На основании постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 14.07.2011 N 2736 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Петрозаводского городского округа, их формирования и реализации" и заключения управления экономики и инвестиционной политики комитета экономического развития Администрации Петрозаводского городского округа о целесообразности разработки на основе концепции долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" долгосрочной целевой программы Администрация Петрозаводского городского округа постановляет:
1. Одобрить концепцию долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" (прилагается).
2. На основе концепции долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" комитету экономического развития Администрации Петрозаводского городского округа в срок до 1 мая 2012 года разработать проект и утвердить постановлением Администрации Петрозаводского городского округа долгосрочную целевую программу "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы".
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа Е.Б. Журавлева.
Глава Петрозаводского |
Н.И. Левин |
Администрации Петрозаводского
городского округа
от 16 февраля 2012 г. N 728
Концепция
долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы"
Концепция долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 7.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Уставом Петрозаводского городского округа.
Концепция подготовлена с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на 2011 год и плановый период 2012 - 2014 годов. При ее разработке учтены приоритетные направления развития республики, определенные в Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года (утверждена Законом Республики Карелия от 17.10.2011 N 1532-ЗРК), в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24.06.2010 N 1755-IV ЗС), в региональной целевой программе "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008 - 2012 годов (утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.04.2008 N 142р-П), в республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" (утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17.04.2008 N 857-IV ЗС), в Программе "Содействие занятости населения" по Республике Карелия на период 2010-2012 годов (одобрена и принята решением коллегии Министерства труда и занятости Республики Карелия 24.12.2009).
Целью настоящей Концепции является проведение эффективной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Основанием для разработки Концепции является решение коллегии Министерства труда и занятости Республики Карелия от 29.06.2011.
Актуальность разработки настоящей Концепции определяется необходимостью обеспечить координацию процессов, сложившихся на рынке труда на территории Петрозаводского городского округа. Концепция ориентирована на сбалансированное решение экономических и социальных проблем занятости, предполагает реализацию комплексного подхода к разрешению негативной ситуации на рынке труда, усиление реальной интеграции политики занятости в общие тенденции социально-экономического развития Петрозаводска, что напрямую связано с улучшением уровня жизни населения города Петрозаводска.
Последующая реализация долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" предполагает тесное взаимодействие между Администрацией Петрозаводского городского округа, ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска", работодателями Петрозаводска, другими субъектами рынка труда.
Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда Петрозаводского городского округа
В соответствии с целевыми ориентирами, определёнными на федеральном уровне на долгосрочную перспективу Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, основным стратегическим приоритетом деятельности Администрации Петрозаводского городского округа будет являться повышение качества жизни населения округа на основе устойчивого сбалансированного развития экономики и формирование потенциала будущего развития.
Среднесрочными целями социально-экономического развития округа определены:
- преодоление последствий кризиса и дальнейшее увеличение экономического потенциала округа;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета округа;
- повышение надежности жизнеобеспечения населения округа;
- снижение уровня бедности на основе устойчивого экономического роста;
- формирование условий для перехода экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития;
- комплексное развитие территории округа на основе эффективного использования и распределения ресурсов, в том числе - трудовых.
В рамках решения приоритетных задач развития эффективного рынка труда Администрацией Петрозаводского городского округа совместно с ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска" реализовывалась Программа "Содействие занятости населения города Петрозаводска на 2007-2010 годы". Только в 2010 году расходы на реализацию мероприятий данной программы составили по итогам года около 40 млн. рублей. В результате нашли работу более 4,8 тыс. безработных и ищущих работу граждан. Функции контроля над выполнением мероприятий Программы исполнял Координационный комитет содействия занятости населения Петрозаводского городского округа, действующий уже более десяти лет.
С целью минимизации негативных последствий на рынке труда в условиях финансового кризиса уже три года (2009-2011 годы) действует Региональная программа поддержки занятости населения в Республике Карелия, в рамках которой создаются временные рабочие места для организации общественных работ и временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой массового увольнения, организуется стажировка выпускников, подготовка и переподготовка кадров на предприятиях округа, осуществляется информационная и финансовая поддержка безработных граждан, зарегистрировавшихся в течение года в качестве индивидуальных предпринимателей. Новшеством в Программе 2011 года явились мероприятия по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов; многодетных родителей; родителей, имеющих детей-инвалидов.
Следует также отметить существующий значительный разрыв между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы и требованиями работодателей, что усиливает имеющийся дефицит кадров по требуемым профессиям и специальностям. Частично эта проблема решалась путем переобучения и переподготовки кадров в рамках реализации муниципальной программы "Содействие занятости населения г. Петрозаводска на 2007-2010 годы". С целью создания системы обеспечения экономики и социальной сферы республики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации, соответствующих спросу работодателей, разработана Региональная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годы. Однако ощутимый результат от реализации этой Программы ожидается не ранее, чем через три года.
Осуществление мер по проведению оплачиваемых общественных работ; временному трудоустройству несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест позволят упредить повышение напряженности в обществе, поддержать существующий спрос на рабочие места, повысить качество рабочей силы.
Численность официально зарегистрированных безработных в Петрозаводском городском округе в течение 2011 года снизилась в 1,4 раза и по состоянию на 01.01.2012 составила 1955 человека (на 01.01.2011 года - 2653 человек), уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 1,73 процентов до 1,28 процентов от экономически активного населения. Администрация Петрозаводского городского округа намерена охватить мероприятиями программы не менее 25 процентов от общего числа официально зарегистрированных безработных.
Основными составляющими прогноза развития рынка труда на 2012-2015 годы являются демографические изменения (ожидаемый перелом тенденции от роста к снижению количества населения в трудоспособном возрасте) и прогнозные показатели социально-экономического развития Петрозаводского городского округа.
Фактическая численность постоянного населения в Петрозаводском городском округе составляет: на 01.01.2008 - 268784 человек, на 01.01.2009 - 271112 человек, на 11.01.2010 - 270601 человек, на 01.01.2011 - 263639 человек. Прогноз численности постоянного населения Петрозаводского городского округа на 2012 год - 263600 человек.
Изменение численности населения муниципального образования обусловлено влиянием факторов естественной убыли населения и миграционного прироста населения. Если рассчитывать численность населения Петрозаводского городского округа, учитывая только естественную убыль населения и миграционный прирост, то она практически не изменилась.
Однако, учитывая предварительные итоги Всероссийской переписи населения, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республики Карелия, фактическая численность постоянного населения в Петрозаводском городском округе на 01.01.2011 составила 263639 человек, что на 7,0 тысяч человек меньше соответствующего показателя, полученного расчетным путём.
Естественная убыль населения в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 220 человек. Учитывая позитивную тенденцию последних пяти лет и снижение естественной убыли более, чем в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предполагается, что естественная убыль населения в 2012 - 2013 годах снизится до 100 человек.
Миграционный прирост постоянного населения увеличился с отрицательных значений 2009 года до 1450 человек в 2011 году. В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности.
Средний возраст жителей Петрозаводска составляет 38,08 лет, мужчин соответственно 35,19 лет, женщин - 40,34 года. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7 процентов. В настоящее время 11,5 процентов жителей Петрозаводска, т.е. каждый восьмой - находится в этом возрасте.
В возрастном диапазоне от 0 до 17 лет женщин на 7,6 процента меньше, чем мужчин, что привело к сокращению численности женщин 18-29 лет (наиболее активный репродуктивный возраст) и далее приведет к снижению числа родившихся.
Негативные демографические тенденции девяностых годов прошлого века (произошел резкий спад рождаемости - на 31,9 процента) за десятилетие повлекли за собой старение населения и в настоящее время привели к снижению численности экономически активного населения. Начиная с 2000 года, численность лиц старше трудоспособного возраста стала превышать число детей и подростков до 16 лет. На начало 2010 года это превышение составило 17,04 тыс. человек (44,2 процента). Снижение численности населения трудоспособного возраста, т.е. наиболее экономически активной части населения, началось уже с 2007 года. Удельный вес населения в трудоспособном возрасте в составе постоянного населения округа снизился за последние 10 лет на 5 процентов. В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.
Исходя из сложившейся ситуации, можно ожидать, что в ближайшей перспективе изменения возрастного состава населения будут носить неблагоприятный характер. Увеличатся темпы снижения численности населения рабочих возрастов, произойдет активизация процесса демографического старения населения.
Таким образом, в связи со значительным уменьшением миграционного прироста и со старением населения округа предполагается сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте со 168,7 тыс. человек в 2010 году до 167,0 тыс. человек в 2012 году. Некоторое сдерживание темпов сокращения трудящихся в трудоспособном возрасте обеспечивается за счет работающих пенсионеров, получающих льготную пенсию. Кроме того, Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске к концу 2012 года прогнозируется на 13,5 процентов рост числа работающих пенсионеров старших возрастов. За счет чего ожидается небольшой рост трудовых ресурсов в 2012 году.
Численность занятых в экономике за 2011 год снизилась на 3,4 процента (со 136,16 тыс. человек в 2010 году до 133,3 тыс. человек в 2011 году) в связи с оптимизацией численности в бюджетных организациях и реорганизацией в крупных организациях, занимающихся видом деятельности "транспорт и связь", с сокращением штатной численности.
Наибольший удельный вес в структуре занятых в организациях в разрезе форм собственности имеет контингент занятых на предприятиях частной формы собственности (50,9 процента), а также на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности (41,8 процента). В составе занятых на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности по-прежнему высока доля занятых в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней (70,5 процентов).
На предложение рабочей силы (экономическую активность населения), помимо демографических факторов, повлияют изменение уровня доходов и заработной платы населения, образования и профессиональной подготовки, социальной ориентации и трудовой мотивации граждан.
Спрос на рабочую силу в 1012-2015 годах будет в основном определяться действием совокупности социально-экономических факторов, таких как уровень и динамика экономического развития, инвестиционная и инновационная активность, рентабельность производства, степень износа основных фондов, стоимость труда и др.
Определенная стабилизация уровня общей и регистрируемой безработицы в значительной степени явилась следствием оптимизации занятости в ходе реализации инвестиционной политики республики и города.
Безусловно, развитие инвестиционных процессов в экономике является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления технической, технологической базы, основных фондов предприятий, созданию новых рабочих мест.
Проводимый Администрацией Петрозаводского городского округа мониторинг инвестиционных проектов и анализ статистических данных о динамике инвестиций в основной капитал позволяет полагать значительный рост инвестиционных вложений и оценивать их объем в 2011 году в размере 5,3 млрд. рублей. В прогнозируемом периоде рост показателя можно ожидать на уровне 14 процентов, объем инвестиций к 2014 году прогнозируется в размере 6,6 млрд. рублей. В 2012 году ожидается создание около 730 дополнительных рабочих мест в результате реализации крупных инвестиционных проектов.
Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда
Экономические и финансовые проблемы последних лет внесли существенные коррективы в развитие процессов на рынке труда. Количество занятого экономически активного населения сокращается. В 2012-2015 годы планируется переход от антикризисных программ к долгосрочным и системным действиям по формированию цивилизованного рынка труда.
К 2015 году обеспечение соблюдения конституционных и иных прав и свобод граждан в сфере занятости позволит снизить социальную напряженность в обществе через реализацию прав граждан на социальную поддержку в случае потери работы или риска возникновения безработицы. Обеспечение прав граждан в области защиты от безработицы поможет незанятым лицам в период безработицы получать средства для поддержания своего жизненного уровня и не оказаться в психологическом и социальном вакууме, а, следовательно, уменьшит социальные риски последствий безработицы.
К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность городской политики занятости, относятся следующие:
1. Нарастание дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте. В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать.
2. Проблема оттока рабочей силы и трудовой миграции за пределы города ограничивает предложение трудовых ресурсов на рынке труда. В связи с высоким уровнем заработной платы, возможностями карьерного роста, другими социально-экономическими причинами молодые дееспособные граждане инициируют отъезд на работу в Финляндию, Санкт-Петербург, Москву и другие регионы России.
3. Недостаточное соответствие системы профессионального образования потребностям экономики, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе.
4. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Несоответствие имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации требованиям работодателей. В структуре безработных преобладают граждане, имеющие высшее или среднее специальное профессиональное образование (более 50 процентов), спрос предъявляется в основном на рабочие профессии (70 процентов от общего количества заявленных вакансий).
5. Сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; граждан, уволенных с военной службы и др.), обусловленной объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым работникам.
6. Низкая экономическая мотивация (мобильность, инициативность, самореализация и др.) отдельных социально-демографических групп населения, отсутствие престижа труда в обществе, исчезновение рабочих династий, культуры труда и производства концентрируют психо-эмоциональные, нравственно-этические, моральные проблемы личности. Нерешенность этих вопросов ведет к иждивенчеству и социальной изоляции, понижает конкурентоспособность данной категории граждан на рынке труда.
7. Наличие неформальной занятости населения. В результате необратимых процессов в структуре экономики и спросе на рабочую силу выросло количество рабочих мест на временной основе, с гибкими режимами работы, с использованием Интернет-ресурсов, работы в сфере теневой занятости и на дому.
8. Процессы увольнения работников, вызванные структурными преобразованиями в экономике города.
Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основная цель Программы состоит в проведении эффективной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Исходя из этого и руководствуясь правами органов местного самоуправления, определенными действующим законодательством в области содействия занятости населения, в рамках Программы в 2012-2015 годах предусматривается решение следующих основных задач:
- проведение оплачиваемых общественных работ;
- обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Решение поставленных задач в достижении главной цели в рамках реализации Программы будет направлено, прежде всего:
- на сокращение численности официально зарегистрированных безработных граждан, максимально допустимая численность - 2600 человек;
- на недопущение неконтролируемого роста регистрируемой безработицы выше 1,7 процента к экономически активному населению города.
Деятельность по вышеуказанным направлениям будет осуществляться совместно с ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска", работодателями, профессиональными союзами и иными организациями.
Срок реализации Программы составляет 4 года, 2012 - 2015 годы, и определен с учетом возможностей прогноза и анализа развития рынка труда на территории Петрозаводского городского округа, проектом "Основных направлений действий на рынке труда Российской Федерации на период до 2015 года", а также Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года.
Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации
Заказчиком и разработчиком Программы является Администрация Петрозаводского городского округа.
К участию в разработке Программы привлекаются ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска" (по согласованию) и Министерство труда и занятости Республики Карелия (по согласованию).
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы.
Итоги реализации Программы оцениваются на основании результатов мониторинга, ежеквартально предоставляемых ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска" в Администрацию Петрозаводского городского округа.
Также ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска" подготавливает и представляет на обсуждение Координационного комитета содействия занятости населения Петрозаводского городского округа:
- предложения по корректировке целевых показателей Программы, исполнителей, сроков программных мероприятий;
- итоги реализации Программы за отчётный год.
Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
К 2015 году результатами станут: недопущение неконтролируемого роста уровня регистрируемой безработицы и удержание безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) на предельно-допустимом уровне, а также недопущение развития застойной безработицы. Реализация программных мероприятий на период 2012-2015 годы направлена на сохранение среднегодового уровня регистрируемой безработицы на уровне предельно допустимых значений не выше 2 процентов, уровень безработицы по методологии МОТ не превысит 6 процентов от экономически активного населения по Петрозаводскому городскому округу.
Для сравнения: по Республике Карелия ожидается, что уровень безработицы по методологии МОТ не превысит 9,6 процента от экономически активного населения, а уровень зарегистрированной безработицы в среднемесячном исчислении снизится до 2,5 процентов.
Основные показатели развития рынка труда
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
По Петрозаводскому городскому округу: |
|
|
|
|
|
|
Уровень регистрируемой безработицы, % |
2,1 |
1,7 |
2 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Уровень общей безработицы, % |
6,4 |
5,1 |
6 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
По Республике Карелия: |
|
|
|
|
|
|
Уровень регистрируемой безработицы, % |
3,2 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
Уровень общей безработицы, % |
9,6 |
9,9 |
9,8 |
9,7 |
9,7 |
9,6 |
В соответствии с мероприятиями Программы предполагается:
- принимать участие в организации ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. Для одной из ярмарок обеспечить возмещение арендной платы за используемое помещение;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы не менее 400 человек, в т.ч. в 2012 году - не менее 100 человек;
- обеспечить временное трудоустройство не менее 40 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе в 2012 году - не менее 10 человек;
- обеспечить временное трудоустройство не менее 40 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в т.ч. в 2012 году - не менее 10 человек;
- в рамках Соглашения о совместной деятельности, заключенного между администрацией Петрозаводского городского округа и ГУ "Центр занятости населения города Петрозаводска", обеспечить временное трудоустройство не менее 40 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в т.ч. в 2012 году - не менее 10 человек.
Осуществление мероприятий Программы будет способствовать развитию на территории Петрозаводского городского округа цивилизованного рынка труда, в том числе в части трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия от 16 февраля 2012 г. N 728 "Об одобрении концепции долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы" и разработке проекта долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Петрозаводского городского округа на 2012-2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был