Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 12 сентября 2003 г. N 360 р-П "О Республиканской программе развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года"

2. Министерству финансов Республики Карелия, Государственному комитету Республики Карелия по рыбному хозяйству производить финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных законом Республики Карелия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

3. Контроль за выполнением Программы возложить на Государственный комитет Республики Карелия по рыбному хозяйству.

Глава Республики Карелия

С.Л.Катанандов

 

Петрозаводск

12 сентября 2003 г.

N 360 р-П

 

Республиканская программа
развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период 2010 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 сентября 2003 г. N 360 р-П)

 

Паспорт
Республиканской программы развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года

 

Наименование Программы - Республиканская программа развития
рыбного хозяйства Республики Карелия на
период до 2010 года
Основные разработчики
Программы
- Государственный комитет Республики
Карелия по рыбному хозяйству
Основная цель Программы - удовлетворение спроса населения
Республики Карелия на рыбные продукты
Основные задачи Программы - расширение океанического промысла, в
том числе за счет объектов в отдаленных
районах промысла и в прибрежной зоне;
максимальное использование водных
биоресурсов внутренних водоемов, в том
числе на Белом море;
содействие охране водных биоресурсов и
их воспроизводству;
привлечение финансовых и других ресурсов
для обновления производственных фондов;
организация новых высокопроизводительных
и эффективных перерабатывающих
производств на флоте и на береговой
обработке;
увеличение поставок и расширение
ассортимента рыбных товаров на
внутренний рынок, в том числе в
Республику Карелия;
совершенствование
нормативно-законодательной базы в
области рыбного хозяйства с целью
улучшения инвестиционной
привлекательности отрасли;
подготовка кадров для отрасли
Сроки реализации Программы 2004-2010 годы
Исполнители основных
мероприятий
- предприятия отрасли, Государственный
комитет Республики Карелия по рыбному
хозяйству, ФГУ "Карелрыбвод" (по
согласованию)
Объемы и источники
финансирования Программы
- Программа предусматривает
использование средств федерального,
республиканского бюджетов и внебюджетных
источников финансирования
Система организации контроля
за исполнением Программы
- мониторинг выполнения программных
мероприятий со стороны Государственного
комитета Республики Карелия по рыбному
хозяйству, представление отчетов в
Министерство экономического развития
Республики Карелия, Министерство
финансов Республики Карелия
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
- увеличение к 2010 году: улова рыбы и
нерыбных объектов на 28,6 процента;
выпуска пищевой рыбной продукции,
включая консервы, на 50,7 процента;
стоимости товарной продукции в 2,1 раза;
создание 460 рабочих мест

Обоснование Программы

 

Рыбное хозяйство Республики Карелия является составной частью рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна. В то же время отличается своей спецификой, особенно в освоении внутренних водоемов и развитии аквакультуры.

На основании постановления коллегии Госкомрыболовства России и Правительства Республики Карелия (протоколы от 29 января 1997 года N 2 и от 17 февраля 1997 года N 97) "О современном состоянии и перспективах развития рыбной отрасли Республики Карелия до 2010 года" в 1997 году была разработана и утверждена постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 10 февраля 1998 года N 81 республиканская программа "Развитие рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года". За период действия программы существенно изменились условия, в том числе по состоянию сырьевой базы, осуществлялась реорганизация, смена собственников организаций, изменилось налоговое законодательство, введен ряд новых нормативных правовых документов. В связи с этим и учетом решения оперативного совещания Правительства Республики Карелия от 12 августа 2002 года протокол N 46 разработана настоящая Программа.

1. Анализ современной ситуации рыбной отрасли Республики Карелия

 

В настоящее время рыбная отрасль Республики Карелия включает в себя 49 организаций всех форм собственности, в том числе добывающие и перерабатывающие предприятия, рыболовецкие колхозы, рыбоводные предприятия, занимающиеся выращиванием товарной форели, сбытовые, а также 335 прочих предприятий и частных предпринимателей, осуществляющих промысел на внутренних водоемах республики, включая Белое море. Основными направлениями деятельности предприятий рыбной отрасли являются:

морское и океаническое рыболовство,

рыболовство на внутренних водоемах,

аквакультура на внутренних водоемах,

переработка и производство рыбопродукции,

охрана и воспроизводство рыбных запасов.

 

Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий рыбной отрасли Республики Карелия за 1998-2002 годы

 

Наименование показателей Единица Годы 2002/1998,
процентов
1998 1999 2000 2001 2002
Улов рыбы и добыча других водных
биоресурсов
тонна 52375 62020 59338 66202 76000 145,1
Товарное рыбоводство тонна 984 1306 1700 2000 2400 244,0
Пищевая рыбная продукция,
включая консервы рыбные
тонна 35983 44908 43781 48082 62800 174,5
Выпуск консервов тыс.
условных
банок
3516 7152 14807 10438 7111 202,2
Непищевая рыбопродукция тонна 721 2167 1892 1910 1488 206,4
в том числе              
мука кормовая тонна 463 372 271 470 697 150,5
Объем произведенной продукции в
ценах производителей (без НДС и
акциза)
млн.
рублей
536,2 1254,3 1379,7 1858 1796 335
Численность работников
списочного состава на конец
отчетного периода
человек 3100 3211 2927 2812 2654 85,6

 

Океаническое рыболовство

 

В настоящее время океанический промысел осуществляют 23 организации различных форм собственности, в том числе 7 рыболовецких колхозов.

Объем океанического промысла увеличился к уровню 1998 года на 45,2% и составил 71,1 тыс. тонн.

Основой океанического рыболовства республики является добывающий флот, насчитывающий в настоящее время 77 единиц рыбопромысловых судов, с учетом маломерного флота прибрежного рыболовства, за период с 1998 по 2002 годы выбыло 8 единиц, поступило 29 единиц, из них 10 средне- и крупнотоннажных судов и 19 малотоннажных. Износ рыбопромыслового флота составляет более 60 процентов.

Введение судов океанического промысла оказало существенное влияние на увеличение вылова и изменение районов промысла. Карельские рыбаки впервые за последние годы стали осуществлять вылов рыбы в новых районах промысла: в 2001 году был организован промысел сельди атлантической в открытой части Норвежского моря (ОЧНМ), креветки в зоне НАФО (Nord-Atlantik Fish Organization), а также в районе Северо-Западной Атлантики на промысле окуня. Часть судов работала на промысле скумбрии в зоне Фарерских островов и на промысле морского петуха в зоне Западной Англии. В 2002 году предприятия активно работали на промысле путассу.

Рыболовство на внутренних водоемах

 

Рыбохозяйственным освоением внутренних водоемов Республики Карелия в настоящее время занимается 335 организаций различных форм собственности и частных предпринимателей, имеющих право на добычу рыбы. Промысловый лов сосредоточен в основном на крупных водоемах - Онежском и Ладожском озерах, Водлозере, Сямозере, Карельской части Белого моря. На промысле водных биоресурсов на внутренних водоемах задействовано 54 единицы судов.

Наиболее ценные виды рыб, добываемые на внутренних водоемах, - ряпушка, сиг, судак, лещ. На Белом море - сельдь беломорская, навага, водоросли.

Общий объем добычи во внутренних водоемах с 1998 по 2002 годы (тонн)

 

Наименование 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2002/1998,
процентов
Белое море 1393 1373 1836 1653 2468 177,2
Пресноводные водоемы 2084 1706 2339 2532 2407 115,5
Всего 3477 3079 4175 4185 4875 140,2

 

В карельских водах Белого моря сырьевые запасы водорослей оцениваются на уровне 50% от общего допустимого объема изъятия. Если в 1998 году добыча водорослей составила 185 тонн, то в 2002 году - 1256 тонн, увеличение в 6,8 раза. Увеличению добычи водорослей на Белом море к уровню 1998 года способствовало повышение спроса на данную продукцию, что позволило привлечь к добыче население поморских деревень. Для более эффективного использования сырьевых ресурсов Белого моря рыболовецкий колхоз "Заря Севера" приступил к строительству участка по производству фукусной крупки, что позволит организовать переработку водорослей непосредственно в местах их добычи.

С целью более полного и рационального использования ресурсов внутренних водоемов республики при содействии Государственного комитета Республики Карелия по рыбному хозяйству (далее - Госкомрыбхоз Республики Карелия) обеспечивается ежегодное проведение научно-исследовательских работ рыбохозяйственного назначения. В проведении научно-исследовательских работ используется научный потенциал Петрозаводского государственного университета, СевНИИРХ, Карельского научного центра Российской академии наук. Всего на научно-исследовательские работы рыбохозяйственного значения за период с 1998 по 2002 годы направлено 4106 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 3479 тыс. рублей, из республиканских средств поддержки рыбной отрасли - 627 тыс. рублей.

 

Аквакультура на внутренних водоемах

 

Развитие товарного рыбоводства в республике определено как одно из основных направлений рыбохозяйственной деятельности на внутренних водоемах. В настоящее время в республике действует 17 хозяйств, занимающихся выращиванием товарной форели, в основном это крестьянско-фермерские хозяйства, общества с ограниченной ответственностью, подсобные хозяйства при крупных промышленных предприятиях. За период с 1998 года объемы выращивания увеличились в 2,4 раза и составили в 2002 году 2400 тонн.

Проектная мощность рыбоводных хозяйств позволяет выращивать свыше 3000 тонн. Рентабельность производства и оказываемая государственная поддержка способствуют интенсивному развитию данного направления рыбохозяйственной деятельности. За последние три года приступили к работе 3 хозяйства: два - в Медвежьегорском и одно Кондопожском районах. Открыло площадку на Онежском озере ООО "Кальмар", расширили объемы производства фермерские хозяйства частных предпринимателей Гутыро и Федоренко в Кондопожском районе, увеличивает объемы выращивания ООО "Кивач", которое в 2000 году ввело в действие мощности по переработке форели.

В связи с сезонным характером работ рыбоводные хозяйства испытывают недостаток оборотных средств в начале сезона. Для обеспечения стабильной работы хозяйствам оказывается государственная поддержка на финансирование закупки кормов и посадочного материала. Всего за период 1998-2002 годов из республиканских средств государственной поддержки рыбной отрасли на развитие форелеводства направлено 13,4 млн. рублей, в том числе в виде займов на возвратной основе 12,9 млн. рублей.

Не менее важным направлением развития промышленной аквакультуры является выращивание мидий. В настоящее время на Белом море имеются плантации площадью 15 га. С 2000 года работы на плантациях возобновлены, но в связи с недостатком финансовых средств новые линии устанавливаются в ограниченном объеме.

Производство и поставки рыбной продукции

 

В период с 1998 года по 2002 год отрасли удалось остановить спад и увеличить объемы производства. В 2002 году выпуск товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы рыбные, составил 62,8 тыс. тонн, увеличение к уровню 1998 года составило 74,5 процента.

У добывающих предприятий основное увеличение производства продукции достигнуто на выпуске рыбы мороженой, филе мороженого, а также выпуске охлажденной рыбопродукции.

В состав рыбной отрасли республики входят береговые перерабатывающие предприятия, мощности которых способны ежегодно выпускать около 16 тыс. тонн готовой продукции, в том числе: консервы и пресервы, кулинарные изделия, рыба (копченая, соленая, пряная), деликатесная продукция в мелкой расфасовке. В связи со снижением платежеспособности населения и понижением спроса на отдельные виды готовой продукции эти мощности используются не в полной мере. Хотя необходимо отметить, что за период с 1998 года идет постоянное наращивание использования мощностей, особенно холодильников, в связи с увеличением объемов производства береговой обработки.

Для увеличения объемов производства рыбной продукции и расширения ассортимента на перерабатывающих предприятиях проводится реконструкция и модернизация существующих производственных мощностей. В 2000-2001 годах проведена частичная реконструкция консервного производства на Карельском рыбокомбинате, что позволило увеличить мощность по производству консервов из рыбы. В связи с увеличением мощности организовано 50 дополнительных рабочих мест.

В настоящее время ведется реконструкция производства на Сортавальском рыбозаводе. Завершена реконструкция котельной, введены мощности по выпуску рыбного филе и фарша по современным технологиям. В реконструкцию вложено более 13 млн. рублей. Организация данного производства позволит дополнительно ввести 20 рабочих мест. В настоящее время проводятся работы по организации производства готовой продукции из фарша.

На перерабатывающих предприятиях республики в последние годы выпускаются новые виды продукции, пользующиеся повышенным спросом у населения: форель радужная охлажденная, мороженая, слабосоленая, подкопченная в различных видах упаковки, консервы и пресервы из форели и других ценных видов рыб, кулинарные изделия, изделия из морской капусты (ламинарии) и мидии. Продукция улучшенного ассортимента находит признание не только в республике, но и за ее пределами.

Для расширения рынков сбыта и продвижения продукции карельских производителей предприятия рыбной отрасли ежегодно участвуют в наиболее значимых выставках-ярмарках (более чем в 20), в том числе таких, как: "Дни Республики Карелия в Москве", международной выставке Инрыбпром-2000, 2002 годах в г.Санкт-Петербурге, "Российские регионы", "Российские продукты питания", Российска" агропромышленная выставка 2000, 2002 годах в г.Москве, международных выставках "Рыбные ресурсы - 2002" в г.Москве, "Зеленая неделя - 2002" в Берлине и прочих. На всех выставках продукция получает высокую оценку, награждается дипломами и медалями.

Предприятия республики ежегодно увеличивают объемы производства в стоимостном выражении. За период с 1998 по 2002 годы объем производства в стоимостном выражении увеличился в 3,3 раза, что частично обусловлено инфляционными процессами, связанными с финансовым кризисом 1998 года, увеличением объем от производства в натуральном выражении и изменением ассортимента выпускаемой продукции (увеличение выпуска более дорогостоящей продукции: рыбы спецразделки, филе мороженого, морепродуктов).

В то же время необходимо отметить, что по данным Комитета государственной статистики Республики Карелия уровень потребительских цен на рыбную продукцию в Карелии в течение ряда лет остается самым низким на Северо-Западе России. Так, средняя цена на рыбу мороженую неразделанную в Карелии на конец декабря 2002 года составляла 27,67 рубля за 1 кг, в то время как в г.Сыктывкаре - 35,65 рубля, Архангельске - 32,14 рубля, в Вологде - 41,00 рубля, а в Мурманске - 52,50 рубля.

В связи с увеличением объемов выпускаемой продукции, увеличились объемы поставок готовой продукции.

 

Поставки рыбопродукции за период 1998-2002 годы (тыс. тонн)

 

Год Всего Экспорт Россия В том числе Карелия,
потребительский рынок
1998 35,7 20,2 15,5 3,1
1999 40,9 24,3 16,6 4,0
2000 43,1 23,5 19,6 3,4
2001 48,8 26,8 22,0 5,0
2002 61,3 34,3 27,0 4,2

 

На увеличение экспорта влияет улучшение конъюнктуры внешнего рынка: более высокие экспортные цены по сравнению с внутренними. В среднем по республике поставки на экспорт составляют около 56 процентов. Поставки в Россию осуществлялись в основном по Северо-Западному региону, а также в г.Москву.

Организации отрасли осуществляют поставки продукции на питание школьникам и учреждениям социальной сферы по муниципальным заказам. На эти цели рад добывающих предприятий республики поставляет продукцию по ценам на 20-30 процентов ниже среднерыночных.

Перед организациями рыбной отрасли поставлена задача обеспечения зверосовхозов республики кормовой рыбопродукцией и перерабатывающих предприятий полуфабрикатами для промышленной переработки. Всего за период с 1999 года по 2002 год поставлено в республику 10,4 тыс. тонн кормовой рыбопродукции, получено 20,2 тыс. тонн полуфабрикатов, что позволяет береговым предприятиям наращивать объемы производства.

Инвестиции

 

За период с 1998 года по 2002 год в развитие отрасли вложено 1108 млн. рублей, в том числе в обновление флота, включая бербоут-чартерные и лизинговые платежи, - 956,8 млн. рублей.

Было приобретено 29 единиц флота, в том числе для океанического промысла - 10 единиц, маломерного флота для прибрежного промысла и добычи на внутренних водоемах - 18 единиц и 1 транспортное судно. Из приобретенных судов было построено на заводе "Авангард" 2 среднетоннажных судна типа "Лаукува" и 2 единицы маломерного флота типа БП-72 "Прибужье".

В настоящее время на карельской верфи "Петрозаводск-плюс" строятся 2 судна для прибрежного промысла.

На приобретение машин и оборудования предприятиями рыбной отрасли республики направлено свыше 116 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета осуществлялась реконструкция объектов охраны и воспроизводства рыбных ресурсов, всего на данные цели направлено 59,1 млн. рублей. За счет федеральных средств проведена реконструкция Выгского рыбозавода, проводится реконструкция Кемского рыбозавода, начато строительство рыбозавода на о.Валаам.

В расширение действующих и создание новых объектов форелеводства вложено около 10 млн. рублей инвестиций.

Вкладываются инвестиции и в береговую обработку. Продолжаются работы по реконструкции Карельского рыбокомбината, Сортавальского рыбозавода. В результате уже проведенных работ удалось увеличить объем производства рыбных консервов, расширить их ассортимент. На Сортавальском рыбозаводе организовано производство рыбного фарша. Проводится реконструкция перерабатывающей базы ООО "Кивач", ООО "Сямозерский рыбозавод", организуется перерабатывающая база в рыбоводном хозяйстве ООО "Норд-Ост-Рыбпром". На выполнение вышеперечисленных мероприятий направлено около 20 млн. рублей.

Объемы инвестиций приведены в таблице.

 

(млн. рублей)

Наименование 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Всего
1. Собственные средства
предприятий
16,1 220,9 152,8 238,8 237 865,6
2. Привлеченные
средства (банков,
инвесторов)
8,95 43,74 - 41,7 54,9 149,29
3. Средства
федерального бюджета
3,4 10,56 35,8 17,8 16,4 83,96
4. Средства бюджета
Республики Карелия
- - 3,0 2,0 - 5,0
5. Средства поддержки
рыбной отрасли
0,1 0,5 0,9 0,3 1,9 3,7
Всего 28,55 275,7 192,5 300,6 310,2 1107,55
в том числе в
строительство и
обновление
(приобретение) флота
16,1 225,8 156,1 248,6 234 880,6

Государственная поддержка предприятий рыбной отрасли

 

В соответствии с постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 22 декабря 1994 года N 473 "О государственной поддержке рыбной отрасли Республики Карелия" Госкомрыбхозом Республики Карелия для стабилизации положения дел в рыбной отрасли Республики Карелия и для реализации мероприятий программы развития рыбного хозяйства Республики Карелия были приняты меры по формированию средств для государственной поддержки рыбной отрасли Республики Карелия. Данные средства использовались на оказание финансовой помощи предприятиям, организациям и рыбоводным хозяйствам в виде возвратных, на платной основе займов.

За период с 1998 года по 2002 год из средств государственной поддержки рыбной отрасли Республики Карелия оказана финансовая поддержка предприятиям, организациям и рыбоводным хозяйствам на сумму 24 млн. рублей, в том числе: на пополнение оборотных средств 4,0 млн. рублей, оказание финансовой помощи рыбоводным хозяйствам - 11,4 млн. рублей, инвестиционные проекты и перечисление средств в уставный капитал предприятий с долей госсобственности - 3,7 млн. рублей.

Основная сумма (более 50% от общей суммы) была направлена на поддержку развития в республике товарного форелеводства.

Кроме того, по привлеченным в 2001-2002 годах банковским кредитам на сумму 22,4 млн. рублей для приобретения рыбных кормов рыбоводными хозяйствами получены из средств федерального бюджета на погашение разницы в процентной ставке субсидии в сумме 1566,7 тыс. рублей.

Только благодаря такой финансовой поддержке рыбоводы Карелия по производству товарной форели занимают ведущее место в России. За период с 1998 года объемы выращивания товарной форели увеличились почти в 2,5 раза.

Охрана и воспроизводство рыбных ресурсов

 

В республике рыбохозяйственную деятельность по охране и воспроизводству ценных видов рыб осуществляет ФГУ "Карелрыбвод" и входящие в его структуру 2 рыбоводных завода - Выгский и Кемский, а также Карельская рыбоводная станция. Данные структуры обеспечивают ежегодные работы по сбору икры, выращиванию и расселению молоди ценных видов рыб в водоемы Карелии. При годовом плане выпуска в 305 тыс. штук молоди лососевых в год за последние пять лет в водоемы Республики Карелия фактически выпущено более 2,5 млн. штук. Наибольший удельный вес приходится на молодь семги, так, в 1999 году процент молоди семги равнялся 52, в 2001 г. - 60 процентов.

Помимо воспроизводства лососевых рыб, к которым относятся лосось, семга, горбуша, палия, бассейновое управление ФГУ "Карелрыбвод" осуществляет искусственное разведение и других видов рыб: ряпушки, пеляди, сига, леща, судака. За 1998-2002 годы было выращено и выпущено в карельские водоемы 14050 тысяч экземпляров молоди ряпушки. Кроме того, для создания маточных стад в водоемы перевезено за этот период 24,03 тысячи разновозрастных особей судака.

В последние годы работы по воспроизводству рыбных ресурсов также осуществляет Карельский Рыбакколхозсоюз, которым в 2002 году выпущено в водоемы Карелии 152,1 тыс. штук молоди лососевых и 712,5 тыс. штук личинок ряпушки.

Для расширения рыбохозяйственной деятельности по воспроизводству ценных видов рыб ФГУ "Карелрыбвод" осуществляет реконструкцию существующих рыбоводных заводов и планирует создание новых. В стадии завершения находится реконструкция Выгского рыбоводного завода в п.Сосновец Беломорского района, осуществляется проектирование и строительство экспериментального рыбоводного комплекса по воспроизводству ладожской палии на о. Валаам, проводится капитальный ремонт водоподающей системы Кемского рыбоводного завода. Все работы финансируются из федерального бюджета.

Охрану рыбных запасов в системе бассейнового управления ФГУ "Карелрыбвод" осуществляют 12 районных инспекций рыбоохраны и оперативная инспекция. В составе инспекций работают 58 инспекторов. ФГУ "Карелрыбвод" контролируется весь фонд пресноводных водоемов Республики Карелия и частично карельской части Белого моря: прибрежная зона, эстуарии рек, а также зимний подледный лов.

Структурные преобразования в отрасли

 

За последние годы в рыбной отрасли Республики Карелия произошли существенные структурные преобразования.

В 1999 году при содействии Госкомрыбхоза Республики Карелия форелеводческие хозяйства объединились в некоммерческое партнерство "Общество форелеводов Карелии". Объединение помогает решать вопросы по централизованному обеспечению хозяйств кормами, проведению в хозяйствах эпизоотических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний рыб, а также привлечению финансовых ресурсов банков для сезонного кредитования хозяйств.

В 2001 году добывающие предприятия отрасли организовали некоммерческое партнерство "Ассоциация рыбопромышленников "Северо-Запад". Созданное объединение помогает предприятиям находить взаимопонимание в области обновления и модернизации флота, рационального использования ресурсов, отстаивать свои интересы на уровне Госкомрыболовства России, Северо-Западного бассейна при распределении водных биоресурсов.

В общем объеме производства по отрасли (в натуральном выражении) крупные и средние предприятия составляют 23,9 процента, рыболовецкие колхозы - 9,9 процента, малые предприятия - 66,1 процента, на долю прочих предприятий, где рыболовство и производство рыбной продукции не является основной деятельностью, приходится менее 1 процента.

Все более значительную роль играют малые предприятия отрасли.

Если в целом по Республике Карелия, удельный вес малых предприятий промышленности в объеме произведенной продукции и услуг составляет 9,4 процента при численности занятых 10,8 процента, то в рыбной отрасли малые предприятия играют значительную роль в объемах производимой продукции, и их доля постоянно возрастает. Так, если в 2000 году удельный вес малых предприятий в производстве рыбной продукции в натуральном выражении составлял 34,6 процента, в 2001 году - 51,7 процента, то в 2002 году доля малых предприятий возросла до 66,1, в то время как численность на малых предприятиях составляла в 2000 году - 23 процента, в 2001 - 27,8 процента, в 2002 - 37,3 процента.

В связи с возрастающей ролью малых предприятий отрасли, учитывая их значительную долю в объемах производства рыбной продукции, важным для рыбной отрасли республики явилось подготовленное Госкомрыбхозом Республики Карелия в 2001 году распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия об организации сплошного статистического учета всех предприятий рыбной отрасли Республики Карелия. Это позволило достоверно отразить показатели деятельности рыбной отрасли в статистической отчетности республики.

2. Основные проблемы современного этапа

 

Развитие рыбного хозяйства Республики Карелия сдерживается наличием ряда проблем в большей мере идентичных общим проблемам развития рыбохозяйственного комплекса России и Северного бассейна, в частности.

Все проблемы условно подразделяются на внутренние и внешние.

Среди основных внутренних проблем можно выделить следующие:

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов, в первую очередь промыслового флота;

- снижение уровня использования имеющегося производственного потенциала, в том числе берегового;

- недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности обрабатывающих производств на флоте и на берегу;

- дефицит в оборотных средствах, сокращение государственной поддержки, низкий уровень инвестиционной активности;

- недостаточное развитие и необходимость совершенствования системы маркетинга.

В качестве основных внешних проблем выступают следующие:

- снижение запасов водных биоресурсов в Российской экономической зоне, в том числе за счет увеличения промысловых усилий вследствие сворачивания промысла в отдаленных районах, включая открытые районы Мирового океана, что было вызвано передислокацией флота в ближние районы Северо-Восточной Атлантики, в том числе в отечественную зону Баренцева моря;

- снижение запасов водных биоресурсов в зонах иностранных государств и конвенционных районах;

- перестройка системы управления рыбным хозяйством Республики Карелия осуществляется в рамках реформирования общей системы управления рыбохозяйственным комплексом России в целом;

- отсутствие необходимой нормативной базы в области рыбного хозяйства России, базовый федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов до настоящего времени не принят;

- введение аукционной системы реализации квот на вылов (добычу) наиболее ценных видов рыб и морепродуктов;

- постоянный рост цен на материально-технические ресурсы - сырье, материалы, тару, энергоносители, тарифов на транспортные услуги;

- жесткая кредитная политика государства и коммерческих банков, не создающая благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль и развития предприятий.

3. Основные цели и задачи Программы

 

Основной стратегической целью развития рыбного хозяйства в Республике Карелия согласно Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов является удовлетворение спроса на рыбные продукты населения в регионе, закрепление на рынках промышленных районов Центрально-Европейской части России, Урала и Западного рынка.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

- расширение океанического промысла, в том числе за счет объектов в отдаленных районах промысла и в прибрежной зоне;

- максимальное использование водных биоресурсов внутренних водоемов, в том числе на Белом море;

- содействие охране водных биоресурсов и их воспроизводству;

- привлечение финансовых и других ресурсов для обновления производственных фондов;

- организация новых высокопроизводительных и эффективных перерабатывающих производств как на флоте, так и на береговой обработке;

- улучшение качества выпускаемой продукции и расширение ее ассортимента;

- увеличение поставок и расширение ассортимента рыбных товаров на внутренний рынок, в том числе в Республику Карелия;

- подготовка кадров для отрасли;

- содействие развитию рыболовного туризма.

4. Система программных мероприятий

 

Система программных мероприятий включает:

- обновление, техническое перевооружение промыслового флота путем модернизации действующего, его капитального ремонта и увеличение использования вследствие этого имеющихся добывающих мощностей;

- расширение и увеличение промысла на внутренних водоемах республики путем улучшения использования стационарных орудий лова;

- развитие товарного рыбоводства и промышленной марикультуры;

- строительство, реконструкция и техническое перевооружение береговой производственной базы;

- увеличение объемов добычи гидробионтов путем освоения новых районов промысла, увеличения использования неквотируемых объектов;

- увеличение объемов производства рыбной продукции за счет реконструкции действующих производств, увеличения использования производственных мощностей, внедрения новых современных технологий для производства конкурентоспособной продукции и расширения ассортимента выпускаемой продукции;

- продолжение политики экспортной направленности производства рыбной продукции глубокой обработки при значительном снижении удельного веса экспорта в общих объемах производства;

- активизацию инвестиционной деятельности путем привлечения средств инвесторов, банковских кредитов, оказание содействия в реализации перспективных инвестиционных проектов;

- организацию системы кредитования отрасли.

Мероприятия к Программе представлены в приложении N 1.

5. Ресурсное обеспечение

 

5.1. Сырьевая база

 

Реализация программных мероприятий, особенно в области развития флота и береговой обработки, требует проведения соответствующей политики в рыболовстве, которая должна быть увязана с государственной политикой, проводимой как в Республике Карелия, так и в Северном бассейне. В период до 2010 года она будет характеризоваться следующим:

- расширение промышленного освоения экономических зон иностранных государств, конвенционных районов и открытых районов океана;

- расширение промышленного освоения прибрежной зоны и внутренних водоемов Республики Карелия, в том числе флотом рыболовецких колхозов, а также малыми предприятиями;

- переориентация рыбохозяйственной деятельности в регионе на повышение степени переработки добываемого сырья и его комплексного использования;

- сохранение высокого удельного веса экспорта в общих объемах производства пищевой продукции при одновременном расширении поставок рыбных товаров на внутренние рынки России.

 

Океанический промысел

 

Уловы рыбы и нерыбных объектов промысла рыбохозяйственными организациями Республики Карелия в перспективе

 

(тыс. тонн)

  Направления 2001 г.,
факт
2002 г.,
отчет
Прогноз
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Всего по
Республике Карелия
68,2 78,4 58,1 54,5 56,5 87,7
2. Океаническое
рыболовство, всего
62,0 71,1 48,2 44,2 45,0 74,1
  в том числе:
экономическая зона
России

49,2

50,3

35,9

27,3

27,8

43,2
  экономические зоны
иностранных
государств
9,9 19,2 11,5 15,5 15,8 28,7
  открытые районы
океана
2,9 1,6 0,8 1,4 1,4 2,2
3. Внутренние
водоемы, всего
6,2 7,3 9,9 10,3 11,5 13,6
  в том числе:
Белое море

1,7

2,5

4,7

4,8

4,8

5,1
  пресноводные
водоемы
2,5 2,4 2,5 2,6 2,7 3,5
  товарное
рыбоводство
2,0 2,4 2,7 2,9 4,0 5,0

 

Для предприятий и организаций рыбного хозяйства Республики Карелия базой обеспечения водными биологическими ресурсами будут в основном районы Северо-Восточной Атлантики, прибрежная зона Белого моря, пресноводные водоемы и продукция аквакультуры.

В период с 2003 года из-за уменьшения выделяемых объемов сырьевых биоресурсов Республике Карелия таких, как треска (2002 г. - 52,7% в общем вылове в российской экономической зоне, 2005 г. - 50,4%, 2010 г. - 48,6%), ожидается снижение удельного веса вылова водных биоресурсов в экономической зоне России в общем океаническом промысле.

 

(проценты)

Направления 2001 г. 2002 г. Прогноз
факт отчет 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г.
Океаническое рыболовство,
всего
100 100 100 100 100 100
в том числе экономическая
зона России
79,3 70,7 74,5 61,8 61,8 58,3

 

Несмотря на то что доля уловов в российской экономической зоне уменьшится к уровню 2001 года, она по-прежнему будет оставаться значительной и составит 58,3 процента к 2010 году.

Наибольшее снижение к уровню 2001 года по квотируемым объектам промысла (треска, пикша) ожидается в 2003-2004 годах:

 

(тонн)

Виды биоресурсов 2001 г., факт 2003 г. 2004 г.
Треска 20762 7380 6380
Пикша 3426 1900 1800

 

Начиная с 2006 года по вышеназванным квотируемым объектам прогнозируется увеличение:

 

(тонн)

Виды биоресурсов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Треска 12600 13000 14500 17000 19000
Пикша 2500 2600 2900 3400 3800
Мойва 8000 8000 9000 10000 14000

 

В связи с ограничением ресурсов в экономической зоне России существенное (с 20,8 тыс. тонн в 2002 году до 30,9 тыс. тонн к 2010 году) увеличение добычи рыбы и морепродуктов республиканскими рыбопромысловыми предприятиями будет достигнуто в зонах иностранных государств, конвенционных районах и в открытой части Северо-Восточной Атлантики.

Доля вылова в этих районах промысла:

 

(проценты)

Направления 2001 г.,
факт
2002 г.,
отчет
Прогноз
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г.
Океаническое
рыболовство, всего
100 100 100 100 100 100
в том числе:
экономические зоны
иностранных
государств

16,0

27,0

23,9

35,1

35,1

38,7
открытые районы
океана
4,7 2,3 1,6 3,1 3,1 3,0

 

Начиная с 2004 года, в прогнозируемый период предполагается постоянное наращивание объемов вылова в зонах иностранных государств и конвенционных районах за счет промысла сельди атланто-скандинавской, сардинеллы, путассу.

Прогноз увеличения вылова водных биоресурсов, выделяемых Республике Карелия в зонах иностранных государств и конвенционных районах:

 

(тонн)

Виды биоресурсов 2004
г.
2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
2010
г.
Сельдь атлантическая 5000 5000 6000 7000 7000 8000 9000
Путассу ФЭЗ 1800 2000 3000 4000 5000 7000 9000
Скумбрия ФЭЗ 180 200 300 400 500 700 900
Палтус НАФО 250 250 300 300 300 300 300
Окунь морской М.Ирмингера 1300 1300 1300 1300 1300 1300 1300
Ставрида 1000 1000 1000 1000 1500 1500 1500
Скумбрия 500 500 500 500 700 700 700
Сардина 1000 1000 1000 1000 1500 1500 1500
Сардинелла 4000 4000 4000 4000 4000 4000 4000

 

Несмотря на некоторое снижение удельного веса, по-прежнему в общем океаническом улове наибольший удельный вес будет занимать треска (25,6%), одновременно увеличится доля мойвы, путассу, сельди и скумбрии.

Внутренние водоемы

 

Значительное уменьшение выделяемых Республике Карелия квотируемых водных биоресурсов требует расширения промышленного освоения прибрежной зоны и внутренних водоемов Республики Карелия.

В перспективе при существенном улучшении использования сырьевой базы внутренних водоемов, начиная с 2003 года, предполагается постоянное наращивание объема вылова водных биоресурсов, в 2010 году он составит около 13,6 тыс. тонн. Данное увеличение произойдет в основном за счет основных резервов по пресноводным водоемам (ряпушка, корюшка, мелкий частик), по Белому морю (сельдь беломорская, навага, водоросли) и увеличения товарного выращивания форели.

Белое море

 

Основными ресурсами на Белом море являются сельдь беломорская (лимит - 950 тонн в 2002 г.), навага (лимит - 460 тонн), гренландский тюлень (лимит - 16280 голов), кольчатая нерпа (лимит - 290 голов). На период до 2006 года ожидается увеличение лимитов ориентировочно от 3 до 5 процентов в год, с дальнейшей стабилизацией ресурсов до 2010 года. Кроме того, из рыбных нелимитируемых ресурсов добываются корюшка, горбуша, треска.

В Белом море сосредоточены большие запасы водорослей - ламинарии, анфельции, фукуса. Продукция из водорослей используется в сельском хозяйстве, пищевой и медицинской промышленности. В связи с возросшим спросом последнее время наблюдается увеличение добычи этих видов морепродуктов. Лимит на промысел ламинарии (сырца) в 2002 году составил 1770 тонн.

Для полного освоения ресурсов необходимо изменение правил рыболовства на Белом море с предоставлением возможности заниматься промыслом, независимо от территориальных границ прилегающих регионов. Предусматривается снятие ограничений по добыче фукоидов, если раньше добыча осуществлялась только из штормовых выбросов, что ставило ее в зависимость от погодных условий, то планируется добыча фукуса непосредственно в море, что значительно расширит рынки сбыта, в том числе возможность поставки для медицинских целей.

К 2010 году на побережье Белого моря намечается заготавливать до 2,4 тыс. тонн водорослей (сырца).

Общий вылов к 2010 году планируется довести до 5,1 тыс. тонн.

Пресноводные водоемы

 

В Республике Карелия в перспективе предстоит существенно улучшить использование сырьевой базы пресноводных водоемов. Основным перспективным направлением рыбохозяйственного использования озерного фонда Республики Карелия, позволяющим получить товарную продукцию с минимальными затратами, является рациональное использование естественных рыбных ресурсов. Так, в самых крупных озерах (Онежском и Ладожском) уловы за многолетний период колебались от 1,8 до 3,5 тыс. тонн. Объем допустимого улова пресноводных водоемов Карелии сегодня составляет около 6,0 тыс. тонн в год.

К 2010 году планируется достичь вылова в объеме 3,5 тыс. тонн - рост к 2002 году 45,4%. Основной резерв уловов отмечается, главным образом, по таким ценным в пищевом отношении объектам промысла, как сиговые, корюшка, ряпушка, лещ и судак.

Аквакультура

 

Товарное рыбоводство

 

Важную роль в развитии рыбного хозяйства Республики Карелия играет рыболовство и рыбоводство во внутренних водоемах. Наиболее перспективными направлениями аквакультуры являются садковое форелеводство на индустриальной основе. Существующие мощности на сегодняшний день оцениваются в 4 тыс. тонн, используются только на 60%. Сдерживающий фактор - недостаток собственного посадочного материала и отсутствие производства рыбных кормов.

Для обеспечения в перспективе рыбоводных хозяйств, расположенных в средней части республики, качественным посадочным материалом планируется провести реконструкцию Кедрозерского рыбозавода с достижением им мощности по посадочному материалу 1 млн. штук и до 200 тонн в год по товарному выращиванию. Для обеспечения посадочным материалом северной и южной части республики предполагается строительство трех рыбопитомников (в Питкяранском, Кемском районах и г.Сортавале) с ежегодным выращиванием (на каждом предприятии) 1,2 млн. штук 5-граммовиков форели. Это должно обеспечить производство товарной форели в объеме 1800 тонн. Общая производительность по этим участкам должна составить 3700 тонн товарной форели.

Для дальнейшего расширения товарного форелеводства и доведения в долгосрочной перспективе объемов выращивания до 5 тыс. тонн предполагается организация не менее 5 товарных рыбоводных хозяйств, в том числе двух при рыболовецких колхозах в прибрежных районах Белого моря.

Марикультура

 

В настоящий момент единственным объектом марикультуры на Белом море является мидия, которая культивируется на искусственных плантациях ОАО "Карелрыбфлот" по уникальной технологии. За период выращивания мидий (с 1983 г.) было установлено 33 га плантаций. В настоящее время на Белом море имеются плантации площадью 15 га. С 2000 года работы на плантациях возобновлены, но в связи с недостатком финансовых средств новые линии устанавливаются в ограниченном объеме.

Учитывая потребность в мидиевой продукции медицинской промышленности, необходим поиск заинтересованного инвестора, что при достаточных финансовых вложениях позволило бы значительно увеличить объемы товарного выращивания мидий и довести их в перспективе до 250 тонн ежегодно.

5.2. Материально-техническое обеспечение

 

Формирование материально-технического обеспечения работы организаций рыбного хозяйства Республики Карелия будет осуществляться на основе прямых договоров.

В целях своевременного обеспечения организаций материально-техническими ресурсами необходима государственная поддержка, в том числе в рамках выполнения государственного заказа на поставку рыбных товаров, с целью расширения реализации их на внутреннем рынке России, в том числе в Карелии. Данная работа должна проводиться с целью создания благоприятных условий для функционирования отрасли. Кроме того, государственная поддержка должна осуществляться в направлении создания для организаций рыбного хозяйства Республики Карелия благоприятной налоговой, кредитной и таможенной политики, в первую очередь, для пополнения оборотных средств.

Предполагается также расширение взаимоотношений с иностранными партнерами в области строительства судов, поставок необходимого промыслового и технологического оборудования, поисковой аппаратуры, отдельных орудий лова и другое.

В то же время в области судостроения необходимо стимулировать предприятия, приобретающие флот на отечественных верфях. С этой целью предполагается проведение конкурсов на выделение инвестиционных квот предприятиям, осуществляющим строительство судов на отечественных верфях.

5.3. Трудовые ресурсы

 

При условии достижения намеченных мер по оздоровлению экономики путем совершенствования организации труда и управления рыбным хозяйством в целом в стране и отдельных ее регионах, стимулирования производственной деятельности и проживания в районах Российского Севера, сокращения темпов оттока населения, и в первую очередь специалистов, обеспечивающих функционирование отраслей, определяющих экономику этих районов, в перспективе проблема обеспеченности кадрами предприятий и организаций рыбного хозяйства особо остро стоять не будет.

В период после 2003 года при определенной стабилизации производства в рыбохозяйственном комплексе республики должно существенно увеличиться количество работников отрасли. Однако для освоения новых производств потребуется привлечение дополнительных работников, особенно на береговых производствах.

Общая потребность в работниках предприятий и организаций рыбного хозяйства Республики Карелия на конец 2006 года по сравнению с 2002 годом возрастет на 3 процента и составит 3100 человек, в том числе занятых на берегу возрастет на 34 процента и составит 1210 человек. В 2010 году численность работающих в рыбном хозяйстве Карелии должна составить не менее 3200 человек, в том числе занятых на берегу 1260 человек, плавсостав - 1940 человек.

Проблема подготовки и переподготовки кадров для предприятий и организаций рыбного хозяйства Карелии в перспективе будет решаться в рамках как отраслевой системы образования, в том числе в высших и средних специализированных учебных заведениях, расположенных в Северном бассейне, так и в системе образования Республики Карелия. В частности, продолжится дальнейшее сотрудничество с Петрозаводским госуниверситетом по подготовке специалистов в области рыбоводства, воспроизводства и охраны водных биоресурсов, с Петрозаводским командным речным колледжем по подготовке специалистов плавсостава, с Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия по подготовке в системе технического образования специалистов рыбообработчиков.

5.4. Научно-техническое обеспечение

 

Эффективность реализации системы программных мероприятий по развитию рыбного хозяйства Республики Карелия в перспективе в значительной степени будет определяться уровнем научно-технического обеспечения.

Основными задачами научно-технического обеспечения станут:

- развитие информационной системы, включающей банк приоритетных научно-технических проблем отрасли, данные о состоянии и перспективах развития сырьевой базы Мирового океана и внутренних водоемов;

- информация о состоянии и тенденциях изменения рынка рыбных товаров;

- базы данных о состоянии технологий и техники, используемых в рыбном хозяйстве республики, информация о научно-технических достижениях в России и за рубежом в области рыбного хозяйства и другие.

Предполагается, что основное внимание в процессе реализации Программы будет уделяться повышению качества продукции, расширению ее ассортимента с учетом требований рынка, наиболее полному и комплексному использованию сырья, практически полной утилизации отходов, снижению производственных издержек, повышению экологичности производства.

Повышение качества продукции является необходимым условием эффективного производства. Предполагается определенное развитие системы качества продукции в рамках рыбного хозяйства Республики Карелия, включающей основные прогрессивные элементы как отечественных, так и зарубежных систем подобного типа, особенно в странах Европейского союза.

Успешная реализация Программы предполагает рациональное использование имеющихся производственных мощностей отрасли, а также снижение эксплуатационных затрат. Предполагается анализ возможных путей уменьшения производственных издержек как на судах, так и на береговых предприятиях, разработка соответствующих мероприятий, не требующих серьезных инвестиций. Одним из них явится энергосбережение.

В рамках реализации Программы планируется сотрудничество с научными организациями как отраслевыми - ВНИРО, ПИНРО, СевПИНРО, так и расположенными на территории Республики Карелия - Петрозаводский государственный университет, СевНИИРХ, Карельский научный центр Российской академии наук.

С целью формирования отраслевой системы контроля качества продукции, внедрения новых видов продукции планируется продолжить работу дегустационного совета при Госкомрыбхозе Республики Карелия.

5.5. Инвестиционные ресурсы

 

Одним из важнейших условий реализации программных мероприятий по развитию рыбного хозяйства Республики Карелия в перспективе является активизация инвестиционного процесса в отрасли, направленного на обновление действующего производственного аппарата, внедрение прогрессивных технологий, развитие социальной инфраструктуры.

Инвестиционный процесс в отрасли определяется стратегией ее развития.

Учитывая значительное недоиспользование производственных мощностей, особенно добывающего флота, в связи с нехваткой водных биоресурсов, а также недоиспользование береговых производственных мощностей, их моральный и физический износ, основная политика в области инвестиционного процесса будет направлена на модернизацию и капитальный ремонт существующего добывающего флота, а также на реконструкцию береговых перерабатывающих предприятий.

Предполагаемая политика расширения районов океанического рыболовства, освоения прибрежного промысла и аквакультуры, дальнейшего развития экспорта и увеличения поставок рыбных товаров на внутренний рынок потребует значительного обновления флота путем его модернизации, соответствующего развития береговой производственной структуры, улучшения качества рыбной продукции.

Общая потребность в инвестициях в рассматриваемый период должна составить 1519,3 млн. рублей, в том числе в период 2003-2004 годов - 697,5 млн. рублей, 2005-2006 годов - 544,9 млн. рублей и 2007-2010 годов - 276,9 млн. рублей.

Из общей потребности в инвестиционных ресурсах наибольший удельный вес (47,7 процента, или 725 млн. рублей) предстоит направить на замену и развитие промыслового флота, включая флот внутренних водоемов. В том числе в периоды 2003-2004 годов - 38,7 процента, или 269,8 млн. рублей, 2005-2006 годов - 42,1 процента, или 229,4 млн. рублей, 2007-2010 годов - 81,6 процента, или 225,9 млн. рублей. Это обусловлено необходимостью модернизации, ремонта и замены физически изношенных (в целом по республике на 60%) и морально устаревших судов. Основная часть средств (около 90%) будет привлечена для приобретения и модернизации судов, а также судового оборудования по импорту. Около 20 млн. рублей инвестиций будут связаны с отечественными предприятиями, в частности, строительство маломерного флота на петрозаводском предприятии "Судоверфь-плюс".

В реконструкцию и организацию берегового перерабатывающего производства предстоит направить 275 млн. рублей, или 18,1 процента инвестиций. Продолжится реконструкция ОАО "Карельский рыбокомбинат", большая часть инвестиций которого будет направлена на газификацию предприятия, что позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции. На реконструкцию существующих и создание новых производственных мощностей ЗАО "Сортавальский рыбозавод" в период 2003-2005 годов предполагается направить 144 млн. рублей. Высокие капитальные вложения связаны с организацией нового в республике производства - изделий из рыбного фарша. Планируется реконструкция предприятия ООО "Рыбопродукты", что позволит значительно нарастить объемы перерабатывающего производства в республике.

В расширение и развитие форелеводства в республике будет направлено 189,1 млн. рублей инвестиционных вложений (12,5% общего объема инвестиций). С целью обеспечения рыбоводных предприятий посадочным материалом предполагается произвести реконструкцию Кедрозерского рыбозавода, а также строительство двух новых питомников в Суоярвском районе и в Заонежье. Планируется организация перерабатывающей базы в хозяйстве ООО "Норд-Ост-Рыбпром" в Медвежьегорском районе.

Значительная часть инвестиций (313 млн. рублей, или 20,6%) будет направлена на реконструкцию и новое строительство объектов воспроизводства и охраны водных биоресурсов. Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Планируется реконструкция Кемского рыбоводного завода, начато строительство рыбоводного предприятия по воспроизводству ценных промысловых видов рыб в Приладожье (Валаамское экспериментальное рыбоводное хозяйство "Летняя ферма").

Планируемые инвестиции по источникам финансирования распределяются следующим образом: 251,8 млн. рублей (16,6%) - собственные средства предприятий, средства, выделяемые из федерального бюджета - 313,3 млн. рублей (20,6%), привлеченные средства (кредиты банков, денежные средства инвесторов, бюджетный кредит Республики Карелия и прочие) - 954,2 млн. рублей (62,8%), в том числе 652,2 млн. рублей - платежи по договорам международного финансового лизинга, договорам бербоут-чартера на приобретение флота.

Средства федерального бюджета будут в основном направлены на объекты охраны и воспроизводства водных биоресурсов. Бюджетные кредиты Республики Карелия планируется в основном направить на приоритетные объекты для развития рыбоводства и береговой перерабатывающей базы.

Потребность предприятий и организаций рыбной отрасли Республики Карелия в инвестиционных ресурсах на 2003-2010 годы представлена в приложении N 2.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы и оценка ее эффективности

 

6.1. Экономическая, бюджетная, социальная эффективность и источники финансирования

 

Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется с помощью системы показателей эффективности, включающей показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности.

Показатели экономической эффективности развития организаций рыбного хозяйства Республики Карелия в перспективе приведены в приложениях N 3, 4.

Учитывая, что развитие рыбного хозяйства Республики Карелия сдерживается наличием ряда проблем, характерных для всего рыбохозяйственного комплекса страны, включая и Северный бассейн (снижение запасов водных биоресурсов в российской экономической зоне, в зонах иностранных государств и конвенционных районах, а также введением аукционной системы реализации квот на вылов (добычу) наиболее ценных видов рыб и морепродуктов), показатели, характеризующие экономическую эффективность программных мероприятий до 2005 года, будут ниже уровней предыдущих лет. Только в долгосрочной перспективе величины показателей, характеризующих экономическую эффективность программных мероприятий, начинают показывать достаточный уровень экономической эффективности развития предприятий и организаций рыбного хозяйства.

Обобщающие показатели функционирования организаций рыбной отрасли в перспективе характеризуют по сравнению с 2001 годом в 2010 году увеличение:

- улова рыбы и нерыбных объектов на 28,6 процента;

- выпуска пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 50,7 процента;

- выпуска непищевой продукции в 2,1 раза;

- стоимости товарной продукции в 2,1 раза.

Производительность труда (по обезличенной продукции) возрастет на 32 процента.

Бюджетный эффект отражает влияние реализации программных мероприятий на доходы бюджетов различных уровней и во внебюджетные фонды.

К 2010 году уровень бюджетных поступлений увеличится более чем в 2 раза и предположительно составит около 250 млн. рублей.

Социальные результаты являются самостоятельными показателями эффективности. При оценке социальных результатов предполагается, что развитие организаций рыбного хозяйства соответствует всем социальным нормам и стандартам и не противоречит соблюдению прав человека в социальной области. В этой связи, предусматриваемые программными мероприятиями нормальные условия труда и отдыха, достаточная социальная защищенность являются обязательными условиями их реализации.

Развитие организаций рыбного хозяйства в перспективе до 2010 года позволит дополнительно создать новые рабочие места не менее чем на 460 человек, в том числе для работников плавсостава - 50, занятых на берегу - 410 человек. В свою очередь это позволит обеспечить постоянным источником дохода на уровне не ниже среднего по республике около 1200 человек. Всего же в 2010 году организации рыбного хозяйства должны обеспечить постоянным источником дохода около 3,2 тыс. человек.

В результате развития рыбного хозяйства Республики Карелия в перспективе дополнительно на отечественный рынок будет ежегодно поставляться около 13 тыс. тонн пищевой рыбной продукции, включая консервы; в том числе в Карелию - 5 тыс. тонн.

6.2. Охрана окружающей среды

 

В условиях роста промышленного производства проблема охраны окружающей среды стала одной из важнейших общегосударственных задач, решение которой неразрывно связано с охраной здоровья населения России. Успех реализации Программы возможен только в случае, если развитие техники и технологии производства и совершенствование экономического механизма хозяйственной деятельности будут осуществляться с учетом экологических требований, исходя из обеспечения решения рационального использования водных биологических ресурсов и охраны окружающей среды в регионе.

Рационализация использования водных биоресурсов может потребовать проведения в рамках рыбного хозяйства республики соответствующих научных исследований и разработок.

Одной из важнейших задач охраны окружающей среды останется предотвращение загрязнения водной среды с судов. Предполагается, что промысловые суда будут удовлетворять требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с протоколом 1978 года и дополнением 1983 года). Средние суда будут иметь соответствующее оборудование для утилизации бытовых отходов и сточных вод.

Все средние суда, на борту которых осуществляется обработка гидробионтов, оборудуются рыбомучными установками.

Определенное воздействие на природную среду будут оказывать объекты береговой производственной инфраструктуры. Оно будет реализовываться в виде сброса сточных вод и выброса в атмосферу различного рода загрязняющих веществ.

С целью ограничения поступления в атмосферу и водную среду вредных веществ на вновь вводимых производственных мощностях предполагается создание или реконструкция действующих сооружений по очистке как сточных вод, так и выбросов в атмосферу, очистка хозяйственно-бытовых стоков будет осуществляться на городских (поселковых) сооружениях, куда по соответствующим сетям должны передаваться эти стоки. При невозможности сброса стоков в городские (поселковые) очистные сооружения на предприятиях будут создаваться локальные очистные сооружения.

Серьезной проблемой, которую предстоит решить до 2005 года является необходимость замены используемых сейчас на флоте хладоагентов. В связи с запретом использования R12, диктуемым Монреальским протоколом, основным хладоагентом на судах новостроя стал R22. Однако и он подлежит замене к 2005 году на озонобезопасные хладоагенты и их смесь.

Потребность в инвестициях на оснащение действующих и вновь возводимых объектов береговой производственной структуры устройствами, обеспечивающими охрану окружающей среды, учтена в общем объеме капитальных вложений в развитие береговых предприятий рыбного хозяйства.

7. Источники финансирования

 

Анализ состояния организаций рыбного хозяйства Карелии показывает необходимость проведения экономической политики, направленной на расширение промысла гидробионтов, перестройку производственного потенциала, в том числе промыслового флота и береговой производственной структуры, развитие экспорта и увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок России. Это потребует соответствующего усиления инвестиционной активности.

Основным источником инвестирования капитальных вложений в развитие организаций рыбного хозяйства в перспективе станут ресурсы организаций (собственные и привлеченные средства).

В составе собственных средств рассматриваются: амортизационные отчисления, нераспределенная (накопленная) прибыль, а также средства акционеров и прочих владельцев предприятий.

Из привлеченных средств на развитие производства предполагается использовать кредиты коммерческих банков, средства зарубежных и российских инвесторов и прочие привлеченные средства, в том числе финансовый лизинг для приобретения судов и оборудования как для флота, так и для береговых предприятий и форелеводческих хозяйств.

Основными трудностями, обусловленными как состоянием производственного потенциала отрасли, так и современным этапом экономических преобразований в стране, являются ограниченные возможности внутренних накоплений, недостаточный технический уровень и высокая степень физического износа основного капитала, неадекватность условиям рыночных отношений.

В связи с этим в период до 2010 года возникнет необходимость привлечения дополнительных средств по линии государственной поддержки в виде выделения льготных бюджетных кредитов из республиканского бюджета под перспективные проекты, а также средств федерального бюджета на объекты охраны и воспроизводства рыбных запасов.

В прогнозируемых условиях функционирования организаций рыбного хозяйства, возможности прямого государственного воздействия на инвестиционный процесс будут существенно ограничены. Однако правильное маневрирование и такими малыми ресурсами позволит получить значительный народнохозяйственный эффект.

Бюджетные ассигнования в основном будут осуществляться в рамках реализации программ по социально-экономическому развитию Республики Карелия, в том числе рыбного хозяйства, в виде инвестиционных бюджетных кредитов Республики Карелия на развитие форелеводства и береговой перерабатывающей базы; из федерального бюджета - на объекты охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и составят 20,6 процента общих объемов финансирования капитальных вложений в развитие рыбного хозяйства.

Наиболее эффективным источником инвестирования предприятий и организаций является финансовый лизинг, направленный в основном на обновление флота. Для этих целей предприятия планируют привлечь средства внебюджетных лизинговых компаний, в том числе и международных.

Потребность организаций рыбной отрасли Республики Карелия в финансовых ресурсах в перспективе приведена в приложении N 2.

Приложение N 1

к Программе

 

Мероприятия
к Республиканской программе развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года

 

N
п/п
Наименование мероприятий Ответственный исполнитель Сроки вы-
полнения
(годы)
Объем
финансирования
Источник
финансирования
Ожидаемые результаты
(социальные,
экономические,
бюджетные,
количественная
оценка
Прочее
1 2 3 4 5 6 7 8
Строительство и модернизация рыбопромыслового флота
1. Строительство
рыбопромыслового судна МРТ
типа "Балтика"
ООО "Судоверфь-плюс",
СПК "Рыболовецкий колхоз
"Кузема"
2003 18,6 млн.руб.
(580 тыс.
долларов США)
собственные
средства
дополнительные рабочие
места - 12 человек,
увеличение объемов
вылова, замена
устаревшего флота
обеспечение
населения республики
рыбопродукцией
2. Строительство рыболовного
бота проект 49516 "Иваныч"
ОАО "Карелрыбфлот", ООО
"Судоверфь-плюс"
2003 0,5 млн.руб.
(остаточная
стоимость)
собственные
средства
создание рабочих мест в
количестве 6 человек,
более полное
использование сырьевой
базы Белого моря,
обновление промыслового
флота
обеспечение
судостроительным
заказом предприятий
Республики Карелия
3. Обновление промыслового
флота путем модернизации
действующего,
строительства новых и
приобретения
модернизированных судов
для океанического промысла
рыбодобывающие предприятия 2004-2010 706 млн.руб. финансовый
лизинг,
собственные
средства
расширение районов
промысла; увеличение
океанического вылова на
12 тыс. тонн к 2010
году
 
Реконструкция береговой рыбоперерабатывающей базы
4. Строительство рыбацкого
оздоровительно-досугового
комплекса в пойме реки
Лососинки
ООО "Сямозерский
рыбозавод"
2003-2004 15 млн.руб. 20% собственных
средств, 80% -
привлеченных
создание рабочих мест в
количестве 30 человек,
увеличение налоговых
поступлений
повышение
привлекательности
посещения города
отечественными и
иностранными
туристами
5. Реконструкция существующих
и строительство новых
производственных мощностей
- строительство на ЗАО
"Сортавальский рыбозавод"
цеха по производству
рыбного фарша сурими и
изделий из него
ЗАО "Сортавальский
рыбозавод"
2003-2005 144 млн.руб.
(4,5 млн.
долларов США)
30% -
привлеченных,
70% -
собственных
средств
увеличение объемов
производства к 2006
году на 3,0 тыс. тонн,
создание дополнительных
рабочих мест на 150
человек
создание
производства, ранее
отсутствующего в
республике
6. Газификация ОАО
"Карельский рыбокомбинат"
(строительство
магистрального
трубопровода и перевод
котельной на газ)
ОАО "Карельский
рыбокомбинат"
2003-2005 9,214 млн.руб. 20% собственных
средств, 80% -
привлеченных
улучшение экологической
обстановки района,
прилегающего к
рыбокомбинату
снижение себесто-
имости выпускаемой
рыбопродукции
7. Реконструкция консервной
линии ОАО "Карельский
рыбокомбинат" (организация
производства консервов в
фигурной банке)
ОАО "Карельский
рыбокомбинат"
2003-2005 16,8 млн.руб.
(525 тыс.
долларов США)
2 млн.руб. -
собственные
средства, 14,8 -
привлеченные
дополнительный выпуск
рыбных консервов к 2006
году - 1,2 млн.
условных банок,
дополнительные рабочие
места - 25 человек
расширение ассорти-
мента выпускаемой
продукции
8. Организация
специализированного
рыбного рынка с
перерабатывающей
инфраструктурой
ООО фирма "Кивач", ООО
"Карельская
рыбопромышленная компания"
2005-2006 60 млн.руб. (2
млн. долларов
США)
12 млн.руб.-
собственные
средства, 48
млн.руб.-
привлеченные
дополнительные рабочие
места - 30 человек,
увеличение налоговых
платежей
комплексное
использование сырья
9. Строительство
перерабатывающего
комплекса ООО
"Рыбопродукты"
ООО "Рыбопродукты" 2003-2007 30 млн.руб. (1
млн. долларов
США)
собственные,
привлеченные
средства
дополнительные рабочие
места - 50 человек,
дополнительный объем
производства 2,5 тыс.
тонн
расширение ассорти-
мента выпускаемой
продукции
Развитие объектов форелеводства
10. Создание рыборазводного
форелевого комплекса
"Ладога"
ООО фирма "Кальмар" 2003-2006 58,9 млн.руб. собственные
средства,
привлеченные
средства
выращивание товарной
форели до 650 тонн в
год, 1 очередь - 200
тонн в год,
дополнительные рабочие
места - 50 человек
 
11. Расширение форелевого
хозяйства ООО
"Норд-Ост-Рыбпром"
ООО "Норд-Ост-Рыбпром" 2003-2004 7,2 млн.руб. собственные,
привлеченные
средства
создание
полносистемного
форелевого хозяйства,
дополнительные рабочие
места - 60 человек
увеличение объемов
выращивания форели к
2005 году - до 1,2
тыс. тонн
12. Расширение действующих и
создание новых рыбоводных
форелевых хозяйств
рыбоводные хозяйства 2003-2010 10,0 млн.руб. собственные,
привлеченные
средства
дополнительные рабочие
места до 20 человек,
увеличение налоговых
поступлений в бюджеты
всех уровней
увеличение объемов
выращивания форели к
2010 году - до 5
тыс. тонн
13. Реконструкция
Кедрозерского рыбоводного
завода
ООО "Карельская
рыбопромышленная компания"
2003-2004 17 млн.руб. 20% собственных
средств, 80 % -
привлеченных
выращивание до 1 млн.
штук посадочного
материала форели,
навеской до 5 грамм;
увеличение объемов
выращивания товарной
форели ежегодно на 200
тонн
решение проблемы
обеспечения
рыбоводных хозяйств
посадочным
материалом
14. Строительство Заонежского
рыбоводного завода по
выращиванию посадочного
материала
НП "Общество форелеводов
Карелии", рыбоводные
хозяйства
2003-2005 48 млн.руб.
(1,5 млн.
долларов США)
20% собственных
средств, 80 % -
привлеченных
ежегодное выращивание
1200 тыс. штук
5-граммовиков форели,
дополнительные рабочие
места в количестве 15
человек
обеспечение
посадочным
материалом
рыбоводных хозяйств,
прилегающих к
Заонежью
15. Строительство рыбоводного
завода по выращиванию
посадочного материала, в
Суоярвском районе
(п.Суйстама)
НП "Общество форелеводов
Карелии", рыбоводные
хозяйства
2006-2010 48 млн.руб.
(1,5 млн.
долларов США)
20% собственных
средств, 80 % -
привлеченных
ежегодное выращивание
1200 тыс. штук
5-граммовиков форели,
дополнительные рабочие
места в количестве 15
человек
обеспечение
посадочным
материалом
рыбоводных хозяйств,
прилегающих к
Ладожскому озеру
Объекты воспроизводства и охраны рыбных запасов
16. Рыбоводное хозяйство на
территории "Летней фермы"
Валаамского архипелага по
воспроизводству палии
ФГУ "Карелрыбвод" 2003-2006 141,08
млн.руб.
федеральный
бюджет
выращивание 299 тыс.
штук молоди палии
воспроизводство
рыбных запасов
внутренних водоемов
республики
17. Строительство завода по
воспроизводству лосося в
бассейне Онежского озера
ФГУ "Карелрыбвод" 2004-2006 69,1 млн.руб. федеральный
бюджет
выращивание молоди:
0,1 млн. штук палии,
0,15 млн. штук лосося,
0,2 млн. штук сиговых
воспроизводство
рыбных запасов
внутренних водоемов
республики
18. Строительство здания
Северо-Ладожской инспекции
рыбоохраны
ФГУ "Карелрыбвод" 2004-2005 15,2 млн.руб. федеральный
бюджет
ввод здания площадью
521,4 кв.м
 
19. Строительство
производственной базы
Беломорской инспекции
рыбоохраны
ФГУ "Карелрыбвод" 2004-2006 15,6 млн.руб. федеральный
бюджет
создание
производственной базы
площадью 700 кв.м
 
20. Строительство
производственной базы
Кемской инспекции
рыбоохраны
ФГУ "Карелрыбвод" 2005-2006 12,8 млн.руб. федеральный
бюджет
создание
производственной базы
площадью 500 кв.м
 
21. Капитальный ремонт зданий
и сооружений районных
инспекций рыбоохраны
ФГУ "Карелрыбвод" 2003 59,5 млн.руб. федеральный
бюджет
   
Объекты непроизводственного назначения
22. Строительство
20-квартирного жилого дома
для работников ЗАО
"Сортавальский рыбозавод"
ЗАО "Сортавальский
рыбозавод"
2003-2004 16,8 млн.руб. собственные
средства - 70%,
привлеченные -
30%
обеспечение
производства высококва-
лифицированными
специалистами,
улучшение жилищных
условий
 
Разработка нормативных правовых актов
23. Закон Республики Карелия
"О рыболовстве и охране
водных биологических
ресурсов"
Госкомрыбхоз Республики
Карелия
после
принятия
федераль-
ного
закона
    комплексное
регулирование
многоплановых проблем в
области изучения,
воспроизводства,
использования и охраны
водных биоресурсов
 
24. Разработка и утверждение
новых правил рыболовства
на водоемах федерального
значения, являющихся
объектами совместного
пользования водных
биоресурсов
Госкомрыбхоз Республики
Карелия, Госкомрыболовство
России
2003   улучшение
пользования
водными
биоресурсами
   
Научно-исследовательские работы
25. Научно-исследовательские
работы рыбохозяйственного
значения
СевНИИРХ, Петрозаводский
государственный
университет
2003-2010 6,4 млн.руб. бюджет
Республики
Карелия
рациональное
использование
промысловых водоемов
Карелии
 
Привлеченные средства на пополнение оборотных средств
26. Оказание государственной
поддержки предприятиям
рыбной отрасли Республики
Карелия на пополнение
оборотных средств в виде
бюджетных кредитов
Республики Карелия
Госкомрыбхоз Республики
Карелия, Министерство
финансов Республики
Карелия
2003-2010 80 млн.руб. привлеченные
средства
увеличение объемов
производства
 

Приложение N 2

к Программе

 

Потребность организаций рыбной отрасли Республики Карелия в финансовых ресурсах в перспективе

 

Наименование Всего,
млн.руб.
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рыбопромысловый флот -
всего,
в том числе:
- собственные средства
- финансовый лизинг
725,1


72,9
652,2
153,3


47,7
105,6
116,5


7,2
109,3
116,5


7,2
109,3
112,9


3,6
109,3
112,9


3,6
109,3
113


3,6
109,4
-


-
-
-


-
-
Береговая база - всего,
в том числе:
- собственные средства
- привлеченные средства
275,014

127,8
147,214
88,014

54,014
34,0
117,0

56,8
60,2
64,0

16,986
47,014
6,0

-
6,0
-

-
-
-

-
-
-

-
-
-

-
-
Воспроизводство рыбных
запасов - всего,
в том числе:
- федеральный бюджет
313,28


313,28
75,6


75,6
53,3


53,3
91,1


91,1
93,28


93,28
-


-
-


-
-


-
-


-
Форелеводство - всего,
в том числе:
- собственные средства
- привлеченные средства
189,1

40,3
148,8
31,7

9,6
22,1
45,3

8,9
36,4
40,6

7,2
33,4
20,5

6,0
14,5
8,8

3,0
5,8
18,6

3,2
15,4
13

2,4
10,6
10,6

-
10,6
Объекты
непроизводственного
назначения - всего,
в том числе:
- собственные средства
- привлеченные средства
16,8



10,8
6,0
2,2



2,2
-
14,6



8,6
6,0
-



-
-
-



-
-
-



-
-
-



-
-
-



-
-
-



-
-
Всего потребность в
инвестиционных ресурсах,
в том числе:
- федеральный бюджет
- собственные средства
- финансовый лизинг
- привлеченные средства
1519,294


313,28
251,8
652,2
302,014
350,814


75,6
113,514
105,6
56,1
346,7


53,3
81,5
109,3
102,6
312,2


91,1
31,386
109,3
80,414
232,68


93,28
9,6
109,3
20,5
121,7


-
6,6
109,3
5,8
131,6


-
6,8
109,4
15,4
13,0


-
2,4
-
10,6
10,6


-
-
-
10,6
Научно-исследовательские
работы бюджет Республики
Карелия
6,4 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
Привлеченные средства на
пополнение оборотных
средств - всего,
из них:
привлеченные средства,
включая бюджетный кредит
Республики Карелия,
в том числе:
- рыбоводные хозяйства
- береговые предприятия
и рыболовецкие колхозы
80,0



80,0



56,0
24,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
10,0



10,0



7,0
3,0
Всего потребность в
финансовых ресурсах
1605,694 361,614 357,5 323,0 243,48 132,5 142,4 23,8 21,4

Приложение N 3

к Программе

 

Основные показатели производственной деятельности организаций рыбной отрасли Республики Карелия

 

Структура Единица
измерения
Факт 2003 г.,
оценка
Прогноз
2001 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г.
Улов рыбы и других водных
биоресурсов,
в том числе:
- океанический лов
- внутренние водоемы
из них:
- Белое море
- пресноводные водоемы
- товарное рыбоводство
тыс. тонн


тыс. тонн
тыс. тонн

тыс. тонн
тыс. тонн
тыс. тонн
68,2


62,0
6,2

1,7
2,5
2,0
78,4


71,1
7,3

2,5
2,4
2,4
58,1


48,2
9,9

4,7
2,5
2,7
54,5


44,2
10,3

4,8
2,6
2,9
56,5


45,0
11,5

4,8
2,7
4,0
87,7


74,1
13,6

5,1
3,5
5,0
Выпуск товарной пищевой
рыбной продукции, включая
консервы рыбные
тыс. тонн 48,1 62,8 44,6 43,3 45,6 72,5
Выпуск товарной пищевой
рыбной продукции, без
консервов рыбных
тыс. тонн 44,4 60,3 41,9 40,2 42,4 68,6
Консервы рыбные тыс. условных
банок
10438,0 7111,0 7600,0 9000, 9200,0 11000,0
Непищевая рыбная продукция тыс. тонн 1,9 1,5 1,5 2,0 2,5 4,0
Объем производства товарной
продукции в действующих
ценах
млн. рублей 1857,7 1796,3 1560,0 1665,0 1890,0 3900,0
Численность работающих -
всего
тыс. человек 2,8 3,0 3,0 3,0 3,1 3,2
Производительность труда тонн
обезличенной
продукции
млн. рублей
17,18


663,46
20,93


598,77
14,87


520,00
14,43


555,00
14,71


609,68
22,66


1218,75
Отчисления в бюджет и во
внебюджетные фонды, в том
числе:
бюджет
внебюджетные фонды
млн. рублей


млн. рублей
млн. рублей
123,20


82,9
40,3
114,60


75,5
39,1
114,60


75,50
39,10
152,80


100,67
52,13
191,00


125,83
65,17
305,60


201,33
104,27

Приложение N 4

к Программе

 

Динамика производства рыбной продукции организациями Республики Карелия в перспективе

 

Наименование Темп тоста, проценты
2002 г.
к 2001 г.
2003 г.
к 2002 г.
2004 г.
к 2003 г.
2005 г.
к 2004 г.
2010 г.
к 2005 г.
2010 г.
к 2002 г.
2010 г.
к 2001 г.
Улов рыбы и других водных
биоресурсов,
в том числе:
- океанический лов
- внутренние водоемы
из них:
Белое море
- пресноводные водоемы
- товарное рыбоводство
115,0


114,7
117,7

147,1
96,0
120,0
74,1


67,8
135,6

188,0
104,2
112,5
93,8


91,7
104,0

102,1
104,0
107,4
103,7


101,8
111,7

100,0
103,8
137,9
155,2


164,7
118,3

106,3
129,6
125,0
111,9


104,2
186,3

204,0
145,8
208,3
128,6


119,5
219,4

300,0
140,0
250,0
Выпуск товарной пищевой
рыбной продукции, включая
консервы рыбные
130,6 71,0 97,1 105,3 159,0 115,4 150,7
Выпуск товарной пищевой
рыбной продукции, без
консервов рыбных
135,8 69,5 95,9 105,5 161,8 113,8 154,5
Консервы рыбные 68,1 106,9 118,4 102,2 119,6 154,7 105,4
Непищевая рыбная продукция 79,0 100,0 133,3 125,0 160,0 266,7 210,5
Объем производства товарной
продукции в действующих
ценах
96,7 86,8 106,7 113,5 206,3 217,1 209,9

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Распоряжение Правительства Республики Карелия от 12 сентября 2003 г. N 360 р-П "О Республиканской программе развития рыбного хозяйства Республики Карелия на период до 2010 года"


Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2003 г., N 9, ст.1084