Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной
с участием сторон: представителя заявителя - адвоката А.П.Ухановой, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Титова, представителя Главы Республики Карелия Л.Н.Хотиной, -
руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 74, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений части 2 статьи 25 и части 10 статьи 42 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Богушова Алексея Владимировича.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые положения указанного республиканского Закона Конституции Республики Карелия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П.Наговицына, объяснения сторон, выступления представителей: Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - О.М.Гребневой, Центральной избирательной комиссии Республики Карелия - А.А.Мухина, Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации - B.C.Коцюбы, - исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия N 683-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 10 июня 2003 года, подписан Главой Республики Карелия 27 июня 2003 года, опубликован в газете "Карелия" 3 июля 2003 года N 70 и действует с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с частью 2 статьи 25 названного республиканского Закона избирательный залог считается внесенным в случае представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии, а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации - с отметкой другой кредитной организации, которую определяет избирательная комиссия муниципального образования.
Согласно части 10 статьи 42 данного Закона все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения избирательной комиссии муниципального образования кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат определяет по согласованию с избирательной комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
А.В.Богушов просит признать правовые предписания части 2 статьи 25 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления Республики Карелия", содержащиеся в словах "филиала Сберегательного банка Российской Федерации" и "а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации", и правовые предписания части 10 статьи 42 данного Закона, содержащиеся в словах "в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации", противоречащими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1, 2 и 3), 6 (часть 2), 8 (часть 3), 41 (пункты 10, 15 части 2).
По мнению заявителя, законодатель Республики Карелия предоставил филиалам Сберегательного банка Российской Федерации, расположенным на территории Республики Карелия, преимущественные права на рынке банковских услуг на проведение финансовых операций в период подготовки и проведения выборов, чем ограничил право определенной категории граждан, проживающих на территории Республики Карелия, быть избранными в представительные органы или главами муниципальных образований, так как лишил их возможности самостоятельно определять кредитную организацию, через которую они могли бы финансировать избирательную кампанию.
Конституционный Суд Республики Карелия, принимая данное решение, рассматривает оспариваемые правовые предписания в системной связи с федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
В федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" законодатель именно Сберегательному банку Российской Федерации предоставил преимущественное, по сравнению с другими кредитными организациями, право проводить финансовые операции с денежными средствами, предназначенными для подготовки и проведения муниципальных выборов, выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания и выборов Президента Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законодательный орган Республики Карелия, принимая оспариваемые законоположения, обязан был учесть волю федерального законодателя.
Следовательно, оспаривая конституционность указанных правовых предписаний республиканского Закона по этим основаниям, заявитель, по существу, оспаривает конституционность положений соответствующих норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что фактически означает оценку соответствия этих положений названного Федерального закона Конституции Республики Карелия и является недопустимым, так как выходит за рамки полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.
Кроме того, заявитель считает, что предоставление Законом Республики Карелия филиалам Сберегательного банка Российской Федерации преимущественного права перед другими банками на рынке банковских услуг на проведение финансовых операций в период избирательной кампании в муниципальные органы связано с регулированием отношений в области банковской деятельности. Регулирование вопросов, связанных с банками и банковской деятельностью, является исключительной прерогативой федерального законодателя, поэтому, по мнению заявителя, присутствие в республиканском законе таких норм недопустимо, даже при условии, что они соответствуют федеральному закону.
Доводы, приведенные заявителем в этой части его требований, свидетельствуют о том, что указанные законоположения оспариваются им в связи с дублированием в рассматриваемом республиканском Законе правовых положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия, что и образует предмет рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия по настоящему делу.
2. Конституция Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71), а защиту прав и свобод человека и гражданина - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся также вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72). Из этого следует, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основе полномочий, закрепленных в вышеуказанных статьях Конституции Российской Федерации, был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как следует из статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации и статьи 5 (часть 2) Конституции Республики Карелия, законы и иные нормативные правовые акты Республики Карелия, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применяется федеральный закон. Это требование обращено как к республиканскому законодателю, так и ко всем правоприменительным органам в Республике Карелия.
Оспариваемые правовые предписания части 2 статьи 25 и части 10 статьи 42 республиканского Закона в точности воспроизводят соответствующие положения части 9 статьи 38 и части 11 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и, как видно из их буквального содержания, не регулируют правовые отношения, связанные с банками и банковской деятельностью, которые являются предметом исключительного ведения Российской Федерации.
Эти нормы республиканского Закона, также как и указанные нормы Федерального закона, регулируют вопросы, касающиеся порядка организации и проведения муниципальных выборов. Такое регулирование, относящееся к избирательному законодательству, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 195-О, нормы закона субъекта Российской Федерации, по сути воспроизводящие федеральное регулирование, осуществленное в рамках полномочий субъекта Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в этом смысле не противоречат конституционным предписаниям.
Следовательно, действия законодателя Республики Карелия по инкорпорированию положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в республиканский Закон с целью принятия в Республике Карелия целостного нормативного правового акта, последовательно регулирующего все необходимые действия при проведении муниципальных выборов, в рамках своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Карелия согласуются с Конституцией Республики Карелия.
Таким образом, правовые предписания части 2 статьи 25 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления Республики Карелия", содержащиеся в словах "филиала Сберегательного банка Российской Федерации" и "а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации", и правовые предписания части 10 статьи 42 данного Закона, содержащиеся в словах "в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации", с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами не противоречат Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 6, 70-75, 78-80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Признать правовые предписания части 2 статьи 25 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления Республики Карелия", содержащиеся в словах "филиала Сберегательного банка Российской Федерации" и "а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации", и правовые предписания части 10 статьи 42 данного Закона, содержащиеся в словах "в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации", соответствующими Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2007 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений части 2 статьи 25 и части 10 статьи 42 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия" в связи с обращением гражданина Богушова Алексея Владимировича"
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 15 января 2008 г. N 3 (1724), в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 12 (2), ст.1691