Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 25 декабря 2003 г. N 489 р-П
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях реализации государственной политики занятости населения и обеспечения социальной защиты незанятого населения Республики Карелия:
1. Одобрить прилагаемую программу "Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы" (далее - Программа), разработанную Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия с участием органов исполнительной власти Республики Карелия.
2. Утвердить прилагаемые мероприятия по реализации программы "Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы", исполнителем которых являются органы исполнительной власти Республики Карелия. Финансирование указанных мероприятий из бюджета Республики Карелия осуществляется из средств, предусмотренных на текущее финансирование главных распорядителей бюджета Республики Карелия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия принять участие в выполнении мероприятий программы "Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы".
Глава
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Программа
"Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2003 г. N 489 р-П)
Введение
Программа "Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.14, 15) в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ.
Программа определяет цели и задачи среднесрочной стратегии на рынке труда Республики Карелия на период 2004-2006 годов и направлена на обеспечение выполнения основных задач в сфере занятости населения, намеченных Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 25 декабря 2002 года N 405-III ЗС.
Сохраняющиеся в настоящее время и прогнозируемые на 2004-2006 годы проблемы сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу в Карелии и во многих субъектах Российской Федерации, а также значительная дифференциация уровней общей и регистрируемой безработицы в большинстве территорий муниципальных образований (городов и районов) региона свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда и развития занятости, интегрированных действий органов исполнительной власти федерального, республиканского и муниципального уровней, а также заинтересованных общественных организаций.
При разработке Программы учитывались основные направления реализации действующих федеральных и республиканских целевых программ, оказывающих регулирующее влияние на социально-трудовую сферу.
Подготовка Программы осуществлялась исходя из макроэкономических условий социально-экономического развития России и условий, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Карелия на период 2004-2006 годов, разработанным Министерством экономического развития Республики Карелия, а также с учетом предложений министерств и ведомств, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования трудовых отношений и занятости в Республике Карелия.
Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы в Республике Карелия.
I. Ситуация на рынке труда, ключевые проблемы и необходимость их решения программными методами
1. Развитие рынка труда в 2000-2002 годах
В период восстановительного роста производства и социальной сферы соотношение спроса и предложения рабочей силы обеспечивалось действием экономических, демографических, миграционных, образовательных, социально-психологических и других факторов. В связи с улучшением экономической конъюнктуры, вызванной адаптацией организаций к новым условиям (после кризиса 1998 года), возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции в республике ежегодно увеличивался валовой региональный продукт как в действующих, так и в сопоставимых ценах. В эти годы определяющую роль в структуре экономики Республики Карелия занимала промышленность, обеспечивающая более 50% производства товаров, работ и услуг. Примерно, одинаковый вклад в валовой выпуск (на уровне 10%), обеспечивали предприятия транспорта и торговли. Активно развивалось строительство, доля которого к структуре валового выпуска также росла. Среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами в 2000-2002 годах росло производство в деревообрабатывающей отрасли, легкой и пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности.
С подъемом промышленного производства увеличился спрос на квалифицированную рабочую силу. Экономика республики вплотную подошла к этапу развития, при котором обеспечение экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требует специалистов качественно нового уровня.
Предложение рабочей силы в период 2000-2002 годов оставалось высоким как по причинам демографического, так и социально-экономического характера. По данным обследования населения по проблемам занятости Госкомстата России в 2002 году (февраль-ноябрь) численность экономически активного населения Республики Карелия составила 400 тысяч человек и возросла по сравнению с результатами обследования в 2000 году на 1,3%.
Рост предложения трудовых ресурсов был вызван притоком граждан молодых возрастов, рожденных в 80-е годы, и выходом на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны". Кроме того, ему способствовала миграция населения, привлечение иностранной рабочей силы. За период 2000-2002 годов в республику было привлечено 4,1 тысячи иностранных рабочих, в основном в лесозаготовительную и строительную отрасли.
В течение последних лет произошли заметные сдвиги в структуре предложения рабочей силы с точки зрения образовательного потенциала и профессиональной подготовки. Доля экономически активного населения, имеющего высшее профессиональное (полное и неполное) образование, возросла с 19,6% (1999 г.) до 23,0% (2002 г.).
Реализация экономических интересов, профессиональная самореализация, свобода предпринимательства и частной инициативы расширили возможности трудоустройства. Развитие самозанятости и различных форм малого бизнеса, стимулирующих создание новых рабочих мест в промышленности, в сфере бытового обслуживания и торговли, а также в аграрном секторе способствовали снижению социальной напряженности в регионе.
С ростом экономической активности населения увеличился уровень занятости населения (с 58,7% в 2000 г. до 61,9% в 2002 г.). Численность занятых экономической деятельностью составила к 2003 году 369 тысяч человек. Более 2/3 активного населения трудилось на крупных и средних предприятиях, треть занималась коммерческой деятельностью. В то же время в республике сохранялись общие масштабы неформальной занятости, которые оценивались в размере 18-22 тысяч человек. Неформальный сектор экономики оказывал отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.
Рынок труда в течение 2000-2002 годов характеризовался высокой текучестью рабочей силы, особенно среди производственных рабочих низкой и средней квалификации. В крупных и средних организациях Карелии вновь принятые кадры не компенсировали число выбывших работников. Коэффициент возмещения за 2002 год составил 94,1% (за 2000 год - 97,7%).
Среди причин добровольных увольнений, а также частых переходов работников с одного рабочего места на другое оставались разрыв в отраслевом уровне заработной платы, задолженность по денежным выплатам, конфликты и трудовые споры на производстве, неудовлетворительные режим и условия труда. Эти и другие причины связывались с сохранением неэффективной занятости, открытым проявлением которой явилась форма неполной занятости (работа неполное рабочее время, а также нахождение работников в вынужденных отпусках по инициативе администрации на крупных и средних предприятиях). Из-за низкой производительности труда, приводящей к недостаточным показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности продукции предприятия не имели возможности в необходимом объеме внедрять современные технологии. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снижали общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.
Недостаток рабочих мест, отвечающих требованиям современного общества, а также незаполнение вакансий по причине отсутствия специалистов требуемых профессий, квалификации и опыта работы у граждан не позволили в 2000-2002 годах решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
В связи с экономическим ростом за три года в республике снизилась общая безработица, хотя ее уровень по-прежнему оставался высоким. В 2002 году среднегодовая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методикой Международной организации труда, составила 32 тыс. человек, или 7,9% экономически активного населения (в 2000 году соответственно 45,4 тыс. человек и 11,5%). Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, напротив возросла с 9,6 тыс. человек, или 2,4% в 2000 году до 11,3 тыс. человек, или 2,8% в 2002 году. Изменился состав безработных (по возрасту, образованию, социальному статусу) в сторону увеличения доли лиц предпенсионного возраста, женщин, инвалидов и одновременно снижения доли граждан, проживающих в сельской местности, а также не имеющих среднего (полного) общего образования.
В 2002 году в 13 городах и районах республики среднегодовые показатели уровня регистрируемой безработицы превысили республиканский показатель в 1,5-3,5 раза и более. В число районов с максимальным уровнем регистрируемой безработицы входили: Калевальский национальный район (10,0%), Вепсская национальная волость (7,4%), Пудожский район (7,9%) и Беломорский район (7,0%). Минимальный уровень безработицы отмечался в Суоярвском районе (0,6%) и г.Петрозаводске (1,0%).
Характерной особенностью развития рынка труда в 2000-2002 годах стала активность граждан в получении консультационных и информационных услуг, в том числе через сеть "Интернет" для самостоятельного поиска работы, организованный службой занятости населения. Благодаря привлечению безработных и незанятых граждан, нуждающихся в государственной поддержке, к участию в рамках специальных программ и программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации значительно удалось снизить нагрузку на организованный рынок труда. Численность ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию в начале января 2003 года составила 4,0 и уменьшилась в 2,9 раза по сравнению с январем 2000 года.
2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на период 2004-2006 годов
В прогнозный период сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий в кадрах. Предполагаемый сценарий в развитии рынка труда формируется с учетом изменений социально-экономического характера под влиянием действия факторов (рост производства, привлечение инвестиций в экономику и воспроизводство человеческих ресурсов), определяющих динамику трудовых процессов.
Несмотря на продолжающееся уменьшение численности населения в связи с процессом естественной убыли населения, вызванной ростом смертности населения, в предстоящие три года сохранится тенденция роста численности населения трудоспособного возраста. К концу 2006 года доля трудоспособного населения в общей численности населения возрастет до 65,9% (в 2001 г. - 62,9%). Прогнозируемый Госкомстатом России абсолютный прирост лиц в трудоспособном возрасте (почти на 10 тысяч человек) будет обеспечен в основном вступлением молодежи в активный рабочий возраст и выходом немногочисленных групп из трудоспособного возраста, рожденных в военные и первые послевоенные годы.
В связи с действием демографических факторов в ближайшие годы ожидается рост численности трудового потенциала региона, улучшение его качественной структуры с точки зрения экономических возможностей и дееспособности рабочей силы.
Миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья, ежегодно составит около одной тысячи человек, среди них более 50% будет приходиться на лиц трудоспособного возраста. Одновременно с этим за год в республику будет прибывать до 1,4-1,6 тысячи человек иностранной рабочей силы, более половины из которой граждане Украины и Финляндии. Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на рынке труда. Вместе с тем в ряде приграничных районов южной и северной Карелии, а также в центральных районах республики, где отмечается привлечение на работу трудовых мигрантов, эти процессы могут привести к обострению социальных проблем на территории отдельных муниципальных образований.
В период 2004-2006 годов продолжится отток населения из северных и северовосточных районов республики, богатых сырьевыми ресурсами. В то же время миграционный прирост населения будет отмечаться в г.Петрозаводске и на юге Карелии, что может осложнить ситуацию на локальных рынках труда.
Факторы модернизации экономики, роста производительности труда, использование которых требует роста уровня инвестиционной активности по крайней мере в несколько раз, до уровня начала 1990-х годов, окажут слабое воздействие на ситуацию с занятостью до 2006 года, впоследствии их влияние будет постепенно усиливаться.
Ожидается, что к 2006 году численность экономически активного населения составит 385 тысяч человек (в соответствии с оценкой численности населения от предварительных итогов Всероссийской переписи населения). На экономическую активность граждан, помимо демографических факторов (включая миграцию), повлияют повышение уровня доходов и заработной платы, а также образования, профессиональной подготовки, трудовой мотивации и социально-психологической ориентации граждан.
Следует иметь в виду, что на ситуацию на рынке труда с точки зрения предложения рабочей силы в последующие годы окажут влияние такие факторы как либерализация трудовых отношений в результате принятия Трудового кодекса; реформирование Вооруженных Сил; возможное увеличение численности граждан, освобождаемых из мест лишения свободы; рост платности жилищно-коммунальных услуг (необходимость выделения дополнительных средств, используемых на оплату, обязательных платежей и взносов, повлечет за собой увеличение экономической активности населения, в том числе наиболее уязвимых его категорий); возрастание прожиточного минимума, и как следствие - рост минимального размера пособия по безработице.
Постоянное увеличение уровня образования населения положительно скажется на качестве рабочей силы. Вместе с тем в связи с неудовлетворительным объемом подготовки рабочих производственных профессий и специалистов инженерно-технического профиля при росте выпуска специалистов по профессиям, связанным с рыночной инфраструктурой, в частности, юристов, экономистов, менеджеров в прогнозный период возрастут проблемы дисбаланса рынка труда.
Спрос на рабочую силу в период 2004-2006 годов будет определяться действием совокупности социально-экономических факторов. Это значит, что на динамику потребности экономики в кадрах окажут влияние не только уровень и динамика экономического развития, но и инвестиции и инновационная деятельность, рентабельность производства, степень износа основных фондов, стоимость труда и рыночные поведения хозяйственных субъектов и другие факторы.
Возникновение новых региональных рынков сбыта, переход на новые виды продукции, обострение конкурентной борьбы за ресурсы приведут к росту спроса на квалифицированную рабочую силу.
В условиях опережающего роста численности населения трудоспособного возраста по сравнению с потребностью экономики в рабочей силе в рассматриваемом периоде прогнозируется увеличение численности безработных, рассчитанной в соответствии с методологией МОТ. В результате общая численность безработных от численности экономически активного населения может увеличиться к 2006 году по I варианту до 8,3%, по II варианту - 9,3%. В целом высокая безработица будет представлять собой серьезную социальную проблему.
Регистрируемая безработица во многом будет зависеть как от общего уровня безработицы, так и от привлекательности услуг службы занятости для населения. Согласно прогнозу в перспективный период численность экономически активного населения, вследствие роста численности населения трудоспособного возраста по своей динамике будет опережать рост занятости (реализованный спрос). Численность занятых в экономике к 2006 году составит 351,3 тысячи человек (в соответствии с оценкой численности населения от предварительных итогов Всероссийской переписи населения).
Развитие сектора услуг и частного предпринимательства повлияют на увеличение спроса на труд, тем ни# менее занятость в малом бизнесе не будет столь масштабной, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (не более 11-13 процентов занятых).
Неформальный сектор занятости, способствующий смягчению социальных последствий сокращения спроса на труд в формальном секторе и снижения жизненного уровня по-прежнему останется как саморегулирующий фактор рынка труда.
Явление скрытой безработицы в ряде отраслей промышленности (численность работников, находящихся в административных отпусках или работавших неполное рабочее время по инициативе администрации), обозначившееся в последние годы в результате временной остановки и перебоев в работе производства, сохранится в прогнозируемом периоде.
Существенным аспектом прогнозной оценки состояния рынка труда является расчет возможных изменений межотраслевых пропорций, высвобождения или дополнительного привлечения занятых в те или иные отрасли. От этого зависит не только политика рынка труда, но и политика в сфере образования, профессиональной подготовки и ряд других.
Предполагается, что рост численности занятых произойдет в экспортно-ориентированных отраслях промышленности, включая отрасли и сектора, работающие на рынках сбыта в Центральном и Северо-западном федеральном округах. Однако ожидаемый общий рост занятости в этих отраслях не решит проблем, возникающих в связи с реструктуризацией отдельных отраслей экономики. В республике высвобождение работников в связи со структурными преобразованиями возможно в черной металлургии, электроэнергетике, на транспорте и других.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что реализация намеченных задач по подъему экономики республики, целевых федеральных и республиканских программ реально не сможет обеспечить в ближайшие годы существенных качественных сдвигов в воспроизводстве ресурсов труда. Промышленные предприятия из-за факторов, ограничивающих рост производства, увеличивающих коммерческие риски и снижающих экономическую активность, вынуждены будут увольнять излишнюю рабочую силу, незагруженную заказами и объемами работ. В социально-бюджетной сфере (здравоохранение, культура, образование, социальное обеспечение) планируемые с 2003 года мероприятия по оптимизации сети подведомственных учреждений, а также предусмотренный с 2004 года переход на отраслевой принцип оплаты труда, вызовут наряду с повышением уровня заработной платы сокращение численности работников в этих отраслях. Реформирование Системы жилищно-коммунального хозяйства республики также влечет за собой оптимизацию численности работников отрасли. На уменьшение занятых в аппарате управления всех уровней направлена административная реформа.
В этой связи в условиях роста численности экономически активного населения важной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно на территории отдельных муниципальных образований, где ее уровень уже выше среднереспубликанского показателя. При этом механизм реализации данной задачи в первую очередь должен быть сориентирован на развитие процессов межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы с учетом расширяющихся возможностей подготовки и переподготовки кадров.
По причине того, что региональный рынок труда не готов в профессионально-квалификационном разрезе адекватно реагировать на изменения в экономике, возможна ситуация, при которой наряду с незанятостью в результате временного разрыва между предыдущей и последующей работой будет расти структурная безработица.
В силу различия в социально-экономическом уровне развития районов республики ситуация на территориальных рынках труда будет в значительной мере дифференцирована. В перспективе сохранятся различия по уровню общей и регистрируемой безработицы. Высокий уровень безработицы будет отмечаться в Калевальском, Пудожском, Беломорском районах, а также в Вепсской национальной волости. Разница по уровню безработицы в территориальном разрезе сохранится в пределах 2002 года. Данное положение потребует большей дифференциации мер политики на рынках труда территорий (городов и районов) Карелии.
Регистрируемая безработица с учетом возможного роста общей безработицы, а также происходящего в последние годы увеличения обращаемости граждан в органы службы занятости и дальнейшего повышения минимальных размеров пособий по безработице к 2006 году составит 3,8% экономически активного населения. Возможность подобного развития событий требует предусмотреть расширение финансирования основных направлений политики занятости, в первую очередь реализации мероприятий, содействующих трудоустройству граждан.
Органы государственной службы занятости будут реализовывать активные и пассивные программы содействия занятости населения. Соотношение этих программ будет зависеть от общих объемов финансирования политики содействия занятости за счет средств федерального бюджета, а также привлечения средств республиканского бюджета и местных бюджетов, средств работодателей и других источников.
Таким образом, в результате позитивного сочетания экономического роста и расширения инвестиций в условиях умеренного увеличения численности населения трудоспособного возраста и экономически активного населения в 2004-2006 годах ожидается увеличение занятости и незначительное расширение безработицы. При более быстром увеличении экономически активного населения (в частности, за счет "формализации" спроса на труд части граждан, в настоящее время относящихся к экономически неактивному населению) допускается существенный подъем уровня безработицы. Скорость структурных преобразований в экономике и темпы роста производительности труда будут влиять на динамику показателей занятости и безработицы, но их влияние не окажется столь значительным.
3. Необходимость государственного регулирования рынка труда
Прогноз развития рынка труда республики на среднесрочную перспективу свидетельствует о том, что главной его проблемой является несогласованность спроса и предложения рабочей силы. Пути ее решения остаются ключевой задачей государственной политики занятости населения. Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов определены основные направления действий на рынке труда и механизмы их реализации.
Повышение спроса на рабочую силу будет обеспечиваться в рамках федеральных целевых программ (главным образом социального характера) и федеральной адресной инвестиционной программы, а также республиканских целевых программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест. Реализация ряда специальных программ по важнейшим направлениям Концепции, в том числе программы экономического и социального развития Республики Карелия на 2003-2006 годы будут способствовать созданию экономических условий для развития занятости населения.
Расширение возможностей трудоустройства и развитие социально значимых альтернативных форм занятости, повышение мотивации и экономической активности незанятого населения, улучшение качественных характеристик трудовых ресурсов ставят в повестку дня необходимость разработки и реализации мер государственного регулирования в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Влияние факторов роста производства и инвестиционной активности, с одной стороны, численный рост рабочей силы и ее качественные сдвиги в связи с развитием новых знаний и информации, с другой, в-третьих, структурные преобразования социально-экономического характера, требуют интегрированных действий на рынке труда органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, республиканского союза работодателей, объединений профсоюзов, других общественных организаций, реализация которых возможна только с использованием программно-целевого метода, позволяющего сочетать единство целей, задач и путей их решения.
Улучшение работы рынка труда посредством корректировки нормативно-правовых норм, совершенствования действующих институтов рынка, его функций, системы социального партнерства через реализацию комплекса мер в рамках отдельных программ и проектов по содействию занятости населения является главным приоритетом в деятельности Правительства Республики Карелия и Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия на среднесрочную перспективу.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью политики на рынке труда является создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать и замещения вакантных рабочих мест предоставляемых работодателями в результате достижения соответствия между спросом и предложением рабочей силы на основе развития системы управления рынком труда и повышения эффективности механизмов его регулирования. На основе прогнозируемого развития событий на региональном рынке труда1 с учетом влияния групп факторов на период 2004-2006 годов предусматривается повышение спроса на рабочую силу, развитие качества трудовых ресурсов, решение проблемы заниженной цены труда, "формализация" неформального сектора, снижение уровня скрытой безработицы, снижение уровня общей безработицы, поддержание уровня занятости населения. Основные задачи государственной политики занятости, включенные в данную Программу, следующие:
- соблюдение основного минимума социально-трудовых прав безработного гражданина (выплата пособий, стипендий, досрочных пенсий и оказание материальной помощи);
- повышение адаптационного потенциала наиболее уязвимых категорий безработных, нуждающихся в активном содействии государственной службы занятости;
- повышение доли активной составляющей в структуре незанятых граждан, ищущих работу;
- обеспечение продуктивной занятости и рост числа трудоустройств на число лиц, ищущих работу в профессионально-квалификационном разрезе;
- сокращение длительной безработицы и срока поиска работы;
- развитие системы социального партнерства и повышение ответственности всех социальных партнеров на рынке труда.
Для решения вышеуказанных задач Программой предусматриваются приоритетные направления действий на рынке труда:
- совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения;
- повышение эффективности использования и консолидацию средств за счет всех источников финансирования на реализацию политики занятости;
- совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
- стимулирование создания и сохранения рабочих мест на постоянной и временной основе, развитие форм занятости на селе, предпринимательства и частной инициативы среди безработных граждан и незанятого населения;
- регулирование трудовой миграции;
- содействие занятости (самозанятости) коренных малочисленных народов (вепсов) в традиционных отраслях хозяйствования;
- реализация процедуры профилирования безработных граждан;
- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда в результате реализации специальных программ, включая программы профессионального образования, трудовой и социальной адаптации, психологической поддержки населения;
- расширение информационного пространства, включая систему Интернет, консультативно-правовую помощь гражданам, в том числе категориям, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;
- формирование, сопровождение и использование федерального банка вакансий, в том числе по Северо-Западному федеральному округу, межтерриториального банка вакансий, специализированного банка вакантных рабочих мест в решении вопросов альтернативной гражданской службы, межтерриториального банка специалистов высокой квалификации;
- повышение эффективности деятельности органов службы занятости на территории муниципальных образований.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2004-2005 год) реализации Программы должен обеспечить:
- отработку единой государственной системы контроля за использованием бюджетных средств государственной службой занятости населения по Республике Карелия (АИС "Занятость-Контроль");
- внедрение эффективных программ и механизмов по улучшению профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей по отраслям и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
- организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
Второй этап (2006 год) предусматривает:
- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
- разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, работодателей, объединения профсоюзов и иных общественных объединений при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;
- повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности.
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики, что позволит повысить гибкость рынка труда, не допустить неконтролируемого роста безработицы и создать условия для обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
IV. Система программных мероприятий
Комплекс действий и мер по созданию условий для развития регионального рынка труда представлен следующими направлениями:
- совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку законопроектов; подготовка проектов решений Правительства Республики Карелия по вопросам занятости населения и развития рынка труда;
- координация совместных усилий федеральных и органов исполнительной власти Республики Карелия, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению и консолидации финансовых ресурсов, выделяемых на отдельные программы, и меры, связанные с регулированием рынка труда и развитием занятости;
- развитие местных инициатив, активизация общественных движений и объединений в области содействия занятости населения;
- развитие республиканского рынка труда (проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения, разработка и реализация мероприятий по содействию занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций, поддержка развития малого, в том числе семейного бизнеса в сфере услуг (с учетом территориальной специфики), развития национальных промыслов и ремесел, в том числе на селе, с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;
- участие в подготовке предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в республику в целях осуществления трудовой деятельности и информации о количестве и категориях привлеченных иностранных работников;
- участие в реализации мероприятий по прохождению гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики;
- проведение мер в области трудоустройства и обучения безработных граждан из числа коренных малочисленных народов, компактно проживающих на территории Вепсской национальной волости;
- повышение конкурентоспособности и улучшение качественных характеристик рабочей силы (обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов, расширение связей организаций с образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда);
- реализация принципа адресности в работе центров занятости населения, ориентированного на поддержку занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев и других), включающего внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан получения в полном объеме перечня необходимых услуг, разработку и реализацию специальных прoгpaмм трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;
- обеспечение организационно-методических, технологических и иных условий для улучшения функционирования рынка труда (повышение эффективности деятельности центров занятости, совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам, развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости, включая систему информационно-аналитической работы на территории районов и городов республики).
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, объем которых определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок финансирования мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом реально выделяемых на их реализацию финансовых средств могут быть уточнены.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих органов исполнительной власти Республики Карелия.
Учитывая реальную экономическую ситуацию, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Департамент федеральной государственной службы занятости по Республике Карелия совместно с другими соисполнителями Программы предполагают ежегодно уточнять финансовые затраты на ее реализацию.
Кадровое обеспечение Программы
Реализация Программы по основным направлениям действий на рынке труда возлагается на организационную структуру государственной службы занятости населения и других социальных партнеров. В период 2004-2006 годов предусматривается обеспечение оптимального соотношения численности работников службы занятости, отнесенных по статусу к федеральным государственным служащим, и работников, являющихся служащими государственных учреждений (городские и районные центры занятости населения), подчиненных Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Кроме того, планируется профессиональная подготовка качественно новых специалистов для органов службы занятости населения, способных осуществлять координационно-посредническую, маркетинговую деятельность, а также превентивные и оперативные функции по поддержанию эффективной занятости населения.
VI. Механизм реализации Программы
Данная Программа реализуется на региональном и местном уровнях.
На республиканском уровне привлекаются федеральные органы исполнительной власти (по согласованию) и республиканские органы исполнительной власти, Союз работодателей Республики Карелия (по согласованию), Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия (по согласованию), общественные объединения (по согласованию).
На местном уровне данная Программа реализуется через программы содействия занятости населения муниципальных образований.
VII. Организация управления Программой
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия осуществляет текущую координацию деятельности участников Программы, подготавливает и представляет на обсуждение Координационного комитета содействия занятости населения Республики Карелия:
- предложения по корректировке целевых показателей Программы, исполнителей, сроков программных мероприятий;
- предложения по финансированию программных мероприятий из средств федерального бюджета, а также соотношению объемов их финансирования из федерального, республиканского и местных бюджетов;
- итоги реализации Программы за соответствующий год.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация программных мероприятий на период 2004-2006 годов направлена на сдерживание уровня безработицы в социально-приемлемых пределах. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия, местными администрациями, работодателями, учебными заведениями всех уровней, осуществляя комплекс мер и действий на рынке труда, сохранит официальную регистрируемую безработицу на уровне предельно допустимых значений (не выше 3,6 процента экономически активного населения в 2004 году, 3,7 процента - в 2005 году, 3,8 процента - в 2006 году).
В соответствии с мероприятиями Программы предполагается:
- ежемесячно поддерживать доходы в среднем 13,6 тысячи безработных, которым в соответствии с законодательством будет назначено социальное пособие по безработице, в том числе в 2004 году - 13,3 тысячи человек, в 2005 году - 13,5 тысячи человек;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения при участии органов занятости населения 100 тысяч вакансий, в том числе в 2004 году - 30 тысяч вакансий, в 2005 году - 35 тысяч вакансий;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 6,84 тысячи человек, в том числе в 2004 году - 2,17 тысячи человек, в 2005 году - 2,28 тысячи человек;
- обеспечить трудоустройство особо нуждающихся в социальной защите - 1740 человекам, в том числе в 2004 году - 550 человекам, в 2005 году - 580 человекам;
- привлечь к участию в программе трудовой адаптации 10,42 тысячи несовершеннолетних граждан 14-18 лет на условиях временной занятости, в том числе в 2004 году - 3,3 тысячи человек, в 2005 году - 3,47 тысячи человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу 156 безработных граждан, в том числе в 2004 году - 50 человек, в 2005 году - 52 человек;
- предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 8,4 тысячи безработных и незанятых граждан, в том числе в 2004 году - 2,6 тысячи человек, в 2005 году - 2,8 тысячи человек;
- оказать профориентационные услуги 63 тысяч граждан, в том числе в 2004 году - 20 тысяч человек, в 2005 году - 21 тысяч человек;
- организовать 450 ярмарок вакансий, в том числе в 2004 году - 140 ярмарок вакансий, в 2005 году - 150 ярмарок вакансий;
- оказывать консультационные услуги, предоставлять информацию с использованием самосервиса ("Консультант-2") и интернет-технологий по вопросам трудоустройства 480 тысяч человек, в том числе в 2004 году - 150 тысяч человек, в 2005 году - 160 тысяч человек.
В целом осуществление мероприятий Программы будет способствовать развитию рынка труда и содействию занятости населения в целях скорейшего трудоустройства граждан.
Заключение
Программа содействия занятости населения призвана обеспечить комплекс мер и действий на рынке труда в интересах главных его участников - работодателей и работников. Через конкретные механизмы и процедуры политики занятости Программа предусматривает тесное сотрудничество и взаимодействие всех структур, участвующих в ее реализации. Современные технологии и формы работы на рынке труда, которые государственная служба занятости в лице ее территориальных органов планирует осуществить, приведут к более активному участию органов местного самоуправления и других субъектов рынка - профессиональных образовательных учреждений, общественных, в том числе неправительственных организаций, средств массовой информации в решении проблем в области занятости населения. Именно совместные усилия и координация действий социальных партнеров позволят выполнить намеченные мероприятия Программы по сокращению сроков поиска работы и содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Департамент федеральной государственной службы занятости по Республике Карелия на период 2004-2006 годов при поддержке органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления будет стремиться к повышению экономической активности и доходов населения, развитию эффективных сфер занятости и социальной поддержке безработных граждан.
Контроль за ходом реализации мероприятий Программы и оценка ее эффективности будет обеспечиваться благодаря совместному участию социальных партнеров в работе координационных комитетов содействия занятости населения, советах, межведомственных комиссиях по вопросам занятости, методических объединениях по проблемам профессионального образования и тому подобных. Достижение целевых задач по направлениям действий на рынке труда скажется на динамике занятости и безработицы и приведет в целом к позитивным изменениям в сфере трудовых отношений.
------------------------------
1 О прогнозе социально-экономического развития Республики Карелия на 2004 год и основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Карелия до 2006 года / распоряжение Правительства Республики Карелия от 16.04.2003 г., N 144 р-П.
Мероприятия программы
"Содействие занятости населения Республики Карелия на 2004-2006 годы"
(утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2003 г. N 489 р-П)
Перечень мероприятий | Сроки их ис- полне- ния (годы) |
Исполнители | Источники финансиро- вания |
Стоимость (тыс.руб.) в це- нах 2002 года |
Ожидаемые результаты | |
2004- 2006 годы |
в том числе 2004 год |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Координация деятельности исполнителей по привлечению и консолидация финансовых средств на реализацию активных мероприятий по содействию занятости, развитие социального партнерства на рынке труда |
||||||
1. Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия (далее - ДФГСЗН по РК)* и заинтересованными органами исполнительной власти Республики Карелия и организациями с целью объединения финансовых средств при осуществлении мероприятий по содействию занятости населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
расширение возможности участия незанятого населения в специальных мероприятиях, организуемых службой занятости с целью трудоустройства |
|
2. Привлечение дополнительных финансовых средств регионального и местных бюджетов и координация их использования для реализации активных территориальных программ по содействию занятости населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
помощь в содействии занятости учащимся, инвалидам, прочим социально уязвимым категориям граждан, нуждающимся в широком спектре разноплановых услуг с учетом их мотивации и потенциала трудоустройства |
|
II. Развитие республиканского рынка труда | ||||||
3. Проведение мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, эффективности использования трудовых ресурсов, предполагаемого высвобождения рабочей силы в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики, организаций, в том числе в Вепсской национальной волости |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Комитет го- сударствен- ной статис- тики Рес- публики Ка- релия (по согласова- нию) Министер- ство эконо- мического развития Республики Карелия |
федеральный бюджет федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
своевременное реагирование на ситуацию на рынке труда в целях сбалансирования спроса и предложения рабочей силы |
|
4. Мониторинг сферы занятости населения в монопрофильных городах и других населенных пунктах с критической ситуацией в сфере занятости, подготовка соответствующего перечня монопрофильных территориальных образований и разработка мер по стабилизации положения на рынке труда |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
оценка изменений в сфере занятости в городах и населенных пунктах с моноэкономической структурой и критической ситуацией на рынке труда |
|
5. Ежегодная подготовка информации по результатам мониторинга развития профес- сионально-квалификационной и образовательной структуры занятых и высвобождаемых работников по отраслям экономики для эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство эконо- мического развития Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
достижение наиболее полного соответствия подготовки квалифицированных кадров потребностям рынка труда, увеличение занятости молодежи и выпускников образовательных учреждений, совершенствование системы непрерывного профессионального образования |
|
6. Участие в планировании размещения производительных сил Республики Карелия, а именно, подготовка информации по текущим запросам инвесторов в разрезе профес- сионально-квалификационной структуры безработного населения районов республики с целью определения инвестиционной привлекательности территорий, имеющих перспективы развития |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
повышение эффективности проведения инвестиционной политики, оживление локальных рынков труда, снижение уровня безработицы, повышения уровня жизни населения, разрядка социальной напряженности |
|
7. Проведение социальной экспертизы проектов целевых и инвестиционных программ Республики Карелия по разделам, касающимся вопросов повышения экономической активности и занятости населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
улучшение ситуации на республиканском рынке труда |
|
8. Мониторинг спроса и предложения труда с учетом привлечения иностранной рабочей силы (в разрезе отраслей, профессий (специальностей), стран-поставщиков иностранных работников) в обеспечении реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 23 |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
участие в подготовке предложений по определению квоты, по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы, сбору и анализу сведений о количестве и категориях привлеченных иностранных работников |
|
9. Регулирование локальных рынков труда в рамках реализации территориальных программ содействия занятости населения, предусматривающих координацию действий городских и районных центров занятости населения, местных администраций, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
увеличение объема и улучшение качества посреднических услуг, предоставляемых гражданам, нуждающимся в трудоустройстве и социальной помощи на территории региона |
|
10. Ежегодная подготовка перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда и разработка мер по стабилизации положения с занятостью населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Комитет го- сударствен- ной статис- тики Рес- публики Ка- релия Министер- ство эконо- мического развития Республики Карелия |
федеральный бюджет федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
отслеживание ситуации в сфере занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, принятие мер по ее смягчению |
|
11. Реализация соглашения о сотрудничестве между ДФГСЗН но РК, Министерством экономического развития Республики Карелия, Комитетом государственной статистики Республики Карелия по взаимообмену информационными ресурсами в региональном разрезе |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Комитет го- сударствен- ной статис- тики Рес- публики Ка- релия (по согласова- нию) Министер- ство эконо- мического развития Республики Карелия |
федеральный бюджет федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
формирование базы данных для анализа, прогнозирования и мониторинга рынка труда в целях принятия решений и действий по развитию сферы занятости и снижению безработицы |
|
12. Осуществление мероприятий по трудоустройству и обучению безработных граждан из числа коренных малочисленных народов, компактно проживающих на территории Вепсской национальной волости |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
решение проблем занятости, доходов и социальной защиты коренных малочисленных народов (вепсов) |
|
13. Реализация механизма взаимодействия ДФГСЗН по РК, научно-исследовательских и образовательных центров и общественных объединений, движений в рамках программ и проектов, связанных с занятостью, образованием и социальной защитой незанятого населения и безработных граждан |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Институт экономики КарНЦ РАН (по согла- сованию) Петрозавод- ский госу- дарственный университет (по согла- сованию) неправи- тельствен- ные органи- зации |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
формирование базы данных для анализа, прогнозирования и мониторинга рынка труда в целях принятия решений и действий по развитию сферы занятости и снижению безработицы |
|
14. Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых в процессе структурной перестройки в отраслях экономики, предусматривающих социальное партнерство и координацию действии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Карелия, Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия и союза работодателей |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия с участием союза рабо- тодателей и Объединения организаций профсоюзов в Республи- ке Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** средства работода- телей |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
управление и регулирование процессами высвобождения и поддержания занятости работников на локальных рынках труда, реализация превентивных мер по сдерживанию и недопущению роста безработицы |
|
III. Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров | ||||||
15. Осуществление разработки и реализации территориальных программ (подпрограмм) развития человеческих ресурсов |
||||||
15.1 Согласование объемов и профилей профессионального образования |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия учреждения профессио- нального образования федерально- го подчине- ния |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** средства учреждений федерально- го подчине- ния |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
сближение объемов и направлений профессионального образования молодежи с потребностями рынка труда республики |
|
15.2 Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, в том числе граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
47000 2000 |
13100 600 |
организация профессионального обучения 8,4 тысяч безработных граждан и незанятого населения, в том числе в 2004 году - 2,6 тысяч человек, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
15.3 Выделение необходимого количества финансовых средств и обеспечение профессионального обучения безработных граждан, проживающих в Вепсской национальной волости, профессиям и специальностям, имеющим спрос на рынке труда, в том числе но традиционным национальным промыслам |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
увеличение возможностей для занятости 69 человек, в том числе в 2004 году - 20 человек, развитие традиционных национальных промыслов в Вепсской национальной волости |
|
16. Осуществление сотрудничества в рамках заключаемых договоров в сфере организации профессионального образования и обучения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
достижение наиболее полного соответствия под готовки квалифицированных кадров потребностям рынка труда, увеличение занятости молодежи и выпускников образовательных учреждений, совершенствование системы непрерывного профессионального образования |
|
17. Обеспечение повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы из числа безработных граждан на базе Республиканского учебного центра подготовки и переподготовки незанятого населения как главного учебно-методического учреждения по профессиональному обучению безработных граждан, в том числе: 17.1 внедрение в учебный процесс модульных программ профессионального обучения безработных граждан 17.2 продолжение приобретения и организация эффективного использования мультимедийных обучающих программ для профессионального обучения безработных граждан 17.3 создание и развитие единой информационной системы об учебной базе и возможностях профессионального обучения взрослого населения |
2004- 2006 2004- 2006 2004- 2006 2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Республи- канский учебный центр (по согласова- нию ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Республи- канский учебный центр (по согласова- нию ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет внебюджет- ные источ- ники федеральный бюджет федеральный бюджет федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения как гибкой структуры, обеспечивающей выполнение требования рынка труда по повышению качества рабочей силы повышение качества профессионального обучения безработных граждан, развитие индивидуального подхода в обучении и оптимизация сроков обучения сокращение сроков и повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан совершенствование информационного обеспечения работодателей и взрослого незанятого населения о возможностях дополнительного профессионального образования и обучения |
|
18. Осуществление учебно-oрганизационного, учебно-методического, экспертного и информационного обеспечения программ профессионального обучения безработных граждан, в том числе: обеспечение деятельности методического объединения по профессиональному обучению взрослого незанятого населения |
2004- 2006 2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
совершенствование структуры управления системой профессионального обучения безработных граждан с целью повышения эффективности ее деятельности повышение качества и профессионального обучения безработных граждан |
|
19. Подготовка программ ускоренной переподготовки высвобождаемых работников на новые профессии в процессе структурной перестройки отраслей экономики |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия Министер- ство эконо- мического развития Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
снижение социальной напряженности и поддержание занятости |
|
20. Оказание учебно-организационной и учебно-методической помощи работодателям в опережающем обучении высвобождаемых работников |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) средства работодате- лей |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
обеспечение занятости граждан, подлежащих высвобождению, предупреждение роста уровня безработицы |
|
21. Оказание профориентационных услуг гражданам и психологической поддержки безработным гражданам |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
600,0 | 150,0 | оказание помощи и содействие 63,0 тыс. человек, в том числе 20,0 тыс. человек в 2004 году, в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и ситуации на рынке труда |
21.1 осуществление мероприятий по профессиональной ориентации граждан и психологической поддержке безработных граждан, постоянно проживающих в Вепсской национальной волости, для формирования у них мотивации к трудовой деятельности в сельской местности и развитию традиционных промыслов |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке 480 человекам, в том числе в 2004 году - 150 человекам |
|
21.2 осуществление мер по развитию организационно-методического и информационного обеспечения деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, последовательному формированию банков современных технологий проведения профориентационной работы, аттестации специалистов |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
развитие методического и ин- формационно-аналити- ческого обеспечения деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, последовательному формированию банков современных технологий проведения профориентациоиной работы |
|
21.3 создание и обеспечение деятельности Республиканской межведомственной комиссии по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
координация и усиление деятельности учреждений и организаций в проведении профориентационной работы в соответствии со спросом рабочей силы на рынке труда республики |
|
21.4 обеспечение выполнения мероприятий по профориентационному и психологическому сопровождению профессионального обучения безработных граждан |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
усиление работы по мотивации безработных граждан при направлении на обучение и их адаптации на рынке труда |
|
21.5 осуществление учебного, методического и информационного обеспечения программ профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
повышение эффективности оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработным гражданам и незанятому населению на базе развития научно-методического обеспечения программы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения |
|
21.6 осуществление совместно с Карельским республиканским центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда России и Минобразования России превентивных профориентационных мероприятий по мотивации выпускников общеобразовательных учреждений на получение профессионального образования до начала трудовой деятельности с учетом спроса на рынке труда республики |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
100 |
30 |
обеспечение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования |
22. Внедрение и изучение курса "Технология поиска работы" на очном обучении в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования |
2004- 2006 |
Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
адаптация на рынке труда и обеспечение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования |
|
23. Осуществление мониторинга обращений выпускников учреждений профессионального образования всех уровней в службу занятости населения с целью поиска работы |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
сближение професси- онально-квалификаци- онной структуры обучаемых и спроса на рынке труда, корректировка планов приема в учреждения профессионального образования |
|
Итого по разделу | федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
47600 2100 |
13250 630 |
|||
IV. Меры по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, оказание гражданам адресной поддержки при трудоустройстве |
||||||
24. Материальная поддержка безработных в период активного поиска работы: выплата пособий по безработице; оказание материальной помощи; выплата стипендий, выплата досрочных пенсий |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
оказание социальной поддержки безработным |
|
25. Оказание гражданам консультационных услуг по вопросам трудоустройства, помощь в подборе работы |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
консультационные услуги в 2004-2006 годах получат 480 тысяч человек, в том числе в 2004 году - 150 тысяч человек, в период с 2004 по 2006 годы будет оказано содействие в трудоустройстве 100 тысячам человек, в том числе в 2004 году 30 тысячам человек |
|
26. Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве в организации общественных работ между ДФГСЗН по РК* и заинтересованными органами исполнительной власти, союзом работодателей и организациями |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия Союз рабо- дателей (по согласова- нию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
расширение возможности участия незанятого населения в общественных работах в различных отраслях экономики |
|
27. Организация работы по принятию постановлений (распоряжений) глав местного самоуправления об организации общественных работ и временной занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет средства местного бюджета |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
обеспечение содействия занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
|
28. Реализация специальных мероприятий по трудоустройству населения: в том числе: - организация ярмарок вакансий учебных, рабочих мест - информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - организация общественных работ - организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет - организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите - социальная адаптация безработных граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт") - оказание содействия самозанятости населения, организация и проведение мини-семинаров по теме "Основы открытия и ведения предпринимательской деятельности", в том числе для коренных малочисленных народов |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министерс- тво сельс- кого хозяй- ства и про- довольствия Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министерс- тво труда и социального развития Республики Карелия ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты федеральный бюджет местные бюджеты федеральный бюджет местные бюджеты федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** федеральный бюджет федеральный бюджет местные бюджеты |
35000 3500 7400 3000 100 1800 100 13800 1000 2200 10000 2500 4000 1500 1800 600 1000 |
10250 1000 2060 780 30 500 30 3930 300 600 3130 700 1220 400 490 200 300 |
всего в 2004-2006 годах в специальных мероприятиях по содействию занятости населения примет участие 19,2 тысячи человек, в том числе в 2004 году - 6,9 тысячи человек, из них 2,2 тысячи человек примет участие в общественных работах, будет оказано содействие в трудоустройстве 1,74 тысячи граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в программах социальной адаптации на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт") примет участие 0,25 тысячи человек, организовано временное трудойстройство для 10,42 тысячи несовершеннолетних граждан в возрасте от 14-18 лет, будет предоставлена кон- сультационно-органи- зационная и финансовая помощь в предпринимательской деятельности 156 человекам |
29. Содействие занятости женщин: - проведение мониторинга положения женщин на рынке труда, реализация программ "Новый старт" и "Клуб ищущих работу" в рамках республиканской целевой программы "Женщины Карелии" на 2001-2005 годы - проведение специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства женщин - развитие сотрудничества с женскими общественными организациями и объединениями - развитие личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств - возрождение национальных, художественных промыслов для обеспечения самозанятости женщин в сельской местности с учетом проживающих в Вепсской национальной волости |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия Министерс- тво сельс- кого хозяй- ства и про- довольствия Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
расширение возможностей обеспечения занятости безработных женщин. В 2004-2006 годы будет оказано содействие в трудоустройстве 45 тысяч женщин, в том числе в 2004 году - 13,5 тысячи женщин создание условий по увеличению занятости женщин на селе |
|
30. Содействие занятости молодежи: - трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования; - проведение городских и районных ярмарок вакансий и учебных мест, встреч с работодателями; - пополнение территориальных информационных баз вакансий; - мониторинг занятости несовершеннолетних граждан в период школьных каникул |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министер- ство обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
в 2004-2006 годы реализация специальных программ позволит оказать содействие в трудоустройстве |
|
31. Профессиональная реабилитация (в том числе профобучение) и трудоустройство инвалидов: - реализация программ профессиональной реабилитации инвалидов в целях последующего их трудоустройства, адаптации рабочих мест - профессиональное информирование, профессиональное консультирование, личностная диагностика инвалидов в целях их трудоустройства в рамках международных программ (проектов) по занятости инвалидов - создание банка профессий, специальностей, программно-методического и учебно-методического обеспечения для обучения по этим профессиям, специальностям молодых безработных инвалидов, имеющих показания к труду - обобщение и распространение положительного опыта работы с инвалидами территориальных центров занятости населения |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) Министерс- тво труда и социального развития Республики Карелия органы мес- тного само- управления (по согла- сованию) |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
в 2004-2006 годах реализация программы позволит оказать профессиональные услуги инвалидам |
|
32. Реализация мероприятий государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы" |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
расширение возможностей обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, и членов их семей |
|
33. Содействие занятости лиц, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы: - использование в консультационной работе территориальных банков вакансий - создание передвижных справочно-консультационных пунктов с целью проведения опережающей профессиональной ориентации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы - осуществление взаимодействия ДФГСЗН по РК и УИН Минюста России по Республике Карелия по вопросам занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе инвалидов, несовершеннолетних, женщин |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) УИН Минюста России по Республике Карелия (по согласова- нию органы ис- полнитель- ной власти Республики Карелия органы мес- тного само- управления Республики Карелия |
федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий средства, преду- смотренные на текущее финанси- рование |
повышение эффективности взаимодействия органов службы занятости и органов уголовно-исполни- тельной системы Минюста России по Республике Карелия по обеспечению занятости лиц, освобожденных из учреждений уголов- но-исполнительной системы |
|
Итого по разделу | федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
35000 4500 7400 |
10250 1300 2060 |
|||
V. Повышение эффективности деятельности органов службы занятости | ||||||
34. Организация целевых республиканских семинаров для работников центров занятости населения, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию занятости населения, с участием органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
повышение эффективности взаимодействия центров занятости населения с органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, заинтересованными организациями |
|
35. Совершенствование технологии работы органов службы занятости, расширение перечня и улучшение качества оказываемых услуг безработным гражданам и работодателям |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
развитие инфраструктуры рынка труда и улучшение сервиса в целях эффективной его работы |
|
36. Развитие Единой государственной системы контроля за использованием бюджетных средств ДФГСЗН пo PK по вопросам занятости населения (АИС "Занятость-Контроль") |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
своевременное распределение средств между территориальными органами службы занятости, привлечение дополнительных источников и координация использования финансов для реализации мероприятий на рынке труда |
|
37. Развитие информационного ресурса в системе государственной службы занятости населения: - регулярное обновление парка электронно-вычислительной техники, замена морально устаревшего и изношенного оборудования современной компьютерной техникой - сопровождение и постоянное совершенствование автоматизированного программного комплекса по учету клиентов службы занятости, выплате социальных пособий, сбору статистической информации и так далее - системное формирование и регулярное обновление межрегионального и межтерриториального банков вакансий, создание и сопровождение межтерриториального банка специалистов высокой квалификации - создание и сопровождение специализированного банка вакансий для трудоустройства граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу - расширение сети информационно-поисковых систем самообслуживания (киосков поиска вакансии) как на территории центров занятости населения, так и в других заинтересованных учреждениях и организациях - модернизация WEB-сайта ДФГСЗН но РК, расширение информационного пространства службы занятости путем публикации в международной сети Интернет электронного банка вакансий, банка высококвалифицированных специалистов, информационно-аналитического, справочно-юридического и других материалов |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
расширение информационного пространства службы занятости, обеспечение оперативности обмена информацией ДФГСЗН по РК с другими заинтересованными структурами, улучшение качества обслуживания клиентов, повышение имиджа и привлекательности услуг службы занятости для конкурентоспособных работоискателей и работодателей |
|
38. Оценка эффективности активных программ содействия занятости, реализуемых органами службы занятости |
еже- годно 2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
управление программой в целях максимального привлечения к участию в мероприятиях граждан, нуждающихся в адаптации и повышении потенциала трудоустройства |
|
39. Расширение взаимодействия органов службы занятости с негосударственными организациями, оказывающими услуги безработным гражданам в области содействия занятости |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
развитие гибкости рынка труда |
|
40. Улучшение материально-технических условий для эффективной деятельности государственных учреждений службы занятости |
2004- 2006 |
ДФГСЗН по РК (по сог- ласованию) |
федеральный бюджет |
в пределах средств, преду- смотренных на финансирование данных мероприя- тий |
укрепление и совершенствование региональной сети органов службы |
|
Итого по разделам I-V | федеральный бюджет бюджет Республики Карелия** местные бюджеты |
82600 6600 7400 |
23500 1930 2060 |
*) Объем финансирования мероприятий Программы из бюджетов всех уровней уточняется ДФГСЗН по РК с Минтрудом России, Министерством финансов Республики Карелия, главными распорядителями средств республиканского бюджета, органами местного самоуправления исходя из возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов на соответствующий год.
**) Финансирование мероприятий Программы из республиканского (местного) бюджета осуществляется из средств, предусмотренных на текущее финансирование главных распорядителей республиканского (местного) бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2003 г. N 489 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2003 г., N 12