Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия", изложив его в следующей редакции:
Закон Республики Карелия
"О местном самоуправлении в Республике Карелия"
Глава 1
Статья 1. Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая возможность населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения на основе собственной материально-финансовой базы и государственной поддержки.
Местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, регулируется настоящим законом, другими правовыми актами и Уставами местного самоуправления.
Особенности местного самоуправления в национальных территориальных единицах регулируются законодательством об их статусе и Уставом местного самоуправления.
Местное самоуправление наделяется Законом собственной компетенцией, осуществляет ее самостоятельно.
Статья 2. Территория местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Карелия осуществляется в пределах муниципальных образований - населенных пунктов с прилегающей территорией, групп населенных пунктов, объединенных общей территорией волостей, районов, городов.
Создание и упразднение муниципальных образований - самоуправляющихся территорий (далее по тексту - самоуправляющаяся территория), установление и изменение их границ и наименований осуществляется в соответствиии# с действующим законодательством.
Статья 3. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют местные финансы, местные природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и Республики Карелия, переданное в управление органам местного самоуправления и служащее удовлетворению потребностей населения самоуправляющейся территории.
Перечень местных природных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а порядок и условия их использования - представительными органами местного самоуправления.
Статья 4. Финансовая основа местного самоуправления
Финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет самоуправляющейся территории, включая государственные дотации до минимально необходимого бюджета, субвенции, кредитные ресурсы, валютные средства, а также иные средства местного самоуправления.
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимально необходимого бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом Республики Карелия доходных источников. В случае, если доходная часть минимально необходимого бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Республики Карелия передают органам местного самоуправления иные источники республиканского бюджета. При этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года не учитываются.
Решение о выделении государственных дотаций и субвенций принимается Законодательным Собранием Республики Карелия отдельно для каждой территории при формировании бюджета на предстоящий год. Возникающие при этом разногласия рассматриваются согласительной комиссией с участием представителей органов местного самоуправления, Председателя Правительства Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия. Окончательное решение принимается Законодательным Собранием Республики Карелия при принятии бюджета на предстоящий год.
Объем доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного самоуправления и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 5. Право граждан на участие в местном самоуправлении
Граждане, постоянно проживающие на соответствующей самоуправляющейся территории, имеют право на участие в местном самоуправлении.
Постоянно проживающими на соответствующей территории считаются граждане Российской Федерации, зарегистрировавшиеся в органах местного самоуправления или органах внутренних дел в соответствии с действующим законодательством.
Участие гражданина в местном самоуправлении гарантируется правом:
- участвовать в непосредственном решении населением самоуправляющейся территории вопросов, отнесенных к компетенции местного самоуправления (референдумы, сходы и др.);
- избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;
- состоять на муниципальной службе;
- получать информацию о деятельности органов местного самоуправления;
- на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении;
- обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Глава 2
Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления
В ведении самоуправляющихся территорий находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление тарифов на услуги муниципальных предприятий, местных налогов и сборов, льгот по их уплате, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие самоуправляющихся территорий;
5) установление в соответствии с законодательством порядка и условий размещения на самоуправляющейся территории предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности;
6) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
9) организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
10) регулирование планировки и застройки самоуправляющихся территорий;
11) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
12) владение, пользование и распоряжение местными природными ресурсами и землями самоуправляющихся территорий, контроль за их использованием;
13) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
14) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-# водоснабжения и канализации;
15) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
16) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
17) благоустройство и озеленение территорий муниципального образования;
18) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
20) организация и содержание муниципальных архивов;
21) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, содействие в обеспечении населения услугами связи;
22) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
23) создание условий для деятельности учреждений культуры на самоуправляющейся территории;
24) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
25) организация и содержание муниципальной информационной службы;
26) создание условий для деятельности средств массовой информации самоуправляющейся территории;
27) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
28) создание условий для развития физической культуры и спорта на самоуправляющейся территории;
29) обеспечение социальной поддержки в рамках муниципальных программ и содействие занятости населения;
30) участие в охране окружающей среды на самоуправляющейся территории;
31) обеспечение противопожарной безопасности на самоуправляющейся территории, организация муниципальной пожарной службы;
32) представление к награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Карелия;
33) обеспечение права граждан на участие в местном самоуправлении;
34) создание в соответствии с законодательством условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, проживающих на самоуправляющейся территории;
35) организация структуры и формирование органов местного самоуправления, кадры местного самоуправления;
36) содействие в организации проведения местных выборов, референдумов в соответствии с действующим законодательством;
37) содействие в организации выборов в государственные органы власти, референдумов Российской Федерации и Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством;
38) осуществление внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке;
39) иные вопросы, отнесенные законодательством к компетенции местного самоуправления.
Компетенция местного самоуправления распределяется между органами и должностными лицами местного самоуправления и закрепляется между ними Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации и Республики Карелия.
Вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления и не закрепленные Уставом местного самоуправления ни за одним из органов и должностных лиц местного самоуправления, относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации и Республики Карелия.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с их согласия законами Республики Карелия с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств при формировании бюджета на последующий год. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно законами Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 7. Государственная поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти Республики Карелия создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Республики Карелия в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Республики Карелия относятся:
1) принятие и изменение законов Республики Карелия о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов Республики Карелия о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов, находящихся в республиканской собственности, в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетом Республики Карелия и бюджетами самоуправляющихся территорий;
5) принятие республиканских программ развития местного самоуправления;
6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
7) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения самоуправляющихся территорий, установление и изменение их границ и наименований;
8) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия;
9) регулирование законами Республики Карелия особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
10) законодательство о муниципальной службе;
11) принятие и изменение законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
12) определение дотаций, субвенций из республиканского бюджета при формировании бюджетов самоуправляющихся территорий;
13) проведение налоговой политики;
14) установление порядка регистрации уставов местного самоуправления.
Статья 9. Функции органов государственного управления на самоуправляющейся территории
Органы государственного управления Республики Карелия осуществляют функции государственного управления на самоуправляющейся территории непосредственно или через соответствующие территориальные структуры (представителей).
К функциям государственного управления на самоуправляющейся территории относятся:
1) управление государственной собственностью;
2) регулирование налично-денежного обращения; ценовая политика;
3) лесопользование, выделение лесосечного фонда в государственных лесах;
4) управление государственными земельными ресурсами, землеустройство;
5) содержание и строительство автомобильных дорог государственного значения;
6) контроль за использованием природных ресурсов, не отнесенных к муниципальной собственности и охрана окружающей среды;
7) назначение и выплата государственных пенсий социальных гарантий и льгот;
8) содействие внешнеэкономической деятельности;
9) содействие организации государственной статистической отчетности;
10) координация деятельности государственной системы транспорта и связи;
11) регистрация и контроль сделок с недвижимостью;
12) управление в чрезвычайных ситуациях;
13) содействие призыву граждан на военную службу;
14) обеспечение деятельности судов, государственного нотариата;
15) реализация государственных полномочий в области здравоохранения, образования, культуры и спорта;
16) содействие санитарно-эпидемиологическому надзору;
17) реализация государственных программ по охране семьи, материнства, отцовства, детства и молодежных программ;
18) архивное дело;
19) регистрация актов гражданского состояния;
20) реализация государственных полномочий в области сельского, рыбного хозяйства и производства продовольствия;
21) государственный ветеринарный надзор;
22) регулирование и координация туристской деятельности на территории республики, реализация программы развития туризма;
23) поддержка и регулирование условий по обеспечению населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
24) содействие органам местного самоуправления в функционировании жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетической системы;
25) осуществление градостроительной политики, архитектурного и строительного надзора;
26) обеспечение государственных гарантий занятости населения;
27) реализация государственной политики в области труда, защиты трудовых прав граждан;
28) управление охраной труда и контроль за состоянием условий и охраны труда;
участие в разрешении коллективных трудовых споров;
29) разработка и реализация мер в области миграционной политики, контроль за привлечением и использованием иностранной рабочей силы;
30) обеспечение общественной безопасности и личной безопасности граждан;
31) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений;
32) координация деятельности в области национальных отношений, осуществление контроля за соблюдением законодательства по национальным вопросам, оказание помощи в организации работы по регулированию национальных отношений;
33) разработка и осуществление социально-экономической политики, приоритетных направлений развития экономики, перспективных схем развития и размещения производительных сил федерально-региональных целевых программ;
34) разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов экономического и социального развития республики, самоуправляющихся территорий, отраслей народного хозяйства, осуществление инвестиционной, инновационной, демографической деятельности;
35) иные функции государственного управления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, федеральных законов, законов Республики Карелия и Устава местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
В случае установления нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, федеральных законов, законов Республики Карелия, Устава местного самоуправления, Законодательное Собрание Республики Карелия может обратиться в Верховный суд Республики Карелия за заключением о признании несоответствия деятельности органов местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, федеральным законам, законам Республики Карелия, Уставу местного самоуправления.
Заключение Верховного суда Республики Карелия о признании несоответствия деятельности органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, федеральным законам, законам Республики Карелия, Уставу местного самоуправления является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием Республики Карелия вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом Республики Карелия.
Глава 3
Статья 11. Органы местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся:
- Совет - представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законодательством, Законом Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия";
- местная администрация;
- другие органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории.
Наличие представительных органов местного самоуправления самоуправляющейся территории является обязательным.
Совет и местная администрация являются юридическими лицами. Иные органы местного самоуправления в соответствии с Уставом могут наделяться правами юридического лица.
Структура органов местного самоуправления определяется Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории.
Органы местного самоуправления осуществляют свои функции до начала работы вновь избранных органов местного самоуправления, которые являются их правопреемниками.
Статья 12. Совет - представительный орган местного самоуправления
Срок полномочий представительного органа местного самоуправления - за исключением случая, предусмотренного статьей 25 настоящего Закона. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Численный состав Совета определяется Уставом местного самоуправления. Совет считается правомочным в случае избрания в его состав двух третей от установленного числа депутатов. При неизбрании в установленный законом срок необходимого для начала работы Совета числа депутатов срок полномочий действующего Совета продлевается до избрания нового представительного органа местного самоуправления.
Порядок организации работы Совета и его рабочих органов, порядок принятия ими решений и иные вопросы деятельности Совета определяются Регламентом Совета в соответствии с действующим законодательством.
Основной формой работы Совета является сессия - общее заседание депутатов, на котором решаются вопросы, отнесенные к компетенции Совета.
Сессии Совета созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Первая сессия вновь избранного Совета созывается районной, городской, волостной избирательной комиссией не позднее 20 дней после избрания Совета.
Сессия Совета правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.
Рабочими органами Совета являются постоянные, временные комиссии и иные органы, создаваемые решением Совета в соответствии с его Регламентом.
Совет и его органы по вопросам своей компетенции принимают решения.
Права, обязанности и ответственность депутата определяются Законом Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия".
Исключительно Советом на сессии принимаются решения:
1) о принятии Устава местного самоуправления, Регламента Совета и внесении в них изменений, о символике самоуправляющейся территории;
2) об утверждении (изменении) бюджета самоуправляющейся территории и отчета о его исполнении;
3) об образовании целевых внебюджетных фондов;
4) об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, местных налогов и сборов, льгот по их уплате;
5) об утверждении планов и программ развития, в том числе социально-экономического, самоуправляющейся территории, отчетов об их исполнении;
6) о согласовании общего объема лесозаготовок и его распределения среди лесозаготовителей;
7) об образовании рабочих органов Совета и избрании их руководителей;
8) об избрании главы местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона;
9) об утверждении (избрании) и прекращении полномочий заместителей главы местного самоуправления и иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Уставом местного самоуправления;
10) о размере вознаграждения и порядке премирования должностных лиц местного самоуправления, о расходах на содержание органов местного самоуправления;
11) о даче согласия на лишение неприкосновенности депутата и главы местного самоуправления;
12) о досрочном прекращении полномочий депутата и главы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законами Республики Карелия;
13) о проведении местного референдума;
14) об отмене ранее принятых Советом на сессии решений;
15) по отчету главы местного самоуправления о своей деятельности и о работе местной администрации;
16) о вступлении в ассоциации самоуправляющихся территорий;
17) о ратификации соглашений, заключенных в соответствии со статьей 16 настоящего Закона;
18) о законодательной инициативе представительного органа;
19) о порядке и условиях приватизации муниципальной собственности;
20) о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью;
21) принятие общеобязательных правил по предметам ведения самоуправляющихся территорий, предусмотренных законодательством, Уставом местного самоуправления;
22) по иным вопросам, отнесенным законодательством, Уставом местного самоуправления, регламентом Совета к компетенции сессии Совета.
Решение Совета о досрочном прекращении полномочий депутата в соответствии со статьей 9 Закона Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия", освобождении главы местного самоуправления от занимаемой должности в соответствии со статьей 7 Закона Республики Карелии "О статусе главы местного самоуправления в Республике Карелия" считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов, избранных в Совет.
По остальным вопросам, отнесенным настоящим Законом к исключительной компетенции сессии Совета, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Совет.
Решение Совета по иным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов, присутствующих на сессии.
В случае, если глава местного самоуправления не является депутатом представительного органа местного самоуправления и не входит в его состав, Уставом он может наделяться правом отлагательного вето на решения Совета. Вето главы местного самоуправления преодолевается Советом количеством голосов, установленным настоящим Законом при принятии решения, на которое наложено вето. При этом Уставом должна предусматриваться процедура преодоления Советом отлагательного вето главы местного самоуправления в течение не более чем 15 дней со дня принятия Советом решения.
Совет осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления и местной администрации в порядке, определяемом Уставом местного самоуправления.
Руководители и иные должностные лица предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на самоуправляющейся территории, обязаны по требованию Совета или главы местного самоуправления являться на сессию Совета для ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета. Неявка указанных лиц без уважительных причин влечет в соответствии с настоящим Законом ответственность, предусмотренную за неисполнение решений Совета.
Статья 13. Глава местного самоуправления, иные должностные лица местного самоуправления
Глава местного самоуправления - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на самоуправляющейся территории.
Устав местного самоуправления определяет избрание главы местного самоуправления самоуправляющейся территории:
- в соответствии с Законом Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия";
- представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Согласно Уставу местного самоуправления избранный населением глава местного самоуправления, если он не является депутатом, может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях Совета.
Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории могут быть предусмотрены иные должностные лица местного самоуправления.
Глава местного самоуправления и иные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления в порядке, определенном Уставом местного самоуправления.
Глава местного самоуправления и иные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом. Должностные лица местного самоуправления по вопросам своей компетенции издают постановления, распоряжения и приказы.
Глава местного самоуправления:
1) организует разработку проектов решений Совета;
2) организует выполнение актов местного самоуправления;
3) представляет и защищает интересы населения самоуправляющейся территории, местной администрации в суде, Арбитражном суде, Конституционном суде, а также в соответствующих органах власти;
4) руководит деятельностью местной администрации;
5) представляет ежегодный отчет Совету о собственной деятельности и деятельности местной администрации;
6) обнародует акты местного самоуправления;
7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами, Уставом местного самоуправления.
Для реализации полномочий главы местного самоуправления в соответствии с Уставом местного самоуправления в населенном пункте (группе населенных пунктов), входящем в самоуправляющуюся территорию, назначаются или избираются управляющие.
Статья 14. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственного управления
Органы местного самоуправления могут наделяться с их согласия отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления необходимых материальных и финансовых средств.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами, законами Республики Карелия с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Контроль за реализацией переданных полномочий и использованием выделенных материальных и финансовых средств осуществляют органы государственной власти.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете по отраслям с указанием сумм финансирования по каждой самоуправляющейся территории.
При принятии решений органами государственной власти Республики Карелия, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов, размер и источники компенсации местному бюджету определяются одновременно с принятием такого решения.
За осуществление отдельных государственных полномочий Совет вправе устанавливать должностным лицам местного самоуправления и работникам органов местного самоуправления надбавку к основному вознаграждению, которая выплачивается за счет средств, передаваемых в бюджет самоуправляющейся территории органами государственного управления. Размер должностного оклада при установлении надбавки указанным лицам не должен превышать 20 минимальных размеров оплаты труда.
Органы государственной власти Республики Карелия не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления.
Органы и должностные лица местного самоуправления не могут выполнять государственные полномочия, не переданные им в установленном законом порядке.
Органы государственной власти и управления не могут финансировать осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных местному самоуправлению в установленном порядке.
Руководители территориальных органов государственного управления назначаются с уведомлением главы местного самоуправления.
Статья 15. Устав местного самоуправления самоуправляющейся территории
Каждая самоуправляющаяся территория имеет Устав, который разрабатывается на основе Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия.
В Уставе местного самоуправления указываются:
1) границы и состав самоуправляющейся территории;
2) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
3) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
4) порядок избрания главы местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
8) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
9) порядок формирования и компетенция органов территориального общественного самоуправления;
10) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Карелия;
11) порядок решения иных вопросов, отнесенных действующим законодательством к ведению органов местного самоуправления.
Устав местного самоуправления разрабатывается и принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением.
Принятый Устав направляется на регистрацию в Палату Республики Законодательного Собрания Республики Карелия в 10-дневный срок с момента принятия.
Устав местного самоуправления регистрируется Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия в соответствии с Положением о порядке регистрации уставов местного самоуправления, утвержденным Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.
Государственная регистрация Устава местного самоуправления производится в течение 20 дней с момента его поступления в Палату Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.
Изменения и дополнения в Устав местного самоуправления подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для его принятия. В этом случае представляется новая редакция Устава, который подлежит перерегистрации.
Основанием для отказа в государственной регистрации и перерегистрации Устава может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, Конституции Республики Карелия и законам Республики Карелия. В течение 2-х месяцев доработанный Устав представляется в Палату Республики. Отказ в государственной регистрации и перерегистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав местного самоуправления вступает в силу после его регистрации и официального опубликования (обнародования) представительным органом местного самоуправления в средствах массовой информации.
При образовании новой самоуправляющейся территории Устав местного самоуправления публикуется Законодательным Собранием Республики Карелия.
Действие Устава не ограничивается сроком полномочий представительного органа местного самоуправления одного созыва.
Статья 16. Право органов и должностных лиц местного самоуправления на участие в ассоциациях и на заключение соглашений
Совет вправе принимать решение о вступлении в ассоциации самоуправляющихся территорий, в том числе с участием органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации.
Ассоциациям не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Конкретные формы, цели и порядок участия органов местного самоуправления в ассоциациях определяются учредительными документами данных ассоциаций, которые не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Конституции и законодательству Республики Карелия, международным обязательствам Российской Федерации и Республики Карелия.
Уставы ассоциаций органов местного самоуправления в Республике Карелия регистрируются Министерством юстиции Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством.
Глава местного самоуправления и уполномоченные Советом лица вправе заключать соглашения о сотрудничестве, в том числе с участием органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации и других государств. Такие соглашения вступают в законную силу после их ратификации Советом.
Глава 4
Статья 17. Территориальное общественное самоуправление
В пределах самоуправляющейся территории может быть организовано территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов) и иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).
Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются, по предложению граждан, представительным органом местного самоуправления соответствующей территории.
Порядок формирования органов территориального общественного самоуправления, их компетенция устанавливаются Уставом местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Карелия.
В соответствии с Уставом местного самоуправления органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правом юридического лица.
Глава 5
Статья 18. Гарантии местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.
Статья 19. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, актов органов и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на самоуправляющейся территории предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, должностными лицами и гражданами.
Акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, невыполнение актов органов и должностных лиц местного самоуправления, непредоставление запрашиваемой Советом или главой местного самоуправления информации по вопросам, отнесенным к их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от пяти до двадцати установленных размеров минимальной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена настоящим Законом, рассматриваются судом в семидневный срок с момента поступления протокола или других материалов.
Статья 20. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Республики Карелия.
Статья 21. Право обжалования актов органов и должностных лиц местного самоуправления
Физические и юридические лица имеют право обжаловать в судебном порядке акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если эти акты нарушают права и законные интересы указанных лиц или противоречат законодательству.
Статья 22. Ограничения для работников органов местного самоуправления
Работники органов местного самоуправления, кроме технического и обслуживающего персонала, не имеют права:
а) заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или через посредников;
б) получать вознаграждение, услуги и льготы за не предусмотренное законом или Уставом местного самоуправления содействие физическим или юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении ими предпринимательской деятельности;
в) выполнять любую оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);
г) самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, за исключением некоммерческих организаций, а также за исключением случаев, когда они уполномочены представительным органом местного самоуправления представлять интересы местного самоуправления в предприятиях с долей органов местного самоуправления в уставном фонде.
В случае, если работник, указанный в части I настоящей статьи, на момент избрания (назначения, приема на работу) имеет акции (пакеты акций) акционерных обществ (за исключением открытых), в десятидневный срок после его избрания (назначения, приема на работу) он обязан нотариально передать право управления указанными акциями (пакетами акций) или передать их на возмездной (безвозмездной) основе иному юридическому или физическому лицу.
Нарушение требований настоящей статьи влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности или постановку вопроса об отзыве в отношении лиц, занимающих выборные должности.
Должностные лица местной администрации районов, городов, волостей не могут быть депутатами представительного органа местного самоуправления.
Ограничения для главы местного самоуправления и ответственность за их нарушение регулируются Законом Республики Карелия "О статусе главы местного самоуправления в Республике Карелия".
Статья 23.* Социальные гарантии должностных лиц местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, утверждаемые (избираемые) Советом на сессии, управляющие в населенных пунктах продолжают получать заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности в случаях:
а) неизбрания или неназначения на должность на новый срок полномочий после окончания этого срока;
б) при упразднении должностей в связи с реорганизацией органов местного самоуправления;
в) по решению Совета после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее 1,5 лет.
При этом за указанными должностными лицами сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности и днем поступления на другую работу не превысил одного года.
В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата из местного бюджета до уровня прежней заработной платы (с учетом индексации) в течение года со дня ухода с должности.
Положения настоящей статьи не действуют в случаях:
а) отзыва или увольнения с занимаемой должности указанных в части I настоящей статьи должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 22 настоящего Закона;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда при назначении наказания, связанного с лишением свободы;
в) выхода указанных должностных лиц на пенсию.
Социальные гарантии главы местного самоуправления регламентируются Законом Республики Карелия "О статусе главы местного самоуправления в Республике Карелия".
В случае избрания (назначения) должностными лицами администраций сельских населенных пунктов работников народного образования, здравоохранения и культуры за ними сохраняются социальные гарантии и льготы, которые им предоставлялись по прежнему месту работы.
Статья 24. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Статья 25. Надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления
Прокурор Республики Карелия и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов Республики Карелия, уставов местного самоуправления.
Статья 26. Досрочное прекращение полномочий Совета и главы местного самоуправления
Полномочия Совета прекращаются досрочно по итогам местного референдума о досрочном прекращении полномочий Совета.
Полномочия главы местного самоуправления прекращаются досрочно в соответствии с Законом Республики Карелия "О статусе главы местного самоуправления в Республике Карелия" и уставом местного самоуправления.
Статья 27. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Республики Карелия подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Уставы местного самоуправления самоуправляющихся территорий подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Нормативные правовые акты Республики Карелия до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Карелия от 19 февраля 1996 г. N 101-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.