Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего А.А. Тайбакова, судей С.А. Беньяминовой, Т.Н. Фотиной, с участием представителя стороны, направившей обращение в Конституционный Суд Республики Карелия, - депутата Законодательного Собрания Республики Карелия из числа заявителей Н.Н. Зайкова, руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (пункт 3 части 1), 33, 74, 86, 87 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании взаимосвязанных положений пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.
Основанием для рассмотрения обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.А. Беньяминовой, объяснения представителя стороны, направившей обращение, выступления представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.В. Савинова, представителя Главы Республики Карелия - М.В. Петинова, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - Д.В. Горшкова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия установил:
1. Конституция Республики Карелия предусматривает, что государственные награды и почетные звания Республики Карелия, а также порядок награждения устанавливаются законом Республики Карелия. Глава Республики Карелия награждает государственными наградами Республики Карелия в соответствии с законодательством Республики Карелия (пункт 13 части 2 статьи 41, пункт 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия).
Ссылаясь на неопределенность в понимании этих взаимосвязанных правовых предписаний, устанавливающих полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия и Главы Республики Карелия в сфере государственных наград Республики Карелия, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия указывают, что это препятствует принятию проекта закона Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия от 26 июля 1994 года N 3-ЗРК "О государственных наградах Республики Карелия".
Выявление действительного смысла указанных конституционных положений необходимо для решения вопроса о том, является ли награждение государственными наградами Республики Карелия исключительным полномочием Главы Республики Карелия, либо законом Республики Карелия, устанавливающим государственные награды и почетные звания Республики Карелия, а также порядок награждения, это полномочие может быть предоставлено Законодательному Собранию Республики Карелия.
В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является истолкование взаимосвязанных положений пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия применительно к вопросу о том, допускают ли указанные правовые предписания возможность наделения Законодательного Собрания Республики Карелия законом Республики Карелия полномочием награждать государственными наградами Республики Карелия.
2. Конституционный статус Республики Карелия как республики (государства) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления, обладающей на своей территории всей полнотой государственной власти, за исключением тех полномочий, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации или совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статьи 1, 7 Конституции Республики Карелия), предопределяет наличие символов государственной власти Республики Карелия, к числу которых относятся государственный герб Республики Карелия, государственный флаг Республики Карелия, государственный гимн Республики Карелия, а также государственные награды Республики Карелия.
Среди предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов государственные награды субъектов Российской Федерации не поименованы. На этом основании в рамках полномочий по предмету ведения субъекта Российской Федерации Республика Карелия вправе осуществлять собственное правовое регулирование, в том числе в сфере государственных наград Республики Карелия (статьи 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации, части 1, 2 статьи 7 Конституции Республики Карелия).
Взаимосвязанные установления пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия закрепляют конституционные основы учреждения и применения государственных наград Республики Карелия, из которых следует, что полномочия между органами государственной власти Республики Карелия в указанной сфере распределены по функциональному признаку.
Законодательное Собрание Республики Карелия, как единственный законодательный орган государственной власти Республики Карелия, должен осуществить законотворческую функцию: учредить законом Республики Карелия государственные награды от имени Республики Карелия и определить порядок награждения ими. По смыслу положения пункта 13 части 2 статьи 41 Конституции Республики Карелия этот закон должен установить виды и наименования государственных наград Республики Карелия, регламентировать основные стадии награждения - представление к награде, принятие решения, вручение государственных наград, то есть обеспечить функционирование системы государственных наград Республики Карелия, как важного атрибута государственности. В силу указанного положения Конституции Республики Карелия никакой другой орган государственной власти Республики Карелия не вправе устанавливать государственные награды Республики Карелия и порядок награждения ими.
Конституционным полномочием награждать от имени Республики Карелия государственными наградами, то есть осуществлять правоприменительную функцию, наделен Глава Республики Карелия (пункт 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия). Указанное полномочие обусловлено конституционно-правовым статусом Главы Республики Карелия как высшего должностного лица Республики Карелия, обладающего представительскими и координационными полномочиями, позволяющими выступать от имени Республики Карелия, а также возглавляющего высший исполнительный орган государственный# власти Республики Карелия - Правительство Республики Карелия (пункты 1-3, 8 статьи 51, статья 52 Конституции Республики Карелия).
Поскольку государственная награда учреждается и применяется от имени Республики Карелия, то выражение воли Республики Карелия должно быть официальным, формально определенным, публичным. Согласно части 1 статьи 53 Конституции Республики Карелия Глава Республики Карелия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает обязательные для исполнения указы и распоряжения.
Следовательно, правовое предписание пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которым Глава Республики Карелия наделен полномочием награждать государственными наградами Республики Карелия, означает принятие Главой Республики Карелия решения о награждении государственной наградой Республики Карелия в соответствии с процедурой, установленной законодательством Республики Карелия, путем издания соответствующего правового акта.
Конституционное разграничение законотворческой и правоприменительной компетенции республиканских органов государственной власти в правовом регулировании установления и применения государственных наград Республики Карелия, осуществленное конституционными предписаниями пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51, устанавливает баланс полномочий между Законодательным Собранием Республики Карелия и Главой Республики Карелия в указанной сфере и корреспондирует одному из важнейших конституционных принципов организации государственной власти - разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную в целях исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
Изменение закрепленных в Конституции Республики Карелия полномочий ветвей государственной власти Республики Карелия, в том числе в части установления и применения государственных наград Республики Карелия, возможно только в процедуре, предусмотренной главой 7 Конституции Республики Карелия "Обеспечение стабильности Конституции. Порядок ее изменения".
Таким образом, взаимосвязанные конституционные предписания пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия исключают возможность наделения Законодательного Собрания Республики Карелия полномочием награждать государственными наградами Республики Карелия законом Республики Карелия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 3, 70 - 75, 77 - 80, 88 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Из взаимосвязанных конституционных предписаний пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия следует, что полномочие награждать государственными наградами Республики Карелия означает принятие решения о награждении государственными наградами Республики Карелия путем издания правового акта и принадлежит Главе Республики Карелия. При этом исключается возможность наделения Законодательного Собрания Республики Карелия полномочием награждать государственными наградами Республики Карелия законом Республики Карелия.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Данное Конституционным Судом Республики Карелия в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным в соответствии с Законом Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 17 апреля 2015 г. "По делу о толковании взаимосвязанных положений пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51 Конституции Республики Карелия"
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 7 мая 2015 г. N 35, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2015 г., N 4