Решение Арбитражного суда Республики Карелия
от 23 сентября 2004 г. N А26-8527/04-210
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А26-8527/04-210 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Карелия,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску о признании частично недействительным решения от 28.07.2004 года N 4.3-128,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Открытое акционерное общество (далее - общество, ОАО) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) от 28.07.2004 года N 4.3-128 в части доначисления налога на прибыль в сумме 40441 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 27908 руб. 35 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Представители ответчика иск не признали, при этом указав доводы, изложенные в отзыве от 02.09.2004 года N 2.1-03/04.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании решения заместителя руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску от 30.03.2004 года N 4.3-20 проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года.
Выводы проверки отражены в акте от 30 июня 2004 года N 4.3-154. После рассмотрения возражений по акту проверки, принято решение от 28 июля 2004 года N 4.3-128 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе выездной налоговой проверки выявлено следующее:
П.2.11.16 акта; пункт 5.15 решения. В декларации по налогу на прибыль за 2002 год (с учетом измененной декларации) в приложении N 7 к листу 02 по строке 050 предприятием в нарушение пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации в составе расходов были учтены суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, предъявленные МУП за 2001 год (счет-фактура N П/170 от 15.10.2001 года на 41666 руб. без НДС) и за 1999 год (сумма 15319 руб. без НДС). В результате допущенного нарушения внереализационные расходы, заявленные предприятием в декларации по налогу на прибыль, завышены на 56985 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым решением в части пункта 5.15, общество обжаловало его в арбитражный суд. Обществом обжалуется вывод налоговой инспекции о неправомерном отнесении платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, предъявленных МУП к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль и, что налог на добавленную стоимость, предъявленный этой же организацией, в счетах-фактурах за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, не подлежит вычетам. Общество считает, что данные платежи относятся к материальным расходам на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации "Расходы на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод". Они не являются платежами за сбросы в окружающую среду, а на основании абзаца 3 пункта 4.4 договоров на 201, 202, 2033 годы между МУП ОАО и выставленных счетов - это платежи за сброс в городскую систему канализации, то есть это повышенная плата за услуги на основании заключенных договоров.
Общество считает правомерным отнесение данных затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, а НДС, выставленный и оплаченный, подлежит вычетам.
По мнению суда, доводы общества являются правомерными и им правильно применены нормы налогового законодательства.
Налоговая инспекция, аргументируя обоснованность доначисления налога на прибыль и НДС, указала на нарушение обществом пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данным пунктом предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются в качестве расходов суммы налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Как правильно указал представитель общества, данный пункт регламентирует расходы в виде сумм налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду также относятся к налогам.
Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 Кодекса продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" одним из видов платежей за пользование природными ресурсами.
В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам.
По мнению суда, в данном случае, при оплате услуг по договорам N 823 на прием сточных вод, речь идет не о налоге, а об оплате услуг сторонней организации.
Все платежи, и нормативные и сверхнормативные, которые указаны в заключенных между АООТ (в настоящее время - ОАО) и МУП договорах являются не налогом, а оплатой услуг сторонней организации за прием сточных вод и загрязняющих веществ, в силу чего согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит включению в состав материальных расходов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Таким образом, заявленные требования общества подлежат удовлетворению полностью.
Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика. Учитывая финансирование налоговой инспекции за счет средств федерального бюджета, она освобождается от ее уплаты.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявление открытого акционерного общества удовлетворить. Признать недействительным, как несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, принятое Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводске решение от 28.07.2004 года N 4.3-128 в части доначисления налога на прибыль в сумме 40441 руб. 00 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций, налога на добавленную стоимость в размере 27908 руб. 35 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества.
2. Возвратить открытому акционерному обществу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., перечисленную платежным поручением от 16.08.2004 года N 4111.
3. Обеспечительные меры, предусмотренные определением от 18.08.2004 года, сохранить до вступления решения в законную силу.
4. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 257 и 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 сентября 2004 г. N А26-8527/04-210 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Карелия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании