Решение Верховного суда Республики Карелия
от 18 марта 2003 г. N 3-23
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. N 75-Г03-9 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Карелия
в составе председательствующего Михиляйнен И.И. при секретаре Шурухиной Е.В. с участием прокурора Миронова С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Петрозаводске 18 марта 2003 года гражданское дело по заявлению Администрации г.Петрозаводска о признании недействующим п.13 таблицы Приложения 2 к Закону Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия"
установил:
Глава самоуправления г.Петрозаводска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п.13 таблицы Приложения N 2 к Закону РК "О республиканских социальных и финансовых нормативах РК" от 31 марта 2000 года N 404-ЗРК, действующим в редакции Закона РК от 29 июля 2002 года N 615-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия".
Заявление мотивировано тем, что указанным пунктом установлен размер субсидий, направляемых органам местного самоуправления для осуществления ими денежных выплат на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой. По мнению заявителя, указанный пункт устанавливает размер пособия - 14900 руб. в год на одного ребенка без учета возраста и контингента. Данное положение не соответствует федеральному законодательству и нарушает интересы органов местного самоуправления по следующим основаниям.
В соответствии со ст.150 Семейного кодекса РФ на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены натуральные нормы обеспечения. При этом, по утверждению заявителя, п.1 постановления N 409 возлагает обязанность по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы исполнительной власти субъектов РФ.
В силу того, что ГК РФ на местный уровень переданы государственные полномочия по опеке и попечительству, администрация местного самоуправления осуществляет выплату опекунских пособий, при этом в пределах ассигнований, установленных оспариваемой нормой.
В обоснование своего заявления Администрация г.Петрозаводска сослалась на то, что решением Петрозаводского городского суда РК от 25.04.02 п.1 постановления Главы местного самоуправления от 04.07.2000 N 2488 "Об утверждении денежных норм обеспечения детей, находящихся под опекой" признан недействительным с 01.01.02. Глава местного самоуправления обязан решением суда привести постановление в соответствии с требованиями федерального законодательства в части установления размера пособия, исходя из фактических цен региона.
Учитывая, что размер денежного пособия, рассчитанный по ценам региона, превышает размер, установленный оспариваемым положением, данная норма республиканского Закона нарушает права местного самоуправления, возлагав# обязанность по выплате пособий за счет средств местного бюджета.
Кроме того, устанавливая годовой размер опекунского пособия, оспариваемая норма нарушает компетенцию органов местного самоуправления.
По мнению заявителя, оспариваемая норма устанавливает предельный размер годового пособия на детей и не учитывает при этом фактических цен региона, противоречит постановлению Правительства РФ от 20.06.92 N 409, приказу Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199, ст.38 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В судебном заседании представители заявителя Дружинина С.И. и Миммиева А.С. поддержали заявленные требования по указанным выше доводам и просили суд признать оспариваемое положение недействующим с момента идания# правового акта. Дружинина С.И. в суде пояснила, что оспариваемая но не препятствует органам местного самоуправления произвести расчет и назначить опекунское пособие в размере, предусмотренном федеральным законодательством.
Представители ЗС РК Куликовская М.А., Торяник Э.А. и Главы Республики Карелия Карпова Н.С., Егоров С.В. считают заявленные требования необоснованными и просили в удовлетворении заявления отказать, полагая, что указанное требование не основано на законе. Представитель ЗС РК Куликовская М.А. в суде пояснила, что нормативы носят расчетный характер и применяются на стадии формирования республиканского бюджета в сфере регулирования межбюджетных отношений.
Привлеченный к участию в деле представитель Управления Министерства юстиции РФ по РК Беньяминова С.А. полагала, что заявление необоснованно и удовлетворению не подлежит, по оспариваемому Закону в материалах дела имеется экспертное заключение.
Заслушав представителей заявителей, представителей заинтересованных сторон, а также представителя Управления МЮ РФ по РК, заслушав заключение прокурора Миронова С.Ю. изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Закон РК от 31.03.2000 N 404 "О республиканских социальных и финансовых нормативах РК", действует в редакции Закона РК от 29.07.02 N 615-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия". Приложением N 2 к данному Закону установлены республиканские финансовые нормативы расходов на обеспечение населения общеобразовательными услугами. П.13 данного приложения установлен размер субсидии местным бюджетам на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, Мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Данные субсидии установлены в размере 14900 рублей на одного ребенка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 31 марта 2000 г. следует читать как "N 404-ЗРК"
Правомочность законодательного органа субъекта РФ по установлению социальных и финансовых нормативов подтверждена решением Верховного суда РК от 13.09.01 по заявлению Илющенко В.А. о признании Закона РК "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" противоречащим федеральному законодательству. Указанное решение суда оставлено без изменения определением Верховного суда РФ от 12.11.01.
Согласно преамбуле Закона РК "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" республиканские нормативы устанавливаются в целях выравнивания социального развития муниципальных образований республики и удовлетворения потребностей населения общедоступными социальными услугами. В соответствии со ст.3 Закона республиканские социальные и финансовые нормативы устанавливаются и применяются для обеспечения поддержки развития социальной сферы, нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды.
Оспариваемый п.13 Приложения N 2 Закона РК при изложенных обстоятельствах, устанавливая размер помощи местным бюджетам из средств бюджета субъекта РФ на выплату пособия на содержание детей, не устанавливает размер опекунского пособия, который должен рассчитываться в соответствии с требованиями федерального законодательства и устанавливаться органами местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемым положением не нарушена компетенция органов местного самоуправления и требования федерального законодательства, предъявляемые к размеру опекунского пособия.
Представляется несостоятельным довод заявителя о возложении федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов РФ обязанности по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пункт 1 постановления Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, что в свою очередь не означает обязанность органов власти субъектов РФ нести затраты на выплату опекунских пособий и не определяет порядок финансирования данных затрат. Таким образом, указанный довод заявителя не основан на законе.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.150 Семейного кодекса РФ на содержание ребенка, находящегося под опекой, опекуну ежемесячно выплачиваются средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.
В соответствии с требованиями п.1, 2 "Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199, назначение и выплата ежемесячного пособия опекунам осуществляется органами опеки и попечительства. Назначение и выплата денежных средств осуществляется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. (Решением Верховного Суда РФ от 07.04.2000 N ГКПИ 00-248 п.1 Положения был признан соответствующим Конституции РФ, решением Верховного Суда РФ от 23.11.2000 N 00-1199 признан соответствующим федеральному законодательству п.3 постановления Правительства РФ N 409 от 20.06.92.)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения от 23.11.2000 следует читать как "N ГКПИ00-1199"
Согласно п.2 ст.121 Семейного кодекса РФ, ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Вышеприведенными нормативными правовыми актами, как и постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей.
Согласно ст.5 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Вместе с тем, следует отметить, что статья 5 указанного Закона определяет порядок финансирования дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть дополнительные гарантии установленные данным нормативным правовым актом. Согласно ст.1 указанного ФЗ РФ дополнительные гарантии по социальной защите - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите. Таковыми являются: дополнительные гарантии права на образование (ст.6), на медицинское обслуживание (ст.7), на имущество и жилое помещение (ст.8), на труд. Обеспечение опекунов пособиями на содержание подопечного не относится к дополнительным гарантиям, которые предоставляет этот закон. Ссылки заинтересованных лиц на указанный нормативный правовой акт являются несостоятельными.
Ссылка заявителя на решение Петрозаводского городского суда от 25 апреля 2002 года, которым признан недействительным пункт 1 постановления главы самоуправления г.Петрозаводска от 4 июля 2000 года 3# 2488 "Об утверждении денежных норм обеспечения детей, находящихся под опекой (попечительством) с 1 января 2002 года не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего заявления.
Статья 6 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к одной из задач органов местного самоуправления относит обеспечение социальной поддержки населения.
В соответствии с требованиями ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств, федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.
При таких обстоятельствах принятие правомерности позиции заявителя том, что финансовый норматив республики на выплату опекунского пособия должен составлять размер опекунского пособия, исчисленный по нормам установленным Правительством РФ, означало бы возложение расходов по выплате такого пособия только на бюджет субъекта РФ, что не соответствует требованиям указанных выше положений федерального законодательства. Утверждение заявителя о том, что опекунское пособие в размере, установленном Правительством РФ, должно выплачиваться в полном объеме за счет средств бюджета субъекта РФ, не основано на требованиях закона.
Следует отметить, что нормативными правовыми актами Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не предусмотрено непосредственного распределения расходов между источниками финансирования затрат на выплату пособия опекунам на содержание детей. Исходя же из носящей универсальный характер правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в п.4 определения от 09.04.02 N 68-О, отсутствие надлежащим образом установленного в федеральном законе распределения расходов на осуществление предусмотренных законом гарантии между бюджетами всех уровней не препятствует субъектам РФ и муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса предусматривать в своих законах о бюджетах необходимые средства для финансирования гарантий с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
Нельзя также признать обоснованной ссылку заявителя на ст.38 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так как ни оспариваемым нормативным правовым актом, ни иными правовыми актами субъект РФ - Республика Карелия не передавал органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и не принимал решения, влекущего увеличение расходов органов местного самоуправления.
В соответствии с экспертным заключением Управления Министерства юстиции РФ по РК от 20 января 2003 года N 02-681 Закон РК от 31 марта 200 года N 404-ЗРК "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" (с изменениями, внесенными законами республики Карелия от 21.07.2001 г., N 525-ЗРК, от 22.03.2002 г. N 581-ЗРК, от 25.12.2002 г. N 642-ЗРК) соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 404-ЗРК следует читать как "31 марта 2000 г."
На основании изложенного, руководствуясь ст.251-253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Администрации г.Петрозаводска о признании недействующим пункта 13 таблицы Приложения 2 к Закону Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" отказать.
Решение по делу опубликовать в газете "Карелия" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 18 марта 2003 г. N 3-23
Текст решения официально опубликован не был