Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 20 января 2012 г. N 22 р-П
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия":
1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, государственным заказчиком Программы - Министерство образования Республики Карелия.
3. Министерству по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.
Глава |
А.В. Нелидов |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 г. N 22 р-П)
I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствия цели и задач долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
1. Характеристика проблемы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственная молодежная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
В то же время приоритетные задачи и направления развития государственной молодежной политики являются неотъемлемой частью основных задач и направлений социально-экономического развития страны и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, одной из проблем при разработке и принятии региональных целевых программ в сфере молодежной политики является дублирование основных задач по работе с молодежью другими целевыми программами. Это в полной мере относится к Республике Карелия. Так, важные задачи в сфере молодежной политики дублируют задачи и пути их решения в сферах инновационной деятельности, занятости населения, сохранения единства народов и этнических общностей Карелии, формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания, поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, профилактики правонарушений, обозначенных в других целевых программах, в которых целевая молодежная категория не выделяется и не рассматривается как самостоятельная социально-демографическая группа.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, представленным по возрастно-половой структуре населения Республики Карелия, по состоянию на 1 января 2010 года численность населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет 178353 человека, что составляет 26,1% от общей численности населения.
По результатам социологического опроса "Интересы, ценности молодежи Республики Карелия и государственная молодежная политика в Республике Карелия", проведенного Фондом поддержки инновационных проектов "Новое измерение" в декабре 2009 года - январе 2010 года по заказу Государственного комитета Республики Карелия по делам молодежи, к группе значимых проблем молодежи Карелии респонденты относят:
распространенность настроений пассивности среди молодежи (21,6% опрошенных);
нехватка культурно-досуговых мероприятий (17,1%);
нехватка информации о существующих возможностях (11,4%);
недостаток возможностей влиять на решение властей (10,4%).
В числе присущих Республике Карелия негативных сторон в глазах молодежи отмечаются "невысокая возможность реализации культурных, досуговых потребностей" (4,4%), "возможность общественной, политической самореализации" (3,9%). При этом 22,6% опрошенных заявляют, что они участвуют в работе общественных организаций (в районах республики - 19,1%). Наиболее популярными общественными организациями среди молодежи Республики Карелия являются творческие (8,7%), молодежные (8,6%), волонтерские (5,9%). По официальным данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, на 1 июля 2011 года в Республике Карелия зарегистрирована 531 общественная организация, из них всего 38 - молодежных. Исходя из данных опроса, участие молодежи Республики Карелия в деятельности общественных организаций может быть увеличено в 1,5-2 раза, так как о желании участвовать в деятельности общественных организаций заявили 36,9% респондентов, 19,7% из них хотели бы участвовать в работе молодежных организаций.
Исследование других форм общественного участия молодежи Республики Карелия показало, что в управлении участвует около 10% молодежи: 3,1% - в деятельности молодежных парламентских структур, 2,4% - в школьном самоуправлении, 1,7% - в молодежных советах при органах местного самоуправления муниципальных районов в Республике Карелия, 0,9% - в органе общественного самоуправления учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, 0,9% - в "днях дублеров". Данные исследования свидетельствуют о том, что участие в управлении хотели бы принимать 28% опрошенных.
Одним из механизмов государственной поддержки молодежных инициатив является предоставление субсидий на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики. Объем субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Республики Карелия, для реализации мероприятий в сфере государственной молодежной политики в 2011 году составил 1,5 млн. рублей. Общий объем запрашиваемого в рамках конкурса финансирования составил более 6 млн. рублей (то есть потребности некоммерческих организаций удовлетворены менее чем на 25%). Данный показатель свидетельствует о необходимости существенного увеличения объема финансирования, направленного на поддержку молодежных инициатив.
Основным элементом инфраструктуры государственной молодежной политики являются государственные и муниципальные учреждения по работе с молодежью. Постановлением Правительства Республики Карелия от 15 октября 2010 года N 221-П утвержден норматив минимального обеспечения молодежи региональными учреждениями по работе с молодежью в количестве не менее одного учреждения на территории Республики Карелия. В настоящее время в Республике Карелия существует один региональный молодежный центр (государственное казенное учреждение "Карельский региональный Центр молодежи", расположенный в г. Петрозаводске) и 7 муниципальных молодежных центров (муниципальное учреждение "Центр молодежи" г. Петрозаводска, муниципальное учреждение "Центр содействия занятости молодежи" г. Петрозаводска, муниципальное учреждение "Досугово-социальный центр "Подросток" г. Петрозаводска, муниципальное учреждение "Молодежно-культурный центр" Кондопожского муниципального района, муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Молодежный центр" Пряжинского муниципального района, муниципальное учреждение "Социально-культурный молодежный центр" Сортавальского муниципального района, муниципальное учреждение "Дом молодежи и кино" Костомукшского городского округа).
Модернизация и развертывание отраслевой инфраструктуры учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия должны стать основными задачами в сфере государственной молодежной политики Республики Карелия. Являясь важнейшим проводником молодежной политики в регионе, большинство государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия в настоящее время требуют модернизации и значительного улучшения инфраструктуры. Петрозаводск является центром молодежной политики региона, однако следует отметить, что ни государственное казенное учреждение "Карельский региональный центр молодежи", ни один из центров молодежи г. Петрозаводска на сегодняшний день не обладают ресурсами, достаточными для проведения крупномасштабных молодежных мероприятий. В первую очередь это связано с отсутствием помещений (максимальная площадь помещения, пригодного для проведения мероприятия, в любом из центров молодежи в г. Петрозаводске, составляет 30 кв.м). Оборудование, которым оснащены учреждения по работе с молодежью, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы. Для проведения ремонтных работ в муниципальном учреждении "Социально-культурный молодежный центр" Сортавальского муниципального района требуется 8 млн. рублей. Покрытие расходов на проведение ремонтных работ в кратчайшие сроки для обеспечения полноценного функционирования центра за счет средств муниципального бюджета без республиканской поддержки представляется крайне сложным.
В настоящее время в реализации государственной молодежной политики в Республике Карелия участвуют государственные гражданские служащие республиканских органов исполнительной власти, муниципальные служащие органов местного самоуправления, сотрудники организаций, работающих с молодежью, активисты детских и молодежных общественных объединений, работники учреждений негосударственного сектора, оказывающие социальные услуги молодежи.
Анализ отчетов органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Карелия по реализации государственной молодежной политики в 2010 году показывает, что ставка специалиста по работе с молодежью в составе администрации муниципального района (городского округа) сохранена только в Петрозаводском городском округе (3 профильных специалиста) и Кондопожском муниципальном районе (1 профильный специалист), в семи районах республики (Беломорском, Кемском, Лахденпохском, Медвежьегорском, Олонецком, Пудожском и Суоярвском) специалисты одновременно курируют вопросы молодежной политики и другие вопросы социальной сферы (развития физической культуры и спорта, образования, культуры). В остальных районах Карелии вопросы реализации государственной молодежной политики закреплены за сотрудниками муниципальных учреждений (за исключением Лоухского, Муезерского и Прионежского, где данные специалисты отсутствуют). Средний стаж работы специалиста в сфере государственной молодежной политики не превышает трех лет. Подготовка кадров в сфере молодежной политики в республике носит точечный, а не системный характер. В настоящее время в Республике Карелия отсутствует возможность получения высшего профессионального образования по специальности "организация работы с молодежью".
2. Цель, задачи долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы
Целями долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы (далее - Программа) являются: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Республики Карелия, развитие потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития региона.
Задачи Программы:
1) вовлечение молодежи Республики Карелия в деятельность молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, стимулирование участия неорганизованной молодежи в молодежных проектах и программах.
Решение задачи планируется за счет создания условий для более активного участия молодежи Республики Карелия в деятельности общественных объединений, для вовлечения молодежи в процесс выработки управленческих решений, предоставления возможности выступать в качестве полноправных партнеров взрослых коллег и проявлять лидерские качества, нести ответственность за результаты принимаемых решений;
2) содействие самореализации молодежи в сфере досуга и творчества, поддержка молодежных инициатив.
Решение задачи планируется за счет увеличения числа досуговых и культурных мероприятий, активного вовлечения молодежи во все этапы планирования и реализации данных мероприятий, увеличения возможности участия молодежных общественных объединений в социально значимых проектах, в поддержке межрегионального и международного взаимодействия молодежи;
3) развитие инфраструктуры в сфере молодежной политики.
Под развитием инфраструктуры в сфере молодежной политики понимаются меры, направленные на:
развитие сети государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью;
нормативное, научно-методическое и кадровое обеспечение работы с молодежью;
обеспечение доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
модернизацию системы подготовки и формирование механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью.
Решение задачи планируется за счет осуществления мер по развитию государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, по информированию молодежи о потенциальных возможностях саморазвития, по нормативному и научно-методическому обеспечению, по совершенствованию системы подготовки специалистов по работе с молодежью.
3. Соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС, и Программой социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК, разработка и реализация долгосрочной целевой программы по развитию государственной молодежной политики в Республике Карелия на 2012-2015 годы определена одним из приоритетных механизмов реализации государственной молодежной политики на территории Республики Карелия на среднесрочную перспективу.
4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 18 января 2010 года N 1359-ЗРК "О государственной молодежной политике" к полномочиям Правительства Республики Карелия в сфере молодежной политики относится утверждение долгосрочных целевых программ в сфере молодежной политики.
Таким образом, цели и задачи Программы соответствуют полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации.
5. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом
Принятие Программы позволит проводить единую региональную политику и укрепить взаимодействие регионального и муниципального уровней в сфере реализации государственной молодежной политики, скоординировать работу государственных и общественных структур в молодежной сфере и придать этой работе системный характер. Использование программно-целевого метода позволит скоординировать деятельность органов исполнительной власти Республики Карелия за счет обеспечения возможности комплексных и согласованных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения качества проводимых мероприятий, эффективного использования ресурсов Программы.
II. Оценка ожидаемой эффективности предполагаемого решения проблемы с приведением целевых показателей и сроки решения проблемы
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается следующими показателями:
1. Доля молодежи, участвующей в мероприятиях Программы, к общему числу молодежи в Республике Карелия.
2. Доля молодежи, охваченной услугами государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия.
Таблица 1
Наименование показателя |
2010 год (факт) |
2011 год (оценка) |
2015 год (план) |
рост 2015 года к 2010 году |
Доля молодежи, участвующей в мероприятиях Программы, к общему числу молодежи в Республике Карелия, % |
8 |
9 |
13 |
5 |
Доля молодежи, охваченной услугами государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия, % |
18 |
20 |
28 |
10 |
В результате реализации Программы планируется доведение значений показателей эффективности до уровня, свидетельствующего о достижении значительных улучшений в проблемной сфере.
III. Оценка ожидаемой результативности предлагаемого решения проблемы с приведением целей и задач показателей конечных и непосредственных результатов
При реализации Программы предлагается использовать показатели, характеризующие степень достижения ее целей и задач, а также эффективность реализации.
По итогам реализации Программы к 2015 году по сравнению с 2011 годом планируется достигнуть следующие результаты:
доля молодежи, участвующей в мероприятиях Программы, к общему числу молодежи в Республике Карелия увеличится с 8% до 13%;
доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных общественных организаций, к общему числу молодежи в Республике Карелия увеличится с 5,5% до 12,5%;
доля молодежи, участвующей в деятельности органов молодежного самоуправления, к общему числу молодежи в Республике Карелия увеличится с 10% до 15%;
количество проектов некоммерческих организаций, поддержанных в рамках республиканского конкурса субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными учреждениями, на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики увеличится с 10 до 20 единиц;
количество представителей молодежи Республики Карелия, ставших победителями и призерами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий в сфере молодежной политики, увеличится со 100 до 150 человек;
количество специалистов, повысивших квалификацию по направлению "организация работы с молодежью", увеличится с 30 до 50 человек;
количество информационных сообщений по вопросам реализации молодежной политики, размещенных в региональных средствах массовой информации, увеличится со 100 до 200 единиц;
количество поддержанных проектов государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия, реализующих программы по работе с молодежью, увеличится с 0 до 6 единиц.
Показатели цели и задач программы
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
2010 год (базовый) |
2011 год (оценка) |
Планируемые значения показателей |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2010 году |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цель: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Республики Карелия, развитие потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития региона | ||||||||
|
Доля молодежи, участвующей в мероприятиях Программы, к общей численности молодежи в Республике Карелия, % |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
рост в 1,6 раза |
Задача 1. Вовлечение молодежи Республики Карелия в деятельность молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, стимулирование участия неорганизованной молодежи в молодежных проектах и программах | ||||||||
1. |
Доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных общественных организаций, к общему числу молодежи в Республике Карелия, % |
5,5 |
6,5 |
8 |
10 |
11 |
12,5 |
рост в 2,3 раза |
2. |
Доля молодежи, участвующей в деятельности органов молодежного самоуправления, к общему числу молодежи в Республике Карелия, % |
10 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
рост в 1,5 раза |
Задача 2. Содействие самореализации молодежи в сфере досуга и творчества, поддержка молодежных инициатив | ||||||||
3. |
Количество проектов некоммерческих организаций, поддержанных в рамках республиканского конкурса субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными учреждениями, на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики, единиц |
10 |
10 |
12 |
14 |
16 |
20 |
рост в 2 раза |
4. |
Количество представителей молодежи Республики Карелия, ставших победителями и призерами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий в сфере молодежной политики, человек |
100 |
100 |
125 |
135 |
145 |
150 |
рост в 1,5 раза |
Задача 3. Развитие инфраструктуры в сфере молодежной политики | ||||||||
5. |
Количество специалистов, повысивших квалификацию по направлению "организация работы с молодежью", человек |
- |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
рост в 1,66 раза |
6. |
Количество информационных сообщений по вопросам реализации молодежной политики, размещенных в региональных средствах массовой информации, единиц |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
рост в 2 раза |
7. |
Количество поддержанных проектов государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия, реализующих программы по работе с молодежью, единиц |
0 |
0 |
3 |
4 |
5 |
6 |
рост на 6 единиц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 г. N 22 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2012 г., N 1, ст. 109