 1), 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов" и некоторых положений пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Карелия.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Г.Н.Погудаловой.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П и некоторые положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного названным постановлением Правительства Республики Карелия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, объяснения сторон, выступления представителей Министерства финансов Республики Карелия: начальника управления расходов бюджета М.Е.Лебедевой и ведущего специалиста правового отдела Р.В.Пахоменко, представителя отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - главного специалиста Д.В.Горшкова, представителей Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия: начальника финансово-экономического управления Т.Л.Кукалевой и консультанта юридического отдела Н.В.Балицкой, представителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - начальника юридического отдела А.И.Борисова, председателя правления Карельской региональной общественной организации "Союз инвалидов" В.Е.Романова, председателя первичной организации общества инвалидов Прионежского района Е.С.Елизаровой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов" и пунктом 10 Порядка финансирования расходов, утвержденного этим постановлением, гражданам из числа инвалидов предоставляется мера социальной поддержки в виде возмещения 50 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг организациям, их предоставившим, а также возмещение инвалидам 50 процентов стоимости топлива и его доставки. Возмещение этих расходов гражданам осуществляется только на основании документов, подтверждающих факт приобретения и доставки топлива, путем перечисления средств гражданам со счета органа федерального казначейства. Порядок возмещения расходов по оплате топлива и его доставке носит заявительный характер.
По мнению заявительницы, оспариваемые правовые предписания не согласуются со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции от 31 декабря 2005 года, согласно которой инвалиды имеют право на 50-процентную скидку по оплате стоимости топлива и его доставки без предварительной оплаты в полном объеме. Кроме того, она полагает, что нарушается конституционный принцип равенства среди инвалидов при предоставлении указанных мер социальной поддержки, так как лица этой категории, проживающие в благоустроенном жилье, имеют 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг без предварительной оплаты их в 100-процентном размере.
Заявительница просит признать не соответствующими статьям 5 (часть 2) и 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия некоторые положения пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов" и некоторые положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного названным постановлением Правительства Республики Карелия.
При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
В своем обращении заявительница ссылается только на Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и просит проверить конституционность определенной Правительством Республики Карелия формы предоставления меры социальной поддержки по оплате топлива и его доставки в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления.
При рассмотрении обращения Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка конституционности оспариваемых заявительницей правовых предписаний в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, перечисленных в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). В своем постановлении от 18 ноября 2005 года по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статьи 4 (часть 1) Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия сформулировал правовую позицию, согласно которой Республика Карелия при осуществлении правового регулирования в области социальной защиты граждан обязана руководствоваться едиными правилами, установленными федеральным законодательством, в целях обеспечения единого социального пространства в Российской Федерации и обеспечения принципа равенства граждан в осуществлении права на получение различных мер социальной поддержки. Однако при регулировании рассматриваемых правовых отношений в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение устанавливаемых понятий юридических средств, в том числе мер социальной поддержки, а также единых условий, критериев и порядка их предоставления. Это осложняет нормотворческую деятельность органов государственной власти республики по предметам совместного ведения в области координации вопросов социальной защиты (пункт "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации) в рамках, определенных федеральным законодателем.
Из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов. Финансирование этих расходов осуществляется из Федерального фонда компенсаций на соответствующий финансовый год.
Субвенции на эти цели предоставляются в бюджет Республики Карелия на счет Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, открытый для кассового обслуживания бюджета Республики Карелия.
Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Правительство Республики Карелия определило формы и порядок оказания мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, топлива и его доставки в целях обеспечения реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года N 652 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов". Правовые предписания рассматриваемых республиканских нормативных правовых актов по своей сути являются правовым процессуальным механизмом для реализации материально-правовых норм о мерах социальной поддержки, содержащихся в вышеуказанных федеральных законах, определенным высшим органом исполнительной власти Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.
3. В соответствии с конституционными установлениями человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации, статья 2 Конституции Республики Карелия).
Республика Карелия согласно статьям 2 (часть 2) и 5 (часть 2) Конституции Республики Карелия обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и Конституцией Республики Карелия.
Статьей 25 Конституции Республики Карелия каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности. При этом государство обязано обеспечить необходимой помощью такое лицо, если оно не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в целях эффективного осуществления этого права за счет льгот в рамках системы социального обеспечения без какой-либо дискриминации (статьи 16 и 20 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека).
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (часть 13 статьи 17).
Правовое предписание "скидка", используемое в этом Федеральном законе, означает понижение как стоимости жилищно-коммунальных услуг, так и стоимости топлива и его доставки для конкретной категории граждан.
Рассматриваемым постановлением Правительства Республики Карелия определено, что данная мера социальной поддержки инвалидов направлена на обеспечение возмещения 50-процентной стоимости жилищно-коммунальных услуг организациям, их предоставившим; по оплате топлива и его доставки в виде возмещения гражданам 50 процентов их стоимости (пункт 1).
В соответствии с Порядком финансирования расходов, утвержденным этим постановлением Правительства Республики Карелия, для предоставления мер социальной поддержки по оплате топлива и его доставки гражданам получатели средств бюджета Республики Карелия предоставляют в органы местного самоуправления списки в разрезе категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку; производят возмещение расходов гражданам в размере 50 процентов стоимости топлива и его доставки в соответствии с установленными нормами на основании предоставляемых органами местного самоуправления документов, подтверждающих факт приобретения и доставки топлива, путем перечисления средств со счета органа Федерального казначейства на лицевые счета граждан, открытые в кредитных организациях или через организации федеральной почтовой связи (пункт 10).
Правовое предписание "возмещение", используемое в оспариваемых положениях рассматриваемых республиканских нормативных правовых актов относительно стоимости топлива и его доставки, следует понимать как возмещение уже произведенных расходов. Об этом свидетельствует и практика применения оспариваемых правовых предписаний в республике.
Из буквального смысла оспариваемых правовых предписаний в совокупности с иными установлениями Порядка финансирования расходов, осуществляемых за счет средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, следует, что инвалиды, имеющие право на социальную поддержку в виде скидки в размере 50 процентов стоимости топлива и его доставки, предусмотренной федеральным законом, вынуждены тем не менее приобретать топливо за полную стоимость, после чего обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о возмещении причитающихся сумм, к которому прилагаются документы об оплате топлива и его доставки.
Однако не все инвалиды для обеспечения своей жизнедеятельности имеют реальную возможность приобрести топливо и оплатить его доставку в пределах установленных нормативов за полную стоимость.
Статус инвалида и условия его приобретения определены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Эти лица в любом обществе признаются социально уязвимыми, не имеющими возможности в силу своего состояния самостоятельно добывать средства к существованию. В систему мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, входит и рассматриваемая в настоящем деле мера социальной поддержки. Целевым назначением данной меры социальной поддержки является обеспечение инвалидам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, возможности приобретения топлива и его доставки на льготных условиях - со скидкой.
В правовых позициях своих решений Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что органы государственной власти за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации могут предусмотреть различные правовые механизмы осуществления социальных выплат гражданам. Однако такие механизмы должны включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данных выплат, обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме их получение (постановление от 26.12.02 N 17-П, определение от 05.06.03 N 275-O, определение от 07.10.05 N 385-О и др.).
Правительство Республики Карелия в оспариваемых положениях рассматриваемых нормативных правовых актов определило правовой механизм последующего возмещения расходов инвалидам, произведенных на приобретение топлива и его доставки, вместо скидки, установленной федеральным законодателем. Следствием этого для указанной группы инвалидов, проживающих в неблагоустроенном жилье, явилось установление сложных процедур, которые не могут обеспечить получение полагающейся меры социальной поддержки, предусмотренной федеральным законом.
Таким образом, оспариваемые правовые предписания нарушают положения статей 2 (часть 1), 5 (часть 2), 25 Конституции Республики Карелия, поскольку они ограничивают право инвалидов на получение социальной поддержки, предоставленной частью 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и не соответствуют ее правовым предписаниям.
Правительству Республики Карелия следует предусмотреть правовой механизм осуществления данной меры социальной поддержки, включающий эффективные гарантии осуществления этой льготы в отношении вышеуказанной группы инвалидов, адекватный его правовой природе и целям (обеспечению инвалидов, которые не имеют достаточных средств и не могут в силу своего физического или психического состояния добыть такие средства своими усилиями), на основании упрощенных правовых процедур, обеспечивающих своевременное и в полном объеме получение этой льготы в соответствии с принципом социальной справедливости.
Вместе с тем Конституционный Суд Республики Карелия учитывает, что утрата оспариваемыми положениями юридической силы с момента провозглашения настоящего постановления создала бы правовой пробел в регулировании правовых отношений, касающихся механизма реализации меры социальной поддержки, предоставленной частью 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В результате в течение определенного периода - до приведения Правительством Республики Карелия правового регулирования в соответствие с настоящим постановлением - граждане, имеющие право на получение этой меры социальной поддержки, были бы лишены возможности его реализовать, что в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 75 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" обуславливает необходимость установления особенностей исполнения настоящего постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 72 (часть 1), 73-75, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:
1. Признать положения пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 7005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов", заключающиеся в словах "по оплате топлива и его доставке в виде возмещения гражданам 50 процентов их стоимости", а также положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Карелия, согласно которым возмещение стоимости топлива и его доставки осуществляется в размере 50 процентов инвалидам только на основании документов, подтверждающих факт приобретения и доставки этого топлива, не соответствующими статьям 2 (часть 1), 5 (часть 2), 25 Конституции Республики Карелия, поскольку они ограничивают право инвалидов на получение меры социальной поддержки, предоставленной частью 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и не соответствуют ее правовым предписаниям.
2. В силу пункта 12 части 1 статьи 75 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление в части утраты юридической силы указанными положениями пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П и пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного этим постановлением Правительства Республики Карелия, подлежит исполнению не позднее 1 апреля 2006 года.
3. Правовая позиция, изложенная в пункте 3 мотивировочной части настоящего постановления, носит общий характер, является обязательной для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в силу пункта 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
4. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
5. В соответствии со статьей 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и официальном издании "Собрание Законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23 января 2006 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П "О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов" и некоторых положений пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Карелия"
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 2 февраля 2006 г. N 11, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2006 г., N 1