20 февраля 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года.
2. Определить, что финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования в 2013 году в сумме 10644 тысячи рублей является расходным обязательством Республики Карелия.
3. Определить Министерство образования Республики Карелия органом, уполномоченным на взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по вопросу предоставления субсидий бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования.
Глава |
А.П. Худилайнен |
Комплекс мер
по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 22 марта 2013 г. N 104-П)
20 февраля 2014 г.
Целью Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Карелия (далее - Комплекс мер) на 2013 год и на период до 2020 года является модернизация республиканской системы общего образования, муниципальных систем общего образования, формирование моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
Основными задачами Комплекса мер являются:
повышение заработной платы педагогических работников общего образования;
поэтапный переход на федеральный государственный стандарт общего образования (далее - ФГОС);
обеспечение современных качественных условий обучения, в том числе и через развитие материально-технической базы школ;
обеспечение доступности качественного образования, в том числе и через развитие системы дистанционного обучения в общем образовании;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;
привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений, всех участников образовательного процесса;
принятие мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
1. Анализ реализации Комплекса мер за 2011-2012 годы
В 2011-2012 годах реализация Комплекса мер была направлена на внедрение новой модели образования на уровне общего образования. Приоритетами данной модели стали обеспечение доступности образовательных услуг и обновление содержания образования.
Реализация проводилась через выполнение основных функций управления и обеспечение функционирования республиканской системы образования, включая реализацию региональных программ и проектов.
В рамках первого приоритета осуществлялись меры по:
улучшению качества условий организации образовательного процесса;
повышению доступности обучающихся к современному оборудованию;
внедрению дистанционного обучения как средства для расширения доступа к качественному образованию;
установлению финансовых механизмов доступности образования - пересмотр нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
поддержке детей, нуждающихся в особом образовании (одаренных, детей с ограниченными возможностями, мигрантов).
Результатом достижения данного приоритета является повышение качества образовательных услуг и условий организации образовательного процесса.
В целях комплексности решения проблем и эффективности использования финансовых средств мероприятия были направлены на устранение нарушений по требованиям надзорных органов, необходимость создания условий для повсеместного введения и реализации ФГОС, внедрения технологии дистанционного обучения. Это позволило значительно повысить качество условий организации образовательного процесса, укрепить материально-техническую и учебную базу образовательных учреждений.
Так, по данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" (http://www.kpmo.ru), в республике наблюдается положительная динамика по доле обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования). В 2010 году доля образовательных учреждений, которыми предоставлены все основные виды современных условий обучения, составила 85,1%, в 2011 году - 86,6%, в 2012 году - 90,1%. Положительная динамика с начала реализации проекта составила 5 процентных пунктов.
В рамках второго приоритета осуществлялись меры по:
реализации ФГОС в плановом и экспериментальном режиме;
обеспечению профессионального роста учителей и руководителей - повышение квалификации, в том числе через организацию стажировок;
разработке и внедрению персонифицированной модели повышения квалификации;
реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (развитие сети демонстрационных площадок лучших региональных практик, их обобщение и распространение);
созданию возможностей для реализации гибких образовательных программ;
совершенствованию организационно-финансовых механизмов;
совершенствованию сети базовых школ, сети ресурсных центров образования школьных округов;
совершенствованию новой модели аттестации педагогических работников;
расширению участия населения в деятельности образовательных учреждений;
повышению удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса.
В декабре 2012 года государственным автономным учреждением Республики Карелия "Центр оценки качества образования" проведен опрос руководителей общеобразовательных учреждений и начальников управлений образования в муниципальных образованиях по оценке эффективности использования в образовательном процессе поставляемого оборудования и проведения других мероприятий в рамках Комплекса мер.
В анкетировании приняли участие руководители 200 образовательных учреждений, что составило 90,4% от их общего числа. Удовлетворенность учителей ростом благосостояния отметили 81% руководителей образовательных учреждений. Повышение престижа профессии учителя отмечено 23% респондентов, повышение самооценки учителя - 45%.
Основными институциональными результатами реализации проекта модернизации общего образования в 2011-2012 годах стали:
1. Новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование являются нормативно устойчивыми механизмами. Мероприятия по их совершенствованию осуществляются в плановом режиме. Так, в 2012 году усовершенствована методика определения общего объема и распределения по муниципальным образованиям субвенций на общее образование, установлены региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия в сфере общего образования (Закон Республики Карелия от 1 ноября 2012 года N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия", постановление Правительства Республики Карелия от 21 августа 2012 года N 262-П "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений"). Меры по усовершенствованию межбюджетных отношений, повышению оплаты труда работников образования позволили значительно увеличить общий объем субвенций на общее образование на 2012 год, который согласно Закону Республики Карелия от 26 ноября 2011 года N 1557-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" составил 3252,7 млн. рублей. Увеличение к предусмотренному общему объему субвенций на 2011 год составляет 377,6 млн. рублей (или 13,1%), основная часть указанных средств направлена на повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 915-ЗРК следует читать как "1 ноября 2005 года"
2. В 2012 году в Республике Карелия разработан проект положения о кредитно-модульной (накопительной) персонифицированной системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Данная модель предусматривает непрерывный характер повышения квалификации. Персонификация заключается в построении педагогом самостоятельно или с помощью тьютора индивидуальной образовательной программы, состоящей из учебных модулей. Освоение учебных модулей может происходить в разных формах, в том числе в форме стажировки, и на базе различных образовательных учреждений, имеющих соответствующую лицензию. Положение прошло общественную экспертизу, подготовлена "дорожная карта" внедрения на 2012-2013 годы. Запланирована апробация моделей центров компетенций и квалификаций.
3. По данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" за IV квартал 2012 года, в 94,7% образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, создан и действует орган государственно-общественного управления в различных формах. Внедрена система публичной отчетности учреждений. Работа ведется в тесном контакте с профсоюзной организацией, общественными некоммерческими организациями, профессиональными сообществами. Наблюдается расширение круга общественно активных школ.
4. По данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" за четвертый квартал 2012 года, в 97,3% образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, имеются официальные сайты в информационно-коммуникационной сети "Интернет". За период 2011-2012 годов основное внимание уделялось регулярности обновления информации на сайтах учреждений. Осуществлялся мониторинг пропускной способности интернет-сетей общеобразовательных учреждений. В 2012 году скорость доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" увеличилась в 71 учреждении. С 2013 года полномочия по обеспечению доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" передаются в муниципальные образования республики, что позволит адресно работать с поставщиками услуги исходя из той технической возможности, которая существует в данной местности.
5. В республике продолжена работа по развитию моделей базовых школ. Органами местного самоуправления разработаны и утверждены планы мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений на 2012/13 учебный год и далее до 2015 года. В 2013 году продолжится развитие моделей школ - ресурсных центров под задачи реализации профильного обучения, образовательных программ по воспитанию, дополнительному образованию детей.
Основные проектные результаты за 2011-2012 годы
В рамках реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования Республика Карелия взяла на себя обязательства по доведению средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в IV квартале 2012 года до уровня средней заработной платы по экономике в Республике Карелия, а именно до 22173,9 рубля. К мерам, принятым на уровне Республики Карелия для поддержания уровня средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений и его дальнейшего повышения, можно отнести изменения, внесенные в законодательство Республики Карелия о межбюджетных отношениях в сфере общего образования. В республике выполняются обязательства по повышению фондов оплаты труда учителей. На конец 2010 года стимулирующие выплаты составляли не более 9%. По итогам 2011 года стимулирующая часть фонда оплаты труда составила 20%. В 2012 году стимулирующая часть фонда оплаты труда составила 31%, что полностью соответствует модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации от 22 ноября 2007 года. Отмечается положительная динамика условий для стимулирования качества работы, ориентированной на результат.
Учителя начальной и основной школы в плановом порядке проходят курсы повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС. К концу 2013 года 100% учителей пройдут повышение квалификации для реализации ФГОС. Дополнительные курсы повышения квалификации состоялись на базе площадок, созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, команды муниципальных образований (222 человека) прошли стажировку в различных регионах Российской Федерации (Вологодская, Калининградская, Псковская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан).
С 1 января 2011 года вступил в силу Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209. В Республике Карелия аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, присвоения квалификационной категории осуществляется в соответствии с вышеуказанными правилами. Анализ результатов проведения аттестации за 2011 год обозначил ряд проблем, связанных со способами осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения при аттестации. В связи с этим в 2012 году инициирован вопрос введения в республике балльной системы оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации на квалификационную категорию. Министерством образования Республики Карелия разработаны проекты нормативных правовых актов, утверждающих перечни показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) отдельно для каждой педагогической должности, определены основания (минимальное количество процентов от максимально возможной суммы баллов) для присвоения квалификационной категории, определена форма прохождения аттестации, предложена новая форма итогового экспертного заключения по результатам профессиональной деятельности педагога.
Координационным центром по введению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Республики Карелия определено государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" (далее - Петрозаводский колледж). Работа ведется в соответствии с государственным контрактом, заключенным между Петрозаводским колледжем и некоммерческим партнерством "Телешкола", и в рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (создание регионального портала дистанционного обучения "Виртуальная школа").
Во всех муниципальных районах и городских округах республики приняты программы, содержащие меры, направленные на энергосбережение в сфере образования.
Реализован механизм общественного обсуждения и корректировки мероприятий проекта через работу Координационного совета по модернизации образования в Республике Карелия. На муниципальном и региональном уровнях проведена публичная защита проектов Комплексов мер, в которой принимали участие представители законодательной и исполнительной власти Республики Карелия, педагогическое сообщество, родители, обучающиеся, представители профсоюзной организации, общественных организаций, журналисты и другие. Публичное обсуждение хода реализации муниципальных планов модернизации состоялось на августовских совещаниях педагогических работников республики.
Организована работа по безопасному подвозу обучающихся в базовые школы. За 2011-2012 годы приобретено 42 автобуса для перевозки обучающихся. Потребность в обновлении транспортной базы образовательных учреждений сохраняется и в 2013 году. В 2013 году будет обеспечена транспортная доставка в базовые школы 100% обучающихся, нуждающихся в подвозе.
Ежегодно в целях закрепления педагогических работников на селе и социальной поддержки молодых специалистов, направленных после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, им выплачивается единовременная компенсация. Данная компенсация выплачивается молодым специалистам, приступившим к работе в образовательное учреждение республики в течение трех лет после получения педагогического образования и отработавшим полный учебный год. В 2012 году данная мера социальной поддержки предоставлена 37 специалистам из 13 муниципальных районов в республике.
Реализация проекта дополняется мерами поддержки со стороны других проектов. Так, по результатам конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Республика Карелия вошла в состав победителей по направлениям:
достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей);
распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
модернизация региональных муниципальных систем дошкольного образования.
Проведенные мероприятия позволили республике достигнуть, а по ряду показателей и перевыполнить взятые обязательства.
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии Республике Карелия на конец 2011 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (процентов) |
91 |
114 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (процентов) |
11,5 |
12 |
2.1. |
Начальное общее образование (процентов) |
29 |
29 |
2.2. |
Основное общее образование (процентов) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов) |
20 |
33 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (процентов) |
34 |
34 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
3 |
3 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии Республике Карелия на конец 2012 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (процентов) |
100 |
111,6 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности обучающихся (процентов) |
24 |
25 |
2.1. |
Начальное общее образование (процентов) |
54 |
54,8 |
2.2. |
Основное общее образование (процентов) |
2 |
4 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов) |
7 |
20,2 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов) |
7 |
18,1 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
5 |
24,2 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 3
Освоение средств, выделенных на финансирование комплексов мер по модернизации в 2012 году общего образования в Республике Карелия в разрезе мероприятий и по источникам финансирования (федеральный бюджет (субсидия), региональный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные источники)
(тыс. рублей)
N п/п |
Мероприятие комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Республике Карелия |
Всего |
В том числе |
||||||||||
федеральный бюджет (субсидия)* |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||
всего |
региональный |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
126054,043 |
126462,99 |
125318,643 |
125305,81 |
735,4 |
1157,18 |
735,4 |
735,4 |
0 |
421,78 |
0 |
0 |
1.1 |
учебно-лабораторное оборудование |
24509,988 |
24524,19 |
24509,988 |
24513,19 |
0 |
11 |
0 |
0 |
0 |
11 |
0 |
0 |
1.2 |
учебно-производственное оборудование |
3026,850 |
3022,16 |
3026,850 |
3022,16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
6045,437 |
6174,73 |
6045,437 |
6064,73 |
0 |
110 |
0 |
0 |
0 |
110 |
0 |
0 |
1.4 |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
5861,917 |
5896,71 |
5861,917 |
5842,31 |
0 |
54,4 |
0 |
0 |
0 |
54,4 |
0 |
0 |
1.5 |
компьютерное оборудование |
60305,378 |
60542,93 |
59912,978 |
59905,85 |
392,4 |
637,08 |
392,4 |
392,4 |
0 |
244,68 |
0 |
0 |
1.6 |
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
3636,955 |
3629,65 |
3556,955 |
3549,65 |
80 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7 |
оборудование для школьных столовых |
22667,518 |
22672,62 |
22404,518 |
22407,92 |
263 |
264,7 |
263 |
263,0 |
0 |
1,7 |
0 |
0 |
1.8 |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
24157,041 |
24745,44 |
24157,041 |
24157,03 |
0 |
588,41 |
0 |
0 |
0 |
588,41 |
0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
12473,231 |
12472,56 |
12473,231 |
12472,56 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
38234,708 |
47832,84 |
38234,708 |
38214,49 |
0 |
9618,35 |
0 |
0 |
0 |
9558,35 |
0 |
60 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
7766,819 |
7282,13 |
5701,819 |
5217,13 |
2065 |
2065 |
2065 |
2065 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
26316,495 |
26683,99 |
11251,895 |
11651,93 |
15064,6 |
15032,06 |
15064,6 |
15032,06 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.1 |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
15064,6 |
15032,06 |
0 |
0 |
15064,6 |
15032,06 |
15064,6 |
15032,06 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2 |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
11251,895 |
11651,93 |
11251,895 |
11651,93 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
122297,663 |
125210,47 |
122297,663 |
119377,83 |
0 |
5832,64 |
0 |
0 |
0 |
5832,64 |
0 |
0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
2285,593 |
0 |
0 |
0 |
2285,593 |
0 |
0 |
0 |
2285,593 |
0 |
0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
357300 |
372976,013 |
339435 |
336396,78 |
17865 |
36579,233 |
17865 |
17832,46 |
0 |
18686,773 |
0 |
60 |
------------------------------
* Отклонение фактического освоения средств от плановых значений (как за счет средств федеральной субсидии, так и за счет средств органов местного самоуправления в Республике Карелия) объясняется перераспределением остатков средств за счет экономии (средства остались в результате проведения конкурсных процедур (котировки и аукционы), установленных действующим законодательством). Перераспределение средств было согласовано с Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 24 декабря 2012 года N 8466/15-25/МО-и). Софинансирование за счет средств муниципальных бюджетов муниципальных образований мероприятий Комплекса мер на 2012 год было предусмотрено в соглашениях, заключенных между Министерством образования Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия.
2. Меры по модернизации общего образования Республики Карелия в 2013 году
Работа по модернизации региональной системы общего образования, направленная на формирование моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, создание современных условий обучения продолжится в 2013 году в соответствии с региональным и муниципальными комплексами мер.
Также средствами решения являются основные стратегические документы, принятые в Республике Карелия:
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС;
Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК;
долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах", утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 4 июля 2011 года N 155-П.
Модернизация системы образования является приоритетной целью Правительства Республики Карелия. Она будет достигаться через сотрудничество с действующими на территории республики общественными институтами.
В настоящее время ведется разработка программы социально-экономического развития Республики Карелия до 2017 года. В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года N 658р-П, устойчивое развитие образования в Республике Карелия определено в качестве приоритетного.
Запланирована разработка государственной программы "Развитие образования в Республике Карелия" на долгосрочный период на основе федеральной государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Продолжится внедрение и совершенствование механизмов обеспечивающих рост качества образования и повышение его доступности.
В 2013 году реализация проекта будет осуществляться по следующим направлениям, включая выполнение планов-графиков повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Республики Карелия, реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2013 году по кварталам (приложения N 1, 2):
Совершенствование финансово-экономических механизмов
При финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в 2013 году учтены принятые на федеральном и региональном уровнях решения по доведению уровня средней заработной платы педагогических работников общего образования до уровня средней заработной платы по Республике Карелия.
С целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в бюджете Республики Карелия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на его реализацию в части повышения оплаты труда педагогических работников образования.
Доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования до уровня средней заработной платы по Республике Карелия предусмотрено с учетом целевых значений средней заработной платы по Республике Карелия согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2012 года N 814р-П.
Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Введение ФГОС общего образования рассматривается как системообразующий элемент в комплексе задач модернизации системы общего образования Республики Карелия, что задает единые требования ко всем видам обеспечения образовательного процесса: содержание образования, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, организационно-методическое обеспечение.
В рамках данного направления продолжится:
совершенствование нормативно-правовой базы на региональном, муниципальном и школьном уровнях;
обеспечение поддержки образовательных программ и проектов образовательных учреждений, направленных на достижение высокого качества реализации ФГОС общего образования;
реализация ФГОС в 1, 2, 3-х классах и в 4-х классах;
организация работы базовых школ для введения ФГОС основного общего образования в 5-х и 6-х классах;
формирование библиотечных фондов общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
обеспечение комплексного развития региональной системы оценки качества образования на основе внедрения компетентностного подхода, ее использования в управлении образованием на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
К началу 2013/14 учебного года в республике 100% общеобразовательных учреждений будут обеспечены бесплатными учебниками. Ступень начального общего образования будет обеспечена мультимедийным оборудованием под задачи реализации ФГОС.
Совершенствование механизма аттестации педагогических работников
В 2013 году планируется апробация модели балльной системы оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации на квалификационную категорию. Новая оценка уровня квалификации, основанная на критериях и показателях различных уровней квалификации, направлена на стимулирование целенаправленного повышения квалификации педагогических работников через анализ и самоанализ педагогической деятельности.
Совершенствование моделей повышения квалификации
В 2013 году запланировано поэтапное внедрение и апробация кредитно-модульной (накопительной) персонифицированной системы повышения квалификации. Оператором внедрения новой системы повышения квалификации является государственное автономное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "Институт повышения квалификации работников образования".
Создание условий для устойчивого функционирования системы электронного обучения. Расширение применения дистанционных образовательных технологий
В 2013 году продолжится взаимодействие Петрозаводского колледжа с некоммерческим партнерством "Телешкола". В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы будет апробирован региональный портал дистанционного обучения "Виртуальная школа". На портале планируется создать пять предметных кабинетов (начальная школа, языковой (английский, карельский, финский языки), гуманитарный (русский язык, литература, история), естественнонаучный (химия, физика, биология, география), математический (математика, алгебра, геометрия), депозитарий авторских цифровых коллекций, дидактических и технологических разработок по отдельным предметам общего образования, что так же позволит организовать профильное обучение обучающихся III ступени.
Планируется провести республиканский конкурс учебных модулей для дистанционного обучения, организовать работу предметных профессиональных сетевых сообществ, повышать квалификацию педагогических работников по вопросам электронного обучения.
Продолжится работа по развитию дистанционного образования детей-инвалидов.
Республика Карелия готова к включению образовательных учреждений в систему комплексного электронного мониторинга после ее создания на федеральном уровне. Это позволит сократить объемы и виды отчетности, представляемые образовательными учреждениями, в том числе в бумажном виде.
Мероприятия, направленные на энергосбережение в системе общего образования
В 2013 году продолжится работа по корректировке программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности образовательных учреждений на основании результатов энергообследований. За счет финансовых средств проекта модернизации региональных систем школьного образования продолжатся мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности:
замена оконных блоков;
ремонт (замена) тепловых узлов;
установление (замена) приборов учета потребляемой энергии;
ремонт систем теплоснабжения;
работы по тепловой защите зданий образовательных учреждений.
Меры, направленные на привлечение молодых специалистов
Планируется принятие комплекса мер по поддержке молодых специалистов в сфере образования, здравоохранения, спорта и культуры на территории Республики Карелия на 2013-2015 годы.
Данный документ будет является организационной основой осуществления кадровой политики в Республике Карелия в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.
В комплексе мер по поддержке молодых специалистов в сфере образования, здравоохранения, спорта и культуры планируется предусмотреть:
выплаты молодым специалистам в первый и второй годы работы в муниципальных и государственных образовательных учреждениях;
поддержку молодых специалистов, совмещающих работу в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта с обучением в аспирантуре, в виде ежемесячной доплаты;
организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства среди молодых специалистов с последующим денежным вознаграждением победителей.
Таблица 4
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии Республике Карелия на конец 2013 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года |
1 |
2 |
3 |
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в Республике Карелия и средней заработной платы в Республике Карелия по данным Федеральной службы государственной статистики (процентов)* |
100 |
2. |
Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) (процентов) |
33 |
2.1. |
Начальное общее образование (процентов) |
78 |
2.2. |
Основное общее образование (процентов) |
10 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (процентов) |
0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (процентов) |
15 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (процентов) |
14,6 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов) |
30 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
------------------------------
* С учетом необходимой дополнительной потребности в средствах согласно Плану мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в сфере образования Республики Карелия на 2013-2018 годы.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 20 февраля 2014 г. N 41-П Таблица 5 изложена в новой редакции
Таблица 5
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2013 году
(тыс. рублей)
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||
всего |
в том числе |
||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе |
54933,4672 |
50263,4672 |
4670 |
4670 |
0 |
0 |
1.1 |
учебное, учебно-лабораторное оборудование |
23184,707 |
22684,707 |
500 |
500 |
0 |
0 |
1.2 |
учебно-производственное оборудование |
263,73 |
263,73 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
1093,3 |
1043,3 |
50 |
50 |
0 |
0 |
1.4 |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
669,12 |
669,12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
компьютерное оборудование |
20664,3102 |
17014,3102 |
3650 |
3650 |
0 |
0 |
1.6 |
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
1207,31 |
1007,31 |
200 |
200 |
0 |
0 |
1.7 |
оборудование для школьных столовых |
7267,41 |
6997,41 |
270 |
270 |
0 |
0 |
1.8 |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
583,58 |
583,58 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
8304,27 |
8304,27 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
33109,0488 |
33109,0488 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
38830,181 |
38580,181 |
250 |
250 |
0 |
0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников |
3363,5 |
3363,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе |
7572,326 |
7572,326 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.1 |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
399,906 |
399,906 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2 |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
7172,42 |
7172,42 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
63401,738 |
58276,738 |
5125 |
5125 |
0 |
0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
3368,469 |
2769,469 |
599 |
599 |
0 |
0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
212883 |
202239 |
10644 |
10644 |
0 |
0 |
3. Основные направления модернизации общего образования Республики Карелия на период до 2020 года
Реализация основных мероприятий Комплекса мер в 2013 году позволит создать условия для реализации стратегии развития республиканской системы общего образования, утвержденной Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС), и достигнуть целевых показателей.
Будет осуществлено дальнейшее поэтапное внедрение федерального государственного образовательного стандарта, направленного на достижение новых образовательных результатов в современных условиях организации образовательного процесса и инновационный характер образования на всех уровнях общего образования.
Продолжится формирование системы комплексной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Ряд мероприятий будет направлен на совершенствование финансово-экономических механизмов развития отрасли, создание и распространение моделей успешной социализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Следует осуществить интегрирование ресурсов учреждений общего, дополнительного, профессионального образования, а также учреждений культуры и спорта, развивать модели социокультурных образовательных комплексов в целях сохранения и устойчивого развития сельских территорий. Предполагается создать условия для организации профильного обучения, непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, оптимизации сети учреждений профессионального образования на основе результатов комплексного анализа перспектив развития экономики и регионального рынка труда.
Будет осуществлена разработка планов капитальных ремонтов общеобразовательных учреждений на 5-летний срок.
Запланировано утверждение государственной программы развитие образования в Республике Карелия на 2013-2020 годы.
Выполнение поставленных задач позволит:
сформировать эффективную и взаимосвязанную систему доступного качественного дошкольного, общего и дополнительного образования нового поколения жителей Республики Карелия;
создать систему непрерывного педагогического образования всех уровней, соответствующую потребностям кадрового обеспечения отрасли и отвечающую современным требованиям к подготовке и переподготовке педагогических кадров;
создать межмуниципальные сети сервисного сопровождения по обеспечению качества условий организации образовательного процесса;
обеспечить реализацию программ дистанционного обучения и доступ к информационным и образовательным ресурсам;
усовершенствовать региональную систему оценки качества образования с расширением участия потребителей.
Целевые показатели достижения стратегических результатов:
доля детей, охваченных услугами дошкольного образования в учреждениях различной организационно-правовой формы, увеличится к 2020 году до 90%;
доля детей, прошедших предшкольную подготовку в различной форме, увеличится к 2020 году до 100%;
доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, образовательные программы которых финансируются на основе нормативно-подушевого принципа, увеличится до 98%;
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, увеличится до 95%;
средняя численность учащихся общеобразовательных учреждений на одного учителя увеличится до 13 человек;
доля педагогических работников, заработная плата которых определяется в зависимости от качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг, увеличится до 98%;
доля образовательных учреждений, в которых созданы управляющие советы, увеличится до 100%;
доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, изменивших тип на автономные, увеличивается до 45%;
доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в неспециализированных образовательных учреждениях, увеличится до 50%.
Приложение N 1
План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Республики Карелия
Наименование показателя |
I квартал 2013 года |
II квартал 2013 года |
III квартал 2013 года |
IV квартал 2013 года |
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации (рублей) |
709372566 |
709372566 |
709372566 |
717540012* |
Увеличение фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале (процентов) |
6,71 |
0 |
0 |
1,15* |
------------------------------
* Обусловлено увеличением количества педагогических работников общеобразовательных учреждений в Республике Карелия в 2013/14 учебном году.
Приложение N 2
План-график
реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2013 году по кварталам
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственный исполнитель |
|||
I квартал 2013 года |
II квартал 2013 года |
III квартал 2013 года |
IV квартал 2013 года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Публичная защита проекта Комплекса мер на 2013 год в Министерстве образования и науки Российской Федерации |
+ |
|
|
|
Министерство образования Республики Карелия |
2. |
Утверждение Комплекса мер на 2013 год Правительством Республики Карелия |
+ |
|
|
|
Министерство образования Республики Карелия |
3. |
Утверждение муниципальных комплексов мер по модернизации системы общего образования на 2013 год и на период до 2020 года |
|
+ |
|
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. |
Размещение на официальных сайтах муниципальных районов и городских округов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" муниципальных комплексов мер по модернизации общего образования |
|
+ |
|
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
5. |
Заключение соглашений между Министерством образования Республики Карелия и администрациями местного самоуправления о взаимодействии по выполнению Комплекса мер в 2013 году |
|
+ |
|
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. |
Курсы повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников согласно утвержденному графику повышения квалификации на 2013 год. Апробация кредитно-модульной (накопительной) персонифицированной системы повышения квалификации |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
7. |
Размещение на официальных сайтах муниципальных районов и городских округов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" публичных отчетов органов местного самоуправления о результатах повышения заработной платы, реализации комплекса мер в 2013 году |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
8. |
Мониторинг основных показателей эффективности комплекса мер на сайте федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
9. |
Размещение публичных отчетов директоров образовательных учреждений о повышении заработной платы педагогических работников и мерах по модернизации общего образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
10. |
Заседание Координационного совета по модернизации образования в Республике Карелия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия |
11. |
Мониторинг пропускной способности интернет-сетей образовательных учреждений под задачи внедрения дистанционного обучения |
|
+ |
|
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
12. |
Представление в Министерство образования и науки Российской Федерации отчета по реализации Комплекса мер в 2013 году |
|
+ |
+ |
+ |
Министерство образования Республики Карелия |
13. |
Обсуждение основных социальных эффектов республиканского и муниципальных комплексов мер на 2013 год на педагогических совещаниях, проводимых ежегодно в августе |
|
|
+ |
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
14. |
Мониторинг развития дистанционного образования детей-инвалидов |
|
|
+ |
|
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
15. |
Корректировка школьных и муниципальных программ повышения энергосбережения на новый финансовый год на основе анализа исполнения программ текущего года |
|
|
|
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
16. |
Комплексная оценка реализации проекта на региональном уровне |
|
|
|
+ |
Министерство образования Республики Карелия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Карелия от 22 марта 2013 г. N 104-П "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2013 г., N 3, ст. 455, в газете "Карелия" от 9 апреля 2013 г. N 26 (2376)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Карелия от 13 мая 2014 г. N 141-П
Постановление Правительства Республики Карелия от 20 февраля 2014 г. N 41-П