2. Возложить организационно-методическое руководство по выполнению программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы на Министерство труда Республики Карелия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия разработать и утвердить районные (городские) программы улучшения условий и охраны труда.
Председатель Правительства
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Петрозаводск
15 января 2001 г.
N 8-П
Программа
"Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 15 января 2001 г. N 8-П)
Паспорт
программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы
Наименование Программы | Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия на 2001-2005 годы |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; - программа "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Председателя Правительства от 28 июля 1997 года N 438 |
Государственный заказчик Программы |
- Министерство труда Республики Карелия |
Цель Программы | - разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического и организационного характера, направленного на реализацию государственной политики в области охраны труда |
Задачи Программы | - координация действий министерств, ведомств, взаимодействие с органами надзора и контроля, с общественными организациями, организациями в области охраны труда; - разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы по охране труда; - повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждения производственного риска; совершенствование организации работ по охране труда в министерствах, ведомствах, организациях |
Исполнители и соисполнители |
- Министерство труда Республики Карелия; - Министерство экономики Республики Карелия; - Министерство здравоохранения Республики Карелия; - Государственная инспекция труда в Республике Карелия (по согласованию); - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (по согласованию); - ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия" (по согласованию); - Государственный комитет Республики Карелия по статистике; - Карельский центр стандартизации, метрологии и сертификации; - ГУП "Центр условий и охраны труда"; - Объединение профсоюзных организаций Республики Карелия (по согласованию); - организации Республики Карелия |
Сроки реализации Программы |
2001-2005 годы |
Основные программные мероприятия |
- нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда; - организационное обеспечение охраны труда; - совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты; - совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений; - информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования; - международное сотрудничество |
Контроль за реализацией Программы |
- Министерство труда Республики Карелия |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- предупреждение и снижение случаев производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, рост рождаемости и снижение смертности населения, а также усиление эффективности правовой защиты работников |
I. Введение
Основанием для разработки программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы служат:
- Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- программа "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия на 1998-2000 годы", утвержденная постановлением Председателя Правительства от 28 июля 1997 года N 438.
Состояние проблемы.
Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия меры, состояние условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономической деятельности республики продолжает оставаться неудовлетворительным.
По данным Государственного комитета Республики Карелия по статистике, в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занят почти каждый четвертый работающий, растет численность работающих занятых тяжелым физическим трудом.
Продолжается увеличение количества вновь назначенных государственных пенсий на льготных условиях за работу в тяжелых, вредных и неблагоприятных условиях труда. На 1 января 2000 года трудовые пенсии за работу в особых условиях труда получили 26,6 тысячи человек, или 14,2% от общего числа получающих трудовые пенсии в республике.
Ежегодно травмируются на производстве более 1500 работников, из них около 30 погибают. Число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации и составило в 1999 году - 8,93 (5,2 - в Российской Федерации).
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. В 1999 году зарегистрировано 94 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма, так и профессиональных заболеваний являются:
- старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
- ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;
- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
- ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины.
II. Нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда
Принятый 17 июля 1999 года Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований, включая международные нормы и практику. В частности, разграничение функций в сфере охраны труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расширены и более четко сформулированы отдельные права работников на охрану труда. Все это требует принятия целого ряда подзаконных нормативных актов, обеспечивающих механизм реализации данного закона.
Кроме того, действующая в Российской Федерации нормативная база в области охраны труда не позволяет в полной мере обеспечить правовое обеспечение решений вопросов условий и охраны труда, вследствие этого будет продолжаться работа по ее совершенствованию, включая пересмотр ряда действующих и разработку новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил, стандартов безопасности труда.
Предлагается в рамках этого направления предложить механизмы, усиливающие экономическую заинтересованность работодателей в создании безопасных условий и охраны труда.
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществить за счет сметы расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия.
Ожидаемый конечный результат мероприятий данного раздела - усиление защиты прав и интересов работников, повышение ответственности работодателей за обеспечение надлежащих условий и охраны труда.
III. Организационное обеспечение охраны труда
Мероприятия этого раздела направлены на проведение государственной политики в области охраны труда, координацию работы по предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Предусматривается проведение мероприятий по оказанию практической помощи предприятиям в организации работы по охране труда, надлежащего выполнения работодателями нормативных правовых актов по охране труда.
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществить за счет сметы расходов соответствующих учреждений, средств государственного унитарного предприятия "Центр условий и охраны труда", средств организаций, других источников.
Ожидаемый конечный результат - предупреждение и снижение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях.
IV. Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предъявляет более жесткие требования к работодателям по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Предусматривается проведение контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты надлежащего качества, с определенными защитными свойствами и наличием сертификата соответствия.
В целях развития производства средств индивидуальной защиты местными товаропроизводителями, таким организациям будет оказываться содействие и практическая помощь.
Финансовое обеспечение предусматривается за счет сметы расходов соответствующих учреждений, средств государственного унитарного предприятия "Центр условий и охраны труда", целевых программ и других источников.
Ожидаемый конечный результат - обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, соответствующих требованиям государственных стандартов, снижение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
V. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений
Социальное партнерство является одним из путей выработки решений и достижений согласия в области охраны труда: государства, объединений работодателей и объединений трудящихся через систему соглашений (региональных, отраслевых и коллективных договоров в организациях).
Предусматривается активизация действий профессиональных союзов по выполнению статьи 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", создание в профессиональных союзах института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Финансовое обеспечение предусматривается за счет сметы расходов соответствующих учреждений, средств государственного унитарного предприятия "Центр условий и охраны труда", целевых программ и других источников.
Ожидаемый конечный результат - консолидация усилий государственных органов, профессиональных союзов, работодателей по выполнению нормативных правовых актов по охране труда.
VI. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования
Мероприятия этого раздела Программы направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда.
Мероприятия по непрерывному образованию направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства и включающие в себя как мероприятия, касающиеся совершенствования методов обучения, так и разработку учебно-методической литературы, инструкций; проведение выставок по охране труда, конференций, совещаний.
Финансовое обеспечение предусматривается осуществить за счет сметы расходов соответствующих учреждений, средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, средств государственного унитарного предприятия "Центр условий и охраны труда", средств организаций, целевых программ и других источников.
Ожидаемый конечный результат - повышение уровня знаний участников производства и, как следствие, снижение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, создание надлежащих условий труда.
VII. Международное сотрудничество
В рамках выполнения мероприятий данного раздела намечается продолжить сотрудничество с Министерством здравоохранения и социального обеспечения Финляндии и Министерством труда Финляндии по выполнению международных программ Европейского Союза по проблемам охраны труда.
Предполагается проведение совместных семинаров по вопросам охраны труда, обследований рабочих мест по воздействию вредных производственных факторов на здоровье человека, обучения специалистов по условиям и охране труда на базе учебных центров Министерства труда Финляндии.
Финансовое обеспечение мероприятий за счет средств целевых программ, средств выделяемых на осуществление международных программ Европейского Союза, Баренц-Евро-Арктического региона, Совета Министров северных стран и других, средств государственного унитарного предприятия "Центр условий и охраны труда", средств организаций.
Ожидаемый конечный результат - разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда на уровне европейских стандартов.
Мероприятия программы
"Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы
Мероприятия | Источники финансирования | Сроки проведения (годы) |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда | |||
1. Вносить предложения в поступающие проекты федеральных законов и других нормативно- правовых актов по охране труда 2. Разработать примерное положение по разработке стандарта предприятия по охране труда для организаций республики |
смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" |
2001-2005 2001 |
Министерство труда Республики Карелия Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" |
II. Организационное обеспечение охраны труда | |||
3. Проводить государственную политику в области условий и охраны труда, координацию работы по предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний через решения Координационного совета по охране труда при Правительстве Республики Карелия 4. Подготовить и провести республиканское совещание по охране труда 5. Разработать концепцию управления охраной труда в Республике Карелия 6. Разработать республиканскую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Карелия на 2006-2010 годы 7. Проводить комплексные обследования и оказывать практическую помощь организациям по выполнению требований нормативных правовых актов по охране труда 8. Разработать и осуществить программу научно- исследовательских работ по вопросам условий и охраны труда с привлечением научно- исследовательских организаций Республики Карелия 9. Оказать содействие ГУП "Центр условий и охраны труда": - в разработке и издании методических материалов по охране труда, разделов охраны труда в проектной документации на строительство зданий и сооружений, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда - в проведении обучения и курсов повышения квалификации руководителей и специалистов по охране труда - в проведении мониторинга, изучении конъюнктуры рынка, обеспечении сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников организаций республики 10. Оказать помощь в проведении сертификации работ по охране труда организациям в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами 11. Разработать типовое положение о фонде охраны труда организации 12. Проводить социально- гигиенический мониторинг для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья работающих 13. Провести работы по совершенствованию и дальнейшему развитию инфраструктуры автомобильного сервиса на федеральной дороге "Санкт-Петербург - Мурманск" 14. Разработать рекомендации по использованию в организациях средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 15. Провести комплексное обследование организаций с разработкой мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональной заболеваемости и травматизма в ОАО "Карельский окатыш", ЗАО "Петрозаводскмаш", ОАО "Надвоицкий алюминиевый завод", ЗАО "Шуялес", ЗАО "Эссойла" 16. Оказать помощь организациям в разработке мероприятий по охране труда, способствующих снижению страховых взносов, уплачиваемых организациями в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, в соответствии с действующим законодательством |
смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ГУП "Центр условий и охраны труда" смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ЗАО "Региональная экспертная кампания", средства организаций средства Республиканского учебного центра подготовки и переподготовки незанятого населения, средства организаций средства ЗАО "Карелия-Восток-Сервис", средства организаций средства ГУП "Центр условий и охраны труда", средства организаций средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства соответствующих учреждений, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства организаций смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия средства соответствующих учреждений, смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства организаций, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства организаций |
2001-2005 2001, 2003 2001 2005 2001-2005 2002-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2002 2001-2005 2001-2005 2001 2001-2005 2001-2005 |
Министерство труда Республики Карелия Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, Государст- венная инспекция труда в Республике Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, Государст- венная инспекция труда в Республике Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" ГУП "Центр условий и охраны труда", научно-иссле- довательские организации ГУП "Центр условий и охраны труда", ЗАО "Региональная экспертная кампания" Республикан- ский учебный центр подготовки и перепод- готовки незанятого населения ЗАО "Карелия- Восток- Сервис" ГУП "Центр условий и охраны труда", Государст- венная инспекция труда в Республике Карелия, организации ГУП "Центр условий и охраны труда" центры Госсанэпид- надзора в городах и районах, ГУП "Центр условий и охраны труда" Карельское управление автомагист- рали "Санкт- Петербург - Мурманск" Министерство труда Республики Карелия, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (по согласованию) центры Госсанэпид- надзора в городах и районах (по согласова- нию), Министерство здравоохра- нения Республики Карелия, Министерство труда Республики Карелия, Государствен- ная инспекция труда в Республике Карелия (по согласова- нию), ГУП "Центр условий и охраны труда" ГУП "Центр условий и охраны труда" |
III. Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты | |||
17. Обеспечить контроль за сертификацией средств индивидуальной и коллективной защиты 18. Оказывать содействие и помощь организациям в открытии новых производств и размещении заказов на производство новых видов средств индивидуальной защиты |
средства соответствующих учреждений, смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства организаций, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" |
2001-2005 2001-2005 |
Карельский центр стандарти- зации, метрологии и сертификации, Государствен- ная инспекция труда в Республике Карелия (по согласова- нию), Министерство труда Республики Карелия Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда", организации |
IV. Совершенствование партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений |
|||
19. Провести работу по созданию в профессиональных союзах института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и иных уполномоченных работниками представительных органов 20. Подготовка ежегодных предложений в Соглашение между Председателем Правительства Республики Карелия, Объединением профсоюзных организаций Республики Карелия и Союзом работодателей Республики Карелия 21. Вносить предложения в разрабатываемые коллективные договоры и отраслевые соглашения по повышению социальной защищенности работников в области условий и охраны труда и осуществлять контроль за исполнением заключенных коллективных договоров и соглашений |
средства организаций, смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия |
2001-2005 2001-2005 2001-2005 |
Объединение профсоюзных организаций Республики Карелия (по согласова- нию), Министерство труда Республики Карелия Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда Министерство труда Республики Карелия |
V. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования |
|||
22. Проводить семинары-совещания в городах и районах республики с руководителями и специалистами организаций всех форм собственности по вопросам условий и охраны труда 23. Разработка учебно-методической литературы, инструкций, нормативных актов по охране труда 24. Создать республиканский банк данных по охране труда 25. Проводить совершенствование методов обучения по охране труда (модульная система обучения, разработка учебных программ на электронных носителях информации и т.д.) 26. Организовывать проведение выставок по охране труда 27. Разработать положение о проведении смотров-конкурсов по условиям и охране труда 28. Обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации проблем охраны труда 29. Проводить обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов министерств, ведомств, организаций 30. Оказывать практическую помощь в организации учебного процесса учебным центрам по охране труда |
средства ГУП "Центр условий и охраны труда", средства организаций средства ГУП "Центр условий и охраны труда", средства организаций смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" средства ГУП "Центр условий и охраны труда", средства организаций средства ГУП "Центр условий и охраны труда", смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства организаций смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия, средства ГУП "Центр условий и охраны труда", средства организаций, средства Фонда социального страхования Российской Федерации смета расходов на осуществление функций и задач по управлению охраной труда, возложенных на Министерство труда Республики Карелия |
2001-2005 2001-2005 2005 2001-2005 2001-2005 2002 2001-2005 2001-2005 2001-2005 |
ГУП "Центр условий и охраны труда", Министерство труда Республики Карелия, Государст- венная инспекция трупа в Республике Карелия, Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (по согласованию) ГУП "Центр условий и охраны труда", учебные центры по охране труда ГУП "Центр условий и охраны труда", Министерство труда Республики Карелия, Госкомитет Республики Карелия по статистике ГУП "Центр условий и охраны труда", Министерство труда Республики Карелия, учебные центры по охране труда Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" Министерство труда Республики Карелия, организации, учебные центры по охране труда, ГУП "Центр условий и охраны труда", Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (по согласованию) Министерство труда Республики Карелия |
VI. Международное сотрудничество | |||
31. Организовать и провести совместную работу с региональными институтами здравоохранения Финляндии, Министерством труда Финляндии по проблемам условий и охраны труда |
целевые программы, средства выделяемые на осуществление международных программ, средства организаций, средства ГУП "Центр условий и охраны труда" |
2001-2005 | Министерство труда Республики Карелия, ГУП "Центр условий и охраны труда" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Карелия от 15 января 2001 г. N 8-П "О программе "Улучшение условий и охраны труда в Республике Карелия" на 2001-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2001 г., N 1, ст.81