Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Е.М.Переплесниной, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена,
с участием сторон: заявительницы О.И.Юзвюк и представителей Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Н.А.Смирновой, Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия М.В.Даниловой, -
руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки О.И.Юзвюк.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.А.Союнена, объяснения сторон, выступления представителей: Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - начальника юридического отдела М.В.Блатковой, Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - главного специалиста О.М.Гребеневой, - исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" от 25 декабря 2004 года N 145, действует в редакции от 16 декабря 2005 года.
Положениями абзаца 3 статьи 3 настоящего Закона предусмотрено, что социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 10-12 статьи 2 данного Закона, осуществляется в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оплата жилой площади с отоплением и освещением производится независимо от вида жилищного фонда.
Заявительница оспаривает конституционность указанных положений в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации" в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием в государственных учреждениях Республики Карелия, расположенных на ее территории в сельской местности и поселках городского типа.
Из обращения следует, что до 1 января 2005 года О.И.Юзвюк и другие квалифицированные специалисты, работавшие и перешедшие на пенсию в сельской местности, а также проживающие совместно с ними члены их семей пользовались натуральной льготой в форме бесплатного жилья с отоплением и освещением на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года, пункта 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года и пункта 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517.
По мнению заявительницы, содержащееся в оспариваемой норме ограничение ее права как пенсионера, проживающего и проработавшего 32 года медицинским работником в сельской местности, на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением пределами социальной нормы площади жилья, региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативами потребления коммунальных услуг и топлива, понижает достигнутый к 1 января 2005 года уровень ее социальной защищенности.
На основании изложенного, заявительница просит признать данные положения республиканского Закона не соответствующими статье 2 (часть 2), статье 5 (часть 2), статье 7 (часть 1), статьям 16, 17, 19 и 25 Конституции Республики Карелия.
В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" суд принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также, исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
2. Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках, было установлено пунктом 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках". Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" это право было сохранено и за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет (пункт 21).
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" вышеназванное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 было признано не действующим на территории Российской Федерации.
Иное регулирование по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением пенсионерам-медикам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности или рабочих поселках, на федеральном уровне отсутствует.
Проверка конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, по существу отменившего данную льготу для рассматриваемой категории граждан, находится за пределами полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.
3. Российская Федерация, в исключительном ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития (пункт "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации), приводит систему социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Федеральный законодатель, разграничивая полномочия по предметам совместного ведения, устанавливая в рамках реформирования системы социальной защиты конкретные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе передавать субъектам Российской Федерации полномочия по определению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов, перечисленных в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Полномочие по обеспечению мерами социальной поддержки пенсионеров - бывших медицинских работников, работавших и проживающих в сельской местности и рабочих поселках, субъектам Российской Федерации не передано.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование названных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части 5 и 6 статьи 26.3.1. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 31 декабря 2005 года).
Из названных законоположений следует, что на Республику Карелия федеральным законом не возложена обязанность по сохранению за пенсионерами-медиками, проработавшими и проживающими в сельской местности и рабочих поселках, льготы на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Законодателю республики предоставлено право в своем законе предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан исходя из своих финансовых возможностей. Это право также вытекает из части 2 статьи 25 Конституции Республики Карелия, согласно которой в республике в соответствии с законом может устанавливаться дополнительное социальное обеспечение.
В связи с этим Республика Карелия в рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией добровольно взяла на себя обязательство по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки пенсионерам, проработавшим в сельской местности и рабочих поселках не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним образованием, в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением.
Исходя из уровня реальных экономических возможностей, существующих на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих ресурсов бюджета республики, данная мера социальной поддержки предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан данной категории.
Таким образом, правовое предписание абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" по своему конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм, регулирующих правоотношения в этой сфере, является дополнительной мерой социальной поддержки, установленной для рассматриваемой категории граждан законодателем Республики Карелия в рамках предоставленных полномочий за счет средств собственного бюджета, не влечет нарушения каких-либо конституционных прав граждан, а потому не противоречит Конституции Республики Карелия.
Положения статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут быть распространены на рассматриваемые правоотношения, поскольку федеральный нормативный правовой акт, предусматривавший льготу по оплате жилья с отоплением и освещением для пенсионеров - бывших медицинских работников в сельской местности, был отменен еще 14 октября 2003 года. А нормативные предписания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, на которые ссылается заявительница, касаются лишь льгот и гарантий, закрепленных в отменяемых названным Федеральным законом нормах, в том числе в отношении только работников организаций здравоохранения.
Республика Карелия вправе изменять в последующем порядок предоставления, форму и объем предоставляемых мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, не снижая уже достигнутого уровня.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 3, 71, 72 (часть 1), 73, 78, 79, 80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Карелия правовое предписание абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", содержащееся в словах "в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации", в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях республики.
2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21 июля 2006 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в связи с обращением гражданки Юзвюк Ольги Ивановны"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2006 г., N 7 (2)