В целях дальнейшего проведения земельной реформы на территории республики, создания условий для повышения эффективности землепользования, формирования и развития эффективного механизма управления земельными ресурсами Республики Карелия Правительство Республики Карелия постановляет:
Внести в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия (далее - Концепция), утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 3 ноября 1999 года N 133-П "О Концепции управления государственным имуществом Республики Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 1999, N 11, ст.1594) следующие изменение и дополнения:
1) в абзаце четвертом Введения после слов "хозяйственных обществ" дополнить словами ", земельные ресурсы Республики Карелия", слова "землями сельскохозяйственного назначения" исключить;
2) дополнить Концепцию разделом IX следующего содержания:
"IX. Управление земельными ресурсами Республики Карелия
Оценка состояния дел и основные проблемы в области управления земельными ресурсами Республики Карелия
В результате проводимой в России с 1991 года масштабной земельной реформы в республике произошли значительные, принципиальные преобразования в области земельных правоотношений.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Наряду с государственной сложилась частная собственность на землю граждан и юридических лиц, в собственность которых передано 49,4 тыс.га земель.
Важным итогом земельных преобразований является обеспечение земельными участками граждан. Сельским и городским жителям переданы в собственность тысячи гектаров земель. Они получили земельные участки под строительство жилья, для ведения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводства и огородничества.
На 1 января 2002 года в республике насчитывалось 199,5 тысячи граждан - собственников, владельцев и пользователей земельных участков, в том числе 12,3 тысячи собственников земельных долей.
В собственность граждан перешло 11,8 тыс.га. Кроме того, собственники земельных долей имеют в собственности 35,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий республики.
За годы земельной реформы в республике реорганизовано 36 сельскохозяйственных предприятий. В результате приватизировано 39,5 тыс.га земель совхозов. В пользование крестьянских (фермерских) хозяйств передано 7,2 тыс.га земель, из них 2,6 тыс.га предоставлено в собственность.
Не менее важным итогом проводимых реформ является введение платности землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1998 году - 24,9 млн. рублей, в 1999 году - 53,5 млн. рублей, в 2000 году - 73,2 млн. рублей, в 2001 году - 78,3 млн. рублей.
В соответствии с федеральным законодательством формируются основы земельного рынка и его инфраструктура.
Количество сделок с землей постоянно растет. В 2001 году в республике зарегистрировано 792 сделки купли-продажи земельных участков, что на 33 процента больше, чем в 2000 году.
Продолжаются работы по инвентаризации земель и целевому зонированию территорий.
Созданы основы автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Земельным кодексом Российской Федерации определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Однако, несмотря на положительные моменты проводимых земельных преобразований, ряд поставленных целей и задач не достигнут.
До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. До конца не создана научно обоснованная система земельного законодательства. Нет правового механизма эффективного управления земельными ресурсами. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Цели и задачи в сфере управления земельными ресурсами Республики Карелия
Главной целью государственной политики в сфере управления земельными ресурсами является повышение эффективности землепользования, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Для республики важнейшей задачей на современном этапе является обеспечение проведения земельных преобразований на ее территории.
Для достижения указанной цели и успешного проведения земельной реформы в республике органам исполнительной власти Республики Карелия необходимо направить усилия на решение следующих задач:
создание условий для проведения в республике реформирования земельных правоотношений;
организация эффективной системы управления земельными ресурсами Республики Карелия и на этой основе повышение доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами;
стимулирование эффективного использования земли и иной недвижимости и развитие рынка недвижимости;
использование земельных ресурсов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики;
организация системы контроля за рациональным и эффективным использованием земельных ресурсов.
Механизм реализации целей и задач управления
В целях обеспечения реформирования земельных правоотношений необходимо в соответствии с федеральным законодательством провести мероприятия по инвентаризации земель, разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность Республики Карелия и собственность муниципальных образований, внесению сведений о земельных участках, отнесенных к собственности Республики Карелия, в Единый государственный реестр земель, государственной регистрации прав собственности на землю.
Необходимо определить земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, для непосредственного обеспечения государственных нужд (с тем, чтобы передать и закрепить их на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственными учреждениями, а также органами государственной власти Республики Карелия) и участки, которые могут быть использованы в коммерческих целях (предоставляемые гражданам и юридическим лицам в аренду либо в собственность).
Приоритетное значение при реформировании земельных правоотношений приобретает реализация принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что позволит обеспечить целостность управления и распоряжения земельными участками, возможность их приватизации непосредственно как единых объектов недвижимости, а также обеспечить гарантии надежности регистрации прав на недвижимость.
Только в этом случае может быть организована эффективная система управления земельными ресурсами Республики Карелия.
В целях повышения доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения земельными ресурсами Республики Карелия необходимо активизировать вовлечение в гражданский оборот единых объектов недвижимости, что предполагает:
дальнейшую приватизацию земельных участков одновременно с приватизацией расположенных на них объектов недвижимости;
внедрение в практику включения земельных участков в уставный капитал государственных унитарных предприятий при их преобразовании в процессе приватизации;
продажу либо сдачу в аренду под приватизированными объектами недвижимости земельных участков, находящихся в государственной собственности;
продажу на конкурсной основе находящихся в государственной собственности свободных земельных участков или права на заключение договора их аренды;
внедрение и совершенствование арендных отношений на землю как наиболее эффективного вида земельных правоотношений;
усиление контроля за сбором земельных платежей.
Масштабность данных процессов позволит привлечь в бюджет значительные дополнительные доходы.
Реализация государственной политики по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка недвижимости предусматривает осуществление следующих мер:
обеспечение условий для создания государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений;
проведение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления разрешенного использования земель и градостроительных регламентов;
обеспечение условий для проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
в соответствии с федеральным законодательством создание условий, стимулирующих объединение земельных долей в земельные участки, находящиеся в собственности или аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим гражданским оборотом исключительно земельных участков;
организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель;
организация и проведение комплекса мероприятий, включающего проверку использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, выявление и изъятие неэффективно используемых земельных участков с их последующей конкурсной продажей или передачей в аренду иным пользователям, более эффективно использующим земельные ресурсы.
Использование земельных ресурсов Республики Карелия в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики требует проведения следующих мероприятий:
сокращение сроков получения застройщиками прав на земельные участки для строительства;
создание условий для формирования земельных участков как объектов недвижимости посредством разработки землеустроительной, градостроительной и иных видов документации;
создание условий для развития конкуренции на рынке услуг по формированию и техническому описанию земельных участков;
стимулирование развития ипотечного кредитования с использованием земельных участков в качестве обеспечения залога.
Контроль эффективности управления
Проведение предполагаемых мероприятий должно обеспечить:
реализацию конституционного права собственности на землю и иную недвижимость;
полноту и достоверность сведений о земельных ресурсах Республики Карелия;
государственную регистрацию прав собственности Республики Карелия на земельные участки;
активизацию вовлечения земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот;
наиболее эффективное использование земельных ресурсов Республики Карелия и, как следствие, увеличение поступления доходов в республиканский бюджет;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики Республики Карелия.".
Глава Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Петрозаводск
25 июня 2002 г.
N 77-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Карелия от 25 июня 2002 г. N 77-П "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2002 г., N 6