Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 1 июля 2003 г. N 262 р-П
В целях комплексного решения проблемы обеспечения доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2004-2010 годы":
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Жилище" на 2004-2010 годы (далее - Программа) и в установленном законодательством порядке представить ее на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия принять участие в ее финансировании за счет местных бюджетов и внебюджетных средств.
3. Контроль за выполнением Программы возложить на Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре.
Глава Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Петрозаводск
1 июля 2003 г.
N 262 р-П
Республиканская целевая программа
"Жилище" на 2004-2010 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 июля 2003 г. N 262 р-П)
Паспорт
республиканской целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Жилище" на 2004-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2002 года N 351 р-П |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре |
Разработчики Программы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия |
Цели и задачи Программы |
основная цель Программы - комплексное решение проблемы обеспечения доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем; основными задачами Программы являются: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемами государственных обязательств, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также оказание государственной поддержки гражданам со средним и низким уровнями доходов в улучшении жилищных условий, создание условий для увеличения объемов жилищного строительства в Республике Карелия, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения |
Сроки реализации Программы |
2004-2010 годы: 1-й этап - 2004 год; 2-й этап - 2005-2010 годы |
Перечень программ, подпрограмм и основных мероприятий, государственные заказчики |
программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия в 2003-2010 годах (государственный заказчик - Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре); подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий" на 2004-2010 годы (государственный заказчик - Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия); республиканская программа "Социальное развитие села до 2010 года" в части оказания государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия); республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы (государственный заказчик - Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре); осуществление мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"; осуществление мероприятий по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; осуществление мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; осуществление мероприятий по реализации Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (государственный заказчик - Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия) |
Объем и источники финансирования Программы |
Программа финансируется за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, местных бюджетов Республики Карелия (по согласованию) и внебюджетных источников. Финансовые затраты из бюджета Республики Карелия составят 217,12 млн. рублей, в том числе: 2004 год - 25,85 млн. рублей, 2005-2010 годы - 191,27 млн. рублей |
Исполнители Программы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, Министерство экономического развития Республики Карелия, государственные заказчики программ в составе Программы, органы местного самоуправления Республики Карелия (по согласованию), уполномоченные банки (по согласованию), предприятия строительного комплекса Республики Карелия |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация Программы должна обеспечить: переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 1592 семей; обеспечение жильем семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации: участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" - 946 семей; участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, - 31 семью; граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, - 45 семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 64 человека; создание системы государственной поддержки молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности, в улучшении их жилищных условий; создание механизма государственной поддержки развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия; снижение социальной напряженности в обществе; рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3-5 процентов в год; улучшение жилищных условий населения |
Период, основания и порядок корректировки Программы |
Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления Республики Карелия, участвующих в ее реализации. Предложения по корректировке Программы вносятся государственным заказчиком - координатором Программы |
Система организации контроля за реализацией Программы |
государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления в Республике Карелия, участвующие в ее реализации (по согласованию), ежеквартально к первому числу второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы обобщает указанные отчеты и информирует Правительство Республики Карелия по итогам года, с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы |
1. Введение
Программа направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках программы государственной поддержки граждан при строительстве и приобретении жилья, утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 5 апреля 1999 года N 175.
В результате реализации указанной программы за период 1999-2002 годы в Республике Карелия за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов сдано в эксплуатацию 54,5 тыс.кв.м общей площади жилья.
Объем инвестиций в жилищное строительство за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов составил 143,9 млн. рублей.
В рамках республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия выдано 20 ипотечных кредитов на общую сумму 3,25 млн. рублей и привлечено средств заемщиков - участников программы 7,0 млн. рублей.
Органами местного самоуправления в Республике Карелия на жилищное строительство для расселения ветхого и аварийного жилищных фондов направлено 6,3 млн. рублей.
Для индивидуальных застройщиков выделено 207,4 тыс.куб.м лесных ресурсов, отведено 2149 земельных участков для строительства жилья.
За счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставлено жилищных субсидий на сумму 14,1 млн. рублей, что позволило приобрести 55 квартир общей площадью 3,05 тыс.кв.м.
По федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" выдан 201 жилищный сертификат на сумму 57,89 млн. рублей, на которые приобретено 8,19 тыс.кв.м общей площади жилья.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами темпы решения жилищных проблем в республике недостаточны.
С целью реализации стоящих перед республикой задач в области обеспечения жильем населения в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2002 года N 351 р-П и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" разработана настоящая Программа.
Программа является основополагающим программным документом, отражающим участие бюджетных источников в решении жилищной проблемы в Республике Карелия.
2. Содержание проблемы
Жилищный фонд Республики Карелия по состоянию на 1 января 2002 года составляет 15291 тыс.кв.м общей площади, в том числе в городских поселениях - 11062 тыс.кв.м, в сельской местности - 4228 тыс.кв.м.
Структура жилищного фонда в разрезе форм собственности по статистическим данным:
частный жилищный фонд - 6890 тыс.кв.м,
муниципальный жилищный фонд - 7179 тыс.кв.м,
государственный фонд - 1222 тыс.кв.м.
Жилищное строительство в Республике Карелия характеризуется показателями, представленными в таблице N 1.
Таблица N 1
Показатели | 1995 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м |
179,4 | 65,6 | 67,9 | 62,5 | 78,4 | 69,1 |
В % к предыдущему году | 113,0 | 53,1 | 103,5 | 92,0 | 125,5 | 88,1 |
в том числе по формам собственности, тыс.кв.м: |
||||||
государственная | 45,7 | 7,8 | 14,2 | 10,9 | 14,8 | 3,6 |
муниципальная | 24,9 | 3,6 | 7,8 | 12,8 | 10,6 | 11,3 |
общественных организаций |
- | - | 0,6 | 0,1 | 0,0 | - |
частная | 69,2 | 50,2 | 31,6 | 36,6 | 46,2 | 51,5 |
из нее индивидуальное жилищное строительство |
10,6 | 33,1 | 26,0 | 19,3 | 30,7 | 31,5 |
смешанная российская | 38,2 | 3,7 | 13,7 | 0,5 | 6,4 | 2,7 |
смешанная с совместным российским и иностранным участием |
1,4 | 0,3 | - | 1,6 | 0,4 | - |
Из общего итога жилищно-строительные кооперативы, тыс.кв.м |
0,3 | - | - | - | 3,1 | 3,3 |
Удельный вес в общем вводе#, процентов: |
||||||
государственная | 25,5 | 12,0 | 21,0 | 17,5 | 18,9 | 5,1 |
муниципальная | 13,9 | 5,5 | 11,5 | 20,4 | 13,4 | 16,4 |
общественных организаций |
- | - | 0,8 | 0,2 | 0,0 | - |
частная | 38,5 | 76,5 | 46,5 | 58,6 | 58,9 | 74,6 |
из нее индивидуальное жилищное строительство |
5,9 | 50,5 | 38,3 | 30,8 | 39,2 | 45,6 |
смешанная российская | 21,3 | 5,6 | 20,2 | 0,8 | 8,3 | 3,9 |
смешанная с совместным российским и иностранным участием |
0,8 | 0,4 | - | 2,5 | 0,5 | - |
Из общего итога жилищно-строительные кооперативы, процентов |
0,2 | - | - | - | 4,0 | 4,8 |
Ввод в действие жилых домов в городах и поселках городского типа, тыс.кв.м |
157,8 | 43,5 | 53,6 | 49,9 | 64,1 | 57,3 |
Ввод в действие жилых домов в сельской местности, тыс.кв.м |
21,6 | 22,1 | 14,3 | 12,6 | 14,3 | 11,8 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения, кв.м |
228 | 85 | 88 | 82 | 103 | 91 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения в городах и поселках городского типа, кв.м |
272 | 76 | 95 | 89 | 114 | 102 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения в сельской местности, кв.м |
105 | 108 | 71 | 63 | 73 | 60 |
Динамика средней стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов по статистическим данным представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Показатель | 1995 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
В целом по республике по фактической стоимости для застройщика, рублей |
897 | 2745 | 3308 | 4808 | 5311 | 6854 |
За период с 1998 года по 2002 год объем жилищного строительства практически остается на постоянном уровне и составляет от 34,8 % до 43,7% к уровню 1995 года.
В указанный период получило более широкое развитие строительство индивидуального жилья, которое в большей части строится на селе.
В структуре жилищного строительства продолжается процесс увеличения доли ввода жилья предприятиями и организациями частной формы собственности при одновременном снижении доли государственного строительства.
С использованием бюджетных источников продолжается строительство жилья, хотя и более медленными темпами, для граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищной проблемы.
Недостаток инвестиций приводит к затягиванию сроков возведения начатых строительством домов или невозможности продолжения их строительства. При этом отмечается положительная тенденция сокращения объемов незавершенного жилищного строительства, к концу 2002 года по сравнению с 1995 годом они сократились в 2,7 раза.
Данные о жилых домах, находящихся в незавершенном строительстве, без учета индивидуального жилищного строительства и малых предприятий приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Показатель | 1995 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество домов - всего по республике, единиц |
442 | 265 | 265 | 175 | 143 | 133 |
в том числе по формам собственности: |
||||||
государственная | 125 | 60 | 56 | 41 | 24 | 30 |
муниципальная | 15 | 10 | 38 | 37 | 52 | 46 |
общественных организаций |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
частная | 114 | 47 | 58 | 33 | 27 | 24 |
смешанная российская | 176 | 144 | 106 | 58 | 34 | 25 |
смешанная с совместным российским и иностранным участием |
11 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Общая площадь домов - всего по республике, тыс.кв.м |
407,2 | 224,2 | 220,5 | 208,2 | 177,0 | 150,1 |
в том числе по формам собственности: |
||||||
государственная | 143,2 | 93,5 | 92,3 | 75,6 | 45,2 | 49,6 |
муниципальная | 19,9 | 12,7 | 39,4 | 33,7 | 31,5 | 24,5 |
общественных организаций |
12,6 | 8,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,6 |
частная | 143,1 | 26,3 | 18,3 | 29,8 | 32,8 | 25,9 |
смешанная российская | 86,2 | 79,9 | 57,8 | 53,4 | 44,1 | 39,0 |
смешанная с совместным российским и иностранным участием |
2,2 | 3,0 | 1,9 | 4,9 | 12,6 | 0,5 |
Средняя обеспеченность населения жильем по годам несколько характеризуется следующими показателями (кв.м площади жилья на увеличивается и одного жителя):
1995 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
18,1 | 18,9 | 19,1 | 19,8 | 20,0 | 20,2 |
По состоянию на 1 января 2002 года в органах местного самоуправления Республики Карелия зарегистрировано 33887 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в разрезе муниципальных образований, представлено в таблице N 4.
Таблица N 4
N п/п |
Город, район | Количество семей, состоящих на учете на 1 января 2002 года |
1 | 2 | 3 |
1. | г.Петрозаводск | 10266 |
2. | Калевальский национальный район | 121 |
3. | Медвежьегорский район | 1785 |
4. | Пудожский район | 1184 |
5. | Суоярвский район | 995 |
6. | г.Сегежа и Сегежский район | 2943 |
7. | Муезерский район | 356 |
8. | г.Костомукша | 425 |
9. | Прионежский район | 949 |
10. | Олонецкий район | 2238 |
11. | Кондопожский район | 1414 |
12. | Лахденпохский район | 1133 |
13. | Пряжинский район | 1042 |
14. | г.Сортавала | 2435 |
15. | г.Питкяранта и Питкярантский район | 916 |
16. | Лоухский район | 1422 |
17. | Беломорский район | 2461 |
18. | г.Кемь и Кемский район | 1563 |
19. | Вепсская национальная волость | 239 |
Всего по Республике Карелия | 33887 |
Остроту данной проблеме придает то, что возможности рационального перераспределения жилищного фонда и требуемые объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.
Депопуляционные тенденции нашего общества ставят в ранг приоритетных государственных проблем задачу обеспечения жильем молодых семей.
По состоянию на 1 января 2002 года в органах местного самоуправления Республики Карелия состоит на учете по улучшению жилищных условий 7171 молодая семья (18971 человек).
Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" одной из ключевых задач, определяющих в целом решение поставленной проблемы, ставит задачу оказания финансовой поддержки бюджетами всех уровней при строительстве (приобретении) жилья в сельской местности.
В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2002 года состоит в очереди 1090 граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и 231 семья участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф".
За последние годы сложилась и продолжает усугубляться проблема с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Карелия на учете состоит 300 человек данной категории.
По данным органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 2000 года в Республике Карелия насчитывается 100,92 тыс.кв.м общей площади домов, которые не подлежат восстановлению (аварийный фонд).
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, целесообразно организовать в рамках данной Программы так же, как это предусмотрено федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы.
Решение жилищной проблемы населения является одной из ключевых задач государственной политики. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживает рост жилищного строительства.
Реальный платежеспособный спрос со стороны населения на рынке недвижимости значительно ниже потенциального.
В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.
Соотношение темпов роста денежных доходов населения и индекса цен на жилье на первичном рынке в целом по республике за предыдущие два года составило 1,09, что свидетельствует о повышении доступности жилья и является положительной предпосылкой для развития ипотечного жилищного кредитования.
Главным методом осуществления жилищного строительства в настоящее время является долевое участие граждан в соинвестировании при строительстве жилых домов. Долевое участие граждан возникло и стало основным способом финансирования в связи со значительным прекращением бюджетного финансирования строительства жилых домов, а также из-за отсутствия других характерных для рыночной экономики финансовых ресурсов - кредитов банков, свободных средств страховых компаний и пенсионных фондов.
Усилия государства должны быть направлены на решение проблем, связанных с долевым строительством, снижением финансовых рисков дольщиков.
Учитывая, что вышеуказанные проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, необходимо использование при решении поставленных задач программно-целевого метода.
Объединение в республиканскую целевую программу программ, подпрограмм и мероприятий, касающихся решения жилищной проблемы, позволит в условиях ограниченных возможностей бюджета Республики Карелия осуществлять рациональное распределение бюджетных средств между программными мероприятиями и обеспечивать требуемое софинансирование средств, передаваемых из федерального бюджета на указанные цели.
Приоритетной формой участия бюджета Республики Карелия в решении жилищной проблемы является обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных действующим законодательством, и оказание поддержки в рамках реализации государственной политики иным категориям граждан в улучшении жилищных условий.
3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- в части выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан - в наиболее эффективной форме за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемами государственных обязательств;
- в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также оказание государственной поддержки гражданам со средним и низким уровнями доходов в улучшении жилищных условий за счет всех уровней бюджетов;
- в области жилищного строительства - создание условий для увеличения объемов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства.
Для решения основных задач необходимо осуществить:
- совершенствование форм государственного содействия населению в целях улучшения жилищных условий и формирование единых принципов и механизмов оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств;
- развитие как одноуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения банковских ресурсов, так и двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет продажи кредитов специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков;
- снижение за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья;
- рациональную систему градорегулирования и землепользования, стимулирующую привлечение частных инвестиций в жилищное строительство;
- обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;
- передачу не завершенных строительством объектов эффективным застройщикам в целях задействования данных объектов в обеспечении жильем отдельных категорий граждан;
- реформирование и перепрофилирование предприятий строительной отрасли, включая модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения;
- формирование последовательной налоговой политики, стимулирующей финансирование строительства жилья за счет кредитов банков и других кредитных организаций, но исключающей предоставление необоснованных налоговых льгот и освобождений для отдельных участников рынка жилья.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2004-2010 годов.
На первом этапе (2004 год) будет осуществляться:
- создание и развитие существующей нормативно-правовой базы для обеспечения реализации программ, подпрограмм и мероприятий в составе Программы;
- реализация программ, подпрограмм, включенных в состав Программы, и программных мероприятий.
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения программных мероприятий с учетом итогов реализации Программы;
- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
- продолжение реализации программ, подпрограмм и мероприятий, включенных в состав Программы.
5. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных расходов и других расходов за счет средств всех уровней бюджетов.
Системой программных мероприятий предусматривается реализация конкретных мероприятий по отдельным программам и подпрограммам, включенным в состав Программы, а также общих мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
Перечень основных мероприятий Программы, сроки их исполнения и ответственные исполнители мероприятий Программы представлены в таблице N 5.
Таблица N 5
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Создание и совершенствование нормативно-правового обеспечения, устанавливающего четкую регламентацию процедур предоставления жилья или прямой финансовой поддержки гражданам |
2004-2010 годы | государственные заказчики программ, подпрограмм в составе Программы, Министерство экономического развития Республики Карелия, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2. | Реализация мероприятий программ, подпрограмм, включенных в состав Программы |
2004-2010 годы | государственные заказчики и ответственные исполнители программ и подпрограмм в составе Программы |
3. | Создание организационной структуры на республиканском и местных уровнях для реализации программ, подпрограмм и мероприятий, включенных в состав Программы |
2004 год | государственные заказчики и ответственные исполнители программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. | Внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализаций программных мероприятий по всем направлениям |
1 квартал 2004 года |
государственные заказчики и ответственные исполнители программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5. | Формирование ежегодных заявок на получение средств из федерального бюджета для финансирования программ, подпрограмм и мероприятий, включенных в состав Программы |
2004-2010 годы (до 1 мая предшествующего года) |
государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. | Заключение договоров с государственными заказчиками федеральных программ и подпрограмм, включенных в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, о взаимодействии по реализации программных мероприятий |
ежегодно | государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы |
7. | Заключение соглашения о совместной деятельности по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" |
2004 год | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, Министерство экономического развития Республики Карелия |
8. | Привлечение Карельского отделения N 8628 ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" для реализации республиканской программы ипотечного кредитования |
2004 год | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре |
9. | Создание единого реестра жилых зданий, не завершенных строительством, приостановленных или законсервированных |
2004 год | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, органы местного самоуправления (по согласованию) |
10. | Осуществление государственного контроля за реализацией градостроительной политики на территории Республики Карелия |
2004-2010 годы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре |
11. | Осуществление государственного надзора и контроля за строительством, реконструкцией и расширением зданий и сооружений |
2004-2010 годы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, органы местного самоуправления (по согласованию) |
12. | Разработка и внедрение новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве на территории Республики Карелия |
2004 год | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре |
13. | Проведение информационно- разъяснительной работы среди населения через средства массовой информации, организацию выставок, конференций, семинаров |
2004-2010 годы | государственные заказчики программ и подпрограмм, включенных в состав Программы |
14. | Выделение индивидуальным застройщикам лесных ресурсов для строительства и ремонта жилья |
2004-2010 годы | органы местного самоуправления (по согласованию) |
15. | Создание системы мониторинга эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы |
2004 год | государственные заказчики программ и подпрограмм, включенных в состав Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
16. | Содействие реализации демонстрационных проектов по выполнению программных мероприятий |
2004-2010 годы | государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
17. | Подготовка и выделение земельных участков для жилищной застройки |
2004-2010 годы | органы местного самоуправления (по согласованию) |
18. | Проведение мониторинга спроса структуры и технических характеристик жилья, создание информационной системы предложений на первичном рынке жилья |
2004-2010 года | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, органы местного самоуправления (по согласованию) |
19. | Организация выставок проектов индивидуальных жилых домов для строительства с учетом местных природных условий и национально-бытовых традиций |
2004-2010 годы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, органы местного самоуправления (по согласованию) |
20. | Продвижение современных эффективных и энергосберегающих архитектурно-строительных систем и градостроительных решений |
2004-2010 годы | Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, органы местного самоуправления (по согласованию) |
21. | Активизация деятельности страховых компаний на рынке страхования недвижимости, а также снижение рисков, возникающих при совершении гражданско-правовых сделок в процессе реализации программ и мероприятий, включенных в состав Программы |
2004-2005 годы | государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации программ, подпрограмм и мероприятий в составе Программы предусматривается использование бюджетных ресурсов всех уровней: федерального, бюджета Республики Карелия, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Общий объем финансирования Программы за весь период ее реализации составляет в ценах 2002 года - 1576,86 млн. рублей,
в том числе:
средства, передаваемые из федерального бюджета - 805,03 млн. рублей;
средства бюджета Республики Карелия - 217,12 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 167,81 млн. рублей (по согласованию);
внебюджетные источники - 386,90 млн. рублей.
Общий объем средств на реализацию программ, подпрограмм и мероприятий в составе Программы представлен в таблице N 6.
Таблица N 6
(млн. рублей)
Наименование программ и мероприятий, источники финансирования |
Финансовые средства |
В том числе | |
2004 год | 2005-2010 годы | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия в 2003-2010 годах, всего |
590,5 | 60,00 | 530,5 |
в том числе: | |||
средства, передаваемые из федерального бюджета |
183,0 | 16,0 | 167,0 |
средства бюджета Республики Карелия | 78,0 | 8,0 | 70,0 |
средства местных бюджетов (по согласованию) |
146,8 | 12,3 | 134,5 |
внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения) |
182,7 | 23,7 | 159,0 |
Подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на 2004-2010 годы", всего |
119,0 | 13,0 | 106,0 |
в том числе: | |||
средства, передаваемые из федерального бюджета |
60,0 | 6,0 | 54,0 |
средства бюджета Республики Карелия | 14,0 | 2,0 | 12,0 |
средства местных бюджетов (по согласованию) |
9,0 | 1,0 | 8,0 |
внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения) |
36,0 | 4,0 | 32,0 |
Республиканская программа "Социальное развитие села до 2010 года", всего |
312,8 | 39,7 | 273,1 |
в том числе: | |||
средства, передаваемые из федерального бюджета |
67,7 | 8,5 | 59,2 |
средства бюджета Республики Карелия | 67,7 | 8,5 | 59,2 |
средства местных бюджетов (по согласованию) |
9,2 | 0,5 | 8,7 |
внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения) |
168,2 | 22,2 | 146 |
Республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы, всего |
35 | 5 | 30 |
в том числе средства бюджета Республики Карелия |
35 | 5 | 30 |
Мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", всего |
458,8 | 67,9 | 390,9 |
в том числе средства, предоставляемые из федерального бюджета |
458,8 | 67,9 | 390,9 |
Мероприятия по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы, всего |
16,46 | 1,3 | 15,16 |
в том числе: | |||
средства, передаваемые из федерального бюджета |
8,23 | 0,65 | 7,58 |
средства бюджета Республики Карелия | 5,42 | 0,35 | 5,07 |
средства местных бюджетов (по согласованию) |
2,81 | 0,30 | 2,51 |
Мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", всего |
27,3 | 3,7 | 23,6 |
в том числе средства, передаваемые из федерального бюджета |
27,3 | 3,7 | 23,6 |
Мероприятия по реализации Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", всего |
17,0 | 2,0 | 15,0 |
в том числе средства бюджета Республики Карелия |
17,0 | 2,0 | 15,0 |
Общий объем финансирования Программы | 1576,86 | 192,60 | 1384,26 |
в том числе: | |||
средства, передаваемые из федерального бюджета |
805,03 | 102,75 | 702,28 |
средства бюджета Республики Карелия | 217,12 | 25,85 | 191,27 |
средства местных бюджетов (по согласованию) |
167,81 | 14,1 | 153,71 |
внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения) |
386,9 | 49,9 | 337 |
Объемы финансирования программ, подпрограмм и мероприятий в составе Программы за счет средств федерального бюджета приняты в соответствии с:
контрольными цифрами финансирования по Республике Карелия подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
распределением по субъектам Российской Федерации средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
ежегодными графиками выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты";
планируемыми объемами софинансирования из федерального бюджета реализации программ и подпрограмм в составе Программы.
Объемы приобретения и (или строительства) жилья за счет средств федерального бюджета устанавливаются ежегодно на основании доведенных лимитов государственных капитальных вложений на соответствующий год.
Средства бюджета Республики Карелия, направляемые на финансирование Программы, предусматриваются законом Республики Карелия о республиканском бюджете на соответствующий год.
Объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Карелия на соответствующий год.
Объемы финансирования Программы за счет средств местных бюджетов приняты на основании предложений органов местного самоуправления.
Средства предприятий и граждан привлекаются для реализации мероприятий Программы на добровольной основе. Объемы указанных средств уточняются по их фактическому поступлению.
7. Ожидаемые результаты обеспечения жильем граждан по соответствующим программам, подпрограммам и мероприятиям в составе республиканской целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы за счет всех источников финансирования
Таблица N 7
Наименование программ и мероприятий | Количество семей |
В том числе | |
2004 год | 2005-2010 годы | ||
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия в 2003-2010 годах |
1592 | 64 | 1528 |
Подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий" на 2004-2010 годы |
257 | 30 | 227 |
Республиканская программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
615 | 78 | 537 |
Республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы |
380 | 54 | 326 |
Мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" |
946 | 140 | 806 |
Мероприятия по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы |
31 | 3 | 28 |
Мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" |
45 | 6 | 39 |
Мероприятия по реализации Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
64 | 8 | 56 |
Всего | 3930 | 383 | 3547 |
8. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом выполнения Программы, эффективностью включенных в ее состав мероприятий
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - координатором Программы, органами исполнительной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления Республики Карелия (по согласованию).
Задачи государственного заказчика - координатора Программы:
формирование совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия нормативно-правового обеспечения программных мероприятий в пределах компетенции субъекта Российской Федерации;
разработка и поддержание совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия эффективных направлений использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия для достижения целей Программы;
внесение совместно с государственными заказчиками программ и подпрограмм в составе Программы предложений по ежегодному бюджетному финансированию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия;
участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования;
проведение совместно с органами исполнительной власти Республики Карелия преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта и координации намеченных мероприятий;
проведение ежегодного анализа целевого использования средств, выделенных из федерального и республиканского бюджетов, составление ежегодного отчета о ходе реализации Программы в целом.
Задачи органов местного самоуправления:
создание и совершенствование необходимой для реализации программных мероприятий нормативно-правовой базы, соответствующей утвержденной на уровне Российской Федерации и Республики Карелия;
софинансирование программ, подпрограмм и мероприятий в составе Программы, предусматривающих участие местных бюджетов;
реализация основных мероприятий, предусмотренных программами и подпрограммами в составе Программы и относящихся к компетенции органов местного самоуправления;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
представление отчетности по выполнению программных мероприятий в установленные сроки.
Государственные заказчики и ответственные исполнители программ и подпрограмм в составе Программы, органы местного самоуправления в Республике Карелия, участвующие в ее реализации (по согласованию), ежеквартально к первому числу второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о ходе реализации Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы обобщает указанные отчеты и информирует Правительство Республики Карелия по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы.
В целях уточнения или корректировки поставленных Программой задач оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производится на основе системы индикаторов, принятых федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечивающих мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период.
Система индикаторов оценки реализации Программы представлена в таблице N 8.
Таблица N 8
Предмет оценки | Индикаторы |
1 | 2 |
1. Обеспечение доступности жилья Доступность приобретения жилья |
отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (общая площадь 54 кв.м) к среднему совокупному доходу семьи из трех человек |
Доступность социального жилья |
количество граждан, имеющих право на получение социального жилья, время ожидания в очереди |
Эффективность функционирования рынка жилья |
доля жилья, вовлеченного в сделки на рынке жилья в течение года, в общем объеме частного жилищного фонда |
Развитие системы субсидий на приобретение жилья |
количество выданных субсидий на приобретение жилья на 1000 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий |
Развитие ипотечного жилищного кредитования |
общее количество выданных ипотечных кредитов, количество выданных ипотечных кредитов на 10000 человек |
2. Жилищное строительство Объем ввода жилья и реконструкции жилищного фонда |
динамика ввода жилья и реконструкции жилищного фонда (абсолютные и относительные показатели) |
Инвестиции в жилищное строительство |
объем инвестиций в жилищное строительство на 1000 жителей; общий объем кредитов, выданных застройщикам, доля жилья, построенного за счет кредитных ресурсов, в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию |
Открытые торги на получение долгосрочных прав на земельные участки |
количество проведенных торгов |
Конкурсный отбор строительных организаций и предприятий-поставщиков |
количество проведенных торгов |
Демонополизация в строительном комплексе |
доля жилья, построенного в текущем году пятью крупнейшими подрядчиками, в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию |
Перепрофилирование или модернизация производств |
перечень предприятий, на которых были произведены модернизация производства и перепрофилирование для выпуска новой продукции |
3. Текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Объем выполнения государственных обязательств |
доля граждан, улучшивших жилищные условия, в общем количестве граждан, имеющих право на поддержку за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия, по отдельным категориям граждан |
Эффективность выполнения государственных обязательств |
удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя субсидий по отдельным категориям граждан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 1 июля 2003 г. N 262 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2003 г., N 7 (2), ст.881
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2008 г. N 538 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 21 мая 2008 г. N 211 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20 февраля 2008 г. N 69 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 г. N 177 р-П (в редакции постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 г. N 2559-III ЗС)