Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 6 декабря 2010 г. N 564 р-П
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия":
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство образования Республики Карелия, государственными заказчиками Программы: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями.
3. Министерству образования Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.
Глава |
А.В. Нелидов |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 6 декабря 2010 г. N 564 р-П)
Раздел I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Главное конкурентное преимущество устойчиво развивающейся Республики Карелия связано с возможностью совершенствования ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения экономического роста республики в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики инновационного развития образования, определенной с учетом реализации национального проекта в области образования, в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России и Карелии на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы республика сможет обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. При этом необходимо рассматривать задачу развития образования как межотраслевую, а результаты развития как комплекс социальных услуг, обеспечивающих ресурсы устойчивого развития территорий республики.
Проект Программы развития образования нацелен на обеспечение государственных гарантий доступности нового качества образования всех уровней в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", реализацию принципа непрерывности профессионального образования, повышение эффективности реализуемых образовательных программ и образовательных услуг.
С этой целью необходимо:
- повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;
- усовершенствовать региональную систему оценки качества образования с расширением участия потребителей;
- совершенствовать внедренные в систему образования новые организационно-экономические механизмы: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда учителя, рост их доходов, внедрение стимулирующих принципов оплаты труда за качество работы и обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов;
- построить систему непрерывного профессионального роста педагогов, привлечь в сферу образования молодых и квалифицированных специалистов;
- повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность системы образования.
Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Карелия, в соответствии с приоритетными направлениями Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", повышение роли образования в социальной консолидации российского общества.
Для достижения стратегической цели решаются следующие стратегические задачи:
1) создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса, направленных на реализацию Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
2) развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального), комплексная программа модернизации профессионального образования;
3) формирование эффективных механизмов управления на результат, оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий и проектов по ряду направлений, носящих межведомственный характер, их достижение обеспечивается консолидированными действиями по реализации мероприятий Программы.
2. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой Программы
Министерство образования Республики Карелия является государственным заказчиком-координатором Программы.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. Органы местного самоуправления вносят свои предложения в стратегические задачи и системные мероприятия, участвуют в реализации Программы, её отдельных мероприятий на конкурсной основе или по согласованию.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в приоритетных направлениях Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", поручениях Президента Российской Федерации, в "Стратегии экономического и социального развития Республики Карелия до 2020 года" (далее - Стратегия 2020). Применительно к периоду действия настоящей Программы они сводятся к следующему:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названной Стратегии следует читать как "Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года"
- обеспечение доступности качественного общего образования в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения;
- развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до высшего профессионального);
- повышение качества профессионального образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования в условиях новой отраслевой системы оплаты труда и бюджетирования, ориентированного на результат.
Решение этих задач в 2011-2015 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
отсутствие сформированных требований к содержанию и качеству образования со стороны потребителей и рынка труда;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики.
Реализация приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" возложена на субъекты Российской Федерации поручениями Президента Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N Пр-259, в том числе по разработке региональных планов по модернизации общего образования. Механизмом реализации региональных планов и является долгосрочная целевая Программа.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов
Современная система образования Республики Карелия, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо. Нуждается в совершенствовании запущенный новый финансово-экономический механизм обеспечения развития, перехода к новым образовательным результатам, к региональной системе оценки качества образования, к эффективности использования ресурсов.
У органов управления образованием всех уровней и у образовательного сообщества в целом есть понимание того, что образование должно быть непрерывным. Но при этом сама система непрерывного образования не сформирована, а понимание ее структуры и инструментов реализации иногда различается даже на профессиональном уровне.
К общесистемным проблемам относится бюджетное недофинансирование системы образования в условиях недостаточной эффективности использования бюджетных расходов на образование.
Другой общесистемной проблемой является сложная кадровая ситуация в образовании. В системе образования республики сохраняется большая численность преподавателей пенсионного возраста (28%). Практически на всех уровнях образовательной системы мало молодых учителей и преподавателей, а среди преподавателей преобладают женщины, при этом российский показатель доли женщин в численности преподавательского персонала образовательных учреждений является одним из самых высоких в мире.
Сложной остается ситуация с материально-технической базой системы образования, включая все ее составляющие. Предпринятые меры по обновлению и развитию материально-технической базы не позволили преодолеть ее общее моральное и физическое старение. Остается проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, формирования современных условий организации образовательного процесса, полноценного школьного питания. Несмотря на успешные процессы информатизации системы образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в предыдущие годы, ускорение темпов модернизации компьютерных технологий требует сегодня технического и технологического обновления.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
отсутствие государственной поддержки доступа к программам дошкольного образования, особенно предшкольной подготовки для всех жителей республики;
замедление перехода к образовательному стандарту нового поколения в общем образовании;
неполное введение к 2015 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2022 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в республике, что создаст напряженность на рынке труда;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных муниципалитетов, территорий и групп населения;
усиление тенденции "старения" педагогических кадров, дефицит педагогических кадров и управленцев нового поколения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период в рамках программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах".
В ходе выполнения программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах" и реализации комплексного проекта модернизации образования на территории Республики были заложены основы и реализованы мероприятия и проекты в области:
- модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования;
- внедрения нового финансово-экономического механизма в общем образовании на основе нормативного подушевого финансирования, новой отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на результат, перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность;
- формирования республиканской системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений, повышения доли обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям к качеству условий организации образовательного процесса;
- оптимизации структуры сети общего и профессионального образования;
- внедрения новых технологий и средств обучения на основе электронных образовательных ресурсов (подключены все образовательные учреждения к глобальным образовательным сетям Интернет, обновлена компьютерная техника);
- совершенствования институциональных механизмов управления образованием, включая расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями.
Программа "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах", комплексный проект модернизации образования на территории Республики Карелия создали условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе современных технологий, и, как следствие, к новым образовательным результатам, отвечающим современным требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности, сформулированными в виде основных приоритетов Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Переход к стратегии инновационного развития Российской Федерации и Республики Карелия, заложенный в целях "Стратегии 2020", предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации. Без инновационных процессов, механизмов, технологий и социальных институтов невозможно модернизировать систему образования, ориентируя её на новые образовательные результаты, новые социально значимые ценности, определяемые приоритетами Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Программа является механизмом достижения этой цели.
4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Достижение поставленных в программе целей - новых образовательных результатов через модернизацию системы образования и управление инновационными процессами потребует применения эффективных механизмов, методов управления, ориентированных на результат. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений и антикризисных мероприятий.
Несмотря на результаты, достигнутые в ходе реализации предыдущей программы развития системы образования, сохраняются многочисленные проблемы, требующие их приоритетного разрешения. Даже новые системообразующие факторы развития, полученные на предыдущем этапе, требуют совершенствования, укоренения, перехода в новое качественное состояние.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития Республики Карелия.
Реализация мероприятий Программы носит межуровневый и межведомственный характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных республиканских органов исполнительной власти, и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую республиканскую образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии муниципальных систем образования и формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы, являющейся механизмом реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", поручений Президента Российской Федерации и задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий республиканского масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения результатов на региональном, межведомственном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании и в социальной сфере в целом.
Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод. Его использование при решении проблем предполагает синтез целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
- с недостатками в управлении Программой;
- с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
- с неразвитостью нормативно-правовой базы инновационного развития;
- с недофинансированием Программы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы государственной власти Республики Карелия, муниципальные органы власти, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Отсутствие индикативного управления Программой и недостаточный учет результатов мониторинга хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования вследствие глобального финансово-экономического кризиса, и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационное развитие, может привести к правовому сдерживанию запуска эффективных механизмов достижения ожидаемых результатов Программы.
Недофинансирование отдельных мероприятий или отдельных подпрограмм Программы снизит комплексную эффективность ожидаемых результатов, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Раздел II. Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы с приведенными целевыми показателями и сроками решения проблемы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития Республики, связанные со сферой образования:
формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;
содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования в Республике Карелия;
формирование патриотизма и самоидентичности жителя Республики Карелия;
обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
а) на республиканском уровне:
более полным удовлетворением потребностей в квалифицированных кадрах интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений, внедрение механизмов управления, ориентированных на результат;
повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
повышение качества управления в системе образования;
модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования;
повышение эффективности подготовки специалистов всех уровней;
снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования;
б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
увеличение количества инновационно-активных образовательных учреждений и сетевых образовательных структур;
совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры;
рост негосударственного финансирования образовательных программ;
повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и производства;
в) в сфере социальной привлекательности образования:
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;
повышение уровня заработной платы работников сферы образования;
предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли;
развитие системы подготовки квалифицированных педагогических и управленческих кадров;
г) в бюджетной сфере:
концентрация средств бюджета Республики Карелия на развитии системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования;
повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов, повышение эффективности использования бюджетных расходов в сфере образования;
содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной грамотности учащихся);
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
снижение различий между образованиями, полученными в городах и сельских поселениях (по результатам единого государственного экзамена);
расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности изучения языков и культуры народов, проживающих на территории Республики Карелия;
расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);
увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
увеличение численности учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров
(увеличение количества учреждений начального, среднего образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);
увеличение численности молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
г) повышение эффективности финансирования образования:
сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов;
обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);
расширение системы программно-целевого финансирования образования (рост числа муниципалитетов и образовательных учреждений, финансирующих развитие образования на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса республиканских образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ);
д) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:
развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);
развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);
развитие общественно-гражданских форм управления в системах муниципального образования (увеличение удельного веса муниципалитетов, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием);
развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов местного самоуправления, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля муниципалитетов, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый доступ, доля учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый доступ).
Целевые показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении.
Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом, сроки и этапы реализации целевой программы.
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
На первом этапе реализации Программы (2011-2012 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с обеспечением комплекса условий для внедрения нового федерального государственного стандарта общего образования, в том числе и на совершенствование финансово-экономического механизма развития отрасли, повышающего эффективность использования бюджетных средств.
На втором этапе (2013 год) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высоко затратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования.
На третьем этапе (2014-2015 годы) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, нормативно-правовое закрепление апробированных результатов, полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется изменение показателей, мониторинг реализации Программы, характеризующий ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.
Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и реструктуризации и т.д.).
В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения стандартов общего образования нового поколения, индивидуализации в подход развития всех детей независимо от уровня образования, модернизации профильного обучения, создания республиканской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития системы повышения и переподготовки педагогических и управленческих кадров.
Раздел III. Оценка ожидаемой результативности предлагаемого решения проблемы с приведением для целей и задач показателей конечных и непосредственных результатов
Оценкой ожидаемой эффективности достижения стратегической цели Программы является рост удовлетворенности качеством образования, повышение роли образования в социальной консолидации российского общества.
Показатель достижения - уровень доступности качественного образования, в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально-ориентированного развития Республики Карелия для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья1.
Показателем конечного результата решения первой стратегической задачи - "Создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса, направленных на реализацию Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", является рост удельного веса обучающихся, достигающих современных образовательных результатов в соответствии с требованиями качества образовательных результатов по новым государственным стандартам общего образования и требованиями к качеству условий организации образовательного процесса с 62% в 2010 году до 75% в 2015 году.
Результативность решения стратегической задачи "Создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса", направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" обеспечивается путем реализации приоритетных задач модернизации общего образования, конкретных тактических задач и программных мероприятий по следующим направлениям:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Развитие самостоятельности школ.
Решение второй стратегической задачи - "Развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального), модернизация профессионального образования" обеспечивается путем решения тактических задач и реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение доступности услуг дошкольного образования через расширение сети дошкольных образовательных учреждений различной организационно-правовой формы;
- внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и равные стартовые условия для обучения в начальной школе по образовательным стандартам нового поколения;
- реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования на основе их кооперации и интеграции, непрерывности образовательных программ довузовского профессионального образования, перехода на европейские стандарты и квалификационные требования по подготовке специалистов;
- формирование ресурсных центров профессионального образования, учебно-производственных комплексов и учебных фирм; педагогического университетского комплекса республики;
- построение республиканской образовательной информационной сети, обеспечивающей доступность дистанционных программ общего и профессионального образования, информационных и образовательных ресурсов нового поколения (республиканский образовательный портал), подключение к глобальным информационным сетям большинства образовательных учреждений и организаций;
- создание независимых центров присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций, которые будут аккредитовываться ассоциациями работодателей;
- развитие системы внешних рейтингов и общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда Республики Карелия;
- внедрение инновационных программ прикладного бакалавриата и прикладных квалификаций с целью непрерывной подготовки и переподготовки конкурентоспособных рабочих кадров для высокотехнологичных производств инвестиционных отраслей (машиностроение и судостроение) экономики Республики Карелия на базе Петрозаводского ГОУ СПО РК "Индустриальный колледж" и "Северный колледж";
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций;
- модернизация системы повышения квалификации работников образования: внедрение модульной накопительной персонифицированной системы непрерывного повышения квалификаций, дистанционных технологий обучения и консультирования работников образования.
Интегральным показателем решения конечного результата поставленной стратегической задачи является рост удовлетворенности потребителей качеством образовательных программ дошкольного и профессионального образования.
Показателями непосредственного результата являются:
рост удельного веса численности детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста с 78% в 2010 году до 90% в 2015 году;
рост удельного веса выпускников профессионального образования, трудоустроившихся по специальности в первый год после окончания учреждения, с 64% в 2010 году до 90 % в 2015 году.
Решение третьей стратегической задачи - "Формирование эффективных механизмов управления на результат, оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей" обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
- создание системы измерения качества образования по всем уровням образования;
-совершенствование механизмов привлечения потребителей, общественных институтов к контролю и оценке качества образования;
- участие в федеральных сопоставительных исследованиях, подготовка экспертов с учетом федеральных стандартов;
- внедрение механизмов и инструментария применения обновленных лицензионных условий образовательных учреждений всех типов и видов на всех уровнях образования;
- разработка технологий и информационно-методическое обеспечение обновленных процедур государственной аккредитации образовательных учреждений;
- совершенствование механизмов и методик независимых объективных внешних оценок качества образовательных программ профессионального образования в процедуре государственной аккредитации;
- создание нормативного, методического и программного обеспечения формирования и обновления информационных ресурсов, содержащих сведения об образовательных услугах, предоставляемых гражданам и организациям;
- переход к методам управления, ориентированного на результат, на всех уровнях управления;
- развитие мониторинга экономики образования;
- внедрение в органах управления образованием и образовательных учреждениях современных инструментов финансового менеджмента;
- обеспечение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием на всех уровнях через предоставление публичных докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Показателем конечного результата достижения третьей стратегической задачи является рост удельного веса количества образовательных стандартов и программ, разработанных, обновленных, прошедших экспертизу при участии потребителей и общественных институтов, с 5% в 2010 году до 30% в 2015 году.
Для оценки ожидаемой результативности предполагаемого решения проблемы для целей и задач в приложении приведены ожидаемые результаты и показатели конечных, непосредственных результатов реализации основных мероприятий Программы.
Целевой индикатор рассчитывается на основании свертки ряда показателей доступности с соответствующими весами: доступность профессионального образования для сельских жителей и жителей удаленных территорий, доступность высшего образования для граждан из социально уязвимых групп населения.
Приложение
к Концепции долгосрочной целевой
программы "Развитие образования
в Республике Карелия в 2011-2015 годах"
Система
целевых индикаторов и показателей оценки эффективности долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах"
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовое значение (2010 год) |
Конечное значение (2015 год) |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стратегическая задача "Создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" | |||||
1. |
Удельный вес (доля) обучающихся начальной школы, перешедших на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования |
проценты |
0 |
100 |
годовая оценка |
2. |
Доля образовательных учреждений общего образования, принявших новые программы основного и среднего (полного) общего образования |
проценты |
0 |
100 |
годовая оценка |
3. |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, повысивших свою квалификацию от общего количества педагогов, реализующих новый ФГОС общего образования |
проценты |
0 |
100 |
годовая оценка |
4. |
Доля общеобразовательных учреждений, участвующих в системе электронного мониторинга качества |
проценты |
80 |
100 |
годовая оценка |
5. |
Доля аккредитационных процедур, осуществляемых с участием представителей общественности и потребителей от общего числа процедур по оценке качества общего образования |
проценты |
60 |
100 |
годовая оценка |
6. |
Доля общеобразовательных учреждений, внедривших модель учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в том числе и внеучебных |
проценты |
0 |
50 |
годовая оценка |
7. |
Доля общеобразовательных учреждений, внедривших модели оценки качества работы по социализации личности |
проценты |
0 |
20 |
годовая оценка |
8. |
Доля обучающихся, участвующих в конкурсах продуктивного образования и иных мероприятиях, направленных на проявление успешности в различных сферах деятельности |
проценты |
15 |
30 |
годовая оценка |
9. |
Рост лауреатов различных премий для поддержки талантливой молодежи |
проценты |
0 |
20 |
годовая оценка |
10. |
Доля обучающихся, охваченных программами поддержки одаренных детей |
проценты |
10 |
25 |
годовая оценка |
11. |
Доля образовательных учреждений, получающих финансирование на основе норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей |
проценты |
0 |
20 |
годовая оценка |
12. |
Доля педагогических и управленческих работников, прошедших аттестацию по новой модели |
проценты |
0 |
30 |
годовая оценка |
13. |
Доля управленческих кадров, прошедших повышение квалификации профессиональных менеджеров |
проценты |
5 |
40 |
годовая оценка |
14. |
Доля образовательных учреждений, в которых доля фонда стимулирования профессиональной деятельности достигает более 20% от общего фонда оплаты труда |
проценты |
5 |
60 |
годовая оценка |
15. |
Доля общеобразовательных учреждений, реализующих вариативную модель инклюзивного образования |
проценты |
0 |
20 |
годовая оценка |
16. |
Доля детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, охваченных программами дистанционного обучения |
проценты |
65 |
100 |
годовая оценка |
17. |
Доля образовательных учреждений, в которых созданы и действуют органы государственно-общественного управления |
проценты |
75 |
100 |
годовая оценка |
18. |
Доля общеобразовательных учреждений, ведущих самостоятельно финансово-хозяйственную деятельность |
проценты |
75 |
100 |
годовая оценка |
19. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный публичный доклад о результатах деятельности |
проценты |
72 |
100 |
годовая оценка |
20. |
Доля образовательных учреждений, созданных путем изменения типа существующих учреждений |
проценты |
0 |
25 |
годовая оценка |
21. |
Количество новых центров поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (по отношению к 2010 году) |
единиц |
0 |
1 |
годовая оценка |
22. |
Удельный вес численности образовательных учреждений, функционирующих на основе нормативного подушевого финансирования: |
|
|
|
|
|
- учреждения общего образования |
проценты |
100 |
100 |
годовая оценка |
|
- учреждения профессионального образования |
проценты |
40 |
70 |
годовая оценка |
23. |
Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса |
проценты |
78 |
95 |
годовая оценка |
Стратегическая задача "Развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального), комплексная программа модернизации профессионального образования" | |||||
24. |
Удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста |
проценты |
78 |
90 |
годовая оценка |
25. |
Удельный вес численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в неспециализированных образовательных учреждениях |
проценты |
30 |
50 |
годовая оценка |
26. |
Удельный вес численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование |
проценты |
85 |
95 |
годовая оценка |
27. |
Удельный вес численности абитуриентов, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования вне конкурса с учетом результатов их участия в различных интеллектуальных, творческих соревнованиях и конкурсах |
проценты |
1,5 |
10 |
годовая оценка |
28. |
Удельный вес численности абитуриентов, проживающих в малых городах или в сельской местности и поступивших на очные отделения образовательных учреждений профессионального образования, от общей численности |
проценты |
30 |
55 |
годовая оценка |
29. |
Количество независимых центров присвоения (сертификации) прикладных квалификаций, аккредитованных ассоциациями работодателей |
единицы |
0 |
2 |
ежеквартальная и годовая оценка |
30. |
Удельный вес численности программ среднего профессионального образования, трансформированных в программы прикладного бакалавриата, нацеленного на освоение конкретных компетентностей при наличии широкого базового образования (к общему количеству направлений подготовки) |
проценты |
0 |
20 |
годовая оценка |
31. |
Удельный вес численности руководителей и специалистов управленческого корпуса системы образования (руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования), осуществивших повышение квалификации в области методов управления в системе образования, соответствующих современным требованиям (по отношению к 2010 году) |
проценты |
0 |
30 |
ежеквартальная и годовая оценка |
Стратегическая задача "Формирование эффективных механизмов управления, ориентированного на результат, оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей" | |||||
32. |
Удельный вес численности образовательных стандартов и программ, разработанных, обновленных, прошедших экспертизу при участии потребителей и общественных институтов |
проценты |
5 |
30 |
ежеквартальная и годовая оценка |
33. |
Удельный вес численности студентов, проходящих производственную практику в рамках сотрудничества между образовательными учреждениями профессионального образования и работодателями |
проценты |
40 |
60 |
ежеквартальная и годовая оценка |
34. |
Удельный вес числа выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года |
проценты |
64 |
90 |
годовая оценка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 6 декабря 2010 г. N 564 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2010 г., N 12 (2), ст. 1755