Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной
с участием сторон: представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.А.Евстигнеевой, представителя Главы Республики Карелия - М.В.Даниловой, -
руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 74, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение заслуженного учителя школы РСФСР, ветерана труда Российской Федерации, пенсионерки Спрыжовой Нины Александровны.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н.Фотиной, объяснения сторон, выступления представителей: Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - О.А.Беспалой, Министерства финансов Республики Карелия - Р.Г.Кузнецова, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - М.В.Петинова, - исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия N 874-ЗРК "Об образовании" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 15 апреля 2005 года, подписан Главой Республики Карелия 29 апреля 2005 года, опубликован в газете "Карелия" 7 мая 2005 года N 48, действует с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 6 данного Закона (в редакции от 18 июня 2007 года) проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики Карелия, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Н.А.Спрыжова более десяти лет проживала и работала педагогом в муниципальном образовательном учреждении сельской местности Мурманской области, вышла на пенсию из этого учреждения и переехала в поселок Лоухи Республики Карелия, где постоянно проживает в настоящее время.
Проживая в Республике Карелия, заявительница не пользуется мерой социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, поскольку на момент выхода на пенсию работала в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности за пределами Республики Карелия.
В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявительница утверждает, что абзац 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в той части, в какой он связывает предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением перешедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим за пределами городов и проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в сельской местности, поселках городского типа, с обязательным условием работать на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на территории Республики Карелия, нарушает принцип конституционного равенства прав граждан, допускает ограничение права граждан на свободу передвижения, нарушает единство правового пространства, а потому не согласуется со статьями 2, 5 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 19 Конституции Республики Карелия.
Положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия. В постановлении от 8 ноября 2007 года Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу, что в этой норме правовое предписание, содержащееся в словах "на территории Республики Карелия", не соответствует Конституции Республики Карелия, поскольку связывает право педагогов-пенсионеров, проживающих в сельской местности, на получение указанной меры социальной поддержки с обязанностью проработать не менее десяти лет в образовательных учреждениях, расположенных только на территории Республики Карелия.
В рассматриваемом обращении оспаривается конституционность предписания этой же нормы только в части установления для льготополучателей, в числе иных требований, обязанности работать перед выходом на пенсию в образовательных учреждениях исключительно Республики Карелия.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании", содержащееся в словах "Республики Карелия", как устанавливающее одним из обязательных условий получения меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогами-пенсионерами, проживающими в сельской местности, - выход на пенсию из государственных или муниципальных образовательных учреждений, расположенных только на территории Республики Карелия.
В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
2. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования, жилищное законодательство и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж", "к" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для решения определенных федеральным законодательством задач в области образования, защиты прав работников образовательных учреждений и мер их социальной поддержки, в том числе в жилищной сфере, законодатель разграничил компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 3, 28, 29, 31 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 7 Конституции Республики Карелия).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее десяти лет, и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-О-П "указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Таким образом, вид указанной меры социальной поддержки и круг ее получателей определены федеральным законодательством. Полномочием субъектов Российской Федерации в силу части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) является установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
В настоящее время в Республике Карелия правовые отношения по порядку предоставления этой меры социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам в сельской местности урегулированы рассматриваемым Законом Республики Карелия "Об образовании".
3. Согласно статьям 2, 5 и 16 (части 1 и 2), 19 Конституции Республики Карелия обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, общими принципами и нормами международного права. В Республике Карелия гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами все педагоги, отработавшие не менее десяти лет в образовательных учреждениях сельской местности и проживающие в сельской местности после выхода на пенсию, подлежат равной социальной защите как лица одной категории.
Право педагогических работников, проживающих за пределами городов, проработавших не менее десяти лет в сельской местности и вышедших на пенсию, на получение жилищно-коммунальной льготы должно быть обеспечено независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации находилось образовательное учреждение, в котором они работали перед выходом на пенсию. Иное противоречило бы смыслу и назначению указанной меры социальной поддержки, установленной федеральным законодательством.
Однако республиканский законодатель фактически разделил педагогов-пенсионеров сельских школ, имеющих право на жилищно-коммунальные льготы, в зависимости от региональной принадлежности образовательных учреждений сельской местности, в которых они работали на момент выхода на пенсию. При этом он оставил право на получение рассматриваемой меры социальной поддержки только за педагогами, вышедшими на пенсию из государственных или муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия.
Такое правовое регулирование привело к нарушению конституционного принципа равенства, правовой справедливости и единства правового пространства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Кроме того, эти правовые предписания республиканского Закона допускают ограничение закрепленного статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на свободу передвижения и выбор места жительства, поскольку связывают получение меры социальной поддержки с выходом на пенсию из образовательных учреждений только на территории Республики Карелия.
Правовой режим подобных ограничений может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 16 Конституции Республики Карелия).
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу, что правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании", содержащееся в словах "Республики Карелия", как устанавливающее одним из обязательных условий получения меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогами-пенсионерами, проживающими в сельской местности, - выход на пенсию из государственных или муниципальных образовательных учреждений, расположенных только на территории Республики Карелия, нарушает конституционный принцип равенства граждан, допускает ограничение права граждан на свободу передвижения, нарушает единство правового пространства, а потому не отвечает требованиям Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 5 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 19.
Руководствуясь статьями 6, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 5 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 19 правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании", содержащееся в словах "Республики Карелия", как устанавливающее одним из обязательных условий получения меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогами-пенсионерами, проживающими в сельской местности, - выход на пенсию из государственных или муниципальных образовательных учреждений, расположенных только на территории Республики Карелия.
2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 25 марта 2008 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в связи с обращением гражданки Спрыжовой Нины Александровны"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 3 (2), ст.368