Решение Арбитражного суда Республики Карелия
от 29 октября 2009 г. N А26-3745/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2009.
Полный текст решения изготовлен 29.10.2009.
Арбитражный суд Республики Карелия,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П." к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов о признании недействующими постановлений от 03.12.2009 N 209 и от 20.03.2009 N 17,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 209 следует читать как "03.12.2008"
при участии в заседании заявителя, общества с ограниченной ответственностью "П."; ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П." (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - ответчик, Комитет) о признании постановления от 03.12.2008 N 209 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 147 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)" (далее - постановление от 03.12.2008 N 209) и постановления от 20.03.2009 N 17 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 147 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района) (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 209)" (далее - постановление от 20.03.2009 N 17) противоречащими Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее -- Основы ценообразования) и недействующими.
Как указывает заявитель, постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14.11.2008 N 147 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)" с 01.01.2009 был установлен тариф на тепловую энергию в размере 1631 руб. 27 коп. за 1 Гкал.
Оспариваемыми постановлениями от 03.12.2008 N 209 и от 20.03.2009 N 17 ранее установленный для заявителя тариф был уменьшен. Данные постановления заявитель считает незаконными, так как тарифы на тепловую энергию в силу статьи 2 Федерального закона от 14.041995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и пункта 19 Основ ценообразования должны быть экономически обоснованными, то есть в полном объеме учитывать затраты теплоснабжающей организации. Однако при установлении тарифа в оспариваемых нормативных актах Комитет не учел в полной мере всех затрат ООО "П.".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил свои требования. Общество указывает, что оспариваемые постановления Комитета противоречат статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N°41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109), которые определяют, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Следовательно, считает общество, изменение уже введенного в действие тарифа недопустимо. Помимо этого, процедура установления тарифа включает в себя открытие дела об установлении тарифов, получение и истребование от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, обосновывающих ее затраты документов, анализ данной документации, назначение и проведение экспертизы экономической обоснованности затрат, принятие решения об установлении тарифов. Однако открытие дела об установлении тарифов принятию оспариваемых постановлений Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов не предшествовало.
Уточненное требование принято судом к рассмотрению.
В судебном заседании представитель общества дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в дополнении к заявлению от 15.09.2009. Представитель ООО "П." просил признать недействующим постановление от 03.12.2008 N 209. На проверке законности постановления от 20.03.2009 N 17 не настаивал, поскольку постановлением от 16.10.2009 N 131 оно признано утратившим силу с 25.10.2009.
Представители Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов возражали против заявленного требования общества по основаниям, изложенным в отзыве по делу, и, кроме того, пояснили суду, что оспариваемые постановления соответствуют статьям 2, 4 Закона о тарифах N 41-ФЗ, статье 8 Закона N 35-ФЗ, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункту 19 Основ ценообразования. Представители ответчика пояснили, что изменение тарифа произошло по итогам мониторинга тарифных решений и платы граждан за коммунальные услуги Республики Карелия. Регулирующий орган считает, что процедуры открытия дела об установлении тарифов не требовалось, поскольку расчет измененного тарифа произведен по первоначально представленным документам и результатам проведенной экспертизы; корректировке подвергнуты затраты по статьям "топливо", "оплата труда", "единый социальный налог" по фактическим затратам первого квартала 2009 г. Комитет указывает, что в силу Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), рассмотрение дел об установлении тарифов на тепловую энергию может осуществляться и по инициативе регулирующего органа. Ответчик ссылается на то, что оспариваемыми постановлениями он утвердил для предприятия тариф с соблюдением принципов экономической обоснованности и обеспечения баланса экономических интересов поставщиков, потребителей тепловой энергии на основе доступности энергии.
Представители Комитета также сослались на то обстоятельство, что постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 16.10.2009 N 131 с 25.10.2009 признано утратившим силу постановление от 20.03.2009 N 17.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле и представленные в судебном заседании документы, заслушав пояснения представителей заявителя, Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, утвержденному указом главы Республики Карелия от 18.09.2006 N 140, Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов является органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую, тепловую энергию, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, природный и (или) сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, на территории Республики Карелия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия.
Постановлением от 14.11.2008 N 179 с учетом заключения экспертной группы от 11.11.2008 с 01.01.2009 был установлен тариф на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "П." в размере 1631 руб. 27 коп. за 1 Гкал. Указанное постановление опубликовано в газете "Карелия" от 29.11.2008 N 134.
Постановлением от 03.12.2009 N 209 в пункт 1 постановления от 14.11.2008 N 179 внесены изменения, согласно которым утвержден и введен в действие с 01.01.2009 тариф на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "П." в размере 1533 руб. 20 коп. за 1 Гкал. Постановление опубликовано в газете "Карелия" N 141.
Постановлением от 20.03.2009 N 17 в пункт 1 постановления от 14.11.2008 N 179 внесены изменения, согласно которым утвержден и введен в действие с 01.04.2009 тариф на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "П." в размере 1495 руб. 36 коп. за 1 Гкал. Постановление опубликовано в газете "Карелия" от 28.03.2009 N 31.
Считая постановления от 03.12.2009 N 209 и от 20.03,2009 N 17 противоречащими закону, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать, Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
Вместе с тем данные разъяснения подлежат применению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 182-О, согласно которой суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, в случае когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 40 Закона Республики Карелия от 24.05.2000 N 410-ЗРК (в редакции от 15.05.2008) "О нормативных правовых актах Республики Карелия" нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают свое действие в следующих случаях:
1) истечение срока, на который было рассчитано действие акта (его отдельных положений);
2) принятие нового акта той же юридической силы, которому противоречат нормативные предписания ранее изданного акта (его отдельных положений) или который поглощает ранее изданный акт (его отдельные положения);
3) признание акта (его отдельных положений) утратившим силу органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом;
4) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Из материалов дела видно, что постановление Комитета от 03.12.2009 N 209, которым было внесено изменение в пункт 1 постановления от 14.11.2008 N 179, утратило свою силу с 01.04.2009 в связи с принятием постановления от 20.03.2009 N 17.
Заявление ООО "П." об оспаривании указанного постановления поступило в Арбитражный суд Республики Карелия 12.05,2009, когда спорное постановление являлось недействующим.
Следовательно, подлежит прекращению производство по делу в части оспаривания постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 209 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 179 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)".
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 182-О, судом не принимается во внимание в качестве основания для прекращения производства по делу, что пунктом 3 постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 16.10.2009 N 131 в целях приведения нормативно-правовых актов Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов в соответствие с судебной практикой с 25.10.2009 признано утратившим силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 20.03.2009 N 17 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 179 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)". Постановление от 16.10.2009 N 131 опубликовано в газете "Карелия" от 24.10.2009 N 119.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено государственное регулирование тарифов на тепловую энергию и взимание с потребителей платы за нее исключительно по регулируемому тарифу.
В соответствии со статьей 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в этом Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статья 3 Закона N 41-ФЗ устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, а статья 4 названного Закона в качестве основных принципов государственного регулирования тарифов требует соблюдения принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Согласно статье 6 Закона N 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами N 109 и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Правилами N 109 определен порядок рассмотрения регулирующими органами соответствующих дел об установлении тарифов и (или) предельных уровней. Так, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7). При формировании таких дел предусмотрена обязанность регулирующего органа провести экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, сроки и процедура проведения которой регламентированы пунктом 16 Правил N 109.
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил N 109.
Приведенные положения Правил N 109 Комитетом нарушены.
Случаи, когда дело не открывается, предусмотрены пунктами 11 и 14 Правил N 109.
К ним спорная ситуация не относится.
Кроме того, принятие постановления от 20.03.2009 N 17 не связано с приведением ранее изданного постановления N 179 в соответствие с положениями законодательства. Комитет не оспаривал, что тарифы с 01.01.2009 утверждены в соответствии с представленными документами и заключением экспертизы.
Как следует из протокола заседания правления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 20.03.2009 N 15, на указанном заседании подводились итоги мониторинга тарифных решений и платы граждан за коммунальные услуги в Республике Карелия на 2009 г. При этом из текста указанного постановления не следует, что имелись предусмотренные законом основания для досрочного пересмотра тарифа на тепловую энергию для ООО "П.".
Пересматривая затраты предприятия на топливо, оплату труда, единый социальный налог по основаниям, возникшим после введения тарифов с 01.01.2009, Комитет должен соблюдать порядок, установленный Правилами N 109. Право регулирующего органа по своей инициативе рассмотреть новое дело об утверждении тарифа предусмотрено пунктом 1 Регламента, однако это не исключает обязанности Комитета соблюдать права регулируемой организации. В частности, им не проведена экспертиза предложения об установлении тарифа, Тем самым при установлении оспариваемого тарифа Комитет не определил экономически обоснованные затраты предприятия на производство тепловой энергии и таким образом не обеспечил соблюдение баланса экономических интересов предприятия (производителя и поставщика тепловой энергии) и потребителей указанной энергии.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В отсутствие экспертного заключения Комитет не доказал экономическую обоснованность нового тарифа.
Суд принимает во внимание также следующее.
Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 15 Закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), устанавливающей особенности регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Согласно статье 14 Закона N 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются, в частности, объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации. Ответчиком не представлены доказательства наличия в рассматриваемом деле таких оснований.
Таким образом, несоблюдение Комитетом порядка и процедуры установления регулируемых тарифов на тепловую энергию при изложенных обстоятельствах влечет признание постановления от 20.03.2009 N 17 не соответствующим статьям 4 и 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 110, 112, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия решил:
1. Прекратить производство по делу в части оспаривания ООО "П." постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 209 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 179 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)".
2. В остальной части заявление ООО "П." удовлетворить. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 20.03.2009 N 17 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 14 ноября 2008 года N 179 "О тарифе на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское и Повенецкое городские поселения Медвежьегорского муниципального района)" (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 209) не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и не действующим полностью.
3. Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов в пользу ООО "П." 2000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
4. Возвратить ООО "П." из федерального бюджета государственную пошлину, перечисленную платежным поручением от 04.03.2009 N 430.
5. Решение в части пункта 2 вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 октября 2009 г. N А26-3745/2009 (извлечение)
Текст решения опубликован в газете "Карелия" от 12 января 2010 г. N 1 (2016), в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", приложение, II квартал 2010 г.
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании