Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 5 июля 2007 г. N 242 р-П
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Сохранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов в целях промышленного освоения на территории Республики Карелия на 2008-2015 годы".
2. Определить Государственный комитет Республики Карелия по лесу государственным заказчиком региональной целевой программы "Сохранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов в целях промышленного освоения на территории Республики Карелия на 2008-2015 годы" (далее - Программа).
3. Установить, что предельный объем финансирования Программы составляет 30 млн. рублей, в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий в области лесных отношений - 18,0 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Карелия - 12 млн. рублей.
4. Государственному комитету Республики Карелия по лесу обеспечить разработку проекта Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Республики Карелия.
Глава
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Концепция
региональной целевой программы "Сохранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов в целях промышленного освоения на территории Республики Карелия на 2008-2015 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 5 июля 2007 г. N 242 р-П)
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия
Карельская береза в силу исторически утвердившегося названия давно стала одним из символов Республики Карелия. Мировую известность она получила благодаря декоративной узорчатой текстуре древесины. Помимо Карелии в небольших количествах карельская береза встречается на территории Северной Европы и местами в Центральной Европе. Лесов она не образует, а произрастает одиночно или небольшими группами. В связи с уникальностью и локальностью произрастания карельская береза высоко ценится на мировом рынке и в отличие от других древесных растений продается на вес в килограммах, а не в кубических метрах.
В силу ограниченности ресурсов карельской березы в Республике Карелия неоднократно поднимался вопрос об ее сохранении, в результате были организованы заказники (общей площадью 40,4 га), отобраны плюсовые деревья (137 штук), созданы семенные плантации (общей площадью 42,1 га), плюсовые насаждения (2,1 га), архивы клонов (0,4 га) и лесные культуры (общая площадь 5,5 тыс. га). Основные работы по выращиванию карельской березы проводились преимущественно на базе Заонежского и Петрозаводского лесхозов.
В последние 50-70 лет отмечено сокращение ресурсов карельской березы в природных популяциях более чем в два раза. Согласно результатам рекогносцировочного обследования, проведенного в 2004-2006 годы, общее число деревьев карельской березы в природных насаждениях Республики Карелия составляет около 2,5-3 тыс. штук, тогда как в середине XX века их было от 5 до 7 тыс. В 90-е годы резко возросло браконьерство, ориентированное на вывоз древесины из республики (по официальным данным только за период 1996-2003 годов было срублено 1377 деревьев карельской березы). В некоторых ботанических заказниках карельская береза оказалась на грани исчезновения, а часть культур, созданных в 70-80-е годы без финансовых вложений, необходимых на проведение лесоводственных мероприятий (главным образом уходов), по селекционным показателям оказались на среднем или низком уровне. Для эффективного выполнения работ по сохранению уникальной карельской березы и искусственному воспроизводству ее ресурсов требуются определенные знания, опыт работы, накопленный в течение нескольких десятилетий, а также дополнительное финансирование.
Слабая информированность местного населения об отличительных признаках карельской березы свидетельствует о необходимости активизации информационно-просветительской деятельности. Исторически утвердившееся название карельская береза вызывает огромный интерес у туристов, приезжающих в Карелию. В местах массовых посещений туристами пока еще имеется широкий выбор сувенирной продукции из карельской березы. Для их изготовления используется преимущественно шпон карельской березы и в редких случаях - цельная древесина. В последние годы на рынке сырья отмечено преимущественное поступление древесины карельской березы из Белоруссии.
До сих пор карельская береза не является национальным достоянием: ее природно-сырьевые ресурсы слабо используются в экономическом секторе республики, а в природных насаждениях преобладают деревья спелого и перестойного возраста. Карельская береза относится к экономически выгодным породам, поскольку возраст технической спелости ее древесины составляет всего 30-40 лет. В целях рационального использования имеющихся запасов древесины и недопущения гибели насаждений с лесоводственной и экономической точек зрения оправдано согласованное с Государственным комитетом Республики Карелия по лесу проведение санитарных, селекционных и других видов рубок единичных спелых и перестойных деревьев в естественных и искусственных насаждениях с последующим восстановлением последних.
Карельская береза является аборигенным компонентом дендрофлоры Республики Карелия, поэтому все более очевидной становится необходимость изменения отношения к уникальной березе, обладающей узорчатой текстурой древесины, и ее особая значимость дает право на признание бренда "карельская береза" одним из приоритетных направлений в экономическом потенциале республики. Такой подход следует признать целесообразным не только в общереспубликанском, но и в муниципальном значении.
За последние годы обострились проблемы, препятствующие сохранению генофонда карельской березы и воспроизводству ее ресурсов на территории Республики Карелия. К ним относятся:
- уменьшение числа деревьев карельской березы и сокращение объемов природных насаждений вплоть до полного исчезновения в отдельных районах Карелии;
- спелый и перестойный возраст большинства природных популяций и более 300 га искусственно созданных (70 лет и более);
- отсутствие необходимых финансовых вложений на проведение лесоводственных мероприятий (уходы, санитарные рубки и т.д.);
- изменение мест обитания, характерных для карельской березы;
- крайне слабое естественное возобновление карельской березы;
- снижение жизнеспособности популяции карельской березы (в связи с нарушением естественного соотношения между внутри- и межпопуляционной компонентами генетического разнообразия);
- недостаточный уровень применения научных разработок и исследований и др.
Ускорению этих процессов способствовали ее некоторые биологические особенности (биологический оборот в среднем за 50-60 лет, низкая конкурентоспособность по сравнению с другими древесными породами и т.п.), а также антропогенное воздействие (браконьерские рубки и др.).
Учитывая обозначенные проблемы, обуславливающие сокращение ресурсов карельской березы, распоряжением Правительства Республики Карелия от 6 июня 2006 года N 159 р-П была создана межведомственная рабочая группа по подготовке проекта региональной целевой программы восстановления, сохранения генофонда и воспроизводства запасов уникальной карельской березы на период 2008-2015 годов.
Основными целями Программы определены:
- сохранение генетического разнообразия карельской березы и воспроизводство ее наиболее ценных генотипов на территории Республики Карелия;
- создание условий для сбалансированного развития природно-сырьевой базы карельской березы и ее использования в интересах экономики Республики Карелия.
Для достижения обозначенных целей необходимо решить следующие задачи:
- провести селекционную инвентаризацию экономически ценных ресурсов карельской березы;
- обеспечить сохранение и гарантированное воспроизводство карельской березы с помощью традиционных способов (гибридизация, прививки) и новейших технологий (путем клонирования in vitro);
- создать базу для долгосрочного хранения растительного материала (криосохранение и меристемная культура);
- создать условия для проведения прикладных научных исследований и внедрения их результатов в производство;
- пресечь браконьерство;
- оценить экономический эффект от промышленного использования карельской березы;
- активизировать повышение туристической привлекательности Республики Карелия за счет пропаганды и продвижения карельской березы как одного из региональных брендов;
- обеспечить условия расширения производства сувенирной и другой продукции из карельской березы в муниципальных образованиях.
Карельская береза, обладающая своеобразными биологическими особенностями, стала объектом повышенного внимания исследователей и работников лесного хозяйства лишь в первой половине 20-го века. Период в 80 лет оказался недостаточным для познания закономерностей ее развития, а также условий, необходимых для ее искусственного выращивания. Вместе с тем в результате многолетнего опыта неоспоримо доказана эффективность искусственного воспроизводства карельской березы путем семенного и вегетативного размножения.
Кроме того, в Республике Карелия имеется ряд необходимых предпосылок, которые могут стать основой для реализации Программы по сохранению карельской березы и воспроизводству ее ресурсов. К ним можно отнести:
- сохранившиеся природные насаждения;
- ботанические заказники карельской березы;
- плюсовые деревья, архивы клонов и лесосеменные плантации,
- техническая и технологическая база для размножения карельской березы;
- многолетний опыт ученых и специалистов лесного хозяйства по выращиванию карельской березы.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на явное сокращение численности природной популяции карельской березы в Карелии, она до сих пор остается наиболее крупной в России. В 2004-2006 годах было активизировано выполнение работ по сохранению генофонда карельской березы и воспроизводству ее ресурсов на территории республики. Проведено обследование состояния природных и искусственно созданных насаждений карельской березы, возрожден способ клонального микроразмножения, основанный на использовании современных технологий размножения древесных растений в культуре тканей; налажено получение гибридных семян и выращивание селекционно улучшенного посадочного материала карельской березы; начато восстановление заказников и посадка лесных культур. В результате предпринятых мер запасы карельской березы в республике, несмотря на объективно обусловленную тенденцию к их снижению, удалось удержать под контролем. Решение этих вопросов оказалось возможным, в том числе и за счет средств бюджета Республики Карелия, которые были выделены в рамках проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2005 и 2006 годах. В то же время ограниченность этих средств не позволила кардинально изменить ситуацию к лучшему. По-прежнему сохраняется проблема с восстановлением ботанических заказников карельской березы, качественным выполнением лесоводственных уходов и лесозащитных мероприятий на ранее созданных ее плантациях и лесных культурах, а также с охраной природных и искусственно созданных насаждений. Остаются без должного внимания вопросы организации и проведения санитарных и выборочных рубок, а также дальнейшего использования декоративной древесины карельской березы.
Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода лесохозяйственной деятельности на новый качественный уровень деятельности. Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого метода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения ее эффективности. Без разработки программы, направленной на популяризацию и охрану карельской березы, а также рациональное использование узорчатой древесины, невозможно обеспечить достижение поставленных целей.
Необходимость решения проблем, связанных с сохранением генофонда и воспроизводством карельской березы, программно-целевым методом обусловлена рядом следующих причин:
- сложностью и уникальной спецификой проблемы, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения в рамках единой программы сложных и требующих длительных сроков реализации работ и научно-технических проектов;
- потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и другими.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов
Оценка состояния природных насаждений карельской березы показала, что неконтролируемые рубки, периодически наблюдавшиеся в течение последнего столетия, привели в результате не только к сокращению запасов этой ценной породы, но и к изменению ее формы роста: после отбора в рубку деревьев, отличающихся крупными размерами и лучшим рисунком древесины, в природных популяциях оставались низкорослые деревья. Выборочные рубки явились причиной нарушения естественного соотношения между внутри- и межпопуляционной компонентами генетического разнообразия карельской березы, что привело к снижению жизнеспособности популяции в целом. Естественное семенное возобновление карельской березы на территории Карелии выражено крайне слабо. При отсутствии введения программно-целевых методов в перспективе может быть полное исчезновение карельской березы на территории Республики Карелия.
Сохранение карельской березы и воспроизводство ее ресурсов в отличие от других древесных растений сопряжено с рядом трудностей и требует относительно высоких затрат. Сезонность производства, низкая отдача капиталовложений, недостаток кадров соответствующей квалификации обуславливают необходимость поддержки со стороны государства.
Для сохранения уникальной карельской березы и воспроизводства ее запасов в Республике Карелия необходимо применение программно-целевого метода, который позволит сконцентрировать все ресурсы на реализацию мероприятий с целью достижения поставленных задач. Отсутствие достаточных финансовых средств негативно скажется на эффективности воспроизводства ресурсов и решении вопроса придания бренду "карельская береза" статуса национального достояния Республики Карелия.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков
Решение проблемы восстановления, сохранения и воспроизводства генофонда и запасов уникальной карельской березы в Республике Карелия будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий при реализации Программы, в том числе представленными заинтересованными органами исполнительной власти. Существует несколько возможных вариантов.
Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.
Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае возможна концентрация выделяемых ресурсов на выращивании селекционного посадочного материала как традиционными, так и нетрадиционными методами. Однако без полного финансирования не представляется возможным до конца решить проблемы восстановления ботанических заказников карельской березы, а также создания лесных культур плантационного типа.
Третий вариант - решение проблемы непрограммными средствами. Это может привести к невозможности комплексного скоординированного подхода к проблеме сохранения генофонда карельской березы и воспроизводства ее ресурсов на территории Республики Карелия, основанного на применении единых подходов и проведении совместных мероприятий.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант программно-целевого решения проблемы с осуществлением всего комплекса мероприятий, который позволит сохранить генофонд карельской березы, увеличить запасы ее древесины, поддержать бренд "карельская береза" для продвижения туристической привлекательности имиджа республики.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Срок действия Программы по сохранению карельской березы и воспроизводству ее ресурсов предполагается с 2008 по 2015 год, включающий два этапа.
На первом этапе (2008-2010 годы) будут осуществляться первоначальные мероприятия по обеспечению сохранения и воспроизводства генофонда карельской березы (заготовка гибридных семян, создание их резерва, выращивание селекционно улучшенного посадочного материала с использованием традиционных и новейших технологий, восстановление заказников, создание культур и проведение уходов). Кроме того, наряду с селекционной инвентаризацией природных и искусственно созданных насаждений, будет проводиться освоение запасов спелых и перестойных насаждений карельской березы. Планируется также проведение научных исследований, связанных с вопросами происхождения карельской березы. Наконец, предполагается организовать экскурсии и создание постоянной экспозиции о карельской березе в Карельском государственном краеведческом музее.
На втором этапе (2011-2015 годы) будут продолжены работы по укреплению материально-технической базы, созданию лесных культур карельской березы, проведению уходов за плантациями, заказниками, лесными культурами, архивами клонов, а также осуществлены мероприятия, способствующие развитию туризма и просветительской работе среди населения республики. Кроме того, будет оценен экономический эффект от промышленного использования продукции, полученной из карельской березы. Наряду с практическими задачами будут выполнены фундаментальные исследования, решение которых позволит не только реально оценить пути сохранения карельской березы и воспроизводства ее ресурсов, но и обеспечить поддержание бренда "карельская береза" для развития и продвижения привлекательного имиджа Республики Карелия.
6. Оценка необходимого ресурсного обеспечения
Предварительная оценка ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств составляет 30 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 1.
7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы
При решении проблемы программно-целевым методом ожидается:
- сохранение природных ресурсов карельской березы, включая заказники;
- создание искусственных насаждений: плантационных, лесных культур, архивов клонов и т.д.;
- внедрение эффективных, в том числе нетрадиционных технологий выращивания посадочного материала карельской березы и создания ее испытательных культур;
- экологическое воспитание и просвещение местного населения, повышение квалификации кадрового потенциала, работающего с карельской березой, оказание помощи общеобразовательным учреждениям;
- повышение туристической привлекательности Республики Карелия за счет организации туристских маршрутов, музейных экспозиций, экскурсий с посещением насаждений карельской березы.
В результате реализации данной концепции общая экономическая эффективность выращивания плантационных культур карельской березы на площади 175 га составит 148995 тыс. рублей.
Такой высокий показатель обусловлен сокращением оборота рубки (до 40 лет) и чрезвычайно высокой ценностью узорчатой древесины. Для лесного хозяйства полученная экономическая эффективность характеризует высокую рентабельность проектируемого мероприятия, что позволяет сделать вывод о перспективности выращивания плантационных культур карельской березы.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Заказчик Программы - Государственный комитет Республики Карелия по лесу.
Органы исполнительной власти, участвующие в мероприятиях по реализации Программы:
Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия,
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия,
Министерство образования Республики Карелия,
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию).
9. Объемы и источники финансирования Программы
Объем расходов для обеспечения выполнения запланированных работ в течение 2008-2015 годов составляет 30 млн. рублей, в том числе за счет бюджета Республики Карелия - 12 млн. рублей, за счет субвенций из федерального бюджета - 18 млн. рублей.
10. Основные направления финансирования, сроки и этапы реализации Программы
Финансовые средства планируется направлять на реализацию следующих мероприятий:
- проведение лесоводственных мероприятий по сохранению природных ресурсов карельской березы, включая заказники (уходы за насаждениями, селекционное обследование, проведение санитарных рубок, содействие естественному возобновлению), восстановлению заказников;
- проведение лесохозяйственных селекционных работ по созданию искусственных насаждений: плантационных культур, архивов клонов и т.д.;
- разработка и апробация современных технологий создания и выращивания культур карельской березы;
- проведение научных исследований, внедрение научных разработок;
- повышение квалификации кадрового потенциала,
- создание постоянной экспозиции о карельской березе в Карельском государственном краеведческом музее и создание передвижной выставки для работы в районах республики, проведение эколого-просветительской работы с общеобразовательными учреждениями;
Сроки и этапы реализации Программы приведены в приложении N 1.
11. Характеристики и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
Осуществление Программы по сохранению карельской березы и воспроизводству ее ресурсов внесет вклад в развитие экономики Республики Карелия как общереспубликанского, так и муниципального уровня, поскольку позволит:
- сохранить генофонд карельской березы;
- обеспечить получение семян с улучшенными свойствами и выращивать посадочный материал с использованием современных технологий;
- создать плантации карельской березы для промышленного освоения и получения достаточных для экономически выгодного использования объемов высокодекоративной древесины;
- организовать выпуск художественных изделий, получение ценного декоративного шпона для производства мебели и других товаров;
- активизировать бренд "карельская береза" и повысить привлекательность Республики Карелия для туристов и представителей бизнеса за счет организации туристических маршрутов, музейных экспозиций, экскурсий с посещением насаждений карельской березы и предоставления возможности приобретения посадочного материала, семян и т.д.
Показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы, приведены в приложении N 2.
12. Возможные способы формирования мероприятий Программы
Обоснованный выбор мероприятий, способствующих реализации Программы, основан на следующем:
- системность подхода, концентрация ресурсов на самых важных направлениях;
- оценка потребностей в финансовых средствах;
- оценка результатов, позволяющих проследить ход выполнения Программы.
В целях формирования мероприятий Программы заказчик осуществляет:
- привлечение различных органов исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств к разработке и оценке мероприятий Программы;
- привлечение к реализации мероприятий Программы максимально широкого круга исполнителей;
- непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы;
- внесение на основании данных контроля эффективности реализуемых мероприятий Программы изменений в перечень и содержание мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
- ежегодное уточнение показателей и размера затрат на реализацию мероприятий Программы.
13. Формы и методы управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах коллегиальности, партнерства, четкого разграничения полномочий и круга обязанностей и ответственности всех участников Программы.
Государственный заказчик Программы осуществляет общий контроль за выполнением Программы всеми указанными в ней исполнителями.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Государственный заказчик уточняет показатели эффективности Программы на соответствующий год и согласовывает их с Министерством экономического развития Республики Карелия.
Государственный заказчик:
- направляет ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;
- ежегодно отчитывается перед Министерством экономического развития Республики Карелия о ходе выполнения Программы;
- подготавливает в установленном порядке ежегодный доклад о ходе реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы:
- ежегодно представляют Государственному заказчику отчет по реализации Программы;
- отчитываются в установленном порядке о целевом использовании выделенных им средств;
- подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на соответствующий год, определяют затраты на финансирование мероприятий в пределах средств, предусмотренных Программой;
- несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;
- осуществляют отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции в рамках мероприятий Программы;
- ведут ежеквартальную и годовую отчетность по реализации мероприятий Программы.
Приложение N 1
Предельные (прогнозные) объемы
финансирования региональной целевой программы "Сохранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов для промышленного освоения на территории Республики Карелия на 2008-2015 годы"
N п/п |
Перечень мероприятий | Всего (тыс.руб.) |
В том числе по годам | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
1. | Проведение лесохозяйствен- ных мероприятий и селекционных работ - бюджет Республики Карелия - субвенции из федерального бюджета |
21990,8 3990,8 18000,0 |
3942,6 742,6 3200,0 |
3814,4 614,4 3200,0 |
3096,1 596,1 2500,0 |
2387,5 387,5 2000,0 |
1687,5 187,5 1500,0 |
1687,5 187,5 1500,0 |
3687,5 987,5 2700,0 |
1687,7 287,7 1400,0 |
2. | Поддержка научных исследований (в т.ч. внедрение современных технологий выращивания карельской березы) - бюджет Республики Карелия |
7309,2 |
1229,7 |
1211,2 |
912,2 |
874,6 |
821,0 |
833,3 |
714,2 |
713,0 |
3. | Поддержка совершенствования кадрового потенциала, организационных и прочих мероприятий - бюджет Республики Карелия |
200 |
150 |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4. | Работы по активизации бренда "карельская береза" в целях повышения привлекательности Республики Карелия для туристов и представителей бизнеса - бюджет Республики Карелия |
500,0 |
70,0 |
150,0 |
130,0 |
50,0 |
30,0 |
20,0 |
30,0 |
20,0 |
Всего: - бюджет Республики Карелия - субвенции из федерального бюджета |
30000 12000,0 18000,0 |
5242,3 2042,3 3200,0 |
5325,6 2125,6 3200,0 |
4188,3 1688,3 2500,0 |
3312,1 1312,1 2000,0 |
2538,5 1038,5 1500,0 |
2540,8 1040,8 1500,0 |
4431,7 1731,7 2700,0 |
2420,7 1020,7 1400,0 |
Приложение N 2
Ожидаемые конечные результаты
реализации региональной целевой программы "Сохранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов для промышленного освоения на территории Республики Карелия на 2008-2015 годы"
N п\п |
Мероприятия | Единица измерения |
Выполнено в 2005-2006 годы |
I этап 2008-2010 годы |
II этап 2010-2015 годы |
Итого к 2016 году |
Ожидаемые результаты к 2045 году |
1. | Восстановление насаждений карельской березы в заказниках в районах: Кондопожский Медвежьегорский Прионежский |
га | 7,0 | 29,3 | 4,1 | 40,4 | 40,4 |
2. | Восстановление насаждений карельской березы естественного и искусственного происхождения |
га | 560 | 560 | 560 | 560 | 560 |
3. | Создание постоянной экспозиции о карельской березе в Карельском краеведческом музее: - создание постоянной экспозиции - создание передвижной выставки |
единиц |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
|
4. | Создание плантаций карельской березы для промышленного освоения |
га | 75 | 100 | 175 | 175 | |
5. | Объем промышленной заготовки древесины карельской березы |
куб.м | 10 | 27 | 37 | 8200 | |
6. | Экономическая эффективность (чистая прибыль) от реализации плантационных культур карельской березы (в ценах 2007 года) |
млн. рублей |
0,2 | 0,5 | 0,7 | 150,0 |
Приложение N 3
Расчет экономической эффективности промышленной заготовки карельской березы
В соответствии с заключением Российского государственного проектно-изыскательского института "Росгипролес" (Москва, 1992 г.) выращивание карельской березы путем создания плантационных культур с использованием селекционно-улучшенного посадочного материала будет рентабельным только при условии систематических уходов, если запас древесины карельской березы к возрасту технической спелости (40 лет) на 1 га составляет не менее 40 м3.
Опыт финских лесоводов также показывает, что оборот рубки для древостоев карельской березы не должен превышать 40-50 лет. К этому возрасту у карельской березы заканчиваются рост и развитие, в узорчатой древесине начинают интенсивно развиваться сердцевинные гнили.
По оценке масса узорчатой древесины составляет в пределах 39, 45-50 тыс. кг на 1 га.
Экономический эффект от выращивания древостоя до возраста рубки есть разность между доходом, полученным от реализации древесины и затратами на создание плантационных культур. Затраты на создание 1 га плантационных культур карельской березы по общепринятой технологии для нашего случая равны 342 тыс.руб./га.
Общая экономическая эффективность рассчитана по формуле:
Э = Д - З,
где:
Э - экономическая эффективность;
Д - доход от реализации древесины;
З - затраты на создание плантационных культур.
С учетом длительного периода производства доход от реализации древесины составит:
Д = С х V,
где:
V - объем древесины (м3/га);
С - стоимость 1 м3 древесины.
Средняя рыночная цена 1 кг древесины карельской березы составляет 30 руб. Вес 1 м3 сырорастущей древесины березы составляет 850 кг. Следовательно стоимость 1 м3 составит:
С = 30 х 850 = 25500 руб.
Расчет объема выхода древесины березы карельской с 1 га (усредненный)
V = A x kвых х voб x k = 1500 х 0,6 х 0,13 х 0,4 = 46,8 м3/га,
где:
V - объем древесины с 1 га (м3/га);
А - количество деревьев на 1 га (шт.);
kвых. - коэффициент выхода стволов с узорчатой формой;
vоб. - объем одного ствола березы, м3;
k - объемный коэффициент для березы карельской.
Д = С х V = 25500 х 46,8 = 1193400 рублей.
Затраты на выращивание 1 га плантационных культур карельской березы
Показатель затрат | Единица измерения |
Стоимость единицы, рублей |
Количество | Затраты, рублей |
Выращивание селекционного посадочного материала |
штук | 10 | 1500 | 15000 |
Подготовка почвы под посадку культур и посадка плантационных культур |
га | 40000 | 1 | 40000 |
Уходы за 1 га культур за период выращивания |
лет | 6000 | 40 | 240000 |
Техническое перевооруже- ние лесохозяйственного производства |
рублей | 47000 | ||
Всего | 342000 |
Таким образом, доход с 1 га плантационных лесных культур карельской березы составит 1193,4 тыс. рублей, а затраты на выращивание 1 га плантационных культур карельской березы - 342 тыс. рублей.
Экономическая эффективность составит:
Э = Д - 3 = 1193,4 - 342 = 851,4 тыс. рублей.
В результате реализации данной концепции общая экономическая эффективность выращивания плантационных культур карельской березы на площади 175 га составит:
851,4 тыс.руб. х 175 = 148995 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 5 июля 2007 г. N 242 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 7 (2), ст.947