Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 82-П "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия"

2. Для организации и координации деятельности участников системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования образовать Комиссию при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования и утвердить Положение о ней (прилагается).

3. Утвердить прилагаемое Положение о порядке оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов).

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года N 338-П "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2000, N 12, ст.1849);

постановление Правительства Республики Карелия от 27 апреля 2001 года N 76-П "Об утверждении нормативных документов по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2001, N 4, ст.562);

постановление Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2001 года N 253-П "О нормативных документах по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2001, N 11, ст.1555);

постановление Правительства Республики Карелия от 26 марта 2002 года N 38-П "О внесении изменений и дополнений в нормативные документы по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, N 3, ст.338);

постановление Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2003 года N 46-П "О внесении изменений в акты Правительства Республики Карелия по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2003, N 4, ст.445);

постановление Правительства Республики Карелия от 22 декабря 2003 года N 141-П "О составе Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2003, N 12, ст.1507);

постановление Правительства Республики Карелия от 12 апреля 2004 года N 35-П "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Республики Карелия по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2004, N 4, ст.417);

постановление Правительства Республики Карелия от 19 июня 2004 года N 60-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 27 апреля 2001 года N 76-П" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2004, N 6, ст.718);

постановление Правительства Республики Карелия от 23 мая 2005 года N 60-П "О составе Комиссии Правительства Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2005, N 5, ст.469);

постановление Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2006 года N 15-П "О внесении изменений в состав Комиссии Правительства Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2006, N 2, ст.164);

постановление Правительства Республики Карелия от 28 февраля 2006 года N 22-П "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Республики Карелия по реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2006, N 2, ст.171).

Глава Республики Карелия

С.Л.Катанандов

 

Петрозаводск

28 июня 2006 г.

N 82-П

 

Подпрограмма
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года
(одобрена постановлением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 82-П)

 

1. Введение

 

Решение жилищной проблемы является одной из самых актуальных задач государства на современном этапе. Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года (далее - подпрограмма) направлена на реализацию Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Подпрограмма разработана в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28.

Настоящая подпрограмма направлена на продолжение формирования системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования в республике, начатого в рамках республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года N 338-П.

В процессе реализации указанной Программы организован механизм государственной поддержки развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия: определен исполнитель подпрограммы - государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия"; сформирована нормативная база по оказанию государственной поддержки гражданам, проживающим на территории республики и улучшающим свои жилищные условия за счет кредитных ресурсов банков; привлечены к участию в реализации подпрограммы кредитные организации. Это позволило осуществлять льготное кредитование населения при приобретении и строительстве жилья, в том числе индивидуальных жилых домов.

В 2002 году кредитование участников подпрограммы осуществлялось за счет средств бюджета Республики Карелия. Кредитные ресурсы предоставлялись на строительство жилья под 10 процентов годовых. Для молодых семей (возраст каждого из супругов не превышает 30 лет), состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, сумма кредита составляла до 70 процентов от стоимости жилого помещения, срок кредитования составлял до 15 лет. Для всех остальных граждан кредит предоставлялся до 30 процентов от стоимости квартиры на срок до 10 лет.

За 2002 год был выдан 21 кредит на сумму 3,5 млн. рублей.

С 2003 года кредитование участников подпрограммы осуществлялось за счет банковских ресурсов. По кредитам, предоставленным жителям республики в рамках реализации подпрограммы на приобретение или строительство жилья, за счет средств бюджета Республики Карелия компенсируется часть процентов, а именно, по кредитам, выданным в 2003 году, компенсация составляет 10-8 процентов годовых, а по кредитам 2004-2005 годов - 6 процентов годовых.

По кредитам, предоставленным участникам программы в 2003 году, компенсация процентов предусмотрена в течение срока кредитования. С 2004 года срок выплаты компенсаций по вновь выдаваемым кредитам семьям, не являющимся нуждающимися в улучшении жилищных условий, сокращен до 5 лет.

Компенсация процентов устанавливалась исходя из суммы кредита, которая определялась исходя из стоимости приобретения жилья по социальной норме. При этом ограничения по величине кредита со стороны Правительства Республики Карелия не устанавливались.

Основная доля кредитных средств предоставлена участникам программы под 18 процентов годовых. С учетом компенсации процентов за счет средств бюджета Республики Карелия плата за пользование кредитными средствами, направленными на улучшение жилищных условий в рамках реализации программы, фактически составила 12 процентов годовых.

Всего за 2001-2005 годы в рамках реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия выдано 834 кредита на сумму 361,43 млн. рублей.

В целях привлечения в республику долгосрочных кредитных ресурсов 24 ноября 2003 года Правительство Республики Карелия заключило соглашение с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Заключение соглашения направлено на обеспечение становления в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).

На реализацию республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы и становление системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" за 2001-2005 годы из бюджета Республики Карелия было направлено 23,15 млн. рублей.

Принятые меры по реализации программы и популяризация ипотечного жилищного кредитования привели к определенному развитию данного вида кредитования в республике. По информации Национального банка Республики Карелия, Банка России по состоянию на 1 января 2006 года в республике действовало 1738 кредитных договоров, по которым выданы жилищные или ипотечные жилищные кредиты. Ссудная задолженность по упомянутым кредитным договорам превышала на указанную дату 603,8 млн. рублей и составляла 15,4 процента от общего объема кредитов, выданных физическим лицам. Государственная поддержка в виде компенсации процентов за пользование кредитными ресурсами оказывается по половине данных кредитных договоров.

В 2005 году жилищное кредитование и ипотечное жилищное кредитование стали осуществлять 7 банков, действующих на территории Республики Карелия.

2. Содержание проблемы

 

Последствия экономических преобразований, произошедших в стране, отрицательно отразились на темпах решения социальных проблем населения, в том числе и на решении жилищной проблемы.

На конец 2004 года в республике в очереди на улучшение жилищных условий состояли 31,6 тысячи семей. Время ожидания в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий превышает двадцать лет.

Кроме того, многочисленные данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед более 60 процентами российских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями.

Решение жилищной проблемы населения остается актуальной задачей государственной политики.

Для решения жилищной проблемы необходимо наращивание объемов жилищного строительства и перераспределение существующего жилищного фонда на рыночных условиях.

Одной из ключевых причин сложившейся ситуации в жилищном строительстве - недостаток финансирования.

В настоящее время в условиях ограниченных бюджетных возможностей и, исходя из действующего законодательства, государственные инвестиции направляются на приобретение или строительство жилья только для граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищной проблемы.

Предприятия республики практически не участвуют в финансировании жилищного строительства, а ввод жилья за счет средств населения сдерживается низкими доходами.

Реальный платежеспособный спрос со стороны населения на рынке недвижимости значительно ниже потенциального.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо задействовать в качестве одного из основных источников финансирования строительства или перераспределения жилья будущие доходы населения. Необходимо активное развитие финансовых механизмов, позволяющих работающему населению республики со средними доходами улучшать свои жилищные условия путем приобретения или строительства жилья.

В условиях становления и развития деятельности жилищных накопительных кооперативов основным таким механизмом является ипотечное жилищное кредитование.

Развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры, а, следовательно, развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.

Развитие ипотечного жилищного кредитования определено одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики, что отражено в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28.

К настоящему времени сформировано законодательство, способствующее развитию ипотечного жилищного кредитования: в должной мере защищены права кредиторов, упрощена процедура оформления документов при заключении кредитных договоров, созданы правовые основы для функционирования рынка ипотечных ценных бумаг.

Итоги реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы свидетельствуют о реальном спросе населения республики на кредиты для приобретения или строительства жилья. При этом спрос у населения на жилищные кредиты возрастает из года в год.

Однако, несмотря на достигнутый в республике определенный уровень развития жилищного кредитования по итогам реализации вышеупомянутой программы, кредитные ресурсы остаются малодоступными для основной части населения.

Учитывая остроту в республике жилищной проблемы, важность развития механизма ипотечного жилищного кредитования и повышения доступности жилищных кредитных ресурсов для населения, а также необходимость скоординированных действий органов исполнительной власти Республики Карелия и организаций, задействованных в системе ипотечного жилищного кредитования, требуется программный подход к решению поставленной задачи.

Настоящая подпрограмма, являясь составной частью региональной (республиканской) целевой программы "Жилище", отражает планируемые меры государственной поддержки развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия.

3. Основные цели и задачи подпрограммы

 

Основными целями подпрограммы являются:

развитие финансовых механизмов жилищного и ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающих доступность приобретения жилья для работающего населения Республики Карелия;

повышение доступности кредитных (заемных) средств для жителей Республики Карелия на цели улучшения жилищных условий;

привлечение жилищных и ипотечных жилищных кредитов (займов) в жилищное строительство.

Для достижения этих целей в рамках подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:

развитие как одноуровневой системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, действующих на территории республики, так и двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет продажи кредитов (займов) специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков;

обеспечить организационный механизм государственной поддержки развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия;

обеспечить становление и устойчивое развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).

4. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Настоящая подпрограмма является продолжением реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года N 338-П, и соглашения, заключенного между Правительством Республики Карелия и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.

Сроки реализации подпрограммы - 2006-2008 годы и до 2010 года.

На первом этапе (2006-2008 годы) будет осуществляться:

совершенствование и развитие организационных и финансовых механизмов государственной поддержки граждан, проживающих на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных и ипотечных жилищных кредитов (займов);

развитие инфраструктуры для активного кредитования населения в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";

выполнение мероприятий по обеспечению устойчивого развития в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов);

реорганизация исполнителя подпрограммы - государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" (далее - исполнитель подпрограммы) и развитие его деятельности.

На втором этапе (2009-2010 годы) планируется:

выполнение мероприятий подпрограммы;

корректировка мероприятий подпрограммы по результатам выполнения первого этапа подпрограммы.

5. Механизм реализации подпрограммы

 

Механизм реализации подпрограммы предполагает:

оказание государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

обеспечение становления и устойчивого развития в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов);

развитие деятельности исполнителя подпрограммы.

 

Оказание государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов)

 

Подпрограммой предусматривается государственная поддержка гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, в строительстве или приобретении жилья путем компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным уполномоченными банками (займодавцами) на указанные цели.

Участие жителей Республики Карелия в подпрограмме осуществляется на добровольной основе.

Возможность получить государственную поддержку при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы граждане имеют только один раз.

Государственная поддержка в рамках реализации подпрограммы оказывается исключительно при приобретении или строительстве жилья, находящегося на территории Республики Карелия.

Компенсация производится гражданам, проживающим на территории Республики Карелия - участникам подпрограммы на основании заключенных между ними и исполнителем подпрограммы соглашений.

Компенсация процентов осуществляется по жилищному, ипотечному жилищному кредиту (займу) в части, не превышающей стоимость строительства (приобретения) общей площади жилья по норме, определенной для семей разной численности: 38 квадратных метров - для одиноких граждан и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи плюс 9 квадратных метров - на семью при численности 2 и более человек. При этом численный состав семьи гражданина - участника подпрограммы определяется на момент заключения соглашения, предусматривающего компенсацию части процентов, на основании справки о регистрации, выданной в установленном порядке органами регистрационного учета граждан. Стоимость приобретения одного квадратного метра общей площади жилья определяется по договору долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) или по договору купли-продажи жилого помещения.

В случае строительства индивидуального жилого дома компенсация процентов производится по жилищному, ипотечному жилищному кредиту в части, не превышающей стоимость строительства 150 квадратных метров общей площади жилья. При этом стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилья принимается по договору подряда на строительство жилого дома или на основании оценки в уровне текущих цен стоимости строительства дома, выданной юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности.

Компенсация производится гражданам - участникам подпрограммы после подтверждения уплаты процентов по кредитным договорам (договорам займа).

Размеры и порядок оказания государственной поддержки гражданам - участникам подпрограммы в строительстве или приобретении жилья устанавливаются Правительством Республики Карелия.

Планируемые размеры компенсации процентов за счет средств бюджета Республики Карелия по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставляемым уполномоченными банками (займодавцами) гражданам - участникам подпрограммы для строительства (приобретения) жилья представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

  Размер
компенсации
процентов
Предельный срок выплаты
компенсации процентов
По жилищным, ипотечным жилищным
кредитам (займам), предоставляемым
гражданам - участникам подпрограммы
в 2006-2007 годах
6% годовых 8 лет - для граждан,
признанных в
установленном законом
порядке нуждающимися в
улучшении жилищных
условий;
5 лет - для остальных
граждан
По жилищным, ипотечным жилищным
кредитам (займам), предоставляемым
гражданам - участникам подпрограммы
в 2008 году
5% годовых 6 лет - для граждан,
признанных в
установленном законом
порядке нуждающимися в
улучшении жилищных
условий;
4 года - для остальных
граждан
По жилищным, ипотечным жилищным
кредитам (займам), предоставляемым
гражданам - участникам подпрограммы
в 2009-2010 годах
4% годовых 5 лет - для граждан,
признанных в
установленном законом
порядке нуждающимися в
улучшении жилищных
условий;
3 года - для остальных
граждан

 

В случае если срок действия кредитного договора (договора займа) не превышает предельный срок выплаты компенсации процентов, компенсация производится гражданину - участнику подпрограммы в течение срока действия кредитного договора (договора займа).

Планируемое уменьшение размеров компенсации процентов гражданам - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия основывается на следующем:

по мере развития ипотечного жилищного кредитования, становления системы рефинансирования ипотечных кредитов предполагается повышение доступности кредитных ресурсов для населения за счет увеличения срока кредитования и снижения процентных ставок по жилищным, ипотечным жилищным кредитам, а также за счет сокращения сопутствующих издержек при кредитовании населения;

на снижении темпов инфляции, что должно повлечь удешевление кредитных ресурсов;

на повышении реальных денежных доходов населения.

Реализация механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов) осуществляется выполнением следующих мероприятий:

отбор уполномоченных банков (займодавцев) для предоставления кредитных (заемных) средств гражданам - участникам подпрограммы на цели приобретения или строительства жилья. Отбор уполномоченных банков (заимодавцев) производится исходя из условий, на которых они будут предоставлять кредитные (заемные) средства гражданам - участникам подпрограммы;

заключение соглашений о взаимодействии исполнителя подпрограммы с уполномоченными банками (заимодавцами) по реализации подпрограммы;

определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий подпрограммы;

проведение рекламно-разъяснительной работы в средствах массовой информации;

подбор для граждан - потенциальных участников подпрограммы условий предоставления кредитных (заемных) средств;

формирование списков граждан, проживающих на территории Республики Карелия - участников подпрограммы;

заключение кредитных договоров (договоров займа) между уполномоченными банками (займодавцами) и гражданами - участниками подпрограммы;

заключение между исполнителем подпрограммы и гражданами - участниками подпрограммы соглашений, предусматривающих компенсацию процентов за счет средств бюджета Республики Карелия по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным в рамках реализации подпрограммы;

выплата в установленном порядке гражданам - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия компенсации части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным им уполномоченными банками (займодавцами) на строительство или приобретение жилья;

контроль за целевым использованием кредитных (заемных) средств, предоставленных на условиях реализации подпрограммы.

В целях повышения доступности жилищных и ипотечных жилищных кредитов (займов) для населения республики отбор уполномоченных банков (займодавцев) по реализации подпрограммы полагается осуществлять с учетом следующего:

обеспечивать для граждан - участников подпрограммы выбор кредитных жилищных и ипотечных жилищных программ исходя из сроков и ставок кредитования, требований к обеспечению по кредитным договорам, величины первоначального взноса и структуры платежей по кредитам;

развивать в республике новые кредитные жилищные и ипотечные жилищные подпрограммы, которые предполагают различные графики погашения основного долга и процентов - аннуитетные платежи, растущие аннуитетные платежи. Это позволит охватить в качестве потенциальных заемщиков по жилищным и ипотечным жилищным кредитам отдельных категорий граждан, статус которых обуславливает прогноз стабильного роста их доходов в будущем (молодые семьи, молодые специалисты);

учитывать территорию деятельности банков в целях активного включения в реализацию подпрограммы жителей всех городов и районов республики;

в качестве уполномоченных займодавцев по реализации подпрограммы определять только организации, осуществляющие предоставление ипотечных жилищных займов жителям Республики Карелия для приобретения жилья на первичном рынке.

Ежегодное количество граждан - участников подпрограммы определяется государственным заказчиком подпрограммы исходя из объема финансирования подпрограммы, предусмотренного на соответствующий год, и принятых исполнителем подпрограммы обязательств по компенсации процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным гражданам - участникам подпрограммы уполномоченными банками (займодавцами) на строительство или приобретение жилья.

В приоритетном порядке в число граждан - участников подпрограммы включаются:

граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи (возраст каждого из супругов не превышает 30 лет);

граждане, осуществляющие строительство жилья по договору долевого участия;

граждане, осуществляющие строительство индивидуального жилого дома.

В результате реализации данного механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов) достигаются следующие положительные результаты:

кредитные (заемные) средства становятся более доступными для жителей Республики Карелия, так как значительно уменьшаются проценты за пользование жилищными, ипотечными жилищными кредитами (займами), уплачиваемые непосредственно заемщиками;

в связи с тем, что значительная часть процентов по предоставленным гражданам - участникам подпрограммы жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам) оплачивается за счет средств бюджета Республики Карелия, уполномоченные банки (займодавцы) получают большие гарантии того, что обязательства по кредитным договорам (договорам займа) будут исполнены в срок и в полном объеме. Это способствует снижению требований банков (займодавцев) к платежеспособности заемщиков и обеспечению по кредитным договорам (договорам займов);

обеспечивается целевое использование бюджетных средств, так как компенсация производится гражданам - участникам подпрограммы после подтверждения уплаты процентов по кредитным договорам (договорам займа);

жителям республики оказывается квалифицированная помощь в выборе условий получения жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

популяризация жилищного и ипотечного жилищного кредитования способствует развитию данных видов кредитования в Республике Карелия;

за счет повышения платежеспособного спроса на жилье обеспечивается дополнительное поступление финансовых ресурсов в жилищное строительство, что стимулирует развитие строительной отрасли, стройиндустрии и других смежных отраслей.

Обеспечение становления и устойчивого развития в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов)

 

Развитие в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов) осуществляется в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28, и согласно соглашению о сотрудничестве, заключенного между Правительством Республики Карелия и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

В целях развития в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (с учетом проделанной в 2004-2005 годах работы в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию") подпрограммой предусматривается выполнение следующих мероприятий:

развитие инфраструктуры, необходимой для кредитования населения в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", а именно, вовлечение в реализацию подпрограммы страховых компаний, оценщиков и первичных кредиторов;

формирование капитала регионального оператора для обеспечения наращивания его деятельности по рефинансированию закладных;

реорганизация регионального оператора в организацию такой организационно-правовой формы, которая, с одной стороны, была бы способна за счет собственной деятельности в условиях рыночной экономики наращивать капитал в целях обеспечения увеличения объемов рефинансирования закладных, а с другой стороны, предоставляла бы Правительству Республики Карелия право на координацию деятельности регионального оператора;

установление региональным оператором договорных отношений с субъектами вторичного рынка ипотечных кредитов (займов) помимо ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";

организация ипотечного жилищного кредитования населения, осуществляемого в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", в городах Костомукше и Сортавале;

внедрение ипотечного жилищного кредитования населения, осуществляемого в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", при строительстве жилья;

выполнение исполнителем подпрограммы функций ипотечного брокера.

Реализация планируемых мероприятий по развитию в Республике Карелия унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов) позволит достичь следующих положительных результатов:

стандартизация выдачи ипотечных кредитов (займов) снижает кредитные риски, создает условия для вторичного рынка ипотечных кредитов (займов) и гарантирует финансовую устойчивость системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов), что обеспечивает приток в республику долгосрочных кредитных ресурсов;

развитие инфраструктуры в сфере выдачи и сопровождения ипотечных кредитов в соответствии со Стандартами процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов, утвержденными ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", способствует активизации в республике указанной подпрограммы и созданию конкуренции в данной сфере, а следовательно, снижению затрат заемщика при оформлении кредита по данной подпрограмме;

создание регионального оператора с достаточным капиталом позволит наращивать его деятельность по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов (займов) и обеспечит для первичных кредиторов ликвидность закладных путем непрерывного их выкупа региональным оператором;

повышается доступность кредитных ресурсов для населения республики за счет предоставления ипотечных жилищных кредитов со значительными сроками их возврата и относительно низкими процентными ставками;

организация деятельности ипотечного брокера позволит повысить уровень организации подготовки и выдачи ипотечных кредитов, сократить сроки оформления ипотечных кредитных договоров;

адаптировать ипотечную жилищную подпрограмму, реализуемую в соответствии с заключенным соглашением с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", как подпрограмму, с наиболее длинными и дешевыми кредитными ресурсами, к жилищному строительству, и распространить ее действие на крупнейшие города республики.

Развитие деятельности исполнителя подпрограммы

 

В целях развития деятельности исполнителя подпрограммы предусматривается выполнение следующих мероприятий:

реорганизация исполнителя подпрограммы;

организация деятельности исполнителя подпрограммы по инвестированию жилищного строительства для дальнейшей реализации готового жилья гражданам - участникам подпрограммы;

организация взаимодействия исполнителя подпрограммы с исполнителями других программ, действующих в республике и касающихся решения жилищной проблемы, а также с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия.

Принимаемые меры по развитию деятельности исполнителя подпрограммы будут способствовать в целом развитию кредитования населения Республики Карелия на цели улучшения жилищных условий. В частности:

реорганизация исполнителя подпрограммы позволит ему иметь больше возможностей для осуществления своей деятельности в условиях рыночной экономики;

организация деятельности исполнителя подпрограммы по инвестированию жилищного строительства позволит осуществлять размещение заказов на строительство жилья на конкурсной основе, более организованно осваивать участки массовой жилищной застройки;

максимально ориентировать действие подпрограммы на жилищное строительство в целях увеличения объемов строительства жилья;

объединить действие различных программ, действующих в республике и касающиеся решения жилищной проблемы, в целях повышения их результативности;

активизировать жилищное и ипотечное жилищное кредитование населения в городах и районах республики.

6. Перечень программных мероприятий

 

Решение определенных подпрограммой задач будет обеспечиваться путем реализации комплекса мероприятий подпрограммы:

нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы;

финансовое обеспечение подпрограммы;

организационное обеспечение реализации подпрограммы.

Мероприятия по нормативному правовому обеспечению реализации подпрограммы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы.

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются:

реализация механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности по рефинансированию закладных;

подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджета Республики Карелия на соответствующий год.

Организационные мероприятия подпрограммы определены с учетом выполненных мероприятий в рамках реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы и соглашения, заключенного между Правительством Республики Карелия и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Организационные мероприятия, предусматриваемые по конкретным направлениям реализации подпрограммы, отражены при раскрытии механизма реализации подпрограммы.

Перечень основных мероприятий подпрограммы, сроки их исполнения и ответственные исполнители мероприятий подпрограммы представлены в таблице 2.

Системой программных мероприятий предусматривается выполнение конкретных мероприятий по направлениям реализации подпрограммы, а также общих мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач.

 

Таблица 2

 

N
п/п
Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Разработка нормативных правовых
актов, связанных с реализацией
механизма оказания государственной
поддержки гражданам, проживающим на
территории Республики Карелия, при
улучшении ими жилищных условий с
использованием жилищных, ипотечных
жилищных кредитов (займов)
июнь 2006 года государственный
заказчик
подпрограммы
2. Отбор уполномоченных банков
(займодавцев) по реализации
подпрограммы
на протяжении
действия
подпрограммы
Комиссия при
Правительстве
Республики
Карелия по
вопросам
развития
ипотечного
жилищного
кредитования
3. Заключение соглашений о
взаимодействии исполнителя
Программы с уполномоченными банками
(займодавцами) по реализации
подпрограммы
на протяжении
действия
подпрограммы
исполнитель
подпрограммы
4. Определение объема средств,
выделяемых из бюджета Республики
Карелия на реализацию мероприятий
подпрограммы на соответствующий год
ежегодно государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
5. Определение количества граждан -
участников подпрограммы на
соответствующий год
ежегодно государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
6. Формирование списков граждан
Республики Карелия для участия в
подпрограмме
на протяжении
действия
подпрограммы
исполнитель
подпрограммы
7. Заключение кредитных договоров
(договоров займа) между
уполномоченными банками
(займодавцами) и гражданами -
участниками подпрограммы
на протяжении
действия
подпрограммы
уполномоченные
банки
(займодавцы)
8. Выплата в установленном порядке
гражданам - участникам подпрограммы
за счет средств бюджета Республики
Карелия компенсации части процентов
по жилищным, ипотечным жилищным
кредитам (займам), предоставленным
им уполномоченными банками
(займодавцами) на строительство или
приобретение жилья
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
9. Выполнение обязательств по выплате
компенсации части процентов по
жилищным, ипотечным жилищным
кредитам (займам), предоставленным
гражданам - участникам
республиканской программы развития
ипотечного жилищного кредитования в
Республике Карелия на 2001-2006
годы, утвержденной постановлением
Правительства Республики Карелия от
25 декабря 2000 года N 338-П, на
строительство или приобретение
жилья
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
10. Контроль за целевым использованием
кредитных (заемных) средств,
предоставленных гражданам -
участникам подпрограммы
на протяжении
действия
подпрограммы
исполнитель
подпрограммы
11. Реализация соглашения с ОАО
"Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию" о сотрудничестве по
развитию системы долгосрочного
ипотечного жилищного кредитования
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
12. Предоставление средств бюджета
Республики Карелия региональному
оператору на обеспечение его
деятельности по рефинансированию
закладных
ежегодно государственный
заказчик
подпрограммы
13. Организация ипотечного жилищного
кредитования населения,
осуществляемого в соответствии с
заключенным соглашением с ОАО
"Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию", в городах Костомукша
и Сортавала
2007 год государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
14. Внедрение организационных и
финансовых механизмов по адаптации
ипотечного жилищного кредитования
населения, осуществляемого в
соответствии с заключенным
соглашением с ОАО "Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию",
к жилищному строительству
2007-2008 годы государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
15. Установление договорных отношений с
субъектами вторичного рынка
ипотечных кредитов (займов) помимо
ОАО "Агентство по ипотечному
жилищному кредитованию"
на протяжении
действия
подпрограммы
исполнитель
подпрограммы
16. Организация выполнения функций
ипотечного брокера
2007 год исполнитель
подпрограммы
17. Организация деятельности
исполнителя подпрограммы по
инвестированию жилищного
строительства
2007 год государственный
заказчик
подпрограммы,
Министерство
экономического
развития
Республики
Карелия,
исполнитель
подпрограммы
18. Организация взаимодействия
исполнителя подпрограммы с
исполнителями других программ,
действующих в Республике Карелия и
касающихся решения жилищной
проблемы
2006 год государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
19. Организация взаимодействия
исполнителя подпрограммы с органами
местного самоуправления
муниципальных районов и городских
округов Республики Карелия
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
20. Проведение мониторинга спроса
структуры и технических
характеристик жилья, создание
информационной системы предложений
на первичном рынке жилья
на протяжении
действия
подпрограммы
исполнитель
подпрограммы
21. Содействие реализации проектов по
выполнению программных мероприятий
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы
22. Проведение
информационно-разъяснительной
работы среди населения, освещение
целей, задач и итогов реализации
подпрограммы в региональных
средствах массовой информации
на протяжении
действия
подпрограммы
государственный
заказчик
подпрограммы,
исполнитель
подпрограммы

7. Ресурсное обеспечение подпрограммы

 

Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

средства граждан - участников подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;

средства уполномоченных банков (займодавцев), предоставляющих гражданам - гражданам# - участникам подпрограммы жилищные и ипотечные жилищные кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья;

средства бюджета Республики Карелия, направляемые на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов) и оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности по рефинансированию закладных;

средства федерального бюджета, бюджета Республики Карелия и бюджетов муниципальных образований Республики Карелия, предоставляемые в виде жилищных субсидий гражданам - участникам подпрограммы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья.

Общий объем средств бюджета Республики Карелия, предусматриваемых на реализацию подпрограммы представлен в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Показатели 2006-2010
годы - всего
В том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Планируемое количество участников
подпрограммы
3295 560 630 665 700 740
Средства бюджета Республики Карелия,
направляемые на реализацию механизма
оказания государственной поддержки
гражданам, проживающим на территории
Республики Карелия, при улучшении ими
жилищных условий с использованием
жилищных, ипотечных жилищных кредитов
(займов), млн. рублей
318,5 26,5 43,0 62,5 83,0 103,5
Средства бюджета Республики Карелия,
направляемые на оказание государственной
поддержки региональному оператору в
целях обеспечения его деятельности по
рефинансированию закладных, млн. рублей
22,5 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5
Общий объем средств бюджета Республики
Карелия, предусматриваемых на реализацию
подпрограммы, млн. рублей
341,0 30,0 47,0 67,0 88,0 109,0

 

Средства бюджета Республики Карелия, направляемые на финансирование подпрограммы, предусматриваются законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Карелия.

8. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

 

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

развить в Республике Карелия эффективные финансовые механизмы и инфраструктуру жилищного и ипотечного жилищного кредитования населения, которые позволят работающему населению республики со средними доходами улучшать свои жилищные условия за счет кредитных средств;

привлечь за 2006-2010 годы в жилищную сферу финансовые средства банков, предоставляющих жилищные и ипотечные жилищные кредиты, личные средства граждан в объеме порядка 3800 млн. рублей, в том числе в жилищное строительство 2150 млн. рублей;

рефинансировать за 2006-2010 годы через регионального оператора ипотечных жилищных кредитов (займов) на сумму порядка 650,0 млн. рублей;

улучшить жилищные условия 3295 семьям Республики Карелия за счет предоставления жилищных или ипотечных жилищных кредитов (займов) на условиях реализации подпрограммы;

снизить социальную напряженность в обществе.

Достижение позитивных результатов при выполнении подпрограммы будет способствовать экономическому развитию Республики Карелия.

9. Организация управления и контроля за реализацией подпрограммы

 

Общее управление реализацией подпрограммы осуществляется государственным заказчиком подпрограммы.

Функции государственного заказчика подпрограммы:

разработка совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы;

обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, исполнителя подпрограммы, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, уполномоченных банков (займодавцев) и других юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;

координация деятельности исполнителя подпрограммы;

организация проведения отбора уполномоченных банков (займодавцев) по реализации подпрограммы;

внесение предложений по ежегодному финансированию подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия;

поддержание эффективных направлений использования средств бюджета Республики Карелия для достижения целей подпрограммы;

определение ежегодного количества граждан - участников подпрограммы исходя из объема финансирования подпрограммы, предусмотренного на соответствующий год;

решение вопросов бюджетного финансирования мероприятий подпрограммы;

содействие реализации проектов по выполнению программных мероприятий;

участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования подпрограммы;

организация заседаний Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования;

организация мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий по реализации подпрограммы;

подготовка отчета о результатах реализации подпрограммы на основе отчета исполнителя подпрограммы;

внесение предложений в Правительство Республики Карелия по совершенствованию реализации подпрограммы и необходимости корректировки намеченных мероприятий;

проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.

Функции исполнителя подпрограммы:

взаимодействие с уполномоченными банками (займодавцами) по реализации подпрограммы на основании заключенных соглашений;

проведение рекламно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по условиям реализации подпрограммы;

консультирование граждан, проживающих на территории Республики Карелия, по участию в подпрограмме и подбор для граждан - потенциальных участников подпрограммы условий предоставления кредитных (заемных) средств;

формирование списков граждан - участников подпрограммы;

заключение с гражданами - участниками подпрограммы соглашений, предусматривающих компенсацию гражданам - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным им уполномоченными банками (займодавцами) на строительство или приобретение жилья, и выплата в установленном порядке гражданам - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия компенсации в соответствии с заключенными соглашениями;

определение ежегодно объема средств, необходимых на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

контроль за целевым использованием кредитных (заемных) средств, предоставленных гражданам - участникам подпрограммы;

выполнение обязанностей регионального оператора по соглашению, заключенному между Правительством Республики Карелия и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";

выполнение функций инвестора жилищного строительства для дальнейшей реализации готового жилья гражданам - участникам подпрограммы (при заключении соответствующих договоров);

взаимодействие с исполнителями других программ, действующих в республике и касающихся решения жилищной проблемы, в целях объединения действий программ;

взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия в целях активизации действия подпрограммы на всей территории республики;

предоставление ежемесячно государственному заказчику подпрограммы отчетов по выполнению программных мероприятий.

Участие органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия в реализации подпрограммы:

содействие реализации подпрограммы на подведомственных территориях;

предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджетов городских, сельских поселений Республики Карелия жилищных субсидий на оплату первоначального взноса при получении жилищного или ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство или приобретение жилья;

организация и проведение информационной работы среди населения по условиям реализации подпрограммы.

Положение
о Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования
(утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 82-П)

 

1. Настоящее Положение определяет задачи, порядок организации и работы Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования (далее - Комиссия).

2. Комиссия является постоянно действующим органом Правительства Республики Карелия, обеспечивающим рассмотрение и решение вопросов, связанных с ее деятельностью. Комиссия осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе.

3. Состав Комиссии утверждается Правительством Республики Карелия.

ГАРАНТ:

Об утверждении состава Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования см. распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 августа 2006 г. N 253 р-П

4. В своей деятельности Комиссия руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, а также настоящим Положением.

5. Комиссия самостоятельно утверждает регламент своей работы.

6. Основными задачами Комиссии являются:

осуществление разработки основных направлений развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия;

рассмотрение и решение вопросов по обеспечению функционирования в Республике Карелия системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования и выработка предложений для принятия решений Правительством Республики Карелия;

рассмотрение обращений банков и других организаций, предоставляющих жилищные и ипотечные жилищные кредиты или займы, на участие в реализации программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года (далее - подпрограмма) и утверждение уполномоченных банков (займодавцев) по реализации подпрограммы.

7. Комиссия для решения определенных настоящим Положением задач имеет право:

запрашивать от органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия и участников системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования информацию по вопросам, касающимся работы и решения задач Комиссии;

заслушивать по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, руководителей государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия", а также уполномоченных банков (займодавцев) по реализации подпрограммы;

привлекать по инициативе членов Комиссии экспертов для подготовки заключений по вопросам функционирования и развития системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования.

8. Заседания Комиссии проводятся председателем Комиссии или его заместителем. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.

9. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины ее состава. Члены Комиссии участвуют в работе Комиссии с правом замены.

10. Решение Комиссии принимается на ее заседании простым голосованием большинством голосов членов Комиссии, принявших участие в заседании.

При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

11. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии.

12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством строительства Республики Карелия.

Положение
о порядке оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов)
(утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 82-П)

 

Настоящее Положение разработано в целях обеспечения реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года (далее - подпрограмма) и определяет порядок оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов).

 

I. Функции и взаимодействие участников подпрограммы при реализации механизма государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов)

 

1. Министерство строительства Республики Карелия - государственный заказчик подпрограммы осуществляет следующие функции:

координирует действия Государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" - исполнителя подпрограммы, а также других участников подпрограммы;

организует проведение отбора уполномоченных банков (займодавцев) по реализации подпрограммы;

вносит предложения по ежегодному финансированию подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия;

определяет ежегодное количество граждан - участников подпрограммы исходя из объема финансирования подпрограммы, предусмотренного на соответствующий год, и принятых исполнителем подпрограммы обязательств по компенсации части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным гражданам - участникам подпрограммы уполномоченными банками (займодавцами) на строительство или приобретение жилья.

2. Государственное учреждение Республики Карелия "Управление капитального строительства при Министерстве строительства Республики Карелия" на основании инвестиционного договора с исполнителем подпрограммы осуществляет финансирование расходов на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов), предусмотренных адресной инвестиционной программой Республики Карелия, в соответствии с законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий год.

3. Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" выполняет следующие функции:

осуществляет взаимодействие между всеми участниками подпрограммы;

проводит рекламно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по условиям реализации подпрограммы;

консультирует граждан по участию в подпрограмме;

оказывает помощь гражданам - потенциальным участникам подпрограммы в выборе условий предоставления кредитных (заемных) средств;

формирует списки граждан - участников подпрограммы;

заключает с гражданами - участниками подпрограммы соглашения, предусматривающие компенсацию гражданам - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным им уполномоченными банками (займодавцами) на строительство или приобретение жилья, и производит в установленном порядке выплату компенсации в соответствии с заключенными соглашениями;

вносит предложения государственному заказчику подпрограммы по ежегодному объему средств, необходимых на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

осуществляет контроль за целевым использованием кредитных (заемных) средств, предоставленных гражданам - участникам подпрограммы.

4. Уполномоченный банк (займодавец) - банк или организация, предоставляющая жилищные, ипотечные жилищные кредиты (займы) и утвержденная Комиссией при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования в качестве уполномоченного банка (займодавца) по реализации подпрограммы, осуществляет следующие функции:

выполняет проверку платежеспособности граждан - участников подпрограммы;

предоставляет гражданам - участникам подпрограммы жилищные, ипотечные жилищные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья;

направляет по поручению граждан - участников подпрограммы кредитные (заемные) средства на финансирование строительства или приобретения жилья.

Взаимодействие между исполнителем подпрограммы и уполномоченным банком (займодавцем) определяется соглашением.

II. Требования, предъявляемые к гражданам - участникам подпрограммы

 

5. Участником подпрограммы может быть гражданин Российской Федерации, который в совокупности отвечает следующим требованиям:

постоянно проживает на территории Республики Карелия;

признан уполномоченным банком (займодавцем) платежеспособным по исполнению обязательств по кредитному договору (договору займа), по которому предоставляются кредитные (заемные) средства на строительство или приобретение жилья;

имеет возможность и обязуется оплатить разницу между ценой строящегося или приобретаемого жилья и суммой жилищного или ипотечного жилищного кредита (займа);

готов предоставить обеспечение обязательств по кредитному договору (договору займа);

ранее не получал государственную поддержку при улучшении жилищных условий в рамках реализации настоящей подпрограммы, а также в рамках реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года N 338-П.

III. Условия оказания государственной поддержки гражданам - участникам подпрограммы

 

6. Гражданам - участникам подпрограммы оказывается государственная поддержка в строительстве или приобретении жилья путем компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным уполномоченными банками (займодавцами) на указанные цели.

Возможность получить государственную поддержку при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы граждане имеют только один раз.

Государственная поддержка оказывается гражданам - участникам подпрограммы в случаях:

приобретения на территории Республики Карелия жилых помещений как вновь построенных, так и на вторичном рынке, а также путем долевого участия в строительстве жилья по договору долевого участия в строительстве (договору инвестирования строительства, уступки права требования или иному договору, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме);

строительства на территории Республики Карелия индивидуальных жилых домов по договору подряда или собственными силами.

7. Компенсация части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным уполномоченными банками (займодавцами), производится гражданам - участникам подпрограммы на основании заключенных между ними и исполнителем подпрограммы соглашений.

8. Устанавливаются следующие размеры оказания государственной поддержки граждан - участников подпрограммы в строительстве или приобретении жилья:

размер компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 6 процентов годовых по кредитам (займам), предоставленным уполномоченными банками (займодавцами) гражданам - участникам подпрограммы для строительства (приобретения) жилья;

компенсация процентов производится по жилищному, ипотечному жилищному кредиту (займу) в части, не превышающей стоимости строительства (приобретения) общей площади жилья по норме, определенной для семей разной численности: 38 квадратных метров - для одиноких граждан и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи плюс 9 квадратных метров - на семью из двух и более человек. При этом численный состав семьи гражданина - участника подпрограммы определяется на момент заключения соглашения, предусматривающего компенсацию части процентов, на основании справки о регистрации, выданной органами регистрационного учета граждан. Стоимость приобретения одного квадратного метра общей площади жилья определяется по договору долевого участия в строительстве жилья (иному договору, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) или по договору купли-продажи жилого помещения.

В случае строительства индивидуального жилого дома компенсация процентов производится по жилищному, ипотечному жилищному кредиту в части, не превышающей стоимости строительства 150 квадратных метров общей площади жилья. При этом стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилья принимается по договору подряда на строительство индивидуального жилого дома или на основании оценки в уровне текущих цен стоимости строительства дома, выданной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности;

компенсация части процентов производится в течение срока действия кредитного договора (договора займа), но не более 5 лет. Для граждан - участников подпрограммы, состоящих в установленном порядке по месту жительства на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, компенсация части процентов производится в течение срока действия кредитного договора (договора займа), но не более 8 лет.

Параметры предоставляемого жилищного, ипотечного жилищного кредита (займа) определяются уполномоченным банком (займодавцем) исходя из платежеспособности гражданина - участника подпрограммы и обеспечения обязательств по кредитному договору (договору займа).

9. Компенсация части процентов по жилищным, ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным уполномоченными банками (займодавцами), производится гражданам - участникам подпрограммы после подтверждения уплаты процентов по кредитным договорам (договорам займа).

10. Выплаты компенсации гражданам - участникам подпрограммы производятся ежеквартально.

IV. Порядок формирования списка участников подпрограммы

 

11. Для участия в подпрограмме граждане, проживающие на территории Республики Карелия, планирующие улучшить свои жилищные условия с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов), подают исполнителю подпрограммы заявление по форме, определенной исполнителем подпрограммы. Информация, указанная в заявлении, не требует документального подтверждения.

12. На основании информации, указанной в заявлении, с учетом приоритетов включения в число граждан - участников подпрограммы, указанных в пункте 13 настоящего положения, и в пределах определенного государственным заказчиком подпрограммы количества граждан - участников подпрограммы на соответствующий год, исполнитель подпрограммы составляет предварительный список граждан - потенциальных участников подпрограммы и сообщает им.

Заявление гражданина - потенциального участника подпрограммы действительно в течение календарного года, в котором оно было подано.

13. В приоритетном порядке в число граждан - участников подпрограммы включаются:

граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи (возраст каждого из супругов не превышает 30 лет);

граждане, осуществляющие строительство жилья по договору долевого участия;

граждане, осуществляющие строительство индивидуального жилого дома.

14. Гражданин - потенциальный участник подпрограммы самостоятельно или при содействии исполнителя подпрограммы осуществляется подбор объекта жилья с учетом его финансовых возможностей.

15. По результатам определения объекта жилья гражданин - потенциальный участник подпрограммы подает заявление исполнителю подпрограммы о включении его в список граждан - участников подпрограммы и прилагает следующие документы в двух экземплярах (оригиналы и копии):

документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина - участника подпрограммы;

документы, запрашиваемые уполномоченным банком (займодавцем) для принятия решения о возможности выдачи жилищного или ипотечного жилищного кредита (займа);

выписку из решения органа местного самоуправления о постановке на учет по месту жительства гражданина - потенциального участника подпрограммы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в случае если гражданин - потенциальный участник подпрограммы состоит на учете.

Проверку правильности заполнения заявлений, их учет, регистрацию и хранение осуществляет исполнитель подпрограммы.

Проверка документов должна быть осуществлена непосредственно в день подачи заявления, и оригиналы документов возращены гражданину - участнику подпрограммы.

16. На основании представленных заявлений и документов исполнитель подпрограммы окончательно формирует список граждан - участников подпрограммы.

Список граждан - участников подпрограммы формируется исполнителем подпрограммы в хронологической последовательности в соответствии со временем признания заявителя участником подпрограммы.

V. Порядок взаимодействия участников реализации подпрограммы и оформления документов при приобретении жилого помещения путем долевого участия в строительстве жилья с использованием жилищного или ипотечного жилищного кредита

 

17. Гражданин - потенциальный участник подпрограммы, прошедший предварительный отбор, самостоятельно или совместно с исполнителем подпрограммы на основании анализа строительства жилья отбирает объект строительства жилья с учетом его стоимости, срока окончания строительства, порядка финансирования строительства, местоположения, планировки и качества жилого помещения.

18. Представленные гражданином - участником подпрограммы документы согласно п.15 настоящего положения первоначально рассматриваются исполнителем подпрограммы и направляются в уполномоченный банк для определения возможности предоставления жилищного или ипотечного жилищного кредита и его параметров исходя из платежеспособности гражданина - участника подпрограммы и обеспечения обязательств по кредитному договору.

19. Уполномоченный банк уведомляет исполнителя подпрограммы о принятом решении по предоставлению гражданину - участнику подпрограммы жилищного или ипотечного жилищного кредита или о мотивированном отказе в его выдаче.

20. После отбора жилья и включения заявителя в список граждан - участников подпрограммы гражданин - участник подпрограммы заключает договор долевого участия в строительстве жилья (иной договор, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме). В договоре определяется порядок финансирования строительства жилья, а также имеется указание, что финансирование строительства осуществляется с использованием средств, предоставляемых гражданину - участнику подпрограммы по кредитному договору.

21. После представления заключенного договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) заключается кредитный договор между уполномоченным банком, и гражданином - участником подпрограммы. Перечень документов, оформляемых при заключении кредитного договора, и требования к ним определяются уполномоченным банком исходя из его кредитной политики.

22. Перечисление кредитных средств во исполнение договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) осуществляется уполномоченным банком путем безналичных расчетов на основании поручения гражданина - участника подпрограммы.

Кредитные средства перечисляются уполномоченным банком после оплаты гражданином - участником подпрограммы во исполнение договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) разницы между ценой жилого помещения по договору и суммой жилищного или ипотечного жилищного кредита.

23. Между гражданином - участником подпрограммы и исполнителем подпрограммы, заключается соглашение, предусматривающее компенсацию гражданину - участнику подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, предоставляемому ему уполномоченным банком на долевое участие в строительстве жилья.

В случае расторжения договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) гражданин - участник подпрограммы обязан вернуть исполнителю подпрограммы денежные средства, полученные им по соглашению, на основании которого гражданину - участнику подпрограммы выплачивалась за счет средств бюджета Республики Карелия компенсация части процентов по жилищному или ипотечному жилищному кредиту.

24. Свидетельство о государственной регистрации права собственности гражданина - участника подпрограммы на жилое помещение, построенное с использованием кредитных средств, предоставленных уполномоченным банком, и находящееся в залоге в обеспечение обязательств гражданина - участника подпрограммы по кредитному договору, предъявляется гражданином - участником подпрограммы исполнителю подпрограммы в течение трех дней с момента осуществления государственной регистрации.

VI. Порядок взаимодействия участников реализации подпрограммы и оформления документов при приобретении жилого помещения по договору купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредита

 

25. Гражданин - потенциальный участник подпрограммы, прошедший предварительный отбор, самостоятельно или при содействии исполнителя подпрограммы осуществляет подбор жилого помещения, которое планирует приобрести.

26. Представленные гражданином - участником подпрограммы документы согласно п.15 настоящего положения первоначально рассматриваются исполнителем подпрограммы и направляются в уполномоченный банк для определения возможности предоставления ипотечного жилищного кредита и его параметров исходя из платежеспособности гражданина - участника подпрограммы и обеспечения обязательств по кредитному договору.

Уполномоченный банк уведомляет исполнителя подпрограммы о принятом решении по предоставлению гражданину - участнику подпрограммы ипотечного жилищного кредита или о мотивированном отказе в его выдаче.

27. Гражданин - участник подпрограммы заключает договор купли-продажи жилого помещения. Обязательным условием договора купли-продажи жилого помещения является указание, что его оплата производится за счет средств, предоставляемых гражданину - участнику подпрограммы по кредитному договору. Кроме того, в договоре купли-продажи жилого помещения должен быть определен порядок уплаты разницы между ценой жилого помещения и суммой ипотечного жилищного кредита.

28. После представления заключенного договора купли-продажи жилого помещения, оформленного в соответствии с пунктом 27 настоящего положения, заключается кредитный договор между уполномоченным банком и гражданином - участником подпрограммы.

Перечень документов, оформляемых при заключении кредитного договора, и требования к ним определяются уполномоченным банком исходя из его кредитной политики.

29. Уполномоченный банк по поручению гражданина - участника подпрограммы производит путем безналичных расчетов перечисление кредитных средств во исполнение договора купли-продажи продавцу жилого помещения. Кредитные средства перечисляются после оплаты гражданином - участником подпрограммы продавцу жилого помещения разницы между ценой жилого помещения по договору купли-продажи и суммой ипотечного жилищного кредита.

30. Между гражданином - участником подпрограммы и исполнителем подпрограммы заключается соглашение, предусматривающее компенсацию гражданину - участнику подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по ипотечному жилищному кредиту, предоставляемому ему уполномоченным банком на приобретение жилого помещения. При этом гражданином - участником подпрограммы предъявляется исполнителю подпрограммы свидетельство о государственной регистрации права собственности гражданина - участника подпрограммы на жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных средств, предоставленных уполномоченным банком, и находящееся в залоге в обеспечение обязательств гражданина - участника подпрограммы по кредитному договору.

VII. Порядок взаимодействия участников реализации подпрограммы и оформления документов при строительстве индивидуального жилого дома с использованием жилищного или ипотечного жилищного кредита

 

31. Гражданин - потенциальный участник подпрограммы, прошедший предварительный отбор, представляет исполнителю подпрограммы помимо документов, указанных в пункте 15 настоящего положения, следующие документы:

документы, удостоверяющие право собственности, владения, пользования земельным участком;

разрешение на строительство дома;

объектную смету на строительство дома.

Кроме того:

1) в случае строительства жилого дома собственными силами заключение о степени готовности дома (в процентном отношении) и об оценке в уровне текущих цен стоимости строительства дома и стоимости, подлежащих выполнению работ для ввода дома в эксплуатацию, выданное юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности;

2) в случае строительства жилого дома подрядным способом:

договор подряда;

справку о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат по форме КС-3, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, и справку о степени готовности дома, выданную подрядчиком.

Государственная поддержка оказывается гражданину - участнику подпрограммы в строительстве индивидуального жилого дома, постоянно проживающему в населенном пункте, в котором осуществляется строительство дома, и строящийся жилой дом отвечает установленным санитарным и техническим требованиям и имеет степень благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта.

Кредитные средства предоставляются на условиях реализации подпрограммы при строительной готовности жилого дома не менее 30 процентов.

32. Представленные гражданином - участником подпрограммы документы согласно пункту 31 настоящего положения первоначально рассматриваются исполнителем подпрограммы и направляются в уполномоченный банк для определения возможности предоставления кредита и его параметров исходя из платежеспособности гражданина - участника подпрограммы и обеспечения обязательств по кредитному договору.

Уполномоченный банк уведомляет исполнителя подпрограммы о принятом решении по предоставлению гражданину - участнику подпрограммы кредита или о мотивированном отказе в его выдаче.

33. Оформляется кредитный договор между уполномоченным банком и гражданином - участником подпрограммы. Требования к обеспечению обязательств по кредитному договору устанавливаются уполномоченным банком исходя из его кредитной политики.

34. Между гражданином - участником подпрограммы и исполнителем подпрограммы заключается соглашение, предусматривающее компенсацию гражданину - участнику подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по жилищному, ипотечному жилищному кредиту, предоставляемому ему уполномоченным банком на строительство жилого дома. При этом соглашением определяется срок завершения строительства жилого дома (не превышающий двух лет), а также должно содержаться указание, что в случае необеспечения ввода в эксплуатацию дома в определенный соглашением срок, компенсация части процентов по жилищному, ипотечному жилищному кредиту, осуществляемая в соответствии с подпрограммой за счет средств бюджета Республики Карелия, прекращается.

35. Свидетельство о государственной регистрации права собственности гражданина - участника подпрограммы на жилой дом, построенный с использованием кредитных средств, предоставленных уполномоченным банком, и находящееся в залоге в обеспечение обязательств гражданина - участника подпрограммы по кредитному договору, предъявляется гражданином - участником подпрограммы исполнителю подпрограммы в течение трех дней с момента осуществления государственной регистрации.

VIII. Порядок взаимодействия участников реализации подпрограммы и оформления документов при приобретении жилого помещения путем долевого участия в строительстве жилья или по договору купли-продажи с использованием ипотечного жилищного займа

 

36. Гражданин - потенциальный участник подпрограммы, прошедший предварительный отбор, самостоятельно или при содействии исполнителя подпрограммы осуществляет подбор жилого помещения, которое планирует приобрести с использованием ипотечного жилищного займа, предоставляемого уполномоченным займодавцем.

37. Представленные гражданином - участником подпрограммы документы согласно п.15 настоящего положения первоначально рассматриваются исполнителем подпрограммы и направляются уполномоченному займодавцу для определения возможности предоставления ипотечного жилищного займа и его параметров исходя из платежеспособности гражданина - участника подпрограммы.

Уполномоченный займодавец уведомляет исполнителя подпрограммы о принятом решении по предоставлению гражданину - участнику подпрограммы ипотечного жилищного займа или о мотивированном отказе в его выдаче.

38. Гражданин - участник подпрограммы заключает договор купли-продажи жилого помещения или договор долевого участия в строительстве жилья (иной договор, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме). Обязательным условием договора купли-продажи жилого помещения, договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) является указание, что его оплата производится за счет средств, предоставляемых гражданину - участнику подпрограммы по договору займа. Кроме того, в договоре купли-продажи жилого помещения, договоре долевого участия в строительстве жилья (ином договоре, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме) должен быть определен порядок уплаты разницы между ценой жилого помещения и суммой ипотечного жилищного займа.

39. После представления заключенного договора купли-продажи жилого помещения или договора долевого участия в строительстве жилья (иного договора, на основании которого у гражданина - участника подпрограммы возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме), оформленного в соответствии с п.38 настоящего положения, оформляется договор займа между уполномоченным займодавцем и гражданином - участником подпрограммы.

Перечень документов, оформляемых при заключении договора займа, и требования к ним определяются уполномоченным займодавцем.

40. Между гражданином - участником подпрограммы и исполнителем подпрограммы заключается соглашение, предусматривающее компенсацию гражданину - участнику подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по ипотечному жилищному займу, предоставленному ему уполномоченным займодавцем на строительство (приобретение) жилого помещения. При этом гражданином - участником подпрограммы предъявляется исполнителю подпрограммы свидетельство о государственной регистрации права собственности гражданина - участника подпрограммы на жилое помещение, построенное (приобретенное) с использованием заемных средств, предоставленных уполномоченным займодавцем, и обремененное залогом в обеспечение обязательств гражданина - участника подпрограммы по договору займа.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 82-П "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2006 г., N 6, ст.714


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Карелия от 23 августа 2011 г. N 210-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2009 г. N 300-П

Действие подпрограммы было приостановлено с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в части включения граждан в число участников подпрограммы


Постановление Правительства Республики Карелия от 16 июля 2009 г. N 166-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 8 июня 2009 г. N 121-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2008 г. N 280-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 31 марта 2008 г. N 76-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 20 февраля 2008 г. N 34-П


Постановление Правительства Республики Карелия от 31 января 2007 г. N 8-П