Решение Верховного суда Республики Карелия
от 17 декабря 2010 г. по делу N 3-34/10
Верховный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудиновой Т.В.
при секретаре Пажлаковой П.А.
с участием прокурора Соболевой Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя О.А.А. и М.О.В. К.Б.В. о признании п. 6 Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия N 271 р-П от 16 июля 2009 года противоречащим федеральному законодательству, установил:
К.Б.В., действуя на основании доверенностей, обратился в Верховный суд Республики Карелия с заявлением от имени О.А.А. и М.О.В., в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству п. 6 Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия N 271 р-П от 16 июля 2009 года (далее Перечень).
В соответствии с указанной нормой к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, относятся пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся в пользовании у граждан и юридических лиц. Заявитель считает, что данное положение противоречит п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку федеральное законодательство не запрещает перевод осушенных земельных участков из одной категории в другую, за исключением случаев, когда кадастровая стоимость таких земель или земельных участков в составе таких земель на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Оспариваемый пункт Перечня, по мнению заявителей, нарушает их права на пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности на территории Лахденпохского района Республики Карелия, которые расположены на осушенных землях, что препятствует переводу земельных участков из одной категории в другую.
В судебном заседании представитель заявителей К.Б.В. поддержал заявленные требования, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 6 Перечня.
Представители Правительства Республики Карелия по доверенности З.Т.П. и К.В.С. заявленные требования считают необоснованными, пояснили, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий Правительства РК, федеральным законодательством определено, что в компетенцию субъектов входит отнесение земель к категориям.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителей, представителей Правительства РК, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Правительство Республики Карелия в силу Закона Республики Карелия N 348-ЗРК "О Правительстве Республики Карелия" является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия. В соответствии со ст. 14 Закона N 348-ЗРК Правительство Республики Карелия на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Конституции Республики Карелия, законов Республики Карелия и других нормативных правовых актов в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
Как следует из подпунктов 2 и 4 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ.
25 марта 2009 года был принят Закон Республики Карелия N 1277-ЗРК "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия" согласно которому, не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия N 163-П от 16 июля 2009 года был утвержден порядок формирования Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается.
В соответствии с указанным Порядком в Перечень включаются: сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; искусственно осушаемые сельскохозяйственные угодья с открытыми и закрытыми осушительными системами.
Распоряжением Правительства РК от 16 июля 2009 г. N 271 р-П в соответствии со статьей 2 указанного республиканского Закона N 1277-ЗРК утвержден Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается. Распоряжение Правительства Республики Карелия опубликовано в газете "Карелия" N 90 от 18.08.2009 года и в "Собрании законодательства РК" июль, 2009 года, указанные издания в соответствии с Законом Республики Карелия N 410-ЗРК "О нормативно-правовых актах Республики Карелия" являются официальными периодическими изданиями Правительства Республики Карелия.
Таким образом, судом установлено, что нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа (должностного лица), в форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, и порядок введения нормативного правового акта в действие соблюден.
Доводы представителя заявителя о том, что форма, в которой принят оспариваемый нормативный правовой акт, не соответствует требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам, не состоятельны и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Поскольку судом установлено, что оспариваемый Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия, содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, то нельзя говорить о том, что приняв данный правовой акт в форме распоряжения, Правительство Республики Карелия нарушило требования, предъявляемые к форме правового акта, и это не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 6 Перечня к особо ценным угодьям отнесены пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся в пользовании у граждан и юридических лиц.
Доводы представителя заявителей о противоречии оспариваемого пункта Перечня федеральному законодательству не находят своего подтверждения.
В силу части 2 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ, в другую категорию не допускается за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 настоящей статьи. Оспариваемый пункт Перечня не противоречит указанной норме федерального закона, поскольку она является отсылочной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья (в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования), сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Таким образом, в указанной норме приводятся лишь основные виды или признаки таких особо ценных угодий, которые могут служить ориентиром для принятия решения субъектом РФ.
Поскольку отнесение угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям производится субъектами с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в данном конкретном субъекте Российской Федерации, то Правительство Республики Карелия вправе было при решении вопроса об отнесении тех или иных земель к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям включить в данный Перечень, земли, указанные в пункте 6 оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы представителя заявителей о противоречии оспариваемого пункта Перечня пункту 1 статье 4 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которым перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, также не находят своего подтверждения, поскольку в оспариваемом Перечне речь о переводе земель из одной категории в другую не ведется.
Доводы представителя заявителя о том, что оспариваемый пункт Перечня изложен в редакции, которая позволяет его неоднозначное толкование, что является основанием для признания нормативного акта недействующим, несостоятельны. Исходя из смысла оспариваемого пункта, к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, относятся пашни, залежи, сенокосы и пастбища, находящиеся на осушенных землях, т.е. "осушенные" относится ко всем землям, указанным в оспариваемом пункте, а не только к пастбищам. Также как и понятие "находящиеся в пользовании у граждан и юридических лиц" не свидетельствует о неоднозначном толковании, поскольку пользователями земельного участка могут быть собственники, лица, пользующиеся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, арендаторы.
Суд считает, что по своему содержанию оспариваемый пункт Перечня не допускает толкования, которое придается ему представителем заявителей при правоприменении.
Доводы представителя заявителей о противоречии оспариваемого пункта Перечня федеральному законодательству основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления представителя О.А.А. и М.О.В. К.Б.В. о признании пункта 6 Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Карелия N 271 р-П от 16.07.2009 года, противоречащим федеральному законодательству и недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Карелия.
Судья Верховного суда |
Т.В. Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 17 декабря 2010 г. по делу N 3-34/10
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в сети Internet (http://www.vs.kar.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника