Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной
с участием сторон: представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.А.Евстигнеевой, представителя Главы Республики Карелия - М.В.Даниловой, -
руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 74, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Лоухского районного суда Республики Карелия.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П.Наговицына, объяснения сторон, выступления представителей: Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - Д.В.Горшкова, Министерства финансов Республики Карелия - Р.В.Пахоменко, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - М.В.Петинова, Министерства образования Республики Карелия - С.В.Егорова, Отдела образовательных учреждений службы управления персоналом Октябрьской железной дороги - Г.А.Гоголевой, - исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Закон Республики Карелия N 874-ЗРК "Об образовании" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 15 апреля 2005 года, подписан Главой Республики Карелия 29 апреля 2005 года, опубликован в газете "Карелия" 7 мая 2005 года N 48, действует с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 6 данного Закона (в редакции от 7 июня 2007 года) проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из обращения следует, что в Лоухский районный суд Республики Карелия обратилась гражданка Р.Ф.Ларионова, проживающая в сельской местности, проработавшая воспитателем и заведующей в детских садах поселка Лоухи более 35 лет, на момент выхода на пенсию в 2000 году работавшая в образовательном учреждении детский сад N 71 станции Лоухи Отдела учебных заведений Октябрьской железной дороги. Государственным учреждением "Центр социальной работы Лоухского района" ей было отказано в предоставлении льготы в виде права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением по тем мотивам, что на момент выхода на пенсию она работала не в государственном или муниципальном образовательном учреждении Республики Карелия.
Лоухский районный суд Республики Карелия полагает, что положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании", подлежащие применению в деле Р.Ф.Ларионовой, нарушают в отношении нее конституционный принцип равенства по сравнению с теми пенсионерами - бывшими педагогами, которые на момент выхода на пенсию работали в образовательном учреждении, отнесенном к государственному ведению Республики Карелия или к ведению одного из ее муниципальных образований, а потому просит признать не соответствующими статьям 2 (часть 2), 16 (части 1 и 2) и 19 (часть 2) Конституции Республики Карелия правовые предписания данной нормы в части слов "государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия".
Отдельные положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия. Постановлениями Конституционного Суда Республики Карелия от 8 ноября 2007 года и от 25 марта 2008 года правовые предписания данной нормы, содержащиеся в словах "на территории Республики Карелия" и "Республики Карелия", признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия. В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" постановления Конституционного Суда Республики Карелия действуют непосредственно, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению всеми правоприменителями, в том числе и Государственным учреждением "Центр социальной работы Лоухского района".
Как следует из представленных в Конституционный Суд Республики Карелия документов, в 2000 году, то есть на момент выхода на пенсию Р.Ф.Ларионовой, детский сад N 71 станции Лоухи являлся государственным учреждением образования Министерства путей сообщения Российской Федерации, а значит, каких-либо препятствий на получение Р.Ф.Ларионовой рассматриваемых мер социальной поддержки не имеется. В связи с изложенным, отсутствует основание к рассмотрению дела в этой части, как оно определено в пункте 1 части 2 статьи 33 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
2. Однако Конституционный Суд Республики Карелия, осуществляя правосудие на территории Республики Карелия посредством конституционного судопроизводства, и в силу статьи 83 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" должен оценивать конституционность оспариваемых в запросе положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в отношении неопределенного круга лиц, в данном случае - педагогических работников, перешедших на пенсию из образовательных учреждений, не отнесенных к государственным или муниципальным образовательным учреждениям.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее десяти лет, и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
Названные нормативные правовые акты действуют в системной связи с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и с учетом правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-О-П.
Из указанного федерального правового регулирования следует, что право на получение указанной меры социальной поддержки педагогическими работниками после их перехода на пенсию находится в неразрывной связи с правом на получение ими этой льготы в период их работы в образовательных учреждениях сельской местности.
Это же касается и регулирования рассматриваемых правовых отношений в Законе Республики Карелия "Об образовании".
Согласно абзацу 1 части 3 статьи 6 данного Закона педагогические работники государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, и в абзаце 2 части 3 статьи 6 данного Закона содержатся правовые предписания о том, что право на указанную меру социальной поддержки должно быть заработано в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Оспариваемые положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в отношении пенсионеров - бывших педагогов логически вытекают из законоположений абзаца 1 части 3 статьи 6 этого Закона в отношении работающих педагогов, в связи с чем невозможно оценить конституционность оспариваемых правовых предписаний без оценки соответствия Конституции Республики Карелия аналогичных правовых предписаний абзаца 1 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
В соответствии со статьей 74 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" суд принимает решение только по предмету, указанному в обращении, а потому Конституционный Суд Республики Карелия по собственной инициативе не вправе рассматривать вопрос конституционности правовых предписаний абзаца 1 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Данный вывод согласуется с правовыми позициями, выработанными Конституционным Судом Республики Карелия в постановлениях от 9 апреля 1999 года и от 1 июля 1999 года.
Кроме того, в судебном заседании не установлено фактов нарушения оспариваемыми правовыми предписаниями права на данную меру социальной поддержки кого-либо из числа указанных педагогов, вышедших на пенсию из образовательных учреждений, не относящихся к государственным или муниципальным.
В соответствии со статьей 68 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что обращение в соответствии с настоящим Законом не является допустимым, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Учитывая, что проверка оспариваемых правовых предписаний требует оценки конституционности аналогичных положений абзаца 1 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании", которые заявителем не оспариваются, а Конституционный Суд Республики Карелия не вправе выйти за пределы обращения, производство по данному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 68, 71, 72 (часть 2), 74 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия определил:
1. Прекратить производство по делу по обращению Лоухского районного суда Республики Карелия о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
2. Согласно статье 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", статье 6 (часть 1), статье 27 (часть 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 30 мая 2008 г. "О прекращении производства по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в связи с обращением Лоухского районного суда Республики Карелия"
Текст определения опубликован в газете "Карелия" от 9 августа 2008 г. N 87, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 5, ст. 690