18 марта 1994 г.
I. Общие положения
Статья 1. Выборы Председателя Правительства Республики Карелия
Председатель Правительства Республики Карелия избирается всем населением республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Председателем Правительства Республики Карелия может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся ранее на эту должность дважды подряд.
Статья 2. Всеобщее избирательное право
Выборы Председателя Правительства Республики Карелия являются всеобщими: право избирать имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на территории республики.
Военнослужащие срочной службы, кроме граждан, проживавших до призыва в Республике Карелия, в выборах не участвуют.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии запрещаются.
Статья 3. Равное избирательное право
Выборы Председателя Правительства Республики Карелия являются равными: каждый избиратель имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 4. Прямое избирательное право
Выборы являются прямыми: Председатель Правительства избирается гражданами непосредственно.
Статья 5. Тайное голосование
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями
Проведение выборов Председателя Правительства Республики Карелия возлагается на избирательные комиссии.
Избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим законом, независимы от государственных органов.
Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.
Полномочия избирательных комиссий по выборам Председателя Правительства республики могут возлагаться, в случае проведения в эти же сроки выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, иных выборов, на соответствующие комиссии решением высшего законодательного органа республики.
Статья 7. Дата проведения выборов Председателя Правительства Республики Карелия
Выборы Председателя Правительства Республики Карелия проводятся в третье воскресенье марта каждые четыре года.
Законодательным Собранием в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Карелия, может быть принято решение о досрочных выборах. В этом случае выборы назначаются не позднее, чем за три месяца до голосования. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
Первые выборы Председателя Правительства Республики Карелия проводятся 17 апреля 1994 года.
Статья 8. Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов в Председатели Правительства Республики Карелия принадлежит избирательным объединениям, их блокам, группам избирателей численностью не менее 100 человек.
Избирательными объединениями являются республиканские политические партии, общественные организации и движения, карельские республиканские отделения общефедеральных партий, общественных организаций и движений, уставы которых предусматривают участие в выборах и зарегистрированы в установленном законом порядке.
Избирательными блоками являются избирательные объединения, выступающие с единым кандидатом в Председатели Правительства республики и единой предвыборной программой.
Избирательное объединение может входить не более чем в один избирательный блок.
Статья 9. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов Председателя Правительства Республики Карелия осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия, а также сумм поступающих от кандидатов в качестве залога.
Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.
Запрещается какое-либо прямое или косвенное участие зарубежных организаций и частных лиц в финансировании и иной материальной и технической помощи избирательной кампании кандидатов в Председатели Правительства Республики Карелия.
II. Избирательные участки
Статья 10. Образование избирательных участков
Избирательные участки образуются не позднее, чем за 50 дней до дня выборов решениями глав местного самоуправления (глав администраций) из расчета от 20 до 3000 избирателей на один участок.
Избирательные участки образуются с учетом границ самоуправляющихся территорий.
Список избирательных участков с указанием адресов избирательных комиссий публикуется главой местного самоуправления (главой администрации) в местной печати в течение 5 дней после принятия решения об образовании избирательных участков.
Статья 11. Списки избирателей
Глава местного самоуправления (местной администрации) обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.
В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного участка.
Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Списки избирателей по избирательным участкам, образуемым на судах, находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов.
Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.
Статья 12. Ознакомление граждан со списком избирателей
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано не позднее, чем за 5 дней до выборов в районный (городской) суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) суда окончательно. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией. Заявление о неправильностях в списке, поданное накануне или в день выборов, рассматривается участковой избирательной комиссией немедленно. По итогам рассмотрения заявления участковая избирательная комиссия вносит необходимые исправления в список либо выдает заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления, которое может быть обжаловано в суд.
Статья 13. Дополнительный список избирателей
Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, либо в силу других обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются в день выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта или иного удостоверения личности с отметкой о проживании в данной местности в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их постоянного проживания.
Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
III. Избирательные комиссии
Статья 14. Система избирательных комиссий
Для проведения выборов Председателя Правительства Республики Карелия образуются избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия по выборам Председателя Правительства Республики Карелия;
территориальные избирательные комиссии по выборам Председателя Правительства республики в границах самоуправляющихся территорий (административно-территориальных единиц);
участковые избирательные комиссии.
Статья 15. Формирование Центральной избирательной комиссии по выборам Председателя Правительства
Центральная избирательная комиссия по выборам Председателя Правительства Республики Карелия формируется в составе Председателя и 14 членов комиссии не позднее 80 дней до выборов Председателя Правительства.
Председатель и члены Центральной избирательной комиссии утверждаются законодательным органом Республики Карелия по представлению Председателей Палат Законодательного Собрания Республики Карелия.
При проведении досрочных выборов Председателя Правительства полномочия Центральной избирательной комиссии могут возлагаться на Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.
Статья 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам Председателя Правительства
Центральная избирательная комиссия по выборам Председателя Правительства Республики Карелия:
1) осуществляет контроль за соблюдением законодательства при проведении выборов, дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;
2) руководит работой территориальных избирательных комиссий;
3) распределяет денежные средства, выделенные из республиканского Республики Карелия бюджета на проведение выборов, контролирует их целевое использование;
4) контролирует обеспечение территориальных избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
5) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, образцы избирательных ящиков (урн) для голосования, печатей избирательных комиссий и порядок их хранения;
6) регистрирует кандидатов в Председатели Правительства Республики Карелия и выдает им свидетельства о регистрации;
7) подводит итоги выборов, регистрирует избранного Председателя Правительства республики, публикует в печати сообщение об итогах выборов;
8) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
9) рассматривает заявления и жалобы на действия территориальных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Формирование территориальных избирательных комиссий в границах самоуправляющихся территорий
Территориальные избирательные комиссии формируются в самоуправляющихся территориях не позднее, чем за 70 дней до выборов в составе председателя и 7-10 членов.
Председатель и члены комиссии утверждаются Центральной избирательной комиссией по представлению соответствующего главы местного самоуправления (главы соответствующей администрации).
Срок полномочий территориальных избирательных комиссий заканчивается после признания выборов (повторных выборов) Председателя Правительства Республики Карелия состоявшимися.
Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;
2) организует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
3) контролирует составление списков избирателей;
4) устанавливает и публикует результаты выборов на своей территории, передает их в Центральную избирательную комиссию;
5) организует проведение повторных выборов;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 19. Формирование участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия формируется в составе председателя и 5-19 членов не позднее, чем за 50 дней до выборов.
Председатель и члены комиссии утверждаются территориальной избирательной комиссией по представлению главы местного самоуправления (главы администрации) соответствующей территории.
Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий территориальных избирательных комиссий.
Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) на основании данных, представленных главой местного самоуправления (главой администрации), составляет список избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
4) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков (урн) и другого избирательного оборудования;
5) организует на избирательном участке голосование в день выборов (повторных выборов);
6) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную избирательную комиссию;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 21. Организация работы избирательных комиссий
Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Решение о формировании избирательной комиссии и постановление избирательной комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей.
Заседания избирательной комиссии являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии открытым голосованием.
Заседания избирательной комиссии проводятся гласно с участием представителей средств массовой информации и общественных объединений, доверенных лиц кандидата.
Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
Председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением заработной платы не ниже средней по основному месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Размер оплаты устанавливается Центральной избирательной комиссией.
Помещения для работы избирательных комиссий выделяются соответствующими органами государственного управления и местного самоуправления.
Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.
IV. Выдвижение и регистрация кандидатов в Председатели Правительства Республики
Статья 22. Ограничения для кандидатов в Председатели Правительства
Кандидатом в Председатели Правительства Республики Карелия может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не моложе на день голосования 35 и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся ранее дважды подряд на эту должность.
В случаях занятия кандидатами в Председатели Правительства должностей, пребывание в которых Конституцией Республики Карелия определено несовместимым со статусом Председателя Правительства, они обязаны подать в Центральную избирательную комиссию письменное обязательство об оставлении такой должности в случае избрания Председателем Правительства республики.
При одновременном проведении выборов Председателя Правительства Республики Карелия, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия, а также в органы местного самоуправления кандидат в Председатели Правительства республики не может выдвигаться в указанные представительные органы и органы местного самоуправления.
Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата, а также влечет за собой признание избрания соответствующего лица недействительным.
Статья 23. Порядок выдвижения кандидатов в Председатели Правительства республики
Выдвижение кандидатов в Председатели Правительства республики начинается за 75 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.
Выдвижение кандидатов республиканскими политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующими на территории Республики Карелия, отделениями общефедеральных партий, общественных организаций и движений производится по решению собрания либо выборного органа этих избирательных объединений.
Выдвижение кандидатов группами избирателей производится на собраниях, о времени и месте проведения которых инициативные группы (комитеты) информируют Центральную избирательную комиссию не позднее чем за 3 суток до их проведения, с участием не менее 100 избирателей, постоянно проживающих в республике, что удостоверяется письменной регистрацией, а также с обязательным присутствием представителя Комиссии.
По решению общих собраний либо выборных органов политических партий, общественных организаций и движений могут создаваться избирательные блоки этих объединений. Это решение оформляется протоколом и направляется в Центральную избирательную комиссию. В этом же протоколе указывается орган, уполномоченный выдвигать кандидатов от блока избирательных объединений.
Избирательные объединения, образующие избирательные блоки, не могут самостоятельно выдвигать кандидатов.
Избирательные объединения или их блоки могут выдвинуть не более одного кандидата.
Избирательные объединения и их блоки могут выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами этих избирательных объединений или членами избирательных объединений, входящих в избирательный блок.
Законом Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/653 в статью 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в действие с момента принятия названного Закона
Статья 24. Порядок регистрации кандидатов в Председатели Правительства республики
Протокол по выдвижению кандидата в двух экземплярах представляется избирательными объединениями или их блоками, группами избирателей в Центральную избирательную комиссию.
Форма протокола устанавливается Центральной избирательной комиссией. Один экземпляр протокола, с отметкой о дате его поступления, остается в Центральной избирательной комиссии. Второй экземпляр, заверенный печатью Центральной избирательной комиссии и подписями ее председателя (заместителя) и секретаря, возвращается представившему протокол избирательному объединению или блоку, группе избирателей.
Для регистрации кандидата в Председатели Правительства республики избирательное объединение или его блок, группа избирателей должны собрать в поддержку выдвинутого кандидата подписи не менее пяти тысяч избирателей республики. При этом из указанного числа подписей на одну административную единицу республики должно приходиться не более двух тысяч подписей.
Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или удостоверения личности, а также уполномоченным представителем избирательного объединения или блока избирательных объединений, группы избирателей.
Кандидат в Председатели Правительства республики вносит на счет Центральной избирательной комиссии в качестве залога сумму, равную десяти минимальным размерам месячной оплаты труда. В случае снятия кандидатуры до выборов залог не возвращается.
Кандидаты в Председатели Правительства сдают подписные листы вместе с заявлением о согласии баллотироваться и документами, подтверждающими внесение залога, в Центральную избирательную комиссию, которая в течение 5 дней после сдачи подписных листов проверяет правильность оформления подписных листов, соответствие их требованиям настоящего Закона и выдает свидетельство о регистрации кандидата и его доверенных лиц.
Комиссия при установлении несоответствия сведений, указанных в подписном листе, вправе рассмотреть вопрос об отказе в регистрации или ее отмене.
Одновременно с представлением документов, указанных в части седьмой данной статьи, кандидат в Председатели Правительства республики представляет в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имущественном положении и декларацию о доходах за предыдущий перед выборами год.
Центральная избирательная комиссия информирует население о выдвинутых, а также зарегистрированных кандидатах и публикует представленные ими данные об имущественном положении и доходах.
Статья 25. Отмена решения о выдвижении кандидата в Председатели Правительства Республики Карелия
Избирательные объединения или их блоки, группы граждан, выдвинувшие кандидата в Председатели Правительства, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов, и представляется в Центральную избирательную комиссию.
Кандидат в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в Центральную избирательную комиссию.
Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты, а также о снятии кандидатом своей кандидатуры Центральная избирательная комиссия уведомляет население Республики Карелия.
Статья 26. Избирательный бюллетень
В избирательный бюллетень по выборам Председателя Правительства Республики Карелия включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Избирательные бюллетени печатаются на государственных языках Республики Карелия, а для избирательных участков в национальных административно-территориальных единицах также на языке, используемом на этой территории в делопроизводстве.
V. Права и обязанности кандидатов в Председатели Правительства Республики Карелия
Статья 27. Право кандидатов участвовать в предвыборной кампании
Кандидаты в Председатели Правительства с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
Работодатель обязан предоставить кандидату, по его желанию, неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за три предшествующие дате регистрации месяца, но в размере, не превышающем вознаграждение депутата государственного органа законодательной власти Республики Карелия, работающего на постоянной основе, ежемесячно выплачивается кандидату Центральной избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеет право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта) на всей территории Республики Карелия.
Кандидат в Председатели Правительства не может быть членом избирательных комиссий.
Если кандидатом выдвинуто должностное лицо органов государственной власти и управления или местного самоуправления (руководители этих органов и их заместители, руководители и заместители структурных подразделений этих органов), он обязан временно оставить занимаемую должность с момента регистрации в качестве кандидата до опубликования результатов выборов. В этом случае кандидату предоставляются гарантии по возвращению на прежнее место работы в соответствии с законодательством.
Статья 28. Неприкосновенность кандидата в Председатели Правительства
Кандидат в Председатели Правительства республики пользуется неприкосновенностью.
На кандидата в Председатели Правительства не могут быть наложены административные взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Уголовное дело в отношении кандидата может быть возбуждено только Прокурором Республики Карелия или лицом, исполняющим его обязанности. О возбуждении уголовного дела немедленно извещается Центральная избирательная комиссия.
Кандидат ни при каких условиях не может быть арестован, задержан, а равно принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Неприкосновенность кандидата распространяется также на занимаемые им помещения (жилые и рабочие), используемый транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Статья 29. Доверенные лица кандидатов
Кандидат в Председатели Правительства может иметь до 18 доверенных лиц, которые ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата.
Кандидат определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в Центральную избирательную комиссию. Комиссия после регистрации доверенных лиц кандидата выдает им удостоверения. Кандидат несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.
Доверенные лица кандидатов не могут быть членами избирательных комиссий и на весь период с момента регистрации в качестве доверенных лиц и до момента опубликования результатов выборов обязаны временно оставить должности, если они связаны с работой в органах власти и управления, местного самоуправления.
Работодатель по обращению кандидата обязан предоставить его доверенному лицу неоплачиваемый отпуск с момента регистрации в качестве доверенного лица до момента опубликования результатов выборов.
Оплата работы доверенных лиц производится из средств, выделенных из бюджета Республики Карелия на проведение выборов, и средств избирательных фондов. Бюджетные средства, выделяемые кандидатам на эти цели, распределяются между ними в равных долях.
VI. Предвыборная агитация
Статья 30. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане, общественные объединения и их блоки вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
Участие государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.
Статья 31. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Статья 32. Предвыборная агитация через средства массовой информации
В течение 10 дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в Председатели Правительства.
Кандидат имеет право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию. Порядок выступлений кандидатов по телевидению и радиовещанию и их продолжительность устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Карелия и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях.
Статья 33. Выпуск агитационных печатных материалов
Избирательные объединения и их блоки, участвующие в выборах, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, тираж и место выпуска (печати). Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте с согласия его собственников, а также в специально отведенных для этого местах.
Не допускается вывешивание агитационных материалов в зданиях и помещениях органов государственной власти и управления, местного самоуправления, избирательных комиссий и участков.
Статья 34. Сроки проведения агитационной кампании
Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата.
Агитация запрещается в последние сутки перед выборами и в день выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
VII. Порядок финансирования выборов
Статья 35. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Карелия на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии не позднее 5 дней после ее формирования и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.
Избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Центральная избирательная комиссия представляет отчет о расходовании средств, указанных в части I настоящей статьи, не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов Законодательному Собранию Республики Карелия. Отчет должен быть официально опубликован Центральной избирательной комиссией в установленном законодательством Республики Карелия порядке.
Статья 36. Избирательные фонды кандидатов
Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию Центральной избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда, а отдельного юридического лица - 200 минимальных размеров оплаты труда.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам или уполномоченным ими лицам.
Кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью первой настоящей статьи, обязаны за 3 дня до дня выборов представить Центральной избирательной комиссии информацию об источниках и суммах поступивших средств и прекратить операции по счетам.
Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет в учреждении Сберегательного банка Республики Карелия, который кандидат после регистрации открывает с разрешения Центральной избирательной комиссии.
Кандидат в Председатели Правительства Республики Карелия на предвыборную агитацию (кампанию) может использовать из всех источников сумму, не превышающую 2000-кратную установленного минимального размера месячной оплаты труда.
Кандидаты обязаны представить в Центральную избирательную комиссию через 10 дней после дня выборов финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия. Указанные отчеты должны быть переданы Центральной избирательной комиссией в средства массовой информации.
Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном сумме, которая была выделена Центральной избирательной комиссией кандидату, после завершения выборов направляются в республиканский бюджет Республики Карелия.
VIII. Голосование и определение результатов выборов
Статья 38. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрацией соответствующего органа местного самоуправления. Оплата и возмещение затрат на аренду помещений для голосования производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Охрана помещений избирательных комиссий с момента получения ими бюллетеней для голосования до момента окончания деятельности участковой избирательной комиссии обеспечивается органами внутренних дел.
Статья 39. Изготовление избирательных бюллетеней и обеспечение ими участковых избирательных комиссий
Избирательные бюллетени для выборов печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии и пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от территориальных избирательных комиссий не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, должно превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей не более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии, а при ее отсутствии подписи двух членов комиссии.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые бюллетени.
Статья 40. Порядок досрочного голосования
В случае выбытия избирателя начиная с 15 дней до дня выборов из места своего постоянного жительства и его отсутствия в день выборов в республике допускается досрочное голосование.
Досрочное голосование проводится в помещении территориальной (с 15 по 4 день до выборов) или участковой (с 3 по 1 день до выборов) избирательной комиссии. Если избиратель голосует досрочно, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух членов этой комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом. Если избиратель проголосовал досрочно в участковой избирательной комиссии, он расписывается в списке избирателей.
Порядок получения избирательных бюллетеней и условия голосования должны соответствовать процедуре голосования в день выборов.
Статья 41. Голосование в день выборов
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее установленного времени с разрешения территориальной избирательной комиссии.
В день выборов, в 8 часов утра, председатель каждой участковой избирательной комиссии:
- объявляет о начале голосования;
- предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются;
- оглашает число конвертов с досрочно заполненными бюллетенями, которое заносится в протокол участковой избирательной комиссии, вскрывает конверты и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики.
Только после этого избиратели приглашаются получить избирательные бюллетени.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего удостоверения личности или паспорта и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявленного им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении им бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, но в этом случае не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица обязательно указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе, с разрешения участковой избирательной комиссии, пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае член участковой избирательной комиссии, выезжающий по заявлениям, получает под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательного участка, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. При этом в основном списке делается запись о перенесении данных фамилий в дополнительный список.
В качестве наблюдателей в день голосования на избирательных участках могут присутствовать представители кандидатов в Председатели Правительства республики, представители политических партий, общественных организаций и движений, которые не позднее чем за один день до выборов должны зарегистрироваться в участковой избирательной комиссии. Основанием для регистрации является заявление кандидата либо решение руководящего органа политической партии, общественной организации или движения. Вмешательство наблюдателей в работу избирательных комиссий не допускается.
Статья 42. Заполнение бюллетеней для голосования
В бюллетене для голосования за кандидатов в Председатели Правительства избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов".
Избиратель имеет право проголосовать только за одного кандидата.
Статья 43. Подсчет голосов на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателей, в частности, в которых крест или иной знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования, в котором указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число полученных от территориальной избирательной комиссии бюллетеней;
число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, опущенных в избирательный ящик после вскрытия конвертов досрочно проголосовавших граждан;
число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;
число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
в) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
г) число голосов, поданных против всех кандидатов;
д) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу письменно оформленное обоснование.
Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии остается в комиссии, а второй экземпляр вместе с отпечатанными избирательными бюллетенями не позднее суток после окончания подсчета голосов передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Статья 44. Подведение итогов голосования территориальной избирательной комиссией
Территориальная избирательная комиссия на основе протоколов участковых избирательных комиссий составляет протокол по форме, установленной для участковых избирательных комиссий.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу письменно оформленное обоснование.
Один экземпляр протокола с приложением письменно оформленных обоснований особого мнения членов участковых и территориальных избирательных комиссий направляется в Центральную избирательную комиссию не позднее суток после подведения итогов голосования территориальной избирательной комиссией.
После прекращения деятельности территориальных избирательных комиссий сохранность избирательной документации возлагается на Центральную избирательную комиссию.
Законом Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/653 в статью 45 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в действие с момента принятия названного Закона
Статья 45. Установление общих итогов выборов
На основании протоколов территориальных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия не позднее 10 дней по их получении определяет общие итоги выборов.
Избранным считается кандидат, получивший на выборах наибольшее, относительно других кандидатов, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии признания выборов состоявшимися.
Выборы признаются несостоявшимися в случае, если большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов, либо в них приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей.
В случае признания выборов несостоявшимися Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы. Сроки избирательных действий могут быть при этом сокращены, но не более чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 46. Регистрация избранного Председателя Правительства
Центральная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного Председателем Правительства Республики Карелия. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный Председателем Правительства республики, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в Комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом Председателя Правительства.
Центральная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее, чем через 5 дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов, а регистрацию избранного и выдачу ему удостоверения об избрании производит после выполнения им условий, установленных частью первой настоящей статьи.
Статья 47. Разрешение жалоб и споров
Избирательные объединения и их блоки, любой гражданин, обладающий в соответствии с Конституцией Республики Карелия и настоящим Законом избирательным правом, могут до официального вступления Председателя Правительства Республики Карелия в должность (принятия им Присяги) обжаловать действия и решения избирательных комиссий в суде в установленном законом порядке.
Председатель Верховного
Совета Республики Карелия |
В.Степанов |
г.Петрозаводск
18 января 1994 г.
N XII-23/613
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Карелия от 18 января 1994 г. N XII-23/613 "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия"
Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховного Совета Республики Карелия от 14 апреля 1994 г. N 3-4
Законом Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N 577-ЗРК настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Карелия от 22 июля 1997 г. N 214-ЗРК
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 18 марта 1994 г. N XII-24/653
Изменения вступают в действие с момента принятия названного Закона