2. Установить, что реализация предусмотренных Программой мероприятий в 2001 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, государственным образовательным учреждениям федерального подчинения, являющимся исполнителями Программы, предусматривать выделение необходимых финансовых средств на ее реализацию.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия.
Председатель Правительства
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Петрозаводск
12 ноября 2001 г.
238-П
Республиканская целевая программа
"Сельская школа" на 2001-2003 годы
(одобрена постановлением Правительства Республики Карелия от 12 ноября 2001 г. N 238-П)
Паспорт
республиканской целевой программы "Сельская школа" на 2001-2003 годы
1. Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Сельская школа" на 2001-2003 годы |
2. Государственный заказчик Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
3. Основной разработчик Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
4. Цель и задачи Программы |
- обеспечение необходимых условий для функционирования и развития сельских школ - модернизация содержания образования |
5. Важнейшие целевые показатели Программы |
- стабильное функционирование образовательных учреждений - внедрение новых информационных технологий - повышение уровня обученности выпускников сельских школ |
6. Сроки реализации Программы |
- 2001-2003 годы |
7. Основные исполнители Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия - Петрозаводский государственный университет (далее - ПетрГУ) - по согласованию - Карельский государственный педагогический университет (далее - КГПУ) - по согласованию - органы местного самоуправления и сельские образовательные учреждения (по согласованию) |
8. Объемы и источник финансирования Программы |
- республиканский бюджет Республики Карелия - 1492 тыс. рублей, в том числе 2001 г. - 436,0 тыс.руб. 2002 г. - 480,0 тыс.руб. 2003 г. - 576,0 тыс.руб. |
9. Ожидаемые конечные результаты Программы |
- обеспечение кадрами - создание вариативных моделей образовательных учреждений на селе - укрепление материальной и учебной базы образовательных учреждений |
10. Порядок корректировки Программы |
- ежегодно в порядке, установленном законодательством |
11. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов |
- контроль за выполнением осуществляется исполнителями мероприятий Программы, которые несут ответственность за своевременное и рациональное использование средств, выделяемых на их реализацию. Исполнители представляют в указанные сроки информацию о ходе работы над реализацией Программы в Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Правительство Республики Карелия. Ход и результаты выполнения Программы могут быть рассмотрены на заседании коллегии Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия и по решению Председателя Правительства Республики Карелия на заседаниях Правительства Республики Карелия |
I. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения
Из 808 населенных пунктов Республики Карелия 12 являются поселками городского типа, 785 относятся к сельской местности.
Особенностью системы образования республики является то, что из 328 общеобразовательных учреждений большинство (210) составляют сельские школы, 2/3 из них - малочисленные и малокомплектные. Детские дошкольные учреждения Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия составляют 90 процентов от общей численности (всего 343), из них расположено в сельской местности 176 учреждений. Численность детских дошкольных учреждений по сравнению с 1995 годом сократилась вдвое, и более чем на 50 процентов уменьшилась численность детей в них. В сельских школах и детских дошкольных учреждениях обучается и воспитывается около 30 процентов детей. Каждый второй педагог работает в образовательных учреждениях на селе.
В связи со сложившимися социально-экономическими условиями, региональными и этническими особенностями республики остро обозначились проблемы, связанные с возрождением семейного и общественного воспитания в образовании, характерные для социокультурной среды на селе.
В небольших населенных пунктах школа является стабилизирующим фактором существования села, оказывает влияние на демографические, экономические и культурные факторы, преобразующие облик села.
Сокращение финансирования сельских образовательных учреждений, резкое уменьшение строительства, реконструкции и ремонта сельских школ, закрытие пришкольных интернатов и дошкольных учреждений вызывает законные опасения у населения за будущее своих детей.
243 школы республики имеют учебно-опытные участки и подсобные хозяйства, которые играют важную роль в приобщении учащихся к сельскохозяйственному труду, исследованиям и экспериментальной деятельности, в пополнении учебно-наглядными пособиями кабинетов, лабораторий, мастерских.
Часть выращиваемой на участках сельскохозяйственной продукции сдается в школьные столовые, тем самым удешевляются школьные обеды, часть продается населению. Доходы от школьных учебно-опытных участков составили в 1999 году 264,0 тыс. рублей, от теплиц - 18,750 тыс. рублей. Полученные средства используются на приобретение садового инвентаря, семян и удобрений.
Вместе с тем этих средств недостаточно для содержания больших земельных площадей, приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования. По сравнению с 1996 годом количество школьных учебно-опытных участков сократилось на 19 процентов, школьных теплиц - на 30 процентов, обрабатываемых учениками площадей - на 5 процентов. Сокращение количества теплиц объясняется тем, что ряд школ не могут содержать "зеленые классы" из-за больших расходов на теплоэнергоносители и низкой рентабельности. Однако объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции (овощи и картофель) увеличились. Объем производства картофеля увеличился на 468 процентов, овощей на - 140 процентов. Это стало возможным за счет перераспределения площадей, совершенствования агротехники и семеноводческой работы.
Все работы на участках ведутся в основном вручную. Из-за непомерно высоких цен на сельскохозяйственную технику, инвентарь школы не имеют возможности их приобретения.
Для дальнейшего развития пришкольных участков, подсобных хозяйств необходимо:
- откорректировать учебные планы и программы;
- иметь малогабаритную технику безопасную в работе;
- достаточное количество сельскохозяйственного оборудования.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития сельских образовательных систем, внедрения социально-педагогических инициатив и новаций, способствующих совершенствованию системы образования на селе, созданию условий для развития личности, повышению престижа работников образования на селе.
Достижение поставленной цели реализуется путем решения следующих задач:
- сохранение сети сельских школ, укрепление и развитие учебно-материальной базы сельских малокомплектных и малочисленных школ, организация адресной их поддержки;
- создание необходимых условий функционирования сельских образовательных учреждений, разработка региональных нормативов финансирования их с учетом видовых отличий и особенностей муниципальных образовательных систем;
- поддержка инновационных образовательных структур, формирующихся на селе;
- разработка и внедрение технологий дистанционного обучения школьников и повышения квалификации учителей сельских школ, обеспечение их соответствующими средствами;
- обеспечение межведомственной поддержки образовательных учреждений, сохраняющих сельский социум.
Программа является первой комплексной программой в Республике Карелия. В основе реализации Программы заложена межведомственность и непосредственное участие сельских образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием. Она разработана на основе практических предложений участников I Республиканского педагогического схода "Школа и семья - хранители села" (1999 г.).
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает:
- обновление содержания образования и педагогических технологий в сельских образовательных учреждениях разных типов и видов;
- профессиональное образование на селе;
- сохранение и развитие сельской школы как национально-культурного комплекса.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы составляет:
1. кадровое обеспечение:
- подготовка кадров для малокомплектных и малочисленных школ;
- открытие специализаций на базе педагогического колледжа N 1 с целью повышения уровня мобильности учреждений;
- переподготовка и повышение квалификации кадров с учетом регионального компонента содержания образования;
- проведение мероприятий по оздоровлению директоров школ и педагогов;
2. материально-техническое обеспечение:
- инвентаризация (составление паспортов) школьных зданий;
- обеспечение сельскохозяйственной техникой;
3. научно-методическое обеспечение:
- разработка региональных стандартов образовательных областей "Культура Карелии", "История Карелии", "География Карелии", "Экономика Карелии", "Технология";
- разработка учебно-методических комплектов, учебников и методических пособий региональных курсов;
- разработка программ факультативных курсов для сельских школ.
V. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Мероприятия и первоочередные меры |
Перечень нормативных документов, необходимых для реализации Программы |
Ожидаемые результаты (социально- экономи- ческие, бюджетные, количест- венная оценка) |
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс.руб.) |
Сроки реализации мероприятий Программы (годы) |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Оздоровление директоров школ и педагогов |
договор о сотрудни- честве |
50 человек ежегодно |
2001 2002 2003 |
органы местного самоуправления (далее - ОМС) (по согласованию), Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Карельская республиканская организация профсоюза работ- ников народного образования и науки РФ (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию), Карельский территориальный фонд обязатель- ного медицинского страхования (по согласованию) |
|
2. | Создание базовых школ по преподаванию сельхозтруда (укрепление материальной и учебно-методической базы) |
положение о сельском образова- тельном учреждении |
15 | 100,0 120,0 144,0 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Карельский республиканский институт повышения квалификации работников образования (далее - КРИПКРО) ОМС (по согласованию) |
3. | Открытие экспериментальных площадок, разработка: - модели образовательного учреждения - курсов регионального содержания - модели урока в малокомплектной и малочисленной школе - программы преемственности при переходе на 12-летнее обучение |
приказ Министер- ства обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия, постановле- ния ОМС |
5 4 3 |
25,0 20,0 30,0 |
2001 2002 2003 |
КРИПКРО, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, муниципальные органы управления образованием (по согласованию) |
4. | Проведение экспертной оценки апробации региональных программ, учебных курсов |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КРИПКРО, муниципальные органы управления образованием (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию) |
|||
5. | Оказание научной и методической помощи сельским образовательным учреждениям в проведении экспериментальной деятельности по развитию вариативных моделей образовательных учреждений на селе |
10,0 12,0 14,4 |
2001 2002 2003 |
КРИПКРО, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КГПУ (по согласованию), ПетрГУ (по согласованию), педагогический колледж N 1 (по согласованию) |
||
6. | Проведение республиканских совещаний по вопросам развития сельской школы |
приказ Министер- ства обра- зования и по делам молодежи Республики Карелия |
ежегодно | 25,0 30,0 36,0 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, ОМС (по согласованию), КРИПКРО, образовательные учреждения (по согласованию) |
7. | Совершенствование системы информации жителей Республики Карелия о состоянии и перспективах развития сельской школы. Подготовка газетных публикаций, организация тематических теле- и радиопередач |
один раз в квартал |
10,0 12,0 14,4 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КРИПКРО, редакции газет (республиканских и местных), ГТРК "Карелия" (по согласованию) |
|
8. | Издание сборника авторских программ для сельской школы |
договор | 10,0 12,0 14,4 |
2001 2002 2003 |
КРИПКРО, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КГПУ (по согласованию) |
|
9. | Разработка Положения об учебно-опытном участке общеобразовательного учреждения Республики Карелия Разработка учебных программ факультативных курсов: - по основам почвоведения - по географии почв |
1 3 1 |
2001 2002 2003 |
КРИПКРО | ||
10. | Разработка учебных программ по предметам: - сельскохозяйственный труд (5-7, 8-9 классы сельской школы) - введение в экологию (1-3 (4) классы) - экологические проблемы Карелии (9-10 классы) |
договор (трудовое соглашение) |
1 1 1 |
9,0 8,0 9,0 |
2001 2001 2001 |
КРИПКРО, ПетрГУ (по согласованию), КГПУ (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию) |
11. | Издание программ учебных курсов для сельских школ |
договор | 4 5 |
2001 2002 |
КРИПКРО, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия, Комитет природных ресурсов по Республике Карелия (по согласованию), ПетрГУ (по согласованию) |
|
12. | Издание программ по сельхозтруду и экологии |
договор | 4 | 2001 | КРИПКРО, ПетрГУ (по согласованию) |
|
13. | Участие в научно- исследовательской и опытно- экспериментальной работе по комплексной программе Российской академии образования "Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" |
решение российской академии образова- ния, договор о сотрудни- честве |
1 1 1 |
10,0 12,0 14,4 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КРИПКРО, районный отдел образования администрации местного самоуправления Олонецкого района (по согласованию) |
14. | Оказание помощи сельским малокомплектным и малочисленным школам в приобретении учебно- методической литературы и учебно-наглядных пособий |
соглашения Министер- ства образования и по делам молодежи Республики Карелия с главами местного самоуправ- ления |
ежегодно | 200,0 240,0 288,0 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, ОМС (по согласованию) |
15. | Проведение курсов для учителей сельских школ по подготовке выпускников, рекомендованных для поступления в вузы |
договоры Министер- ства образования и по делам молодежи Республики Карелия с вузами Республики Карелия |
ежегодно | 5,0 6,0 7,2 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, ОМС (по согласованию) |
16. | Издание информационно- методического журнала для руководителей и учителей сельской школы |
1 раз в квартал |
5,0 6,0 7,2 |
2001 2002 2003 |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КРИПКРО |
|
Итого из республиканского бюджета на реализацию Программы в том числе |
1492,0 436,0 480,0 576,0 |
2001 2002 2003 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Карелия от 12 ноября 2001 г. N 238-П "О республиканской целевой программе "Сельская школа" на 2001-2003 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2001 г., N 11, ст.1540