Распоряжение Главы Республики Карелия
от 31 августа 2012 г. N 323-р
В соответствии с решением Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 4 декабря 2002 года, решением Комиссии по вопросам защиты информации при Главе Республики Карелия от 26 июля 2012 года:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию защиты информации в Республике Карелия.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий.
Глава |
А.П. Худилайнен |
г. Петрозаводск
31 августа 2012 года
N 323-р
Концепция
защиты информации в Республике Карелия
(одобрена распоряжением Главы Республики Карелия от 31 августа 2012 г. N 323-р)
I. Введение
Концепция защиты информации в Республике Карелия (далее - Концепция) определяет систему взглядов на проблему обеспечения безопасности информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию (далее - информация ограниченного доступа).
Цель Концепции - определение задач, основных направлений, принципов организации, путей реализации государственной политики в области защиты информации в Республике Карелия.
Концепция разработана на основе требований Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, нормативных и руководящих документов, регламентирующих вопросы защиты информации. Концепцией рассмотрены угрозы информационной безопасности и возможные их последствия, методы и средства предотвращения, парирования и нейтрализации угроз, а также особенности обеспечения защиты информации в различных сферах деятельности. В Концепции излагаются основные положения государственной политики обеспечения защиты информации, организационная структура и принципы построения системы защиты информации в Республике Карелия.
Концепция служит методологической основой для разработки и реализации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия:
1) правового, нормативно-методического, научно-технического и организационного обеспечения защиты информации;
2) единой технической политики в области применения информационных технологий и использования систем безопасности и средств защиты информации;
3) плана создания и развития комплексной системы защиты информации, включающей в себя комплекс мер и мероприятий по ее практической реализации.
Для предотвращения и ликвидации угроз информационной безопасности необходимо использовать комплексный подход, включающий правовые, экономические, организационные, технические, программные, социальные и иные механизмы, способные обеспечить безопасность, доступность и целостность информационных систем и ресурсов.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией, определяющие права и ответственность граждан, общества и государства в информационной сфере, Конституция Республики Карелия, Закон Республики Карелия от 26 марта 2007 года N 1066-ЗРК "О государственных электронных информационных ресурсах Республики Карелия".
II. Общие положения
1. Система защиты информации
Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества, рост удельного веса информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.
В последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения защиты информации.
Формируется база правового обеспечения защиты информации. Приняты Федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных", "О коммерческой тайне", "Об электронной подписи" и другие. Развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.
Защита информации является неотъемлемой составной частью основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций Республики Карелия и достигается проведением комплекса правовых, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение или преодоление конкретных угроз безопасности информации в зависимости от условий деятельности и решаемых задач.
Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности способствует государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, система лицензирования деятельности в области защиты информации и система сертификации средств защиты информации.
К основным факторам, определяющим необходимость создания и развития системы защиты информации Республики Карелия, относятся:
1) увеличение объемов конфиденциальной информации, а так же возрастание зависимости результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия от достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, надежности принятых мер по ее сохранению;
2) неоднозначность классификации одной и той же информации при ее обработке в различных государственных и негосударственных учреждениях;
3) широкое использование в органах исполнительной власти Республики Карелия федеральных, региональных и глобальных информационных систем, накапливающих и передающих значительные объемы важной информации, и в то же время уязвимых для угроз несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, возрастание риска и опасности несанкционированных и непреднамеренных воздействий на информацию в этих системах;
4) возрастание опасности информационных угроз, возникающих в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия;
5) использование техническими разведками иностранных государств, криминальными структурами устройств негласного получения информации, рост числа преступлений в сфере применения информационно-коммуникационных технологий;
6) использование в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия технических и программных средств зарубежного производства, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу информации, не сертифицированных по требованиям безопасности информации;
7) невозможность своевременно и достоверно прогнозировать и выявлять угрозы информационным системам, оценивать их опасность, принимать адекватные меры по их устранению;
8) неспособность большинства организаций самостоятельно обеспечить эффективную защиту информации вследствие отсутствия подготовленных специалистов, необходимой нормативно-методической литературы, высокой стоимости средств защиты информации и услуг по ее защите.
2. Цели системы защиты информации
Целями системы защиты информации в Республике Карелия являются:
1) предотвращение или существенное снижение ущерба безопасности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, отдельных граждан Республики Карелия путем использования методов и средств защиты информации;
2) реализация единой государственной политики, организация и координация работ по защите информации на территории Республики Карелия;
3) содействие экономическому, научно-техническому прогрессу Республики Карелия, обеспечению его безопасности и устойчивого развития;
4) защита информационных и телекоммуникационных систем от преступлений, совершаемых с использованием уязвимостей информационных технологий, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, отдельных граждан Республики Карелия достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, а также предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов;
5) формирование системы защищенного электронного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан Республики Карелия.
3. Основные задачи системы защиты информации
Основными задачами системы защиты информации в Республике Карелия являются:
1) проведение единой государственной политики в области защиты информации, формирование и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия в обеспечении защиты информации, создание комплексной системы защиты информации и контроля эффективности применяемых мер и средств защиты;
2) методическое и информационное обеспечение работ по защите информации в Республике Карелия;
3) исключение или существенное затруднение получения информации средствами технической разведки, путем предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, несанкционированных воздействий на информацию с целью ее уничтожения, искажения и блокирования;
4) подготовка предложений по совершенствованию правового, нормативного, методического, научно-технического и организационного обеспечения защиты информации на объектах информатизации Республики Карелия, обеспечение активного участия в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
5) принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации в Республике Карелия;
6) формирование и организация деятельности служб и подразделений по защите информации в Республике Карелия;
7) определение и учет информационных ресурсов, систем и средств формирования, передачи, хранения, обработки и распространения информации, подлежащей защите;
8) контроль и анализ состояния защиты информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия;
9) выявление ключевых проблем в области защиты информации, определение приоритетных направлений развития системы защиты информации;
10) проведение практических мероприятий по созданию системы защиты информации;
11) совершенствование и развитие системы подготовки специалистов в области защиты информации.
4. Структура системы защиты информации
Структура системы защиты информации, ее задачи и функции, основы организации защиты сведений, составляющих государственную тайну или содержащих конфиденциальную информацию, определены Положением о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 года N 912-51.
Федеральным органом, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (далее - ФСТЭК России).
ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну. ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.
В Северо-Западном федеральном округе организует и руководит деятельностью государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации Управление ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу.
Составной частью государственной системы защиты информации Российской Федерации и системы защиты информации Северо-Западного федерального округа является система защиты информации Республики Карелия, в состав которой входят:
1) Комиссия по вопросам защиты информации при Главе Республики Карелия (координационный орган);
2) Совет по информатизации при Главе Республики Карелия (совещательный орган);
3) Комиссия по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Карелия (координационный орган);
4) органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения безопасности, в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, организации, осуществляющие работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) постоянно действующие технические комиссии по защите государственной тайны и экспертные комиссии в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия (коллегиальные органы);
6) режимно-секретные подразделения и структурные подразделения (штатные специалисты) по защите информации органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия.
Проведение на территории Республики Карелия государственной политики, а также координация деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия по обеспечению защиты информации возложено на Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий (далее - Комитет), в соответствии с Положением о Комитете.
5. Основные объекты защиты информации
Основными объектами защиты являются: информация ограниченного доступа, носители и технология ее обработки, технические средства, в отношении которых необходимо обеспечить безопасность информации.
В политической сфере объектами защиты выступают:
1) информация ограниченного доступа;
2) информационно-аналитические технологии проведения избирательных кампаний;
3) электронные технологии проведения общегосударственных и республиканских референдумов по социально и политически значимым для государственной стратегии развития вопросам;
4) системы ситуационного моделирования политических и социальных аспектов управления и информационной поддержки принятия решений.
В экономической сфере в качестве объектов защиты выступают:
1) информация ограниченного доступа;
2) экономически значимые информационные ресурсы организаций, в том числе составляющие коммерческую тайну;
3) системы сбора и обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности Республики Карелия и предпринимательской сферы;
4) внутрибанковские и межбанковские корпоративные сети, обеспечивающие проведение банковских операций;
5) автоматизированные системы сбора и анализа статистической информации, обеспечивающие принятие рациональных решений на уровне республики, отрасли, организаций, а также проведение анализа и прогнозирование социально-экономического развития Республики Карелия;
6) корпоративные информационно-телекоммуникационные системы, обеспечивающие управление отраслью, корпорацией.
В правоохранительной сфере объектами защиты являются:
1) информация ограниченного доступа;
2) система криминальной статистики;
3) информационные ресурсы, информационная инфраструктура: информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи.
В сфере предотвращения и локализации чрезвычайных ситуаций объектами защиты являются:
1) информация ограниченного доступа;
2) система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций;
3) система управления ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
4) диспетчерские службы управления тепловых электростанций, гидроэлектростанций;
5) диспетчерские службы управления полетами гражданской авиации, автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом;
6) автоматизированная система управления трубопроводными сетями (газо- и нефтепроводы).
В информационных и телекоммуникационных системах объектами защиты являются:
1) государственные информационные ресурсы, в том числе содержащие сведения ограниченного доступа;
2) средства и система информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированная система управления, системы связи и передачи данных;
3) технические средства приема, обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа (звукозапись, звукоусиление, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления и тиражирования документов), их информационные физические поля;
4) информационно-телекоммуникационные системы специального назначения, создаваемые в интересах органов государственной власти;
5) технические средства и системы, не относящиеся к средствам и системам информатизации, но находящиеся в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки информации ограниченного распространения;
6) помещения, предназначенные для ведения переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.
В научной и технологической сфере объектами защиты являются:
1) информационные ресурсы, содержащие сведения ограниченного доступа;
2) программы, направления и результаты фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований, содержащие сведения потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития в целом, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации и Республики Карелия;
3) открытия, изобретения, программные продукты, другие объекты интеллектуальной собственности;
4) опытные и промышленные образцы, модели и экспериментальное оборудование;
5) системы телекоммуникации и каналы связи;
6) автоматизированные системы управления сложными технологическими установками.
В сфере обеспечения информационной безопасности личности объектами защиты могут являться:
1) сведения, составляющие личную, семейную, врачебную тайну, адвокатскую тайну, тайну нотариальных действий, предварительного следствия и другие;
2) личная информация, передаваемая по техническим и иным средствам связи;
3) система обеспечения конфиденциальности информационного обмена между частными лицами;
4) информационные ресурсы, содержащие персональные данные.
6. Субъекты правовых отношений в информационной сфере
Субъектами правовых отношений в информационной сфере являются:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации Республики Карелия;
2) должностные лица и структурные подразделения (штатные специалисты), обеспечивающие защиту информации;
3) юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию;
4) юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
5) граждане, организации, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие пользователям информацию из них.
7. Источники угроз информационной безопасности
Правовое регулирование информационного взаимодействия субъектов информационных отношений должно осуществляться в соответствии с существующей нормативной правовой базой Российской Федерации и Республики Карелия.
В настоящее время деятельность органа управления любого уровня, деятельность любой организации немыслима без использования современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Практически все управленческие решения принимаются на основе информационных ресурсов, которые обрабатываются, накапливаются и передаются с использованием технических средств.
Следствием этого является целый спектр угроз, связанных с возможностью несанкционированного получения информации и специальных воздействий на нее.
В качестве основных типов угроз безопасности информации рассматриваются:
1) нарушение конфиденциальности информации;
2) нарушение доступности информации;
3) нарушение целостности информации.
В рамках этих угроз рассматривают виды воздействия для их реализации:
1) хищение (несанкционированное копирование) информации;
2) утрата информации;
3) уничтожение информации (уничтожение файлов, баз данных и т.д.);
4) блокирование информации;
5) модификация (искажение) информации;
6) отрицание подлинности информации;
7) навязывание ложной информации.
8. Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности
Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности в Республике Карелия подразделяются на информационные, программно-математические, физические, радиоэлектронные, организационно-правовые.
К информационным способам относятся:
1) нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;
2) несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
3) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);
4) незаконное копирование данных в информационных системах;
5) использование средств массовой информации с позиций, противоречащих интересам граждан, организаций и государства;
6) хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
7) нарушение технологии обработки информации.
Программно-математические способы включают:
1) внедрение программ-вирусов;
2) установку программных и аппаратных закладных устройств;
3) разработку, распространение и использование программ, действие которых направлено на преодоление средств защиты от несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
4) уничтожение или модификацию данных в информационных системах.
Физические способы включают:
1) уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
2) уничтожение, разрушение или хищение машинных или других оригиналов носителей информации;
3) хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;
4) воздействие на персонал;
5) поставку "зараженных" компонентов информационных систем.
Радиоэлектронными способами являются:
1) перехват и утечка информации по техническим каналам;
2) внедрение электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях;
3) перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;
4) воздействие на парольно-ключевые системы;
5) радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.
Организационно-правовые способы включают:
1) приобретение несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
2) невыполнение требований законодательства и задержки в принятии необходимых нормативно-правовых положений в информационной сфере;
3) неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и организаций информацию.
9. Возможные последствия воздействия угроз информационной безопасности
В результате воздействия угроз информационной безопасности может быть нанесен серьезный ущерб интересам Республики Карелия в политической, экономической и других сферах деятельности, а также причинен экономический ущерб обществу и отдельным гражданам.
Следствием воздействия угроз информационной безопасности могут явиться снижение темпов научно-технического развития Республики Карелия, утрата культурного наследия и другие. Угрозы информационной безопасности могут нанести физический, материальный и моральный ущерб гражданам, вызывать неадекватное социальное или криминальное поведение групп людей или отдельных лиц, оказать влияние на процессы образования и формирования личности.
Источники угроз безопасности информации могут носить как субъективный, так и объективный характер. Источники угроз обусловлены действиями субъектов правоотношений в информационной сфере, техническими средствами и стихийными бедствиями.
Меры противодействия угрозам находятся в сферах обеспечения информационной безопасности, защиты информации и безопасного использования информационных технологий.
10. Методы и средства обеспечения информационной безопасности
В целях предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности применяются правовые, программно-технические и организационно-экономические методы.
Правовые методы предусматривают разработку комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих информационные отношения в обществе, нормативно-методических и руководящих документов по обеспечению информационной безопасности.
Программно-технические методы включают предотвращение утечки обрабатываемой информации путем исключения несанкционированного доступа к ней; предотвращение специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации; выявление внедренных программных или аппаратных закладочных устройств; исключение перехвата информации техническими средствами; применение криптографических средств защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении.
Организационно-экономические методы предусматривают формирование и обеспечение функционирования систем защиты секретной и конфиденциальной информации, сертификацию этих систем по требованиям информационной безопасности, лицензирование деятельности в сфере информационной безопасности, стандартизацию способов и средств защиты информации, контроль за действием персонала в защищенных информационных системах.
Основными источниками угроз в сфере информационной безопасности является деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, преступных групп и формирований, противозаконная деятельность отдельных лиц, нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем, отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационно-коммуникационных системах, использование нелицензионного программного обеспечения.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в информационно-коммуникационных системах Республики Карелия являются:
1) предотвращение перехвата с помощью технических средств информации, передаваемой по каналам связи;
2) исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;
3) предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых функционирующими техническими средствами, а также электроакустических преобразований;
4) предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации; выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладных устройств);
5) предотвращение перехвата техническими средствами речевой информации из помещений и объектов.
Предотвращение перехвата с помощью технических средств информации, передаваемой по каналам связи, достигается применением специальных методов и средств защиты, в том числе криптографических, а также проведением организационно-технических и режимных мероприятий.
Исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации достигается применением специальных программно-технических средств защиты, использованием криптографических способов защиты, а также организационными и режимными мероприятиями.
Предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, а также электроакустических преобразований достигается применением защищенных технических средств, аппаратных средств защиты, средств активного противодействия, экранированием зданий или отдельных помещений, установлением контролируемой зоны вокруг средств информатизации и другими организационными и техническими мерами.
Предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации, достигается применением специальных программных и аппаратных средств защиты (антивирусные процессоры, антивирусные программы), организацией системы контроля безопасного программного обеспечения. Выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладочных устройств) достигается проведением специальных проверок.
Предотвращение перехвата техническими средствами речевой информации из помещений и объектов достигается применением специальных средств защиты, проектными решениями, обеспечивающими звукоизоляцию помещений, выявлением специальных устройств подслушивания и другими организационными и режимными мероприятиями.
Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в информационно-коммуникационных системах Республики Карелия являются:
1) лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;
2) аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ со сведениями, отнесенными к государственной тайне;
3) сертификация средств защиты информации и контроля ее эффективности, систем и средств информатизации и связи в части защищенности информации от утечки по техническим каналам;
4) введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;
5) создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении;
6) разработка и использование средств защиты информации и методов контроля их эффективности;
7) применение специальных методов, технических мер и средств защиты, в том числе криптографических, исключающих перехват информации, передаваемой по каналам связи.
Конкретные методы, приемы и меры защиты информации разрабатываются в зависимости от степени возможного ущерба в случаях ее утечки, разрушения или уничтожения.
III. Цели, задачи и принципы защиты информации
11. Цели обеспечения защиты информации
Основными целями обеспечения защиты информации в Республике Карелия являются:
1) защита информационных ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций Республики Карелия от несанкционированного доступа, обеспечение их целостности;
2) защита информационных и телекоммуникационных систем от преступлений, совершаемых с использованием уязвимостей информационных технологий;
3) создание благоприятных условий для экономической стабильности и развития Республики Карелия;
4) формирование системы электронного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Карелия;
5) дальнейшее продвижение Республики Карелия к современному информационному обществу.
12. Задачи развития системы защиты информации
Основными задачами развития системы защиты информации в Республике Карелия являются:
1) создание необходимых и достаточных правовых, организационных, экономических и научно-технических условий для обеспечения деятельности системы защиты информации в Республике Карелия;
2) обеспечение эффективной защиты информации на объектах органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении;
3) проведение единой государственной политики в области защиты информации, формирование и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия в обеспечении информационной безопасности, создание комплексной системы информационной безопасности и контроля эффективности применяемых мер и средств защиты;
4) выявление ключевых проблем Республики Карелия в области защиты информации, определение приоритетных направлений развития системы защиты информации в Республике Карелия;
5) создание механизмов своевременного выявления, прогнозирования, локализации и блокирования угроз безопасности, оперативного реагирования на проявления негативных тенденций в использовании государственных информационных ресурсов и систем;
6) разработка мероприятий по защите информационных ресурсов и средств информатизации на объектах Республики Карелия;
7) подготовка предложений по совершенствованию правового, нормативного, методического, научно-технического и организационного обеспечения технической защиты информации на объектах Республики Карелия;
8) принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации в Республике Карелия;
9) формирование и совершенствование организационной структуры системы защиты информации в Республике Карелия, развитие ее научно-технического и кадрового потенциала;
10) определение и учет информационных ресурсов, систем и средств формирования, передачи, хранения, обработки и распространения информации, подлежащей защите;
11) методическое и информационное обеспечение работ по защите информации в Республике Карелия;
12) обеспечение безопасности при осуществлении международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей связи, включая международную сеть "Интернет";
13) контроль и анализ состояния защиты информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организаций Республики Карелия.
Разработка и осуществление мероприятий для достижения целей и задач обеспечения защиты информации в Республике Карелия должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами:
1) всеобщая обязательность, правовая обусловленность, универсальность, превентивность, разумная достаточность, дифференцированность, разграничение функций и разделение полномочий;
2) формирование эффективных компонентов системы защиты информации в Республике Карелия, соответствующих задачам обеспечения национальной безопасности России, безопасности и устойчивого развития Республики Карелия с учетом ее экономических возможностей;
3) обеспечение своевременной и адекватной реакции на возникающие в Республике Карелия и прогнозируемые угрозы ведения технической разведки, утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к информации и специальных воздействий на нее;
4) формирование единой политики в области защиты информации в Республике Карелия;
5) использование коллегиальных методов руководства системой защиты информации и ее развития;
6) планирование развития системы защиты информации в Республике Карелия.
IV. Основные направления обеспечения защиты информации
13. Факторы повышения внимания к вопросам защиты информации
К основным факторам, определяющим необходимость повышения внимания к вопросам защиты информации в Республике Карелия, относятся:
1) приграничное расположение, а также наличие совместных предприятий (в том числе со странами дальнего зарубежья), иностранных представительств;
2) возрастание зависимости результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия от достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, надежности принятых по ее сохранению мер;
3) придание информации статуса объекта собственности, формирование государственных информационных ресурсов, находящихся в ведении Республики Карелия, организаций и граждан, необходимость защиты этих ресурсов от противоправных действий;
4) использование в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях федеральных, региональных и глобальных информационных систем, накапливающих и передающих большие объемы информации, и в то же время уязвимых для угроз несанкционированного доступа к информации, возрастание риска и опасности несанкционированных и непреднамеренных воздействий на информацию в этих системах и, как следствие, непредсказуемые экономические и социальные последствия возникновения критических ситуаций, связанных с нарушениями режимов безопасности информации в кредитно-финансовых учреждениях, системах управления экологически опасными производствами, транспортом, энергетикой;
5) возрастание информационных угроз, возникающих в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия;
6) рост числа преступлений в сфере информационных технологий;
7) использование в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия технических и программных средств зарубежного производства, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу информации, не сертифицированных по требованиям безопасности информации.
14. Обеспечение защиты информации
Обеспечение защиты информации в Республике Карелия предусматривает комплексный подход к достижению целей и решению основных задач, который должен осуществляться по следующим основным направлениям:
1) законодательное и нормативно-методическое обеспечение;
2) организационное обеспечение;
3) технологическое обеспечение;
4) кадровое обеспечение;
5) финансовое обеспечение.
Законодательное и нормативно-методическое обеспечение защиты информации предполагает:
1) издание в пределах компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации в Республике Карелия;
2) обеспечение нормативными правовыми актами и методическими документами по защите информации, разработку системы организационно-распорядительных и нормативных документов в области защиты информации, конкретизирующих и дополняющих документы федерального уровня применительно к условиям Республики Карелия.
Организационное обеспечение защиты информации предполагает:
1) создание структуры управления системой защиты информации, охватывающей все уровни органов власти, а также хозяйствующие субъекты и население Республики Карелия;
2) формирование структурных подразделений по защите информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия;
3) организацию и обеспечение работ по выявлению и оценке угроз безопасности информации, прогнозированию их развития, разработке типового перечня угроз безопасности информации для Республики Карелия;
4) совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций Республики Карелия при организации и ведении работ по защите информации;
5) создание системы мониторинга состояния защиты информации в интересах обеспечения принятия решений.
Технологическое обеспечение защиты информации предполагает:
1) разработку и внедрение типовых систем защиты информации для объектов органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия;
2) проведение мероприятий по защите информации при проведении выставок в Республике Карелия, конференций, совещаний с участием представителей иностранных государств, при осуществлении международного информационного обмена, в том числе с использованием открытых информационных систем;
3) использование лицензионного и/или сертифицированного общего и специального программного обеспечения, сертифицированных средств технической защиты информации;
4) оснащение структурных подразделений по защите информации, а также объектов информатизации органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия современными сертифицированными средствами технической защиты информации (в том числе контроля эффективности технической защиты информации).
Кадровое обеспечение системы защиты информации предполагает:
1) укомплектование органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия специалистами по обеспечению защиты информации, организацию системы общей подготовки кадров;
2) создание и развитие системы подготовки и переподготовки специалистов в области защиты информации.
Финансовое обеспечение системы защиты информации предполагает финансирование мероприятий по защите информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, а также структурных подразделений по защите информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия; планирование в сметах расходов средств на их содержание.
15. Приоритеты развития системы защиты информации
Главными приоритетами развития системы защиты информации в Республике Карелия являются:
1) совершенствование концептуальных и правовых основ деятельности системы защиты информации;
2) формирование и совершенствование структурных подразделений по защите информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях Республики Карелия, оснащение их средствами защиты информации, средствами контроля эффективности защиты информации;
3) создание органа по аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями безопасности информации;
4) обеспечение функции комплексной системы защиты информации, включающей систему защищенных центров хранения и обработки данных информационных ресурсов, мониторинга защиты информации Республики Карелия;
5) организация и обеспечение работ по выявлению и оценке угроз безопасности информации в Республике Карелия, прогнозированию их развития.
V. Пути реализации концепции защиты информации и ожидаемые результаты
16. Пути реализации Концепции
Основными путями реализации Концепции являются:
1) проведение в Республике Карелия единой государственной политики в области защиты информации;
2) проведение целенаправленной повседневной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия, направленной на выполнение общегосударственных и научно-технических программ в области защиты информации, а также программ по информатизации;
3) определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
4) оценка состояния информационной безопасности, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
5) предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере;
6) защита государственных информационных ресурсов;
7) подготовка предложений по совершенствованию правового, нормативного, методического, научно-технического, организационного и финансового обеспечения в области защиты информации в Республике Карелия;
8) координация деятельности и контроля органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Карелия, участвующих в решении задач по обеспечению защиты информации Российской Федерации и Республики Карелия;
9) разработка норм и требований, регламентирующих обеспечение информационной безопасности Республики Карелия и позволяющих осуществлять контроль ее состояния;
10) формирование и организация деятельности органов по технической защите информации в Республике Карелия;
11) формирование организационной структуры управления органа по аттестации объектов информатизации;
12) разработка и внедрение мер экономического стимулирования мероприятий по обеспечению защиты информации;
13) организация проведения экспертиз проектов и программ на соответствие требованиям защиты информации;
14) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области защиты информации;
15) совершенствование и развитие системы подготовки специалистов в области защиты информации.
Одним из основных принципов безопасности является принцип обеспечения прочности системы защиты, который достигается путем выбора информационных технологий для создания функциональных информационно-телекоммуникационных и автоматизированных систем, обоснованных с точки зрения обеспечения их безопасного применения.
17. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит:
1) создание условий, способствующих реализации государственной политики Российской Федерации в сфере защиты информации в Республике Карелия;
2) проведение единой политики в области защиты информации, организации и координации работ по защите информации на территории Республики Карелия;
3) предотвращение или существенное снижение ущерба безопасности государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Карелия;
4) содействие экономическому, научно-техническому прогрессу, его безопасность и устойчивое развитие в Республике Карелия;
5) защиту от несанкционированного доступа, целостность и доступность информационных ресурсов;
6) защиту информационных и телекоммуникационных систем от преступлений, совершаемых с использованием уязвимостей информационных технологий;
7) формирование системы электронного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Карелия;
8) совершенствование и развитие организационной и кадровой структуры системы защиты информации;
9) оснащение подразделений и служб системы защиты информации высокоэффективными средствами защиты информации, средствами контроля эффективности защиты информации.
В результате реализации основных направлений развития системы защиты информации в Республике Карелия будет создана система, соответствующая задачам обеспечения национальной безопасности, безопасности и устойчивого развития с учетом экономических возможностей Республики Карелия и адекватно реагирующая на угрозы безопасности информации в социально-экономической, административно-управленческой, правоохранительной и других сферах деятельности Республики Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Республики Карелия от 31 августа 2012 г. N 323-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2012 г., N 8, ст. 1443