Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 29 августа 2011 г. N 502 р-П
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия":
1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство строительства Республики Карелия, государственными заказчиками Программы: Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
3. Министерству строительства Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.
Исполняющий обязанности |
Ю.А. Канчер |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 августа 2011 г. N 502 р-П)
I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В Республике Карелия на государственном уровне принимаются меры, направленные на обеспечение безопасных условий дорожного движения. Принята и реализуется региональная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2006-2011 годы. В 11 муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) республики приняты и реализуются муниципальные программы повышения безопасности дорожного движения.
Между Правительством Республики Карелия и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".
За период 2006-2010 годов в Республике Карелия значительно улучшены показатели аварийности на сети автомобильных дорог.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) в Республике Карелия по итогам 2010 года снизилось на 20 процентов к уровню 2005 года.
В 2010 году относительные показатели аварийности в Республике Карелия имеют более благоприятные значения, чем в целом по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу. В Республике Карелия количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств составило 33,3, в Северо-Западном федеральном округе - 53,1, в Российской Федерации - 47,4. Число пострадавших на 100 тыс. жителей составило в Республике Карелия 155,9, в Северо-Западном федеральном округе - 230,0, в Российской Федерации - 195,3.
Вместе с тем проблема аварийности на дорогах республики сохраняет свою актуальность и остроту, достигнутые показатели не являются стабильными. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом число погибших возросло на 35,4 процента. На высоком уровне сохраняется тяжесть последствий ДТП. В Республике Карелия по итогам 2010 года данный показатель составил 9,9 погибших на 100 пострадавших, что выше, чем в целом по России (9,6 процента) и по Северо-Западному федеральному округу (7,3 процента).
Всего за последние 5 лет в результате ДТП в Республике Карелия погибли 572 человека, что превышает численность населения в таких сельских поселениях, как Крошнозерское, Поповпорожское, Вешкельское, Чебинское и ряде других.
В 2010 году на территории Республики Карелия зарегистрировано 789 учетных ДТП, в которых погибли 106 человек и 961 человек получил ранения.
Основными видами ДТП на дорогах Карелии явились столкновение, наезд на пешехода и опрокидывание.
Большинство происшествий (87 процентов) зарегистрировано по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. По причине превышения установленной скорости движения и несоответствия скорости дорожным условиям происходит каждое четвертое происшествие. В каждом десятом происшествии виноват водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения. По причине нарушения правил дорожного движения пешеходами происходит около 14 процентов ДТП.
Факторы неудовлетворительного состояния дорог зарегистрированы при 31,7 процента от общего количества происшествий. В ДТП, при совершении которых сопутствующим фактором стали неудовлетворительные дорожные условия, погибли 32 и получили ранения 328 человек.
Выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии более чем на трети из 575 пешеходных переходов, имеющихся в республике. Наибольшее количество пешеходных переходов, не соответствующих требованиям безопасности, находятся на региональных автомобильных дорогах и улично-дорожной сети населенных пунктов.
В значительной части случаев гибель людей, попавших в ДТП, наступает из-за несовершенной системы оказания первой помощи. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
В 2010 году для ликвидации последствий ДТП требовалось привлечение спасательных формирований со специальной техникой и аварийно-спасательным инструментом (и привлекалось) 127 раз, был спасен 81 человек. В 2010 году указанные подразделения привлекались 527 раз, было спасено 162 человека.
В настоящее время только 6 из 53 подразделений противопожарной службы Республики Карелия обеспечены аварийно-спасательным инструментом для оказания помощи пострадавшим в ДТП. В пожарных частях республиканского подчинения, расположенных в семи районах (Беломорский, Калевальский, Лахденпохский, Лоухский, Муезерский, Пудожский, Суоярвский), аварийно-спасательный инструмент полностью отсутствует.
Негативное влияние на тяжесть последствий ДТП оказывает также отсутствие в автомобилях скорой медицинской помощи (класс В) оборудования, необходимого для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, в том числе вакуумных матрацев, набора вакуумных шин, мягких носилок, универсальных иммобилизационных воротников для шеи. По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Карелия из 27 автомобилей скорой медицинской помощи класса В только 4 (14,8 процента) в ГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф" имеют полный комплект оборудования для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Все муниципальные учреждения здравоохранения имеют автомобили скорой медицинской помощи (класс В) и нуждаются в дооснащении вышеуказанным оборудованием. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
Основные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние аварийности:
- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении;
- недостаточная эффективность деятельности специальных служб при оказании первой помощи пострадавшим в ДТП;
- низкая дисциплина участников дорожного движения.
Недостаточна эффективность взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также общественными организациями автомобилистов в решении вопросов в области повышения безопасности дорожного движения.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года снижение смертности и травматизма в результате ДТП определено одним из приоритетных направлений государственной демографической политики. Обеспечение безопасности дорожного движения как одно из условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения является целью государственной политики в сфере развития транспорта.
Повышение безопасности на дорогах входит в число основных направлений государственной политики в сфере обеспечения личной безопасности граждан, определенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В документе определена необходимость реализации мероприятий по усовершенствованию организации дорожного движения, внедрению современных средств по контролю за движением автотранспорта, совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
На необходимость продолжения работы в области повышения безопасности дорожного движения с использованием программно-целевого метода указано и в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС.
Цели и задачи долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы (далее - Программа) соответствуют полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Целью Программы является создание в Республике Карелия условий для снижения количества погибших в результате ДТП.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов;
- повышение эффективности деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП;
- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Решение поставленной проблемы программно-целевым методом позволит обеспечить комплексный подход к проблеме, учесть все факторы, влияющие на ситуацию, а также определить приоритетность финансирования мероприятий. Кроме того, реализация Программы позволит эффективно координировать действия органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию ситуации. Предпринимаемые отдельными органами государственной власти в рамках текущей деятельности, другими заинтересованными организациями разрозненные меры не позволят обеспечить эффективную работу по достижению положительных результатов. Возрастет количество ДТП, число пострадавших в них, тяжесть последствий, ущерб для государства и общества.
II. Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы с приведением целевых показателей и сроки решения проблемы
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет, с 2012 по 2015 годы.
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы, в качестве которых используются:
- снижение социального риска (количества лиц, погибших в ДТП, в расчете на 100 тыс. населения);
- снижение транспортного риска (количества лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств).
В 2015 году по сравнению с 2010 годом ожидается сокращение количества лиц, погибших за год, на 10 процентов. Всего за время реализации Программы предполагается сохранить жизнь 21 человеку по сравнению с вариантом развития ситуации в условиях отсутствия программно-целевого метода.
Планируемые значения показателей эффективности Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Единицы измерения |
2010 год (базовый) |
2011 год (оценка) |
Планируемые значения показателя |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2010 году |
||||||
1. |
Снижение социального риска |
число погибших в ДТП |
человек на 100 тыс. жителей |
15,49 |
15,34 |
15,20 |
14,91 |
14,33 |
13,94 |
90% |
2. |
Снижение транспортного риска |
число погибших в результате ДТП |
человек на 10 тыс. транспортных средств |
4,38 |
4,34 |
4,31 |
4,23 |
4,06 |
3,94 |
90% |
III. Оценка ожидаемой результативности предполагаемого решения проблемы
Показатели результатов реализации Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели цели и задач долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Единицы измерения |
2010 год (базовый) |
2011 год (оценка) |
Планируемые значения показателя |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2010 году |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Показатель цели | ||||||||||
1. |
Сокращение числа погибших в результате ДТП, по сравнению с 2010 годом |
число погибших в результате ДТП |
человек |
106 |
105 |
104 |
102 |
98 |
95 |
90% |
Задача 1: Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма | ||||||||||
1. |
Сокращение числа несовершеннолетних, пострадавших в результате ДТП по причине нарушения ими правил дорожного движения, по сравнению с 2010 годом |
число несовершеннолетних, пострадавших в результате ДТП по причине нарушения ими правил дорожного движения |
человек |
28 |
27 |
26 |
25 |
24 |
23 |
82% |
2. |
Рост доли педагогов общеобразовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам безопасности дорожного движения |
доля педагогов общеобразовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам безопасности дорожного движения |
процент |
10 |
10 |
20 |
20 |
25 |
25 |
в 2,5 раза |
3. |
Рост доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспеченных световозвращающими элементами |
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспеченных световозвращающими элементами |
процент |
48 |
48 |
50 |
50 |
55 |
55 |
115% |
Задача 2: Совершенствование организации движения транспорта и пешеходов | ||||||||||
4. |
Рост доли пешеходных переходов, оборудованных современными техническими средствами организации дорожного движения |
доля пешеходных переходов, оборудованных современными техническими средствами организации дорожного движения |
процент |
0 |
0 |
5 |
10 |
20 |
30 |
+ 30 процентных пунктов |
5. |
Рост доли участков автодорог регионального или межмуниципального значения - мест концентрации ДТП, на которых выполнены мероприятия по снижению аварийности |
доля участков автодорог - мест концентрации ДТП, на которых своевременно выполнены первоочередные мероприятия по снижению аварийности |
процент |
20 |
20 |
35 |
50 |
65 |
80 |
в 4 раза |
Задача 3: Повышение эффективности деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП | ||||||||||
6. |
Рост обеспеченности подразделений противопожарной службы Республики Карелия гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для оказания помощи пострадавшим в ДТП |
доля подразделений противопожарной службы Республики Карелия, обеспеченных гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для оказания помощи пострадавшим в ДТП |
процент |
11 |
11 |
34 |
57 |
79 |
100 |
в 9 раз |
7. |
Рост обеспеченности автомобилей скорой медицинской помощи (класс В), необходимым оборудованием для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП |
доля машин скорой медицинской помощи (класс В), обеспеченных необходимым оборудованием для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП |
процент |
14,7 |
14,7 |
35 |
55 |
75 |
100 |
в 7 раз |
8. |
Рост обеспеченности автомобилями скорой медицинской помощи (класс С), медицинских учреждений на закрепленных зонах обслуживания федеральных автомобильных дорог |
доля медицинских учреждений на закрепленных зонах обслуживания федеральных автомобильных дорог, обеспеченных автомобиями# скорой медицинской помощи (класс С) |
процент |
15 |
15 |
30 |
60 |
60 |
60 |
в 4 раза |
9. |
Сокращение времени прибытия бригад скорой медицинской помощи к месту ДТП |
время прибытия бригад скорой медицинской помощи |
минут |
45 |
40 |
35 |
30 |
30 |
20 |
55% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана концепция долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012-2015 годы .
Принятие программы обусловлено с тем, что проблема аварийности на дорогах республики сохраняет свою актуальность и остроту, достигнутые показатели не являются стабильными.
Повышение безопасности на дорогах входит в число основных направлений государственной политики в сфере обеспечения личной безопасности граждан, определенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.
В концепции определена необходимость реализации мероприятий по усовершенствованию организации дорожного движения, внедрению современных средств по контролю за движением автотранспорта, совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет, с 2012 по 2015 годы.
В результате ожидается снижение социального и транспортного риска к 2015 г.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 августа 2011 г. N 502 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2011 г., N 8, ст. 1333