Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена,
с участием представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Титова,
руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С.Г.Ушакова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, объяснения представителя Законодательного Собрания Республики Карелия, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" N 790-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 17 июня 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 7 июля 2004 года, опубликован в газете "Карелия" 10 июля 2004 года, действует в редакции от 27 декабря 2004 года.
Заявитель просит проверить конституционность некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", содержащих отсылочные правовые предписания к федеральным законам, о том, что судьей Конституционного Суда Республики Карелия может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. По мнению депутата С.Г.Ушакова, законодатель Республики Карелия не воспользовался своим правом, предоставленным ему законодательством Российской Федерации, по установлению порядка наделения полномочиями судей Конституционного Суда. Заявитель полагает, что вышеуказанные требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда о возрасте и стаже работы являются очень низкими и не могут обеспечить подбор специалистов, имеющих обширные и глубокие познания в области права, значительный стаж практической деятельности и достаточный жизненный опыт, какими должны обладать судьи Конституционного Суда Республики Карелия, а потому просит признать оспариваемые правовые предписания статьи 8 вышеуказанного республиканского Закона противоречащими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 6 и 66.
При рассмотрении обращения Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права, принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако существуют некоторые особенности правового положения отдельных категорий судей. Эти особенности определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации (статья 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Статус судей Конституционного Суда Республики Карелия регулируется Конституцией Республики Карелия и рассматриваемым республиканским законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и предопределен тем, что судьи Конституционного Суда Республики Карелия осуществляют публично-правовые задачи судебной власти.
В соответствии со статьей 67 Конституции Республики Карелия судьей Конституционного Суда Республики Карелия может быть назначен гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, предъявляемым федеральными законами к кандидату на должность судьи.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, соответствующий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, связанные с толкованием конституции (устава) субъекта Российской Федерации, проверкой конституционности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, юридической силой решений этого суда (части 1 и 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"), свидетельствуют о необходимости формирования Конституционного Суда Республики Карелия специалистами с большим жизненным опытом и значительным стажем юридической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 Определения от 3 октября 2002 года N 233-O пришел к выводу, что положения статьи 119 Конституции Российской Федерации о возрасте (25 лет) и опыте работы по юридической профессии (5 лет) являются минимальными, необходимыми для замещения должности судьи, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Поскольку положения абзаца 6 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают лишь минимальные требования к лицам, претендующим на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, - сами по себе они не препятствуют назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 37-О).
Таким образом, отсылочные положения к федеральному законодательству статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" о требованиях к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия, касающиеся стажа работы по юридической профессии и возраста, не нарушают конституционные принципы, на которых основан статус судей в Российской Федерации, согласуются с правовыми предписаниями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и не противоречат Конституции Республики Карелия.
В рамках имеющихся полномочий законодатель Республики Карелия в процессе правового регулирования, связанного с совершенствованием рассматриваемого республиканского закона, вправе предусмотреть в законе такие процедуры отбора кандидатов на должности судей Конституционного Суда Республики Карелия и наделения судей полномочиями, которые призваны обеспечить наличие у судей необходимых качеств, основной целью которых является формирование независимого, авторитетного и компетентного органа конституционного контроля.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 71, 72 (часть 1), 73, 78, 79, 80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:
1. Признать отсылочные положения к федеральному законодательству статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" о требованиях к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия, касающиеся стажа работы по юридической профессии 5 лет и возраста - 25 лет, не противоречащими Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 1 и 2 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьей 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2006 г., N 6, ст.752