18 марта, 13 октября 1994 г.
I. Общие положения
Статья 1. Основы выборов депутатов Законодательного Собрания
Выборы депутатов Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Всеобщее избирательное право
Выборы депутатов Законодательного Собрания являются всеобщими: право избирать имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного округа.
Военнослужащие срочной службы, кроме граждан, проживавших до призыва в Республике Карелия, в выборах депутатов Законодательного Собрания не участвуют.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 3. Равное избирательное право
Выборы депутатов Законодательного Собрания являются равными: каждый избиратель в избирательном округе имеет равное количество голосов.
Статья 4. Прямое избирательное право
Выборы депутатов Законодательного Собрания являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 5. Тайное голосование
Голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями
Проведение выборов депутатов Законодательного Собрания возлагается на избирательные комиссии.
Избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим законом, независимы от государственных органов.
Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты
Право выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания принадлежит: избирательным объединениям, их блокам, группам граждан.
Гражданам предоставляется право самовыдвижения.
Избирательными объединениями являются республиканские политические партии, общественные организации и движения, региональные отделения общефедеральных партий, общественных организаций и движений, которые зарегистрированы Министерством юстиции Республики Карелия и уставы которых предусматривают участие в выборах, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
Избирательный блок выступает с единой предвыборной программой, едиными кандидатами в депутаты.
Кандидатами в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие на момент проведения выборов возраста 21 года и постоянно проживающие в Республике Карелия не менее 5 лет до выборов, либо ранее проживавшие в Республике Карелия не менее 5 лет после достижения совершеннолетия.
Кандидатами в депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие на момент проведения выборов возраста 21 года и постоянно проживающие в Республике Карелия.
Статья 8. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Законодательное Собрание, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия.
Для финансирования предвыборной агитации кандидаты в депутаты вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.
Запрещается какое-либо прямое или косвенное участие зарубежных организаций и частных лиц в финансировании и иной материальной и технической помощи избирательной кампании кандидатов в депутаты Законодательного Собрания.
II. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов
Статья 9. Назначение выборов депутатов Законодательного Собрания
Выборы депутатов Законодательного Собрания назначаются Законодательным Собранием Республики Карелия не позднее чем за три месяца до истечения полномочий его депутатов.
Законодательным Собранием может быть принято решение о досрочных выборах. В этом случае выборы назначаются не позднее чем за три месяца до голосования.
Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
Статья: 10.# Образование избирательных округов для выборов депутатов Палаты Республики
Для выборов депутатов Палаты Республики образуются одномандатные избирательные округа, охватывающие в совокупности всю территорию Республики Карелия с нормой представительства один депутат от 30000 избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.
Если при определении числа избирательных округов на территории административно-территориальной единицы в соответствии с названной нормой представительства оставшаяся часть составляет более 15000 избирателей, то образуется дополнительный избирательный округ. В этом случае все избирательные округа, образованные в пределах одной административно-территориальной единицы, должны иметь равное количество избирателей с взаимным отклонением не более 15 процентов.
На территории, совпадающей с границами Прионежского района на 1 января 1994 года, образуются два одномандатных избирательных округа, один из которых включает территорию вепсских национальных административно-территориальных единиц. Другой избирательный округ включает остальную территорию.
Статья: 11.# Образование избирательных округов для выборов депутатов Палаты Представителей
Для выборов депутатов в Палату Представителей образуются 18 многомандатных избирательных округов с нормой представительства 2 депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.
Статья 12. Схема избирательных округов
Схема избирательных округов и мест нахождения окружных избирательных комиссий утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Карелия и публикуется не позднее 70 дней до дня выборов.
III. Избирательные участки
Статья 13. Образование избирательных участков
Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня выборов решениями глав соответствующих администраций из расчета от 20 до 3000 избирателей на один участок.
Избирательные участки образуются в пределах границ избирательных округов.
Список избирательных участков с указанием адресов избирательных комиссий публикуется главой администрации в местной печати в течение 5 дней после принятия решения об образовании избирательных участков.
Статья 14. Списки избирателей
Глава местной администрации обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.
В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного участка.
Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Списки избирателей по избирательным участкам, образуемым на судах, находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов.
Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.
Статья 15. Ознакомление граждан со списком избирателей
Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано не позднее чем за 5 дней до выборов в районный (городской) суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) суда окончательно. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией. Заявление о неправильностях в списке, поданное накануне или в день выборов, рассматривается участковой избирательной комиссией немедленно. По итогам рассмотрения заявления участковая избирательная комиссия вносит необходимые исправления в список либо выдает заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления, которое может быть обжаловано в суд.
Статья 16. Дополнительный список избирателей
Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после предоставления списка избирателей для всеобщего ознакомления, либо в силу других обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются в день выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта или иного удостоверения личности с отметкой о проживании в данном избирательном округе в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их постоянного проживания.
Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
IV. Избирательные комиссии
Статья 17. Система избирательных комиссий
Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания образуются избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания;
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания;
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания;
участковые избирательные комиссии.
При совпадении территории округов по выборам депутатов Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания образуются единые окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.
Статья 18. Формирование Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания формируется в составе Председателя и 14 членов комиссии не позднее 80 дней до выборов депутатов Законодательного Собрания.
Председатель и члены Центральной избирательной комиссии утверждаются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению главы исполнительной власти Республики Карелия.
Председатель Центральной избирательной комиссии работает на постоянной основе и получает денежное вознаграждение из республиканского бюджета Республики Карелия.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - 4 года.
Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания:
1) осуществляет контроль за законностью проведения выборов, дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение;
2) руководит работой окружных избирательных комиссий;
3) образует избирательные округа;
4) распределяет денежные средства, выделенные из республиканского Республики Карелия бюджета на проведение выборов, контролирует их целевое использование;
5) контролирует обеспечение окружных избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
6) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, образцы избирательных ящиков (урн) для голосования, печатей избирательных комиссий и порядок их хранения;
7) подводит итоги выборов в целом по республике, регистрирует избранных депутатов, публикует в печати сообщение об итогах выборов и списки избранных депутатов;
8) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
9) назначает выборы депутатов Законодательного Собрания вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
10) рассматривает заявления и жалобы на действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 20. Формирование окружных избирательных комиссий
Окружная избирательная комиссия формируется в каждом избирательном округе по выборам депутатов Законодательного Собрания не позднее чем за 70 дней до выборов в составе Председателя и 7-10 членов.
Председатель и члены комиссии утверждаются Центральной избирательной комиссией по представлению главы соответствующей администрации.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий заканчивается через 5 дней после предоставления ими отчетов об итогах выборов в Центральную избирательную комиссию.
Статья 21. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории округа;
2) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
3) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц и выдает им удостоверения установленного образца;
4) контролирует составление списков избирателей участковыми избирательными комиссиями;
5) утверждает тексты избирательных бюллетеней по избирательным округам;
6) обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
7) устанавливает результаты выборов, оповещает о них и передает их в Центральную избирательную комиссию, выдает временное удостоверение избранному депутату;
8) организует проведение повторных выборов;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 22. Формирование участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия формируется в составе Председателя и 5-19 членов не позднее чем за 50 дней до выборов.
Председатель и члены комиссии утверждаются окружной избирательной комиссией по представлению главы соответствующей администрации.
Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий окружных избирательных комиссий.
Статья 23. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) на основании данных, представленных главой администрации, составляет список избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
4) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков (урн) и другого избирательного оборудования;
5) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
6) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в окружную избирательную комиссию;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 24. Организация работы избирательных комиссий
Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Решение о формировании избирательной комиссии и постановление избирательной комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей.
Заседания избирательной комиссии являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины состава комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии открытым голосованием.
Заседания избирательной комиссии проводятся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. Кандидат в депутаты вправе назначить для участия в заседаниях окружной избирательной комиссии своего представителя.
Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в случаях, предусмотренных настоящим законом.
Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
Председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением заработной платы не ниже средней по основному месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Размер оплаты устанавливается Центральной избирательной комиссией.
Помещение для работы избирательной комиссии выделяется соответствующей администрацией.
Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.
V. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания
Статья 25. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах
Лица, у которых должность или занятия не совместимы, в соответствии с Конституцией Республики Карелия и законом, с мандатом депутата Законодательного Собрания, дают при регистрации в качестве кандидата в депутаты письменное обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.
Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также влечет за собой признание избрания соответствующих лиц депутатами недействительным.
Законом Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/654 в статью 26 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с момента принятия названного Закона
Статья 26. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания
1. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания начинается за 60 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты республиканскими политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующими на территории Республики Карелия, отделениями общефедеральных партий, общественных организаций и движений производится по решению собрания либо выборного органа этих избирательных объединений.
По решению общих собраний либо выборных органов политических партий, общественных организаций и движений могут создаваться избирательные блоки этих объединений. Это решение оформляется протоколом и направляется в избирательные комиссии округов, по которым они выдвигают кандидатов в депутаты. В этом же протоколе указывается орган, уполномоченный выдвигать кандидатов в депутаты от блока избирательных объединений.
Избирательные объединения, образующие избирательные блоки, не могут самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты.
Избирательные объединения или их блоки могут выдвинуть не более одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Каждый кандидат в депутаты может баллотироваться не более чем в одном избирательном округе.
Протокол по выдвижению кандидатов в депутаты представляется избирательными объединениями или их блоками в двух экземплярах в окружную избирательную комиссию по месту выдвижения кандидатов. Форма протокола устанавливается Центральной избирательной комиссией. Один экземпляр, с регистрацией даты его поступления, остается в окружной избирательной комиссии. Другой экземпляр, заверенный печатью окружной избирательной комиссии или подписями двух ее членов, возвращается представившему протокол.
Для регистрации кандидатов в депутаты избирательные объединения или их блоки должны собрать в поддержку каждого из выдвинутых кандидатов подписи не менее, чем 250 избирателей округа, по которому эти кандидаты выдвигаются.
Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
Избирательные объединения или их блоки не позднее 30 дней до выборов сдают подписные листы вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться в окружную избирательную комиссию по месту выдвижения кандидата в депутаты. Кандидат в депутаты Палаты Республики не может быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Палаты Представителей.
Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, в течение 5 дней регистрирует его и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации, либо отказывает в регистрации.
Очередность рассмотрения документов для регистрации кандидатов в депутаты должна соответствовать очередности представления их в окружную избирательную комиссию.
Окружная избирательная комиссия информирует население о зарегистрированных кандидатах в депутаты.
3. Выдвижение кандидатов в депутаты производится группами граждан численностью не менее 10 человек, обладающих избирательным правом, проживающих в округе, по которому ими выдвигается кандидат в депутаты. Группой граждан может быть выдвинуто не более одного кандидата в депутаты.
Выдвижение кандидатов в депутаты от группы граждан, сбор подписей в их поддержку, а также регистрация кандидатов окружными избирательными комиссиями производятся в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи для избирательных объединений и их блоков.
4. Гражданин, обладающий правом быть избранным депутатом Палаты Республики Законодательного Собрания, может выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата в депутаты.
В случае самовыдвижения гражданин представляет личное заявление в двух экземплярах в окружную избирательную комиссию. Один экземпляр, с регистрацией даты его поступления, остается в окружной избирательной комиссии. Другой экземпляр, заверенный печатью окружной избирательной комиссии или подписями двух ее членов, возвращается представившему заявление гражданину.
Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты производится в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи для избирательных объединений и их блоков.
Статья 27. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания начинается за 60 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания производится избирательными объединениями, их блоками, группами граждан, гражданами, имеющими право быть избранными депутатами Палаты Представителей, в порядке, установленном статьей 26 для кандидатов в депутаты Палаты Республики. При этом избирательными объединениями или их блоками по каждому избирательному округу может быть выдвинуто не более двух кандидатов в депутаты, а каждый кандидат в депутаты может баллотироваться не более чем в одном избирательном округе.
Сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты Палаты Представителей и их регистрация окружными избирательными комиссиями производится в порядке, установленном статьей 26 для кандидатов в депутаты Палаты Республики.
Кандидат в депутаты Палаты Представителей не может быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Палаты Республики.
Статья 28. Отмена решения о выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания
Избирательные объединения или их блоки, группы граждан, выдвинувшие кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидатов в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую избирательную комиссию.
Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую избирательную комиссию.
Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты, а также о снятии кандидатом своей кандидатуры соответствующая избирательная комиссия уведомляет население избирательного округа.
Статья 29. Основания и порядок проведения повторных выборов депутатов Законодательного Собрания
Если в избирательном округе по выборам депутатов Палаты Представителей зарегистрировано менее двух кандидатов в депутаты, а в избирательном округе по выборам депутатов Палаты Республики не зарегистрирован ни один кандидат в депутаты, а также в случае выбытия кандидатов в депутаты Законодательного Собрания после окончания срока регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе по выборам депутатов Палаты Представителей остается менее двух кандидатов в депутаты, а в избирательном округе по выборам депутатов Палаты Республики ни одного кандидата в депутаты, и в случае признания выборов по избирательному округу несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает в соответствующих избирательных округах повторные выборы.
При проведении повторных выборов сроки избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Законом Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/654 в статью 30 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с момента принятия названного Закона
Статья 30. Избирательный бюллетень
В избирательный бюллетень по выборам депутатов Законодательного Собрания включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты по соответствующему избирательному округу с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата в депутаты. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Избирательные бюллетени печатаются на государственных языках, а в национальных административно-территориальных единицах также на языке, используемом в делопроизводстве.
VI. Права и обязанности кандидатов в депутаты Законодательного Собрания
Статья 31. Право кандидатов в депутаты участвовать в предвыборной кампании
Граждане, выдвинутые кандидатами в депутаты Законодательного Собрания, с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты, по его желанию, неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за два предшествующие дате регистрации месяца, но в размере, не превышающем 10-кратной минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
Кандидат в депутаты Законодательного Собрания со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеет право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта) в пределах избирательного округа, по которому он баллотируется.
Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется правом на возмещение затрат, связанных с проездом в избирательный округ и возвращением к месту жительства. Возмещение этих затрат производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных для проведения выборов в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией.
Кандидат в депутаты не может быть членом избирательных комиссий.
Статья 32. Неприкосновенность кандидата в депутаты
Кандидат в депутаты Законодательного Собрания пользуется неприкосновенностью.
На кандидата в депутаты Законодательного Собрания не могут быть наложены административные взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Уголовное дело в отношении кандидата может быть возбуждено только прокурором Республики Карелия или лицом, исполняющим его обязанности. О возбуждении уголовного дела немедленно извещается Центральная избирательная комиссия.
Кандидат не может быть арестован, задержан, кроме задержания на месте за совершение тяжкого преступления, а равно принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Неприкосновенность кандидата распространяется также на занимаемые им помещения (жилые и рабочие), используемый транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу (сборы) до дня опубликования итогов выборов включительно.
Статья 33. Доверенные лица кандидатов в депутаты
Кандидат в депутаты, баллотирующийся в Палату Республики или в Палату Представителей, может иметь не более 5 доверенных лиц, которые ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата.
Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в соответствующую окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.
Доверенные лица кандидатов в депутаты не могут быть членами избирательных комиссий.
Работодатель по требованию кандидата в депутаты обязан предоставить доверенному лицу кандидата в депутаты неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.
Оплата работы доверенных лиц производится из средств, выделенных кандидату в депутаты из бюджета Республики Карелия на проведение выборов. Бюджетные средства, выделяемые кандидатам в депутаты на проведение предвыборной агитации, распределяются в равных долях между кандидатами в депутаты.
VII. Предвыборная агитация
Статья 34. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты.
Участие государственных органов власти и управления, местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.
Статья 35. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, установленном окружной избирательной комиссией.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Владельцы государственных и муниципальных общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии вправе оплачивать пользование другими залами в пределах норм, установленных Центральной избирательной комиссией, из бюджетных средств, выделенных для подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Статья 36. Предвыборная агитация через средства массовой информации
В течение 10 дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Законодательного Собрания.
Кандидат в депутаты имеет право на одно бесплатное выступление по государственному телевидению и одно бесплатное выступление по государственному радиовещанию. Порядок выступлений по телевидению и радиовещанию устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Карелия и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям) для каждого кандидата в депутаты.
Статья 37. Выпуск агитационных печатных материалов
Политические партии и движения, иные общественные объединения и их блоки, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты Законодательного Собрания вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте и местах, специально отведенных соответствующей администрацией, кроме зданий и помещений органов государственной власти и управления, избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца.
Статья 38. Сроки проведения агитационной кампании
Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата в Законодательное Собрание и прекращается за 24 часа до начала голосования.
В последний день перед днем выборов и в день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
VIII. Порядок финансирования выборов
Статья 39. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Карелия на подготовку и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно после ее сформирования и распределяются ею между всеми окружными избирательными комиссиями.
Окружные избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Центральная избирательная комиссия представляет Законодательному Собранию отчет о расходовании средств, указанных в части I настоящей статьи, не позднее 3 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в изданиях, в которых подлежат опубликованию законы Республики Карелия.
Статья 40. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания
Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из:
а) средств, выделенных из республиканского бюджета соответствующей окружной избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата в депутаты;
в) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 10-кратного, а юридического лица - 20-кратного минимального размера оплаты труда.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам.
Кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с ч.I настоящей статьи, обязаны в течение 30 дней после дня выборов представить в соответствующие окружные избирательные комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации окружными избирательными комиссиями.
Статья 41. Порядок расходования средств избирательных фондов
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата в депутаты, перечисляются на специальный счет в учреждении Сберегательного банка Республики Карелия, который кандидат в депутаты после регистрации открывает по месту своего жительства с разрешения окружной избирательной комиссии.
Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией.
Кандидаты в депутаты могут израсходовать на предвыборную агитацию из средств избирательного фонда сумму, не превышающую 100-кратного минимального размера оплаты труда.
Не позднее 30 дней после дня выборов кандидат в депутаты обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в период избирательной кампании. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия.
Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном сумме, которая была выделена Центральной или окружной избирательной комиссией кандидату, после завершения выборов направляются в республиканский бюджет Республики Карелия.
IX. Голосование и определение результатов выборов
Статья 42. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрацией соответствующего органа местного самоуправления. Оплата и возмещение затрат на аренду помещений для голосования производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Охрана помещений для голосования и помещений участковых избирательных комиссий с момента получения избирательной комиссией бюллетеней для голосования до момента окончания деятельности участковой избирательной комиссии обеспечивается органами внутренних дел.
Статья 43. Изготовление избирательных бюллетеней и обеспечение ими участковых избирательных комиссий
Избирательные бюллетени для выборов по избирательным округам изготавливаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий не позднее 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от окружных избирательных комиссий не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, должно превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей не более чем на 2%, но не менее чем на три комплекта избирательных бюллетеней. На полученных бюллетенях ставится печать участковой избирательной комиссии, а при ее отсутствии подписи двух членов комиссии.
Статья 44. Порядок досрочного голосования
Допускается досрочное голосование. В этом случае избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до выборов) избирательной комиссии. Если избиратель досрочно голосует в помещении окружной или участковой избирательной комиссии, то на выдаваемых ему избирательных бюллетенях ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательному# комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан. Если избиратель проголосовал досрочно в участковой избирательной комиссии, он расписывается в списке избирателей.
Статья 45. Голосование в день выборов
Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по московскому времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
В день выборов, в 8 часов утра председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии сообщает присутствующим о количестве досрочно проголосовавших граждан, предъявляет список досрочно проголосовавших, вскрывает конверты с досрочно заполненными бюллетенями и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего удостоверения личности или паспорта и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявленного им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, но в этом случае не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица обязательно указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе, с разрешения Председателя участковой избирательной комиссии либо лица его заменяющего, пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае член участковой избирательной комиссии, выезжающий по заявлениям, получает под роспись количество бюллетеней соответствующее количеству письменных и устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. При этом в основном списке делается запись о перенесении данных фамилий в дополнительный список.
В качестве наблюдателей в день голосования на избирательных участках могут присутствовать представители кандидатов в депутаты, представители политических партий, общественных организаций и движений, которые не позднее чем за один день до выборов должны зарегистрироваться в окружной избирательной комиссии. Основанием для регистрации является заявление кандидата в депутаты либо решение руководящего органа политической партии, общественной организации или движения. Окружная избирательная комиссия выдает наблюдателю удостоверение, предоставляющее ему право присутствовать в день голосования на любом из избирательных участков данного округа. Вмешательство указанных представителей в работу избирательных комиссий не допускается.
Статья 46. Заполнение бюллетеней для голосования
Для голосования за кандидатов в депутаты Законодательного Собрания избиратель получает комплект бюллетеней, в который входят:
бюллетень для голосования за кандидатов в депутаты в Палату Республики;
бюллетень для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Представителей.
В бюллетене для голосования за кандидатов в депутаты в Палату Республики избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов". В этом бюллетене избиратель имеет право проголосовать за одного кандидата в депутаты.
В бюллетене для голосования за кандидатов в депутаты Палаты Представителей избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов". В этом бюллетене избиратель имеет право проголосовать за количество кандидатов в депутаты, не превышающее количества депутатских мандатов по данному округу.
Статья 47. Подсчет голосов на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.
По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателей, в частности такие бюллетени, в которых нарушен порядок их заполнения, установленный статьей 46 настоящего Закона.
Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно производилось на данном участке.
В протоколе указывается по каждому избирательному округу, в состав которого входит избирательный участок:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число полученных от окружной избирательной комиссии бюллетеней;
в) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов, оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
д) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
е) число действительных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
з) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них;
и) число голосов, поданных в соответствующих графах против всех кандидатов.
К протоколу прилагаются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии, другой экземпляр протокола вместе с отпечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.
Законом Республики Карелия от 13 октября 1994 г. N 9-ЗРК в статью 48 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного Закона
Статья 48. Определение результатов выборов в Палату Республики и Палату Представителей Законодательного Собрания
Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий округа производит подсчет голосов, поданных по избирательному округу по выборам в Палату Республики и Палату Представителей, путем суммирования данных, содержащихся в соответствующих протоколах.
Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по данному округу;
б) число изготовленных избирательных бюллетеней;
в) число выданных избирательных бюллетеней;
г) число недействительных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них;
ж) число голосов, поданных в графе "против всех кандидатов";
з) одно из следующих решений:
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число действительных голосов, поданных в графе "против всех кандидатов", превышает количество действительных голосов, поданных за всех кандидатов;
- признание избранными кандидатов, в соответствии с количеством мандатов, предусмотренных для данного избирательного округа, получивших наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;
- признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
К протоколу прилагаются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Протоколы по выборам депутатов Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания составляются в двух экземплярах и подписываются всем составом комиссии. По одному экземпляру протоколов незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другие хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Статья 49. Установление общих итогов выборов
На основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия не позднее 10 дней со дня проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.
Центральная избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным округам, если установит, что совершенные или допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 50. Регистрация избранных депутатов
Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола о выборах извещает об итогах выборов кандидата, избранного депутатом Законодательного Собрания. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный депутатом Законодательного Собрания, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Законодательного Собрания.
Соответствующая окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее, чем через 5 дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов Центральной избирательной комиссией производит регистрацию избранного депутата и выдачу ему временного удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части I настоящей статьи.
Статья 51. Разрешение жалоб и споров
Избирательные объединения, любой гражданин, обладающий в соответствии с Конституцией Республики Карелия и настоящим Законом избирательным правом, могут обжаловать неправомерные действия и решения избирательных комиссий, граждан, избирательных объединений или их блоков в суде в установленном законом порядке.
Председатель Верховного Совета
Республики Карелия |
В.Н.Степанов |
г.Петрозаводск
17 января 1994 г.
N XII-23/611
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Карелия от 17 января 1994 г. N XII-23/611 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия"
Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховного Совета Республики Карелия, 1994 г., N 3-4
Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 9 апреля 1999 г. абзац 2 части 4 статьи 27, часть 3 статьи 35, положение части 1 статьи 44 (касающееся подведомственности рассмотрения жалоб на решения о регистрации кандидатов и срока их обжалования), статья 45 настоящего Закона признаны не соответствующими статьям 1, 2, 3, 4, 12, 29, 41 Конституции Республики Карелия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Законом Республики Карелия от 19 июля 2001 г. N 523-ЗРК настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением статьи 9, которая утрачивает силу со дня избрания Законодательного Собрания Республики Карелия третьего созыва
Закон Республики Карелия от 20 июля 1999 г. N 363-ЗРК
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 6 марта 1999 г. N 336-ЗРК
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 15 декабря 1997 г. N 238-ЗРК
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 15 декабря 1997 г. N 236-ЗРК
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 15 декабря 1997 г. N 235-ЗРК
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 24 октября 1997 г. N 228-ЗРК
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 13 октября 1994 г. N 9-ЗРК
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/654
Изменения вступают в силу с момента принятия названного Закона